Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ: финансовый, валютный и банковский аспекты (обзор материалов круглого стола, прошедшего в финансовой академии при Правительстве РФ)'

Тенденции и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ: финансовый, валютный и банковский аспекты (обзор материалов круглого стола, прошедшего в финансовой академии при Правительстве РФ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платонова И. Н.

В Финансовой академии при Правительстве РФ 19 апреля 2005 г. состоялось заседание круглого стола на тему «Тенденции и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ: финансовый, валютный и банковский аспекты» с участием более 100 специалистов ученых и практиков, представителей Госдумы, Аппарата Правительства, Института международных экономических и политических исследований и других институтов РАН, Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, ВНИИ Министерства экономического развития и торговли, Научно-исследовательского финансового института Минфина России, Евразийского экономического сообщества, Банка России, Сбербанка России, Внешторгбанка, Внешэкономбанка, Международного банка экономического сотрудничества, Межгосударственного банка. В дискуссии приняли участие профессора, преподаватели, докторанты, аспиранты Финансовой академии, МГИМО, Всероссийской академии внешней торговли, Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Было заслушано 34 выступления. Дискуссия была весьма плодотворной. Предлагаем вниманию читателей краткий обзор некоторых выступлений. ния рабочей силы, физических лиц, а также в значительной мере товаров и услуг, наличие единой транспортной сети и, наконец, наличие еще одного немаловажного фактора сохраняется использование русского языка, что позволяет снять языковой барьер. В Финансовой академии при Правительстве РФ 19 апреля 2005 г. состоялось заседание круглого стола на тему «Тенденции и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ: финансовый, валютный и банковский аспекты» с участием более 100 специалистов ученых и практиков, представителей Госдумы, Аппарата Правительства, Института международных экономических и политических исследований и других институтов РАН, Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, ВНИИ Министерства экономического развития и торговли, Научно-исследовательского финансового института Минфина России, Евразийского экономического сообщества, Банка России, Сбербанка России, Внешторгбанка, Внешэкономбанка, Международного банка экономического сотрудничества, Межгосударственного банка. В дискуссии приняли участие профессора, преподаватели, докторанты, аспиранты Финансовой академии, МГИМО, Всероссийской академии внешней торговли, Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Было заслушано 34 выступления. Дискуссия была весьма плодотворной. Предлагаем вниманию читателей краткий обзор некоторых выступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ: финансовый, валютный и банковский аспекты (обзор материалов круглого стола, прошедшего в финансовой академии при Правительстве РФ)»

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СТРАН СНГ: ФИНАНСОВЫЙ, ВАЛЮТНЫЙ И БАНКОВСКИЙ АСПЕКТЫ

(обзор материалов круглого стола, прошедшего в Финансовой академии

при Правительстве РФ)

И. II. ПЛАТОНОВА, профессор, доктор экономических наук Финансовая академия при Правительстве РФ

В Финансовой академии при Правительстве РФ 19 апреля 2005г. состоялось заседание круглого стола на тему «Тенденции и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ: финансовый, валютный и банковский аспекты» с участием более 100 специалистов — ученых и практиков, представителей Госдумы, Аппарата Правительства, Института международных экономических и политических исследований и других институтов РАН, Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, ВНИИ Министерства экономического развития и торговли, Научно-исследовательского финансового института Минфина России, Евразийского экономического сообщества, Банка России, Сбербанка России, Внешторгбанка, Внешэкономбанка, Международного банка экономического сотрудничества, Межгосударственного банка. В дискуссии приняли участие профессора, преподаватели, докторанты, аспиранты Финансовой академии, МГИМО, Всероссийской академии внешней торговли, Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.

Было заслушано 34 выступления. Дискуссия была весьма плодотворной. Предлагаем вниманию читателей краткий обзор некоторых выступлений.

Во вступительном слове заслуженный деятель науки РФ, профессор Гряз нова А.Г., ректор Финансовой академии при Правительстве РФ, подчеркнула актуальность и необходимость анализа проблем формирования единого экономического пространства стран СНГ как одного из факторов сближения национальных экономик, углубления их интеграции, которая пока отличается невысоким динамизмом и сталкивается с огромным количеством трудностей, втом числе политического характера.

К числу объективных условий для расширения интеграционного процесса относятся исторически сложившаяся экономическая связь между отдельными странами, либерализация правил движе-

ния рабочей силы, физических лиц, а также в значительной мере - товаров и услуг, наличие единой транспортной сети и, наконец, наличие еще одного немаловажного фактора - сохраняется использование русского языка, что позволяет снять языковой барьер.

Сегодня главная задача состоит в том, чтобы создать систему взаимной экономической заинтересованности в сотрудничестве, а в перспективе и очень разумную интеграцию стран СНГ как зону относительной экономической стабильности.

В этой связи большое значение имеет использование мирового опыта экономической интеграции. Учитывая, что интеграционные про-

цессы стран СНГ проходят в принципиально иных глобальных и внутренних условиях, чем это было в Западной Европе пятьдесят лет назад, речь не может идти о простом копировании их опыта. Разработка сбалансированной стратегии формирования единого экономического пространства, начиная с интеграции в валютной и финансовой сферах, является на сегодня задачей первостепенной важности.

По мнению доктора экономических наук, профессора Андрианова В.Д. (Аппарат Правительства РФ), сложились предпосылки для формирования единого экономического пространства (ЕЭП), которое пока происходит недостаточно интенсивно.

В настоящее время интеграционные процессы в регионе СНГ развиваются в различных организационно-правовых формах: 1. В рамках СНГ в целом. 2. В рамках международно признанной и получившей в 2003 г. статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН, экономической организации - Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), объединяющего Россию, Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Таджикистан. 3. На уровне Единого экономического пространства в составе России, Украины, Казахстана и Белоруссии.

Для интенсификации интеграционного процесса большое значение имеет разработка нормативной базы, регулирующей взаимоотношения стран-членов СНГ.

Важным результатом длительной работы экспертов стала разработка Соглашения и Концепции формирования единого экономического пространства, которые были подписаны в Ялте 19 сентября

2003 г. представителями правительств на уровне вице-премьеров России, Казахстана, Украины и Белоруссии. После ратификации в апреле-мае

2004 г. всеми странами - участниками эти документы получили легитимный статус.

