Мировая экономика
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
По материалам научно-практической конференции, которая состоялась в апреле в МГиМО (У) Мид россии. В обсуждении проблем приняли участие более 50 специалистов. среди них — ученые и практики института экономики ран, иМЭМО ран, института Европы ран, Международного центра стратегических экономических исследований и проектов Финансовой академии при Правительстве рФ, Ассоциации российских банков, дейче банка, профессора и преподаватели ГУ Высшая школа экономики, рЭА им. Г. В. Плеханова, рАГс, рудн, Академии труда и социальных отношений, российской таможенной академии Уральского государственного технического университета (г. Екатеринбург) и МГиМО (У) Мид россии.
Во вступительном слове советник по экономическим вопросам ректора МГиМО (У) Мид россии доктор экономических наук, профессор О. В. Буторина подчеркнула необходимость углубленного изучения проблем конкурентоспособности россии в условиях глобализации современной экономики.
несмотря на то, что россия имеет хороший научный задел и промышленный потенциал, созданный еще в советский период, во многих отраслях промышленности существует необходимость обновления основных фондов.
наряду с проблемами развития промышленного комплекса на инновационной основе предстоит совершенствовать российскую банковскую систему. Пример стран Центральной и Восточной Европы показывает, что в результате их быстрого вступления в ВтО и интеграции в европейскую экономику стало возможным влияние на их финансовую сферу иностранных банков. с точки зрения международной конкурентоспособности для россии, имеющей геополитическое значение, необходимо развитие национальной банковской и финансовой систем.
роль финансовой системы и банков для повышения международной конкурентоспособности россии проанализировал Г. А. Тосунян (президент Ассоциации российских банков). на общем положительном фоне развития российской экономики:
увеличения темпов роста ВВП, доходов населения — темпы роста банковской системы отстают. несмотря на повышение доли российских банковских активов в ВВП, она остается относительно невысокой (45 %). Более низкий уровень капитализации российских банков по сравнению с иностранными банками, недостаток в долгосрочных ресурсах, неравномерное размещение на территории россии ограничивают их возможности кредитования промышленности и осуществления инновационных проектов. В программе «национальная банковская система россии до 2010-2020 гг.», предложенной арб, раскрыта роль банков при переходе на инновационную модель развития российской экономики и показаны пути повышения доступности банковских услуг для населения. Это предполагает преодоление дефицита долгосрочных ресурсов у российских банков. на сегодня существует противоречивая ситуация. Отечественные предприниматели кредитуются за рубежом, а потенциальная ликвидность коммерческих банков оседает в стабилизационном фонде рФ.
наряду с совершенствованием российской финансовой системы необходимо решить такую важную проблему, как переориентация экономики россии с сырьевой модели развития на инновационную, считает доктор экономических наук., профессор С. Н. Сельвестров (заместитель директора института экономики ран). инерционное развитие российской экономики на основе сырьевой модели связано с угрозой ее устойчивому развитию, поскольку слишком велика зависимость от ценового фактора на энергоносители и в то же время недостаточна требовательность к качеству рабочей силы и образованию. известно, что полное обновление национального богатства происходит за 25 лет, при этом существенно возрастает вклад человеческого капитала в этот процесс. Переходу на инновационный путь развития должна быть подчинена и финансовая система, создающая стимулы для использования интеллектуального потенциала
2
финансы и кредит
Важное значение для повышения конкурентоспособности России имеет, по мнению доктора экономических наук, профессора В. Б. Кондратьева
(директор Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН), промышленная политика В условиях глобализации экономики для промышленной политики экономически развитых стран характерно отсутствие жестких отраслевых приоритетов, и существует высокодиверсифициро-ванная структура бизнеса, которому и адресована промышленная политика. Эволюция от государственной отраслевой к национальной промышленной политике конкурентоспособности на основе стратегического взаимодействия государства и бизнеса на условиях равноправного партнерства является ориентиром для большинства стран мира.
Глобальная конкурентоспособность в России ассоциируется, прежде всего, с деятельностью крупных, как правило транснациональных, корпораций. Однако российские ведущие компании, несмотря на их видимый рост в последние годы, существенно отстают от западных корпораций как по капитализации, так и по объемам оборота.
Россия может успешно конкурировать на глобальных рынках в производстве (в перспективе и в экспорте) высокотехнологичных инвестиционных товаров эксклюзивного наукоемкого спроса, а не наукоемких потребительских товаров массового производства, поскольку эта ниша уже занята Китаем и новыми индустриальными странами.
Российская промышленная политика при органичном сочетании с макроэкономической, финансовой и региональной политикой должна основываться на взаимодействии государства, бизнеса и различных институциональных структур как ее важнейших субъектов, а также учитывать сетевое взаимодействие различных компаний между собой.
индексы конкурентоспособности стран, определяемые Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) в Давосе (Швейцария), по мнению доктора экономических наук, профессора А. Н. Барковского (руководитель Центра внешнеэкономических исследований института экономики РАн), не всегда объективно оценивают место экономики в глобальном мире. индекс роста конкурентоспособности (иРк) учитывает качество макроэкономических условий, состояние государственных учреждений страны и уровень ее технологической готовности, индекс конкурентоспособности предприятий (ИКП) нацелен на оценку степени развитости и стратегии компаний, а также и качества делового
климата, в котором они функционируют. наконец, индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) охватывает факторы, оказывающие влияние на рост экономики: включая институциональную базу, инфраструктуру, макроэкономику, здравоохранение, образование и профессиональную подготовку, эффективность рынка, технологическую готовность, развитость деловых операций и инновационные процессы. Учитывается также, что на различных этапах экономического развития не все факторы имеют равное значение для всех стран1.
