Научная статья на тему 'Угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере и задачи МЧС России в этой области деятельности'

Угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере и задачи МЧС России в этой области деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7654
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ЗАЩИТА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОТИВОБОРСТВО / СЕТЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фалеев Михаил Иванович, Черных Геннадий Сергеевич

В статье рассмотрены угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере и задачи МЧС России в этой области деятельности. Освещены наиболее уязвимые объекты МЧС России в сфере обеспечения информационной безопасности. Материалы статьи могут использоваться при планировании и выработке мер по снижению негативного психологического воздействия на население и личный состав формирований гражданской обороны (далее ГО) в зонах чрезвычайных ситуаций (далее ЧС), а также внедряться в практику спасательных сил МЧС России при решении организационных и других вопросов обеспечения информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере и задачи МЧС России в этой области деятельности»

УДК 614.8.01

М.И. Фалеев, Г.С. Черных

Угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере и задачи МЧС России в этой области деятельности

Аннотация

В статье рассмотрены угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере и задачи МЧС России в этой области деятельности. Освещены наиболее уязвимые объекты МЧС России в сфере обеспечения информационной безопасности. Материалы статьи могут использоваться при планировании и выработке мер по снижению негативного психологического воздействия на население и личный состав формирований гражданской обороны (далее — ГО) в зонах чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), а также внедряться в практику спасательных сил МЧС России при решении организационных и других вопросов обеспечения информационной безопасности.

Ключевые слова: информационная безопасность; киберпространство; защита; информатизация; компьютеризация; информационные ресурсы; противоборство; сеть; управление.

Содержание

Введение

1. Основные информационные угрозы России, обусловленные формированием единого киберпространства и пути их локализации

2. Основные угрозы информационной безопасности государства в различных сферах общественной жизни и меры противодействия им

3. Задачи МЧС России по обеспечению информационной безопасности государства Заключение

Литература

Введение

Стремительные темпы развития компьютеризации и информатизации общества неизбежно ведут к созданию единого мирового информационного пространства, в котором будут аккумулированы все средства сбора, накопления, обработки, хранения и обмена информацией между отдельными людьми, организациями и государствами. В XXI веке основу мирового информационного пространства составят национальные информаци-онно-управляющие инфраструктуры развитых государств, таких как США, Китая, стран Западной Европы и Японии. При этом уже сейчас создаются предпосылки значительного роста политического, экономического и военного превосходства развитых индустриальных стран за счет их лидирующей роли в компьютеризации и информатизации.

Потенциально возрастающие технологические возможности информатизации находят все большее применение в таких жизненно важных сферах деятельности общества как телекоммуникация, энергетика, транспорт, системы хранения газа и нефти, финансовая и банковская системы, водоснабжение, оборона и национальная безопасность,

структуры обеспечения устойчивой работы министерств и ведомств и т.д.

Кроме того, неотъемлемой частью инфраструктуры государств становятся сеть Интернет, глобальные и локальные вычислительные сети, компьютеры, факсы и факс-модемы, волоконно-оптическая связь, электронная почта, разветвленная сеть радио- и спутниковой связи. Это значительно увеличивает объемы и скорость информационных обменов на транснациональном уровне.

МЧС России в последние годы все чаще приходится сталкиваться с чрезвычайными ситуациями, характеризующимися их быстрым развитием, комплексностью и трудно прогнозируемыми последствиями. В таких условиях развитие технологий и разработка современных технических средств, осуществляющих прием, обработку, передачу информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и их защита от враждебного проникновения является актуальной задачей.

Наиболее уязвимыми объектами обеспечения информационной безопасности России в условиях ЧС являются: система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с раз-

витием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий; система сбора и обработки информации о возможном возникновении ЧС; информационные каналы в ходе выполнения задач гуманитарной помощи за рубежом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 МЧС России развернуты работы по созданию до 1 января 2014 г. комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (КСЭОН). Необходимо подчеркнуть, что функционирование данной системы будет проходить в условиях информационного противоборства и нейтрализация негативного воздействия на ее структурные элементы, что является приоритетной задачей для МЧС России. В интересах реализации поставленных задач разработана Концепция создания КСЭОН, которая также призвана обеспечить безопасность государства в информационной сфере деятельности МЧС России. Рассмотрению информационных угроз национальной безопасности государства и задач МЧС России в данной области посвящен предлагаемый аналитический материал.

1. Основные информационные угрозы России, обусловленные формированием единого киберпространства и пути их локализации

Информатизация всех сфер жизнедеятельности Российского государства, обусловленная лавинообразным развитием новых информационных и телекоммуникационных технологий способствовала тому, что информация и 17-системы1 приобрели огромную значимость. Решение задач обеспечения национальной, военной, экономической безопасности может быть осуществлено только при условии применения новых информационных технологий (НИТ) в различных предметных областях, формирования системы комплексной безопасности информационных систем государственного и военного управления.

Объем информации, обрабатываемый (добываемый, хранимый, передаваемый и т.д.) с помощью глобальных информационных сетей, значительно (по разным оценкам в 2,5 — 5 раз) превосходит объем информации, обрабатываемый традиционными способами (бумажные носители, видео-, аудиоинформация и др.).

