Роль России в развитии валютно-
Глобальный финансовый кризис стал серьезным испытанием для экономики стран ЕврАзЭС, их финансовых систем. Он обнажил важнейшие внутренние системные проблемы, ошибки и просчеты в экономической политике. В то же время кризис заставил руководство стран Сообщества пересмотреть свое отношение к взаимному валютно-финансовому сотрудничеству, его неиспользованным возможностям в смягчении влияния внешних финансовых и экономических потрясений. Страны подошли к новому рубежу валютно-финансового взаимодействия, когда у них есть реальный шанс наверстать упущенное в предкризисные годы, сделать реальные шаги по пути консолидации взаимных связей, которые принесут пользу всем их участникам.
Россия по-прежнему остается для других стран Сообщества центром притяжения, которое усилилось под влиянием кризиса. Если страны ЕврАзЭС не хотят законсервировать свою экономическую отсталость и не отстать от структурной перестройки мировой экономики на основе нового технологического цикла, то их экономическая политика будет ориентироваться на модернизацию производства, укрепление финансовой системы и обеспечение стабильности национальной валюты. Достижению этих целей во многом будет способствовать валютно-финансовое взаимодействие, которое, как показал мировой опыт, является необходимым условием повышения эффективности и конкурентоспособности экономики.
Ответом стран Сообщества на вызовы переживающей кризис глобализации являются начало функционирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в середине 2010г. и меры по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) этих стран, которое начнёт «работать» с 1 января 2012 г. На этом этапе намечено создать общий рынок товаров, капитала и труда. Очевидно, что в этом процессе очень велика роль валютно-финансового взаимодействия стран-участниц и активного участия
в нём России.1
1 «Известия», 18 марта 2011 г.
К.А. Нерсесов
УДК 339.747 ББК 65.268 Н - 545
Принципиально важно, что свои суверенные функции в области проведения внешнеторговой политики страны делегировали первому в постсоветской практике наднациональному органу Комиссии Таможенного союза, которая занимается администрированием единой таможенной территории на основе международных договоров трёх стран и положений Таможенного кодекса. Создание Комиссии Таможенного союза - первый шаг к повышению эффективности управления сотрудничеством на межгосударственном уровне. Для формирования ЕЭП начата работа по гармонизации, а затем унификации норм банковского законодательства, финансовой и бухгалтерской отчётности, регулирования валютного и фондового рынков. В процессе формирования ЕЭП возрастает роль многостороннего финансирования совместных проектов и межгосударственных целевых программ.
Создание Таможенного союза - это первый шаг к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). Формируется общий рынок участников Таможенного союза, окончательно унифицировать таможенное, торговое и трудовое законодательство. Страны рассчитывают на то, что каждая из них получит выгоды от свободного движения товаров, использования новых возможностей для реализации совместных двусторонних и многосторонних проектов в разных отраслях. По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, к 2015 г. общий эффект Таможенного союза для входящих в него трех стран составит примерно 400 млрд долл., т.е. прибавка к ВВП каждой из этих стран оценивается в 15%.2 Если к ЕЭП присоединится Украина, то расчётный интеграционный эффект, по оценке С.Ю.Глазьева, увеличится в полтора раза.3
Институт современного развития (ИНСОР), председателем попечительского совета которого является президент, в объёмистом докладе «Обретение будущего. Стратегия 2012» считает, что создание Таможенного союза и ЕЭП «уже в обозримой перспективе следует ориентировать на образование Евразийского экономического союза, ... закрепляя процесс реинтеграции».4 (с. 293-294).
Автор полагает, что вряд ли корректно сравнивать создание Таможенного союза с опытом интеграции в Западной Европе, как это сделал в Астане российский президент, заявив, что «мы (т.е. страны ЕврАзЭС - прим. автора) двигаемся
быстрее».5 Таможенный союз стран «общего рынка», который начали создавать в 1956 г., заработал в полную силу уже в 1958 г., а первое соглашение о Таможенном союзе в СНГ было заключено в 1996 г., а начало реализоваться только через 14 лет.
Следует учитывать, что формирование общего таможенного, экономического и валютного пространства в Европе происходило при совсем других условиях
2 Юлия Панфилова, Николай Чеховский. «Пограничное состояние». // «Профиль». № 23, 2010 г., с.8.
