Научная статья на тему 'Оценка влияния присоединения России к ВТО на социально-экономическое развитие регионов СФО'

Оценка влияния присоединения России к ВТО на социально-экономическое развитие регионов СФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / РЕГИОНЫ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ РЕГИОНЫ / ИМПОРТО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ РЕГИОНЫ / УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РЕГИОНОВ / RUSSIA''S ACCESSION TO THE WTO CONDITIONS / WTO / REGIONS OF SIBERIAN FEDERAL DISTRICT / EXPORT-ORIENTED REGIONS / IMPORT-ORIENTED REGIONS / FOREIGN TRADE TURNOVER OF REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бреусова Анна Георгиевна

Проанализировано влияние вступления России в ВТО на развитие регионов Сибирского федерального округа с выделением наиболее подверженных риску регионов и отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic development of regions of Siberian federal district within Russia''s WTO accession

The article analyzes the impact of Russia's accession to the WTO on the regions of the Siberian Federal District, with the release of the most at-risk regions and industries.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния присоединения России к ВТО на социально-экономическое развитие регионов СФО»

УДК 332.1

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ СФО

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS OF SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

WITHIN RUSSIA'S WTO ACCESSION

А.Г. Бреусова A.G. Breusova

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Проанализировано влияние вступления России в ВТО на развитие регионов Сибирского федерального округа с выделением наиболее подверженных риску регионов и отраслей.

The article analyzes the impact of Russia's accession to the WTO on the regions of the Siberian Federal District, with the release of the most at-risk regions and industries.

Ключевые слова: ВТО, регионы Сибирского федерального округа, экспортно-ориентированные регионы, импорто-ориентированные регионы, условия вступления России в ВТО, внешнеторговый оборот регионов.

Key words: WTO, regions of Siberian Federal District, export-oriented regions, import-oriented regions, Russia's accession to the WTO conditions, foreign trade turnover of regions.

Всемирная торговая организация (ВТО) -это многосторонняя международная организация, обеспечивающая общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами на основе пакета Соглашений, составляющих правовую основу ВТО. На долю стран - членов ВТО приходится около 95 % мировой торговли. Сегодня членами Всемирной торговой организации являются 158 государств, РФ стала ее членом 20 августа 2012 г. Поэтому оценка последствий вступления России в ВТО начала привлекать исследователей сравнительно недавно.

Основополагающими принципами и правилами ВТО, установленными в многосторонних международных соглашениях, являются:

• взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима (НР) в торговле;

• либерализация торговли, отказ от использования количественных и иных ограничений и регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

• связывающие и подлежащие исполнению обязательства;

• транспарентность торговой политики;

• разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров [1, с. 36-45].

Вступление России в ВТО, несомненно, отразится на экономике регионов РФ. Причем

последствия связаны как с масштабами и характером включения региона в территориальное и международное разделение труда, так и с состоянием производительных сил региона. Оценка влияния присоединения России к ВТО необходима для планирования защитных мер Правительством РФ. Положение ухудшается из-за отсутствия методики оценки последствий. Поскольку каждое из государств вступает в ВТО на собственных условиях, на первом этапе необходим анализ общих условий вступления России и определение типа региона. Для оценки влияния прежде всего необходимо выделение импорто-ориентированных регионов. Далее выделим отрасли, подверженные риску, и, соответственно, по доле отраслей в общей структуре экономики региона определим наиболее проблемные субъекты РФ. Знание этой информации позволит спланировать работу как органам власти регионов, так и Правительству РФ с целью минимизации последствий.

