Научная статья на тему 'Терроризм как угроза национальной безопасности России'

Терроризм как угроза национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15401
881
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА / УГРОЗЫ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / SAFETY / NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / TERRORISM / TERRORIST THREAT / THREATS FOR NATIONAL SECURITY / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семеновский Н.Н.

В статье понятие «терроризм» рассмотрен с точки зрения потенциальной угрозы национальной безопасности. Терроризм, имея весьма сложное содержание, нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию, при этом затрагивая национальную безопасность страны на всех ее уровнях: межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Также подробно рассматриваются понятие безопасность и степень защищенности государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах его жизнедеятельности, а также ряд сущностных признаков, которыми обладает национальная безопасность.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article an attempt to consider the concept «terrorism» from the point of view of potential threat of national security is made. Terrorism, having very complex contents, breaks the ability of the nation to self-preservation, self-reproduction and self-development, thus affecting national security of the country at all its levels: interstate, state, international, national, class and group. The concept of safety and degree of security of the state from internal and external threats in all spheres of its activity are examined, and also a number of main features which national security has are considered in detail.

Текст научной работы на тему «Терроризм как угроза национальной безопасности России»

УДК 323.28:351.86 DOI: 10.12737/17873

Семеновский Н.Н., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орел); e-mail: nik.orlovsky@yandex.ru

ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В статье понятие «терроризм» рассмотрен с точки зрения потенциальной угрозы национальной безопасности. Терроризм, имея весьма сложное содержание, нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию, при этом затрагивая национальную безопасность страны на всех ее уровнях: межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Также подробно рассматриваются понятие безопасность и степень защищенности государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах его жизнедеятельности, а также ряд сущностных признаков, которыми обладает национальная безопасность.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность Российской Федерации, терроризм, террористическая угроза, угрозы для национальной безопасности, национальные интересы.

Semenovsky N.N. - Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration , Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: nik.orlovsky@yandex.ru

TERRORISM AS A THREAT TO RUSSIAN NATIONAL SECURITY

In the article an attempt to consider the concept «terrorism» from the point of view of potential threat of national security is made. Terrorism, having very complex contents, breaks the ability of the nation to self-preservation, self-reproduction and self-development, thus affecting national security of the country at all its levels: interstate, state, international, national, class and group. The concept of safety and degree of security of the state from internal and external threats in all spheres of its activity are examined, and also a number of main features which national security has are considered in detail.

Keywords: safety, national security of the Russian Federation, terrorism, terrorist threat, threats for national security, national interests.

Вопросы национальной и международной безопасности во всех странах являются предметом самого пристального внимания со стороны политиков, военных, а также академических кругов. Подобный интерес к данным проблемам вполне естествен, так как они затрагивают наиболее важные стороны жизнедеятельности человека, общества и государства.

Российская Федерация, как и весь мир, пережила масштабные атаки со стороны международного

и внутреннего терроризма: захват школы в Беслане (погибло 330 человек) и здания «Норд-Оста» в Москве (погибло 129 человек), вооруженное нападение на Нальчик (погибло 47 человек), взрывы домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске (погибло 294 человека), взрыв в аэропорту Домодедово (погибло 37 человека). В декабре 2013 года серия терактов произошла в Волгограде, в результате чего погибло 25 человек. Также крупные теракты произошли и во многих зарубежных странах: в

США 11 сентября 2001 г.; атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон (погибло 2933 человека); в Испании в марте 2004 г. произошла серия взрывов в пригородных электричках Мадрида, которая унесла жизни 191 человека; в Великобритании в июле 2005 г. - взрывы в Лондоне (погибло 56 человек). Все больше терактов происходит в Ираке и Афганистане1.

Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. отметил: «Для уверенного, спокойного решения... вопросов мирной жизни мы должны найти убедительные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности ... на фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с которыми реально сталкивается наша страна. Так, весьма значительной остается террористическая угроза. Знаю, что кое-кто очень бы хотел, чтобы Россия погрязла в этих проблемах, и, как следствие, не могла бы решать ни одну из своих проблем полноценного развития»2.