Важно, что в соглашении о ЕЭП дана всесторонняя характеристика понятия единого экономического пространства, объединяющего таможенную территорию стран, на котором функционирует механизм регулирования экономик, основанный на единых принципах, обеспечивающий свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проводится единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика в том объеме, в котором это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции для поддержания макроэкономической стабильности. Была оговорена возможность создания и функционирования наднациональных орга-

нов в форме Совета глав государств единого экономического пространства. Кроме того, могут создаваться наднациональные органы, регулирующие определенные направления экономической политики.

Как показывает международный опыт, прежде всего стран ЕС, для формирования ЕЭП необходима договорно-правовая база, а также унификация национального законодательства по вопросам таможенно-тарифной политики, применения количественных ограничений и мер административного характера, специальных защитных и антидемпинговых мер во внешней торговле. Должны быть урегулированы технические барьеры в торговле, включая санитарные, ветеринарные, фито-санитарные меры, таможенное администрирование, конкурентная политика и политика в сфере естественных монополий, в области предоставления субсидий, в области государственных закупок. Особое внимание должно быть уделено гармонизации налоговой и бюджетной политики, денежно-кредитной и валютной политики, сближению макроэкономических показателей, надзора и контроля за кредитно-финансовыми организациями, валютного регулирования и контроля. Согласованию подлежат вопросы организации трансграничной торговли товарами и услугами, учреждения и деятельности компаний, включая сферу услуг, а также перемещение физических лиц из страны в страну.

Не менее важной проблемой для формирования ЕЭП является возможность изменения политики стран СНГ и их геополитической ориентации. В настоящее время ускорение экономической интеграции стран СНГ во многом зависит от политической воли руководителей этих стран, которые неодинаково относятся к проблеме формирования ЕЭП. Так, руководство Казахстана исходит из того, что любая страна имеет предел экономического роста в своем замкнутом экономическом и таможенном пространстве. Поэтому интеграция с Россией и создание ЕЭП отвечают, прежде всего, интересам Казахстана. В то же время белорусский лидер недооценивает значение интеграции. Украина ориентируется на интеграцию в ЕС. Это сдерживает интеграцию в валютной сфере и введение единой валюты, которое могло бы существенно продвинуть интеграционный процесс.

Вопрос о том, что необходимо сделать, для того чтобы ускорить процесс формирования единого экономического пространства стран СНГ, поставил доктор экономических наук, профессор Гринберг

P.C., директор Института международных экономических и политических исследований РАН, подчеркнув, что углублению экономической интеграции стран СНГ не может мешать отсутствие единой валюты. Более того, сам процесс интеграции между странами СНГ находится еще на очень низком уровне, поскольку рост внутреннего взаимного товарооборота, приграничной торговли еще не означает, что углубляется интеграция, поскольку никакой интеграционной политики ни у одной страны не существует. Пока лишь существуют намерения разного рода, подписывается много документов, но действий в направлении интеграции недостаточно, в результате экономики стран становятся примитивными. Необходимо наладить кооперацию стран, учитывая их специализацию и сохранившиеся производственные связи предприятий, остатки научно-технического и образовательного потенциала на постсоветском пространстве, и разработать интеграционную политику и стратегию, которая, прежде всего, даст всем субъектам рынка четкие ориентиры, в каком направлении будет углубляться интеграция между странами СНГ.

Общие принципы и проблемы построения единого экономического пространства выделил доктор экономических наук Лебедев А.Е. - депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, подчеркнув, что наиболее успешна интеграция четырех стран: России, Украины, Белоруссии и Казахстана, в которых интеграционный процесс стимулируется бизнесом. На данном этапе интеграция не предполагает установления жестких норм и требований в ограничении свободы перемещения капиталов, рабочей силы, товаров и услуг между интегрирующимися регионами и «внешним» миром.

На пути создания ЕЭП существует ряд трудностей, одной из которых является расхождение в понимании интеграционных процессов. Так, Украина настаивает на построении в первую очередь и как можно скорее зоны свободной торговли без изъятий и ограничений в рамках ЕЭП и при этом отказывается от создания таможенного союза, ссылаясь на противоречие с Конституцией страны. Но создание зоны свободной торговли без изъятий и ограничений фактически требует построения таможенного союза, иначе она окажется неэффективной.

Пока уровень интеграции стран СНГ невысок, но есть хорошие перспективы, поскольку на пространстве СНГ до сих пор сохранилась единая транспортная и энергетическая инфраструктура.

Восстановление эффективных производственных связей могло бы дать значительный положительный эффект для вхождения постсоветских стран в мировую экономику не только в качестве экспортеров энергоресурсов. Ярким примером в этом отношении является авиастроительная отрасль.

Создание межгосударственного банка развития в рамках ЕЭП и реализация нескольких совместных бизнес-проектов создали бы базу для дальнейшей экономической интеграции.

Формирование единого экономического пространства, по мнению доктора экономических наук, профессора Коломина Е.В., заместителя директора НИФИ Минфина России, предполагает сближение экономик интегрирующихся стран. Движением в этом направлении является гармонизация налогового законодательства стран СНГ.

Так, например, касаясь определения объектов налогообложения в Налоговом кодексе России и Белоруссии, можно найти различные подходы. В Республике Беларусь объектом налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщиков возникает налоговое обязательство, а в российском законодательстве четко определены объекты налогообложения: имущество, прибыль и т.д., имеющие количественные и качественные характеристики.

Очевидно, что для свободного движения товаров предстоит разработать единый подход к налогообложению, формированию таможенных пошлин и ставок в отношении государств, с которыми имеется ЕЭП. Кроме того, единый подход должен согласовываться с директивами ВТО, вступление в которую является целью ряда стран СНГ.

Также существующие нестыковки в законодательстве стран СНГ, в том числе России и Белоруссии, необходимо устранять с учетом взаимоотношений со странами Западной Европы. Примером могут служить различия во взглядах по концептуальным вопросам страхования. Например, в России участие государственного капитала в страховых компаниях сокращается, а в Белоруссии роль государственных компаний значительно усиливается.

