Научная статья на тему 'Духовно-нравственное развитие студентов в контексте реализации проекта "Возрастание сознания: образование, культура, духовность"'

Духовно-нравственное развитие студентов в контексте реализации проекта "Возрастание сознания: образование, культура, духовность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ORTHODOX VALUES / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / СПЕЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SPECIALLY-ORGANIZED EDUCATIONAL SPACE / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова И. В., Карлов Г. П., Мухаметрахимова О. С., Трошкина Д. В.

В статье обозначаются задачи высшей школы в духовно-нравственном развитии студенчества. Важнейшие задачи развития студенчества формирование гражданской ответственности, профессионального самосознания, российской идентичности, духовности, нравственности и культуры, целеустремленности, самостоятельности. Проблемы развития, воспитания и обучения взаимосвязаны, так как данные процессы оказывают влияние на обучаемого, как единое целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающихся и воспитательных действий на развитие человека. Поэтому перед преподавателями высшей школы возникает задача организации совместного образовательного пространства для духовно-нравственного развития, воспитания и профессионального самоопределения студенческой молодежи. Носителем традиционных ценностей является Русская Православная Церковь. Духовная жизнь человека в России в основе своей опирается на православную традицию и историю. Специально-организованным пространством для развития духовно-нравственных ценностей студентов послужило пространство проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность», ставшего победителем открытого международного грантового конкурса «Православная инициатива 2015 2016». Целью проекта является объединение ресурсов государственных, некоммерческих, общественных организаций и Русской Православной Церкви в образовательном пространстве для формирования духовно-нравственных ценностей студенчества. Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется в проекте через приобщение студентов к культуре, истории православия, искусству, живописи, духовной музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE PROJECT “INCREASE OF CONSCIOUSNESS: EDUCATION, CULTURE, SPIRITUALITY”

The article points at task of spiritual and moral development of students in a higher education school. The most important task of the student is the formation of civil liability, professional consciousness, Russian identity, spirituality, morality and culture, commitment, self-reliance. The problems of development, education and training are interrelated, since these processes have an impact on the student as a whole. In practice, it is difficult to identify the scope of the exclusive influence of students and educational activities on human development. Therefore, before high school teachers there is a problem of organization of joint educational space for the spiritual and moral development, education and professional self-determination of students. The Russian traditional values are mainly kept by the Russian Orthodox Church. The spiritual life of a man in Russia is based on the Orthodox tradition and history. Specially-organized space for the development of spiritual and moral values of students serves as the space project “Increasing awareness: education, culture and spirituality”, which became a winner of an open international grant competition “Orthodox Initiative in 2015-2016”. The aim of the project is to combine the resources of government, non-profit, non-governmental organizations and the Russian Orthodox Church in the educational space for the formation of spiritual and moral values of students. Formation and development of spiritual and moral potential of the project is implemented through familiarizing students to the culture, the history of Orthodoxy, art, painting, spiritual music.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное развитие студентов в контексте реализации проекта "Возрастание сознания: образование, культура, духовность"»

• высокой мотивации и осознанного отношения к службе в ВС, готовности к защите РФ, верности военной присяге, готовности выполнять приказы командира;

• морально-психологических и военно-профессиональных качеств, стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению военной специальности;

• высокой дисциплинированности, уважитель ого отношения к сослуживцам, воинскому товариществу;

• мировоззренческих позиций на основе лучши воинских традиций;

• трудолюбия, добросовестного отношения к службе, стремление в совершенстве овладеть воинской специальностью;

• общей культуры и высоких морально-нравст нных качеств [1].

По сути своей, сформулированные требования к организации работы с личным составом в ВС РФ раскрывают основные качества военнослужащего, определяющие его имидж. Все они образуют систему.

Чтобы понять, как их формировать и развивать, проанализируем свойства такой системы. В качестве примера рассмотрим структурные компоненты воинского подразделения как системы (рис. 1). Эта система включает: военнослужащего, военачальника, средства коммуникации, цель, результат, внешнюю среду.

Все элементы системы не рядоположенные, они принадлежат к разным понятийным системам. Однако, эта система функциональна, потому что все её элементы взаимодействуют и связаны причинно-следственными связями.

Субъекты этой системы (военнослужащий, военноначаль-ник) взаимодействуют друг с другом через совокупность объектных элементов - средства коммуникации, включающие разные виды и формы общения, сотрудничества. По сути своей, средства коммуникации являются каналами информации между военнослужащим и командиром. Выбор их определяется целями, а результат - знанием и пониманием того, что эти средства будут эффективны, если применять их в соответствии с закономерностями взаимодействия и признаками самоорганизующихся систем.

