Гд%Вадьн%е и dB?bctbbhhdb
Владимир КУЛАКОВ, Заур АЛИЕВ
О ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ
Как отмечается в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, ускорение модернизации оборонного комплекса как важнейшего фактора обеспечения глобальной конкурентоспособности России является необходимым в связи с изменениями во внешней политике мировых держав в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Представляется необходимым принятие законов для формирования государственной конкурентоспособной политики. According to the Strategy for National Security of the Russian Federation-2020, an acceleration of modernization of defense complex as the major factor for providing of global competitiveness of Russia is necessary in connection with changes in foreign policy of world powers under global financial and economic crisis. Acceptance of laws for forming of state competitive policy is necessary.
Ключевые слова:
защита национальных интересов, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, государственная оборонная политика, конкурентоспособная политика; protection of national interests, National Security Strategy of the Russian Federation up to 2020, state defense policy, the competitive policy.
КУЛАКОВ Владимир Федорович — д.воен.н., академик РАВН, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ VFKulаkov@comcil. gov.ru
АЛИЕВ
Заур
Табризович — к.полит.н., помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ а7)@копкиггпОро-sobnost.ru
Состояние современного мира и его перспективы, характер международных отношений и место отдельных государств в них все в большей мере определяются глобализацией. Так называют объективный процесс формирования, функционирования и развития принципиально новой всемирной системы отношений между странами и народами на основе углубляющейся их взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах жизни. Содержанием глобализации выступает перерастание национальных и региональных проблем в общемировые и формирование новой хозяйственной, социальной и природно-биологической среды обитания человека. В более конкретном понимании она сводится к трансформации национальных экономических и хозяйственных структур в целостную и единую мировую геоэкономическую реальность1.
Глобализация как процесс формирования на международном уровне пространства, являющегося продуктом совместного распространения, обмена и коммуникаций между различными частями человечества, представляет собой объективный и необратимый процесс, в который, независимо от их желания, оказываются втянутыми все страны и народы мира. При этом она охватывает все большее число сторон жизни мирового сообщества, и не случайно многие считают ее генеральной линией развития, новой эрой в истории человечества. Как сказано в отчете Всемирного банка, глобализация — это «доминирующий мировой процесс»2.
Однако преимущества и риски, которые несет глобализация, распределяются неравномерно: рост и достаток, которые она несет одним, компенсируются все большей уязвимостью и маргинализацией других. Это — игра по правилам сильного. По данным Всемирного банка, к 2009 г. на долю шестой части населения планеты — в основном жителей Северной Америки, Европы и Японии — приходилось около 80% мирового дохода, т.е. в среднем по 70 долл. в день. В то же время на долю 57% населения Земли в 63 беднейших странах мира приходилось всего 6% мирового дохода — в среднем менее 2 долл. в день на человека. На доходы менее одного доллара в день жили 1,2 млрд чел. В докладе Всемирной комиссии по социальным ас-
1 Безопасность Евразии 2004. Энциклопедический словарь-ежегодник. — М. : Бизнес и книга, 2006, с. 499.
2 Население и глобализация. — М. : Наука, 2002, с. 229.
пектам глобализации «Справедливая глобализация или создание возможностей для всех» признаются факты не только позитивного, но и негативного влияния глобализации. Имея это в виду, вице-президент Всемирного банка Й. Штиглиц сравнивает экономическую глобализацию с гигантской волной, способной вынести далеко вперед или же погубить национальные экономики1.
А это значит, во-первых, что государства по-разному «вписываются» в глобализацию. По данным международной статистики, на начало XXI в. доля ведущих держав в мировом ВВП распределялась следующим образом: США — 21%, Западная Европа — 20%, Япония — 7,5%, Китай — 12,5%, Россия — 2,4%. Согласно прогностическому исследованию ИМЭМО РАН, к 2015 г. США будут иметь 18% от мирового ВВП, Китай — 16,5%, Западная Европа — 16%, Япония — 5,5%. Россия же в лучшем случае (при ежегодном экономическом росте в 5—6%) после 2012 г. повысит свою долю до 3% мирового ВВП. Это при том, что антикризисные меры, принятые правительством России в 2008—2009 гг., позволят удержать экономику от дальнейшего спада и стабилизируют ее для роста к 2012 г. Учитывая специфику российской экономики и структуру ее экспорта, доля РФ в мировом торговом обороте будет не более 2%, в совокупных иностранных инвестициях — порядка 1%. Иными словами, России крайне трудно будет претендовать на роль одного из самодостаточных субъектов глобального экономического процесса, что может повлечь за собой такие последствия, как частичное отстранение от участия в группе G8 на фоне более активных Китая, Индии и Бразилии, экономики которых гораздо безболезненнее преодолевают кризис.