Вступление России в ВТО вовсе не обозначает обнуление всех таможенных пошлин. Речь идет о снижении тарифных барьеров в торговле и ее либерализации. Так, по данным Минэкономразвития России, после присоединения России к ВТО средние максимальные пошлины в России составили 7,8 %, в то время как действующие пошлины в 2011 г. составляли в среднем 10,0 % по всем товарам. Средняя

© А.Г. Бреусова, 2013

максимальная пошлина по сельскохозяйственным товарам будет равна 10,8 %, а по промышленным товарам - 7,3 %. Для сравнения: до августа 2012 г.: средние текущие пошлины в сельском хозяйстве составляли 13,2 %, а в промышленном секторе - 9,5 %. При этом средневзвешенная ставка импортной пошлины в 2012 г. составила 9,5 %. Предусматривается, что с учетом принимаемых обязательств уровень средневзвешенной ставки импортных пошлин в 2013-2015 гг. составит соответственно 7,4, 6,9 и 5,9 %. В промышленном секторе снижение средневзвешенной ставки от текущего состояния до конечных уровней предельных пошлин составит порядка 3 %, на сельскохозяйственные товары - примерно 4,4 %. Таким образом, защита внутреннего рынка страны снижается в среднем на четверть. По большинству това-

Оценка внешнеторгового об

ров начальный уровень тарифной защиты будет плавно снижаться в среднем в течение 2-3 лет. По чувствительным позициям, где предусмотрено снижение пошлин на 7-10 % и более, переходный период к финальной ставке пошлины будет составлять 5-7 лет [2].

Проанализируем положение регионов СФО по объему экспорта и импорта (табл. 1). При этом в 2010 г., по данным Росстата, средняя доля внешнеторгового оборота в валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации находилась на уровне 25,4 % (в 2008 г. - 18,7 %), что свидетельствует о росте общего уровня вовлеченности регионов России во внешнеторговую деятельность и увеличении эффекта влияния присоединения России к ВТО на их социально-экономическое развитие.

Таблица 1

а регионов СФО в 2010 г. [3]

Субъект Российской Федерации ВРП, млн руб. Экспорт, млн руб. Импорт, млн руб. Кэ Ки Кэи

Республика Алтай 21635,8 945 3075 4,37% 14,21% 0,31

Республика Бурятия 136374,0 21933 5661 16,08% 4,15% 3,87

Республика Тыва 30601,0 63 141 0,21% 0,46% 0,45

Республика Хакасия 93709,0 51396 20733 54,85% 22,12% 2,48

Алтайский край 299715,3 15828 12549 5,28% 4,19% 1,26

Забайкальский край 162100,2 6402 16278 3,95% 10,04% 0,39

Красноярский край 1050158,5 281775 58953 26,83% 5,61% 4,78

Иркутская область 539245,6 190326 43764 35,29% 8,12% 4,35

Кемеровская область 622513,0 347325 25662 55,79% 4,12% 13,53

Новосибирская область 482026,5 40473 68796 8,40% 14,27% 0,59

Омская область 371218,1 15438 11847 4,16% 3,19% 1,30

Томская область 284292,0 21450 3729 7,55% 1,31% 5,75

Примечание. К =___________100 % где К - экспортная квота (характеризует значимость экспорта для экономики ре-

_ ВРП ’ _

гиона); К = И ■ 100 % где К - импортная квота (характеризует значимость импорта для экономики региона); И ВРП ’

_

К =______ где КЭи - коэффициент покрытия экспортом импорта (характеризует уровень внешнеторговой самообеспе-

эИ и’

ченности региона, норма - больше 1).

Данные по объему экспорта и импорта в статистике представлены в млн дол., показатели были переведены в рубли по курсу 30 руб. за 1 дол.

Среди регионов выделяются как экспортно-ориентированные, так и импорто-ориенти-рованные. Из 12 регионов СФО в 8 регионах экспорт преобладает над импортом, в 4 регионах импорт преобладает над экспортом. Среди экспортно-ориентированных регионов наиболее высокий уровень внешнеторговой вовлеченности сложился в Республике Хакасия, Кемеровской и Иркутской областях. Но высокий уровень вовлеченности связан исключительно с поставками на экспорт продукции сырьевых отраслей, к которым относится необработанная

древесина и продукция ТЭК. Экспорт Иркутской области - это металлы и изделия из них. К импорто-ориентированным регионам относятся: Республики Алтай, Тыва, Забайкальский край и Новосибирская область. В связи с повышением открытости внутренних рынков наибольшие риски при вступлении в ВТО связаны с импорто-ориентированными регионами СФО. Аналогичные результаты были получены и в других исследованиях [4].

