Научная статья на тему 'Информационная агрессия против России в условиях глобализации'

Информационная агрессия против России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1617
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мушта Олег Петрович

В эпоху глобализации информационное противоборство приобретает значительный контекст, выходя за рамки информационного соперничества противостоящих геополитических субъектов, поскольку битва идет за умы и сердца большинства человечества. На основе анализа научных публикаций определены способы информационной агрессии против России в условиях глобализации и некоторые пути противостояния ей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная агрессия против России в условиях глобализации»

ИНФОРМАЦИОННАЯ АГРЕССИЯ

ПРОТИВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© мушта Олег Петрович

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат военных наук, профессор, лауреат премии им. А.В. Суворова, член-корреспондент Академии военных наук

И [email protected]

В эпоху глобализации информационное противоборство приобретает значительный контекст, выходя за рамки информационного соперничества противостоящих геополитических субъектов, поскольку битва идет за умы и сердца большинства человечества. На основе анализа научных публикаций определены способы информационной агрессии против России в условиях глобализации и некоторые пути противостояния ей.

Ключевые слова: информационная стратегия, информационное оружие, информационно-психологическая война

В эпоху информационной революции XXI века победу в борьбе за пространство определяют не только военные, но и культурно-информационные технологии. Само пространство в информационном обществе -понятие прежде всего информационное. Это определяет главный геополитический закон в эпоху информационной революции: тот, кто контролирует источники информации на данной территории, - тот контролирует и саму территорию. Согласно этому закону символический капитал в геополитике приобретает значение ноосферного оружия: тот, кто владеет символическим капиталом культуры, обладает решающими преимуществами в информационном пространстве, а значит, и на геополитической карте мира. Проведем анализ информационного воздействия на население страны со стороны США и некоторых западных стран с целью распада России. Используем некоторые данные, приведенные Мухаевым Р. Т., Нартовым Н. А. и Нартовым В. Н. [1, 2].

Для создания глобально монополярного мира, где все народы жили бы под руководством США, у западных политиков и ученых много стратегий, таких как: стратегия «анаконды»

(направлена на «удушение» России путем размещения вблизи ее границ военных баз и отторжения береговых территорий); стимуляция интереса Китая к малозаселенным территориям Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока; тихое поэтапное продвижение НАТО на Восток, тем самым создавая вокруг России «санитарный кордон» времен холодной войны; расчленение России. Для достижения этих глобальных целей Вашингтон использует весь арсенал политических, экономических, дипломатических мер, а также информационную стратегию.

Цель информационной стратегии состоит в использовании механизмов саморазрушения противника. Пропаганда собственного образа жизни и дискредитация системы ценностей противника включает механизмы его мягкого и незаметного саморазрушения. Информационная стратегия представляет собой последовательность следующих действий:

- дискредитация всех основных атрибутов общественного устройства: вывод из строя системы управления;

- включение механизмов экономического саморазрушения: создание системы экономиче-

ского управления через международные институты и финансовые программы «помощи»;

- перепрограммирование населения на новый образ жизни с помощью пропаганды новой системы ценностей: массированная пропаганда через СМИ;

- поддержка любых оппозиционных движений, подкуп элиты; раскол населения на враждующие группы, состояние хаоса и гражданской войны;

- маскировка образа агрессора как бескорыстного «спасителя» страны от язв и пороков прежнего «тоталитарного» образа жизни.

Информационные войны как новый тип войн стал следствием холодной войны, в ходе которой использовались информационные технологии. Ее смысл сформулировал директор ЦРУ США Ален Даллес: «Мы бросим все, что имеем - все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Посеяв хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели непокорного народа, окончательного угасания его самосознания»[з].

В эпоху глобализации информационное противоборство в геополитике приобретает значительно более широкий контекст, выходя за рамки информационного соперничества противостоящих геополитических субъектов, поскольку битва идет за умы и сердца большинства человечества.

В современных условиях традиционные методы жесткого управленческого воздействия на общество применяются все реже и заменяются, при все большей формализации прав человека, методами прямого централизованного воздействия на население с целью добиться формирования такого общественного мнения, которое выражало бы не подлинные интересы людей, а заложенные в их сознание пропагандой нужные стандартизированные мнения и оценки.

