Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества России в мировом развитии'

Конкурентные преимущества России в мировом развитии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2120
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЛИДАРНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиев Заур Табризович

В статье рассмотрены конкурентные преимущества современных государств и России в мировом развитии. Отмечено, что без соблюдения взаимного доверия в региональной интеграции сближения позиций сопряжено со сложностями, иногда не преодолимыми. Сближения позиций по важнейшим общемировым проблемам, как в экономике, так и в политике создают возможность каждому, иметь право голоса в процессе принятия ключевых решений в международной повестке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ADVANTAGES OF RUSSIA IN WORLD DEVELOPMENT

The article discusses the competitive advantages of modern states and Russia in world development. It is noted that without observing mutual trust in regional integration convergence fraught with difficulties, sometimes not surmountable. Convergence on important global issues such as the economy, and politics provide an opportunity to everyone to have a voice in the process in making key decisions on the international agenda.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества России в мировом развитии»

РАЗДЕЛ VI. РОССИЯ И МИР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

УДК 327(327.8)

ЗТ. Алиев КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РОССИИ В

МИРОВОМ РАЗВИТИИ

Аннотация. В статье рассмотрены конкурентные преимущества современных государств и России в мировом развитии. Отмечено, что без соблюдения взаимного доверия в региональной интеграции сближения позиций сопряжено со сложностями, иногда не преодолимыми. Сближения позиций по важнейшим общемировым проблемам, как в экономике, так и в политике создают возможность каждому, иметь право голоса в процессе принятия ключевых решений в международной повестке.

Ключевые слова: политические институты, конкурентная среда, инновационное развитие, эффективное государственное управление, региональная интеграция, солидарность гражданского общества.

Zaur Aliev COMPETITIVE ADVANTAGES OF RUSSIA IN WORLD

DEVELOPMENT

Abstract. The article discusses the competitive advantages of modern states and Russia in world development. It is noted that without observing mutual trust in regional integration convergence fraught with difficulties, sometimes not surmountable. Convergence on important global issues such as the economy, and politics provide an opportunity to everyone to have a voice in the process in making key decisions on the international agenda.

Keywords: Political institutions, the competitive environment, innovative development, effective public administration, regional integration, solidarity of civil society.

Объективная сложность современных реалий отражается, прежде всего, в политической среде. Поставленные политическим руководством задачи модернизации и инновационного развития потребовали определенных преобразований в политической системе. Однако сложившиеся в России экономические ориентиры и политические институты на сегодняшний день остаются неизменными.

В целях обеспечения достойного российского статуса места в жесткой конкурентной среде глобализации целесообразно эффективное использование конкурентных преимуществ и ресурсов, которыми обладает Россия, а также механизмов повышения конкурентоспособности страны.

В связи с этим в среде экспертов-политологов сложились два подхода к рассмотрению возможностей реализации поставленных задач. Одни предлагают провести корректирующие изменения, не осуществляя коренного изменения, другие вообще выступают против любых преобразований, особенно в политико-экономической среде. Возникшая дискуссия в среде экспертов привлекла к себе внимание более широких слоев (общественные организации, политические партии), принимающих участие в формировании политических и общественных процессов. Как отмечают авторы коллективного труда «Модернизация и политика в XXI веке», сложились три модели модернизации: ретроградно-стабилизационная, неолиберальная и левая [3, с. 15-16]. Эти три модели демонстрируют, что в настоящее время доминирующим фактором стала политическая борьба среди властной элиты, которая в целом не способна выработать долгосрочную стратегию государственного строительства.

Все три модели в целом характеризуются отсутствием убедительности в предложенных подходах к трансформации политической системы. Вполне очевидно, что требуются перемены в инновационном развитии, которые составят стержень, или основу модернизации. Это вполне реальная проблема, диктующаяся объективными обстоятельствами, необходимостью гражданских инициатив и функциональностью общественного контроля. Артикуляция общественных интересов, публичный контроль деятельности власти, влияние на формирование государственной политики и политическое просвещение граждан могут не только стать индикатором инвестиционной привлекательности страны, но и повысить возможности ее конкурентоспособности.