Процессы интеграции России в мировую экономическую систему с развитием информационных систем и технологий формируют тайную и скрытую для государства угрозу. Эта угроза обусловлена стремлением различных государственных и общественных институтов наиболее развитых государств мира (США, страны-члены блока НАТО,

Китай, Япония) получить доступ к российской информационной сфере (в основном конфиденциальной) с целью обобщения (анализа) информации, её трансформации (модификации), хищения (искажения) и т.п.

Имеющиеся уже в настоящее время угрозы еще более возрастают по мере расширения прав доступа населения в глобальную информационную сеть Интернет. Это связано со стремлением определенных пользователей к получению дополнительных знаний (сведений), касающихся жизнедеятельности государства, функционирования органов государственного и военного управления, деятельности лиц, принимающих решения и членов их семей.

Внедрение новых информационных технологий приводит к существенному росту качества управления государством, Вооруженными Силами, МЧС России и другими государственными институтами, а также порождает новый тип деяний2, в которых информация становится объектом противоправного посягательства, а сами информационные технологии — орудием такого рода посягательств.

Анализ деятельности военно-политического руководства наиболее развитых государств мира в области разработки и реализации новых информационных технологий в сфере управления вооруженными силами показывает, что новая сфера их применения — киберпространство. Оно в отличие от «традиционных» сфер не имеет четко обозначенных географических границ, но является международным.

Нормативная правовая и научная база формирования киберпространства, определения его структуры, порядка функционирования в настоящий момент отсутствует. Практически все государства мира вынуждены «терпеть» экспансию США в Интернет-ресурсах, которые являются глобальным провайдером в сфере информационных услуг. Сам по себе Интернет, являясь глобальной информационной системой, представляет собой только лишь составляющую киберпространства.

Киберпространство формируется за счет объединения в единую глобальную информационную систему локальных, локально-распределенных, распределенных вычислительных сетей и выделенных пользовательских автоматизированных рабочих мест. В этой связи серьезную угрозу национальной, военной и информационной безопасности государства представляют формируемые на основе доступа в Интернет объединения в относительно малые группы пользователей (конфедерации хакеров), обладающих достаточной квалификацией.

Использование в киберпространстве общего для всех пользователей программного обеспечения, общих алгоритмов функционирования и применения новых информационных технологий со-

1 1Т-системы — информационные и телекоммуникационные системы.

2 Киберпреступность, кибертерроризм, хакеры, вирусы, программно-аппаратное воздействие, информационно-психологическое воздействие и др.

здает угрозу оказания программно-аппаратных воздействий посредством, как удаленного (дистанционного), так и непосредственного доступа в информационную сеть. Уровень развития технических средств (связи, передачи данных) не гарантирует полной безопасности информационной системы. Он формирует еще одну угрозу по оказанию деструктивных воздействий на информационные ресурсы государства и его различные институты, в том числе и на силовые структуры государства.

Своевременное обнаружение и выявление попыток доступа в информационную сеть в современных условиях технически трудно реализуемы. Уровень развития средств и технологий не позволяет обеспечить контроль несанкционированного доступа и безопасности информационных ресурсов.

Военно-политическое руководство США заботилось о повышении надежности и эффективности функционирования компьютерных сетей государственного и военного назначения. Не умаляя значимости ядерных и обычных (в том числе высокоточных) вооружений, военные эксперты США отмечают, что в современных условиях особую значимость приобретают «кибернетические аспекты». США, достигнув технологического превосходства практически во всех областях, тем не менее, подвержены серьезным угрозам, прежде всего, в киберпространстве.

Возможность использования мобильных телефонов, смартфонов, приборов глобальной навигации и др. устройств различными организациями и персоналиями для проникновения в информационные сети государственного и военного управления наносит существенный ущерб информационной безопасности государства. Этот ущерб заключается в нарушении обмена информацией, срыве процессов принятия решений, планирования и управления. Ведущие специалисты в области 1Т-технологий наиболее развитых государств мира отмечают тот факт, что «государство, контролирующее киберпространство будет контролировать войну и мир»3.

Возникла необходимость перехода от традиционного оборонительного ориентирования в киберпространстве к наступательному. В армии США разработана «наступательная стратегия для нанесения ударов по киберсредствам противника»4. Реализация такой стратегии, по мнению военного руководства США, позволит уйти от возможного коллапса. Ему может быть подвержено государство и его ресурсы в результате «обороны в киберпространстве».

В 2007 г. в армии США создано командование кибернетических операций Военно-Воздушных Сил (ВВС) с задачей минимизации ущерба в киберсреде и «...использования глобальной кибернетической мощи во всех видах конфликтов в качестве обеспечивающей компоненты объединенных

группировок» (Министр ВВС США М.у. Уинни, 2007 г.).

Наращивание «кибернетической мощи» связано с тем, что в отличие от дорогостоящих систем оружия (системы высокоточного, ядерного оружия, другое современное вооружение) средства, применяемые в киберпространстве, позволяют «.создать очень дешево хаос издалека». Учитывая, что киберпространство все более охватывает электромагнитный спектр, можно ожидать, что деструктивному воздействию могут быть подвержены не только компьютерные системы, но и люди.

Создание киберпространства является необходимым условием формирования единого информационно-боевого пространства, обеспечивающего доминирующее положение в информационной сфере за счет:

оптимизации информационных потоков, обеспечивающих эффективное применение войск (сил), устойчивое и оперативное взаимодействие с системой государственного и военного управления всего государства;

направленного воздействия на информационные системы и потоки противника с целью разрушения (поражения, уничтожения, модификации) его информационных систем и ресурсов, дезорганизации вооруженных сил, системы государственного и военного управления.