Обострение борьбы за сферы влияния между различными социальными силами, политическими идеологиями, в том числе этнического и конфессионального характера, частое применение субъектами мировой политики терроризма в качестве эффективного средства политической борьбы стали одними из главных проблем, мешающих устойчивому развитию как России, так и всего мирового сообщества.

Проявления терроризма внутри страны подрывают ее территориальную целостность, суверенитет и конституционный строй, устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже могут парализовать действия властей, способствуя подрыву их авторитета среди населения, что ставит

1 Крупнейшие теракты в России // РИА Новости: [сайт]. [2015]. URL: http://ria.ru/spravka/20131229/ 987132908.html#ixzz3aDlQATKX / (дата обращения: 16.05.2015).

2 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской

ФедераЦии 2006 г. // Официальный сайт Президента РФ. [сайт]. [2015]. - URL: http://archive.kremlin.ru/ text/appears/2006/05/105546.shtml (дата обращения: 16.05.2015).

под угрозу стабильное состояние и тенденции прогрессивного развития Российского государства.

Сложность и неоднозначность проблемы терроризма в полной мере проявляются на Северном Кавказе, который является тем регионом России, где наблюдался критический уровень противоречий в сфере национально-государственного устройства и межэтнических отношений, осложняющихся идеологическим фактором, внесенным извне.

В этой связи феномен политического терроризма стал сегодня предметом особого интереса государственных органов. За последние годы в стране были приняты: Стратегия национальной безопасности, Концепция внешней политики, Военная доктрина, Доктрина информационной безопасности и другие основополагающие нормативно-правовые акты. Вся совокупность политических и экономических преобразований, реформирование различных сфер деятельности государства, происходящие на современном этапе, направлены на решение единой комплексной задачи -обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Термин «национальная безопасность» появился не так давно, в 90-е годы. До этого момента понятия внутренней и внешней безопасности государства были разделены. Вопросы внутренней безопасности теоретическую проработку в России получили лишь к началу XXI веке, в то время как внешняя безопасность была исследована столетием раньше3.

Основой современного понимания безопасности является Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390 «О безопасности». Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной и экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов

3 Ефимов Н.Н. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. - М.: КомКнига, 2006. - С. 13- 14, 21.

Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ. Однако данный Федеральный закон не дает четкого понимания что такое «безопасность».

По мнению автора, можно дать определение понятию «безопасности» как порядок, обеспечивающий не только защищенность социума, но и благоприятные условия для наиболее полного раскрытия творческих способностей индивида, социальных групп, этносов и конфессий.

В зависимости от видов опасности и пространственно-географического взаимодействия социальных организмов можно выделить следующие относительно самостоятельные уровни безопасности: международная глобальная безопасность, международная региональная безопасность и национальная (государственная) безопасность.

Базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Под национальной безопасностью Российской Федерации в Стратегии понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Так как жизнь народа разворачивается в различных сферах деятельности, в каждой из которых возможно действие неблагоприятных факторов, национальная безопасность представляется как многоплановая и многосторонняя характеристика. В содержательном плане в национальной безопасности выделяют следующие ее области проявления и обеспечения: политическая, экономическая, технологическая, военная, экологическая, информационная, социальная, правовая,

культурная, интеллектуальная, демографическая, генетическая, психологическая и др.1.

Таким образом, будучи интегративным понятием, выражающим степень защищенности государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах его жизнедеятельности, национальная безопасность обладает рядом сущностных признаков, среди которых выделяются следующие:

- национальная безопасность государства есть такое состояние всей системы внутригосударственных отношений и взаимосвязей, которое характеризуется относительным единством жизненно важных интересов общества, государства и личности, социально-политической, экономической и духовной жизни, а также взаимной ответственностью власти и граждан, всего общества за обеспечение безопасности;

- важным признаком национальной безопасности является защищенность граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

- существенными показателями национальной безопасности выступают устойчивость национальной культуры к неблагоприятным воздействиям внутренних и внешних факторов, стабильность и прогрессивность ее развития, способность национальной культуры к самосохранению и самовыражению2.

