УДК 323+327
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Т.З. Мансуров
Аннотация. В данной статье рассмотрены место и роль Южного Кавказа в системе национальной безопасности Российской Федерации. Проанализированы основные направления политики безопасности России в отношении южнокавказских государств. Показана роль этнополитических конфликтов в формировании и развитии системы национальной безопасности России. Автор статьи приходит к выводу, что государства Южного Кавказа оказывают значительное влияние на обеспечение национальной безопасности России, а развитие отношений и урегулирование этнополитических конфликтов будет способствовать формированию стабильного и устойчивого региона.
Ключевые слова: национальная безопасность, Россия, Южный Кавказ, регион, этнополитический конфликт, угроза безопасности, энергетическая безопасность, урегулирование конфликта.
SOUTH CAUCASUS IN THE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
NATIONAL SECURITY
T.Z. Mansurov
Abstract. This article deals with the place and role of South Caucasus region in the system of the Russian Federation national security. The main directions of Russia's security policy in relation to South Caucasus states are analyzed. The role of ethno-political conflicts in the system of Russia national security formation and development is shown. The author of article comes to a conclusion that the states of South Caucasus have considerable impact on ensuring national security of Russia, and development of the relations and settlement of ethnopolitical conflicts will promote formation of the stable and steady region.
Keywords: national security, Russia, South Caucasus, region, ethnopolitical conflict, security threat, energy security, conflict settlement.
Обеспечение национальной безопасности страны является приоритетной задачей любого общества и государства. Россия, обладающая значительной территорией и геополитическим влиянием, испытывает различные угрозы и вызовы безопасности по периметру своих границ. Одним из самых неспокойных в социальнополитическом, этническом и конфессиональном отношениях является Южный Кавказ. Россия издавна рассматривала государства, входящие в данный регион, как сферу своего традиционного влияния, а после распада Советского Союза он превратился в территорию нестабильности, на которой произошло несколько вооруженных конфликтов. В связи с этим важным представляется рассмотрение места и роли Южного Кавказа в системе национальной безопасности Российской Федерации, а также политики, направленной на развитие
взаимоотношений с данными странами, обеспечение стабильности в регионе и урегулирование этнополитических конфликтов.
Для исследования вышеобозначенной проблемы обратимся к законодательству России. Основополагающую базу системы национальной безопасности страны составляют Конституция России, Закон «О безопасности», Закон «Об общественной безопасности», «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (далее «Стратегия»), «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Военная доктрина Российской Федерации», «Концепция внешней политики Российской Федерации» (далее «Концепция»), «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации».
Рассматривая данные документы, стоит
отметить, что в современной системе национальной безопасности России недостаточное внимание уделено проблеме обеспечения устойчивости этнополитических отношений в странах Южного Кавказа. Даже Стратегия национальной безопасности России до 2020 г., в которой в наиболее полном виде сформулированы важнейшие направления государственной политики, страдает изъянами по вопросам о роли этнополитических конфликтов в системе внешней и внутренней безопасности страны, подходах к их урегулированию, задачах, которые необходимо решить для предотвращения реальных и потенциальных угроз в отношении стабильности политических систем стран региона и собственно России. Однако утверждать, что никакой политики безопасности Россия как региональная держава не проводит, было бы ошибкой.
Прежде всего, как сказано в «Стратегии», Россия в предотвращении войн и вооруженных конфликтов отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и др. невоенным средствам [10]. Кроме того, Россия стремится содействовать урегулированию конфликтов, включая помощь ООН и др. международных и региональных организаций. В связи с появлением конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии Россия будет сохранять общность интересов со странами Южного Кавказа по многим проблемам коллективной безопасности, таким как противодействие распространению оружия массового уничтожения, борьба с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем региона [10]. При этом необходимо заметить, что сам факт наличия этнополитических конфликтов в Грузии, Армении и Азербайджане способствовал появлению у региональных и внерегиональных игроков скрытых интересов под предлогом оказания помощи, будь то в виде посредничества или ведения переговоров в урегулировании этих противоборств.