Основными целями информационных действий в киберпространстве могут быть: контроль информационной сферы; использование киберпространства для интеграции военных действий в других сферах (суша, вода, воздух, космос); обеспечение адекватности противодействий и безопасности сетей в информационной сфере; использование киберпространства для обеспечения разведывательных действий и операций влияния.

Американские специалисты отмечают, что основные положения национальной военной стратегии США не адекватны тем угрозам, которые возникают в ходе стратегического информационного противоборства (далее — ИП). В связи с этим они высказали необходимость расположения центра координации работ по противодействию угрозам в информационной сфере в непосредственной близости от президента.

Этим обеспечивается требуемый уровень координации деятельности всех министерств и ведомств: оценка уязвимости ключевых элементов национальной информационной инфраструктуры; обеспечение главенствующей роли государства в координации работ по противодействию угрозам в информационной сфере; внесение корректив в национальную стратегию безопасности и национальную военную стратегию и в ИП.

В условиях определенной трансформации взглядов на проблему ведения ИП изменяются и задачи по

3 Д.Э. Бантин. К вопросу о формировании киберпространственного командования ВВС США. Вашингтон, 2007.

4 М. Вэйл. США готовят кибернетические удары. Вашингтон, 2007.

достижению поставленной цели. По своему содержанию ИП разделяют на два поколения. Так, для информационного противоборства первого поколения характерна постановка следующих задач: огневое подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления;

ведение радиоэлектронной борьбы; получение разведывательной информации путем перехвата и расшифровки информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям;

осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам с последующим их искажением или хищением;

формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации для воздействия на оценки, намерения лиц, принимающих решения;

получение интересующей информации путем перехвата открытых источников информации.

Информационное противоборство второго поколения включает несколько иной перечень задач: создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;

манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны с целью создания политической напряженности и хаоса;

дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигание недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции и даже развертывание гражданской войны;

снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;

дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;

провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;

инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;

затруднение принятия органами управления необходимых решений;

подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;

нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

Непосредственную угрозу информационной безопасности России представляет создание в армиях наиболее развитых стран мира (США, Китай, Франция, Великобритания, Германия) подразделений информационных операций (сетевой борьбы, сетевых операций). Они проводят исследования, разрабатывают технологии ИП, обнаруживают и

противодействуют попыткам проникновения в свои сетевые и в информационные ресурсы вооруженных сил и государства.

В Вооруженных силах США создано объединенное кибернетическое командование (США Cyber Command). Оно подчинено Стратегическому командованию Соединенных Штатов и предназначено решать многочисленные задачи по отражению атак на информационные сети США как враждебных государств, так и отдельных организаций или хакеров.

Создание кибернетического командования обусловило разработку новой стратегии обеспечения безопасности информационных ресурсов Пентагона, в рамках которой в функции формируемого командования войдет не только защита военных компьютерных сетей США, но и проведение атак на информационные сети вероятных противников Америки.

Создание основных технических предпосылок для формирования киберпространства в полном объеме планируется к 2015 году, а полная функциональная готовность — к 2020 году. Ежегодные расходы США на эти цели могут составить до 6 млрд долл., а общие расходы до 2020 года могут превысить 80 млрд долл.

Создание в армиях государств структур, предназначенных для защиты информационных систем и воздействия на информационные системы противника, позволит решать задачи блокирования «национальной воли», достижения «малокровного и молниеносного паралича системы государственного и военного управления», превращения вооруженной борьбы в односторонний процесс и др.

По взглядам зарубежных военных экспертов с созданием «единого информационного пространства» (единого киберпространства) наступит новая эра в вооруженной борьбе — эра «явного (абсолютного) информационного и боевого превосходства».

В современных военных операциях предусматривается:

до начала агрессии (мирное время, угрожаемый период) — ведение сторонами активного информационного противоборства. Оно включает в себя: мощное информационно-психологическое воздействие на инфраструктуру государства и мировое сообщество; информационно-техническое воздействий на систему государственного и военного управления, на средства телекоммуникации и связи, объекты разведки, РЭБ и др.;

до начала военных действий — проведение подрывных мероприятий со стороны внедренной агентуры, диверсионно-разведывательных и незаконных (иррегулярных) формирований, различных сетевых структур и т.п.;

до начала полномасштабных военных действий (как правило, за несколько часов) — поражение (разгром, уничтожение) орбитальной группировки космических аппаратов и захват объектов ядерного оружейного комплекса противника специально подготовленными силами.

В целом все киберугрозы следует разделить на три группы: хакерские, криминальные и киберугрозы со стороны спецслужб. Это требует создания технологий, обеспечивающих эффективное противодействие кибератакам. Военно-политическое руководство США определяет киберсферу как единственную область противоборства, где у США имеются равные противники (Китай и Россия).

Рост количества и масштабов электронных угроз, их постоянная трансформация требует создания в России единого Федерального центра защиты информационной сферы. На него следует возложить разработку нормативной правовой базы, идеологии обеспечения информационной безопасности России, интеграции усилий государственных и коммерческих организаций по разработке и внедрению единых стандартов обеспечения информационной безопасности и др.