Средствами достижения этих целей являются современные средства массовой информации (телевидение, радио, пресса), или, как они сами себя называют, «четвертая власть». Сюда же можно включить и Интернет. Сотрудники средств массовой информации превращаются в особую организацию, формирующую уровень сознания и мышления всей страны. В итоге позиция людей зависит от той информации, которую они получают. Сегодня нет более мощной легальной силы в становлении общественного мнения, чем СМИ, именно поэтому власть над ними оберегается с такой непреклонностью. Информационное воздействие малозаметно, проявляется постепенно, менее затратно, эко-

логически безопасно, а самое главное - трудно устранимо. Чтобы сломать сложившийся стереотип под воздействием ранее поданной информации, надо затратить усилий, финансов и времени в 10 раз больше. Вашингтон понимает, что традиционное вооружение и военная техника, конечно, нужны, но информационное оружие тоже играет очень большую роль для создания глобального монополярного американского мира.

В узком смысле информационное оружие - это средство искажения, уничтожения и хищения информации; средство преодоления систем защиты; средство ограничения доступа отдельных пользователей; средство дезорганизации действия технических средств, компьютерных систем. Атакующим информационным оружием при этом считают: компьютерные вирусы; логические бомбы (программные закладки); средства подавления информационного обмена и фальсификации информации; средства нейтрализации текстовых программ; различного рода ошибки, сознательно вводимые в программное обеспечение [4, с. 22].

В широком смысле информационное оружие - это использование информационных технологий и информации для разрушительного воздействия на информационные системы и менталитет противника. Информационное оружие имеет ярко выраженный наступательный характер, поскольку эффект информационного удара заложен в его превентивности. Наступательный характер информационного оружия во многом определяет лицо информационной войны и позволяет сразу определить информационного агрессора. Наступательность информационного оружия дает возможность измерить потенциал агрессивности, если определить объем информации, целенаправленно транслируемой из одной страны в другую. Эффект внезапности, пре-вентивности информационного удара заложен сегодня в концепции глобального информационного лидерства США, которую эксперты весьма точно охарактеризовали как программирующее лидерство. Эта стратегия сформировалась в начале 1990-х гг., в период президента Б. Клинтона, и продолжилась кабинетом Д. Буша. Стратегия программирующего лидерства состоит в выдвижении международной повестки дня, включающей формулировку наиболее актуальных проблем в наиболее выигрышном для лидера формате, что предполагает некоторый спектр совместных действий ряда государств под руководством лидера и в его интересах.

Стратегия программирующего лидерства состоит из нескольких программных принципов: - опережающее внешнеполитическое планирование и вбрасывание в политический

Информационная безопасность регионов. 2009. № 1 (4)

дискурс идей и концепций, воплощение в жизнь которых отвечает интересам лидера;

- опережающее формулирование основополагающих целей международной повестки дня в выгодном для лидера ракурсе;

- решительное дистанцирование от «чужой игры» и игнорирование целей других субъектов мировой политики;

- искусственное создание лидером условий, подталкивающих партнеров к инкорпорированию предлагаемой лидером повестки дня в их внешнеполитические программы.

Достаточно ярким примером является вбрасывание в политический дискурс таких идей и концепций, как «столкновение цивилизаций» и «борьба с терроризмом». Они послужили основой для последующего программирования операций в Югославии, Афганистане и Ираке. Весьма инновационным фактором в среде вооружений является, что долговременная эффективность информационного оружия во многом обратно пропорциональна его агрессивности: чем мягче методы информационного воздействия, тем они коварнее и разрушительнее в исторической перспективе. Компьютерные вирусы и логические бомбы действуют непосредственно и агрессивно, но их можно достаточно быстро и эффективно

дельных малых народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания);

- заставить общество слушать только противника, например, с помощью пропаганды его образа жизни, исключив опыт других стран и народов;

- заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, для этого исключить из СМИ серьезные аналитические передачи, сделав акцент на ярких развлекательных шоу;

- сосредоточить внимание общественности на каком-то отдельном предмете, помимо направленного манипуляционного потока, например на терроризме, чтобы подсистема защиты, ответственная за анализ информации, не выполняла свою функцию и была дезориентирована;

- постоянно внушать, что само общество становится все лучше и лучше, чтобы снизить критические способности людей.

