Научная статья на тему 'Информационный террор как угроза информационно-психологической безопасности личности, общества и государства'

Информационный террор как угроза информационно-психологической безопасности личности, общества и государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1294
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРТЕРРОРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кравцова А.Н.

Данная статья посвящена исследованию кибертерроризма как угрозы информационно-психологической безопасности личности, общества и государства. Констатируется, что сегодня отсутствуют законодательные нормы, направленные на защиту человека от угроз негативного информационного воздействия. Делается вывод о необходимости разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный террор как угроза информационно-психологической безопасности личности, общества и государства»

КРАВЦОВА А. Н. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕРРОР КАК УГРОЗА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию кибертерроризма как угрозы информационно-психологической безопасности личности, общества и государства. Констатируется, что сегодня отсутствуют законодательные нормы, направленные на защиту человека от угроз негативного информационного воздействия. Делается вывод о необходимости разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: кибертерроризм, информационная война, национальная безопасность.

Современный этап развития общества характеризуется процессом массовой информатизации. Однако наряду с ее положительными моментами наше общество столкнулось с ее так называемым "побочным" эффектом - переходом в эпоху информационных войн, характеризующуюся наличием такого явления как кибертерроризм.

Термин "информационная война" понимается современными исследователями как противоборство в инфосфере и средствах массовой информации для достижения различных политических целей [1].

При этом анализ публикаций позволяет выделить в качестве некоторых разновидностей информационных войн следующие: информационно-психологические войны, информационная война против государства, информационно-техническая борьба, кибервойны и др.

Затронем немного особенности информационно-психологической войны против России.

В случаях прямого или опосредованного использования против психики человека или какой-либо социальной группы информационного оружия мы можем говорить о том, что имеет место информационно-психологическая борьба.

Так, Кунакова Л.Н. под информационно-психологической войной предлагает понимать «латентное воздействие информации на индивидуальное, групповое и массовое сознание при помощи методов пропаганды, дезинформации, манипулирования с целью формирования взглядов на социально-политическую организацию общества через изменение ценностных ориентаций и базовых установок личности» [2].

Из практики ведения современных информационных войн мы видим, что в их основе лежит специальное структурирование информации, организация ее подачи, манипулирование, дозирование, направленное на использование информационных средств и технологий с целью воздействия на сознание людей и через него на содержание общественной ситуации в целом.

Из ряда изученных публикаций мы можем выделить некоторые особенности информационных деструктивных воздействий, например, их транснациональный характер, возможность проявления на любой территории, в любом информационном поле. При этом объектом нападения является культурное пространство противника, его сознание, и он долгое время вообще может не осознавать, что стал объектом нападения или управления извне. Происходить это может анонимно, незаметно и постоянно.

Какие цели при этом преследуются? Среди основных выделяют: получение выгоды в политической, экономической, финансовой и военных сферах; трансформацию общественного сознания; дискредитацию общественно-политических порядков; информационное прикрытие политического, экономического и военного влияния; нарушение информационной безопасности государства, общества и личности; нарушение сетей и информационных систем; добывание конфиденциальной информации; вскрытие системы доступа к электронным системам и сетям и т. п. [3].

В качестве реальных примеров результата информационных войн мы наблюдаем "оранжевые революции", "арабскую весну", "украинский кризис", все это стало возможным благодаря использованию эффективных инструментов киберпространства, расширяющего возможности управления общественным сознанием, причем вопреки его интересам.

Действительно, расширение до бесконечных размеров виртуального информационного пространства сети Интернет, возникновение новых технологий и само изменение места и роли Интернета в жизни современного общества привело к необходимости выработки новых мер по обеспечению безопасности.

В связи с этим важно помнить, что Российское киберпространство, являясь составной частью мирового киберпространства, подвержено тем же угрозам, что и другие страны. В свою очередь это свидетельствует о необходимости детального нормативно-правового регулирования на международном уровне с учетом интересов и требований к обеспечению суверенитета всех стран-участниц того или иного нормативного документа.

Так, в настоящее время российским законодателем уже сделаны определенные шаги. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в сентябре 2000 года утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, 15 января 2013 года подписан Указ №31 -с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» и «Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности РФ».

В качестве причинных факторов использования террористами в качестве орудия информационного пространства можно назвать:

- снижение степени безопасности общества в результате массовой информатизации всех его сфер жизнедеятельности;

- преследование террористами не только цели нанесения материального ущерба и угрозу жизни и здоровью людей, но и создание информационно-психологического шока как благоприятной почвы для достижения террористами их основного результата.

