культете создан и успешно действует кейс-клуб, который позволяет сформировать уникальную среду для воспитания будущих профессиональных управленцев. Студенты узнают о новых подходах к развитию бизнеса и креативные инструменты управления, в игровой форме проходит обсуждение и решение проблемных ситуаций реальных компаний. Это возможность получить не просто полезные советы, но и готовое решение. В рамках чемпионатов кейс-клуба участники общаются с экспертами-практиками из различных отраслей бизнеса, которые готовы рассказать, как они пришли к успеху, поделиться своим опытом удач и ошибок.
Для студентов-первокурсников на каждой кафедре разработаны авторские квесты по введению в профессию. А к проведению данных квестов активно привлекаются студенты старших курсов. Кроме того, на факультете регулярно проводятся игровые чемпионаты по настольной игре «Не в деньгах счастье», которая формирует модель финансового поведения и дает базовые понятия по финансам, страхованию, банковской деятельности и налогам [1].
Несколько раз в год на факультете проводятся дни финансовой грамотности. В рамках этих мероприятий представителями факультета организуются игродро-мы, позволяющие в легкой и доступной форме получить базовые навыки по профессии.
Многие студенты, начинавшие с социальных проектов, к окончанию вуза уже имели собственное дело,
получали гранты и зарабатывали свои первые деньги. На весь город Саратов прозвучали такие проекты, как «Дрифт в каждые руки», «Смузи» и пр. И сейчас несколько проектов находятся в стадии разработки, в частности социальный проект велопарковок на пешеходной зоне города.
Хорошим профессиональным опытом для студентов является привлечение их к научно-исследовательской работе кафедр. По итогам совместного проекта с ОАО «Роснефть» на работу приглашены студенты 3-го и 4-го курсов направления подготовки «Экономика» (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»).
Как правило, активные студенты, принимающие участие во внеучебных проектах, являются успешными и в учебе. Они более замотивированы, они знают, для чего им нужны знания, они сами корректируют свою профессиональную траекторию. Поэтому еще раз необходимо сделать акцент на формировании у студента баланса теоретических знаний и различных социокультурных характеристик.
1. Муравлева Т.В. Повышение налоговой грамотности населения как вектор развития налоговой системы // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3 (33). Ч. I.
2. Онлайн-интервью с партнером компании Future Today Денисом Семеновичем Каминским // Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/ edu/news/interview/v_pomosh_studentu/studencheskiye_ voprosy/kaminski/
[email protected] Галина Сергеевна Панова,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой ««Банки, денежное обращение и кредит», Московский государственный институт международных отношений УДК 378 МИД России
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ
Актуальность развития финансово-экономического образования в современных условиях не вызывает сомнений. Повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации предполагает развитие и совершенствование финансового образования в стране.
В статье дан анализ образовательной стратегии МГИМО МИД России по реализации концепции непрерывного финансово-экономического образования студентов и качества подготовки выпускников.
Ключевые слова: непрерывное финансово-экономическое образование, практико-ориентированные образовательные программы, довузовская подготовка, поствузовское образование.
G.S. Panova
EDUCATIONAL STRATEGY AND QUALITY OF ECONOMICS GRADUATES TRAINING
The article shows that the urgency of developing finance and economics training in modern economic conditions cannot be denied. Increasing the financial literacy of the people of the Russian Federation requires the development and improvement of financial education in the country.
The article analyzes the educational strategy of the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia and their implementation of the concept of continuous financial and economic education of students and the quality of graduate training.
Keywords: continuous financial and economic training, task-oriented educational programs, pre-university training, post-graduate education.
♦-
Актуальность развития финансово-экономического образования в современных условиях не вызывает сомнений у экспертов в академических кругах и специалистов-практиков. Повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации и защиты прав потребителей финансовых услуг предполагает развитие и совершенствование финансового образования в стране.
В этой связи наиболее важными вопросами современной образовательной стратегии и качества подготовки экономистов, с нашей точки зрения, являются: развитие непрерывного финансово-экономического образования с учетом требований профессионально-общественной аккредитации; совершенствование форм самостоятельной работы студентов; изучение и использование на практике лучшего опыта российских и зарубежных вузов.
Образовательные программы, реализуемые в МГИМО МИД России, построены по модульному принципу, что позволяет организовать учебный процесс по разным трекам образования (академическому и прак-тико-ориентированному), а также обеспечить преподавание как в целом по программе, так и по отдельным модулям (разделам и/или темам программы).