Попытки частого применения индекса да-восского форума иРк привели к его критике. В докладе о конкурентоспособности французской экономики авторы пришли к кардинально иным рейтингам (доклад Gregoire, Маиге1 — 2003) 2. неоднозначно понимается сущность конкурентоспособности. Так, П. Кругман назвал идею национальной конкурентоспособности опасным увлечением (Кг^тап, 2004), подчеркивая, что само понятие конкурентоспособности — на самом деле не что иное, как производительность3.
В рейтинге конкурентоспособности экономик мира на 2006-2007гг., подготовленном ВЭФ на основе анализа 120 стран, Россия заняла 62-е место. Эксперты ВЭФ связывают снижение российского рейтинга главным образом с несовершенством судебной системы страны, с недостаточной прозрачностью, значительной слабостью ее государственных институтов.
К лидерам относится Швейцария, за ней следуют Финляндия, Швеция, Дания и Сингапур. За США в десятке лидеров расположились Япония, Германия, нидерланды и Великобритания. Потерял ряд позиций Китай, который, несмотря на рекордные темпы роста ВВП, переместился с 48-го на 54-е место из-за слабости банковской системы, низкого уровня проникновения мобильной связи, компьютеризации и образования.
При оценке позиции России целесообразно исходить из концептуального подхода, учитывающего, что в XXI в. соревнование происходит не между странами, а между цивилизациями, поэтому сравнивать следует страны, сопоставимые по размерам территории, численности населения, обеспеченнос-
1 Данная аргументация отражает результаты анализа экономиста М. Портера, который вместе со своим исследовательским коллективом (30 человек) внес важный вклад в разработки в этой области.
2 Фамилии и даты в скобках означают авторов и годы их выступлений на Давосском форуме.
3 Даже в ЕС Лиссабонская стратегия прежде всего основана на
сравнении роста производительности в Евросоюзе и США.
ти ресурсами, т. е. россию с Австралией, Бразилией, индией, канадой, китаем, сША. Все эти страны, исключая китай, являются федеральными субъектами. кроме того, необходимо учитывать структуру ВЭс по платежному балансу (торговля, услуги, в том чсиле интеллектуальные, движение рабочей силы, движение капитала), подушевые показатели в целом и на работоспособную часть населения.
На необходимость качественной характеристики конкурентоспособности стран обратила внимание доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ В. В. Перская (рАГс), подчеркнув, что уже в 70-х гг. прошлого столетия в промышленно развитых странах появилась идея «новой конкуренции», которая содержит алгоритм действий субъектов с выделением в нем приоритетных направлений в сопоставлении с реальными ресурсными возможностями на длительную временную перспективу.
Господствующей в западной школе (в основном в сША) выступает позиция, которая определяет конкурентоспособность как свойство исключительно хозяйствующего субъекта (фирмы, корпорации, компании и пр.) 4. Межфирменная координация в условиях «новой конкуренции» может быть названа «совещательной конкуренцией», или кооперацией взаимодействующих хозяйствующих субъектов, занятых в единой воспроизводственной цепи, причем в сферу конкурирования и взаимодействия вовлекаются не только крупные компании, но и малый, и средний бизнес.
В воспроизводственном процессе доминирует не ценовая мотивировка, а диалог, нацеленный на достижение и поддержание конкурентных преимуществ на мировом рынке, как, например, у компании «Ниссан» с ее субпоставщиками.
использование российскими компаниями ценовой конкуренции, в том числе на мировых рынках между собой, высочайшая степень закрытости их коммерческой деятельности, недоверие и несоблюдение этических норм бизнеса — все это ставит наши компании в заранее невыгодные условия конкурирования как на национальном, так и на мировых рынках.
существенное влияние на конкурентоспособность страны (кс), по мнению доктора экономических наук, профессора В. С. Панькова (заведующего кафедрой МЭО ГУ-ВШЭ), должна оказывать регулирующая деятельность государства, осуществляемая преимущественно с помощью инстру-
4 см. Бест М. Новая конкуренция. институты промышленного развития. М., 2002. с. 13.
ментария (мер, средств) косвенного воздействия: организационно-правового, кредитно-денежного, налогового, бюджетного и др.
для россии первостепенный интерес представляет международный опыт государственного воздействия на кс, накопленный в развитых, а также новых индустриальных странах первого (Тайвань, республика корея, Гонконг, сингапур)5 и нынешнего, второго (Бразилия, Чили, Аргентина, Мексика, Малайзия и др.) поколения. Такое воздействие оказывается по двум основным, тесно взаимосвязанным направлениям.