С позиции системного подхода национальная безопасность представляет собой открытую социально-политическую систему со специфическими структурными и функциональными компонентами, имеющую свои внутренние связи и связи с окружающей средой, функционирующую и развивающуюся под воздействием множества факторов. А.В. Возжеников справедливо рассматривает национальную безопасность как макросистему, включающую в себя все виды безопасности как постоянные образования, функционирующие в рамках более широкой среды3.

1 Кузнецов Ю., Никольский В. Введение в теорию национальной безопасности. - М.,: 2004. - С. 13.

2 Северцев Н.А., Дедков В. К. Системный анализ и моделирование безопасности. - М.: Высшая школа, 2006. - С. 23.

3 Возжеников А.В. Национальная безопасность России. -М.: РАГС, 2002. - С. 3-27.

Понятие «национальная безопасность» необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с национальными интересами, которые в основе своей объективны и определяются такими базовыми потребностями нации, как выживание, безопасность и поступательное развитие.

Современный взгляд на понятие национальных интересов закреплен в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в соответствии с которой национальные интересы России - это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы государства заключаются: в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации, в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики и в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

В теории национальной безопасности, по мнению автора, важным является и такое понятие как опасность - условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях, сами по себе либо в различной совокупности, обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства и деструктивную природу. По степени опасности можно выделить: вызов, риск, опасность и угрозу -наиболее конкретную и непосредственную опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

Терроризм, учитывая современную ситуацию, относится именно к угрозе национальной безопасности Российской Федерации.

Определение понятия терроризма - это достаточно сложная проблема. Связано это со многими обстоятельствами: терроризм является предметом изучения нескольких дисциплин,

представляет собой сложное и многоплановое явление, быстро эволюционирующее во времени и пространстве. Мешает научному осмыслению феномена частое и вольное употребление термина «терроризм» в общественно-политической сфере, а также наличие на внутригосударственном и международном уровнях факторов субъективного характера, препятствующих выработке единого подхода к определению терроризма. Кроме того, терроризм часто отождествляют с такими явлениями как экстремизм, война, национально-освободительное движение и т.п.

В настоящее время из огромного количества существующих определений терроризма ни одно не признано универсальным. Тем не менее рассмотрим некоторые из них.

Среди всех трактовок можно выделить определения, акцентированные на правовых аспектах. Они содержатся в законах, уголовных кодексах и других нормативно-правовых актах, а также в работах ученых, исследующих явление терроризма с юридической точки зрения.

Статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» определено: «Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

К данной группе определений отнесем и трактовку терроризма, содержащуюся в статье 205 Уголовного кодекса Российской Федерации: «Террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями; а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Здесь в определение включены признаки терроризма как уголовного преступления.

Подобного юридического подхода придерживаются и некоторые исследователи. Например,

М.Ф. Мусаелян пишет: «Терроризм представляет собой сложное, многомерное явление, посягающее различными способами на охраняемые законом сферы жизнедеятельности людей, блага, общественные установления, а само понятие «терроризм» состоит из социальной, политической и криминальной составляющих»1.

Юридические определения терроризма в своем большинстве содержат следующие характеристики: преднамеренность, политическая мотивация, нападение на лиц, которые не могут защитить себя с помощью ответного насилия.

По мнению бывшего Генерального секретаря ООН К. Аннана, терроризм - это «любое действие, которое направлено на то, чтобы сеять смерть или тяжелые увечья среди мирных жителей с целью запугать людей или заставить правительство или международную организацию делать или не делать что-то»2.

Таким образом, подробное изучение множества трактовок, данных различными учеными, юристами и политиками, позволяет рассмотреть формулировку понятия «терроризм»: субъект терроризма использует насилие, направленное на отвлеченную цель как способ влияния на объект для достижения поставленных перед собой задач.