3 «Вопрос в лоб Сергею Глазьеву». // «Завтра». №44, 2010 г., с.1.
4 www.insor-russia.ru Институт современного развития.
5 «Известия», 6 июня 2010 г., с.3.
и уровнях развития экономики и межгосударственного взаимодействия стран-участниц. Алгоритм экономического сближения двух регионов можно сравнивать лишь формально. Необходимо отметить, что создание таможенного союза влияет не только на движение товаров, но также на взаимные инвестиции, поскольку теперь машины, оборудование и другие инвестиционные товары будут свободно перемещаться между странами-партнерами.
Отмена пошлин даст дополнительные импульсы и совместным проектам. В случае России и Казахстана основное направление интеграции - совместное развитие космических технологий и технологий связи, в том числе на Байконуре. Наиболее перспективное направление в работе с Белоруссией - машиностроение. Кроме того, задуман целый ряд масштабных инфраструктурных проектов для всех трех стран, в том числе транспортный транзит Европа - Средняя Азия. Готовится пакет документов и о вступлении наших стран в Транспортный союз. Речь идет не только о трубопроводах, но и о дорогах - автомобильных и железных.
Таможенный союз, видимо, окажет влияние на направления трансграничных инвестиционных потоков. В связи с началом функционирования Таможенного союза необходимо вспомнить, что в 1999 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия заключили Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, положения которого действуют и сейчас. В этом Договоре в разделе 7 «Движение капитала» в ст. 46 сказано: «Стороны, реализуя соглашения по взаимной конвертируемости национальных валют, продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущими операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками и присоединятся к VIII статье Устава Международного Валютного Фонда. В целях реализации мер по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем и по завершению этих мероприятий Стороны подпишут соответствующие протоколы».
А в ст. 51 говорится: «Стороны будут стремиться повысить степень либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения госу-дарств-участников.
Стороны не будут вводить в дополнение к существующим новые ограничения в области валютных операций, которые затруднили бы движение капитала и связанные с этим текущие платежи, а также не увеличивать ограничения в существующих правилах.
Возможность временного неприменения положений настоящей статьи будет регулироваться отдельными соглашениями».
В развитие этих положений в решении «О плане по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Рос-
сийской Федерации», принятом 19 декабря 2009 г., предусмотрено, что в 2011 г. вступят в силу соглашение об основах инвестиционной деятельности и соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, а в 2012 г. начнёт действовать соглашение о принципах валютной политики.6
Государства Содружества - это жизненное пространство, необходимое нашей стране для сохранения статуса великой державы, для обеспечения собственного устойчивого развития, для поддержания хозяйственной целостности. Россия нуждается в формировании общего экономического пространства ЕврАзЭС для выполнения миссии евразийской державы; доступе к разработке минерально-сырьевой базы стран Сообщества для укрепления собственной ресурсной базы и получения дефицитных полезных ископаемых, а также для повышения своей роли на мировых сырьевых рынках и в качестве гаранта международной энергетической безопасности; эффективном коммерческом присутствии на емком, либерализованном общем рынке Сообщества; избежании нерациональной конкуренции со странами ЕврАзЭС на мировых рынках через реализацию совместных проектов в области переработки первичных ресурсов (например, проектов по производству рафинированных цветных металлов, минеральных удобрений и др., где Россия сама является ведущим экспортером); доступе к избыточной рабочей силе стран региона, чему нет альтернативы в условиях нарастания у нас демографической проблемы и с учетом высокой адаптивности трудовых мигрантов из стран Сообщества к условиям работы в России; доступе к интеллектуальной, в значительной степени рус-скоговорящей, элите стран ЕврАзЭС для сокращения «утечки мозгов» на Запад и стимулирования инновационных процессов в российской экономике; доступе к системообразующим активам, обеспечении стабильности и предсказуемости сотрудничества в сферах, представляющих стратегический интерес для России и стран Сообщества.