Исходя из содержания нормативноправовых документов, формирующих сис-
тему национальной безопасности государства, Россия преследует и выстраивает на Южном Кавказе следующую систему национальных интересов. Во-первых, выработка эффективных мер и способов урегулирования этнополитических конфликтов, предотвращение и борьба с «новыми» или «нетрадиционными» угрозами безопасности (экстремизм и терроризм, незаконная миграция, наркотрафик, организованная преступность, экологические проблемы региона) с привлечением третьих стран и международных организаций. Во-вторых, укрепление стратегических позиций на каспийском рынке сырьевых ресурсов. В-третьих, занятие позиции экономического лидера в регионе через такие организации, как Единое экономическое пространство, Таможенный Союз, Шанхайская организация сотрудничества. В-четвертых, Россия стремится не допустить появления военных баз на территории стран Южного Кавказа в связи с расширением НАТО на Восток. В-пятых, осуществляется развитие и активный поиск оптимальных моделей взаимодействия между Россией и Южным Кавказом на постсоветском пространстве с целью получения влияния в странах Ближнего Востока.
Есть и другие направления развития политики безопасности России на Южном Кавказе. Национальная безопасность Российской Федерации предполагает формирование равноправных и взаимовыгодных отношений со странами и интеграционными объединениями в регионе, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека, развитии демократии и рыночной экономики [10]. Без всеобъемлющего учета интересов политико-экономического развития народов Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии, а также без вложения значительных ресурсов в урегулирование региональных конфликтов невозможно реализовать вышеперечисленные национальные интересы России. На наш взгляд, неоднократное упоминание в «Стратегии» понятий «экстремизм», «терроризм», «эт-носепаратизм», «межэтнические конфликты», «религиозные конфликты» - свиде-
тельство того, что разрешение конфликтов на Юге России является одной из главных задач в системе национальной безопасности государства.
Значительным дополнением системы национальной безопасности страны в концептуальном плане является Концепция внешней политики Российской Федерации, принятая в 2013 г. В ней нашли отражение угрозы и вызовы международной и региональной безопасности, связанные с расширением НАТО на Восток, политическими событиями и сменой режимов в государствах Ближнего Востока и Северной Африки, политическими изменениями в государствах Южного Кавказа и Украины [5]. В отличие от предыдущего варианта, в действующей концепции большее внимание уделено проблемам обеспечения безопасности в государствах Южного Кавказа. Во-первых, как сказано в документе, приоритетной задачей в формировании внешней политики является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках таких форматов как СНГ, Единое экономическое пространство, ОДКБ и формирующийся Евразийский Союз, их укрепление и развитие стратегического партнерства и союзничества. Формирование таких взаимоотношений с южнокавказскими государствами, как следует из текста «Концепции», будет способствовать развитию различных отраслей жизнедеятельности и обеспечению безопасности [5]. В частности, говорится, что строящийся Евразийский Союз «призван стать эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом» [5].
Во-вторых, значимым направлением в обеспечении национальной безопасности является развитие ОДКБ как важного инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности в регионе, укреплении механизмов оперативного реагирования, ее миротворческого потенциала и координации деятельности государств-участников ОДКБ.
В-третьих, важным приоритетом является урегулирование и разрешение грузино-абхазского, грузино-югоосетинского и
нагорно-карабахского конфликтов мирными, ненасильственными средствами, нормализация отношений с Грузией и развитие Абхазии и Южной Осетии как независимых государств, укрепление их безопасности [5].
Говоря о других источниках, формирующих политику национальной безопасности, стоит отметить официальные выступления Президента России. На наш взгляд, ключевыми являются Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в которых на публичное обсуждение выносятся проблемы и приоритеты государственной политики. Суть этой политики в отношении конфликтов в южнокавказском регионе следующая. Во-первых, современная российская дипломатия опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права во взаимодействии со странами Южного Кавказа [8].
