ЗАЙНАГУТДИНОВА А.И.
ПОТЕНЦИАЛ РИСКОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЕ
Аннотация. Рост неопределенности, обусловленной кризисными явлениями в национальных экономиках мирохозяйственной системы, трансформации в институциональном устройстве лоббирования интересов правительств стран-участниц ВТО, расширение позиций России в международной торговле определяют необходимость формирования системы риск-менеджмента на институциональном макроуровне взаимодействия российской экономики, международной торговой системы и региональных интеграционных объединений. В работе проводится анализ влияния членства России в ВТО, рассматриваются различные факторы рисков для отечественной экономики.
Ключевые слова: ВТО, международная торговая система, адаптация российской экономики, интеграция, международная торговля, анализ рисков, последствия присоединения к ВТО.
ZAYNAGUTDINOVA A.I.
POTENTIAL OF RISKS OF THE RUSSIAN ECONOMY IN THE INTERNATIONAL TRADE SYSTEM
Abstract. Growth of uncertainty due to the crisis phenomena in the national economies of the world economic system, transformation in the institutional setup of lobbying of interests of governments of the WTO country participants, expansion of placement of Russia in the international trade system determine the need to form a system of risk -management on the institutional macro-level of interaction of the Russian economy, the international trade system and regional integrational unions. The work analyzes the impact of Russian membership in the WTO, discusses different risk factors for the domestic economy.
Keywords: the WTO, international trade system, adaptation of the Russian economy, integration, international trade, analysis of risks, consequences of joining the WTO.
Одной из качественных характеристик при вхождении и первичной адаптации сложной экономической системы в более крупное, еще более сложное по своим связям, взаимодействию и переплетению интересов институциональное образование является потенциал рисков.
Анализ публикаций по проблемам выявления, оценки и выбора механизмов противодействия рисков на институциональном макроуровне показывает отсутствие комплексных, фундаментальных исследований по теории и практике системы управления рисками в условиях интеграции экономики России в ВТО.
Теоретико-методологический фундамент изучения рисков был заложен в трудах классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса, а впоследствии развит такими экономистами, как Дж. Кейнс, Г. фон Мангольдт, А. Маршалл, Дж. Милль, И.Ф. Найт, Й. Шумпе-тер и др.
Большое значение сыграли работы в области финансовых и институциональных возможностей управления рисками в международной торговле таких авторов, как М. Буянова, М. Гули-ева, А. Джинджолия, Э.С. Набиуллина, Т. Матвеева, В. Мосейко, В. Оболенский, С. Сазонова, Д. Фролова, Е. Шаститко, Л. Шаховской и др.
Система рисков мирохозяйственных связей носит сложный, многоуровневый характер, связанный с внутригрупповыми разновидностями рисков, широким спектром определяющих их появление факторов и предпосылок.
На основе анализа существующих рисков, мониторинга скрытых рисков формируется адаптационная модель развития российской экономики к условиям и вызовам международной торговой системы.
В настоящее время, в условиях перспектив секторальных санкций против России, в потенциал рисков можно заложить замедление темпов роста экономического развития страны, ухудшение финансового состояния отдельных отраслей экономики, условий заимствования, рост «премий» за риск и усиление оттока капитала, ослабление обменного курса, рост инфля-
ции и сокращение инвестиций, риск нарушения экспортных поставок газа через Украину, снижение бюджетной устойчивости, ухудшение условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий и передовых практик.
При оценке многофакторных интересующих нас рисков процесса углубления интеграции в систему мирохозяйственных связей целесообразно формирование комплексной системы показателей и индикаторов интеграции с привлечением международных индексных и рейтинговых показателей, демонстрирующих состояние и динамику уровня устойчивости и конкурентоспособности стран в интеграционных объединения и системе международной торговли.
В табл. 1 представлена систематизация данных о рисках вступления России в ВТО, разработанная по информационным материалам Министерства экономического развития РФ.
