Научная статья на тему 'Психология в обеспечении информационной безопасности личности и общества'

Психология в обеспечении информационной безопасности личности и общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1372
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология в обеспечении информационной безопасности личности и общества»

значимости здоровья как основной составляющей полноценного и конструктивного развития, как конкретного человека, так и целого сообщества.

В сложившихся условиях здоровье выступает как фундаментальная проблема человечества, актуальная на любом этапе его биологической, социальной и духовной жизни. Такое исключительное положение здоровья делает его одной из главных областей национальной политики и предметом всестороннего исследования. Становится очевидным, что для полного осмысления проблемы здоровья необходимо расширение и углубление знаний о человеке, а также совершенствование оздоровительных технологий. По свидетельству В.М. Розина, «...сегодня приходит осмысление того факта, что без кардинального пересмотра понятий «здоровье» и «болезнь» едва ли возможно дальнейшее развитие медицины» (2000). А на наш взгляд, в это утверждение следует добавить и образование.

Мы считаем, что обеспечить формирование психического и физического здоровья возможно различными методами. Один из таких методов - психолого-пе-дагогическое сопровождение данного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение - это комплексный метод, направленный на оптимальный выбор человека в условиях многофакторного влияния и обеспечивающий создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

В нашей работе предлагается программа исследования проблемы формирования психического и физического здоровья как целевой установки образования и возможности её реализации в современной школе. Основные этапы исследования: исходная диагностика состояния здоровья участников образовательного процесса; разработка технологий мониторинга состояния здоровья; разработка программы психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, одной из важных задач современного этапа модернизации образования должно стать формирование как психического, так и физического здоровья подрастающего поколения, которое возможно обеспечить организацией пси-холого-педагогического сопровождения процесса здоровьеформирования.

Неиомиящий А.В. (Таганрог)

ПСИХОЛОГИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

В жизнедеятельности каждого отдельного человека и социальных систем различного уровня, от малых групп до государств, все более актуальной и зримой становится извечная проблема обеспечения информационной безопасности. Её актуальность обусловлена непрерывностью существования двух базовых концепций и процессов социального бытия - содействия и противодействия. При этом развитие современной цивилизации технократического характера, в основном, стимулируется процессами противодействия, что наиболее наглядно проявляется в самом ходе технического прогресса, направленного первостепенно на совершенствование оружия противодействия и, соответственно, средств защиты от воздействия этого оружия. Мы видим, как с развитием науки контактное оружие (луки, ружья, автоматы, пушки и т.п.) уступает лидерство энергетическому оружию (ядерное, термоядерное, нейтронное.), а последнее со временем уходит на второй план и уступает первое место информационно-психологическим средствам поражения противника.

С появлением современного информационного оружия война приобрела принципиально новое качество - непрерывность, что поставило человечество под угрозу полного самоуничтожения. Собственно, именно этот факт и определяет пер-

востепенную актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности личности, организации, любого государства и мира людей в целом.

Многовековое существование этой проблемы жестко детерминируется двумя факторами, лежащими в основе самой структурной организации человека: весьма ограниченными возможностями сенсорных систем в плане приема и обработки информации (по сенсорным каналам информация проходит только в крайне узких частотных диапазонах, вследствие чего в нашем сознании отображается не весь реальный мир, а только его сенсорная модель), и неупорядоченностью (множественной противоречивостью) мотивационной сферы личности. Вследствие этого процессы противодействия в механизме принятия решений (борьба гипотез из-за недостатка информации и борьба мотивов из-за их избытка) зарождаются внутри самой системы управления человеком, что затем приводит и к их внешним проявлениям - от войны с Миром, до непрерывной войны с самим собой, к сожалению, нередко завершающейся самоубийством - действием, не имеющем под собой никакого логического основания, но зато имеющем известную причину - чувство безвыходности, вызванное элементарным неведением, неутоленной жаждой обладания чем-либо или кем-либо, неуемной гордыней и, в целом, непониманием сути происходящих с человеком процессов, т.е. поражением в той или иной информационной войне.

