Научная статья на тему 'Социальный интеллект как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте'

Социальный интеллект как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
526
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / VALUE / FAMILY / SOCIAL INTELLIGENCE / TEEN-AGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна, Карпова Дарья Николаевна

Представленные в статье результаты исследования показывают, что социальный интеллект является значимым фактором ценности «счастливая семейная жизнь». Ценность семьи и семейного образа жизни приоритетна для юношей и девушек, способных прогнозировать поведение на основе понимания невербального языка общения, нормативов различных социальных ролей. Однако сложности возникают при необходимости анализа ситуаций межличностного взаимодействия в динамике, поиска причинно-следственных связей посредством логических умозаключений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Intelligence As a Factor of Family Values Development in Teen-Age

The results of the research presented in the article show that the social intelligence is a significant factor of «happy family life» value. The value of a family and family way of life is a priority for young men and women, capable to predict behaviour on the basis of non-verbal communication language understanding, standards of various social roles. However, difficulties arise when we need to analyze situations of interpersonal interaction in dynamics, search for cause-and-effect relations by means of logical reasoning.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте»

УДК 159.9:316.614.5 ББК 88.4+88.5

Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент

кафедра психологии развития, акмеологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Карпова Дарья Николаевна магистрант II года обучения факультета психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Merzlyakova Svetlana Vasilievna Candidate of Psychology,

Assistant Professor Chair of Development Psychology and Acmeology Astrakhan State University Astrakhan

Karpova Darya Nikolaevna Candidate for a Master's Degree of the Second Year,

Department of Psychology Astrakhan State University Astrakhan

Социальный интеллект как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте

Social Intelligence As a Factor of Family Values Development in Teen-Age

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Трансформация представлений о семье и семейных ценностей молодежи в социально-экономических условиях современной России»»), проект № 12-06-00020

The research has been carried out with the financial support of the Russian Foundation for Humanities in the framework of the scientific-research project of the Russian Foundation for Humanities («Transformation of Family Notions and the Youth’s Family Values in Socio-Economic Conditions of Modern Russia»), project № 12-06-00020.

Представленные в статье результаты исследования показывают, что социальный интеллект является значимым фактором ценности «счастливая семейная жизнь». Ценность семьи и семейного образа жизни приоритетна для юношей и девушек, способных прогнозировать поведение на основе понимания невербального языка общения, нормативов различных социальных ролей. Однако сложности возникают при необходимости анализа ситуаций межличностного взаимодействия в динамике, поиска причинно-следственных связей посредством логических умозаключений.

The results of the research presented in the article show that the social intelligence is a significant factor of «happy family life» value. The value of a family and family way of life is a priority for young men and women, capable to predict behaviour on the basis of non-verbal communication language understanding, standards of various social roles. However, difficulties arise when we need to analyze situations of interpersonal interaction in dynamics, search for cause-and-effect relations by means of logical reasoning.

Ключевые слова: ценность, семья, социальный интеллект, юношеский возраст.

Key words: value, family, social intelligence, teen-age.

В результате социально-экономических преобразований, происходящих в современной России, происходит трансформация института семьи и брака, снижается ценность семьи и семейного образа жизни. Актуальность данного вопроса подтверждается решениями на государственном уровне. Весной 2006 г. выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, президент В.В. Путин назвал демографическую проблему самой острой в России и предложил ряд мер для ее решения. После этого 2007 год был объявлен Г одом ребенка, 2008 г. - Г одом семьи. Для достижения эффективного результата семейной политики, кроме мер экономической поддержки, необходимо опосредованное воздействие на функционирование института семьи, через формирование потребностей в семейном образе жизни, значимости семейных ценностей, подготовку молодежи к семейной жизни. Разрешение противоречия между потребностью современного российского общества в укреплении авторитета семьи в молодежной среде и необходимостью выявления психологических факторов развития семейных ценностей определяет проблему исследования.

В проведенных ранее исследованиях показано, что детерминирующими факторами ценности семьи являются маскулинно - фемининные составляющие гендера, направленность личности, эмоциональный интеллект, самоактуализация юношей и девушек [1; 2; 3; 4]. Мы предполагаем, что одним из факторов развития семейных ценностей является социальный интеллект.

Целью данного исследования является установление связи между социальным интеллектом и ценностью семьи в юношеском возрасте. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что развитие ценности семьи происходит под влия-

нием системы различных психологических факторов, одним из которых является уровень развития социального интеллекта.

Для достижения поставленной цели, проверки выдвинутой гипотезы нами были намечены и решались следующие задачи.

1. Изучить особенности развития социального интеллекта современных юношей и девушек.

2. Оценить характер связи ценности семьи с уровнем развития социального интеллекта и составляющих его компонент.

3. Для определения влияния фактора социальный интеллект на развитие ценности семьи современной молодежи построить регрессионную зависимость между указанными признаками.