© Алиев З.Т., 2014

Говоря об инновационном развитии в контексте становления российской конкурентоспособности, важно проанализировать, какими ресурсами обладает Россия. Прежде всего, ее уникальное евразийское геополитическое положение, являющееся с точки зрения классической геополитики центральным, определяющим в мире, от которого по-прежнему зависит решение мировых проблем и контроль над глобальным пространством. Здесь стратегическим резервом можно считать повышение геополитического статуса страны.

Во-вторых, богатейшие природные ресурсы, по запасам которых Россия по-прежнему стоит на 1-м месте в мире, и эта лидирующая позиция вряд ли будет поставлена под сомнение в ближайшем будущем. Здесь резервом является повышение эффективности использования природных ресурсов (хотя бы до 55-60% от эффективности использования природных ресурсов Японией, которую на сегодня можно считать эталоном).

В-третьих, сохранение статуса великой державы по некоторым военным и политическим позициям (ракетно-ядерный потенциал, постоянное членство в Совете Безопасности ООН).

В-четвертых, духовно-культурные традиции, огромный потенциал которых содержится в самоидентификации российского общества на исторических и культурно-цивилизационных началах. Потенциал, являющийся фундаментом укрепления и развития полиэтнической и многоконфессиональной российской общности, ее способности на мобилизацию для участия в глобальной борьбе за рынки и ресурсы на благо национального процветания. Серьезный резерв содержится в выработке российской общественной идеологии, системы национальных интересов, базовых общенациональных ценностей.

В-пятых, достаточно высокий образовательный и научный уровень, по-прежнему присущий стране, до недавнего времени являвшейся одним из мировых лидеров в образовательной среде. Здесь резервом является наращивание интеллектуального потенциала. Несмотря на трудности и наличие серьезных проблем, система образования и образовательный уровень в стране по-прежнему довольно прочны. Данные Госкомстата России и итоги автоматизированной обработки материалов последней переписи населения (Всероссийской переписи населения 2008 года [4]) показали рост образовательного уровня населения: из 1000 человек в возрасте 15 лет и старше 902 человека имели образование основное общее и выше (для сравнения, в 1989 году таких было 806 человек). Их численность составила 109,4 млн. человек и увеличилась по сравнению с 1989 годом на 20%. Число лиц с высшим и средним профессиональным образованием возросло в 1,5 раза, а число граждан, имеющих послевузовское образование (аспирантуру, докторантуру, ординатуру), составляет 369 тыс. человек. Эти цифры свидетельствуют о солидной базе, на основе которой возможен серьезный рост образовательного уровня, необходимого для конкурентоспособности в данной области.

Несмотря на негативные тенденции последних лет, Россия все еще располагает весьма значительным человеческим интеллектуальным капиталом, находится на четвертом месте в мире по количеству ученых и инженеров, работающих в области НИОКР. По мнению специалистов, «еще не поздно сосредоточить государственную политику на превращении российской экономики из ресурсоемкой в знаниеемкую» [5, с. 57]. Анализ состояния и динамики развития человеческого ресурса страны позволяет сделать вывод, что накопленный научный, образовательный, интеллектуальный потенциал России при условии его эффективного использования и развития позволит преодолеть кризисные явления и решить важные задачи повышения уровня конкурентоспособности страны. Как отмечено в Послании президента РФ, «наш приоритет - это производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит - даже в непростые финансовые периоды» [1]. Имеющийся в настоящее время ряд уникальных производств, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе, на базе которых можно расширять масштабы высокотехнологичного производства, обладает серьезным потенциалом для перехода на инновационную основу российской экономики.

Репутационный ресурс, укрепление имиджа современного Российского государства, как в глазах мировой общественности, так и в российском массовом общественном осознании (на что сегодня направляется явно недостаточно усилий и финансов), позволит создать соответствующие условия, в том числе благоприятный инвестиционный климат, необходимые для конкурентоспособного развития страны. Повышение эффективности государственного

управления, его профессионализация представляют собой определенный потенциал и являются серьезным ресурсом повышения конкурентоспособности.