Во-вторых, Россия выполняла и будет выполнять позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов, основная острота которых была «снята», благодаря российскому вмешательству, что, как нам кажется, свидетельствует о том, что у России имеются необходимые ресурсы для урегулирования нагорно-карабахского, грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов и что она не намерена допускать на территорию этих стран иностранных миротворцев. Конечно, это объясняется стратегическими интересами России, духовно-культурными связями со странами региона, конфликтный потенциал которого «ликвидировать» можно при многостороннем участии России. Вопрос заключается лишь в том, хочет ли этого она сама.
В-третьих, Россия укрепляет общее гуманитарное пространство в рамках Южного Кавказа и сотрудничает по линии гражданских обществ [9].
Несмотря на проанализированные выше основные компоненты внутренней и внешней политики безопасности российского государства в отношении Южного Кавказа, можно констатировать, что не все положения этой политики, реализуемы на сего-
дняшний день, что во многом связано с наличием политико-этнических конфликтов, а также способов и методов их разрешения, устраивающих все стороны. В этой связи, нам кажется, такая ситуация всегда будет представлять потенциальную угрозу национальной безопасности России.
Анализируя основные направления политики безопасности России на Южном Кавказе, представляется необходимым рассмотрение роли и влияния этнополитических конфликтов на их развитие. Они являются определяющим фактором во внутренней политике южнокавказских государств. Новая фаза развития конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии (хотя многие их корни можно обнаружить уже в период существования Российской Империи, а также Советского Союза) началась с конца 1980-х гг., что было обусловлено внутриполитическими процессами, имевшими место в СССР. Начиная с этого времени, вплоть до сегодняшнего дня линия политического поведения Москвы в отношении этих конфликтов неоднократно менялась, что было связано со сложностями в построении демократического государства в России, потерями былого влияния на международной арене и ориентацией на западные ценности с их дальнейшей экстраполяцией на российскую почву [6, с. 8].
Политика национальной безопасности России в «южном направлении» была подорвана начавшимися в начале 1990-х гг. вооруженными конфликтами между Арменией и Азербайджаном из-за территории Нагорного Карабаха, а также между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией - с другой, в связи с требованиями политической независимости. Неудачи в стабилизации этнополитических отношений в странах Южного Кавказа объясняются периодической сменой дипломатических курсов России в отношении ее бывших республик, неуверенностью и нехваткой ресурсов в проведении этих курсов. К тому же конфликты осложнялись аналогичной ситуацией и в самих республиках Южного Кавказа, которые больше предпо-
читали ждать какой-либо помощи, чем предпринимать компромиссные шаги в обеспечении мира, порядка и стабильности [1, с. 108-109].
На наш взгляд, политика внутренней и внешней безопасности России в 1990-е гг. была проработана не полностью, в ней присутствовали многие недостатки, в целом она не представляла систему, нацеленную на решение конфликтов, имеющих этнополитический подтекст. В Концепции национальной безопасности России отсутствовали методы и технологии урегулирования этих конфликтов, адекватные времени, и гарантии их деэскалации. Итогом такой политики стали различные виды помощи, включая военную, то одной, то другой воюющей стороне в зависимости от расстановки политических сил в республиках Южного Кавказа. С другой стороны, 1990-е гг. были довольно сложным периодом для России как региональной державы в экономической, политической и культурно-духовной сферах, что в немалой степени оправдывало применение ее авторитета и военной силы для урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.
Россия имеет в целом достаточно сбалансированную систему национальных интересов и механизмы их реализации, не считая некоторых изъянов. Она стремится проводить взаимовыгодную политику в отношении всех трех государств Южного Кавказа. Россия развивает стратегические отношения с Арменией, являющейся единственным военно-политическим союзником в регионе, выстраивает дружественные отношения с Азербайджаном, который, как и Армения, проводит многовекторную политику в регионе. Наиболее сложными на сегодняшний день являются отношения России с Грузией, которая после вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г. и признания независимости Абхазии и Южной Осетии, не имеет дипломатических отношений.