Например, на кафедре «Банки, денежное обращение и кредит» МГИМО реализуются программы бакалавриата, магистратуры, второго высшего образования в формате магистратуры, аспирантуры и докторантуры.
Разработан алгоритм построения модели профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по направлению «Финансы и кредит» (профиль «Банки и банковский бизнес»).
В 2013 г. кафедрой подготовлены собственные образовательные стандарты МГИМО по направлению «Финансы и кредит» для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Известно, что в новом перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования подготовка специалистов по направлению «Финансы и кредит» предусмотрена только в магистратуре. Но МГИМО в числе немногих ведущих вузов страны име-
-♦
ет возможность разработки собственных образовательных стандартов, что позволяет вузу продолжить содержательную, системную модернизацию учебного процесса, а студентам полноценно изучать два иностранных языка и более глубоко изучать специальные дисциплины.
Таким образом, в МГИМО основные направления работы по подготовке экономистов-международников включают:
1) довузовское образование на подготовительных курсах для старшеклассников;
2) академические программы:
• бакалавриат - направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит», отделение «Банки и банковский бизнес» (табл. 1);
• магистратура: направление «Финансы и кредит», программы:
- Банки и банковский бизнес;
- Международные финансы;
- Рынок ценных бумаг;
- Производные финансовые инструменты;
- Страхование и риски;
• аспирантура и докторантура по научной специальности «Финансы и кредит», программа «Банки и банковский бизнес»;
3) практико-ориентированные программы дополнительного профессионального образования (ДПО), реализуемые на базе Школы бизнеса и международных компетенций (ШБиМК) совместно с зарубежными партнерами МГИМО.
Практико-ориентированные образовательные программы являются единым многоуровневым комплексом, отвечающим принципу непрерывного образования, и разработаны с учетом международных образовательных стандартов.
Программы подготовки специалистов в области банков, денежного обращения и кредита разработаны на базе подхода «включенного обучения», реализованного путем координации рабочих программ с квалификационными требованиями международных организаций.
Таблица 1
Перечень дисциплин (модулей) бакалавриата по направлению «Экономика» (профиль «Финансы и кредит», отделение «Банки и банковский бизнес»)
Базовые дисциплины Профессиональный блок дисциплин Дисциплины по выбору
1. Актуальные проблемы денег и кредита. 2. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты. 3. Национальные денежно-кредитные системы. 4. Макроэкономика и современное макроэкономическое регулирование. 5. Финансовый анализ в кредитных организациях. 6. Банковское право. 7. Математическое обеспечение финансовых решений 1. Банковский бизнес. 2. Банковский менеджмент. 3. Банковские инновации и финансовый инжиниринг. 4. Гармонизация стандартов финансовой отчетности. 5. Обеспечение финансовой устойчивости и стабильности коммерческого банка 1. Управление банковскими рисками. 2. Инвестиционный банковский бизнес. 3. Операции банков с драгоценными металлами. 4. Международная практика организации валютных и кредитных операций в банках. 5. История развития финансового капитала. 6. Интернационализация банковской деятельности. 7. Введение в банковское дело. 8. Международные и национальные системы платежей и расчетов. 9. Рейтинги банков. 10. Офшорный банковский бизнес. 11. Слияния и поглощения банков. 12. Международный опыт финансирования и кредитования деятельности корпораций
♦-
Особенностью всех программ обучения МГИМО является высокий уровень языковой подготовки специалистов, преподавание ряда тем и/или программ (по желанию заказчика) на иностранных языках, проведение международных дискуссий, профессионального информационного обмена, зарубежных стажировок и т.д.
Программы подготовки специалистов в области банков, денежного обращения и кредита полностью удовлетворяют современным требованиям к учебно-методическому сопровождению и организационно-техническому обеспечению реализации учебных программ всех уровней подготовки экономистов-международников (табл. 1).
Прикладные программы курсов разрабатываются для различных категорий слушателей. Целевой аудиторией могут быть: топ-менеджеры компаний, руководители подразделений, специалисты профильных департаментов, молодые специалисты.
Формы обучения - очная, очно-заочная (вечерняя, модульная, занятия по выходным (weekend), дистанционная.
Программы дополнительного профессионального образования (ДПО), реализуемые в МГИМО, включают:
1. Индивидуальное и групповое консультирование (1 -40 акад. час.)