Таблица 1
Систематизация рисков, угроз, выгод и преимуществ последствий вступления России в ВТО1
■а о
м
£ ■р
а
Рост конкуренции Усиление конкуренции с мировыми лидерами, обладающими достаточными ресурсами, опытом, знаниями и пр.
Поглощения производств Поглощение слабых предприятий в условиях роста конкуренции
Закрытие предприятий На фоне роста импорта возможно закрытие слабых производств, рост безработицы
Рост цен Выравнивание Россией своих внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности
Отток капитала Отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидендов
Изменения в политике ВТО запрещает проводить промышленную политику, то есть политику целенаправленного и прагматичного протекционизма
Отраслевые угрозы В связи с ликвидацией защитных барьеров на российский рынок придут международные корпорации, усилят присутствие уже работающие. В итоге — значительное увеличение маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций, значительное падение рентабельности бизнеса отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Наиболее уязвимые отрасли: аграрный сектор, металлургия, химическая промышленность, легкая, машиностроение, транспорт, розничная торговля, пищевая промышленность
Сокращение доходов бюджетов Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета, что в условиях смягчения таможенного режима может отрицательно сказаться на наполняемости бюджета
Неверный вектор развития Российская промышленность получает выходы на рынки, где она не сможет воспользоваться открывающимися возможностями (к примеру, высокотехнологичные производства — производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц)
Угрозы малому бизнесу Низкая степень поддержки государством, незнание потребностей малого бизнеса приведут к негативным последствиям
Угрозы продовольственной безопасности Усиление зависимости страны от импорта продовольствия
Сырьевая направленность экономики Усиления конкуренции иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке может привести к спаду промышлен-ного и сельскохозяйственного производства, как следствие — усиление сырьевой специализации России
Ухудшение торговых и платежных балансов Возникновение проблем в области интеграционных процессов стран-членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменения системы предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг
1 Составлено автором по материалам «Справка Министерства экономического развития РФ о последствиях вступления России в ВТО»
ЗАЙНАГУТДИНОВА А.И.
потенциал рисков российской экономики в международной торговой системе
Продолжение таблицы 1
и
£ г
о
д р
я ■а
л
а м
у
щ
л
Г)
н
со »
Интеграция в мировую экономику ВТО задает определенные правила на мировом рынке товаров и услуг
Равенство участия Россия является полноправным участником переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции
Разрешение споров В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров.
Создание условий Создание благоприятных условиях для развития внешнеэкономической деятельности
Ослабление дискриминации Вступление в немалой степени будет содействовать исчезновению преград, дискриминирующих Россию на мировых рынках от антидемпинговых процедур и квотных ограничений на зарубежных рынках
Развитие деловой среды бизнеса Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли
Стимулирование экономики Повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции
Доступ на рынки Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты (среднее и тяжелое машиностроение, оборонная промышленность, интеллектуальные технологии — высокие технологии, инновации).
Рост производства В конкурентных областях экономики (энергетика, сырьевые отрасли, рыбная промышленность, сфера услуг, туризм и пр.)
Рост уровня жизни Создание новых рабочих мест, занятости, доходов граждан, рост демографии
Новые технологии Посредством увеличения объемов импорта новой техники и технологий
Повышение деловой активности Рост инвестиционной привлекательности, доступ к источникам дешевых и «длинных» кредитных ресурсов
Условия прозрачности Посредством адаптации национального законодательства к международным нормам, что повысит деловую активность в реальном секторе экономики
Интеграция производств Создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности
Снижение коррупции Как результат понятных, прозрачных и стабильных правил торговли
В качестве примера конкретизации приведем теоретическую модель систематизации существующих и скрытых рисков аграрного сектора российской экономики, определяющих низкий уровень его конкурентоспособности в условиях развития международной интеграции в рамках ВТО (табл. 2).