Для понимания сути проблемы необходимо конкретизировать такие понятия как информационно-психологическая безопасность, информационно-психологическое воздействие, психотронное оружие, информационное оружие, информационное противоборство и др. Однако, в рамках данной статье мы не будем останавливаться на доктринальном анализе данных понятий, поскольку это тема для отдельного исследования.

Отметим, что информационно-психологическая безопасность личности, социальной группы, общества, государства является составной частью системы информационной безопасности страны.

Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий.

Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации. Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.

Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей. [4]

Особенностью современного терроризма является активное использование как информационно-психологического воздействия, являющегося важным элементом

манипулирования сознанием и поведением людей, так и информационно-технического воздействия на отдельные элементы информационно-телекоммуникационной инфраструктуры государств в целях нанесения им ущерба, а также для их подавления и/или уничтожения. Новейшие информационные технологии и открытые телекоммуникационные сети всё чаще используются террористами, террористическими группами или организациями для пропаганды, обмена информацией, привлечения финансовых ресурсов, планирования и осуществления актов терроризма. Количество атак на информационные ресурсы с каждым годом увеличивается, а сами угрозы становятся все более изощренными. С террористическими угрозами тесно переплетаются криминальные угрозы экономической безопасности.

Более того, необходимо отметить, что террористам совсем не обязательно тратить средства и силы на полномасштабное освещение своей деятельности. Достаточно совершить террористический акт, и он тут же будет освещен всеми масс-медиа и не один раз. Важно понимать то, что многочасовые трансляции кровавых событий, показ зверски убитых людей, совершаемого насилия не только могут усугубить психические травмы пострадавших и их родственников, но и нанести непоправимый ущерб психическому здоровью огромного числа людей, не имеющих отношения к происходящему [5].

Говоря о массовом воздействии на сознание индивида с помощью информационного оружия, не могу не затронуть еще один аспект, связанный с информационно-психологической борьбой против психики человека или социальной группы с целью формирования взглядов на социально-политическую организацию общества через изменение ценностных ориентаций и базовых установок личности.

Перенесемся немного в историю, а именно в послевоенное время, я имею в виду время после Великой Отечественной войны.

«Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить.... Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей - отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов - прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать на молодежь - станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов. Вот так мы это сделаем!»[6]

Это размышления А. Даллеса о реализации американской послевоенной доктрины против СССР. 1945 год. Можно сказать - истоки информационно-психологической войны. А сегодня мы уже воочию можем убедиться в ее результатах: безнравственность, беспринципность, бюрократизм, взяточничество, растление молодежи, бездуховность общества, подмена нравственных и культурных ценностей и идеалов - все это расцвело в нашем сознании незаметно для нас самих. И теперь перед нами стоит задача гораздо более сложная, нежели простое противодействие информационному оружию.

Наряду с разработкой новейших технических средств защиты информационного пространства, обучением высококлассных специалистов в этой сфере, созданием прочной нормативно-правовой базы в области информационной, и в частности, информационно-психологической безопасности, необходимо внедрение технологий психологического противоборства, профилактики и минимизации вредных последствий негативного информационного воздействия как на отдельных граждан, так и на социальные группы и общество в целом.

Остро стоит проблема единой государственной политики пропаганды, отсутствие которой сильно сказывается именно в критические моменты жизни государства, в том числе во время чрезвычайных ситуаций, выборов и во время осложнения международной обстановки.

Нельзя обойти стороной и вопрос духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания молодежи на прочном фундаменте российской культуры, культуры всех народов, составляющих российскую нацию.

Важным стратегическим направлением становится нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Таким образом, стержнем информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, укрепления суверенитета Российской Федерации в контексте противодействия кибертерроризму наряду с общими мероприятиями правового и технического характера должны стать сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. При этом все указанное выше должно иметь под собой прочную законодательную основу в виде нормативно-правовых актов, направленных на защиту психики человека от негативных информационно-психологических воздействий.

1. Международная безопасность и обороноспособность государств: понятия, определения, термины. М.: Конверс АВИА. 1998. С. 66.

2. Кунакова, Л. Н. Информационная война как объект научного анализа (понятие и основные характеристики информационной борьбы) // Альманах современной науки и образования. 2012. № 6. C. 93-96.

3. Глобалистика. Энциклопедия. М.: Диалог; Радуга, 2003. 1327 с.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 дек. 2016 г., № 646 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/ (дата обращения: 24.11.2016).

5. Зинченко, Ю. П. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве / Ю. П. Зинченко, Л. А. Шайгерова, Р. С. Шилко // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 54.

6. Даллес, А. У. Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР, 1945 год [Электронный ресурс] // URL: // https://topwar.ru/6708-plan-dallesa-dlya-sssr.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.