Проблема еще заключается и в том, что в самых удачных современных войнах солдаты и офицеры распознаются только специалистами, поскольку они одеты не в «камуфляж», а в репортерские курточки или костюмы от Армани, и пахнет от них не многотрудным потом окопной жизни, а утонченными духами. Их атаке подвергаются именно эти две всегда уязвимые стороны механизма принятия решений -информационная и психологическая. А эффективность и мощь информационнопсихологического оружия настолько велика, что под его воздействием, как показала история, разрушаются не только личностные структуры каждого отдельного человека, подвергающегося нападению, но и целые государства.

Ведение информационно-психологических войн провоцируется самой ситуацией в мире и отличительной особенностью настоящего времени, как это широко проиллюстрировано в Доктрине информационной безопасности России. Речь идет о возросшей степени информационной открытости общества, создаваемой средствами новых информационных и телекоммуникационных технологий и подогреваемой заносимыми извне идеями создания в России «открытого общества», без которого она якобы не в состоянии стать полноправным членом мирового сообщества. Здесь нельзя не отметить, что сами генераторы идеи «открытого общества» предпринимают титанические усилия по информационной защите, т.е. по закрытости своего общества. И задача открыть противника, закрывая при этом себя, всегда свидетельствует о существовании плана подготовки информационной интервенции, т.е. начала новой или продолжения уже ведущейся информационной войны.

Драматизм ситуации заключается в том, что вне зависимости от нашего миролюбия и желания мы постоянно находимся в состоянии атакуемых и при желании остаться самими собой вынуждены предпринимать все необходимые меры для обеспечения своей информационной безопасности.

Наиболее важным и уязвимым звеном социальной системы является молодежь. Важность сохранности этого звена обуславливается непосредственной зависимостью от него будущего состояния системы, т.е. направленности ее движения -к прогрессу или к деградации. Все активные участники информационных взаимодействий осознают, что система развивается, если молодежь опережает в своем развитии поколение родителей. Она находится в застое, если дети остаются на уровне развития родителей. И система деградирует, если дети отстают в своем развитии от родителей. Интуитивное или осознанное понимание всеми этого закона приводит к

направлению противником острия информационной атаки именно на молодежь. Эта часть социума наиболее уязвима потому, что сознание молодежи всегда направлено на интенсивный прием информации (что необходимо для развития личности), а аппарат анализа входной информации еще не достаточно защищен от сбоев из-за множественности одновременно актуализированных потребностей и мотивов, связанных с необходимостью создания и организации каждым молодым человеком того психологического пространства жизнедеятельности, которое принято называть индивидуальным.

Множественность мотивов расшатывает целевую структуру личности и делает неустойчивым ее основание - идеологическую платформу бытия, поэтому идеологический пласт в индивидуальном сознании личности и общественном сознании социальной системы также являет собой ту цель, на которую направляется информационное оружие с целью поражения этого наиболее важного объекта, обеспечивающего направленность и целесообразность жизнедеятельности социальной системы.

Поражение идеологического пласта равносильно выводу из строя навигационной системы космического корабля, что неизбежно ведет к его уничтожению. Именно поэтому в свое время бывший шеф ЦРУ Ален Далесс, говорил: «Русский народ - народ идейный, надо подменить его истинные идеи ложными, и он сам уничтожит себя». Его последователи рьяно продвигают в российское общество идею деидеологизации общества, чего в природе социального бытия не может быть теоретически, ибо социум при этом распадается на составные элементы, теряя свойства системности и целостности. На практике эти призывы призваны закамуфлировать внедрение в систему Российского государства информационного агента противника - теневую идеологию тотальной коммерциализации всех слоев населения с целью превращения России в некое подобие страны купцов и менял, неспособных к самостоятельному производству материальных и духовных ценностей. В случае достижения этой цели Российская государственность будет утрачена, что и являет собой вековую мечту очень многих политиков, страдающих манией вседержитель-ства и нашедших ныне себе прекрасное информационное прикрытие под флагами идеи глобализации экономики.

