ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
М. В. ЛОСКУТОВА
В данной статье рассматриваются вопросы выработки направлений конкурентоспособного развития страны, определения конкурентных преимуществ, поиска конкурентных ресурсов, формирования государственной конкурентной политики, без которой невозможно эффективное развитие современного государства в условиях глобальной конкурентной среды.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные ресурсы, конкурентная политика.
Следует с сожалением констатировать, что докладах Всемирного экономического форума,
при ранжировании страновых значений индекса Россия среди охваченных исследованием стран не-
конкурентоспособности, ежегодно озвучиваемых в изменно оказывается в конце списка (табл. 1).
Таблица 1
Индекс глобальной конкурентоспособности за 2006-2011 г. по данным Всемирного экономического форума [13]
Страны 2010-2011 2009-2010 2007-2008 2006-2007
Ранг Значение Ранг Ранг Ранг
Швейцария 1 5,63 1 2 4
Швеция 2 5,56 4 4 9
Сингапур 3 5,48 3 7 8
США 4 5,43 2 1 1
Г ермания 5 5,39 7 5 7
Япония 6 5,37 8 8 5
Финляндия 7 5,37 6 6 6
Нидерланды 8 5,33 10 10 11
Дания 9 5,32 5 3 3
Канада 10 5,3 9 13 12
Китай 27 4,84 29 34 35
Турция 61 4,25 61 53 58
Российская Федерация 63 4,24 63 58 59
Казахстан 72 4,12 67 61 50
Украина 89 3,9 82 73 69
Чад 139 2,73 131 131 121
Столь удручающее положение России стало результатом специфических трудностей переходного периода, кризисных потрясений валютного и финансового рынков за последние два десятилетия, а также явных просчетов государственной власти в области макроэкономической политики.
К основным конкурентным преимуществам России исследование относит образованные трудовые ресурсы, большой размер рынка и природные ресурсы, а также выгодное географическое положение. Тем не менее, из-за недостатков национального бизнес-климата производительность в стране стагнировала в последние годы, и Россия
не имела возможности капитализировать свои ключевые преимущества.
Основными конкурентными недостатками России являются неразвитые общественные институты, ограниченная конкуренция на товарных рынках, снижающееся качество образования, недостаточно развитые финансовые рынки и низкая конкурентоспособность компаний [12].
Однако анализ состояния глобальной конкурентоспособности и конкуренции России выявил и другие ограничения конкурентоспособности национального хозяйства, что дает возможность сформулировать основные направления роста конкурентоспособности России.
Восстановление статуса развитой страны в экономико-технологическом плане. Осуществление этого направления возможно посредством выработки эффективной модели геоэкономиче-ского развития страны, перехода на инновационную основу отечественной экономики, технологическую модернизацию, проведения эффективной государственной экономической политики, разумного государственного регулирования соотношения кооперации и конкуренции, эффективной антипонопольной политики и формирования конкурентной среды [11].
По мнению практиков, «полная технологическая независимость в современных условиях невозможна. Но вполне реальной целью для России может и должна быть экономически выгодная технологическая взаимозависимость в отличие от экономически разорительной технологической зависимости. Для того чтобы достойно участвовать в процессах глобализации Россия должна вернуть позиции одного из лидеров в высоких технологиях, достичь технологического лидерства в нескольких перспективных нишах мирового- рынка наукоемкой продукции. Главной задачей экономической политики должно стать создание условий, при которых отечественным компаниям будет выгодно учиться конкурировать с ведущими мировыми транснациональными компаниями на их собственных условиях, то есть бороться прежде всего за повышение уровня технологической инновационности и привлекательности продукции для самого требовательного мирового потребителя. Только так Россия сможет избежать разорительной для нее конкуренции с Китаем и другими бедными странами мира и попасть в «верхний» сегмент мирового рынка, в рамках которого возможно получение максимальных доходов от инвестиций (максимальной добавленной ценности) [10].
Переход российского государства на верхний уровень конкурентоспособности возможен только через формирование с этой целью государственной конкурентной политики и четкой, ясной государственной стратегии. Теоретики глобализма пытаются доказать «правильность» такого пути, в действительности правы те международные эксперты, которые пытаются объективно оценить успехи и поражения развивающихся стран в последние несколько десятилетий, предупреждая правительства этих стран о рисках, связанных с поспешным и непродуманным участием в экономической глобализации со свойственной ей конкурентной средой [10, с. 64]. К числу таких рисков следует прежде всего отнести риски так назы-
ваемого «нижнего пути к конкурентоспособности» с характерным для него «обедняющим» или «разорительным» экономическим ростом.