Таким образом, формирование ЕЭП стран СНГ предполагает ориентацию не только на международные соглашения, а должно учитывать гармонизацию внутреннего законодательства интегрирующихся стран.

На перспективы использования российского рубля в международном обмене обратил внимание доктор экономических наук, профессор Барковский

А.Н., руководитель Центра внешнеэкономических исследований Института международных экономических и политических исследований РАН, подчеркнув, что переход к использованию рубля в качестве резервной валюты на постсоветском пространстве и введение его полной обратимости к 2007 г. - это не просто политический лозунг, а и достаточно серьезная проблема.

Переход к полной обратимости российского рубля имеет две стороны. С одной стороны, это техническая проблема валютной политики, т.е. снятие существенных ограничений и в валютном законодательстве не только по текущим, но и по капитальным операциям платежного баланса. Известно, что отдельные экономисты считают, что это можно сделать уже сегодня. С другой стороны, переход к полной конвертируемости рубля связан с ростом доверия к нему. Должно пройти определенное время, чтобы не только за пределами страны, но, прежде всего, внутри нее предприниматели привыкли к заключению контрактов в российской валюте, которые за товары длительного пользования иногда рассчитываются в условных единицах.

С ростом доверия к рублю возрастут инвестиции в рублевые активы, в том числе и на мировом рынке, в результате спрос на рубли будет постепенно расти. Уже сегодня российский рубль может рассчитывать на признание в качестве международной валюты в приграничной и прибрежной торговле, а также в межрегиональной торговле, в рамках ЕврАзЕЭС и СНГ. Международная функция рубля могла бы проявиться при обслуживании трансконтинентальных транспортных коридоров, таких как Транссиб, Севморпуть. Однако объективной основой использования рубля как резервной валюты являются, прежде всего, укрепление и стабилизация макроэкономических показателей самой России, обеспечить которые является сегодня первостепенной задачей.

Проблемы достижения полной обратимости рубля и формирования единого экономического пространства стран СНГ, по мнению доктора экономических наук, профессора Валовой Т.Д., (Аппарат Правительства РФ), могут решаться параллельно. Та степень либерализации валютной политики, которая достигнута Россией сейчас, более чем достаточна, для того чтобы развивать процессы в рамках ЕЭП. Наоборот, ЕЭП является той ступенью экономической интеграции, которая создает возможность для перехода к следующей стадии интеграции - экономической валютной интеграции.

Предварительный анализ, в том числе с учетом опыта европейского экономического союза, показывает, что потребности в валютной гармонизации, а тем более введение единой валюты на стадии становления ЕЭП, не возникает.

Именно поэтому в рамках формирования ЕЭП валютно-финансовые аспекты ярко не выражены, тем не менее вопросы денежно-кредитного и банковского взаимодействия прорабатываются. Во-первых, предстоит определить набор экономических показателей, мониторинг которых должны осуществлять государства, участвующие в формировании ЕЭП. Во-вторых, необходимо определить критерии конвергенции, позволяющие определять стадии валютной интеграции.

Перед странами, формирующими единое экономическое пространство стран СНГ, стоит важный вопрос, возможно ли ввести единую валюту, хотя бы на территории России и Белоруссии, пока не сформировано ЕЭП. Из опыта стран Западной Европы известно, что когда создается таможенный союз, когда государство отказывается от инструментов таможенно-тарифного регулирования в конкурентной борьбе, последним инструментом у государства остается политика регулирования валютного курса.

Если с позиций России использование российского рубля в Белоруссии не ущемляет экономического суверенитета Белоруссии, которая могла бы проводить независимую экономическую и налоговую политику, то, взяв за основу европейскую модель экономической интеграции, белорусская сторона считает, что прежде чем вводить единую валюту, должно быть создано ЕЭП.

Способствовать экономической и валютной интеграции СНГ, по мнению заслуженного деятеля науки, доктора экономических наук, профессора Константинова Ю.А., советника Председателя Межгосударственного банковского Совета стран СНГ, Центральной и Восточной Европы, должна реализация Концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников Содружества в валютной сфере, разработанная Межгосударственным валютным комитетом СНГ. В сентябре 2004 г. в г. Астана этот важный документ, который разрабатывался в течение многих лет, подписан главами правительств Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии (с оговоркой), России и Таджикистана.

Конкретными целями валютного взаимодействия государств СНГ Концепция провозглашает: достижение полной конвертируемости нацио-

нальных валют; введение регулярных котировок курсов этих валют на валютных биржах; координацию мер в области политики валютного курса; создание надежной, эффективной системы денежных переводов граждан, включая операции с их сберегательными вкладами; предоставление хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям взаимного режима наибольшего благоприятствования в сфере финансовых услуг, принятие согласованного перечня ограничений по допуску на рынки этих услуг.

Оценка состояния современного уровня взаимодействия созданных национальных денежно-кредитных и финансовых систем в докладе «Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ», подготовленном Международным банковским советом стран СНГ, Центральной и Восточной Европы, показывает, что национальные валютные и банковские системы медленно, но развиваются. Национальные валюты стран СНГ, в которых обслуживается до 20% взаимной торговли, пока слабые, постепенно укрепляются, а курсы валют становятся все более предсказуемыми.

Представляется, что важную роль в этом процессе могут играть банковские системы стран СНГ, в которых наметились положительные сдвиги: рост капитализации банков, внедрение системы страхования вкладов как условия роста доверия к их деятельности.

Всесторонне анализируя стратегические аспекты Концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников Содружества в валютной сфере, доктор экономических наук, профессор Буторина О.В., заведующая кафедрой европейской интеграции МГИМО(У) отметила, что этот документ состоит из семи частей. В первой части дается оценка современного этапа валютного сотрудничества между странами СНГ. Во второй — обосновывается актуальность проведения согласованной валютной политики. В третьей провозглашаются принципы, а в четвертой — цели такой политики. Пятая часть содержит описание механизмов сотрудничества, в шестой - определяются его основные направления, и, наконец, в седьмой -представлен поэтапный план перехода к согласованной валютной политике.