Следует отметить, что всего за полтора последних десятилетия террористическая угроза в России приобрела качественно новое содержание, которое позволило многим аналитикам и исследователям проблемы заявить о появлении «терроризма новой волны». Терроризм, выведя уникальную восходящую траекторию, за ничтожный по продолжительности исторический период времени из маргинальной практики превратился в политическую стратегию, став глобальной транснациональной угрозой.

Выделим следующие характерные черты и специфику, присущую терроризму в современной России: высокий уровень организованности,

1 Мусаелян М.Ф. К вопросу о политизированности уголовно-правовых определений терроризма // Российский следователь. - 2004. - №12. - С. 19- 20.

2 Доклад Генерального секретаря ООН от 21 марта 2005 г. // Безопасность Евразии №1. [сайт]. [2015]. 1^1.: Мр://\мт.М.гиМос8/?соп1еп1=Ьос&й=30б (дата обращения: 05.05.2015).

финансирования террористической деятельности, установление устойчивых связей между террористическими организациями и транснациональной организованной преступностью, трансформация терроризма в инструмент управления геополитическими процессами, возросшая техническая оснащенность, появление новых видов терроризма, в частности информационного, компьютерного и экологического, в виду интернационального характера террористических группировок, происходит размывание границ между внутригосударственным и международным терроризмом, также происходит усиленные попытки террористов по овладению оружием массового уничтожения для его возможного использования и активное использование средств массовой информации, в частности, сети Интернет, для распространения радикально-исламистской идеологии и вербовки в ряды международного терроризма.

В связи с этим необходимо отметить, что на возникновение и распространение терроризма в нашей стране повлиял весь комплекс политических, социальных, экономических, геополитических, культурологических, идейных и духовных проблем, существующих в мире и возникающих на различных уровнях: от жизни конкретной личности до мирового сообщества в целом. И все эти проблемы между собой взаимосвязаны и взаимозависимы. Возникновение одной проблемы тянет за собой шлейф других. Неразрешенность какой-либо проблемы также мешает и тормозит решение остальных. Все это неизбежно ведет к распространению терроризма как инструмента политики.

Именно поэтому терроризм как угрозу национальной безопасности России следует рассматривать исключительно во взаимосвязи с другими угрозами, также несущими опасность национальной безопасности.

Терроризм, имея весьма сложное содержание, нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию, при этом затрагивая национальную безопасность страны на всех ее уровнях - межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом.

Значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности Российской Федерации высока.

Принимая во внимание Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г,, Концепцию внешней политики Российской Федерации, Военную доктрину Российской Федерации, Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, можно заключить, что терроризм несет угрозу экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной и экологической сферам государства. Рассмотрим теперь эти аспекты более подробно.

Терроризм несет угрозу в экономической сфере государства. Реализация национальных интересов страны возможна только на основе устойчивого развития экономики, следовательно, национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми. Факт, экономический ущерб, причиненный в ходе двух крупномасштабных войн в Чечне, составил не менее 100 млрд. долл.

Терроризм нарушает функционирование экономической системы, не только принося людские и материальные потери, но и ухудшая имидж страны и снижая инвестиционную привлекательность. В работах отечественных ученых, посвященных импорту институтов странами с переходной экономикой и политическим компонентам инвестиционных рисков в российских регионах, было показано, что в отсутствие надлежащих гарантий неприкосновенности личности риски долгосрочных инвестиций и длительных трансакций резко ухудшают качество инвестиционного климата1.

Помимо прочего, терроризм является объективным блокиратором в преодолении самых серьезных глобальных вызовов, с которыми сталкивается человечество, грядущие энергетический и сырьевой кризисы, деградация среды обитания,

1 Яновский К.Э. Составляющие благоприятного инвестиционного климата // Вестник РЦЭР. - 2001. -№117. - С. 4- 6.