В современном информационном противоборстве в сознание человечества США «вбивают» идею глобализации. Она заключается в том, что в страхе перед терроризмом, включая ядерный (американцы немало и потрудились и потратили денег на организацию и вскармливание тали-

В современном информационном противоборстве в сознание человечества США «вбивают» идею глобализации.

обезвредить. Воздействия на эмоции, чувства и мысли людей коварно и незаметно разрушают социум изнутри, и эти разрушения зачастую не восстановимы. Важным фактором применения информационного оружия является принцип его тайного, незаметного использования.

Серьезным преимуществом информационного оружия многие эксперты считают его относительную дешевизну по сравнению с другими видами вооружений, поскольку в него не надо вкладывать «энергию» для уничтожения противника. Предполагается, что противник обладает всеми необходимыми средствами для собственного уничтожения, поэтому эффективность применения информационного оружия состоит в том, чтобы помочь противнику направить имеющиеся у него средства против самого себя - создать эффект саморазрушения.

Современные теоретики информационной войны по аналогии с методом гипноза предлагают и используют такую концептуальную схему информационного противоборства [5]:

- расслабить общество - внушать через СМИ, что врагов больше нет и не будет, и для отвлечения обсуждать незначительные исторические периоды и события, интересы от-

бов, «Аль-Каиды», Бен-Ладена и т.д.), нации сдадут свои суверенные права международным организациям, которые наведут жесткий и стабильный порядок, мировая экономика будет вращаться вокруг глобальной экономики, а главные международные разграничительные линии будут проходить не между цивилизациями, а между теми, кто-либо отверг ее, либо по той или иной причине оказался неспособным играть по ее правилам [6, с. 31]. Не надо особо напрягать ум и зрение, чтобы увидеть за этой установкой звездно-полосатый флаг.

Для пропаганды и привлечения широких масс американцы применяют массовую культуру, рассчитанную на удовлетворение первичных физиологических потребностей. В России эта идея звучит до глупости просто: «Бери от жизни все!», т.е. стремись к легкому и примитивному. Глобальные СМИ (отечественные и зарубежные) постепенно изменяют самые главные человеческие способности: сопоставлять факты, анализировать их, приглушают и глушат способности к творчеству. Американцы почти два десятка лет активно «выуживают» творчески мыслящих личностей изо всех стран мира, а чаще всего из России. В информационных технологиях

(особенно электронных) все больший упор делается не на слова, а на образное восприятие, как говорят на телевидении, «на картинку, на видеоряд». А в результате роль логического мышления постоянно снижается.

Кроме того, по замерам социологов, до 70% российских телепрограмм носит развлекательный характер. Большая часть телевизионных программ и телефильмов несут в себе проявления жестокости и насилия, что воспитывающим образом воздействует на людей, особенно на молодое поколение. А на таких программах, как «Времена», «Зеркало» и др., умело действуют телевизионные «наперсточники», которые всегда оставляют за собой последнее слово, где слушателям навязывают одну «правильную» (заказанную заинтересованными людьми или странами) точку зрения. Кроме того, СМИ концентрируют внимание на скандальных фактах, обнародывают конфиденциальные сведения из личной жизни публичных политиков, ведут скандальные «расследования», сознательно фальсифицируя информацию, смакуя «пикантные» подробности. Задача состоит в том, чтобы активизировать подкорковые механизмы человека, включив механизм манипулирования чувствами и эмоциями людей, что является основой управления психологией толпы. Длительное непрерывное использование глобальных сетей, компьютеров, электронных СМИ не только снижает творческие способности человека (особенно детей), отучает его читать серьезные книги, но и активно способствует нарастанию психических заболеваний, блокирует полноценное интеллектуальное развитие. По данным американских

элементную базу. Отдельные лица страны под политическими предлогами безнаказанно выдают зарубежным политикам, журналистам, спецслужбам стратегические государственные секреты. Многочисленны факты обмена на зарубежные материалы архивных материалов и раритетных (единичных) рукописей, принадлежащих России, без их предварительной публикации в стране. Патентные разработки российских ученых не слишком надежно защищены.

Прозападная ориентация в нашей стране оформилась к концу 1980-х гг. Именно благодаря зарубежным средствам массовой информации успешно проведены и проводятся широкомасштабные операции по дезинформации и морально-психологическому воздействию на народные массы в целом. Немало руководителей и ответственных лиц страны также ориентированы на Запад. Они целенаправленно и яростно уничтожают историю и традиции страны. Один зарубежный политик высказал удивительно верную мысль: «Нация, чьи средства массовой информации управляются из-за границы, не является нацией».