В Концепции выделены три этапа валютной интеграции. На первом этапе (2004-2006 гг.) наряду с другими аспектами планируется наладить обмен информацией между странами СНГ в области валютного регулирования, начать работу по сбли-

жению правовых систем вданной области, открыть рынки финансовых услуг, завершить переход к конвертируемости национальных валют, а также наладить проведение взаимных котировок и расширить расчеты в национальных валютах между государствами Содружества.

В ходе второго этапа (2006-2010 гг.) предполагается провести гармонизацию национального законодательства, обеспечить свободу движения капиталов внутри СНГ, а также сформировать институты согласованной валютной политики.

Натретьем этапе (2010-2017 гг.) предстоит установить оптимальные валютные режимы в странах СНГ, внедрить механизм координации их валютной политики и взаимной увязки курсов в рамках установленных пределов, начать координацию бюджетной политики и договориться о введении валюты коллективного пользования, которая «в перспективе станет как международным платежным средством, так и резервной валютой».

Анализ международного опыта валютно-фи-нансового сотрудничества, в том числе построения Экономического и валютного союза в ЕС, показывает, что в современных условиях страны СНГ могут при наличии политической воли и грамотной проработки проектов успешно реапизовывать многие формы валютного сотрудничества. В их числе: введение коллективной расчетной единицы, валютные свопы для проведения интервенций, создание трансграничных систем нетто- и брутто-рас-четов, снятие валютных ограничений внутри СНГ, консолидация финансовых рынков.

На необходимость углубления валютной интеграции и формирование единого валютного пространства стран СНГ с учетом международного опыта, в частности стран Европейского союза (ЕС), обратил внимание присутствующих кандидат экономических наук Пищик В.Я. (Банк России), подчеркнув, что на уровне СНГ в целом сотрудничество в валютной сфере носит в основном концептуальный характер. В настоящее время наиболее дееспособным региональным объединением является ЕврАзЭС, в рамках которого постепенно вызревают макроэкономические условия для формирования интеграционного «ядра» в лице трех наиболее развитых государств Сообщества—Белоруссии, Казахстана и России. Эти страны, а также Киргизия и Таджикистан проявляют активность и реальную политическую волю среди государств СНГ в развитии экономической и валютной интефации.

В рамках ЕврАзЭС разрабатываются и реализуются конкретные планы в области экономичес-

. международного сотрудничества

22 (190) - 2005

кой и валютной интеграции. Эти планы носят целенаправленный характер, содержат конкретные мероприятия и сроки их выполнения.

В соответствии с принципом разноскоростно-го и разноуровневого интеграционного сотрудничества формируемое интеграционное «ядро» создает необходимые предпосылки для развития валютной интеграции сначала в ограниченном круге заинтересованных государств, а затем по мере вызревания экономических и политических предпосылок — и в более расширенном составе.

Взаимодействие в реальном секторе экономики стран ЕврАзЭС сдерживается наличием барьеров, имеющихся в валютной сфере, считает Л.Н. Железнова — руководитель Департамента бюджетной, налоговой политики и валютно-финансовых отношений секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС. В то же время она отмечает, что создание общего валютно-финансового рынка стран Сообщества представляет собой многоэтапный процесс отмены ограничений на движение капитала — как условие для взаимодействия национальных валютно-финансовых систем до объединения в единую систему с последующим введением единой валюты. К наиболее важным мерам, предпринятым в этом направлении, относится подписание на двусторонней основе странами Сообщества в соответствии с протоколом от 26 февраля 1999 г. соглашения о взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, а также об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал. В 2003 г. между центральными банками стран Сообщества достигнута договоренность о замене разрешительного порядка на уведомительный по прямым иностранным инвестициям до 10 млн дол. США юридических лиц одного государства на территории другого. Наряду с мерами по упрощению инвестирования проведена унификация порядка открытия резидентами государств ЕврАзЭС счетов в банках других государств этого Сообщества для обслуживания деятельности своих представительств.

В целях осуществления согласованной валютной интеграции, направленной на реализацию долгосрочной стратегии торгово-экономического сотрудничества, формирования благоприятного инвестиционного климата разработана Концепция сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в валютной сфере. В ее рамках предполагается поэтапно создать общий финансовый рынок и обеспечить свободу всех видов операций с капиталом, принять

коллективное решение об установлении режимов фиксированных валютных курсов, условиях, сроках, порядке введения единой валюты и о формировании валютного союза стран ЕврАзЭС.

Доктор экономических наук А. И. Бельчук, профессор Всероссийской академии внешней торговли, остановился на влиянии политического фактора на перспективу развития ЕЭП, подчеркнув, что Запад не заинтересован в укреплении экономики стран СНГ. Об этом свидетельствует стратегия «бархатных» революций под лозунгом защиты прав человека и демократии, которые успешно апробированы в Грузии, в Украине, частично - в Киргизии. Подобная практика, очевидно, будет продолжена, возможно, в Белоруссии, Таджикистане, Туркменистане, Молдавии. В ближайшей перспективе СНГ, очевидно, сохранится как общественная организация с ограниченными функциями. Несмотря на то, что в последние два года наметился рост экспорта капитала, объемов торговли в рамках стран СНГ, который превысил увеличение объема торговли с третьими странами, экономические связи стран СНГ во многом зависят от эволюции политических отношений

Кандидат экономических наук Руденко А.Ю., начальник отдела азиатских стран СНГ Министерства экономического развития и торговли, отметил, что, придавая большое значение политическому фактору для эффективного формирования ЕЭП, недооценивается экономическая составляющая этого процесса. Другими словами, экономика стран СНГ нуждается в значительных инвестициях.

Для достижения положительного эффекта при формировании ЕЭП необходимо ускорить работу над необходимыми законами и с учетом опыта других стран, например Казахстана, который по степени разработанности нормативной базы по отдельным направлениям реформирования экономики опережает другие страны, в том числе и Россию. Так, в Казахстане приняты очень разумные законы об инвестиционной деятельности, об ипотечном кредитовании. Аналогичные законы важны для российской экономики, но все еще дорабатываются.