Для более точной оценки рассмотрим товарную структуру экспорта и импорта (табл. 2).

Таблица 2

Товарная структура экспорта и импорта в 2010 г. регионов СФО, млн руб. [3]

Субъект Российской Федерации Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье ТЭК Химическая промышлен- ность Древесина Целлюлознобумажная промышленность Металлы

Республика Алтай 57/2543 567/0 279/9 0/0 3/27 3/414

Республика Бурятия 741/1044 9/42 153/195 3234/6 105/141 17406/3999

Республика Тыва 0/45 0/0 0/0 0/0 0/0 12/93

Республика Хакасия 132/276 5877/2238 36/17040 333/3 44604/72 6/990

Алтайский край 2985/1263 3801/2319 1605/1464 3879/57 540/570 726/5757

Забайкальский край 87/6243 6/0 6/603 2031/18 1911/915 1683/4836

Красноярский край 276/1008 2136/2199 31587/12063 19098/162 212472/3582 1779/37962

Иркутская область 732/516 26784/3960 2607/14448 78795/234 7628/4494 720/18504

Кемеровская область 648/231 252828/1080 20910/3453 111/54 72138/957 603/19119

Новосибирская область 1668/4905 6075/531 2598/8727 777/1329 714/6513 22998/29745

Омская область 426/1587 1542/318 11421/2967 246/114 63/1296 1695/5196

Томская область 189/798 10233/0 7797/1155 2643/66 12/186 468/1392

Примечание. В числителе - объем экспорта; в знаменателе - объем импорта (млн руб.).

Среди всех регионов СФО выделяется республика Тыва, чей уровень участия во внешнеэкономической деятельности крайне низок. Это объясняется отсутствием железных дорог, связывающих регион с основными рынками сбыта. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье в большей части импортируются всеми регионами СФО. Исключение составляет лишь Алтайский край, где импорт в 2 раза меньше экспорта. Весьма стабильно положение топливно-энергетического комплекса СФО, который характеризуется высокими объемами экспорта. Регионами - экспортерами продукции химической промышленности являются: Омская, Кемеровская, Иркутская области и Красноярский край. Химическая промышленность данных регионов относится к отраслям рыночной специализации. Обработка древесины и производство изделий из дерева занимают незначительную долю в общем объеме обрабатывающих отраслей. Лидерами этой сферы являются Республики Алтай, Тыва и Иркутская область, но лишь в последнем регионе объемы экспорта значительно превышают объемы импорта. Однако на экспорт идет необработанная древесина, что отражается на объемах добавленной стоимости по этому виду экономической деятельности. И в связи с обнулением экспортных пошлин существуют риски, связанные с увеличением стоимости используемого сырья для производства изделий из мебели. Продукция целлюлозно-бумажного производства импортируется в большую часть регионов СФО, за исключением Красноярского края, Республики Хакасия и Иркутской области. Лидером по экспорту продукции металлургическо-

го производства и производства готовых металлических изделий является Республика Бурятия, но доля этого региона в общем объеме производства продукции по данному виду экономической деятельности мала.

При этом отрасли, которые уже на момент присоединения России к ВТО отличаются низким уровнем конкурентоспособности и качества производимых товаров, низкой долей экспорта в общем объеме производства, а также невысокими показателями соотношения собственной и импортной продукции на внутреннем рынке, относятся к отраслям с высокой степенью риска негативных последствий от присоединения России к ВТО. Как показало проведенное исследование, используя статистику в разрезе отраслей, сложно объективно оценить последствия. Так, используя информацию по машиностроению, невозможно выделить долю продукции, которая произведена по оборонным заказам (ВПК выводится из сферы действия ВТО). Поэтому для оценки влияния будем использовать показатель объема отгруженной продукции обрабатывающей промышленности по видам экономической деятельности, который является более информативным для оценки. Оценивая долю экспорта в общем объеме производства продукции по товарным группам, можно прийти к выводу, что наиболее уязвимыми видами экономической деятельности обрабатывающих производств являются:

- текстильное и швейное производство;

- производство кожи, изделий из кожи, обуви;

- производство древесины и изделий из дерева;

- производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования,

- пищевая промышленность и сельское хозяйство.