На поле информационно-психологической войны СМИ России практически уничтожили моральный и духовный потенциал государства. Россия - единственная в мире страна, в которой СМИ до недавнего времени всерьез говорили о патриотизме как о последнем прибежище дураков и негодяев. Да и сегодня в информационной среде России голоса государственников-патриотов слишком слабо слышны. Поэтому большинство русских, татар, башкир и других

У России фактически отсутствует суверенитет информационного пространства, нет разработок по противодействию информационно-психологической агрессии.

ученых, в США сегодня 20% населения - психически больные люди, здоровы только 18%, а более 60% - потенциальные клиенты психиатрических больниц и клиник.

У России фактически отсутствует суверенитет информационного пространства, нет разработок по противодействию информационно-психологической агрессии.

Информационные каналы в стране - пункты управления, сбора, обработки, распределения и передачи информации по существу потеряны, уничтожены, подавлены, блокированы или не обеспечены государственным контролем. Доказательством служит тот факт, что информационные сети, их жизненно важные узлы переориентированы на зарубежную

народов России как добрый сигнал восприняли критическую оценку российских электронных СМИ, которую им дал вице-премьер С. Иванов. По его выражению, эти средства массовой информации занимаются дебилизацией населения страны, особенно ее молодежи.

Из исторического опыта нравственного распада СССР видно, что важнейшим принципом ведения информационной войны является стремление агрессора (США) непрерывно расширять контролируемое информационное пространство, действуя в обход сложившихся моральных норм и правил, сознательно нарушая все социальные ограничения и размывая нравственные установки. Сегодня очевидно, что овладеть территорией врага легче всего

Информационная безопасность регионов. 2009. № 1 (4)

таким путем: достаточно духовно обезоружить элиту, заставить ее отказаться от национальной системы ценностей в пользу политической идеологии противника, и элита превратится в «пятую колонну» в тылу собственного народа -начнет сокрушать национальные святыни, высмеивать национальных кумиров, восхищаясь всем иностранным и высокомерно третируя исконную отсталость. И народ будет духовно сломлен, морально подавлен и сокрушен, дезориентирован.

Считается, что информационную войну проигрывают навсегда, поскольку возможные шаги проигравшей стороны по изменению ситуации в области финансов, экономики, технологий могут полностью отслеживаться, контролироваться, а следовательно, и нейтрализоваться победившей стороной. Что же делать, чтобы переломить ситуацию?

Во-первых, использовать мощнейший духовный потенциал российского народа (имеются в виду все нации и национальности России), но для этого потребуются колоссальные материальные и интеллектуальные затраты.

Во-вторых, выработать и открыто провозгласить официальную государственную идеологию, приемлемую для большинства населения и учитывающую культурные и исторические традиции многонациональной страны; лишь на основе такой идеологии могут быть выработаны четкие критерии оценки угроз информационной

безопасности, основные приоритеты и национальная политика в этой сфере.

В-третьих, разработать и осуществить цивилизованные, демократические, но законодательно жестко выраженные формы и методы воздействия на средства массовой информации в целях формирования и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитания гражданского и патриотического долга и защиты от враждебной или недружественной пропаганды.

Библиографический список

1. Мухаев Р. Т. Геополитика [Текст]. - М.: Юнити, 2007.

2. Нартов Н. А., Нартов В. Н. Геополитика [Текст]. - М.: Юнити, 2007.

3. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война [Текст]. - М.: Ин-т соц.-полит. исслед., 2000.

4. Черешкин Д. С., Смолян Г. Л., Цыгич-ко В. И. Реалии информационной войны [Текст] // Конфидент, - 1996. - № 4.

5. Расторгуев С. И. Философия информационной войны [Текст]. - М.: Вузовская книга, 2001.

6. Interhational Studies. - 1999. - Sum.

7. Тятекин В. В. Кто владеет информацией, тот владеет миром [Текст] // Советская Россия. - 2003. - 28 июня.

^////////////////////ш^

г* Н

I ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС 1 1 ПО КАТАЛОГУ АГЕНТСТВА I

1 «роспе™ |

«РОСПЕЧАТЬ»

36829

I 36829 I

ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.