Учитывая, что между политическими элитами стран СНГ не по всем вопросам существует полное согласие, продвижение интеграционного процесса и обеспечение наибольшего результата при решении конкретных экономических вопросов может быть достигнуто на двусторонней основе с последующей координацией решений с другими странами. Этому могло бы способствовать создание единого органа, координирующего деятель-

ность всех министерств и ведомств стран СНГ в целях ускорения реализации принятых решений.

На современных проблемах финансовой интеграции стран СНГ остановился доктор экономических наук, профессор Миркин Я.М., заведующий кафедрой ценных бумаг и финансового инжиниринга Финансовой академии при Правительстве РФ, подчеркнув, что финансовые рынки как России, так и стран СНГ существуют в условиях острой конкуренции за бизнес, за ликвидность, за эмитентов, за финансовые инструменты с международными финансовыми рынками и рынками других стран.

Повышению конкурентоспособности российских финансовых рынков, обладающих меньшей ликвидностью и операционной способностью по сравнению, например, с рынками стран Европы, могла бы способствовать их интеграция в международные финансовые рынки. Например, российская ММВБ или российская торговая система может интегрироваться в какую-либо из существующих группу бирж: Еигопех1 (объединившая биржи Парижа, Брюсселя и Амстердама) или ОМАКС и др.

К способам углубления интеграции на финансовом рынке СНГ можно отнести, во-первых, создание финансовых оазисов - свободных зон под российской юрисдикцией, где могли бы обращаться финансовые потоки и инструменты, прежде всего из стран СНГ, во-вторых, формирование международных финансовых центров, существующих как специализированные рынки для резидентов, нерезидентов, оперирующих финансовыми документами стран СНГ. Аналог международного финансового центра создан в Канаде, а аналог международного рынка ценных бумаг существует на стамбульской фондовой бирже, с наличием налоговых льгот для нерезидентов, осуществляющих операции с финансовыми инструментами из Центральной Азии.

Предпосылкой для ускорения интеграции финансовых рынков могло бы стать создание единого паспорта для финансовых рынков, признание регистрации финансовых инструментов, лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг, различного рода аттестатов специалистов, а также гармонизация национального законодательства в области ценных бумаг, поскольку уже сейчас структура финансовых рынков стран СНГ имеет массу черт схожести.

Поставив вопрос о необходимости модернизации экономики России в контексте ее сотрудничества со странами СНГ, доктор экономических наук Вардомский Л.Б., руководитель Центра стран СНГ

и Балтии ИМЭПИ РАН, и кандидат экономических наук Шурубович A.B., ведущий научный сотрудник этого же Центра, подчеркнули, что решение его должно осуществляться с учетом мирового опыта.

Мировой опыт показывает, что модернизация национальной экономики осуществляется при одновременном использовании собственных ресурсов государства, частного бизнеса и привлекаемых в страну извне инвестиций, новых знаний и технологий. В случае, когда осуществленные в стране технологические или институциональные нововведения получают признание в мировом сообществе и начинают распространяться по миру, принося создавшей их стране определенный рентный доход, речь идет о креативной модернизации.

Другой тип модернизации - адаптивный — проходит путем внедрения заимствованных нововведений (в виде, например, отверточной сборки), что связано с определенными издержками (выплачиваемой инновационной рентой) на приобретение авторских прав, патентов, лицензий, технологического оборудования, на консультации, внедрение и т.д. В реальности в национальной экономике имеет место некая пропорция креативной и адаптивной модернизации, которая отражает экономический и инновационный уровень страны.

Для усиления креативной составляющей модернизации российской экономики необходимо создание (на дву- и многосторонней основе) соответствующего институционального и финансового механизма на основе международных фондов поддержки научных исследований и инновационных проектов, развития международной системы технопарков и венчурного финансирования, а также устранение тарифных и нетарифных барьеров на пути международной кооперации в инновационной сфере.

Инвестиционный фактор финансовой интеграции стран СНГ выделил доктор экономических наук Хейфец Б.А., главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН, отметив, что развитие взаимного инвестиционного сотрудничества соответствует модели так называемой интеграции «снизу», или «корпоративной» интеграции, для которой в регионе СНГ существует ряд объективных предпосылок. Это и территориальная близость, взаимосвязь их экономик по многим видам топлива и сырья, поставкам комплектующих и готовой продукции, наличие интегрированной энергетической и транспортной инфраструктуры, традиции, лучшее по сравнению с западными инвесторами понимание реальной политической и экономической ситуации и т.п.

Проблемы международного сотрудничества

22 (190) - 2005

Страны СНГ остро заинтересованы в иностранных инвестициях, а западные корпорации не всегда готовы принять такие инвестиционные риски, на которые пойдут партнеры из стран СНГ.

Более интенсивно инвестиционное сотрудничество развивается между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной. При этом в Казахстане наибольшая сумма накопленных инвестиций из стран СНГ в Россию (более 50%), а в Белоруссии существенны по объему накопленные российские инвестиции (более 60%).

Приоритетными областями для инвестирования остаются отрасли, связанные с добычей топлива и сырья, НПЗ, объекты энергетики, черная и цветная металлургия, химическая промышленность, автомобилестроение. В последние годы увеличились инвестиции в мобильную связь, а также некоторые предприятия машиностроения, легкой и пищевой промышленности.

Объем взаимных инвестиций мог бы быть на порядок большим, но потенциальные инвесторы, например российские, сталкиваются не только с конкуренцией западных компаний, но и с целенаправленным государственным патронажем, со специальными барьерами, обеспечивающими «победу» определенных национальных компаний.

Для преодоления конкуренции иностранных и национальных инвесторов и получения согласия на приобретение привлекательной собственности в странах СНГ может быть использован эквивалентный обмен ликвидными активами страны-реци-пиента и страны-инвестора. Обмен такими активами может вдохнуть «жизнь» в некоторые крупные проекты, которые не удавалось реализовать в прошлом, и приведет к значительному увеличению взаимных инвестиций.

Важную роль банков в формировании единого экономического пространства стран СНГ отметила кандидат экономических наук, доцент Ярыгина И.З. (Международный банк экономического сотрудничества), показав, что развитие их посреднической деятельности способствует производственной и торговой деятельности хозяйствующих субъектов стран СНГ.