Без осуществления перехода с «нижнего» на «верхний путь к конкурентоспособности» российскому государству вряд ли удастся успешно выдерживать конкуренцию в жесткой глобальной среде. Как справедливо отмечается в Послании Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию РФ в 2008 г. говорится, что «именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши, создавать новые эффективные предприятия, внедрять самые передовые технологии. Такой подход - это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России» [8].
Направление повышения конкурентоспособности российского геополитического статуса можно реализовать через укрепление геополитики государства, что возможно только при условии укрепления национальной безопасности с учетом трансформирующегося геополитического положения страны, новой геополитической ситуацией и вытекающими из нее новыми геополитическими вызовами и угрозами.
Формирование современной информационной инфраструктуры - основа формирования информационного общества. Следует отметить, что в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной президентом РФ в 2008 г., «целью создания и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» [9]. При этом в перечне задач, решение которых направлено на реализацию вышеуказанной цели, первой же задачей определена именно задача «формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры».
Основными направлениями реализации Стратегии являются:
- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты на-
селения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
- развитие науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;
- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
И хотя практика показывает, что «динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества» [9], решение задач, указанных в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации позволит укрепить информационную инфраструктуру как фактор конкурентоспособности страны.
Решение проблемы российской идентичности. Достижение конкурентоспособности в процессе преобразований, которые осуществляются в Российской Федерации, будет затруднено без ясного понимания роли России в мировом сообществе и осознания гражданами собственной уникальной судьбы. Страна переживает кризис национальной идентичности, то есть утраты своего исторически сложившегося представления о самой себе. Глобальные процессы этот кризис только усиливают [2]. По мнению специалистов [5], Россия оказалась в своеобразной «цивилизационной ловушке», образованной столетней практикой навязывания российскому государству и народу чужого опыта. В результате произошла дезориентация в основополагающих принципах
национального и исторического бытия, что опасно утратой Россией своего места и роли в мировых делах.
Решение этой задачи позволит сохранить базовые цивилизационно-культурные ориентиры, обозначить четкую стратегию государственного развития, с другой стороны, содержательная общенациональная дискуссия по определению путей и механизмов дальнейшего государственного и общественного развития России. Приоритетной должна стать широкомасштабная государственная поддержка развития духовности, национального самосознания, патриотизма и нравственности российских граждан, прежде всего подрастающего поколения.
Укрепление российской государственности, государства реального суверенитета, профессионализация системы управления. В настоящее время общепризнанным стало утверждение о том, что в условиях глобализации происходит «размывание суверенитета», снижение роли государства. В то же время нетрудно увидеть, что в новых условиях ряд государств по-прежнему остаются странами реального суверенитета. Лидеры глобализационных процессов, прежде всего США, а также Китай, Индия и другие страны обеспечивают необходимый уровень реального суверенитета в условиях глобализации. Россия же находится в процессе укрепления своих позиций в этом плане. Более правильным поэтому представляется говорить, что в глобальном мире наблюдается борьба двух тенденций: с одной стороны, реальной становится тенденция «десуверенизации» большинства стран, а с другой стороны, обнаружилась тенденция укрепления реального суверенитета рядом ведущих государств, которые добиваются крупных успехов в своем экономическом, культурном и социальном развитии, во многом за счет «десуверенизируемых» стран. По мнению А. Кокошина, «формула реального суверенитета, которым всегда обладает сравнительно небольшое число государств, современна, исключительно актуальна для политических процессов в международных отношениях XXI в., когда идея суверенитета государства объявляется устаревшей, чем особенно грешат представители общественных наук и политики США, не замечая при этом, что сами Соединенные Штаты отнюдь не отказываются от своего суверенитета, а, наоборот, действуют таким образом, что усиливают его, причем за счет суверенитета многих других субъектов мировой политики» [6].
В деле укрепления реального суверенитета российское государство сталкивается с активным
противодействием сил, не заинтересованных в том, чтобы оно выступало в глобальной среде как самостоятельный центр силы, но заинтересованных в уменьшении реального суверенитет России [1].