Во-первых, создание общих (рамочных) условий для повышения кс — конкурентной среды для хозяйствующих субъектов с помощью формирования и постоянного совершенствования хозяйственного права, обеспечения его неукоснительной реализации, противодействия подрыву конкуренции и монополизации в тех или иных сферах экономики; макроэкономическое и социальное регулирование, способствующее стабилизации экономики, что позволяет хозяйствующим субъектам осуществлять средне- и долгосрочные мероприятия по повышению конкурентоспособности товара, фирмы, отрасли, которые позитивно сказываются на уровне кс.
Во-вторых, целенаправленное, селективное воздействие на доступность, качество и эффективность использования хозяйствующими субъектами факторов производства: земли, других природных, а также интеллектуальных (знания в широком смысле, включая результаты НиОкр) и капитальных (средства производства, финансовые источники) ресурсов, рабочей силы такой квалификации, которая адекватна достигнутому технологическому уровню народного хозяйства и способствует его (уровня) дальнейшему повышению.
Оба эти направления способствуют снижению затрат на единицу производимого в стране ВВП, расширению и обновлению предложения данной страной конкурентоспособной продукции на мировых рынках товаров в форме материального продукта и услуг.
Основываясь на изучении международной практики, выделяя роль государства в повышении международной конкурентоспособности российской экономики, А. Ю. Еремин (аспирант рГсУ) подчеркнул необходимость поощрения деятельности малых предприятий, разработки механизма стимулирования создания новых форм малого бизнеса.
5 Международный валютный фонд с 1997 г. обоснованно причисляет их к группе развитых стран.
4
финансы и кредит
Важная роль государства в укреплении конкурентоспособности российских участников мирового рынка должна заключаться наряду с ограничением деятельности естественных монополий, в разработке антимонопольного законодательства, действенность которого должна обеспечиваться жестким контролем за его выполнением.
Среди концептуальных вопросов повышения конкурентоспособности российской экономики доктор экономических наук, профессор Г. С. Панова (директор Международного центра стратегических экономических исследований и проектов Финансовой академии при Правительстве РФ) выделила вопросы совершенствования стратегического планирования и регулирования экономики, включая денежно-кредитную и бюджетную политику государства, а также вопросы развития банков и национальной банковской системы на основе разработки среднесрочных (на три года) программных документов.
Целенаправленная работа по подъему экономики России и выведению ее на мировой уровень в полной мере относится к российской банковской системе, которая в течение последних шесть лет достаточно успешно развивается. Темпы роста банковской системы в настоящее время в 4 раза превышают темпы роста ВВП. Рост активов и капитала в банках за 2006 г. составил, соответственно, 40 и 37 %. Однако с учетом влияния мировых тенденций экономического развития повышение доли российских банковских активов в ВВП недостаточно. Она остается относительно невысокой (45 %). В ряде европейских стран, в том числе в странах с переходной экономикой, этот показатель значительно выше. Например, в Польше — 53 %, Латвии — 60 %, а в Чехии — 109 %.
Кроме того, российская банковская система не обладает достаточным объемом кредитных ресурсов, в которых нуждается производственный сектор экономики. Функцию рефинансирования отечественных банков фактически взяли на себя иностранные банки. Вряд ли такая ситуация отвечает стратегическим интересам России.
Российский денежно-кредитный механизм, по мнению доктора экономических наук, профессора А. И. Бажана (директор Центра исследования банковских технологий института Европы РАН), не используется для целенаправленного финансирования экономического роста и осуществления прогрессивных структурных изменений в национальном хозяйстве. Так, в целях ограничения инфляции необходимо не сжимать денежную массу, а
содействовать повышению курса рубля. При этом следует одновременно оградить импортными пошлинами приоритетные сферы экономики от разрушительной конкуренции иностранных производителей. В целях ускорения экономического роста и проведения структурных изменений в экономике необходимо перейти к селективной политике поощрения кредитования приоритетных отраслей экономики за счет рефинансирования Банком России соответствующих коммерческих банков, а также на основе расширения сферы деятельности специальных государственных инвестиционных институтов — банков развития.
Важную роль валютного фактора в условиях перехода России на инновационную модель устойчивого экономического развития и повышения ее международной конкурентоспособности в глобальной экономике выделила доктор экономических наук, профессор И. Н. Платонова (заведующая кафедрой МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России), подчеркнув необходимость поддержания стабильного курса рубля и создания условий для расширения реальной конвертируемости российской валюты.
Обобщение мирового опыта перехода к конвертируемости национальных валют показывает, что, как правило, страны расширяли степень конвертируемости своих валют в результате все большей интеграции в мировое хозяйство и увеличения их доли в международном внешнеторговом обороте.
На практике формально свободно конвертируемая валюта не всегда может участвовать в обслуживании международных экономических отношений страны-эмитента из-за ограниченного спроса, обычно только со стороны участников внутреннего валютного рынка. А спрос со стороны экономических партнеров, как правило, незначителен, так как в операциях с внешнеторговыми партнерами им необходима другая иностранная валюта, в первую очередь высоколиквидная, такая как доллар США. Это подтверждается степенью его использования в международном обороте и значительной долей американского валютного рынка в общем объеме операций мирового валютного рынка. Среднедневной объем операций мирового валютного рынка в 2006 г. достиг 2,8 трлн долл. США по сравнению с 1,89 трлн долл. в 2004г., а доля конверсионных операций с рублем в среднедневном обороте глобального валютного рынка составляет лишь 0,7 %.
