Ю.Н. Егоров,
кандидат юридических наук, доцент, институт государства и права, Байкальский государственный университет
Л.К. Никитина,
кандидат юридических наук, институт государства и права, Байкальский государственный университет
О.М. Хохлова,
кандидат философских наук, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
NATIONAL SECURITY OF RUSSIA IN THE MODERN WORLD IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
В статье обсуждается проблема национальной безопасности современной России, дается вывод о взаимосвязи правовых актов со спецификой географического положения, экологического состояния и экономических условий развития Российской Федерации. Отмечается, что обеспечение национальной безопасности России возможно посредством эффективной реализации стратегии устойчивого развития, ведущей к сохранению цивилизации.
The article discusses the problem of national security of modern Russia, gives a conclusion about the relationship of legal acts with the specifics of the geographical location, ecological status and economic conditions of the development of the Russian Federation. It is noted that ensuring the national security of Russia is possible through the effective implementation of a sustainable development strategy leading to the preservation of civilization.
Проблема создания идеальной системы национальной безопасности в последние годы приобретает большую актуальность и в современном мире относится к числу перспективных задач развития государства и его законодательства.
Указ Президента России № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» был принят 31 декабря 2015 года, предыдущий Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
был признан утратившим силу. В правовую основу действующей Стратегии вошли федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы и нормативные правовые акты Президента Российской Федерации. В действующем Указе 2015 года понятие национальной безопасности претерпело изменения — в фрагменте, в котором говорится об устойчивом развитии Российской Федерации, появляется сужение
«социально-экономическое», национальная безопасность включает в себя оборону нашей страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией и законодательством Российской Федерации и представляет собой государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность и безопасность личности.
Основным принципом действующей Стратегии национальной безопасности РФ является принцип обеспечения безопасности через приоритеты устойчивого развития общества. Вопросы обеспечения национальной безопасности России являются приоритетно-значимыми и первоочередными по отношению к другим вопросам политического развития, поскольку для современной России решение проблем национальной безопасности связано с сохранением идентичности страны, ее самобытной культуры и цивилизаци-онной модели развития [2. — С. 26, 27].
Непонимание и санкции в современном мире вытесняют партнерские и доверительные отношения между отдельными странами, выражаясь в экономическом, миграционном, социальном, экологическом и иных кризисах, проявляющихся в военных столкновениях, затрагивающих национальную безопасность всех стран мирового сообщества, в том числе и Российскую Федерацию.
Роль законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности связана с созданием условий для полноценного функционирования государства и необходимой разработкой новой парадигмы безопасности России с учетом современного понимания ее государственных интересов и системы стратегических приоритетов.
Национальная безопасность — основное, базисное понятие в структуре современного общества, а проблемы, возникающие при обеспечении безопасности, применительно к цивилизации имеют глобальное проявление, поэтому интерес к проблемам национальной безопасности будет стремительно набирать обороты, несмотря на ряд уже имеющихся концептуальных подходов к этому феномену общественной жизни.
Безопасность в обычном понимании — физическое выживание государства, сохранение и защита его территориальной целостности и суверенитета, способность реагировать на потенциальные и реальные внешние угрозы. С другой стороны, национальная безопасность — особая сложная, многоаспектная и постоянно изменяющаяся комплексная система.
Национальная безопасность — ориентир положения общества, его стабильного развития, способность выдерживать воздействия, исходящие из всевозможных разрушительных факторов,
способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сохраняя при этом высокий уровень жизни населения. Основу «национальной безопасности» представляет триединство основных социальных субъектов: государство — общество — личность. Дальнейшее существование, функционирование и последующая модификация системы детерминирована влиянием значительного количества исторических, географических, политических, религиозных, культурных, экономических, психологических, демографических, информационных, этнических и ряда других обстоятельств.
Уникальное географическое положение Российской Федерации, традиционная вовлеченность в решение глобальных проблем современности, свидетельствуют о непригодности геополитических моделей обеспечения национальной безопасности, приемлемых в других странах, что подтверждает необходимость обеспечения поиска собственного пути развития, определения оптимальных направлений реализации национальных интересов, выступающих приоритетными задачами на дальнейшую перспективу.
Два последних десятилетия развития России подтверждают ухудшение геополитического положения, что оказывает существенное влияние на формирование подходов к обеспечению национальной безопасности.