Для определения стратегических направлений развития необходимо оценить опыт развития выросших за последние 15-20 лет малых инновационных предприятий, исследовать инновационный потенциал МИП в регионах, а также активизировать диалог власти, бизнеса и науки в целях определения стратегических приоритетов развития и реализации инновационных стратегий, как на национальном, так и на региональном уровне. Стратегии инновационного развития станут недвусмысленным сигналом малому бизнесу в части инновационной деятельности в регионах. Глобализация, несмотря на внешне интегративный характер этого явления, не только не ослабляет конкурентного напряжения в мировой экономике, но, наоборот, в значительной мере усиливает это напряжение. Ныне России нужна новая парадигма отношений с зарубежьем. Она должна развернуться на Восток.

Преимущество восточного направления внешнеэкономической политики России видится во многом. Если прагматичный Запад парадоксальным образом иррационален по отношению к России, то от Китая, пронизанного духом конфуцианской цивилизации, следует ожидать большей рациональности. Россия интересует Китай лишь в той степени, в какой она будет ему полезной. В таком подходе есть большие перспективы для Российского государства: в случае создания благоприятных условий опыт китайского бизнеса придет к нам. Но есть и угроза: российские интересы китайская сторона будет учитывать лишь в случае их совпадения с собственными. Однако интересы России на Востоке нисколько не меньше, чем интересы на Западе, ведь 65% нашей территории находится в Азии. К тому же Сибирь и Дальний Восток уже сейчас дают 52% доходной части бюджета России, при этом здесь проживают 29 млн. человек из 143 млн. населения. Если же анализировать с точки зрения перспективы, то лет через двадцать экономический и политический центр, вероятнее всего, будет как раз на Востоке, а не на Западе. Поэтому надо реально оценивать геополитические изменения в мире, вес и роль азиатских стран в мировой экономике и политике. Нет ничего вечного в этом мире. России надо уже сейчас произвести серьезную переоценку своей политики на Востоке, сделать ее сбалансированной и осмысленной. Ныне Китай - это крупная экономическая держава. По многим физическим показателям развития экономики Китай вышел на первое место в мире (сборка автомобилей и телевизоров, добыча угля, выплавка стали и т.д.), а руководство КНР заявило, что к 2020 году Китай станет инновационной страной. Его роль в мировой экономике сегодня понимают все страны (таблица).

Таблица

Страна ВВП (по паритету покупательной способности),

млрд .долл.

1990 г. 2010 г.

США 5,8 14,6

Китай 0,9 10,1

Япония 2,3 4,3

Индия 0,8 4,2

Германия 1,5 3,4

Россия 2,7 (СССР) 2,8

Великобритания 0,9 2,2

Франция 1,0 2,2

Бразилия 0,8 2,2

Италия 0,9 1,9

Источник: по данным Мирового банка.

По данным министерства коммерции КНР, только с января по апрель 2011 года китайские компании освоили 38,8 млрд. долл. иностранных инвестиций (не спекулятивных). В декларируемых планах Китая - в течение 20 лет стать державой номер один в мире, и для этого есть все предпосылки. С 2005 года Китай является мировым лидером по величине золотовалютных резервов (ЗВР). В годы кризиса он не только сохранил свое первенство, но и сумел использовать сложившуюся ситуацию для укрепления своего положения: сокращал долларовую долю в резервах, увеличивал объемы покупки государственных долгов США и

активно скупал золото. В последнее время в мире все настойчивее звучат голоса о необходимости возврата к международным расчетам в золоте. В ответ на эти инициативы Китай в сентябре 2011 года объявил о решении чеканить золотой юань. Более того, глава Народного банка КНР заявил, что юань в 2020 году заменит доллар в качестве мировой валюты [2].