В настоящее время зарождается направление военных и политических технологий, строящихся на способах манипуляции и искажения информации в политических системах стран — потенциальных противников. Массовое распространение Интернета позволило получить универсальный и уникальный вектор воздействия на психику индивида. Интернет стал недостающим звеном цепи, способным соединить воедино информационную и психологическую войны.

Сферы применения и цели информационного оружия приведены в табл. 1.

В последние годы в министерстве обороны США активизируются работы по созданию информационно-психологического оружия как одного из компонентов ведения информационной войны. Эксперты определяют это оружие как совокупность средств и методов, позволяющих: похищать, искажать или уничтожать информацию; ограничивать или прекращать доступ к ней законных пользователей; нарушать работу или выводить из строя телекоммуникационные сети и компьютер-

Сферы применения и цели

ные системы, используемые в обеспечении жизнедеятельности общества и государства.

Основные виды информационно-психологического оружия, применимые к использованию в глобальных кибернетических сетях гражданского назначения и открытого доступа приведены в табл. 2.

Анализ опыта локальных войн, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций современности показывает, что конфликтующие стороны в качестве одного из основных инструментов воздействия на противника все чаще используют методы информационно-психологического оружия.

В ходе войны в Ираке вооруженные силы коалиции применили против иракских радиоэлектронных средств электромагнитную бомбу. Это устройство преобразует химическую энергию взрывчатого вещества в электромагнитный импульс высокой мощности (до 10 Гигаватт-час), что соответствует мощности крупной ГРЭС. При этом поражаются компоненты радиоэлектронной техники в радиусе более 250 метров и тем самым выводятся из строя системы связи, информатики и управления.

Психологическое воздействие опасно тем, что в отличие от первых двух стратегий использования информационного оружия, его гораздо труднее обнаружить на ранних стадиях применения, не говоря уже о невозможности его выявления программно-аппаратными средствами.

Неэквивалентный информационный обмен между глобальным центром и глобальной периферией, как указывают российские исследователи, таит в себе угрозу не только утраты национальной культуры информационного реципиента, но и потерю чувства реальности. Так в высших сферах военного руководства США господствует убежденность в том, что: «... главной чертой вооруженной борьбы в XXI веке будет перенос акцента в сферу информационного противоборства и достижение «информационного господства» станет обязательным условием победы над любым противником».

Таблица 1

информационного оружия

Военная сфера Политическая сфера

Объект атаки

Системы управления войсками, средства ПВО, связь, противоракетная оборона, компьютерные комплексы координации работы войск и принятия военных решений Национальное самосознание, политические настроения населения, моральное состояние войск, ценностные и мировоззренческие установки правящей элиты

Способы

Физические средства подавления и разрушения информационных объектов противника Искажение информации в СМИ, слухи, дезинформация, воздействие на психику человека

Назначение

Применяется для достижения быстрого успеха в тактических военных операциях Применяется для достижения успеха в долгосрочном военно-политическом противостоянии, в том числе и вне фазы ведения боевых действий

Достигаемый эффект

Потерявшие управление войска противника снижают степень эффективности сопротивления. Яркими примерами являются военные кампании против Ирака и Югославии Общее снижение обороноспособности и политической устойчивости государства противника. В случае особого успеха происходит свержение неугодного правительства или распад враждебной страны

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные виды информационно-психологического оружия

Стратегия нападения

Системы дистанционного уничтожения или искажения информации в кибернетических системах Системы хищения информации и несанкционированного доступа на удаленный компьютер Системы комплексного воздействия на психику пользователя Интернета

Вид оружия

Компьютерные вирусы общего и специализированного назначения, адаптированные к работе в конкретных электронных компьютерных сетях по конкретным протоколам (программы, проникающие извне и разрушающие систему деструктивными действиями). Логические бомбы — недокументированный аппаратный набор, (микросхема, чип, и т.д.) тайно внедряемый в компьютер на этапе заводской сборки в расчете на то, что данное «оргоборудование» попадет в соответствующие ведомства «интересующей» страны. При активизации парализует работу компьютера и, соответственно, нарушает функционирование системы Электронные шпионы общего и специализированного назначения, адаптированные к работе в конкретных электронных компьютерных сетях по конкретным протоколам (программы, проникающие извне и производящие незаметный для пользователя съем служебной системной и непосредственной приватной информации пользователя) Мультимедийные сайты, представленные в виде информационно-развлекательных или аналитических страниц с «горячей», «сенсационной» и т.д. информацией, составленные с учетом законов особенностей восприятия человека и психологии виртуальных коммуникаций

Значительно упростилась система управления боевыми отрядами, процедура адресного рекрутинга боевиков и политических адептов. По спутниковой беспроводной Интернет-связи террористы размещают информацию о потребности в боевиках для проведения той или иной акции, проводят переговоры со всеми желающими, фильтруют информацию спецслужб, производят закупки оружия, денежные переводы за оплату услуг боевиков и контролируют результаты проведения заказанной операции.

При этом руководящий штаб экстремистов сам находится в состоянии неуязвимости для служб безопасности той страны, против которой готовилась диверсия. Единственным ответом, как показал опыт США, может стать лишь широкомасштабная военная экспансия на территорию страны, где расположен координирующий центр террористов.