Мировая практика свидетельствует, что наиболее востребованным в условиях дефицита финансовых ресурсов является среднесрочное кредитование клиентов под залог приобретаемых товаров и оборудования, форфейтинг, факторинг, краткосрочное коммерческое кредитование. Участие бан-

1 "Union of Arab Banks", Jeddah. Issue N 26/1 - September 2002. P. 92-93.

ков в лизинговой деятельности способствует развитию реального сектора экономики стран СНГ.

Гибкая государственная и межгосударственная поддержка наименее защищенных участников хозяйственной деятельности (малый и средний бизнес), разумное регулирование рыночных отношений, содействие в реализации специальных программ развития с участием банков стран СНГ создают условия для формирования устойчивого механизма единого экономического пространства.

Важным направлением в деятельности банков может стать восстановление инфраструктуры многостороннего клиринга в рублях, что будет способствовать полной конвертируемости денежной единицы России.

Доктор экономических наук Павлов В.В., старший научный сотрудник Института Африки РАН, раскрыл особенности деятельности исламских банков и поставил вопрос о возможности их сотрудничества с российскими банками и об их деятельности в странах СНГ.

Рынок исламского банковского капитала в 2002 г. представлен в 46 странах, где действуют более 200 официально зарегистрированных исламских банков, совокупные активы которых превысили 250 млрд дол.1. Кредитно-банковское сотрудничество арабского финансового капитала с другими странами, в том числе с немусульманскими, базируясь на соблюдении религиозных положений и этических норм шариата, требует выполнения определенных принципов. Так, исламские банки оперируют полностью на беспроцентной основе путем солидарного раздела прибылей и убытков с заемщиком-инвестором (оператором) от профинансированного инвестиционного проекта.

Арабский финансовый капитал принимает долевое участие исключительно в детально разработанных инвестиционных проектах (включая банковскую и финансовую инфраструктуру).

Для использования потенциала арабского финансового капитала России необходимо совершенствование действующего кредитно-банковского и валютного законодательства, для того чтобы уравнять в правах исламские банки и фонды со всеми другими банковскими институтами, действующими в России. Опыт ряда развитых стран Запада подтверждает эффективность деятельности исламских институтов в этих странах (Великобритания, Канада, Швейцария, Швеция, Дания и др.).

Использование значительного потенциала исламского финансового капитала через исламские банки является важным условием для расширения

экономического сотрудничества России и мусульманских стран СНГ.

На проблемы, с которыми сталкиваются российские банки, работающие в странах СНГ, остановился Кащеев Н.И., главный аналитик казначейства Внешторгбанка,! выделив общую проблему для всех стран СНГ - это недостаток финансовых ресурсов и ограниченность доступа к международным рынкам капитала. И хотя активы российских банков с международных позиций относительно небольшие, тем не менее рынки стран СНГ для них очень маленькие.

Реально оценивая экономическую ситуацию в странах СНГ, российские банки сталкиваются с очень высокими рисками, которые в большинстве случаев выше, чем в России. Западные финансовые институты проявляют консерватизм и осторожность, поэтому конкуренция среди иностранных банков на национальных финансовых рынках — слабая. Проникновение на банковский рынок стран СНГ пока не требует от российских банков значительных финансовых вложений. Несмотря на достаточно высокие политические риски, деятельность российских банков исходит из того, что в странах СНГ будет уважаться право собственности, поэтому путем покупки национальных банков расширяется их присутствие в странах СНГ. Например, Внешторгбанк через покупку контрольных пакетов акций создал дочерние банки на Украине, в Армении и в Грузии, открыл представительство в Белоруссии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях низкой степени развития финансовых рынков стран СНГ иностранные банки сталкиваются с проблемой выгодного размещения инвестиций. Эта проблема усиливается наличием узкого круга финансовых инструментов, с помощью которых такие инвестиции могут быть сделаны.

Рассматривая роль российских банков в развитии торговли со странами СНГ, кандидат экономических наук Корытковский В.О., заместитель директора Управления валютных и неторговых операций Сбербанка России, отметил, что существуют благоприятные перспективы для их участия в экономической интеграции.

В условиях недостаточного использования механизма государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции российские кредитные институты, в том числе и Сбербанк России, призваны способствовать продвижению отечественных промышленных товаров и освоению экспортерами новых рынков. Среди стран СНГ основными торговыми партнерами экспортеров-клиентов Сбербанка России в

последние годы были резиденты таких стран, как Украина, Казахстан, Узбекистан.

Постоянное улучшение качества обслуживания российского экспорта, создание финансовых механизмов, направленных на поддержку конкурентоспособности российских товаров и минимизацию коммерческих и политических рисков, является важнейшей задачей в деятельности Сбербанка России. Решению этой задачи подчинено функционирование более тысячи его структурных подразделений, которые занимаются обслуживанием внешнеэкономической деятельности клиентов банка. Разработанная Сбербанком России матрица банковских продуктов, предлагаемых для торгового финансирования в зависимости от сферы деятельности клиентов, позволяет создать благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности стран СНГ.

Рассматривая проблемы регионального экономического сотрудничества стран ЕврАзЭС, А.Д. Нефедьев, специалист ВНИИ внешнеэкономических связей Министерства экономического развития и торговли РФ, подчеркнул, что в настоящее время в рамках ЕврАзЭС предлагается развитие структуры информационно-консультативного и маркетингового обеспечения регионального экономического сотрудничества на основе специализированной сети региональных информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) ЕврАзЭС, которая может войти составной частью в создаваемую систему информационно-маркетинговых центров СНГ.

В отличие от имеющихся разработок и действующих систем, специализирующихся на прикладных и маркетинговых исследованиях, в работе ИМЦ будет доминировать направление разработки бизнес-моделей проектов совместного инновационного развития стран Евразийского региона.