Взаимодействовать с Китаем надо не на основе соперничества, а на основе сотрудничества, развивая с ним нормальные отношения на базе кооперации. За образец наших отношений с Китаем можно взять отношения Канады и США. Сотрудничество должно быть выгодно обеим странам. Конкурентные отношения заставляют страны рассматривать друг друга не столько как союзников и партнеров, сколько как потенциальных и вполне реальных экономических противников. Этот подход, на наш взгляд, в свете развития современного рынка и нестабильности политических процессов следует переориентировать на позитивное направление, акцентирующее внимание на осуществлении политических диалогов с целью обеспечения государственной безопасности и экономической устойчивости.

Особенно это относится к странам-аутсайдерам «глобального клуба» наиболее развитых стран. Данный вывод в полной мере касается и России. Страны Запада продолжают рассматривать ее как достаточно мощного конкурента, хотя и резко ослабленного в результате поражения в «холодной войне». Об этом свидетельствует их поведение на протяжении всех последних пятнадцати лет. Поэтому у России практически нет перспектив реально войти в «глобальный клуб» на правах равного партнера, поскольку объективно в этом не заинтересованы его члены. В этих условиях России целесообразнее всего выстраивать собственную глобальную стратегию, которая должна быть направлена на укрепление и повышение общенациональной конкурентоспособности как единственного средства выживания в международной конкурентной борьбе и сохранения своей субъектности в международных конкурентных экономических отношениях.

На практике для России это означает необходимость тонкого дипломатичного маневрирования между доминирующим проектом «глобального клуба» и аутсайдерами в сочетании с постоянным прессингом и реализацией своих собственных национальных интересов. В плане развития конкурентоспособности на региональном уровне, имея в виду постсоветское пространство, сотрудничество на основе взаимоприемлемых договоренностей (в целях чего нужен политический диалог на равноправной основе) будет важнейшим конкурентным ресурсом для России и ряда соседних стран и станет основой для создания в перспективе единого интеграционного пространства (союза, соглашения) в рамках СНГ или ряда стран СНГ.

Тем самым Россия, во-первых, впишется в мировую регионально-интеграционную тенденцию. Во-вторых, сможет это сделать не как просто участник ЕС или АТЭС, а как лидер самостоятельного объединения, создав совместно со странами СНГ свой региональный интеграционный торгово-экономический блок на постсоветском пространстве с перспективой включения в него других государств, например, своих мусульманских соседей. Это позволит странам СНГ противостоять возрастающему воздействию негативных внешнеэкономических факторов, создать региональные структуры, регулирующие сырьевые, прежде всего, энергетические, пример решения принятые на Саммите прикаспийских государств в сентябре 2014 года, рынки; сформировать транснациональные компании по совместному освоению природных ресурсов; расширить доступ к новейшим технологиям для модернизации минерально-сырьевого и в целом экономического комплекса, а также создать привлекательные условия для активизации притока прямых иностранных инвестиций в такие отрасли экономики, как машиностроение, обрабатывающая промышленность, транспорт и связь, сфера услуг.

По мнению специалистов, интеграционные объединения имеют больше возможностей отстаивать свои групповые, и в том числе национальные, интересы в международных экономических организациях и противостоять натиску транснациональных корпораций и банков. Россия этим преимуществом в настоящее время в полной мере должна воспользоваться. Имеются достаточные потенциальные возможности для создания регионального интеграционного объединения с участием России на основе СНГ. Ведь СНГ занимает достаточно заметное место на геополитической карте мира. Территория стран СНГ составляет около 16% земной суши. Население составляет почти 5% мирового народонаселения. На страны СНГ приходится 13% мировой добычи нефти и 28% газа, 6% мирового производства электроэнергии и 8% зерна. Доля стран СНГ в мировом промышленном

