Александр ТОНКОНОГОВ
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Статья посвящена проблемам обеспечения информационно-психологической безопасности, которая является компонентом духовной безопасности современной России, выявлению существующих и вновь возникающих рисков и угроз в данной сфере общественных отношений.
The article is devoted to the problems of maintenance of information-psychological safety which is a component of spiritual safety of modern Russia, and to revelation of existing and arising risks and threats in the given sphere of public relations.
Ключевые слова:
современная Россия, информационно-психологическая безопасность, духовная безопасность, национальная безопасность, российское общество; modern Russia, information-psychological safety, spiritual safety, national safety, Russian society.
Обеспечение национальной безопасности во всех сферах человеческой жизнедеятельности, сохранение территориальной и духовной целостности страны являются одними из основных задач, которые стоят перед государством. Под обеспечением безопасности исследователями понимается совокупность средств и субъектов обеспечения, а также деятельность, направленная на достижение определенной цели. При этом средствами обеспечения принято считать совокупность материальных, духовных, правовых, организационных и технических средств. Субъектами обеспечения являются индивиды, организации и органы государства, осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности1.
Исследователи справедливо рассматривают национальную безопасность как систему, включающую в том числе обеспечение духовной безопасности2. Однако одновременно с этим они не выделяют духовную безопасность в отдельную самостоятельную составную часть системы национальной безопасности, классифицируя национальную безопасность «по конкретным сферам жизнедеятельности»3 и выделяя пять видов национальной безопасности — экономическую, социально-политическую, военную, информационную и экологическую. Как представляется, логичнее выделить особый вид национальной безопасности — духовную безопасность, которая в том числе включает и информационную, а также информационно-психологическую безопасность.
Рассматривая духовную сферу современного российского общества как объект обеспечения национальной безопасности, необходимо выделить основные субъекты защиты. К ним, по-видимому, следует относить национальную культуру (главным образом, язык как средство межнационального общения и объединения), а также науку, образование, искусство и, конечно же, средства массовой информации, предоставляющие обществу в том или ином виде продукты духовного производства.
Основным направлением обеспечения безопасности духовной
1 См.: Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы. — М., 2002, с. 47.
2 Возжеников А.В., Глебов И.Н., Золотарев В.А. Основные концептуальные положения национальной безопасности России в XXI веке. — М. : ЭДАС ПАК, 2000, с. 38.
3 Возжеников А.В., Прохожев А.А. Государственное управление и национальная безопасность России : учебное пособие. — М. : Изд. РАГС, 2001, с. 20.
ТОНКОНОГОВ
Александр Викторович — к.филос.н., доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД Росчии аиклапФ
tonkonogov@yаndex.
А
сферы современного российского общества является организация системы защиты общественного сознания граждан России как объекта деструктивного воздействия с применением средств и методов информационно-психологической войны со стороны потенциальных противников России.
Национальная безопасность России в значительной степени зависит от обеспечения информационной и информационно-психологической безопасности, определения национальных интересов и выявления угроз национальной безопасности в данной области.
Одним из первых данную проблематику исследовал профессор А.И. Поздняков1, определяющий информационную безопасность как защищенность информационных ресурсов от значимого ущерба, наносимого в основном посредством применения информационных технологий. При этом ученый справедливо предложил различать информационно-техническую и информационно-психологическую безопасность. Для первой характерным является воздействие на технические объекты, содержащие информационные ресурсы. Особенность второй состоит в том, что воздействие осуществляется на сознание людей, в т.ч. с применением различных технических средств.
Автор полагает, что под информационной безопасностью следует понимать защищенность информации и права на ее получение, использование и создание как ценности; соблюдение законных интересов личности, общества и государства в сфере информации.
Информационно-психологическая безопасность — это состояние защищенности от ущерба национальным информационным ресурсам, защищенности психического здоровья отдельной личности и общества в целом как одной из основных национальных ценностей.
Защищая личность и общество, государство, по сути, защищает себя. Особенно это важно понимать в современных условиях, когда «возникла принципиально новая система внутренних и внешних угроз безопасности личности и общества... их духовной безопасности, не связанная с
1 См.: Поздняков А.И. Информационная безопасность // Безопасность, 1992, № 6; Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная мысль, 1993, № 10.