При оценке роли России в валютно-финансовом сотрудничестве стран Сообщества необходимо учитывать, какое значение в современных условиях и на перспективу наша страна придаёт этому региону. Приоритетное значение ЕврАзЭС во внешней политике России, её внешнеэкономической стратегии и её роли в развитии взаимного сотрудничества закреплено в документах, определяющих внешнеполитический и внешнеэкономический курс нашей страны.
В «Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной президентом 12 июля 2008 г., сказано, что «Россия будет принимать меры по дальнейшему укреплению ЕврАзЭС как ядра экономической интеграции, механизма содействия реализации крупных водноэнергетических, инфраструктурных, промышленных и иных совместных проектов» (с. 15). При этом Сообщество рассма-
6 www.evrazes.com Евразийское экономическое сообщество
тривается как неотъемлемая часть СНГ, развитие которой будет основой обновленного Содружества Независимых государств. «Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 г.», принятая в декабре 2008 г., в качестве одной из основных целей предусматривает «создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации» (с. 10).
В проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» в разделе «Приоритетные направления внешнеэкономической политики» предусмотрено:
- «формирование зоны совместного развития на евразийском пространстве и укрепление позиций России в качестве лидера интеграционных процессов в Евразии;
- укрепление ЕврАзЭС, формирование в его рамках таможенного союза и единого экономического пространства, формирование совместных финансовых институтов развития;
- превращение российского рубля в ведущую региональную валюту и создание на евразийском пространстве рублевой зоны;
- превращение России в один из мировых финансовых центров, обладающий независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающий лидирующие позиции России на финансовых рынках стран на евразийском пространстве» (с. 126).
Приведённые положения были сформулированы до кризиса, но их значение не перестало быть актуальным и ещё более возросло в посткризисный период. Реальным подтверждением этих намерений и целей России стали меры, принятые в рамках ЕврАзЭС, и активное участие нашей страны в работе «Группы 20» при выработке подходов к выявлению причин и преодолению последствий кризиса.
В середине 2009 г. Государственная Дума РФ ратифицировала Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества в 10 млрд долл. одновременно с Соглашением об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества. Средства, которые должны быть внесены в Фонд Россией согласно Договору от 9 июня 2009 г. (7,5 млрд долл. - ее взнос плюс 1 млрд долл. - кредит Казахстану на внесение аналогичного взноса), выделены в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.». Соглашения об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС и выделении в него определенных средств были ратифицированы парламентами Казахстана, Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана. Работа Фонда будет строиться на общепринятых принципах сроч-
ности, возвратности и доходности. Так работает МВФ, так действуют и аналогичные региональные фонды, например, Фонд финансовой взаимопомощи Британского содружества наций.
Важно, чтобы средства Антикризисного фонда были не «проедены», а вложены в перспективные проекты. На первый план выходят проекты модернизацион-ные, инфраструктурные, важные для всех государств Сообщества. Строительство новых магистралей, объектов энергетики, создание высокотехнологичных производств, новых рабочих мест и новых, конкурентоспособных видов продукции станут вкладом в будущее стран ЕврАзЭС, будут способствовать их дальнейшему сближению.
На саммите «группы 20» в Лондоне 2 апреля 2009 г. общая позиция стран Сообщества была представлена правительством России в «Совместном заявлении министров финансов, экономики руководителей центральных (национальных) банков государств-членов Евразийского экономического сообщества о реформировании международной финансовой архитектуры».
Опираясь на принципы реформирования международной финансовой системы и План действий по их реализации, изложенных в Декларации, принятой на саммите «Группы 20» 15 ноября 2008 г. в Вашингтоне, государства-члены ЕврАзЭС предлагают активизировать усилия прежде всего на следующих направлениях:
- в целях повышения уровня транспарентности и подотчетности участников финансовых рынков следует: установить более жесткие требования к раскрытию информации участниками рынка; внести изменения в стандарты финансовой отчетности, предполагающие уточнение подходов к определению справедливой стоимости финансовых инструментов; повысить требования к собственному капиталу финансовых организаций в условиях кризиса;
- для укрепления международного сотрудничества и повышения согласованности на международных рынках с учетом интересов стран с формирующимися рынками предлагается: включить в состав создаваемых надзорных коллегий в транснациональных банках представителей стран с формирующимися рынками, в том числе от государств-членов ЕврАзЭС; выработать единые унифицированные подходы к определению национальных оффшорных юрисдикций, установить в отношении операций с ними режим усиленного мониторинга и в случае необходимости реализовывать меры воздействия с учетом международных стандартов; включить в сферу регулирования финансовых рынков сложные производные финансовые инструменты и спекулятивные хедж-фонды;
- для повышения эффективности работы международных финансовых организаций наделить МВФ функциями надзора и контроля за финансовыми рынками; увеличить ресурсы Фонда, чтобы он мог выполнять функции кредитора при значительном оттоке капитала из стран с формирующимися рынками; содействовать
более активной работе многосторонних банков развития, включая Группу МБРР, для стимулирования развития реального сектора экономики и увеличения инвестиций в страны с формирующимися рынками.