Система национальной безопасности страны определяется ее географическим положением, влиянием ряда факторов, характером геополитических процессов, особенностями современных форм политического и экономического противоборства, выступающих в качестве источников формирования геополитической структуры мира, что несомненно сказывается на параметрах геополитического пространства России, детерминирует её роль и место в современном мировом устройстве [6. — С. 272—278]. Результатом комплексного воздействия различных факторов на элементы системы национальной безопасности России выступает ее геополитическое положение, представляющее сложное структурированное явление [7], которое включает территориально-географический компонент как характеристику территории, природно-климатические условия, основные демографические и национально-этнические показатели, административно-территориальное устройство, государственную границу и параметры пограничного пространства страны.
Западные исследователи проблем международных отношений и безопасности, представляющие «реалистическую» научную школу, Х. Мор-гентау, К. Уолтц, Д. Коллинз и другие, предлагают разграничивать внутреннюю и внешнюю
национальную безопасность, что, на наш взгляд, нецелесообразно, поскольку внутренние и внешние угрозы тесно переплетаются причинно-следственными связями, вопросы информационной, экономической, экологической или других видов безопасности невозможно отнести лишь к одной сфере деятельности.
Новые вызовы, опасности и угрозы, проблемные аспекты теоретико-методологического характера и реализации законодательной политики обеспечения национальной безопасности заставляют ученых, политиков и общественных деятелей вновь обращаться к этой сфере исследования.
Современные тенденции развития государства и общества позволяют выделить следующие виды национальной безопасности: военную, космическую, инновационную, интеллектуальную, биологическую, психологическую, демографическую, безопасность научно-технического прогресса, безопасность объектов национальной экономики, безопасность малых народностей, безопасность стратегических природных ресурсов, безопасность развития науки и образования, безопасность развития муниципальных округов и населенных пунктов, безопасность территориальных границ, безопасность от деятельности террористических организаций и другие виды безопасности.
Геополитическое положение России обращает наше внимание на геоэкономические аспекты, указывающие на развитие экономики — самое уязвимое звено в системе национальной безопасности России [5].
Геополитическое положение России оказывает влияние на систему национальной безопасности нашей страны следующим образом:
1. Российская Федерация — государство с параметрами великой державы, имеющее обширную территорию с богатыми природными ресурсами, население с высоким интеллектуальным потенциалом, обладает огромным военно-стратегическим потенциалом, историческими традициями державности, соборности и целостности [4. — С. 211—218].
2. Геополитические процессы глобализации, регионализации, фрагментации и сепаратизма, происходящие в современном мире, оказывают существенное влияние на положение Российской Федерации.
3. В процессе обеспечения национальной безопасности, реализации национальных интересов, развития общества и государства периодически меняется геополитическое положение Российской Федерации.
Первым документом по проблемам национальной безопасности в мировой практике был
Закон «О национальной безопасности» № 257, принятый 26 июля 1947 г. в США, которым впервые определено понятие «национальная безопасность» американской правовой системы, позаимствованное затем в правовой практике другими государствами, включая Россию.
В правовой базе СССР термин «государственная безопасность» с 1936 года включен в п. «и» ст. 14 гл. 2 Конституции СССР, отражая официальную точку зрения военно-политического руководства Советского Союза о приоритете интересов государства перед интересами общества и личности («общество для государства»).
В России документы, содержащие юридические принципы и нормы, направленные на обеспечение национальной безопасности страны, появились в 90-е годы прошлого века. За период с 1991 по 2002 гг. в Российской Федерации принято порядка 30 законов, способствующих формированию правовой системы обеспечения национальной безопасности страны, где под последней понимаем совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в сфере национальной безопасности, для их упорядочения, и развития в соответствии с общественными потребностями.
Таким образом, анализируя действующее российское законодательство, необходимо отметить недостаточное нормативно-правовое обеспечение положений национальной безопасности и способности России противостоять существующим вызовам и угрозам. В утратившем силу Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», «безопасность» определялась как «состояние защищенности», соответственно, под «защищенностью» понималось полное отсутствие каких-либо угроз, а если отсутствуют угрозы, то, следовательно, не возникает и необходимости в обеспечении безопасности.
На наш взгляд, под «безопасностью» необходимо понимать производную от деятельности государства: эффективно развивающееся государство способно самостоятельно обеспечить защиту политических и социальных институтов и личные права и свободы граждан.
Геополитические факторы, влияющие на формирование и удовлетворение жизненно необходимых потребностей населения нашей страны, преломляют при этом в системе геополитических факторов совокупность пространственно-силовых отношений, формирующихся между Россией и другими странами мирового сообщества, что не исключает формирования угроз национальной безопасности [1. — С. 50—54].