Для стабилизации курса рубля использование с 1 февраля 2005 г. нового операционного ориентира — выраженной в рублях стоимости бивалютной корзины, состоящей из доллара США и евро в про-
порциях, устанавливаемых Банком России, — имеет двоякий результат. С одной стороны, достигается сглаживание краткосрочных, не связанных с фундаментальными экономическими факторами, колебаний ее рублевой стоимости, снижение курсовых рисков и повышение относительной привлекательности операций в валюте. С другой стороны, происходит усиление зависимости текущей динамики курса доллар/ рубль на внутреннем рынке от конъюнктурных и спекулятивных изменений динамики курса доллара к евро на мировом валютном рынке.
растущий объем поступлений экспортной валютной выручки при отказе с апреля 2006 г. от использования порядка ее обязательной продажи обусловил тенденцию к превышению предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Сформировалась тенденция укрепления курса рубля, которая не будет мешать росту российской экономики, если темпы укрепления российской валюты не будут опережать темпов роста производительности труда.
Сдерживанию инфляции противодействует существенный приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, достигший почти 41,0 млрд долл. в первом полугодии 2007 г по сравнению 43,6 млрд долл. в 2006 г. Эти средства для того чтобы быть инвестированными в российскую экономику, конвертируются в рубли и увеличивают объем денежной массы, создавая угрозу инфляции и значительного укрепления рубля. В результате стерилизации этих средств золотовалютные резервы Банка россии в январе 2007 г. достигли более 302 млрд долл., а в июне 2007 г. увеличились уже до 406,5 млрд долл. 6.
В целях полной конвертируемости рубля необходимо расширять сферу рублевого влияния посредством заключения двусторонних соглашений о его использовании во внешнеторговых расчетах. С этой точки зрения можно считать удачным примером использование рубля в приграничных расчетах между участниками внешнеэкономической деятельности России и Китая.
Для интеграции России в мировую экономику важным условием является конкурентоспособность ее рынка услуг, который, по мнению доктора экономических наук, профессора заслуженного деятеля науки РФ Н. Н. Ливенцева, за период экономических реформ существенно изменился.
Благодаря таким особенностям российских специалистов, как знание специфики отечественной деловой среды, относительно низкая
6 www. cbr. ru
цена услуг, предприимчивость, за короткое время был создан целый комплекс наукоинтенсивных бизнес-услуг, разветвленный банковский сектор, достигнут прогресс в области телекоммуникаций, аудиторской деятельности.
интеграция в международный сетевой бизнес позволила отечественным производителям приобщиться к мировому научно-техническому опыту, успешнее вести международные переговоры, продвигая свой бизнес.
Важную роль в повышении международной конкурентоспособности российского рынка услуг должно играть государство, участвуя в нормализации предпринимательской среды, создании полноценной нормативной базы, контрактного права, защите права собственности, пресечении коррупции.
Одним из ключевых направлений российского рынка услуг наряду с телекоммуникациями и информационными технологиями может стать сфера туризма, считает кандидат экономических наук Д. И. Коновалова (доцент МГиМО (У) МВД россии). Важная роль туризма в повышении эффективности национальной экономики состоит не только в стимулировании развития городов и регионов, но и в росте занятости населения в туристической инфраструктуре, восстановлении экологии территорий и создании рекреационных зон.
Основными факторами, сдерживающими рост иностранного туризма в россию, являются: существующее общее несоответствие количества и качества предприятий размещения туристов современным требованиям мирового рынка; слабая информационная и рекламная работа на зарубежных рыках; нерешенность проблемы безопасности путешествий, которая связана не только с криминогенной ситуацией, но и с экологической обстановкой.
рассматривая развитие туризма как один из факторов интеграции россии в мировую экономику, Э. Р. Илоян (аспирант рУдН) выделил социально-экономический аспект, проявлением которого является не только рост занятости населения, валютных поступлений в российскую экономику, но и создание культурно-досуговых центров, природных заповедников. Однако пока в качестве туристов россию посетили лишь 2,25 млн. иностранных граждан, что является очень низким показателем для страны, обладающей уникальными культурными и природными объектами.
В качестве формы, стимулирующей развитие туризма в россии, кандидат экономических наук А. А. Игнатьев (рЭА им. Г. В. Плеханова) выделил возможность создания особых экономических зон
туристско-рекреационного типа (ОЭЗ). По итогам конкурсного отбора Правительство России решило поддержать формирование туристско-рекреаци-оных зон в семи российских регионах, таких как Ставропольский край, озеро Байкал и др.
Для развития инноваций в туризме целесообразно объединить усилия российского правительства с объединениями предпринимателей в целях совершенствования законодательных актов, стимулирующих развитие туристического бизнеса и привлечения инвестиций в эту сферу услуг.
Оценку международной конкурентоспособности необходимо осуществлять на основе геоэкономического подхода, считает доктор экономических наук Э. Г. Кочетов (зав. Центром стратегических исследований геоэкономики ГУ-ВШЭ). Ключевым аспектом конкурентоспособности страны является всемерное повышение качества жизни населения. Переход на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) воспроизводственную модель, модернизация экономики на основе высоких информационных технологий при совершенствовании интеллектуального потенциала должен позволить России укрепить свои конкурентные преимущества в глобальной экономике.