Идейный пласт личности формируется в образовательных системах страны коими, как известно, являются многие социальные институты: от семьи и дошкольных учреждений до системы высшего образования. Вследствие этого естественным является тот факт, что именно эти системы в процессе информационной войны попадают под самый мощный удар, и именно из них в России был организован грандиозный отток интеллектуальных, финансовых и энергетических ресурсов, благодаря чему многие дошкольные учреждения были попросту закрыты, школы получили «новые» учебники, что по данным экспертов привело к множественным психическим расстройствам учащихся из-за диссонирующего взаимодействия российской и западной ментальностей, вузы страны (по данным Генпрокуратуры РФ) из-за оттока умов только в Америку потеряли около ста тысяч докторов наук и профессоров, (что по американским оценкам соответствует финансовым потерям только на подготовку этих специалистов в размере около двух триллионов долларов). Кроме того, все работники образовательных систем утратили свой социальный статус, неразрывно связанный с уровнем оплаты их труда.

Итоговым результатом этих информационных интервенций, направленных на снижение потенциала молодежи как гаранта будущего страны, явились резкое снижение образовательного и общекультурного уровней многомиллионных масс и кризис в молодежной среде, которая уподобилась судну, плавающему в бурном море социальных реконструкций без каких либо надежных навигационных систем и сис-

тем обеспечения жизнедеятельности, например стипендии, которой до перестройки хватало на питание студента и его проживание в общежитии. Выдвигаемый в качестве прикрытия информационных агентов тезис об «отсутствии в России денег на образование и другие социальные нужды» справедлив только во второй его части. Что же касается первой (отсутствие в России денег), то он является, мягко говоря, ошибочным, ибо наша страна в результате перестройки по данным целого ряда источников только нефти производит в пять - шесть раз больше, чем при «социализме», а стало быть, во столько же раз больше получает тех самых пресловутых нефтедолларов, о которых с такой издевкой любили говорить наскоро испеченные из старых «коммунистов» новые «демократы», обещавшие стране новую жизнь, основанную на экспорте продуктов производства, а не на расхищении ее сырьевых ресурсов. И здесь мы видим стандартный прием информационной войны: замешать правду с ложью и подать противнику к обеду под соусом как бы очевидной, но на самом деле мнимой истины.

Было бы наивным полагать, что на достигнутом результате кто-либо из информационных агрессоров и террористов остановится: нападающая сторона не прекращает своих атак, а российской системе образования остается только укреплять свою оборону, поскольку по своей сути она никогда не была стороной нападающей, даже когда это нападение было бы необходимым для самообороны.

В целом, построение «оборонительной системы», обеспечивающей гарантию информационной безопасности личности и государства, не может быть описано в объеме журнальной статьи. Здесь можно говорить только об элементах концепции ее построения, т.е. о системе взглядов на информационную безопасность личности и государства; руководящей идее систематического освещения соответствующей проблематики; ведущем замысле построения системы информационной безопасности или о конструктивных принципах реализации этого замысла в деятельности.

Рассмотрение концепции может быть начато с формулировки руководящей идеи, поскольку она непосредственно вытекает из Доктрины национальной безопасности России, подписанной президентом РФ В.В. Путиным, где сказано: «Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России».

Таким образом, применительно к воспитанию молодежи или к образовательной системе вуза любого профиля руководящей идеей является обеспечение духовного, интеллектуального и физического развития личности подготавливаемого специалиста как будущего гаранта духовного, интеллектуального и экономического развития общества и государства в целом.

Ведущий замысел построения рассматриваемой системы информационной безопасности вытекает из самой постановки проблемы информационной безопасности. Действительно, если информационному вторжению способствуют узость полосы пропускания фильтра осознаваемого восприятия информации (вследствие чего

по каналам неосознаваемого восприятия в сознание человека легко вводятся незаметно для него информационные агенты противника) и множественность борющихся друг с другом мотивов (что приводит к потере личностью истинной цели своего существования и делает ее гонимой в никуда волнами страстей и эмоций), то естественным средством улучшения такой пагубной ситуации будет расширение полосы пропускания этого фильтра (что в ряде источников трактуется как «расширение сознания») и взятие под самоконтроль мотивационной сферы личности, с целью выведения ее из состояния постоянной внутренней борьбы путем преобразования ее в упорядоченную иерархическую систему, настроенную на достижение главной цели бытия. Эти два пути достижения информационной безопасности могут быть пройдены только с помощью использования на опыте самого современного психологического знания, опирающегося на интеграцию достижений всех наук и соответствующую им аксиоматику.