потенциале составляет 10%. Здесь производится пятая часть мирового объема зерновых. Если посмотреть на отдельные страны СНГ, то можно увидеть, что они обладают очевидными конкурентными преимуществами. Например, Казахстан занимает 1-е место в мире по запасам урана, 3-е место - по добыче хромовой руды (17%). Белоруссия занимает выгоднейшее географическое положение для развития транзитных услуг. Украина обладает третьей частью чернозема и 27% пахотных земель Европы, занимает 6-е место в мире по экспорту стали. Азербайджан обладает большими запасами нефти, газа и других природных ресурсов. Узбекистан по запасам золота находится на 4-м месте в мире, урана - на 8-м, меди - на 11-м, обладает громадными запасами природного газа и нефти. Молдавия занимает 7-е место в мире по производству виноградных вин. Киргизию ежегодно посещает порядка 140 тыс. иностранных туристов, поскольку она имеет уникальные природные условия (95% территории занимают горы, которые создают благоприятную базу для развития элитарного курортно-рекреационного и горно-приключенческого туризма и альпинизма).

К явному конкурентному преимуществу России и других стран СНГ следует отнести их географическое положение, так как их территория является своеобразным мостом между Европой и Азией. По мнению А. Михайленко, профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ, «это обстоятельство можно было бы использовать для развития индустрии транзитных услуг. Но подобные теоретические размышления слабо реализуются на практике. Торговый оборот Западной Европы с Юго-Восточной Азией превышает 400 млрд. долларов США. Из них российский транзит обслуживает не более 1%, получая за это всего 4 млрд. долларов. А ведь перевозка грузов по этому маршруту могла бы осуществляться быстрее и дешевле, чем обходными путями. К этим цифрам можно было бы добавить растущий торговый оборот с Европой стран Южной Азии»*.

Вышеприведенные данные говорят о серьезных потенциальных возможностях интеграционного развития СНГ в условиях глобализационных процессов, если удастся эффективно распорядиться богатыми природными, историческими, экономическими и другими условиями для наиболее полного удовлетворения потребностей народов, проживающих в этом регионе. Пока же страны СНГ занимают места в конце мировых рейтингов из-за преимущественно сырьевой направленности экономики, низкой инновационной, слабой информационной инфраструктуры, проблем в госуправлении, в том числе связанных с коррупционностью. В такой ситуации интеграция усилий этих стран представляет собой действительно серьезный ресурс повышения конкурентоспособности. Здесь важно сделать акцент на эффективном использовании конкурентных преимуществ и ресурсов (а не как в случае использования природных ресурсов, где коэффициент эффективности составляет примерно треть от эффективности Японии), а также механизмов повышения конкурентоспособности страны. Интеграционные процессы содействуют получению каждым участником дополнительного, так называемого системного эффекта, который позволяет выдерживать трудности глобализации и повышать конкурентоспособность государств, входящих в интеграционные объединения.

Таким образом, участие в процессах региональной интеграции, как и в процессах глобализации, - явление объективное и закономерное. Механизмом повышения конкурентоспособности страны в первую очередь является реализация рассмотренных выше ключевых направлений (векторов) повышения конкурентоспособности с использованием имеющихся ресурсов. Однако главным координатором повышения конкурентоспособности должна стать государственная конкурентная политика, аккумулирующая в себе все направления деятельности и восполняющая пробел в стратегии развития государства.

Особое внимание должно уделяться углублению интеграции по восстановлению утерянного общего экономического и политического пространства со странами СНГ. Прежде всего, для обеспечения эффективности интеграционных процессов и проектов необходимо создать конкурентную среду в экономических отношениях в рамках СНГ. Конкурентная среда - это в первую очередь многовариантность возможных решений и их эффективность на уровне

* Межгосударственный банк подписал договоры об участии с рядом центральных (национальных) банков и операторами национальных платежных систем. В результате он стал участником национальных платежных систем следующих стран: Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан.