С позиций геоэкономического подхода к обеспечению конкурентоспособности России возрастает роль трансрегиональных компаний, подчеркивает доктор экономических наук, профессор Е. Д. Фролова (Уральский государственный технический университет, г. Екатеринбург). В условиях глобализации экономики участие в формировании мирового дохода и подключение к интернационализированным воспроизводственным цепочкам получают возможность новые институциональные участники — трансрегиональные компании. Выход на мировой рынок и эффективность их деятельности предполагают партнерство государства и бизнеса, в котором государство должно стать глобальным предпринимателем в борьбе за национальный доход, сопоставить мировые точки роста с балансом интересов нескольких стран и определить нишу конкретной страны.
Наряду с глобальными компаниями важную роль в повышении конкурентоспособности национальной экономики играет малый бизнес, вопросам стимулирования которого уделила внимание А. И. Шпынова (аспирантка МГИМО (У) МИД России), подчеркнув необходимость создания реальных финансово-кредитных механизмов поддержки малых предприятий.
Основным источником финансирования для предприятий малого бизнеса в России являются
собственные средства. К числу факторов, ограничивающих доступ малых предприятий к банковскому кредиту, относятся высокие процентные ставки, отсутствие требуемого банками обеспечения, отсутствие необходимой кредитной истории. Пока проводимая политика поддержки малых и средних предприятий является непоследовательной: несмотря на признаваемую неэффективность субсидирования части процентной ставки, в настоящее время эта мера остается одним из основных инструментов стимулирования кредитования малого бизнеса, а гарантийные схемы осваиваются большинством регионов России в недостаточной степени.
Повышение конкурентоспособности России в мировой экономике во многом зависит от возможности не только эффективно использовать привлекаемые иностранные инвестиции, но и форм, в которых они могут быть привлечены, отметил доктор экономических наук, профессор В. Б. Буглай (МГИМО (У) МИД России). К числу наиболее гибких форм привлечения иностранных инвестиций можно отнести концессию, при которой предпринимательские риски и обязанности по эксплуатации оборудования или хозяйственного объекта принимают на себя частные или смешанные иностранные компании по поручению государства.
Разработанный в России в 2005 г. закон о концессиях в качестве объектов хозяйствования рассматривает дороги, транспортную инфраструктуру, морские и речные порты, аэропорты, водное хозяйство и социальную сферу.
По предварительным оценкам, использование концессии в инфраструктурных проектах в России поможет привлечь около 20 млрд долл. от иностранных инвесторов.
Одним из перспективных проектов с использованием концессии может стать создание коридора Америка — Евразия, позволяющего использовать преимущества географического положения России.
В числе основных проблем, ограничивающих приток иностранного капитала в концессионные соглашения, следует выделить следующие:
— высокий уровень коррупции на всех уровнях власти противоречит эффективной реализации государственно-частного партнерства;
— отсутствие независимой судебной системы не создает гарантий справедливого разрешения хозяйственных споров;
— общий высокий уровень влияния политической конъюнктуры на решение вопросов экономической политики;
— отсутствие стабильной нормативно-правовой базы для урегулирования экономических проблем, возникающих в процессе функционирования концессии.
Для достижения устойчивого экономического роста Россия нуждается в прямых иностранных инвестициях. Специфика потребности в зарубежных капиталовложениях, по мнению А. Ф. Синяковой (аспирант МГИМО (У) МИД России), определяется масштабами российской экономики, продолжающимися структурными реформами, существенным износом основных фондов, сырьевой направленностью экспорта и необходимостью его диверсификации.
Наряду с факторами, делающими российскую экономику привлекательной для иностранных инвесторов (инновационно-технологический и научный потенциал, наличие природных ресурсов, сравнительно недорогое энергетическое сырье, емкий потребительский рынок, квалифицированная рабочая сила), приток иностранных инвестиций сдерживается таким фактором, как слабое развитие транспортной, коммерческой и административной инфраструктуры страны.
Одной из причин увеличения объема иностранных инвестиций в последние годы стал рост числа сделок по слиянию и поглощению с участием иностранных транснациональных корпораций, осуществляющих вложения в различные сферы российской промышленности.
Успех корпоративной стратегии российских фирм по привлечению прямых зарубежных инвестиций в существенной мере зависит, с одной стороны, от эффективности мер по улучшению инвестиционного климата, а с другой стороны, от совершенствования модели корпоративного управления, включая защиту прав миноритарных акционеров, совершенствования системы банкротства, усиления финансовой транспорентности, поддержки рыночной инфраструктуры.
Важное значение в обеспечении международных конкурентных преимуществ России имеют особенности отдельных регионов России. К числу таких регионов, как считает кандидат экономических наук В. И. Сморчкова (РАГС), относится российская Арктика, которая обладает естественными геоэкономическими преимуществами, среди которых: примерно четверть мировых запасов нефти и газа7; более 5 тыс. км транспортно-коммуникационного
7 Терещенко Е. Б., Мотлохов А. В. Ресурсная база и добыча углеводородов в западной Арктике // Север и рынок. Формирование экономического порядка. Научно-информационный журнал. 1/2006 (16).