Анализируя изложенное, приходим к выводу о необходимости, совершенствования механизмов обеспечения национальной безопасности, где в качестве мер, способных повлиять на улучшение ситуации, полагаем целесообразным:
1. Разработать концепцию геополитического развития России, позволяющую определить долгосрочные важные интересы личности, общества и государства, установить источники реальных и потенциальных угроз для безопасности страны, эффективнее применять имеющийся арсенал сил и средств для реализации национальных интересов.
2. Совершенствовать нормативную-правовую базу для обеспечения национальной безопасности России.
3. Осуществить мониторинг совокупности политических решений, принимаемых руководством страны, отдельными министерствами и ведомствами по поводу их полномочий в области обеспечения национальной безопасности.
Для совершенствования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо предпринять следующие действия:
- принимать фундаментальные решения в области обеспечения национальной безопасности для достижения оптимального соотношения между национальными интересами страны и приоритетными направлениями ее развития;
- совершенствовать управление, укреплять единое политическое и правовое пространство, достичь единства взглядов по проблемам безопасности между ветвями власти, обеспечить равенство всех субъектов Российской Федерации;
- создать условия в экономической сфере для укрепления отечественных производителей, вывести экономику страны на новый уровень, повысить роль государства в управлении экономикой, особенно ее стратегическими отраслями, отказаться от проведения реформ Международного валютного фонда [5. — С. 133—139];
- разработать принципы государственной информационной политики, укрепить государственные средства массовой информации, развить но-
вейшие информационные технологии, осуществить информационную и культурную экспансию в отношении зарубежных стран.
Предложенные нами меры направлены на устойчивое и эффективное развитие России, повышение благосостояния ее граждан, обеспечение общественной безопасности, мира и безопасности во всем мировом сообществе.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют, что, несмотря на ухудшающееся геополитическое положение России, она сохраняет объективные параметры, позволяющие занимать особое место в системе глобальных пространственно-силовых отношений.
Национальные интересы страны должны лежать в основе реализуемой государством политики, политические решения должны приниматься после научных обоснований, тщательных проработок, согласований с соответствующими комитетами и ведущими специалистами профильных отраслей. Детальная проработка и рассмотрение проблем обеспечения национальной безопасности устранит серьезные противоречия в деятельности государственных органов и общественных структур Российской Федерации и позволит обеспечить устойчивое геополитическое развитие страны, сохранить статус великой державы.
Анализируя существующую практику в вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, делаем вывод, что в России успешно функционирует государственный механизм разработки и реализации политики в области безопасности, вопросы обеспечения которой проработаны в правовом, концептуальном, структурно-организационном и содержательном плане, но требуются уточнения и разъяснения ряда имеющихся понятий.
За последние годы учеными, политиками и общественными деятелями проделана огромная работа по концептуальному осмыслению проблем обеспечения национальной безопасности России, что в дальнейшем будет способствовать достижению общественного согласия в современном российском обществе [3. — С. 5—6] и в мировом сообществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683. — URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/mc-bezopasnost-site-dok.html.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. — URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.
3. О безопасности: федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3. — URL: http://www.rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok.html.
4. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ — URL: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html.
5. Егоров Ю. Н. Оперативно-розыскная деятельность и обеспечение возмещения ущерба,
причиненного преступлениями // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации : материалы международной науч.-практ. конф. / Иркутск, 28 апр. 2017 г. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. — С. 50—54.
6. Смирнова И. Г. Социальная ценность российского уголовного судопроизводства : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.09. — Томск, 2012. — 50 с.
7. Хохлова О. М. Общественное согласие в социально-политической сфере современного общества : монография. — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. — 176 с.
8. Чуксина В. В. Просвещение и образование в области прав человека как необходимый элемент национальной безопасности // Проблемы обеспечения национальной безопасности в кон-
тексте изменения геополитической ситуации : материалы международной науч.-практ. конф. / Иркутск, 28 апр. 2017 г. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. — С. 211—218.
9. Чупров С. В., Бондарев А. Е. Методологические принципы разработки и проведения мониторинга регионального социально-экономического развития // Социально-экономическое развитие и образование : известия ИГЭА. — 2013. — № 1 (87). — С. 133—139.
10. Шалаев В. П. Мировоззрение как фактор национальной безопасности в условиях западо-фикации глобального мира // Регионология : научно-публицистический журнал. — 2008. — № 3. — С. 272—278.