Перспективу формирования ЕЭП стран СНГ невозможно рассматривать без интеграционных процессов в банковской сфере, отметила кандидат экономических наук, М.Б. Медведева, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ. Интеграционный процесс будет быстрее и интенсивнее протекать, если конкурентоспособность банковской системы России, как доминирующее ядро в этом процессе, будет постоянно увеличиваться. Ускоренное развитие российских банков является условием равноправной конкуренции с иностранными банками не столько за определенную долю рынка банковских услуг и получение прибыли, сколько за участие в развитии национальной про-

мышленности, высокотехнологичных отраслей экономики стран СНГ.

Весьма чувствительными к изменениям, происходящим в российской банковской системе, являются банковские системы стран СНГ, в которых действуют те же тенденции: концепция и централизация банковского капитала, переход на стандарты МСФО, развитие системы рефинансирования банков, совершенствование законодательной базы, регулирующей их деятельность, пруденциального надзора и т.д.

Интеграционные процессы, происходящие в СНГ, могут получить дополнительные импульсы для своего развития не только со стороны политиков, но и бизнес-сообщества, представляющего финансово-банковскую сферу, поскольку именно бизнес в целом заинтересован в ускорении создания единого экономического пространства СНГ, унификации расчетов, стандартизации процедур привлечения крупных займов, развития системы потребительского кредитования и т.д.

Однако эти задачи могут быть решены лишь при наличии в России мощной банковской системы, обладающей колоссальной ресурсной базой, современными банковскими информационными технологиями, высококвалифицированным персоналом.

В условиях дефицита финансовых ресурсов, по мнению кандидата экономических наук Егорычевой И.Н., доцента Финансовой академии при Правительстве РФ, важное значение приобретает межгосударственная лизинговая деятельность стран СНГ.

Учитывая, что использование лизинга сокращает цикл производства новой продукции и ускоряет внедрения НТП, позволяет начать предпринимательскую деятельность с минимальными финансовыми ресурсами, способствует получению доходов всеми его участниками и создает дополнительные рабочие места, встал вопрос о гармонизации национального законодательства по лизингу и о разработке межгосударственных норм, регулирующих лизинговую деятельность стран СНГ.

В октябре 1996 г. Межгосударственным экономическим комитетом Экономического совета СНГ был утвержден паспорт инвестиционного проекта. В 1997 г. была принята Конвенция о защите прав инвесторов, и стали создаваться организационные структуры межгосударственного лизинга. 24 декабря 1997 г. в Москве была учреждена Лизинговая Конфедерация (Союз) СНГ - «СНГЛИЗИНГ», в которую вошли Россия, Белоруссия, Украина. Являясь некоммерческой неправительственной организацией, Конфедерация выступает добровольным

и активным партнером координационных органов Экономического союза стран СНГ, участвует в разработке нормативно-правового и методологического обеспечения лизинга. Управление межгосударственными лизинговыми проектами и программами Конфедерации осуществляется координационными группами, а кредитование исполнителей и их обслуживание банковскими гарантиями обеспечивается консорциальными группами коммерческих банков — членов Конфедерации. В составе лизинговой Конфедерации СНГ планируется открыть 20 территориальных агентств в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Молдавии.

О значении такого важного условия углубления интеграции стран СНГ, как конвертируемость их национальных валют говорила в своем выступлении Зайченко К.Ю., заместитель генерального директора ООО «ИРЦ Газпром», выделив такую проблему, как повышение роли рубля на постсоветском пространстве. Результатом невысоких темпов формирования ЕЭП и формальности валютных соглашений стало самостоятельное решение стран СНГ о движении к полной конвертируемости национальных валют.

Существующие расхождения в темпах и конкретных методах осуществления экономических реформ в странах СНГ препятствуют достижению полного единства в функционировании их денежных и валютных систем. Усиление роли региональных объединений (ЕврАзЭС, союз России и Белоруссии) является предпосылкой для создания валютного союза в их рамках.

Введение свободной конвертируемости рубля и повышение его привлекательности в расчетах со странами СНГ усилят позиции российской валюты на постсоветском пространстве. Для этого России необходимо добиться устойчивого спроса на свою валюту в мировой экономике.

Возможность выбора модели денежно-кредитной политики в условиях валютной интеграции рассмотрел кандидат экономических наук Головин М.Ю., старший научный сотрудник ИМЭПИ РАН, отметив, что первая модель предполагает создание коллективной валюты или переход одного из объединений стран-членов на единую валюту. В этом случае регулирование кредитно-денежной политики осуществляется на наднациональном уровне, так как это осуществляется в «зоне евро».

В СНГ о реализации первой модели валютной интеграции заявили Россия и Белоруссия. Но на пути ее осуществления существуют определенные трудности: различия в хозяйственных и денежно-

кредитных системах, политический фактор, вопрос о характере единой валюты — будет ли это новая валюта или российский рубль? Второй вариант не очень устраивает страны СНГ, а первый — требует, чтобы новая валюта добилась признания на мировых финансовых рынках, что требует синхронного развития экономики этих стран.

Может быть предложена другая модель - постепенного согласования денежно-кредитной политики в рамках менее амбициозных инвестиционных проектов. Такая модель могла бы быть реализована в ЕврАзЭС и ЕЭП. Для этого существуют предпосылки - общность проблем, стоящих перед кредитно-денежной политикой указанных стран.

Ряд выступлений на круглом столе был посвящен анализу региональных и национальных аспектов формирования единого экономического пространства стран СНГ.

В частности, директор представительства компании «Консул-Москва» (Узбекистан) Азизов A.M. отметил, что государственная политика Узбекистана нацелена на привлечение иностранных инвестиций.

Предприятие с иностранными инвестициями должно соответствовать следующим требованиям: доля иностранных инвестиций должна быть не менее 30%; уставной капитал должен составлять не менее 150 тыс. дол., а инвестором может выступать только иностранное юридическое лицо.

Установив льготы и гарантии для иностранных инвесторов, к числу которых относится и российский капитал, Узбекистан построил свои отношения со многими странами СНГ на двусторонней основе. Так, например, с Россией урегулированы на двусторонней основе соглашения об избежании двойного налогообложения, об инвестициях и т.д. Однако наличие налоговых льгот долгое время не привлекало российский бизнес на узбекский рынок. После визита Президента России В.В. Путина в Узбекистан в 2004 г. и подписания соглашения о стратегическом партнерстве нефтяные компании начали рассматривать рынок Узбекистана как наиболее перспективный.