В целях перехода к мировой валютной системе, основанной на нескольких конкурирующих резервных валютах, страны Сообщества предлагают принять согласованные меры по уменьшению зависимости мировой экономики от одной резерв-7
ной валюты.
Рассмотренное Совместное заявление стран Сообщества, представленное Россией, - это принципиально важный шаг, который позиционирует ЕврАзЭС как активного участника решения актуальных международных проблем и подтверждает ведущую роль в нём нашей страны. Специфика экономического пространства ЕврАзЭС - доминирование на нём России, на которую приходится почти 90% совокупного регионального валового внутреннего продукта, более 60% суммарного экспорта товаров и услуг. Российская экономика в 160-165 раз больше экономик Киргизии и Таджикистана. Подушевой валовый национальный доход в России в 2008 г. был в 3 раза выше, чем в Киргизии и Таджикистане.
Существенная разница экономических потенциалов России и других стран ЕврАзЭС обусловливает объективное различие в интересах сторон в развитии регионального торгово-экономического сотрудничества. Для России как самой мощной страны основной интерес - геостратегический и геоэкономический, реализация которого растянута во времени и требует четкой последовательности действий. Партнеры преимущественно видят свой интерес в максимизации текущих выгод, связанных с получением различного рода субсидий (прямых и косвенных) и преференциальным доступом на емкий российский рынок.
Место России во взаимном сотрудничестве во многом определяется её ролью во взаимной торговле, которая опосредствуется платёжно-расчётными отношениями. Доля России в экспорте Белоруссии во взаимной торговле составляет 85-90%, а в импорте - более 90%. Для Казахстана эти доли примерно равны 90%, для Киргизии - 50% и 70%, Таджикистана - 80% и 60%. Российские банки выходят прежде всего на рынки Казахстана и Белоруссии. В Таджикистане функционирует несколько российских банков. В Киргизии российские акционеры присутствуют только в качестве миноритарных владельцев.
Особое значение в банковском сотрудничестве России со странами Сообщества имеет уже отмеченное ранее создание в начале 2006 г. Евразийского банка развития (ЕАБР), который будет финансировать совместные проекты стран ЕврАзЭС. Его уставный капитал составляет 1,5 млрд долл. (1 млрд долл. вносит Россия и 0,5 - Казахстан). Можно сказать, что ЕАБР призван стать катализатором деятельности коммерческих банков в области финансирования национальной экономики
7 www.parlcom.ru Центр парламентских коммуникаций «ПарлКомм».
межгосударственных инвестиционных проектов. Деятельность ЕАБР (и Антикризисного фонда ЕврАзЭС) призвана способствовать развитию кредитования на двусторонней и многосторонней основе, формированию регионального финансового рынка.
Основная часть взаимных инвестиций стран Сообщества приходится на инвестиции России в странах-партнерах и их вложения в России, причем в страны региона (за исключением Казахстана, инвестиции которого в России в последние годы превышают российские инвестиции в этой республике). Российские компании инвестируют в промышленность, строительство, транспорт, связь, банковское и страховое дело. Степень российского присутствия заметно различается по странам и конкретным сферам экономики и зависит от целого ряда факторов: важности той или иной отрасли для интересов российского бизнеса (и государства), конкретных условий данной страны (валютного и инвестиционного законодательства, общего делового климата), уровня конкуренции со стороны других стран-инвесторов и т.д.