Таблица 2
Риски аграрного сектора в условиях развития международной интеграции в рамках ВТО
Факторы рисков
Искусственное сдерживание цен на продукцию в целях обеспечения доступности продовольствия. Следствие — недополучение доходов сельхозпроизводителями негативно влияет на их производственную, инвестиционную и инновационную активность
Искусственное поддержание хозяйственной деятельности низкоэффективных предприятий
Нерациональная политика поддержки инвестиционной активности. Следствие - самовоспроизводящийся механизм увеличения масштабов бюджетной поддержки и патерналистские подходы
Отсутствие долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления сельхозпродукции на внутреннем рынке и ясной политики в отношении агропродовольственного экспорта
Продолжение таблицы 2
Факторы рисков
Низкая динамика инновационного развития, включая внедрение достижений биотехнологий, технологий, адаптированных к глобальным изменениям климата, при отсутствии реального воздействия на эти процессы государства. Существующая технологическая политика обеспечивает лишь рост урожайности, но через ближайшие 5-6 лет вероятна ее стагнация или спад.
Самоустранение федерального центра от воздействия на территориальное размещение производительных сил в аграрном секторе с учетом конкурентных преимуществ. Следствие — распыление бюджетной поддержки
Риски Характеристика
Макроэкономические Не предусмотрена системная работа по снижению диспаритета цен на энергоресурсы, материально-технические средства За рамками рассмотрения оказались риски, связанные с финансово-кредитной и курсовой политикой, ростом стоимости услуг, оказываемых сельхозпроизводителям и участникам рынка (например, транспортных, госуслуг, складских и т.п.), избыточным государственным регулированием на различных уровнях, в т. ч. связанные с ограничительными мерами в отношении агропродовольственного экспорта
Природные риски В Госпрограмме ограничены их возникновением вследствие размещения «большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия». Полностью упущены риски в результате глобального изменения климата, то есть не решаются будущие задачи
Структурные Неясность политики в отношении личных подсобных хозяйств и низкоэффективных производств
Институциональные Неурегулированность ряда законодательных вопросов, стремление сохранить административные функции и барьеры для бизнеса, низкая эффективность институтов развития в аграрном секторе (Росагролизинг и Россельхозбанк), различия в законодательной базе по регулированию сельхоздеятельности в странах Таможенного союза и др.
Социальные Следствие половозрастной структуры сельского населения, возможное сокращение занятости в отрасли по мере роста производительности труда при неразвитости систем подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих реинтеграцию работников любого возраста в производство
«Проблема знаний» Низкая эффективность аграрной науки, слабая интегрированность научных центров, низкая мобильность научных сотрудников, отставание в вопросах использования современных информационных и биотехнологий
«Проблема динамизма» Результат барьеров для создания новых (включая транснаци-ональные) предприятий и нехватка систем мотивации предпринимательства в принятии на себя рисков, которые могли бы помочь в создании более динамичной и гибкой среды
«Проблема интеграции» Необходимость оптимизации национальной структуры производства, исходя из принципа оптимального использования производственных факторов (конкурентных преимуществ) и реализации возможностей развития интеграции
Однако данная таблица носит описательный, статический характер существующих рисков, где отсутствуют реальные показатели для динамического мониторинга существующих и потенциальных рисков и угроз функционирования секторов экономики в рамках адаптационного этапа интеграции в международной торговой системе.
Необходимо обратить внимание на изменившиеся предпосылки и нарастающие тенденции регионализации интеграции под влиянием глобализации, локальных и мировых финансовых, политических и военных кризисов, экономической интеграции и стратегий формирования самодостаточных экономик стран, что подтверждает изменение подходов к сущности и формированию мощнейшего экономико-математического инструментария оценки рисков глобальной интеграции стран.
Оценку рисков реальных последствий адаптационного функционирования России в ВТО проведем на основе динамического анализа экономического развития России в разрезе терри-
торий по показателям уровня их вовлеченности во внешнеторговую деятельность и внешнеэкономические связи, а также уровню конкурентоспособности товаропроизводителей.
Такой анализ проведем на основе системы показателей, позволяющих оценить влияние внешнеторгового оборота на формирование валового регионального продукта, приведенных в табл. 3.
