НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: НАУЧНЫЙ АСПЕКТ
С.В. Новоселов1
Ключевые слова: национальная безопасность, стратегия, угрозы, концепция. Keywords: national security, strategy, threats, concept.
Проблема национальной безопасности России на современном этапе не теряет своей актуальности. Современная наука, формирующаяся на основе нового видения мира, располагает широкоразвитой системой знаний по проблемам обеспечения безопасности. Вместе с тем кардинальные мировоззренческие изменения по основополагающим проблемам современности с объективной необходимостью требуют пересмотра многих традиционных положений, формирования принципиально новых концепций. Наглядный пример тому -начавшееся широкое обсуждение проекта «Стратегии национальной безопасности России до 2020 г.».
Нельзя сказать, что в настоящее время в стране нет перспективного планирования. Однако концепция внешней политики, концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., законодательные инициативы правительства в сфере государственного прогнозирования и социально-экономического развития, проекты стратегий регионального развития, ряд социальных, жилищных и других национальных проектов не объединены единым замыслом, не по всем параметрам устремлены к единой цели, а главное, в них не предусмотрена необходимая концентрация организационных, интеллектуальных и материальных ресурсов на приоритетных направлениях, гарантирующих их безусловное проведение в жизнь.
Поэтому в целях гарантированного обеспечения национальной безопасности необходимо ввести практику долгосрочного стратегического планирования, которое предусматривало бы оценку перспектив развития геополитической обстановки в мире, роли и места России в международном сообществе, ее союзников и партнеров при решении как долгосрочных, так и промежуточных задач, приоритетные национальные интересы и основные направления деятель-
1 Новоселов Сергей Вениаминович - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Астраханского государственного университета. Эл. почта: [email protected]
ности государства и общества по их реализации и обеспечению национальной безопасности. Эту задачу призвана решить разрабатываемая «Стратегия национальной безопасности России до 2020 г.» (далее - Стратегия).
Концептуальный замысел Стратегии в целом одобрен Президентом России, Председателем Совета безопасности России Д. Медведевым в августе 2008 г. В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации сформулировал основные задачи на приоритетных направлениях развития страны, в том числе и в сфере национальной безопасности, реализации которых и подчинена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». С учетом глубины, сложности и стратегической важности решения поставленной задачи Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н. Патрушев по поручению Президента России Д. Медведева в ноябре-декабре 2008 г. провел выездные совещания в федеральных округах. обсуждался проект Стратегии. Особенно ценны в этом смысле мнения и позиции участвующих в совещании полномочных представителей Президента и глав субъектов Российской Федерации, так как будущая Стратегия во многом обращена на решение региональных проблем национальной безопасности. Работа во взаимодействии с высшим региональным управленческим корпусом России позволит более эффективно решать проблемы территориального развития страны, повысит качество государственного управления и обеспечения национальной безопасности. Обсуждение Стратегии в таком формате способствует консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти для достижения стратегических целей развития страны и обеспечения национальной безопасности в долгосрочной перспективе.
Напомним, что термин «стратегия национальной безопасности» относительно молодой. В 1986 г. в США был принят закон, согласно которому соответствующие госорганы обязаны ежегодно представлять Конгрессу отчет о текущем состоянии дел в области безопасности. Уже в 1999 г. была обнародована американская «Стратегия национальной безопасности для нового столетия». Затем последовали инициативы администрации Дж. Буша - 20 сентября 2002 г. была представлена «Стратегия национальной безопасности США», согласно которой Соединенные Штаты наделяли себя единоличным правом бороться всеми средствами с терроризмом, попытками разработки и угрозами применения оружия массового поражения за рубежом. А поправки от 16 марта 2006 г., по сути, стали объявлением новой стратегии, суть которой сводилась к тому, что Вашингтон будет определять соответствие той или иной страны демократическим ценностям.
Работа над проектом «Стратегии национальной безопасности России до 2020 г.» началась еще в июне 2008 г. Как поясняют разработчики, Стратегия -это «политический документ, содержащий официально признанную систему политико-организационных мероприятий в области внутренней и внешней
политики, раскрывающих механизм практической реализации теоретических положений, закрепленных в Концепции национальной безопасности, и направлена на обеспечение национальной безопасности и устойчивое развитие государства на долгосрочный период» [5]. Стратегия носит более гибкий характер, чтобы иметь возможность адекватно и своевременно реагировать на возможные изменения обстановки. Стратегия содержит оценку обстановки, конкретизацию обозначенных в Концепции целей, наиболее эффективные варианты достижения целей и решения задач национальной безопасности, определение целей и финансовых средств, материально-техническое обеспечение. Кроме того, она включает характеристику и оценку угроз в различных сферах жизни общества, факторов и условий, влияющих на процесс противодействия этим угрозам.
«Стратегия является системообразующим документом стратегического планирования обеспечения национальной безопасности, в котором определяются направления функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Она призвана увязать деятельность органов государственной власти, государственных, корпоративных и общественных организаций по защите национальных интересов Российской Федерации и обеспечению безопасности личности, общества и государства. Ключевыми направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, соотнесенные с приоритетами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации» [5].