Внешняя турдл: ниумлтквные документы МО РФ

Военнослужащий

Средству коммуникации

Военачальник

Рис. 1. Модель взаимосвязи компонентов системы: военнослужащий - военачальник компоненты

В заключении отметим, что все социальные системы, а системы, описанные выше (военнослужащий, воинское подразделение), относятся к таким, характеризуются совокупностью признаков. Они открытые, нелинейные, необратимые, десси-пативные (более организованные за счет энергии, которую они заимствуют из окружающей среды). Неустойчивость системы обнаруживает значимые отличия между устойчивыми и неустойчивыми коллективными движениями (модами). Устойчивые моды подстраиваются под неустойчивые образования, поэтому могут быть исключены, при этом число степеней свободы у системы может быть уменьшено. Так работает лазер, подобные процессы характерны и для социальных систем, например, воинского подразделения (военнослужащего). Эти системы могут повести себя как саморганизующиеся в условиях сильного отклонения от равновесия при прохождении точек бифуркации, при этом стать упорядоченными.

Библиографический список

1. Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации. Москва, 2016.

2. Карасов И.Д. Ресурсы, механизмы и показатели профессионально-личностного имиджа военнослужащего. Материалы XI между-нар. конференции, 25 декабря, Краснодар, 2015: 96 - 98.

3. Алехин, И.А. Сливин Т.С. Перспективы военного образования в Росси. Мир образования - образование в мире. 2013; 32 - 36.

4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Москва: Педагогика, 1982.

5. Садовский В.Н. Основание общей теории систем: логико-методологический анализ. Москва: Наука, 1974.

6. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. Москва: Наука, 1980.

7. Подкин, Ю.Г. Алгоритмы учебного и научного поиска. Ижевск: Издательство ИжГТУ, 2000.

8. Усольцев А.П. Синергетика педагогических систем. Екатеринбург: Уральский государственный педуниверситет, 2005.

9. Усольцев А.П. Основные противоречия развития педагогической системы. Екатеринбург: Уральский государственный педуниверситет, 2016.

References

1. Ob organizaciiraboty s lichnym sostavom v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Moskva, 2016.

2. Karasov I.D. Resursy, mehanizmy i pokazateli professional'no-lichnostnogo imidzha voennosluzhaschego. Materialy XI mezhdunar. konferencii, 25 dekabrya, Krasnodar, 2015: 96 - 98.

3. Alehin, I.A. Slivin T.S. Perspektivy voennogo obrazovaniya v Rossi. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2013; 32 - 36.

4. Babanskij Yu.K. Problemy povysheniya 'effektivnosti pedagogicheskih issledovanij. Moskva: Pedagogika, 1982.

5. Sadovskij V.N. Osnovanie obschej teorii sistem: logiko-metodologicheskij analiz. Moskva: Nauka, 1974.

6. Anohin P.K. Uzlovye voprosy teorii funkcional'noj sistemy. Moskva: Nauka, 1980.

7. Podkin, Yu.G. Algoritmy uchebnogo inauchnogo poiska. Izhevsk: Izdatel'stvo IzhGTU, 2000.

8. Usol'cev A.P. Sinergetika pedagogicheskih sistem. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj peduniversitet, 2005.

9. Usol'cev A.P. Osnovnye protivorechiya razvitiya pedagogicheskoj sistemy. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj peduniversitet, 2016.

Статья поступила в редакцию 20.12.16

УДК 37.06

Klimova I.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Siberian State Aerospace University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

Karlov G.P., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Director of Institute of Additional Education, Siberian State Aerospace University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

Muhametrahimova O.S., methods specialists, Department of Advanced Training of Teachers, Siberian State Aerospace University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

Troshkina D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian State Aerospace University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE PROJECT "INCREASE OF CONSCIOUSNESS: EDUCATION, CULTURE, SPIRITUALITY". The article points at task of spiritual and moral development of students in a higher education school. The most important task of the student is the formation of civil liability, professional consciousness, Russian identity, spirituality, morality and culture, commitment, self-reliance. The problems of development, education and training are interrelated, since these processes have an impact on the student as a whole. In practice, it is difficult to identify the scope of the exclusive influence of students and educational activities on human development. Therefore, before high school teachers there is a problem of organization of joint educational space for the spiritual and moral development, education and professional self-determination of students.

The Russian traditional values - are mainly kept by the Russian Orthodox Church. The spiritual life of a man in Russia is based on the Orthodox tradition and history. Specially-organized space for the development of spiritual and moral values - of students serves as the space project "Increasing awareness: education, culture and spirituality", which became a winner of an open international grant competition "Orthodox Initiative in 2015-2016". The aim of the project is to combine the resources of government, non-profit, non-governmental organizations and the Russian Orthodox Church in the educational space for the formation of spiritual and moral values - of students. Formation and development of spiritual and moral potential of the project is implemented through familiarizing students to the culture, the history of Orthodoxy, art, painting, spiritual music.