В исследовании приняли участие 164 студента Астраханского государственного политехнического колледжа и Астраханского государственного университета. Из них 93 юноши и 71 девушка.

Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих диагностических методик: методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта», опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой.

Применение методики Дж. Г илфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» позволяет не только измерить общий уровень развития социального интеллекта, но определить частные способности к пониманию поведения людей.

Опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» позволяет определить структурно -содержательные характеристики системы ценностных ориентаций юношей и девушек. С помощью указанной методики определена значимость ценности «счастливая семейная жизнь».

Для проведения аналитического этапа мы использовали математикостатистические методы, которые позволили нам установить достоверность ре-

зультатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 19. В анализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерий Манна-Уитни, корреляция Спирмена, порядковая регрессия.

На первом этапе испытуемые были опрошены с помощью теста Гилфорда

- Салливен, методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой. Круговая диаграмма (см. рис. 1) наглядно демонстрирует нам, что в исследуемой выборке у 0,6 % (1 чел.) наблюдается низкий уровень, 50,6 % (83 чел.) - уровень ниже среднего, 45,1 % (74 чел.) - средний уровень, 3,7 % (6 чел.) - уровень выше среднего развития социального интеллекта. Таким образом, большинство современных юношей и девушек могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения других людей, что во многом может усложнить взаимоотношения в ситуациях дружеского, интимного и семейного общения.

Далее с помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки мы установили, что распределение субтестов, интегрального показателя социального интеллекта значимо отличается от нормального закона, поэтому для проверки статистических гипотез мы использовали непараметрические критерии. В

социальный

интеллект

низкий

социальный

г;

Рис. 1. Результаты диагностики социального интеллекта в

юношеском возрасте

результате применения критерия Манна-Уитни установлено, что между юношами и девушками существуют достоверные различия в уровне развития социального интеллекта и составляющих его компонент (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей развития социального интеллек-

та у юношей и девушек

Переменные Значение U - критерия Уровень значимости

Субтест «истории с завершением» 2365,000 0,002

Субтест «группы экспрессии» 1766,000 0,000

Субтест «вербальная экспрессия» 2167,500 0,000

Субтест «истории с дополнением» 1585,000 0,000

Интегральный показатель социального интеллекта 1509,000 0,000

Рис. 2 наглядно демонстрирует нам, что у девушек в большей степени развита способность понимать самого себя, других людей и прогнозировать межличностные взаимоотношения, так как средние значения по частным способностям к пониманию поведения людей и интегрального показателя соответствуют среднему уровню развития социального интеллекта. В группе юношей мы наблюдаем показатели, соответствующие уровню социального интеллекта ниже среднего по субтестам «вербальная экспрессия», «истории с дополнением» и тесту в целом. Следовательно, юноши могут ошибаться в интерпретации слов собеседника, так как без учета контекста ситуации общения и особенностей взаимоотношений между людьми они неадекватно распознают смысл вербального сообщения. Более того, низкая способность понимать логику развития си-

туаций межличностного взаимодействия, приводит к тому, что у юношей снижается возможность социальной адаптации.

.0

X

.0

Щ .г

Ч §

£ ° о ^

о Ф

ЕЕ *

^ Ей

0 > !

5Е §

X го

1 *

си и X

30

25

20

15

10

5

0

Субтест «истории с завершение

Субтест Субтест

«группы «вербальна

экспрессии \\ я 31/гппоггма\\

Субтест

«истории

дополнен

Рис. 2. Различия между юношами и девушками в уровне развития социального интеллекта и составляющих его ком понент

Для выявления связи ценности семьи и социального интеллекта мы вы числили коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Из табл. 2 видно, что ценность семьи положительно коррелирует с субтестом «истории с завершением» и интегральным показателем социального интеллекта. То есть юноши и девушки, для которых ценность «счастливая семейная жизнь» является высокозначимой, умеют прогнозировать события на основе понимания невербальных реакций участников коммуникации и знания нормо-ролевых моделей и правил поведения людей, что способствует их успешной социальной адаптации. Отрицательная корреляция на уровне статистической значимости (р < 0,05) ценности семьи и субтеста «истории с дополнением» свидетельствует о том, что молодые люди испытывают затруднения в анализе ситуаций межличностного взаимодействия в динамике. Сложности возникают при необходимости путем логических умозаключений определить неизвестные фрагменты ситуаций взаимодействия, найти причины и значение определенного поведения людей в этих ситуациях.