По уровню вовлеченности территорий России во внешнеторговую деятельность в значительной мере можно сказать о степени риска — влияния новых условий международной экономической интеграции на развитие российской экономики и ее территорий. Регионы РФ группируются по уровню влияния импорта и экспорта на экономику субъекта РФ по показателям, показывающим влияние внешнеторгового оборота на формирование валового регионального продукта, приведенным в таблице выше.
Таблица 3
Система показателей оценки реальных последствий адаптационного функционирования России в ВТО по уровню регионального экономического развития
Наименование показателей Обозн. Формула расчета Характеристика Норматив
Экспортная квота Кэ Кэ = Э/ВРП х100%, где Э - экспорт; ВРП - валовый региональный продукт Показывает значимость экспорта для экономики региона Норма отсутствует, значение колеблется в зависимости от роли экспорта в экономике региона
Импортная квота Ки Ки = И/ВРПх100%, где И - импорт Показывает значимость импорта для экономики региона Норма отсутствует, Значение колеблется в зависимости от роли импорта в экономике региона
Внешнеторговая квота или Коэффициент открытости экономики Квт Квт = 'ЛР+ИУВРП х100% Показывает развитие и сбалансированность внешней торговли Норма отсутствует, значение колеблется в зависимости от роли экспорта и импорта в экономике региона
Коэффициент покрытия экспортом импорта Кэи Кэи = Э/И Характеризует уровень внешнеторговой самообеспеченности региона >1
Коэффициент международной конкурентоспособности Кмк Кмк = (Э-И)/Во6, где Воб - внешнеторговый оборот Характеризует долю «чистого» экспорта во внешнеторговом обороте >0
На основе данных Федеральной таможенной службы, Министерства экономического развития РФ об объемах внешней торговли субъектов РФ, Банка России, Министерства финансов РФ и Федеральной службы государственной статистики по показателю валового регионального продукта в расчетных таблицах диссертационного исследования в разрезе Федеральных округов РФ представлены результаты мониторинга международной экономической интеграции России в 2005 и в период 2011-2013 гг.
Исходя из данных Росстата за 2005-2013 гг., доля внешнеторгового оборота в валовом региональном продукте превышает среднее российское значение только в 32 субъектах Российской Федерации (рис. 1), что свидетельствует о наличии скрытых рисков с возможностью их более сильного влияния присоединения России к ВТО на экономику данных регионов.
' ' доля внешнеторгового оборота в ВРП —■— число субъектов, превышающих Квт
Рис. 1. Динамика степени адаптации регионов России по показателю доли внешнеторгового оборота в ВРП, 2005-2013 гг.
Показатель отношения оборота внешней торговли к ВРП, характеризующий степень открытости экономик территорий России, имеет отчетливую тенденцию к снижению. Причем растет число регионов РФ, которые не дотягивают до этого уровня. На фоне ослабления открытости растет внутренний спрос. Для сравнения, уровень открытости американской экономики и экономики Евросоюза составляет 22% ВВП (в 2 раза ниже, чем у России), Японии — 28% ВВП. Более высокие показатели имеет Китай, а также такие малые страны, как Бельгия2.
Оценка тренда адаптационного этапа присоединения России к ВТО по показателям влияния ВТО на региональное экономическое развитие показывает, что в группе риска находится преобладающая доля регионов России. К примеру, в группе регионов с высокой зависимостью от внешних рынков, особенно зоны ВТО, — г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Калужская, Иркутская, Ярославская области, Приморский край и Республика Карелия; показатели Калужской области последние три года не дотягивают до нормативных (Кмк = -0,9; Кэи = 0,05); у г. Санкт-Петербурга динамика показателя покрытия экспортом импорта отрицательная (Кэи 2011, 2012 и 2013) = 0,65; 0,57 и 0,55.