и инфраструктурного обустройства Северного морского пути; богатейшее разнообразие биоты8; опыт подготовки квалифицированных кадров для работы в Арктике.
В настоящее время на арктические районы страны приходится около 11 % национального дохода России и 22 % общероссийского экспорта. Добыча нефтеуглеводородного сырья на шельфе составляет 0,2 % от общей добычи в стране. В Арктике сконцентрирована добыча многих стратегически важных цветных и благородных металлов. Только предприятия ОАО «ГМК «Норильский Никель» обеспечивают 55 % общероссийского объема производства меди, 98 % — кобальта, 92 % — никеля, 98 % — платиноидов9.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. предусматривает развитие частно-государственного партнерства (взаимодействие всех участников процесса — бизнеса, региональных и федеральных структур), что улучшит координацию целей, соединит усилия и разделит ответственность и риски. Должна быть разработана качественно новая, адекватная модель хозяйствования и всей жизнедеятельности в Арктике, позволяющая решать проблемы долгосрочного развития, отдача от которой может быть получена лишь в будущем и не всегда в материально-финансовой форме, хотя в конечном итоге она работает на повышение конкурентоспособности России. На сегодня главным сдерживающим фактором повышения конкурентоспособности российской Арктики является хозяйственный механизм, который не позволяет эффективно использовать огромные резервы экономики, ущемляет бизнес, не позволяет решать комплекс накопившихся социальных проблем.
Укрепление международных позиций России в глобальной экономике предполагает расширение ее участия в региональных интеграционных процессах, в том числе в Восточной Азии, подчеркнула доктор экономических наук, профессор Г. М. Костю-нина (МГИМО (У) МИД России). Разнообразие форм интеграционного сотрудничества в Восточной Азии (формирование зон свободной торговли, Энергетического сообщества, Финансового сообщества, создание региональных транспортных
8 Биота — исторически сложившаяся совокупность видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения.
9 Доля компании в ВВП РФ, по данным за 2004 г., составляет 1,1 %, в объеме отечественного промышленного производства — 1,7 %, в объемах производства цветной металлургии страны — 22 %, в российском экспорте — 2,8 % // Человек и труд. 2005. № 12. С. 4.
коридоров) должно учитываться в стратегических интересах россии при разработке стратегии сбалансированного экономического и политического присутствия россии в этом регионе.
российская Федерация является полноправным членом Форума АТЭс, ШОс, сТЭс, ТЭс, а также имеет статус партнера по диалогу в Форуме региональной безопасности АсЕАН. с 2005 г. россия стала наблюдателем в ВАс. динамично растут взаимные торговые связи в регионе. Но при этом сохраняются проблемы, в том числе асимметричность торговых связей с основными торговыми партнерами — китаем, Японией и республикой корея — неблагоприятная товарная структура экспорта для россии, высокие торговые барьеры для российской готовой продукции и др.
В целом, экономические позиции россии в восточноазиатском регионе и странах Восточной Азии в россии неадекватны взаимным потребностям и возможностям стран.
На возможности расширения экономического присутствия и продвижения российской продукции в страны Латинской Америки было обращено внимание Е. Ю. Кудрявцевой (аспирант дипломатической академии Мид россии) Этому в существенной степени могло бы способствовать подключение россии к реализации экономических проектов в странах МЕркОсУр, сотрудничество с Межамериканским банком развития (МАБр), который финансирует крупномасштабные проекты в таких стратегических отраслях экономики, как энергетика, транспорт, коммуникации и др., в Южной Америке.
Вступление россии в члены МАБр позволило бы решить такие задачи, как обеспечить доступ к широкой базе экономических проектов, обычно «закрытых» для компаний государств, не являющихся членами Банка, увеличить рынки сбыта российской машинотехнической продукции и новейших технических разработок, получить более дешевые, чем коммерческие, кредиты, предоставляемые Банком частному сектору, обеспечить российскому бизнесу равные стартовые условия с конкурентами из сША и Западной Европы в странах меркосур.
Важность для россии восстановления долгосрочных экономических контактов со странами Африки к югу от сахары отметила Н. А. Шапавалова (аспирант МГиМО (У) Мид россии, особенно учитывая взаимные интересы в освоении африканских месторождений газа, металлов платиновой группы и алмазов. согласно планам четырех компаний
— «Русал», «Норникель», «Алроса» и «Ренова» — в ближайшие пять лет инвестиции российских компаний в сырьевую промышленность Африки к югу от Сахары составят не менее 5 млрд долл10.
Одной из проблем расширения сотрудничества на африканском континенте является то, что отдельные африканские страны в качестве двигателя экономического роста стремятся развивать обрабатывающий сектор экономики, но в то же время из более чем 50 стран Африки к югу от Сахары возможностями для индустриального развития обладают только островные государства Маврикий и Мадагаскар, а также Южно-Африканская Республика и в некоторой степени — Нигерия.
На сегодня Россия является важнейшим рынком сбыта для африканских поставщиков продукции аграрного сектора: кофе, цитрусовых, вина и др. Однако поступают они на российский рынок через посредников из западных стран. Минимизация потерь африканских поставщиков может быть достигнута при использовании альтернативных механизмов партнерства и торговли, включая урегулирование внешних долгов, гарантийные инструменты, офсетные и бартерные схемы.