В документе отмечается, что «Российская Федерация укрепляет национальную безопасность через совершенствование национальной обороны, государственной и общественной безопасности, становление государственности, обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных и демографических проблем путем социально-политических, институциональных и социально-экономических преобразований, развитие институтов гражданского общества и поддержку национальных неправительственных организаций». Высшими приоритетами Российской Федерации признаны национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
Стратегической целью национальной обороны является предотвращение войн и конфликтов, а также стратегическое сдерживание (комплекс взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на снижение угрозы и предотвращение агрессивных действий со стороны какого-либо государства (коалиции государств).
Реальную угрозу военной безопасности Российской Федерации представляет политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на наращивание военного потенциала, получение преобладающего превосходства в стратегических ядерных силах, развитие высокоточных, информационных и других
высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, формирование глобальной стратегической ПРО и милитаризацию космоса, а также распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство ОМУ либо его компонентов и средств доставки.
К непосредственным военным угрозам Российской Федерации относятся нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, расширение НАТО, а также увеличение количества государств, потенциально способных реализовать ядерные программы, а также действия, направленные на срыв работы систем государственного и военного управления, нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов.
Российская Федерация в рамках системы обеспечения национальной безопасности сосредотачивает усилия в сфере общественной, а также экономической, социальной, духовной, информационной, экологической и международной сферах обеспечения национальной безопасности.
Стратегическая цель обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности обусловлена национальными интересами Российской Федерации во внутриполитической сфере, к которым относятся сохранение конституционного строя, поддержание гражданского мира и национального согласия, единства правового пространства, правопорядка, а также профилактика, противодействие и ликвидация последствий проявления терроризма, политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма.
В сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу особую угрозу представляет деятельность организованной транснациональной преступности террористического (в том числе технологического терроризма и кибертерроризма), экстремистского, националистического, религиозного, сепаратистского, экономического характера, разведывательная и контрразведывательная деятельность, а также иная недружественная Российской Федерации деятельность зарубежных органов, организаций и иностранных граждан, направленная на формирование угроз и нанесение ущерба национальным интересам Российской Федерации, а также негативные факторы, влияющие на обеспечение режимов Государственной границы Российской Федерации.
Стратегической целью обеспечения национальной безопасности на направлении повышения качества жизни российских граждан является радикальное снижение социального неравенства населения и стабилизация его численности в среднесрочной перспективе.
Важными источниками угроз национальной безопасности на направлении повышения качества жизни российских граждан могут стать кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов. Все это влечет за собой стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов.
Реализация Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти Российской Федерации, гражданского общества в отстаивании национальных интересов Российской Федерации путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования обеспечения национальной безопасности.
Стратегия служит основополагающим документом для разработки концепций, доктрин и основ государственной политики, в которых определяются принципы, цели, задачи и меры правового, экономического, организационного и иного регулирования в сферах обеспечения национальной безопасности.
Обеспечение национальной безопасности остается центральной стратегически значимой для страны задачей. Однако в России научная и практическая разработка этих проблем идет очень медленно. В стране нет ни одного специализированного научного центра, который системно занимался бы проблемами национальной безопасности.
В современных исследованиях по вопросам национальной безопасности ясно прослеживается отсутствие фундаментальных научных проработок, понятийный аппарат характеризуются невыверенностью, разночтением многих основополагающих терминов, отсутствием четкого понимания стоящих проблем и путей их решения [7, с. 43].
Напомним, что понятие «национальная безопасность» впервые появилось в книге У. Липмана в 1943 г., а официальное признание в США получило с принятием Акта о национальной безопасности (1947 г.), на основе которого был учрежден Совет национальной безопасности. Постепенно стала формироваться концепция национальной безопасности США, поначалу в довольно размытых терминах. Потребовались десятилетия, чтобы эта концепция приобрела четко структурированный характер.
И хотя в России к формулированию национальной безопасности приступили на полвека позже, сложилась такая ситуация, что политическая практика опередила науку и вовлекла в свой оборот, в том числе и на законодательном уровне (Концепция национальной безопасности, принятая в 1997 г. в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24), весьма аморфное определение безопасности, национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства, обеспечивающее призна-
ние, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, устойчивое социально-экономическое развитие, территориальную целостность и суверенитет государства.
Поэтому среди исследователей данной области все большее понимание находит мысль о том, что политику безопасности необходимо формулировать на категориальном уровне, применяя современные теоретические и методологические подходы.
По нашему мнению, основой данных подходов должны служить деятельность, специфическая человеческая форма активного отношения к миру, определенный тип бытия в мире. Данная политика должна исходить из целесообразного изменения и преобразования мира, целеполагающей (а значит, сознательной) активности человека как саморегулируемого поведения во внешней среде с целью самосохранения в ней посредством целесообразной адаптации к ее условиям.