Однако такие тенденции нельзя оценивать вне их связи с новейшими событиями в мировой торговой политике по отношению к России по установлению торговых и внешнеэкономических санкций. Эскалация торговой войны, основанная на санкциях стран ЕС в отношении России и установлении последней продовольственных ограничениях, не приносит выгод обоюдно ни России, ни ЕС. Под санкции попали товары, составляющие 19,5% российского импорта продовольствия. Для стран, попавших под санкции, доля экспорта запрещенных к ввозу в Россию товаров, составила 13% из общего объема продовольствия на мировом рынке3. Однако потенциальные риски неконкурентоспособности, к примеру, аграрного сектора российской экономики в условиях интеграции в ВТО, могут принести ощутимые социально-экономические результаты посредством, к примеру, замещения некоторых видов продуктов, которым приходится конкурировать с серьезно субсидируемым европейским импортом (овощи, мясо птицы), необходимости оживления сельского хозяйства и российского села, модернизации стратегических отраслей экономики, обеспечивающих экономическую безопасность государства.
Приведенные выше показатели пригодны для анализа и оценки мер, направленных на повышение эффективности системы регулирования внешнеторговой деятельности в условиях присоединения и адаптации России к Всемирной торговой организации.
Одной из проблем страновых рисков интеграции по-прежнему является сложность их прогнозирования ввиду неоднозначности привлекаемых оценочных показателей и отсутствия унифицированных методологических подходов.
Автором предлагается пример комплексной системы показателей и индикаторов оценки рисков экономики России в условиях интеграции с МТС (табл. 4).
2 Тезисы выступления министра экономического развития и торговли Российской Федерации Э. С. Набиуллиной на IX Международной научной конференции ГУ-ВШЭ «Модернизация экономики и глобализация». — URL : www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/.../thesises_hsefi_nal.doc.
3 Воловик, Н. Внешняя торговля // Экономическое развитие России. 2014. № 9. С. 25.
Таблица 4
Система индикативных показателей мониторинга рисков экономики России в условиях интеграции с МТС
Показатели Индекс Характеристика
Оценка динамики взаимной торговли
Показатель открытости экономики То Динамика взаимной открытости (по товарам) для государств интеграционного объединения
Показатель значимости взаимной торговли Т1 Динамика взаимной торговли по уровню изменения оборота торговли
Оценка внутриотраслевой торговли
Индекс Грубеля-Ллойда Gl Сокращение/увеличение экспортных/ импортных торговых потоков в рамках отраслей между странами
Оценка структуры торговли по широким экономическим категориям
Индекс среднегрупповых цен взаимных потоков Показывает направление кооперации — горизонтальной, вертикальной
Индекс структуры торговли по широким экономическим категориям Оценка динамики торговли по предназначению товаров — уд. вес торговли промежуточными товарами с высокой добавленной стоимостью
Показатели динамического анализа экономического развития интеграции
Экспортная квота Кэ Риск изменения оптимальных сложившихся пропорций доли экспорта, импорта в экономике территории
Импортная квота Ки
Внешнеторговая квота, или Коэффициент открытости экономики Квт Риск потери сбалансированности в развитии экономики территории
Коэффициент покрытия экспортом импорта Кэи Риск потери внешнеторговой самообеспеченности территории
Коэффициент международной конкурентоспособности Кмк Риск утраты экспортных позиций во внешнеторговом обороте территории
Общие и частные показатели конвергенции экономик
Агрегированный индекс макроэкономической конвергенции 1мк Изменение уровня интеграции между странами (группами стран)
Индексы конвергенции монетарной, финансовой и фискальной политик 1м ь Ьр Оценка состояния и динамики конвергенции монетарной, финансовой и фискальной политик
Глобальная конкурентоспособность
Рейтинг глобальной конкурентоспособности Gк Характеризует совокупность факторов и категорий развития России по ключевым параметрам, в т. ч. риски низкой эффективности развития институтов, финансового рынка, рынка товаров и услуг, инфраструктуры и пр., на основе экспертных оценок
Таким образом, речь идет о формировании системы риск-менеджмента на институциональном макро- и микроуровне взаимодействия российской экономики и международной торговой системы (рис. 2).