Следуя этому подходу, фактически достаточно рассмотреть в качестве аксиоматической базы необходимой нам системы взглядов две альтернативных идеи - два взгляда на сущность человека: как на нечто конечное или, напротив, - бесконечное.

В связи с этим, во-первых, необходимо признать, что большинство научных идей, положенных в основу той или иной теории о человеке, базируются как это ни парадоксально, на вере, а не на строгих научных доказательствах. Примером тому служит дарвинизм, научные доказательства основ которого отсутствуют, ибо онтогенез на самом деле не повторяет филогенез, а теория вероятности не оставляет амебе никакого шанса родиться по воле его величества случая, не говоря уже в этой связи о «венце природы» - человеке.

Во-вторых, уже не зависящее от нас утверждение новой парадигмы в науке и накопленный огромный фактический материал, в свою очередь, требуют перехода к новой теории о человеке уже не столько на основе веры, сколько базируясь на множестве фактов, не объясняемых в рамках теории Дарвина.

Таким образом, есть перспектива перейти от теории «конечного» человека как продукта случайных мутаций, к теории о человеке бесконечном в пространстве и времени, несмотря на то, что отдельные положения этой теории, безусловно, придется пока еще также принять на условиях веры, как это происходит с любой научной аксиоматикой.

Смысл этого перехода в том, что первая теория, обеспечив многие материальные, с позволения сказать, блага, привела к ужасающему падению нравов и поставила саму систему «Земля» на грань глобальной катастрофы, за которой для всех нас уготовлено одно - небытие. Дальнейшее испытание судьбы в этом направлении вряд ли можно считать разумным и целесообразным, тем более, что эта теория зародилась в рамках той научной парадигмы, которая была основана на законе сохранения массы и ушла в историю естествознания с появлением закона сохранения в виде масс-энергетической константы А.Эйнштейна.

Новый подход к пониманию сути человека позволит значительно упростить проблему управления обществом, т.к. при его принятии всем придется признать справедливость утверждения Гегеля о случайности как о проявлении необходимости и задуматься над собственной системой свобод и долгов, что неизбежно повлечет за собой рост самодисциплины, как это и наблюдается, в частности, на примере Китая, Японии, всех «Азиатских Тигров», где подобная теория, внедренная в массы с помощью институтов религии, вместе с соответствующей практикой дала великолепные результаты - и не только в духовном, но, прежде всего, в материальном и экономическом планах.

Современная научная парадигма, в рамках которой закон сохранения является уже трехчленным и включает в себя информацию, позволяет определить духов-

ную деятельность человека как оперирование информацией в ее первичном виде -не деформированном средствами формализации того или иного языка. Сам факт такого определения позволяет научно обосновать приоритет духовного над интеллектом и моторикой и показывает суть проблемы принятия решения, благодаря чему становится возможной научно обоснованная ценностная переориентация общества путем переноса акцентов значимости с так называемых материальных благ на обладание неискаженной информацией. Только такая ориентация системы ценностей позволяет перейти от общества потребителей к обществу производителей, что является ныне первостепенной задачей всех государств - мировых лидеров.

На основе вышеприведенных рассуждений можно сформулировать, в русле аксиоматического метода, рабочий вариант системы взглядов на человека и проблему его информационной безопасности в виде следующих основных положений -теоретических предпосылок, подтверждаемых практикой:

- жизнь в современной трактовке (И.Пригожин и др.) есть целенаправленные обмены информацией, энергией и веществом;

- человек, представляющий собой совокупность анатомо-физиологической, энергетической и информационной структур, находящихся в органическом единстве и динамическом взаимно однозначном соответствии, в его энергоинформационной части может рассматриваться как пространственно-временной континуум;

- сознание человека, функционирование которого включает в себя осознаваемые и неосознаваемые процессы, определяется не как функция мозга, а как иерархически высшая управляющая система в человеке, его сущность - то, что определяет его как субъекта;

- поскольку любая деятельность человека в итоге приводит только к одному из двух возможных результатов - его развитию или деградации, в качестве основной цели существования человека может быть принято развитие;