Таблица 2

Связь ценности семьи и социального интеллекта в юношеском возрасте

Переменные Значение коэффициента корреляции Уровень значимости

Ценность счастливая семейная жизнь Субтест «истории с завершением» 0,224150 0,003910

Субтест «группы экспрессии» 0,058390 0,457680

Субтест «вербальная экспрессия» 0,128298 0,101584

Субтест «истории с дополнением» -0,161969 0,038260

Инт еграл ьный показатель социального интеллекта 0,279017 0,000297

Для изучения влияния параметров социального интеллекта на ценность семьи мы использовали порядковую регрессию, которая позволяет моделировать зависимость переменной «счастливая семейная жизнь» от набора предикторов: «истории с завершением», «группы экспрессии», «вербальная экспрессия», «истории с дополнением», интегральный показатель социального интеллекта, распределение которых значимо отличается от нормального закона. Построенная регрессионная модель имеет высокий уровень значимости, так как статистика критерия хи-квадрат % = 55,770 при уровне значимости р < 0,001. Из таблицы коэффициентов регрессии (см. табл. 3) видно, что существенный

вклад в объяснение дисперсии отклика вносят субтесты «истории с завершением», «истории с дополнением», так как значимость критерия Вальда меньше

0,05.

Таблица 3

Коэффициенты регрессии

Показатель Значение статистики Вальда Уровень значимости

Субтест «истории с завершением» 30,563 0,000

Субтест «группы экспрессии» 0,001 0,980

Субтест «вербальная экспрессия» 0,331 0,565

Субтест «истории с дополнением» 38,507 0,000

Интегральный показатель социального интеллекта 0,184 0,668

Примечания: применяется функция связи логит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, порядковая регрессионная модель, является адекватной и объясняет более 29 % общей дисперсии отклика, так как коэффициент множественной детерминации Я - квадрат Нэйджелкерк равен 0,292. Этот факт указывает на то, что социальный интеллект является одним из факторов, определяющим развитие ценности семьи современных юношей и девушек.

Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Для большинства опрошенных студентов установлено, что уровень развития социального интеллект в юношеском возрасте соответствует среднему и ниже среднего. У девушек в большей степени развита способность к пониманию поступков, действий, речи и невербального поведения людей. Юноши испытывают трудности при вербальном общении, анализе ситуаций межличностного взаимодействия. Как следствие, юноши хуже по сравнению с девушками адаптируются к различным взаимоотношениям между людьми: семейным, дружеским, деловым и т.д.

2. При высокой значимости ценности семьи у студентов наблюдается развитие способности прогнозировать события на основе понимания невербального общения, знаний норм и правил поведения людей. При этом возникают сложности при анализе ситуаций межличностного взаимодействия в динамике, поиске причинно-следственных связей.

3. Социальный интеллект является немаловажным фактором, определяющим значимость ценности «счастливая семейная жизнь» современной молодежи, на что указывает построенная регрессионная модель на уровне высокой статистической значимости.

4. Подготовка современной молодежи к семье и браку окажется эффективной при организации психолого-педагогического сопровождения, направленного на оказание помощи юношам и девушкам в развитии социального интеллекта, который определяет успешность общения и социальной адаптации.

Библиографический список

1. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Маскулинность - фемининность личности как фактор развития ценности семьи современной молодежи [Текст] // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики.- 2011 - № 1. - Брянск: РИО БГУ, 2011. - С. 215-220.

2. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек [Текст] // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики.- 2010. - № 1. - Брянск: РИО БГУ, 2010. - С. 145-149.

3. Мерзлякова С.В. Самоактуализация как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - С. 97-108.

4. Мерзлякова С.В., Михайлова Н.В. Связь ценности семьи с уровнем развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2011. №4. Шифр Ин-формрегистра 0421100093\0287. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-4-2011/psycological sciences/Merzlyakova.pdf

Bibliography

1. Kameyev, R.K., Merzlyakova, S.V. Person’s Masculinity - Femininity As a Factor of Family Values Development of Modern Youth [Text] // The Bryansk State University Herald: General Pedagogics. Professional Pedagogics. Methodology and Research Methods. Psychology. Private Methods. - 2011 - № 1. -Bryansk: Printing and Publication Department of BSU, 2011. - P. 215-220.

2. Karneyev, R.K., Merzlyakova, S.V. Compavative Research of Inter Connection Peculiarities of Family Values and Personal Motivations of Boys and Girls [Text] // The Bryansk State University Herald: General Pedagogics. Professional Pedagogics. Methodology and Research Methods. Psychology. Private Methods.

- 2010 - № 1. - Bryansk: Printing and Publication Department of BSU, 2010. -P. 145-149.

3. Merzlyakova, S. V. Self-Actualization in Teen-Age [Text] // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2011. - No. 6. - P. 97-108.

4. Merzlyakova, S. V., Mikhaylova, N. V. Connection Between Family Value and the Level of the Youth’s Emotional Intelligence Development // Theory and Practice of Social Development [Electronic Resource]. - 2011. - No.4. - Code 0421100093\0287. - Access Mode: http://teoria-practica.ru/-4-2011/psycological sciences/Merzlyakova.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.