А вся совокупность условий существования субъекта, которыми он овладел (постиг, усвоил, создал) в процессе его самореализации и которые он в состоянии контролировать, есть безопасность субъекта, безопасность его деятельности [4, с. 8].
Отсюда следует, что безопасность - это не состояние защищенности интересов субъекта или чье бы то ни было состояние, а контролируемые субъектом условия его существования. Находиться в безопасности - значит находиться в безопасных условиях, т. е. в таких, которые субъект в состоянии контролировать в процессе своей деятельности, в процессе своей самореализации. Иными словами, безопасность - это безопасность деятельности [3, с. 121].
В общем виде понятие «безопасность» означает отсутствие обстоятельств или факторов, способных прервать существование той или иной системы в том или ином значимом качестве, т. е. нанести ей ущерб [6, с. 74].
Отметим и другие недостатки рассматриваемой Стратегии и попытаемся сформулировать ряд предложений.
Во-первых, в документе отмечается, что Россия укрепляет национальную безопасность через совершенствование национальной обороны, государственной и общественной безопасности. Если с национальной обороной все понятно, то государственная и общественная безопасность требует конкретизации.
Во-вторых, следует уточнить, какая безопасность приоритетнее: национальная или государственная. Напомним, что нация создает государство для повышения своей жизнестойкости. Следовательно, она всегда выше государства и вправе изменять его конституционный строй, если он не соответствует обозначенной цели. Отсюда выводы: а) в современной России необходимо не только различать национальную и государственную безопасность, но и проявлять крайнюю осмотрительность при попытках их отождествления, подмены
и противопоставления; б) национальная (общенародная) безопасность всегда выше безопасности государственной, а не наоборот [1, с. 12].
В-третьих, существенным недостатком Стратегии национальной безопасности мы считаем то, что, обеспечение национальной безопасности рассматривается как прерогатива исключительно силовых, правоохранительных органов. Для граждан и общества не определены их обязанности и ответственность. Но обеспечить национальную безопасность возможно лишь всей мощью государства, всех его структур. Ни правоохранительные органы в области внутренней безопасности, ни Вооруженные Силы в деле защиты Отечества не смогут успешно решать свои задачи без поддержки народа, общества и каждого гражданина. Отсутствие ответственности и опоры центральной власти в низах существенно ослабляет безопасность страны.
В-четвертых, в условиях глобализации, интернационализации общественной жизни и осуществления преимущественно скрытых способов политической и экономической экспансии грань между внутренними и внешними угрозами стирается. Однако специфика обеспечения внешней и внутренней безопасности сохраняется, ибо существенно различаются формы и способы их обеспечения. Все это говорит о том, что по всем вопросам национальной безопасности требуется системная научная разработка проблем противоборства невоенными средствами, подготовка соответствующих кадров широкого профиля и практическое овладение всеми формами борьбы [2].
Кроме того, необходимо создание вневедомственного центра, способного координировать научные исследования по всему спектру проблем национальной безопасности страны.
По нашему мнению, в вопросах обеспечения национальной безопасности следует выделить и конкретизировать наиболее важные вопросы для федерального центра и регионов.
Для реализации комплекса оперативных и долговременных мер по предотвращению угроз национальной безопасности с широким привлечением научного сообщества необходимо разработать систему документов стратегического планирования обеспечения национальной безопасности на региональном уровне. В целях принятия важнейших управленческих решений информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации региональной Стратегии должна осуществляться за счет создания в органах государственной власти субъектов ситуационных центров.
С нашей точки зрения, в региональную Стратегию необходимо ввести обобщенные целевые показатели стратегических национальных приоритетов, которые в среднесрочной и долгосрочной перспективе характеризовали бы уровень жизни граждан, состояние экономики, окружающей среды, социальной
сферы, и через эти целевые показатели осуществлять контроль за состоянием национальной безопасности и меры по ее укреплению.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что и в условиях новой реальности научное сообщество должно продолжать активную деятельность по разработке и внедрению результатов исследований по проблемам безопасности российского общества, государства и личности.
Библиографический список
1. Белов П.Г. Методологические аспекты национальной безопасности России. М.: ФЦНТП «Безопасность», 2002.
2. Гареев М. Россия должна снова стать великой державой. Необходимо ввести практику долгосрочного стратегического планирования // Военно-промышленный курьер. 2008. 16-22 янв. № 2 (218).
3. Данько А.В. Безопасность государства, общества и личности // Сборник научных трудов кафедры управления и информатики. М.: ДА МИД России, 2002.
4. Иващенко Г.В. О понятии «безопасность» // Credo. 2000. № 4 (22).
5. О проекте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/367.html
6. Сергунин А.А. Эволюция понятия «безопасность» в теории международных отношений // Язык. Культура. Деятельность: Восток - Запад: тез. докл. участников Междунар. науч. конф. Набережные Челны; Н. Новгород: Изд-во ин-та управления, 2002.
7. Спасский Н. Концепция национальной безопасности России станет для власти программой действий // Вопросы безопасности. 2004. Нояб. № 11(155).