2. Практико-ориентированные программы:
• Краткосрочное повышение квалификации (8260 час.):
- Финансовые рынки и финансово-кредитные институты;
- Мегарегулирование финансовых рынков в России и за рубежом;
- Тенденции развития национальных банковских систем в условиях глобализации;
- Банковский менеджмент;
- Банковские инновации и финансовый инжиниринг;
- Гармонизация стандартов финансовой отчётности;
- Обеспечение финансовой устойчивости и стабильности коммерческих банков;
- Управление банковскими рисками;
- Банки и банковский бизнес;
- Расчетно-платежные системы в условиях развития глобального электронного рынка;
- Операции банков с драгоценными металлами;
- Международная практика организации валютных и кредитных операций в банках;
- Интернационализация банковской деятельности;
- Международные и национальные системы платежей и расчетов;
- Рейтинги банков;
- Офшорный банковский бизнес;
- Слияния и поглощения банков;
- Международный опыт финансирования и кредитования деятельности корпораций.
• Профессиональная переподготовка (260-500 и более часов):
- Мегарегулирование финансовых рынков в России и за рубежом;
- Современные системы платежей и расчетов в России и за рубежом;
-♦
- Денежно-кредитная политика на финансовых рынках;
- Финансовые рынки и финансово-кредитные институты;
- Макроэкономика и современное макроэкономическое регулирование;
- Банковский менеджмент;
- Международные и национальные системы платежей и расчетов;
- Обеспечение финансовой устойчивости и стабильности финансово-кредитных институтов;
- Международные стандарты банковской деятельности.
• Программы MBA, Executive MBA, Flexible Executive MBA (750 и более контактных часов, в том числе в партнерстве с зарубежными вузами и бизнес-школами).
3. Профессионально-ориентированные стажировки (в том числе зарубежные).
В процессе реализации программ активно используются различные методы эффективного обучения для обеспечения практической направленности курсов, рассчитанные на интенсивный режим: короткие интерактивные лекции, работа в малых группах, разработка бизнес-плана и его защита, обсуждение кейсов и принятие решений по тематике программы в целом и/или отдельным проблемам, выполнение упражнений, проведение мини-исследований и индивидуальное изучение слушателями рекомендуемой литературы.
В рамках каждой дисциплины используются методические и раздаточные материалы для слушателей (по количеству участников), оценочные средства контроля успеваемости и итоговой оценки знаний.
Слушатели, успешно овладевшие учебной программой и прошедшие итоговую аттестацию, получают соответствующий документ МГИМО о повышении квалификации.
Например, в 2014-2016 гг. профессора и преподаватели кафедры «Банки, денежное обращение и кредит» принимали активное участие в реализации образовательных программ для специалистов Счетной палаты Российской Федерации, Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, правительства Московской области, Банка России (табл. 2).
В настоящее время активно обсуждается вопрос обучения специалистов Банка России по программам профессиональной переподготовки «Инспектор - руководитель проверки кредитных организаций», «Инспектор - руководитель проверки некредитной финансовой организации» и «Инспектор - координатор проверки».
Очевидно, что реализация практико-ориентирован-ных программ, с одной стороны, требует высокого профессионализма профессорско-преподавательского состава и экспертов, привлекаемых к проведению занятий; а с другой - позволяет не только слушателям, но и преподавателям повысить уровень своей квалификации в процессе взаимного обмена информацией в аудитории профессионалов.
Благожелательная атмосфера занятий, гибкая система образования, собственные образовательные
Таблица 2
Реализованные программы ЦБ РФ
Название программы Год Кол-во слушателей, чел.
Анализ финансового состояния. Корпоративные финансы 2014 25
Надзор в сфере страховой деятельности 2014 30
Международные расчеты и валютные операции 2014 20
Анализ финансового состояния небанковских финансовых институтов 2014 25
Международный финансовый центр в России 2014 25
Надзор за деятельностью микрофинансовых организаций 2014 45
Система управления операционными рисками и внутренний контроль 2014 32
Оценка финансового положения хозяйствующих субъектов: новейшие методики 2015 75
Надзор в сфере страховой деятельности 2015 90
Деловой английский 2015 20
Финансовые рынки и инвестиции: современные тенденции развития, инфраструктура, система регулирования 2015 70
Инструменты секьюритизации: российский и международный опыт 2016 25
Надзор за деятельностью негосударственных пенсионных фондов в микрофинансовых организаций 2016 25
Итого 507
стандарты МГИМО, включенное образование, приглашение зарубежных профессоров и преподавателей, стажировки слушателей (в том числе зарубежные), тесное взаимодействие с партнерскими организация-
ми - вот далеко не полный перечень слагаемых успеха в процессе реализации образовательной стратегии МГИМО, обеспечивающей высокое качество подготовки экономистов.