традиционным пониманием врага и агрес-сора»2. В основном это касается вопроса ведения информационно-психологической войны против России с применением так называемого нематериального оружия, т.е. оружия, воздействующего на человека средствами и методами агрессивного манипулирования общественным сознанием с целью деморализации и латентного управления деятельностью и духовным развитием отдельной личности, социальных групп, а также представителей государственных институтов, в т.ч. вооруженных сил, специальных служб и правоохранительных органов.
Можно выделить основную проблему обеспечения духовной безопасности российского общества, представляющую угрозу основам духовной жизни в современной России — это культивирование ложных (чуждых менталитету российской нации) ценностей, определение деструктивных жизненных приоритетов, идеологем, целей и задач, стоящих перед отдельной личностью и обществом в целом. Все это осуществляется посредством дезинформирования граждан России, лишения права на выбор и порядок использования получаемой информации, во многих случаях ангажированной различными финансовыми и пролитическими группировками.
Информация в современном мире оказывает прямое воздействие на сознание, формирование и развитие интеллекта, нравственных черт и воли человека. Исследователи подчеркивают: «Стало очевидным, что именно информационные воздействия способны изменить главный геополитический потенциал государства — национальный менталитет, культуру и моральное состояние идей»3. Люди имеют возможность чрез электронные средства массовой информации, главным образом через Интернет, получать значительно большее количество независимой информации, позволяющей делать свои аналитические оценки происходящих событий и фактов. Вместе с тем производители информационных услуг посредством применения технологий манипулирования, по
2 Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства : автореф. дис. ... д.филос.н. — М. : Военный университет, 2000, с. 4.
3 Василенко И.А. Геополитика современного мира : учебное пособие. — М. : Гардарики, 2006, с. 7.
сути, воздействуют на индивидуальное, групповое, общественное сознание и способны либо создавать (реформировать), либо разрушать (деформировать) духовный мир отдельной личности и духовное пространство целых народов и наций.
Для современного российского общества бесспорным является тот факт, что «сегодня уже существует еще неосознанная и неоцененная нами и ставшая реальностью глобальная угроза формирования не нами нашего образа мышления и даже национальной психологии»1. Во многом это происходит в результате того, что государство в лице своих представителей и органов и институты гражданского общества в значительной степени утратили контроль над информационным пространством России, а также во многих случаях используют свои возможности в данной сфере неэффективно.
В современных условиях информационного общества и развития сетевого общества угроза деструктивного влияния на социум ясно осознается субъектами обеспечения национальной безопасности. В частности, в своем докладе на юбилейном X Национальном форуме информационной безопасности «Инфофорум-10», состоявшемся в Москве в 2008 г., первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенант А. Бурутин подчеркнул, что «общество все в большей мере попадает в зависимость от информационных технологий», при этом «главным, стратегическим объектом воздействия информационного оружия остаются люди — их мировоззрение, моральнопсихологическое состояние и приверженность общечеловеческим ценностям»; данная ситуация «требует принятия адекватных мер противодействия иностранной информационной экспансии во всех ее проявлениях»2.
Угрозы в разных областях общественной жизни (культуре, массовом искусстве, образовании, науке, информационном пространстве, правоохранительной и религиозной сферах) с каждым годом приобретают все более глобальный характер.
1 Владимиров А. И. Стратегические этюды. — М., 2002, с. 118.
2 Бурутин А. Войны будущего станут информационными. Новые вызовы и угрозы безопасности
России // Независимое военное обозрение, 2008, № 5, с. 2-3.
Применение новейших средств и методов манипуляции общественным сознанием в рамках информационно-психологических войн, которые ведутся против России, делает гипотетически возможным нарушение целостности духовного пространства нашей страны и, как следствие, ее территориальное раздробление.
В этой связи можно констатировать, что основной целью обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества являются:
— защита индивидуального, группового и массового сознания от деструктивного влияния, создание благоприятных условий для развития национальных культур;
— поддержка русского языка как основы межнационального общения;
— противодействие факторам, способствующим ослаблению влияния России на решение геополитических вопросов и уменьшение ее роли как субъекта международного права.
Значительную роль в этом процессе должна играть система государственного контроля за информационной сферой, оказывающей в современных условиях определяющее влияние на формирование общественной психологии, идеологических основ российской государственности.