Key words: spirituality, morality, spiritual and moral development, Orthodox values, Russian Orthodox Church, specially-organized educational space, project, project activities.

И.В. Климова, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]

Г.П. Карлов, канд. техн. наук, доц., директор Института дополнительного образования, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]

О.С. Мухаметрахимова, методист факультета повышения квалификации преподавателей, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]

Д.В. Трошкина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ВОЗРАСТАНИЕ СОЗНАНИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, ДУХОВНОСТЬ»

В статье обозначаются задачи высшей школы в духовно-нравственном развитии студенчества. Важнейшие задачи развития студенчества - формирование гражданской ответственности, профессионального самосознания, российской идентичности, духовности, нравственности и культуры, целеустремленности, самостоятельности. Проблемы развития, воспитания и обучения взаимосвязаны, так как данные процессы оказывают влияние на обучаемого, как единое целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающихся и воспитательных действий на развитие человека. Поэтому перед преподавателями высшей школы возникает задача организации совместного образовательного пространства для духовно-нравственного развития, воспитания и профессионального самоопределения студенческой молодежи.

Носителем традиционных ценностей является Русская Православная Церковь. Духовная жизнь человека в России в основе своей опирается на православную традицию и историю.

Специально-организованным пространством для развития духовно-нравственных ценностей студентов послужило пространство проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность», ставшего победителем открытого международного грантового конкурса «Православная инициатива 2015 - 2016». Целью проекта является объединение ресурсов государственных, некоммерческих, общественных организаций и Русской Православной Церкви в образовательном пространстве для формирования духовно-нравственных ценностей студенчества. Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется в проекте через приобщение студентов к культуре, истории православия, искусству, живописи, духовной музыке.

Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственное развитие, православные ценности, русская православная церковь, специально-организованное образовательное пространство, проект, проектная деятельность.

Молодёжь XXI века как никогда нуждается в идеях добра, любви, сопричастности к проблемам и делам России, а это требует объединения усилий, осуществления сотрудничества в областях образования, культуры, искусства Православных ценностей, направленных на формирование и развитие духовного начала в человеке.

Поэтому одной из важнейших задач высшей школы является эффективная организация образовательного процесса с целью духовно-нравственного развития и профессионального самоопределения студенческой молодежи, так как становление молодого поколения предполагает не только развитие познавательных способностей, но и присвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу истории и культуры.

Как отмечал в своё время в послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин, «...сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, -

дефицит того, что всегда, во все времена исторические события делали нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [1].

От уровня духовности и нравственности каждого из нас зависит безопасность и судьба страны.

Духовность и нравственность являются той цементирующей силой, которая объединяет народ, помогает мобилизовать все внутренние резервы при возникновении опасности.

Духовность и нравственность общества являются иммунитетом народа, противостоящим внутренним социальным болезням и внешним «инфекциям».

В связи с этим В.В. Путин заявил о необходимости поддержать институты - носители традиционных ценностей, одним из которых является Русская Православная Церковь. Духовная жизнь человека в России в основе своей опирается на православную традицию и историю.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём выступлении 21 июля 2016 года в Казанском кремле отметил: «Духовный рост - это, в первую очередь, преодоление своих

собственных проблем, разрешение своих сомнений, обуздание своих страстей, формирование благочестивого строя жизни...» [2].

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - Архиепископ Лука писал своему сыну Михаилу: «Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако врачебной и научной работы я не намерен оставлять». И еще: «О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его...» [3]. Таковы глубокие переживания и порывы души человеческой.

Важнейшие задачи развития студенчества - формирование гражданской ответственности, профессионального самосознания, российской идентичности, духовности, нравственности и культуры, целеустремленности, самостоятельности.

Писатель Федор Михайлович Достоевский остро поставил ряд кардинальных для человечества тем и проблем:

- какова природа добра и зла;

- как уживаются в душе человека стремление к саморазрушению и самовосстановлению - «идеал содомский» с «идеалом Мадонны»;

- в чём сущность и назначение жизни;

- как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения достоинства личности [4].

Ответы на эти и другие «вечные» вопросы, над которыми издревле бьётся человеческое сознание, выдающийся художник и мыслитель оставил в своих произведениях, которые сегодня воспринимаются как пророчество, провозвестие, как дар и задание непрестанного совершенствования.

Следует подчеркнуть, что проблемы развития, воспитания и обучения взаимосвязаны, так как данные процессы оказывают влияние на обучаемого, как единое целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающихся и воспитательных действий на развитие человека. Ещё Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» [5]. Поэтому перед преподавателями высшей школы возникает задача организации совместного образовательного пространства для духовно-нравственного развития, воспитания и профессионального самоопределения студенческой молодёжи.

Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

«Нравственность» представляется как внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

Известны различные подходы к назначению воспитания, самоопределения и развития студенчества. Традиционное направление подразумевает, что воспитание, самоопределение и развитие должно быть направлено на формирование личности студента в соответствии с существующим общественным идеалом. В другом подходе, акцентируется взгляд на студента как сформировавшуюся личность, которая не нуждается во внешнем каком-либо вмешательстве. А для современной психолого-педагогической теории и практики ведущее значение приобретает понимание воспитания, профессионального самоопределения как средства, направленного на создание условий для саморазвития, самоопределения и самовоспитания личности студента, присвоения ею духовно-нравственных ценностей, истории и культуры бытия.

Теоретически в педагогике и психологии процесс духовно-нравственного развития определяется как осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [6].

В рамках образовательного пространства вуза духовно-нравственное воспитание и профессиональное самоопределение рассматривается как целенаправленная содержательная профессиональная деятельность преподавателей, которая содействует духовно-нравственному развитию личности студента, приобщению ее к истории, культуре, становлению как стратега собственной жизни.

Содержание духовно-нравственного развития студентов в высшей школе предусматривает проектирование совместного образовательного пространства с учетом психологических осо-

бенностей данной возрастной группы. Ведущая особенность юношеского возраста обозначается в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и профессиональном самоопределении. Ведущая потребность у студентов - это потребность в самореализации: личностной и профессиональной.

Опираясь на утверждение известного советского психолога А.Н. Леонтьева о том, что каждое качество человека формируется в адекватной его природе деятельности, можно утверждать, что духовно-нравственные качества студентов должны формироваться в специальным образом организованной проектно-об-разовательной деятельности вуза.

Специально-организованным пространством для развития духовно-нравственных ценностей студентов послужило пространство проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность». Данный проект реализуется кафедрой педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного аэрокосмического университета имени Решет-нева (СибГАУ) города Красноярска с 25 апреля 2016 года. Проект стал победителем открытого международного грантового конкурса «Православная инициатива 2015 - 2016».

Целью проекта является объединение ресурсов государственных, некоммерческих, общественных организаций и Русской Православной Церкви в образовательном пространстве для формирования духовно-нравственных ценностей студенчества.

Целевая группа проекта - специалисты, руководители образовательных, социальных и медицинских учреждений, преподаватели, студенты психолого-педагогических специальностей и социальной работы вуза, волонтеры, представители некоммерческих и общественных организаций.

В рамках проекта решаются следующие задачи:

- расширение спектра взаимодействия субъектов образовательного пространства вуза с Русской Православной Церковью;

- реализация системы совместных мероприятий вуза и Русской Православной Церкви, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей у субъектов образовательного пространства вуза;

- организация Церковно-светского партнерства через сотрудничество и взаимодействие;

- раскрытие механизма церковно-светского взаимодействия;

- осуществление консультативной и методической поддержки благополучателей в условиях реализации проекта.

Проведенные мероприятия, реализующие цели и задачи проекта:

- экскурсия и благотворительный субботник в музейно-про-светительском центре духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом»;

- благотворительный концерт вокальной классической музыки (солисты: Алла Жарова, Герман Ефремов, Алексей Моргунов);

- организации и проведении праздничного мероприятия в честь Святой Пасхи - «Пасхальный бал»;

- участие в коллективном субботнике на Троицком кладбище (уборка братских могил солдат ВОВ);

- лекция-дискуссия «Роль в православия в культуре и истории нашего Отечества»;

- встреча с поэтом и президентом Союза писателей и Союза журналистов Республики Черногория Новица Джуричем;

- акция «Добрые дела» в МБУСО «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» города Красноярска;

- посещение Храма Святителя Николая «Знакомство с жизнью и деятельностью Архиепископа Святого Луки (Войно-Ясе-нецкого);

- обучающий семинар «Механизмы церковно-светского сотрудничества» - СибГАУ совместно с Архиерейским образовательным центром Красноярской епархии (АОЦ КЕ РПЦ);

- развивающий семинар «Гармония всеобщего и единичного в образе Святой Троицы на примере иконы Андрея Рублева «Троица»» с целью выявления и освоения смыслов Святой Троицы - СибГАУ совместно с АОЦ КЕ РПЦ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все мероприятия проекта наполнены благотворительностью, трудолюбием и милосердием, которые являются фундаментальными историческими традициями, свойственными православному обществу.

Взаимоотношения между участниками проекта организуются таким образом, что в них воплощается модель духовно-нравственных качеств, которыми обучающиеся должны овладевать:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.