- под «развитием» понимается процесс качественного изменения человека, благодаря которому в нем непрерывно совершенствуется аппарат и процесс принятия решений, обеспечивающие его деятельность в рамках динамических систем возрастающей сложности;

- развитие человека как управляемый процесс определяется тремя основными факторами: внешней средой, наследственностью и собственно субъектом (сознанием); при этом наследственность также рассматривается в расширенной трактовке, т.е. на уровнях массы, энергии и информации (это не только генотип, но и весь предшествующий данному рождению опыт, хранящийся в глубинных структурах сознания человека);

- треугольник взаимоотношений между указанными тремя управляющими факторами (сознанием, средой и наследственностью), показывающий роль и значимость каждого фактора, - индивидуален и динамичен, что, в свою очередь, определяет неизбежность индивидуального подхода в решении задачи внешнего управления развитием;

- существующий детерминизм в жизнедеятельности, обусловленный, в частности, информационной компонентой наследственности, преимущественно предопределяет фабулу событий, оставляя свободным акт принятия решений, т.е. детерминизм как таковой отсутствует, а есть только предобусловленность бытия, создающая большую или меньшую вероятность реализации событий;

- социальная среда при целостном ее восприятии обладает присущим всем материальным системам качеством - инерционностью, в связи с чем ее спонтанная реакция на появление и деятельность стремящегося к развитию человека всегда направлена на торможение этой деятельности и его дальнейшего развития;

- затормаживающее воздействие среды не следует рассматривать как отрицательный фактор уже потому, что оно, являясь преградой, способствует при умелом преодолении повышению устойчивости личностных качеств, без которой человек может, как говорят, упасть с еще большей «высоты» и на еще большую «глубину»;

- в качестве основного критерия оценки оптимальности процесса развития человека следует считать рост его способности к самоконтролю, самоанализу и самооценке состояний своего внутреннего и внешнего миров, поскольку в противном случае опасность внешнего программирования будет всегда присутствовать;

- под информационной безопасностью любой системы, и человека в том числе, следует понимать такое состояние ее функционирования, при котором исключены принятие неверных решений и отклонения от основной цели существования системы.

Путь самосовершенствования в плане обеспечения информационной безопасности настолько эффективен, что любители суицидного поведения и военизированного образа жизни исторически довольно часто сжигали на кострах и сажали в тюрьмы людей, стремящихся к миру с Миром, за одно только упоминание этого слова.

В контексте сказанного можно сделать вывод, что все так называемые «общечеловеческие ценности» могут быть сведены к одной моральной максиме: «настоящему Человеку свойственно созидание и совершенствование в сотрудничестве с Миром, а не разрушение и деградация в противоборстве с Ним». Отсюда вытекает и основной принцип обеспечения глобальной информационной безопасности - принцип замены процессов разрушительного противодействия развитию человеческого сознания процессами созидательного содействия этому развитию, или, в терминах термодинамики, - принцип снижения энтропии в антропных и антропогенных системах.

Данная система взглядов, безусловно, может быть развернута психологией до подробного описания всех ее составляющих, но уже в таком виде указанные теоретические предпосылки, приняв статус нововведений, могут составить психологическую основу концепции безопасности личности и любых человеческих общностей. В частности, с помощью этих положений можно заполнить образовавшийся идеологический вакуум и оказать противодействие теневой идеологии, направленной на тотальную коммерциализацию общественного сознания и отбрасывание, тем самым, нашего общества на задворки истории.

Николаева Е.И., Шатц В.В. (Санкт-Петербург)

НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ В СЕМЬЕ: ВОЗРАСТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА1

Формирование эмоциональных реакций ребенка происходит в семье под воздействием тех поведенческих стереотипов, которые наблюдает ребенок при типичных эмоциональных всплесках. Наиболее регулярными эмоциональными событиями в семье являются ситуации поощрения и наказания, которые, по-видимому, должны оказывать наиболее радикальное воздействие на то, как, вырастая, уже взрослым человек будет воспринимать поступающую информацию.

В тоже время именно эти события являются крайне закрытыми не только для внешнего наблюдателя, но и для обсуждения внутри семьи. В результате мно -

1 Работа поддержана РГНФ грантом 04-06-00171а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.