В условиях глобализации мировой экономики наряду с финансовой и информационной сферами транспорт выступает важнейшим рычагом интеграции российских регионов в мировую экономику. Как считает доктор экономических наук, профессор О. Н. Дунаев (Финансовая академия при Правительстве РФ), особая роль транспорта определяется тем, что он помогает структурировать экономику, формировать единое экономическое пространство.
Предлагаемыми механизмами повышения конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации при вступлении в ВТО являются:
1) частно-государственное партнерство, формами которого являются концессия, сдача в аренду, ВООТ (built, own, operate, transfer/построй, владей, эксплуатируй, передай), ВОТ (built, operate, transfer/построй, эксплуатируй, передай), ВОО (built, own, operate/построй, владей, эксплуатируй), обратный ВООТ (государственный сектор финансирует и создает инфраструктуру, передает ее в эксплуатацию частной компании, которая постепенно приобретает ее в собственность);
2) гармонизация и унификация нормативно-правовой базы в соответствии с международными стандартами перевозки грузов и пассажиров;
10 Маслов А. А. Африкой будем прирастать. // — М., Эксперт. — 2004. — № 45.
3) расширение экспорта транспортных услуг на основе использования транзитного потенциала, путем замыкания грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры: «Восток — Запад» и «Север — Юг»;
4) ликвидация неравномерности в территориальном размещении транспортных сетей с повышением качества их размещения.
В современных условиях одним из показателей уровня международной конкурентоспособности государства является его присутствие на международных рынках сложной наукоемкой продукции, такой как авиационная техника, считает кандидат экономических наук А. В. Свищов (старший преподаватель МГИМО (У) МИД России). Начиная с середины 90-х гг. ХХ столетия на повышение конкурентоспособности авиационной техники на международном рынке стало активно влиять принятие решений по закупке этой техники потенциальными покупателями. Поэтому разработчики наукоемкой продукции сформулировали и начали внедрять новую методологию интегрированной логистической поддержки, позволяющей моделировать и поддерживать процессы проектирования, производства, продажи и эксплуатации наукоемких изделий на базе виртуальных организаций в единой информационной среде в режиме реального времени.
использование интегрированной логистической поддержки, которая базируется на принципах Computerized Acquisitions and Logistics Support (CALS) — технологий, которые, в свою очередь, созданы и развиваются на основе государственных, межнациональных и международных стандартов, определяют основное направление развития российской авиационной промышленности и торговли авиационной техникой. По прогнозам экспертов, страны, которые не овладеют этими технологиями, к 2010 г. могут быть полностью вытеснены не только с международного авиационного рынка, но и со всех рынков сложной, наукоемкой продукции.
Повышению конкурентоспособности россии может в значительной степени способствовать более активное участие на мировом рынке информационных технологий, включающем производство компьютеров, программного обеспечения и компьютерных и информационных услуг, подчеркнули доктор экономических наук, профессор Ю. А. Савинов и кандидат экономических наук А. В. Абрамова (МГиМО (У) Мид россии).
Обеспечить лидирующее положение на рынке информационных технологий россии может позволить наличие у нее высококвалифицирован-
ной рабочей силы и научно-исследовательского персонала, хорошей образовательной системы по инженерным специальностям, сравнительно низких издержек производства информационных технологий, а также расширение государственного стимулирования развития высокотехнологичных отраслей, включая информационные технологии.
Приоритетным направлением интеграции России в мировой рынок информационных технологий может стать экспорт программного обеспечения на принципах «офшорного программирования» и комплексных программных средств, а также разработка программных решений и сервисных программ, при продаже которых российские разработчики сохраняют право собственности, например комплекс антивирусных программ Касперского.
Для перехода на инновационную модель развития и обеспечения конкурентоспособности российского экспорта высокотехнологичной продукции необходимо обеспечить модернизацию национальной инновационной системы, считает кандидат экономических наук В. Н. Харламова (доцент МГИМО (У) МИД России).
В настоящее время в мировой экономике активно формируется новая парадигма развития, в основе которой лежит современный этап НТП — (информационно-технологическая революция — и инновационное развитие, а использование интеллектуальных ресурсов служит показателем экономической независимости и благосостояния страны, ее национального статуса.
Сравнительно высокая патентная активность в российской промышленности (170 отечественных заявок на 1 млн жителей) ставит Россию в один ряд с наиболее развитыми странами, но пока не приводит к глубоким технологическим сдвигам. На объекты интеллектуальной собственности в российском экспорте приходится лишь порядка 3 % общего стоимостного объема экспорта (у Бразилии — более 5 %, у Китая — 25 %) 11. По мнению специалистов, Россия способна успешно конкурировать как минимум в 10 — 15 направлениях наукоемкой продукции и услуг (макротехнологии) из 50. К ним относятся: авиакосмическое машиностроение, спецметаллургия, космическая техника, ядерные технологии, водородная энергетика, телекоммуникационное оборудование, оптоэлектронные технологии, лазерные и нанотехнологии и др.
В этих целях необходимо развивать высокотехнологичные инновационные кластеры, встраиваться в международные научно-технологические
11 БИКИ. 2002. 9 июня.