В этой связи особый интерес представляет «концепция реального суверенитета», предложенная А. А. Кокошиным [6]. По его мнению, для поддержания реального суверенитета России необходимо принятие ряда первоочередных мер:
- развитие суверенной демократии, чувства просвещенного патриотизма и национального самоуважения россиян. Суверенная демократия должна быть не предметом веры, а формой правления, обеспечивающей более высокую степень эффективности управления и саморегулирования в обществе и государстве;
- отечественное предпринимательство
должно быть, прежде всего, национальным, действующим в партнерстве с государством; именно это обеспечит его внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность перед лицом грозных внешних соперников, для многих из которых заветной целью является маргинализация российского предпринимательства;
- необходимость преодоления масштабной зависимости российской экономики от экспорта сырья. В последние годы зависимость России от экспорта сырья достигла критического уровня и представляет собой угрозу для национальной безопасности и суверенитета страны. Не снижая объемы поставок сырья, следует целенаправленно изменять структуру российского экспорта в пользу промышленных товаров и услуг, прежде всего в пользу наукоемкой продукции.
Представляют несомненный интерес меры экономического и социального развития:
- экономический рост должен обеспечиваться, прежде всего, за счет наукоемкой промышленности и базирующейся на высоких технологиях сфере услуг, за счет всемерного развития «человеческого капитала»;
- активная государственная поддержка проектов по развитию отечественной высокотехнологичной промышленности, основанных на глубоком и многоплановом партнерстве государства и бизнеса;
- расширение государственных вложений в инфраструктуру и в наукоемкие и капиталоемкие отрасли промышленности на основе долгосрочных сценарных прогнозов развития мировой, региональной и национальной экономики;
- вовлеченность государства в целенаправленное формирование экономики, основанной на
научных знаниях - фундамента создания «новой экономики» XXI в.;
- сокращение и преодоление сложившегося огромного разрыва между бедными и богатыми, который может превратиться в проблему национальной безопасности;
- использование позиций России как растущей «энергетической сверхдержавы», в поставках энергоносителей из которой серьезно заинтересованы все основные «центры силы» мировой экономики;
- решение особо важных экологических проблем;
- развитие национального информационнотехнологического комплекса;
- усиление роли государства в экономике России, в том числе за счет увеличения государственной доли в стратегически важных отраслях экономики;
- создание мощных национальных компаний, способных обеспечивать конкурентоспособность нации на глобальных рынках;
- выстраивание транснациональных компаний на постсоветском пространстве ради общих интересов конкурентоспособности России и ее и партнеров;
- разрабатывать и вводить в действие крупные сверхсложные технические системы, основанные на достижениях точных наук (гражданские и боевые ракетно-космические комплексы, атомные электростанции, крупные надводные и подводные боевые корабли, гражданские и боевые самолеты, системы боевого управления стратегическими ядерными силами, системы предупреждения о ракетном нападении, а также установки термоядерного синтеза и др.;
- создание современного сельского хозяйства, использование гигантских площадей плодородных земель.
Необходимо также укрепление национальной обороны, фундаментом которой, обеспечивающим реальный суверенитет страны, должны оставаться независимые национальные силы и средства ядерного сдерживания, дополненные системой «предъ-ядерного сдерживания». Ядерное оружие на обозримую перспективу является едва ли не единственным видимым фактором, обеспечивающим для нашего государства статус великой Державы [6].
Для формирования дополнительных благоприятных условий повышения конкурентоспособности необходимо также повышение авторитета России в глазах мирового сообщества, укрепление ее международного имиджа, национального бренда.
Региональная интеграция России. Сегодня становится очевидным, что наряду с интеграцией в общемировые глобальные и региональные процессы одним из главных приоритетов развития России должна стать внутрирегиональная интеграция огромной, недостаточно устроенной российской территории, в том числе региональная интегрция постсоветского пространства (пространства СНГ) с возможным включением других соседних стран с целью создания интеграционного союза (по типу ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕР-КОСУР). Кроме того, сегодня прорабатывается вопрос создания Восточно-Азиатского Союза с участием Японии, Китая и Республики Корея.
Эффективная демографическая политика, адекватная современным геополитическим вызовам, обусловленная повышенной потребностью в контроле геополитического пространства и защиты границ, в трудовых ресурсах, направленная на укрепление демографического потенциала (количества и качества людских ресурсов). Важным направлением государственной политики в этой сфере должно стать государственное регулирование миграционных процессов, поскольку миграция все больше становится «индикатором конкурентоспособности государств» [3]. Если не решить проблемы миграции, будет чрезвычайно сложно решить проблему конкурентоспособности государства в целом. Таким образом, требуется скорейшее решение демографической проблемы, миграционных вопросов, возвращение России в число самых населенных стран мира, поскольку динамика народонаселения также является серьезным фактором конкурентоспособности.