С развитием электронных сетей террористы получили качественно новую возможность для пропаганды своих идей, для показательной полемики с официальными государственными структурами, для дискредитации и дезавуирования заявлений официальных властей.

Компьютеризация (автоматизация) административно-управленческих процессов существенно повышает уязвимость функционирования системы путем использования чрезвычайно дешевых и доступных методов информационно-компьютерных диверсий. Пока под удар попадают как раз наиболее развитые страны, с высокой степенью развития открытых электронных информационных систем — более 50 % пользователей Интернета проживают в США и Канаде.

В российских сетевых СМИ был оглашен факт функционирования в Сан-Франциско русскоязычного сервера. С него предлагались к продаже российские конфиденциальные информационные продукты служебного пользования. Это были служебные базы: «Лабиринт» (база данных о россий-

ских политиках и их биографиях), «Лунар» (телефоны и справочная информация о руководящем составе МВД, налоговой полиции, правительства, прокуратуры, Газпрома и пр.), «БТИ» (собственники жилья в Москве), «ГИБДД» (полные данные по автовладельцам Москвы) и другие [Inroad Hi-Tech Review].

В мировом киберсообществе уже сложились интернациональные кланы хакеров, преследующих в сети политические или околополитические цели. Развитие информационных технологий, повышающих информационную и идеологическую уязвимость политической системы, вызывает ответную реакцию государств и транснациональных структур. Она выражается в форме усиления контроля всеми доступными методами — от юридических до аппаратно-программных.

В настоящее время постепенно выстраивается своеобразная система управления сознанием и поведением конкретного индивида, социальных страт и наций. Это формирует опасный фундамент развития неототалитарных политических процессов в ближайшие десятилетия.

Все более очевидной (а значит — потенциально целенаправленно управляемой) становится тенденция роста роли и влияния мнения неформальных лидеров, активно общающихся на информационных сетевых полях. При этом они зачастую искажают факты, делают неверные выводы и выносят предложения, носящие откровенно провокационный характер. Мнение официальных лидеров, квалифицированных экспертов не воспринимается информационным сообществом, чаще всего под «ярлыком» ангажированности.

Особую опасность такого рода информационная активность представляет в чрезвычайных ситуациях. В ходе ликвидации последствий наводнения в г. Крымске (2011 г.) целенаправленно распространялись, в основном через Интернет, слухи о предстоящих спусках воды из вышерасположен-

ных водохранилищ, что вызывало панические настроения у населения. При вспышке инфекционного менингита в г. Ростове на Дону (2013 г.) через компьютерную сеть и БМБ-еобщения в мобильной телефонной сети жители оповещались о предстоящей дезинфекционной обработке территории авиацией, что не соответствовало действительности и дезориентировало граждан.

Такого рода инциденты могут в будущем носить системный характер. Поэтому в технологии ликвидации последствий ЧС следует предусматривать структуру информационной поддержки, в которую должны вовлекаться местные специалисты и компетентные неформальные лидеры Интернет-общения.

Серьезную хакерскую атаку с территории третьей страны удалось преодолеть специалистам НЦУКС в 2000 г. при проведении российско-американских командно-штабных учений, отрабатывающих совместные действия информационно-управ-ляющих центров (Москва, Хабаровск и Гонолулу) при моделировании землетрясений и цунами в Тихом океане. Однако хакерские технологии с каждым годом совершенствуются, поэтому и меры противодействия им также должны систематически модернизироваться.

2. Основные угрозы информационной безопасности государства в различных сферах общественной жизни и меры противодействия им

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации развивает положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации о том, что информационная безопасность России является одной из составляющих национальной безопасности. Она оказывает влияние на защищенность национальных интересов страны в таких сферах жизнедеятельности общества и государства как: экономика, внутренняя политика, наука и техника, духовная жизнь, общегосударственные информационные и телекоммуникационные системы, оборона, правоохранительная и судебная.

Угрозы информационной безопасности России и методы ее обеспечения являются общими для этих сфер. В каждой из них имеются свои особенности обеспечения информационной безопасности, связанные со спецификой объектов обеспечения безопасности, степенью их уязвимости в отношении таких угроз.

В каждой вышеперечисленных сфер жизнедеятельности общества и государства могут использоваться частные методы, способы и формы обеспечения информационной безопасности, обусловленные спецификой факторов, влияющих на состояние информационной безопасности России.

В сфере экономики воздействию угроз информационной безопасности России наиболее подвержены следующие системы: государственная стати-

стика; кредитно-финансовая; информационная и учетные автоматизированные системы обработки учетной информации подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики; бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Переход к рыночным отношениям в экономике вызвал появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множества отечественных и зарубежных коммерческих структур — производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, по обработке, хранению и передаче статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере.

Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля процесса ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.

Слабое технологическое состояние предприятий национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, телекоммуникации, связи и защиты информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств. Это создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств.

Угрозу для нормального функционирования экономики представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций.

Несовершенство нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и тому подобном, препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну.

В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасно противоправ-

ное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней.

Основными мерами по обеспечению информационной безопасности государства в сфере экономики являются:

организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

формирование и развитие системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации;

разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;

совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

Наиболее важными объектами обеспечения информационной безопасности России в сфере внутренней политики являются:

конституционные права и свободы человека и гражданина;

конституционный строй, национальное согласие, стабильность государственной власти, суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации;

открытые информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и средств массовой информации.

Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации: нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;

недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей;

распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;

деятельность деструктивных общественных объединений, направленная на насильственное из-

менение основ конституционного строя и нарушение целостности России, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

Основными мероприятиями в области обеспечения информационной безопасности России в сфере внутренней политики являются:

создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих элементов информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средств массовой информации;

активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.

К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности России в сфере внешней политики относятся:

информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств России при международных организациях;

информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации;

информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации;

деятельность российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни.

Из внешних угроз информационной безопасности России в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:

информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;

распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;

попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств России при международных организациях.

Из внутренних угроз информационной безопасности России в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:

нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации;

недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

Основными мероприятиями по обеспечению информационной безопасности России в сфере внешней политики являются:

разработка основных направлений государственной политики в области информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации;

разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств России при международных организациях;

создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;

совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

Наиболее важными объектами обеспечения информационной безопасности России в области науки и техники являются:

результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации;

открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование;

научно-технические кадры и система их подготовки;

системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и другими).

К числу основных внешних угроз информационной безопасности России в области науки и техники следует отнести:

стремление развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;

создание льготных условий на российском рынке для иностранной научно-технической продукции и стремление развитых стран в то же время ограничить развитие научно-технического потенциала России (скупка акций передовых предприятий с их последующим перепрофилированием, сохранение экспортно-импортных ограничений и тому подобное);

политику иностранных государств, направленную на дальнейшее разрушение унаследованного от СССР единого научно-технического пространства государств — участников Содружества Независимых Государств за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также отдельных, наиболее перспективных научных коллективов;

активизацию деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб.

К числу основных внутренних угроз информационной безопасности России в области науки и техники следует отнести:

сохраняющуюся непростую экономическую ситуацию в России, ведущую к снижению финансирования научно-технической деятельности, падению престижа научно-технической сферы, утечке за рубеж идей и передовых разработок;

неспособность предприятий национальных отраслей электронной промышленности производить конкурентоспособную наукоемкую продукцию микроэлектроники, позволяющую обеспечить достаточный уровень технологической независимости России от зарубежных стран;

состояние патентной защиты результатов научно-технической деятельности российских ученых;

сложность реализации мероприятий по защите информации в научно-технических учреждениях и организациях, в частности, на акционированных предприятиях.

Важным направлением противодействия угрозам информационной безопасности России в области науки и техники является совершенствование законодательства Российской Федерации. Государство должно способствовать созданию системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности России в области науки и техники.

Обеспечение информационной безопасности России в сфере духовной жизни общества имеет це-

лью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Оно связано с формированием и развитием личности, со свободой массового информирования, с использованием культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России. Оно тесно связано с реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала государства, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности России в сфере духовной жизни общества относятся:

достоинство личности, свобода совести, право выбора, право вероисповедания, свобода убеждений, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;

свобода массовой информации; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;

русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов;

устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия народов России;

объекты интеллектуальной собственности. Наибольшую опасность в сфере духовной жизни общества представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации: деформация системы массового информирования как за счет монополизации средств массовой информации, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации в отечественном информационном пространстве;

ухудшение состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия, включая архивы, музейные фонды, библиотеки, памятники архитектуры;

нарушение общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект;

использование зарубежными специальными службами средств массовой информации, действующих на территории России, для нанесения ущерба обороноспособности страны и безопасности государства, распространения дезинформации;

неспособность современного гражданского общества обеспечить формирование и поддержание

в обществе нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности России в сфере духовной жизни общества являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развитие в России институтов гражданского общества;

создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;

выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля формирования в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, за воспитание патриотизма и гражданственности;

совершенствование законодательства России, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод гражданина;

государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации;

формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культуры;

противодействие сознательному или непреднамеренному нарушению конституционных прав и свобод в сфере духовной общества жизни;

разработка организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений;

разработка правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки;

введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение;

противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Основными объектами обеспечения информационной безопасности России в общегосударственных информационных телекоммуникационных системах являются:

информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию;

средства и системы информатизации, программные средства, автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их информативные физические поля;

технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информа-

ция ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации;

помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров, а также переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа.

Основными угрозами информационной безопасности России в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, организаций и групп, противозаконная деятельность отдельных лиц, направленная на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля за функционированием информационных и телекоммуникационных систем;

вынужденное использование при создании и развитии информационных и телекоммуникационных систем импортных программно-аппаратных средств;

нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем, отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах;

использование не сертифицированных, не соответствующих требованиям безопасности средств и систем информатизации и связи, а также средств защиты информации и контроля их эффективности;

привлечение к работам по созданию, развитию и защите информационных и телекоммуникационных систем организаций и фирм, не имеющих государственных лицензий на осуществление этих видов деятельности.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности России в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

предотвращение перехвата информации из помещений специальных объектов, а также информации из каналов связи;

исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;

предотвращение утечки информации по техническим каналам, возникающей при эксплуатации технических средств, при обработке, хранении и передаче информации;

предотвращение умышленных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;

обеспечение информационной безопасности при подключении общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем к внешним информационным сетям, включая международные;

обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности;

выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации.