Во-вторых, несмотря на то что в процессе глобализации расширяются и углубляются интеграция, сотрудничество, кооперация, ей свойственна также конкуренция. Более того, международная кооперация сама является инструментом конкурентной борьбы. Эту точку зрения поддерживают многие специалисты, но, пожалуй, наиболее приемлемо ее сформулировал В. Гордеев, отмечая, что международная кооперация служит серьезным орудием конкурентной борьбы между промышленными монополиями различных стран. Являясь по своей
1 Там же.
объективной природе средством объединения усилий все более дифференцирующегося производства для достижения совместных конечных результатов, кооперация в условиях капитализма зачастую превращается в свою противоположность и усиливает процессы разъединения производителей разных стран, что приводит к ожесточенной конкурентной борьбе2.
В силу этого в повестке дня всех государств все более актуальной становится забота о повышении своей конкурентоспособности. Традиционно термин «конкурентоспособность» служил для характеристики экономической сферы жизнедеятельности — соперничества предприятий, компаний, отраслей, экономик. Однако в наши дни он используется и в более широком контексте — как соперничество государств и цивилизаций. Два вида конкурентоспособности — экологическая и глобальная не противостоят друг другу, но находятся во взаимосвязи, поскольку экономический аспект соперничества в эпоху нарастающей глобализации играет приоритетную роль. Не случайно в рейтингах глобальной конкурентоспособности и экономической конкурентоспособности стран занимаемые места отличаются, как правило, ненамного. К примеру, согласно докладу Всемирного экономического форума, Россия в 2009 г. в индексе экономической конкурентоспособности занимала 50-е место из 130 стран, а в индексе глобальной конкурентоспособности находилась на 49-м месте из 57 стран3.
Кстати, кроме сугубо экономических критериев оценки конкурентоспособности, в индексе учитывается качество жизни населения стран — участниц рейтинга. Надо отметить, что качество жизни населения напрямую влияет на состояние национальной безопасности России. В то же время в индексе глобальной конкурентоспособности недостаточно учитываются другие слагаемые рейтинга государств, например их геополитический и геостратегический вес, поскольку в условиях усиления международной конкуренции государств, обострения геополитического соперничества субъектов мировой поли-
2 Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и международные отношения, 2007, № 1, с. 46.
3 См.: The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. 2008-2009 // IMD. World Competitiveness Yearbook, 2009.
тики данные параметры, в т.ч. для России, представляются крайне важными.
Как показывает анализ зарубежного опыта, во многих странах принимаются программы, концепции, стратегии повышения конкурентоспособности. К примеру, США, обеспокоенные снижением конкурентоспособности в ряде позиций, стремительным подъемом других государств (прежде всего, Китая, Индии, Бразилии), приняли в 2006 г. стратегическую программу под названием «Американская инициатива по конкурентоспособности»1, в развитие которой подготовлен ряд законопроектов, в т.ч. «О защите конкурентных преимуществ Америки» и «О национальных инновациях»2.
Такая программа нужна и России. Ее стремление к открытости своей экономики для внешнего мира несет в себе как позитивные моменты, так и негативные. По мнению профессора Гарвардского университета Д. Родрика, стратегия развития отдельных стран становится заложницей идеи интеграции в мировую экономику. Открытость для торговли представляет потенциальные возможности для экономического роста, хотя интеграция в мировую экономику требует наличия институциональных предпосылок, создание которых обходится недешево. Д. Родрик убежден в том, что открытость не является адекватной подобной стратегии развития. Политические деятели должны оценивать глобализацию в рамках потребностей в развитии, а не наоборот. Иными словами, открытость для открытости нежелательна, открытость должна быть адекватной отношению к стране, готовности строить с ней отношения на паритетных основаниях, а не наоборот.
Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах — адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. К сожалению, сегодня глобальный характер российской
1 См.: State of the Union: American Competitiveness Initiative. The White House, President George W. Bush, For Immediate Release, Office of the Press Secretary, 31.01.2006.
2 См.: Кочетков Г.Б. Конкурентоспособность
США // США и Канада: ЭПК, 2007, № 10, с. 32.
экономики ограничен сырьевыми рынками (нефть, газ, редкоземельные металлы, лес). России в глобализационных торговоэкономических процессах отведена сырьевая «ниша», доступ на рынок наукоемкой продукции ограничен (доля страны на этом рынке сократилась до минимума).