неконтролируемый демографический рост, дальнейший разрыв между богатыми и бедными странами. Угроза терроризма препятствует мобилизации экономических и финансовых ресурсов, обращению результатов информационной и научно-технической революции на полноценное решение гуманитарных проблем, отвлекая неисчислимые ресурсы на военные цели.

Терроризм несет угрозу национальной безопасности России в сфере внутриполитических интересов, нарушая стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, несет угрозу территориальной целостности, единству правового пространства, правопорядку и завершению процесса становления демократического общества.

Теракты громогласно возвещают о том, что власть не способна гарантировать жизнь, здоровье, спокойствие граждан и, следовательно, ответственна за это. В той точке времени и пространства, где произошел теракт, власть утратила монополию на насилие, были вызывающе нарушены законы и установления власти. В зоне теракта реализовалась альтернативная власть. В возникновении такой ситуации раскрывается суть механизма политического шантажа, который используют террористы2.

Терроризм несет угрозу интересам страны в социальной сфере, которые заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Разрушая экономическую и политическую системы жизни общества, терроризм препятствует достижению высшей ценности общества, которая заключается в его собственном благополучии.

Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека - право на жизнь. Результат двух чеченских войн и деятельности всех про- и антироссийских администраций -полномасштабная гуманитарная катастрофа. За время антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери соста-

2 Основы противодействия терроризму. / Под ред. Я.Д. Вишнякова. - М.: Академия, 2006. - 23 с.

вили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома1.

Терроризм несет угрозу национальной безопасности России в духовной сфере. Террористическую угрозу в данной сфере жизни общества конкретизирует Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. №1895, согласно которой террористические вызовы затрудняют духовное возрождение многонационального народа России, несут угрозу конституционным правам и свободам человека и гражданина, в области духовной жизни, а также индивидуальному, групповому и общественному сознанию.

Сообщения средств массовой информации о совершаемых террористических актах ведут к девальвации духовных ценностей, пропаганде образцов массовой культуры, основанной на культе насилия, что противоречит ценностям российского общества.

Терроризм несет угрозу национальной безопасности страны в международной сфере, нарушая упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, препятствуя развитию равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами и интеграционными объединениями2.

К внешнеполитическим целям террористических актов можно отнести следующие: ослабление международных связей или ухудшение отношений России с государствами западного и мусульманского мира, срыв международных акций по разрешению международных конфликтов, выражение осуждения или протеста против тех или иных акций России на международной арене, компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества, ухудшение интеграции России в европейские структуры безопасности и сотрудничества.

Здесь важно затронуть такой вопрос, как заинтересованность других государств в

1 Куликов А. Антитеррористическая борьба требует системной координации // Хранитель. - 2006. - С. 17.

2 Кулагин В.М. Международная безопасность. - М.: Аспект

Пресс, 2007. - С. 54.

ослаблении России. Терроризм все более явно становится фактором геополитического влияния мировых центров силы на остальные страны, поэтому терроризм в данном случае можно трактовать как одну из практических парадигм или технологий социального управления - противоправную, но чрезвычайно эффективную3.

Терроризм представляет угрозу национальной безопасности России в информационной сфере, затрудняя соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения и пользования информацией, а также защиту государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Информационная война, которую ведут террористические организации, подразумевает использование информации как оружия, что способствует разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти и вражды.

Другое направление террористической угрозы в информационной сфере - это нарушение безопасности информационных ресурсов от несанкционированного доступа, в частности информационных и телекоммуникационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами.

Наибольшую опасность представляют действия террористов, направленные на объекты критической инфраструктуры, командные пункты ядерных сил, системы управления АЭС, плотины, аэропорты, промышленные предприятия и т.д., которые способны создать мгновенную угрозу жизням тысяч людей.

Терроризм несет угрозу национальным интересам России в военной и пограничной сферах, которые заключаются в защите ее независимости,

3 Сляднева Н.А. Международный терроризм и добровольный ПИАР: симбиоз, порожденный новым информационным режимом XXI века // Русское общество. - №21. - С. 30.

суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства1.

Террористические структуры, способные оперативно маневрировать крупными силами и перемещать материальные ресурсы на значительные расстояния, обладают возможностями нанесения по политическим противникам ударов, соизмеримых по физическим, политическим и психологическим последствиям с актами военной агрессии.

Терроризм несет угрозу национальной безопасности Российской Федерации в экологической сфере. Устойчивое развитие государства, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а, следовательно, и обеспечение национальной безопасности могут быть нарушены путем террористических посягательств на природные системы - и окружающую среду. В настоящее время уже можно говорить о возникновении нового вида терроризма. Экологический терроризм - это воздействие на окружающую среду путем заражения атмосферного воздуха, почвы, земли или водоемов экологически опасными веществами, могущими нести угрозу здоровью и жизни людей, животных, а также растительному миру.

Ситуация значительно усугубится при использовании террористами оружия массового поражения. В связи с этим особое внимание следует уделить угрозе, которую несет терроризм национальной безопасности России в случае применения химического, биологического, ядерного и радиационного оружия.

Таким образом, от степени защиты государства и общества от внутренних и внешних угроз терроризма зависит само его существование, способность проводить самостоятельный политический и экономический курс, решать многообразные задачи в сложном и противоречивом мире в соответствии со своими национальными интересами и предпочтениями.

1 Ефимов Н.Н. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. - М.: КомКнига, 2006. - С. 13-14, 21.

Библиография/ References:

1.Ефимов Н.Н. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. - М.: КомКнига, 2006.

2.Кузнецов Ю., Никольский В. Введение в теорию национальной безопасности. - М.: 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Северцев Н.А., Дедков В. К. Системный анализ и моделирование безопасности. - М.: Высшая школа, 2006.

4.Возжеников А.В. Национальная безопасность России. - М.: РАГС, 2002.

5.Мусаелян М.Ф. К вопросу о политизированности уголовно-правовых определений терроризма // Российский следователь. -2004. - №12. - С. 19-20.

6.Яновский К.Э. Составляющие благоприятного инвестиционного климата // Вестник РЦЭР. - 2001.

- №117. - С. 4-6.

7.Основы противодействия терроризму. / Под ред. Я.Д. Вишнякова. - М.: Академия, 2006.

Б.Кулагин В.М. Международная безопасность. -М.: Аспект Пресс, 2007.

9.Сляднева Н.А. Международный терроризм и добровольный ПИАР: симбиоз, порожденный новым информационным режимом XXI века // Русское общество. - №21.

1.Efimov N.N. Politiko-voennye aspecty. - M.: Komkniga, 2006. (In Russ).

2.Kuznetsov Y., Nikolsky B. Vvedenie v teoriy nacionalnoy bezopasnosti. - M.: 2004.

3.Severcev N.A., Dedkov V.K. Sistemny analiz i modelirovaniebezopasnosti. - M.:Vysshaya shkola, 2006. (In Russ).

4.Vozzhenikov A.V. Nacionalnaya be-zopas№st Rossii. - M.: RAGS, 2002. (In Russ).

5.Musayelyan M. F. K voprosu o politizirovan-nosti ugolovno-pravovyh opredeleniy terrorizma // Rossiiskiy sledovatel. - 2004. - № 12. - C. 19-20. (In Russ).

6.Yanovsky K.E. Sostavlyauschie blagopri-yatnogo investicionnogo klimata // Vestnik RCER.

- 2001. - № 117. - C. 4-6. (In Russ).

7.Osnovy protivodeystviya terrorizmu. / Pod red. Y.D. Vishnyakova. - M.: Akademiya, 2006.

B^ulagin V.M. International security. - M., Aspect Press, 2007. (In Russ).

9.Slyadneva N. A. Mejdunarodny terrorizm I dobrovolny PIAR: simbioz, porojdenny novym re-jimom XXI veka // Russkoe obshestvo. - № 21. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.