Основными организационно-техническими мероприятиями по защите информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

лицензирование деятельности организаций в области защиты информации;

аттестация объектов информатизации по выполнению требований обеспечения защиты информации при проведении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

сертификация средств защиты информации и контроля эффективности их использования, а также защищенности информации от утечки по техническим каналам систем и средств информатизации и связи;

введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах использования технических средств, подлежащих защите;

создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении.

К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах относятся:

информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов и их информационно-вычислительных центров, информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение;

информационная инфраструктура (информационно-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии связи).

Внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах, являются:

разведывательная деятельность специальных служб иностранных государств, международных преступных сообществ, организаций и групп;

деятельность иностранных государственных и частных коммерческих структур.

Внутренними угрозами, представляющими наибольшую опасность для указанных объектов, являются:

нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи служебной информации;

недостаточность законодательного и нормативного регулирования информационного обмена в правоохранительной и судебной сферах;

отсутствие единой методики сбора, обработки и хранения информации;

отказ технических средств и сбои программного обеспечения;

преднамеренные действия, а также ошибки персонала.

Применяются специфические методы и средства обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах:

функционирование интегрированных банков данных на базе специализированных информационно-телекоммуникационных систем;

совершенствование профессиональной и специальной подготовки пользователей информационных систем.

3. Задачи МЧС России по обеспечению информационной безопасности государства

В условиях информационного противоборства для МЧС России актуальной задачей является развитие технологий и разработка современных технических средств, осуществляющих прием, обработку, передачу и защиту информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, особенно на потенциально опасных объектах, о правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях.

На решение комплекса этих задач должна быть направлена работа действующих систем оповещения в составе РСЧС. Данное информационное пространство сферы деятельности МЧС России требует его всесторонней защиты в интересах безопасности государства.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют региональные (в границах субъектов Российской Федерации), местные (в границах муниципальных образований) и локальные (объектовые) системы оповещения населения (в районах размещения потенциально опасных объектов).

Создается комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН) об угрозе возникновения или о возникновении ЧС на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразви-вающихся природных явлений и техногенных процессов. Эта система должна быть защищена от несанкционированного проникновения в каналы сбора и передачи оперативной информации об обстановке в зоне ЧС.

Расширяется сфера применения общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) и системы защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ). Они предназначены для информирования и оповещения населения в местах массового пребывания и на объектах транспортной инфраструктуры, функционирование которых преду-

сматривается также в условиях информационного противоборства.

Условия быстро меняющихся рисков ЧС, развитие телекоммуникационных технологий, урбанизация населения требуют пересмотра подходов к дальнейшему развитию систем информирования и оповещения. Специальные системы централизованного оповещения (СЦО) должны быть обеспечены современными средствами защиты от несанкционированного проникновения в каналы сбора и передачи данных оперативной обстановки в зоне ЧС.

Повышение оперативности систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них.

Наиболее уязвимыми объектами, с точки зрения, обеспечения информационной безопасности России в условиях ЧС являются система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий, а также система сбора и обработки информации о возможном возникновении ЧС.

Данные о потенциально опасных объектах особенно радиационного, химического, биологического (РХБ) характера могут быть использованы противником (деструктивными элементами) в интересах информационного противоборства путем распространения искаженных (ложных) сведений об РХБ и в целом экологической обстановке в определенном районе страны. Следствием этого может наступить дестабилизация обстановки и социальная напряженность среди населения.

Информационные угрозы и объекты воздействия в сфере ГО в условиях ЧС и меры обеспечения ее безопасности приведены в табл. 3.

Особое значение для функционирования указанных объектов имеет обеспечение безопасности информационной инфраструктуры страны при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Сокрытие, задержка поступления, искажение и разрушение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней отдельных лиц или групп лиц могут привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению разного рода сложностей в управлении большими массами людей. Так, могут быть приведены в движение неуправляемые большие массы людей (толпа), испытывающие психологический стресс. На основе слухов, ложной и недостоверное информации могут быстро возникать и распространяться паника и беспорядки.

К специфическим для условий информационного противоборства направлениям обеспечения информационной безопасности в сфере ГО также относятся:

разработка эффективной, защищенной системы мониторинга объектов повышенной опасности;

совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения ЧС, об условиях их возникновения и развития;

повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти в условиях ЧС;

прогнозирование поведения населения в случае появления ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и разработка профилактических мер;

разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.

В интересах реализации одного из основных направлений обеспечения информационной безопасности и в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации

Информационная безопасное:

от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» является создание и поддержание в готовности указанных систем. Оно возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.

Специалисты в данной предметной области считают высокой вероятностью появление ложной информации о радиационной, химической, биологической и экологической обстановке в экономически развитых районах России в интересах информационного противоборства. В связи с этим оснащение надежными средствами контроля их состояния является для МЧС России неотложной задачей.

На территории России имеются потенциально опасные объекты, не имеющие и не создающие ло-

Таблица 3

в сфере гражданской обороны

Информационные угрозы и объекты воздействия Основные мероприятия обеспечения информационной безопасности

Негативное информационное воздействие на мировое общественное мнение с целью дискредитации основ политики России в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере ГО и определение соответствующих практических задач. Снижение эффективности информационного воздействия противника. Противодействие попыткам манипулирования процессами восприятия информации населением со стороны деструктивных сил, противодействие внедряемым целям, мотивам и смыслам деятельности, чуждым национальным интересам государства.