Безусловно, урегулирование или разрешение этнополитических конфликтов будет способствовать развитию культурных, социально-экономических, политических
отношений государств региона и каждого из них с Россией. Определение государственно-административного статуса непризнанных образований (Абхазии, Нагорного Карабаха, Южной Осетии) приведет к интенсификации торгово-экономических связей, развитию и укреплению существующих региональных организаций, а также реализации различных экономических проектов [4, с. 28-29]. Разрешение межэтнических противоборств поспособствует развитию политических отношений Грузии, Азербайджана и Армении, а также выхода последней из экономической изоляции. Вместе с тем, разрешение этнополитических конфликтов еще не означает устранение реальных или потенциальных угроз безопасности Российской Федерации. Например, урегулирование территориальных конфликтов может повлечь интеграцию южнокавказских государств в евроатлантические структуры и создать непосредственную угрозу военно-политической безопасности [3, с. 132].
Серьезной опасностью в плоскости рассмотрения этнополитических конфликтов является военное присутствие внерегиональных игроков в странах Южного Кавказа. Это важная часть внешнеполитической стратегии США и России [2, с. 111]. По нашему мнению, силовой фактор не утратил своего значения, а лишь изменил направленность. Что же именно беспокоит Россию? Во-первых, расширение НАТО на Восток, что может способствовать вхождению стран Южного Кавказа, хотя, может быть, и не всех, в эту организацию; во-вторых, построение военных баз в регионе, которые могут быть использованы, к примеру, для силового решения конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе; в-третьих, присутствие в конфликтных регионах иностранных миротворцев, что может быть неадекватно воспринято некоторыми этническими меньшинствами и тем самым осложнить межнациональные отношения в Грузии, Армении и Азербайджане. Таким образом, в регионе получили распространение опасности военного характера, на что Россия обя-
зана адекватно отвечать в соответствии с вызовами времени. Однако параллельно растут и интересы США и стран Европы, которые придают сотрудничеству с государствами Южного Кавказа большое значение.
Урегулирование этнополитических конфликтов в республиках Южного Кавказа имеет много общего с развитием экономики этих государств. Значительное влияние на формирование экономической политики Грузии, Армении и Азербайджана оказывает энергетический фактор. Большие запасы нефтяных и газовых месторождений в Каспийском море становятся объектом противоборства региональных (Россия, Турция, Иран) и «новых» политических игроков (США, Франция, Германия, Великобритания), что придает региону Южного Кавказа особую геополитическую значимость. В этой связи актуальность приобретает проблема обеспечения энергетической безопасности России [7, с. 48-49].
При решении насущных проблем политико-экономического развития Грузии, Армении и Азербайджана обратим внимание на появление блоковой системы взаимоотношений между государствами на Кавказе. Выстраиваются следующие стратегии неформальных взаимоотношений: Россия - Армения - Иран и США - Грузия - Азербайджан - Турция. Во многом они отталкивают государства друг от друга в поисках решения по нормализации этнополитической сферы в южнокавказских республиках. К тому же подобная система отношений способствует появлению новых очагов конфликтов в этнически неспокойных районах. На наш взгляд, к урегулированию конфликтов, особенно в Нагорном Карабахе, следует привлекать как можно больше стран, имеющих непосредственное отношение к происходящим в регионе политическим процессам, к тому же, обладающих глубокими общими этнокультурными корнями со странами Южного Кавказа (Иран и Турция), нежели страны, имеющие лишь опосредованное представление об этих конфликтах (Францию, Швейца-
рию, Финляндию, Италию).
В целом на сегодняшний день обстановка в южнокавказских республиках довольно противоречива, и не только с точки зрения роли заинтересованных стран в разрешении конфликтов, во многом она объясняется трудностями построения либеральнодемократического режима в южнокавказских государствах.
Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что Южный Кавказ является значимым регионом в системе национальной безопасности России. На его территории существуют такие угрозы безопас-
Литература:
1. Бубенок О. Межэтнические конфликты на Центральном Кавказе: предпосылки, развитие и прогнозы на будущее // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 3. С. 108-122.