Среди причин низкой конкурентоспособности российской экономики и трудностей, которые возникают при ее преодолении, можно отметить неразвитость институциональной системы инвестирования, слабость банковской и финансовой инфраструктуры, отсутствие надежных механизмов по трансформации финансовых активов в инвестиционные проекты, отсутствие стабильного законодательства и его несовершенство, бюрократизм и коррупцию, недостаточную прозрачность финансовых потоков и др.3 Что касается России, в которой реальная рыночная экономика с соответствующей инфраструктурой только формируется, многое будет зависеть от того, какими окажутся ее позиции в глобализирующемся экономическом пространстве. В связи с этим существует опасность прямого вмешательства глобальных экономических организаций в экономику нашей страны, которые будут подталкивать российское руководство на уступки, наносящие существенный ущерб российской экономике, например чрезмерное открытие внутреннего рынка и полный отказ от государственного регулирования.
Таким образом, для того чтобы выдерживать конкуренцию в условиях наращивания мировыми лидерами (и не только лидерами) усилий по повышению своей конкурентоспособности, России также необходима государственная конкурентная стратегия (политика). Но при этом она не должна быть только частью государственной экономической политики, призванной, как отмечается аналитиками Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при отделении общественных наук РАН, «способствовать развитию конкуренции на рынках, стимулировать создание и развитие конкурентной среды и конкурентных механизмов, обеспечивать равные
3 См.: Степашин С.В. Конкурентоспособность России в условиях глобализации: взгляд Счетной палаты // Конкурентоспособность России в условиях глобализации. — М. : РАГС, 2006, с. 14.
конкурентные условия»1. Это преимущественно внутренний экономический аспект. На наш взгляд, государственная конкурентная политика должна стать неотъемлемой частью стратегии развития государства, направленной на создание благоприятных внутренних и внешних условий для реализации интересов личности, общества и государства в условиях жесткой глобальной конкурентной среды.
В ряду прочих три фактора имеют особое значение, оказывают серьезное, определяющее воздействие на состояние конкурентоспособности России, ее экономики, отдельно взятых предприятий и компаний.
Во-первых, это геостратегический фактор. Его значение и влияние на конкурентоспособность государства усиливает трансформация глобального мироустройства и изменение геополитического статуса Российской Федерации, трансформация ее геополитической и геоцивилизацион-ной безопасности. Россия не может не считаться с тем, что военная мощь — и это подчеркивается в Концепции внешней политики РФ — остается в числе главных факторов влияния государств на международную политику, что интересы России непосредственно связаны и с военно-политическим соперничеством региональных держав.
Страна с территорией в 17 млн кв.км, с большой протяженностью границ и омываемая 3 океанами обречена на обладание боеспособной армией и стратегическим оружейным потенциалом, которые должны решать военно-политические задачи и нивелировать потенциальные угрозы национальной безопасности России. От высокой точности в деле формирования приоритетов во внешней политике страны в части обороноспособности государства напрямую зависит, какой будет Россия завтра, какая продукция будет выпускаться на ее предприятиях, насколько конкурентоспособной она будет как на внутреннем, так и на внешнем рынках, насколько гарантированным будет будущее российских граждан.
Президент Российской Федерации
1 См.: Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации : монография в 2 т. Т. 1. — М. : Научный эксперт, 2008, с. 11.
Д.А. Медведев на встрече с представителями общественных организаций 18 сентября 2008 г. отметил: «Мы последовательно будем укреплять нашу национальную безопасность. Модернизировать армию, повышать обороноспособность страны до достаточного уровня. А этот достаточный уровень мы будем определять применительно к текущим условиям. Его невозможно измерить раз и навсегда».
Во-вторых, это экономический фактор. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. поставлена задача войти в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достичь необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. Это предполагает переход на инновационную экономику с высокой долей высокотехнологичной (инновационной) продукции.
Изменение ситуации, резкое повышение экономической и глобальной конкурентоспособности достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
В-третьих, результатом и показателем глобальной конкурентоспособности России являются уровень и качество жизни российских граждан. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности РФ, все большее значение приобретают уровень защищенности интересов личности, общества и государства, духовное и интеллектуальное развитие населения, рост его благосостояния, сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов, в целом уровень инвестиций в человека.
Наша страна находится, можно сказать, в начале конкурентного соперничества за определение своего «места под солнцем» в условиях глобализирующегося мира. От того, сможет ли она повысить свою конкурентоспособность, зависит исход этого нелегкого соперничества, затрагивающего интересы фактически всех граждан реформируемой большой страны.