11. Шободоева А. В. Теория национальной безопасности Российской Федерации : учебник : в 2 ч. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. — 308 с.
REFERENCES
1. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Ros-siyskoy Federatsii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 goda № 683. — URL: http://www.rg.ru/ 2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html.
2. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Ros-siyskoy Federatsii do 2020 goda: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 12 maya 2009 g. № 537. — URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.
3. O bezopasnosti: federalnyiy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 28 dekabrya 2010 g. № 390-FZ. — URL: http://www.rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok.html
4. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii: federalnyiy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ—URL: http://www.rg.ru/ 2014/07/03/strategia-dok.html.
5. Egorov Yu. N. Operativno-rozyisknaya deyatelnost i obespechenie vozmescheniya uscherba, prichinen-nogo prestupleniyami // Problemyi obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti v kontekste izmeneniya geopolitich-eskoy situatsii : materialyi mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf. / Irkutsk, 28 apr. 2017 g. — Irkutsk : Izd-vo BGU, 2017. — S. 50—54.
6. Smirnova I. G. Sotsialnaya tsennost rossiyskogo ugolovnogo sudoproizvodstva : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk : 12.00.09. — Tomsk, 2012. — 50 s.
7. Hohlova O. M. Obschestvennoe soglasie v sot-sialno-politicheskoy sfere sovremennogo obschestva : monografiya. — Krasnoyarsk : Sib. feder. un-t, 2016.
— 176 s.
8. Chuksina V. V. Prosveschenie i obrazovanie v ob-lasti prav cheloveka kak neobhodimyiy element natsionalnoy bezopasnosti // Problemyi obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti v kontekste izmeneniya geopolitich-eskoy situatsii : materialyi mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf. / Irkutsk, 28 apr. 2017 g. — Irkutsk : Izd-vo BGU, 2017. — S. 211—218.
9. Chuprov S. V., Bondarev A. E. Metodo-logicheskie printsipyi razrabotki i provedeniya monitoringa regionalnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya // Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie i obrazovanie : izvestiya IGEA. — 2013. — № 1 (87). — S. 133—139.
10. Shalaev V. P. Mirovozzrenie kak faktor natsionalnoy bezopasnosti v usloviyah zapadofikatsii globalnogo mira // Regionologiya : nauchno-pub-litsisticheskiy zhurnal. — 2008. — № 3. — S. 272— 278.
11. Shobodoeva A. V. Teoriya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii : uchebnik : v 2 ch.
— Irkutsk : Izd-vo BGU, 2017. — 308 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Егоров Юрий Николаевич. Доцкет кафедры правового обеспечения национальной безопасности. Кандидат юридических наук, доцент.
Институт государства и права, Байкальский государственный университет. E-mail: [email protected]
Россия, 664000, г. Иркутск, ул. Ленина, 11. Тел. (950) 082-23-05.
Никитина Людмила Константиновна. Доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности. Кандидат юридических наук.
Институт государства и права, Байкальский государственный университет. E-mail: [email protected]
Россия, 664000, г. Иркутск, ул. Ленина, 11. Тел. (950) 082-23-05.
Хохлова Ольга Михайловна. Доцент кафедры уголовного права. Кандидат философских наук. Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия. E-mail: [email protected]
Россия, 664005, г. Иркутск, ул. Леси Украинки, 24. Тел. (924) 603-43-99.
Egorov Yury Nikolaevich. Associate Professor, of the chair of Legal Support of National Security. Candidate of Law.
Institute of State and Law, Baikal State University. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 664000, Irkutsk, Lenina Str., 11. Tel. (950) 082-23-05.
Nikitina Lyudmila Konstantinovna. Associate Professor, of the chair of Legal Support of National Security. Candidate of Law.
Institute of State and Law, Baikal State University. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 664000, Irkutsk, Lenina Str., 11. Tel. (950) 082-23-05.
Khokhlova Olga Mikhailovna. Associate Professor of Criminal Law. Candidate of Philosophy. East Siberian branch of the Russian State University of Justice. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 664074, Irkutsk, Lesy Ukrainky Str., 24. Tel. (924) 603-43-99.
Ключевые слова: безопасность; национальная безопасность; глобализация; современное общество; безопасное развитие; мировое содружество; перспективы развития.
Key words: security; national security; globalization; modern society; safe development; world community; development prospects.
УДК 316.32