Информационное общество, предпочитающее национальной и элитарной культуре массовую культуру, психологически уже зависит от радио и телевидения, «желтой» прессы, современного фольклора, анекдотов и псевдонаукообразных слухов. Взаимосвязь массовой культуры и средств массовой информации, исследовавшаяся уже со второй половины ХХ в. многими учеными3 как очевидная проблема, приносит в условиях современной России страшные, уродливые плоды в виде наднациональных стереотипов поведения, извращения эстетических и моральноэтических ценностей и норм. Некоторые исследователи (например, Маршалл Маклюэн), размышляя над проблемой создания новой реальности посредством внедрения современных коммуникационных технологий, справедливо отмечают разрушительное воздействие экранной
3 Cm.: Mass Culture Revisited / ed. by B. Rosenberg, D. White. — Boston, 1971; Gans H.J. Popular Culture and High Culture: an Analysis and Evaluation of Taste. - N.Y., 1974.
культуры на сознание человека и его способность суждения1.
Формирование новой ценностной системы представляет собой децентрализованный процесс, происходящий в условиях столкновения официально пропагандируемой культуры политической и финансовой элиты, с одной стороны, и культуры экономически ущемленного большинства населения страны — с другой.
Исключительное влияние на формирование национального самосознания в современном мире оказывают электронные средства массовой информации, в частности Интернет, глобализирующий отношения индивидуумов вне завимсимости от их пола, возраста, этнической и религиозной принадлежности.
Осуществление постоянного мониторинга интернет-пространства — это работа уже сегодняшнего дня, и она уже проводится. Однако этой проблемой должны заниматься высококвалифицированные специалисты. Информационные технологии уже вошли в нашу жизнь, и их влияние будет только усиливаться как в сфере противодействия общеуголовной (главным образом, экономической) преступности, так и в сфере обеспечения духовной безопасности.
Представляется совершенно очевидным, что в Национальном антитерро-ристическом комитете, департаменте МВД России, центрах по противодействию экстремизму субъектов Российской Федерации следует создать группы специалистов данного профиля. Подготовка может быть осуществлена на базе ведомственных учреждений по повышению квалификации с привлечением специалистов гражданских научно-исследовательских и образовательных учреждений.
Все вышеизложенное позволяет сделать некоторые выводы: основным в сфере обеспечения духовной, в частности информационно-психологической, безопасности является защита нравственных (этических), смыслополагающих (интеллектуальных) и миросозерцательных (эстетических) основ социальной жизни, а это в значительной степени — область об-
1 См.: McLuhan M. Understanding Media. The Extensions of Man. - N.Y., 1964.
щественного сознания. Поэтому главная задача при обеспечении национальной безопасности — обеспечить безопасность индивидуального, группового и массового сознания, воздействие на которое в основном осуществляется через средства массовой коммуникации. То есть, главная задача состоит в обеспечении информационно-психологической безопасности. Основными его направлениями являются:
1) создание условий для сохранения культурного наследия и творческого развития нации, организация защиты от внутренних и внешних угроз нравственных, эстетических основ жизни социума — через конструктивное развитие национальных культур, искусства, в т.ч. и массовой культуры (кино, рок-музыка, нетрадиционные ремесла);
2) создание условий для сохранения и развития, а также защиты от внутренних и внешних угроз интеллектуальных основ жизни социума — через конструктивное развитие науки, образования и систем массовой информации.
В целях обеспечения информационнопсихологической безопасности России на федеральном и региональном уровнях должна быть сформирована целостная система, включающая в себя:
— подразделения специальных служб, организующих реализацию комплекса мер по защите общественного сознания от деструктивного воздействия с применением средств и методов информационно-психологической войны;
— патриотически ориентированные средства массовой информации, культурно-национальные организации, объединения творческой молодежи, в т.ч. неформальные, поддерживаемые в своей деятельности государственными органами;
— научно-производственненые объединения, организующие производство и применение технических средств защиты информации.
Создание в России системы обеспечения информационно-психологической безопасности позволит эффективно реализовать государственную политику в данной сфере общественных отношений, адекватно и своевременно отвечать на вызовы и угрозы, защищая российские национальные интересы.