Деструктивное воздействие на общественное сознание населения России негативных факторов, снижающих морально-психологическую устойчивость населения и личного состава формирований ГО их готовность к выполнению задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Формирование и поддержание традиционных мировоззренческих основ, целей, ценностей, национальных интересов России в информационном пространстве (глобальном, региональном, национальном). Совершенствование нормативно-правового обеспечения информационной области безопасности в сфере деятельности МЧС России

Психологическое воздействие на население и личный состав формирований гражданской обороны в зоне ЧС Совершенствование концептуальных походов к основам обеспечения информационной безопасности населения и личного состава формирований ГО. Совершенствование информационно-пропагандистских и психологических приемов и способов работы персонала структурных подразделений МЧС России

Несанкционированный доступ к системе сбора, обработки и передачи оперативной информации в зоне ЧС Совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления, повышение надежности специального программного обеспечения. Оптимизация структуры функциональных органов системы обеспечения информационной безопасности в сфере ГО и координация их взаимодействия

Несанкционированный доступ к системам принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием ЧС и ходом ликвидации их последствий Повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти

Хакерские атаки на управленческие программно-аппаратные комплексы Проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления связи. Подготовка специалистов в области обеспечения информационной безопасности в сфере ГО и др.

Получение доступа к функционирующим средствам связи для воздействия на управленческие действия и технические средства Повышение уровня отечественных информационных технологий, внедряемых в средства связи и управления.

кальные системы оповещения. Из них 37,2 % объектов находится в ведении федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, 46,2 % — в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, 38 % — частные предприятия5.

Оснащение потенциально опасных объектов современными средствами контроля и локальными системами оповещения населения, защищенными от несанкционированного проникновения (особенно РХБ и экологического характера) обусловлено тем, что роль оперативных данных о степени химической, биологической и радиационной опасности в информационном противоборстве переоценить невозможно.

Создание, внедрение и распространение ложной информации — иногда в форме слухов о неблагополучной радиационной, химической и биологической, а в целом и экологической обстановке может быть использовано для возбуждения панических настроений населения и в районах дислокации войск, а также в целях общей дестабилизации обстановки. Одной из ключевых проблем информационной борьбы является защита каналов передачи такого рода сведений.

Практическое выполнение структурными элементами системы МЧС России задач информационного противоборства в ходе ликвидации ЧС на потенциально опасных объектах (особенно РХБ характера) подтверждает необходимость сопровождения таких действий экспертно-аналитическими подразделениями.

Создание таких подразделений позволит повысить оперативность доведения информации о реальной обстановке в зоне ЧС до населения и государственных структур.

Заключение

Стремительные темпы развития компьютеризации и информатизации общества неизбежно ведут к созданию единого мирового информационного пространства. В нем будут аккумулированы все средства сбора, накопления, обработки, хранения и обмена информацией между людьми, организациями и государствами. В XXI веке основу мирового информационного пространства составят национальные информационно-управляющие инфраструктуры развитых государств, таких как США, Китая, стран Западной Европы и Японии. В настоящее время создаются предпосылки значительного роста политического, экономического и военного превосходства развитых индустриальных стран за счет их лидирующей роли в компьютеризации и информатизации.

Вопросы обеспечения национальной и военной безопасности России весьма актуальны, если учесть, что объемы информации, обрабатываемые

(добываемые, хранимые, передаваемые и др.) с помощью глобальных информационных сетей, значительно (по разным оценкам в 2,5 — 5 раз) превосходят объемы информации, передаваемой традиционными способами (бумажные носители, видео-, аудиоинформация и др.).

Ресурс информационного и других воздействий потенциально опасных для России государств столь велик, а способы их применения и характер могут быть настолько неожиданными, что только в случае надежной защиты своей информационной среды и возможностей средств противоборства она сможет устоять под мощными информационным, силовым и психологическим ударами противника.

Для МЧС России наиболее уязвимыми объектами в сфере обеспечения информационной безопасности являются системы экстренного оповещения населения о возникновении ЧС, система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий, а также система сбора и обработки информации о возможном возникновении ЧС.

Развитие перспективных технологий и разработка современных технических средств, осуществляющих прием, обработку и передачу информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, защищенных от несанкционированного воздействия, является для МЧС России актуальной задачей.

Литература

1. Шойгу С.К. и др. Атлас природных и техногенных опасностей рисков ЧС в Российской Федерации. М.: «Дизайн». Информация. Картография, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Багиров А.С. Интернет в международных отношениях. Международная жизнь, № 8 — 9. 2000. С. 77 — 89.

3. Гриняев С.П. Концепция ведения информационной войны в некоторых странах мира. Зарубежное военное обозрение, № 2. 2002. С. 98 — 105.

4. Жуков В. Взгляды военного руководства США на ведение информационной войны. Зарубежное военное обозрение, № 1. 2001.

5. Павлютенкова М.В. Информационная война — реальная угроза или современный миф? Власть, № 12. 2001. С. 37—59.

21.01.2014

Сведения об авторах:

Фалеев Михаил Иванович: к.п.н.; начальник центра; Черных Геннадий Сергеевич: д.в.н.; профессор; Заслуженный работник высшей школы РФ;

ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: csi430@yan-dex.ru; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

5 Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера в 2012 году». М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.