программы и стратегические альянсы, модернизировать национальную инновационную систему, совершенствовать методы ее финансирования, выбрать в качестве приоритетов базисные технологии наивысших технологических укладов и составить список «критических технологий» (по опыту сША, Японии и других зарубежных стран).
к числу первых шагов на пути практической реализации использования инноваций в интересах усиления международных конкурентных позиций российской экономики является производство биотоплива из некоторых сельскохозяйственных товаров. Однако, как считает доктор экономических наук, профессор Л. С. Ревенко (МГиМО (У) МВД россии), некоторое общее снижение цен на энергетические товары за счет производства биотоплива изменит структуру затрат.
Главным мотивом интенсивного развития отраслей по производству биотоплива, прежде всего в сША, является не столько потребность в альтернативных источниках энергии, сколько необходимость использования генетически модифицированных сельскохозяйственных сырьевых товаров, преимущественно фуражной кукурузы, а также картофеля, рапса и сои. В условиях определенного неприятия рынком этих товаров они должны быть использованы в непродовольственном секторе.
с точки зрения экологии высокотехнологичное современное производство биоэтанола и биодизеля оценивается как щадящее по отношению к окружающей среде. Однако расширение площадей под зерновые и масличные культуры для энергетических целей сопряжено с нарушением биологического баланса.
для россии, как и для других стран мира, обладающих богатыми ресурсами ископаемого топлива, использование возобновляемых энергетических источников (кукурузы, рапса, льна и подсолнечника) в ущерб продовольственному сектору является пока сомнительным.
Одним из ключевых направлений повышения международной конкурентоспособности россии является совершенствование ее внешнеторгового оборота, анализируя который, кандидат экономических наук Т. И. Ружинская (доцент МГиМО (У) Мид россии) выделила необходимость совершенствования структуры внешней торговли. Пока сырьевые товары (энергоресурсы) занимают все большую долю в объеме российского экспорта, а их удельный вес в совокупном экспорте россии значительно вырос не только в стоимостном выражении, но и в физическом объеме.
Государственное регулирование внешнеторговых операций в соответствии с правительственной стратегией внешнеторговых связей пока не приводит к существенному улучшению структуры экспорта и не способствует конкурентоспособности россии в сфере внешней торговли.
Учитывая, что в настоящее время у россии поддерживается все же сырьевая направленность экспорта, необходимо государственное финансовое регулирование, в частности российского газового комплекса, который обеспечивает пополнение государственного бюджета и экономики страны энергоресурсами по доступным ценам, считает Е. В. Боженко (магистрант МГиМО (У) Мид россии).
Государственная политика ценообразования, направленная на фиксацию цен на внутреннем рынке ниже рыночного уровня, снижает рентабельность газовой отрасли. В результате эффективность работы отрасли ниже других отраслей ТЭк, о чем свидетельствует анализ отдачи на вложенные инвестиции в газовый комплекс. кроме того, сопоставительный анализ налогового бремени российских производителей газа и ряда развитых стран показывает, что диверсификация ставок НдПи может стимулировать развитие отрасли за счет вовлечения независимых газопроизводителей.
На необходимость государственного участия в поддержке такой важной структурной составляющей российского экспорта, как алюминий, в интересах повышения международной конкурентоспособности россии обратил внимание О. Р. Агаев (аспирант МГиМО (У) Мид россии). Несмотря на то, что россиия обладает значительным количеством глиноземных месторождений и занимает седьмое место в мире по запасам глинозема, ей необходимо продолжить работу по разведке и освоению новых месторождений. В целях повышения заинтересованности российских производителей алюминия в инвестициях в данную отрасль целесообразно разработать государственную политику, включающую налоговый, банковский и инфраструктурный аспекты по поддержке конкурентных преимуществ российских предприятий алюминиевой отрасли на мировом рынке.
Наряду со структурой российского экспорта важную роль в укреплении конкурентных позиций россии на мировом рынке за счет внешнеэкономических факторов играют региональные торговые соглашения, как считает кандидат экономических наук Т. М. Исаченко (доцент МГиМО (У) МВД россии).
регионализм в условиях глобализации экономики проявляется как стимулирование прави-
финансы и кредит
11
тельствами установления более тесных связей со странами определенного географического региона, в том числе и в сфере регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических связей.
Необходимость участия России в региональном сотрудничестве не вызывает сомнения, но интеграционное развитие на постсоветском экономическом пространстве пока не приобрело необходимой динамики и масштаба. Одной из наиболее противоречивых проблем стало вступление отдельных стран СНГ в ВТО. Вместо согласования хотя бы принципиальных позиций присоединения страны стремятся вступить ВТО и часть преимуществ
регионального сотрудничества автоматически утрачивают. Кроме того, интеграционные процессы в СНГ существенно отличаются от аналогичного развития в других регионах, где все региональные соглашения заключались на основе положений ГАТТ и между странами — членами ГАТТ. Таким образом, в процессе дальнейшего интеграционного сотрудничества на пространстве СНГ необходимо разработать новую стратегию и четко определить направления регионального взаимодействия в целях достижения максимальной эффективности для участвующих стран и повышения их международной конкурентоспособности.
И. Н. Платонова доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО (У)
МИД России