В последнее время конкуренцию российскому бизнесу и инвесторам стран СНГ составляют китайские инвесторы, которые очень активно вкладывают средства в рынок энергоресурсов.

В ситуации, когда экономические отношения Узбекистана с выгодой для него могут развиваться не только с Россией, российскому бизнесу целесообразно расширить свое экономическое присутствие на узбекском экономическом пространстве.

Характеризуя украинский рынок ценных бумаг, кандидат экономических наук Ческидов Б.М., доцент Финансовой академии при Правительстве

РФ, отметил, что в начале XXI в. в Украине определенное развитие получили как биржевой, так и внебиржевой рынок ценных бумаг. На Украине насчитывается всего 10 саморегулирующихся организаций - пять ассоциаций и пять фондовых бирж. Национальная депозитарная система состоит из двух уровней. При этом система государственного контроля за участниками рынка формировалась по американскому типу, а инфраструктурные институты — по принципам, близким к директивам Европейского союза.

Факторами, сдерживающими развитие рынков ценных бумаг в Украине, являются недостаточная разработанность нормативной базы, налогообложения соответствующих операций, узкий, непрозрачный внебиржевой рынок, инертный вторичный рынок, неразрешенность проблемы расчетов по ценным бумагам. Наличие этих проблем свидетельствует о невысоком уровне развития украинских рынков ценных бумаг.

Вопросы формирования платежно-расчетной системы стран СНГ рассмотрела кандидат экономических наук Л.И. Хомякова, ведущий экономист Межгосударственного банка, отметив, что при ее создании главной целью является налаживание эффективного механизма международных трансграничных расчетов. В настоящее время в государствах СНГ существуют различные национальные платежные системы, зачастую технически несовместимые друг с другом. Некоторые системы проводят платежи на валовой основе в режиме реального времени, другие — на клиринговой основе. Время работы национальных платежных систем также различно. Все эти различия между национальными платежными системами создают риски, отрицательно сказывающиеся на эффективности и стабильности международных платежей.

Формирование качественно новой платежно-расчетной системы определяется необходимостью не только осуществлять международные сделки, но и более оперативно управлять финансовыми потоками между странами СНГ, что реализуется в деятельности Межгосударственного банка.

Оценивая состояние российско-белорусского экономического объединения, кандидат экономических наук Чаплыгин В.Г., доцент Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, констатировал, что реальные механизмы объединения работают плохо по ряду причин: деклари-

руемые странами цели не включают механизмов их достижения; отсутствует унификация налоговых и валютно-обменных норм, не изучено их воздействие на экономику.

Основания для введения единой валюты в России и Белоруссии на данном этапе экономической интеграции пока отсутствуют, отметил Коротченя В.М., аспирант Финансовой академии при Правительстве РФ. Это объясняется отсутствием равной степени открытости и различной структурой экономик этих стран, низким уровнем мобильности рабочей силы между ними из-за административных барьеров и негибкой политики обеспечения жильем, отсутствия системы межгосударственных трансфертов, единой политической воли в отношении принципов строительства валютного союза.

Важным направлением в рамках реализации Соглашения об объединении денежных систем России и Белоруссии явилась гармонизация их налоговых систем, отметила Ушкалова Д. И., аспирантка ИМЭПИ РАН. Характеризуя работу по унификации законодательства и проведению единой налоговой политики Союзного государства, она подчеркнула, что этот процесс нуждается в дальнейшей интенсификации, поскольку углубляются методологические и концептуальные различия систем налогообложения двух стран. Действующая система налогообложения в Белоруссии в значительной мере носит фискальный характер в ущерб выполнению функций эффективного регулирования экономических и социальных процессов.

Возрастание значения системы противодействия отмыванию преступных доходов при формировании единого экономического пространства стран СНГ в банковской сфере отметила Патрушева Е.А., ведущий специалист Внешторгбанка, показав, что интеграция финансовых рынков и свобода перелива капиталов облегчают перемещение преступных капиталов. Проникновение «грязных» денег в законный финансовый оборот является серьезной угрозой экономической безопасности и политической стабильности стран СНГ.

Необходимо формирование единых подходов стран СНГ в правовом регулировании противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Основой являются 40 рекомендаций ФАТФ в сфере противодействия легализации преступных доходов и 8 специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма и общепринятые международные стандарты в финансовой сфере.

В условиях, когда на Западе экономическое пространство стран СНГ воспринимается как некая совокупность, зачастую повышенный риск потери репутации ложится в первую очередь на российские банки, в большей степени участвующие в операциях на международном финансовом рынке, отметила Лисиченко Д.В., аспирантка Финансовой академии при Правительстве РФ. Банковская система стран СНГ еще недостаточно развита и не во всех странах с отмыванием преступных доходов борются. Крупный шаг в этом направлении был сделан на высшем уровне созданием Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Китая, России и Таджикистана.

В качестве основных направлений совершенствования механизма сотрудничества в сфере противодействия легализации преступных доходов можно выделить: налаживание межбанковских связей в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов, внедрение принципа «знай своего партнера», внедрение автоматизированного механизма, осуществляющего идентификацию клиентов, совершающих подозрительные операции с; денежными средствами или иным имуществом, и мониторинг транзакций в целях отслеживания перемещения преступных доходов.

Рассматривая перспективы сотрудничества банков России и стран СНГ в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, Соломатина Е., ведущий специалист Внешторгбанка, отметила необходимость заинтересованности самих кредитных организаций в активном участии в этом процессе. Банкам должно быть невыгодно пропускать через себя грязные деньги или способствовать террористической деятельности, поскольку возникает не только риск потери деловой репутации, но и серьезный барьер из санкций надзорных органов, вплоть до лишения права заниматься банковским делом и уголовного преследования.

Налаживание механизма совместных действий банков России и стран Содружества для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, который соответствует международным стандартам, а также обмен информацией и мнениями о состоянии и перспективах развития национальных противодействующих систем, сотрудничество с правоохранительными органами позволит пресечь отток валютных ценностей за границу, предупредить использование банковской системы в отмывании и незаконном вывозе денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.