2. Гусаев М. Россия и США на Южном Кавказе: перспективы сотрудничества или соперничества? // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 1. С. 109-117.
3. Гусейнов В., Денисов А., Романов А. Военнополитическое и военно-стратегическое измерение // Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития, 1992-2008 гг. М. 2008. С. 132-176.
4. Денисов А., Савкин Н., Холоден П. Геополитическое измерение // Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития, 1992-2008 гг. М. 2008. С. 20-54.
5. Концепция внешней политики Российской Федерации на период до 2020 года, 12 февраля 2013 г. URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094 (дата обращения: 19.02.2015).
6. Маркедонов С. Де-факто образования постсоветского пространства: двадцать лет государственного строительства. Ереван: Ин-т Кавказа. 2012. 180 с.
7. Панин В. Н. Проблема региональной безопасности на Кавказе в ситуации турбулентности мирового политического процесса // Вестник Института стратегических исследований. Вып. 1. Конфликты -Безопасность - Геополитика. Стратегический анализ современного мирового развития. Пятигорск. 2011. С. 48-50.
8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 12 декабря 2012 г. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ (дата обращения: 19.02.2015).
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 12 декабря 2013 г. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ (дата обращения: 19.02.2015).
10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, 12 мая 2009 г. URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (дата
ности, как потенциальное расширение военного присутствия стран Европы и США, борьба за энергетические ресурсы региона, миграция беженцев, наркотрафик, экологические проблемы региона и др. Россия стремится развивать сбалансированную политику в отношении государств Южного Кавказа, однако этому во многом препятствуют существующие этнополитические конфликты. Несмотря на это, именно развитие всесторонних отношений и урегулирование политико-этнических конфликтов будет способствовать стабильному и устойчивому развитию региона.
обращения: 20.02.2015).
References:
1. Bubenok O. Mezhetnicheskie konflikty na Tsen-tral'nom Kavkaze: pred-posylki, razvitie i prognozy na budushchee // Tsentral'naya Aziya i Kavkaz. 2001. № 3. S. 108-122.
2. Gusaev M. Rossiya i SShA na Yuzhnom Kavkaze: perspektivy sotrudnichestva ili sopernichestva? // Tsen-tral'naya Aziya i Kavkaz. 2003. № 1. S. 109-117.
3. Guseynov V., Denisov A., Romanov A. Voenno-politicheskoe i voenno-strategicheskoe izmerenie // Yuzhnyy Kavkaz: tendentsii i problemy razvitiya, 19922008 gg. M. 2008. S. 132-176.
4. Denisov A., Savkin N., Kholoden P. Geopoliti-cheskoe izmerenie // Yuzhnyy Kavkaz: tendentsii i problemy razvitiya, 1992-2008 gg. M. 2008. S. 20-54.
5. Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Fede-ratsii na period do 2020 goda, 12 fevralya 2013 g. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/ (data obrashcheniya: 19.02.2015).
6. Markedonov S. De-fakto obrazovaniya postsovets-kogo prostranstva: dvadtsat' let gosudarstvennogo stroi-tel'stva. Erevan: In-t Kavkaza/ 2012. 180 s.
7. Panin V. N. Problema regional'noy bezopasnosti na Kavkaze v situatsii turbulentnosti mirovogo politichesko-go protsessa // Vestnik Instituta strategicheskikh issledo-vaniy. Vyp. 1. Konflikty - Bezopasnost' - Geopolitika. Strategicheskiy analiz sovremennogo mirovogo razvitiya. Pyatigorsk, 2011. S. 48-50.
8. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Feder-al'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii, 12 dekabrya
2012 g. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ (data obrashcheniya: 19.02.2015).
9. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Feder-al'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii, 12 dekabrya
2013 g. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ (data obrashcheniya: 19.02.2015).
10. Strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda, 12 maya 2009 g. URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (data obrashcheniya: 20.02.2015).
Мансуров Т.З. (г. Казань), кандидат политических наук, ассистент, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Mansurov T.Z. (Kazan), candidate of political sciences, assistant, Kazan (Volga) Federal University.