Необходимо отметить, что во всех странах Сообщества Россия заметно уступает по объему прямых инвестиций другим иностранным инвесторам. Так, в Казахстане на начало 2007 г. российские инвестиции составляли лишь 3% от всех накопленных республикой прямых иностранных инвестиций, в то время как американские - 29%, голландские - 15%, английские - 11%. По прямым инвестициям в Казахстане Россию также опережали Швейцария, Франция, Китай, Канада. В Киргизии на долю России в 2007 г. пришлось только 3,3% объема иностранных инвестиций, в то время как на Казахстан - 46,6%.8
Кредитные отношения как необходимая составляющая валютно-финансового взаимодействия России со странами ЕврАзЭС, фактор, призванный способствовать расширению взаимной торговли, инвестиционного сотрудничества, форма оказания финансовой помощи странам-партнерам. В то же время эти отношения и расчеты по кредитам представляют из себя сферу, в которой переплелись экономические и политические интересы и амбиции. Часто кредитные отношения между партнерами осложняются рядом обстоятельств, тормозящих нормальное развитие взаимных экономических связей и движение по пути все большего сближения экономик на макро- и микроуровне, обостряющих политические отношения России с рядом стран.
В период 2008-2009 гг. на фоне финансово-экономического кризиса в постсоветском регионе Россия продолжила практику выделения государственных го-скредитов странам ЕврАзЭС по их просьбе. Финансовую поддержку получили: Белоруссия (3,5 млрд долл. - антикризисные кредиты и 6 млрд руб. - синдициро-
8 Б. Хейфец. «Российские прямые инвестиции в ЕврАзЭС и их роль в развитии энергетики и транспортной инфраструктуры Евразийского пространства». // Евразийская экономическая интеграция. №1. 2009. С. 30.
ванный кредит российских банков); Киргизия (450 млн долл.), Армения (500 млн долл.). Страны получили межгосударственные кредиты на льготных условиях - на длительный срок, до 15 лет, с отсрочкой начала погашения платежей на 5 лет, под низкие проценты.
Крупное кредитное соглашение было подписано с Белоруссией. В соответствии с ним, Российская Федерация обязалась предоставить 2 млрд долл. госкредита Белоруссии на компенсацию роста цен за импортируемый из России газ. Первый транш кредита - в 1 млрд долл. поступил на счет Минфина РБ 18 ноября 2008 г., второй транш - еще 0,5 млрд долл. был предоставлен в 2009 г. Условия кредитования льготные: сроки действия кредита - 15 лет по ставке LIBOR + 3% годовых, причем с отсрочкой погашения платежей по основному долгу на 5 лет. Это значит, что до 2013 г. Белоруссия не будет возвращать основную сумму кредита, а только обязана выплачивать проценты по нему. В середине 2010 г. с Белоруссией была достигнута принципиальная договорённость о предоставлении ей кредита в 6 млрд долл. для строительства АЭС.
Для развития взаимного сотрудничества стран Сообщества принципиально важное значение имеет превращение рубля в региональную резервную валюту. Конечно, эту задачу нельзя решить по указу. Рубль может стать такой валютой лишь опираясь на мощную современную экономику и финансовую систему России, которые ещё предстоит создать. Важнейшим условием функционирования рубля в качестве резервной валюты является создание диверсифицированной экономики, развитой финансовой системы, обеспечение международного доверия к рублю на основе превращения его в полноценную национальную валюту России, не столь сильно зависящую от цены на нефть и курса доллара.
Укреплению международного статуса рубля, финансового потенциала России и развитию экономического сотрудничества стран ЕврАзЭС призвано способствовать создание в нашей стране международного финансового центра (МФЦ). Создание МФЦ - это масштабный системный проект, фактически означающий проведение реформы финансовой системы страны. Он может быть реализован только при органической увязке с развитием экономики в целом, поскольку нельзя совершенствовать финансовую сферу в отрыве от развития и модернизации реального сектора.
Необходимыми условиями создания МФЦ являются введение мегарегулятора финансовых рынков, вступление России в Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO), которая оценивает уровень регулирования фондового рынка в каждой конкретной стране и на основе этих оценок устанавливает для иностранных инветфондов ограничения по работе с локальными акциями. От участия в этой организации зависят масштабы покупки российских ценных бумаг иностранными инвестфондами.