конкретных носителей, участников интеграционных проектов (предприятий, фирм, корпораций и т.д.). Движение в этом направлении будет означать развитие проектной интеграции вместо территориальной. Далее, такой подход, направленный на развитие интеграции снизу, выдвигает на первый план нижний, базисный этаж экономики - производителей, потребителей, взаимовыгодность складывающихся вариантов интеграции на уровне непосредственных субъектов. Исходя из этого объективного экономического закона, можно предположить, что достаточно весомую роль в формировании новой платежной системы в рамках СНГ могут играть национальные валюты, конкурентоспособность (качество) которых сопоставима с конкурентоспособностью (качеством) преобладающего объема товарной массы, оборот которой между странами СНГ они обслуживают. Использование платежно-расчетной системы государств - участников Межгосударственного банка в качестве инструмента по расширению использования национальных валют в расчетах между государствами - участниками Межгосударственного банка помимо положительных моментов экономического плана имеет ряд преимуществ организационного характера.

Основным условием функционирования платежно-расчетной системы государств -участников Межгосударственного банка является, как считают эксперты, включение банка на правах национального участника в платежные системы заинтересованных государств. Почти во всех странах СНГ проходит валютная либерализация, направленная главным образом на снятие ограничений в операциях с капиталом. Этот процесс происходит в форме снятия ограничений по отношению ко всем странам (без преференциальной либерализации по отношению к постсоветским странам). В результате открываются дополнительные возможности для перемещения капитала между странами СНГ, но еще в большей степени для проникновения в эти страны капитала из третьих стран. Россия в стремлении консолидировать финансовые рынки стран СНГ сейчас сталкивается с острой конкуренцией других стран, прежде всего европейских.

Конечно, торговля в национальных валютах означает определенное обособление хозяйственного пространства СНГ от мирового. Она ведет к выключению отдельных товарных потоков из мировых торговых каналов, что в определенной мере понижает конкурентоспособность в хозяйственном пространстве СНГ. Чем успешнее и активнее заявляет о себе Россия в мире, тем больше усилий прикладывается зарубежной прессой по снижению ее имиджа в глазах среднестатистического гражданина большинства других стран. Однако не приходится сомневаться в том, что 2013 год ознаменовался рядом внешнеполитических успехов России («сирийский вопрос», Сноуден и т.п.), на фоне которых президент РФ Владимир Путин был во второй раз признан журналом Forbes самым влиятельным политиком мира, отодвинув на вторую позицию лидера рейтинга прошлого года президента США Барака Обаму. Напомним, что впервые российский президент оказался на первой строчке подобного рейтинга в 2008 году по версии журнала Time. Безусловно, эти рейтинги являются показателями личного влияния Владимира Путина и одновременно отражают позиционирование России на мировой карте влияния.

Реальный, осязаемый и выраженный в финансах коммуникативный капитал складывается из репутации национальных производителей, культурных, коммерческих и социальных брендов, иными словами - многочисленных акторов негосударственной сферы. Однако совершенно очевидно и то, что управление всеми этими процессами должно координироваться из единого стратегического центра или в рамках комплексной программы. Сохраняя в своей исторической памяти достижения и масштабность влияния великой советской державы, «молодая» Россия как правопреемница могущественного государственного образования и хранительница национальных традиций и ценностей стремится занять достойное место в глобальном мире. Однако противоречивое развитие России после 1990-х годов, стремление найти национальную идею и осознать свою идентичность отразились на перспективах развития государства. Модернизация политической системы, демократические процессы в российском обществе, внутринациональная и внешнеполитическая растерянность России привели к неопределенности в осознании своего места в системе международных отношений. Поэтому главным в деле формирования политики глобальной конкурентоспособности и позитивного имиджа России является национальное возрождение, осознание своей великой роли и предназначения в мировом историческом процессе, восстановление культурной самобытности, укрепление гражданской солидарности в обществе и обеспечение конкурентных условий, как в экономике, так и в политике.

Библиографический список

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. - М., 2008.

2. Китайцы съедают доллар // Аргументы и факты. - 2011. - № 31.

3. Модернизация и политика в XXI веке / отв. ред. Ю. Оганисян. - М.: РОССПЭН, 2011.

4. Российская газета. - 2009. - 4 ноября.

5. Субботина Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // Вопросы экономики. - 2006. - №2. - С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.