Возрождение позиций в сфере образования и науки, способных обеспечить успешную конкуренцию в глобальной среде. В этом плане несомненный интерес представляют современные разработки ученых - специалистов в области образования, в частности интерес представляет концепция ректора Нижегородского института менеджмента и бизнеса А. Егоршина, который утверждает, что в нынешних условиях должна быть выработана четкая, научно обоснованная стратегия образовательной деятельности, создана обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе выбранных критериев и эффективного распределения ресурсов [4]. Стратегия образовательной деятельности, разработанная этим ученым, требует более подробного рассмотрения.
С точки зрения повышения конкурентоспособности российского образования, следует отметить, что Россия может быть не просто конкурен-
тоспособным, а очевидно конкурентоспособным лидером по продаже образовательных услуг третьему миру. По мнению В. Макарова, образовательные услуги - это гигантский рынок, который находится пока в зачаточном состоянии. «Сейчас в основном обогащаются за счет продажи образовательных услуг США. Если посмотреть статистику, сколько учится в американских университетах неамериканцев, то это довольно приличное количество. Америка резко отличается в этом от других стран, в том числе от европейских, в том числе от Великобритании, Франции, где учится иностранцев не так много. Америка здесь резко опережает другие страны, и, главное, она продает эти услуги по очень высоким ценам, т. е. образование в Америке стоит чрезвычайно дорого. Тем не менее, они собирают со всего мира самые сливки, берут супермозги, многие из которых остаются в Америке, а если возвращаются в свои страны, то, как правило, становятся проводниками американской системы ценностей, их понимания жизни и т. д. Сейчас люди поняли, что захватывать надо не территории, это бессмысленно, а надо «захватывать мозги», надо делать так, чтобы люди, которые живут в других странах, разделяли твое понимание жизни» [7].
По мнению В. Л. Макарова, Россия может стать лидером в продаже образовательных услуг для стран третьего мира, где проживает огромное количество людей, которые могли бы получать образование такое же по качеству (или не на много слабее по качеству), которое мы можем давать элите. По его подсчетам, это будут десятки миллиардов долларов, что сравнимо с продажей энергетических ресурсов (нефти и газа). При этом Россия получит существенные дивиденды в виде привлечения «мозгов», а также распространения русского языка, русской культуры, улучшения имиджа страны.
Таким образом, следует отметить, что обозначенные векторы могут стать рациональным и эффективным инструментом достижения зависит состояние конкурентоспособности национального хозяйства в ближайшие годы и на перспективу.
Литература
1. Богатуров А.Д. [и др.] Стратегия перемалывания во внешней политике США // Богатуров А. Д., Ко-солапов Н. А., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М., 2002.
2. Глобализация и столкновение идентичностей: междунар. интернет-конф. 24 февр. - 14 марта 2003: сб. мат-лов. М., 2003.
3. Гольдин Г. Г. Миграция населения как индикатор конкурентоспособности государств // Конкурен-
тоспособность России в условиях глобализации. М., 2006. С. 309.
4. Егоршин А. Возможные сценарии (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 21-26.
5. Ерасов Б. С. Универсалии и самобытность. М., 2002.
6. Кокошин А. А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. М., 2006. С. 4-5.
7. Макаров В. Л. Формирование экономики знаний: концепции и проблемы // Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. М., 2009. Гл. 1. С. 11-26.
8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2008.
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом РФ В. Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Правовые вопросы национальной безопасности. 2008. № 3-4. С. 2.
10. Субботина Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // Вопросы экономики. 2006. № 2. С. 58-59.
11. Усик Н. Конкурентная среда: управление процессом ее формирование в России // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 3.
12. URL: http://www.ria.ru
13. URL: www.weforum.com.
* * *
PRIORITY DIRECTIONS OF COMPETITIVENESS PROVIDING OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
M. V. Loskutova
In this article questions of the directions’ development of competitive development of the country, determination of competitive advantages, search of competitive resources, formations of the state competitive policy without which effective development of the modern state in the conditions of the global competitive environment is impossible are considered.
Key words: competitiveness, competitive resources, competitive policy.