Региональные проблемы преобразования экономики, №7, 2015 ----------------------------------------Мегапространство интеграции
Факторы макроуровня
Кризисные финансово-экономические потрясения, нестабильность в мире и экономическая депрессия, глобальный долговой кризис, обострение конкуренции на мировых рынках и нестабильность конъюнктуры цен, глобальный теневой бизнес, вызовы глобального регулирования мировой
экономики и торговли, политическая и военная нестабильность в мире.
Факторы микроуровня
Колебания процентных ставок, неплатежеспо-собность контрагентов, виртуализация сделок, неустойчивость курса валют, теневая деятельность и непрозрачность информации, субъективные факторы
Рис. 2. Система управления рисками интеграции России в ВТО
Повышение стабильности функционирования российской экономической системы и ее конкурентоспособности во многом зависит от эффективности управления рисками в условиях динамичного мегапространства и процессов международной экономической интеграции, глобализации, кризисных явлений — источника рискообразующих факторов, формирующих потенциальные и реальные потери.
Формирование методологии и инструментария наблюдения за рисками интеграции позволяют прогнозировать и максимально реагировать на обеспечение устойчивого экономического роста, макроэкономической стабильности, повышение инвестиционной привлекательности, развитие инновационной экономики и технологического развития, повышение эффективности торговой политики в рамках продвижения интересов России в системе международной и региональной экономической интеграции.
Литература
1. Anderson, J. E. The Gravity Model //Annual Review of Economics. 2011. No 3 (1). P. 133-160.
2. Винокуров, Е. Ю., Либман, А. М. Евразийская континентальная интеграция. — СПб. : Евразийский банк развития, 2012.
3. Интеграционный барометр ЕАБР - 2013 : аналитическое резюме ; под руководством В.С. Перебое-ва. — СПб. : ЦИИ ЕАБР, 2013.
4. Исследование эффективности механизмов регулирования деятельности агропродовольственного
комплекса и перспектив развития экспортного потенциала России после вступления в ВТО. — М. : Инт общественного проектирования, 2013.
5. Красавина, Л. Н. Проблемы обновления концептуальных основ регулирования внешнеэкономических рисков России в условиях интеграции в мировую экономику и членства в ВТО // Деньги и кредит. 2013. № 9. С. 10-16.
6. Липин, А. С., Полякова, О. В. Оценка интеграционных процессов в едином экономическом пространстве на примере торговли товарами // Евразийская экономическая интеграция. 2014. № 1(22). С. 8096.
7. Система индикаторов Евразийской интеграции II; под ред. Винокурова Е.Ю. — СПб. : ЦИИ ЕАБР, 2014.
References:
1. Anderson, J. E. The Gravity Model //Annual Review of Economics. 2011. No. 3 (1). P. 133-160.
2. Vinokurov, E. J., Libman, M. A. Eurasian continental integration. — SPb. : The Eurasian development Bank, 2012.
3. EDB integration barometer - 2013 : analytical summary ; under the direction of V. S. Pereboeva. — SPb. : EDB CENTRE FOR INTEGRATION STUDIES, 2013.
4. A study of the effectiveness of the mechanisms of regulating the activities of agro-industrial complex and prospects of development of export potential of Russia after the WTO accession. — M. : Institute for public planning, 2013.
5. Krasavina, L. N. Problems of updating of the conceptual basis of regulation of foreign economic risks of Russia in the conditions of integration into the world economy and WTO membership // Money and credit. 2013. No. 9. S. 10-16.
6. Lipin, A. S., Polyakova, O. V. Assessment of integration processes in the common economic space on the example of merchandise trade // Eurasian economic integration. 2014. No. 1(22). P. 80-96.
7. The system of indicators of Eurasian integration II, edited by E. Vinokurov Yu — SPb. : EDB CENTRE FOR INTEGRATION STUDIES, 2014.