Проанализируем структуру обрабатывающих производств регионов СФО для определения степени влияния негативных последствий на социально-экономическое развитие территорий по данным табл. 3.

Таблица 3

Структура обрабатывающих производств регионов СФО по виду экономической деятельности [3]

Регион Доля обрабатывающих производств (%)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Республика Алтай 52,7 0,5 0,2 9,4 3,1 - 0,9 0,2 25,6 0,3 3,4 2,6 - 1,1 -

Республика Бурятия 13,7 0,2 0,1 0,9 4,5 - 0,2 0,6 5,9 4,6 2,4 2,1 63,9 0,7 0,2

Республика Тыва 62,5 6 - 5,4 9,4 0,1 0,5 - 9,5 0,6 3,2 0,4 - 2,4 -

Республика Хакасия 16,2 0,2 0 0,4 0,5 - 0,1 0,8 1,6 69 7,1 1,6 1,9 0,6 -

Алтайский край 36 0,9 0 3 1,7 19,1 5,8 3,8 3,3 7 2,7 2,2 10 1,8 2,7

Забайкальский край 27,4 1,2 0,1 1,5 2,8 - 0,4 4,4 6,4 16,9 5 4,8 13,1 8,2 7,8

Красноярский край 6 0,1 0 2,2 1,1 1,9 1,6 1,4 2,8 69,4 5,1 1,2 2,5 1,7 3

Иркутская область 8,4 0,2 0 6,7 12,2 7,1 11,1 1,2 2,6 25,5 3,6 3 15 1,3 2,1

Кемеровская область 8,3 0,4 0 0,2 0,5 9,5 9,7 0,8 4 50,7 7,7 1,5 3,4 1,6 1,7

Новосибирская область 32,8 1,3 0,2 0,9 3,4 0,9 4,8 4,9 8,4 12 5,3 10,9 7,4 3,4 3,4

Омская область 10,8 0,2 0,1 0,2 0,6 69,2 5,5 4,3 1,6 1,7 1,6 2,5 1 0,4 0,3

Томская область 18,2 0,2 0,3 5,1 1,1 8,3 15,8 2,8 5,7 1,9 4,8 20,6 0,1 2,2 12,9

Примечание. 1 - производство пищевых продуктов; 2 - текстильное и швейное производство; 3 - производство кожи, изделий из кожи, обуви; 4 - производство древесины и изделий из дерева; 5 - целлюлозно-бумажное производство и полиграфическая деятельность; 6 - производство кокса и нефтепродуктов; 7 - химическое производство; 8 - производство резиновых и пластмассовых изделий; 9 - производство неметаллических минеральных продуктов; 10 - металлургическое производство; 11 - производство машин и оборудования; 12 - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; 13 - производство транспортных средств и оборудования; 14 - прочие производства; 15 - производство прочих материалов и веществ, не вошедших в другие группировки.

В разрезе отдельных видов экономической деятельности наиболее негативно вступление России в ВТО отразится на сельском хозяйстве и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве риски возникают в связи с принимаемыми обязательствами по снижению таможенно-тарифной защиты в отношении мясной (живые свиньи, свинина, субпродукты, шпик, готовые мясные изделия) и молочной продукции (молоко, масло сливочное, сыры, молочная сыворотка). Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья велик во всех регионах СФО, за исключением Республики Алтай. Выпуск этих отраслей, по минимальным подсчетам, может снизиться в среднем на 3 % (пропорционально снижению защиты внутреннего рынка). Для сельскохозяйственных предприятий, входящих в вертикально интегрированные структуры, снижение потребительских цен вследствие возросшей конкуренции может быть смягчено за счет отраслей переработки. Предприятия, не входящие в агрохолдинги, и крестьянские (фермерские) хозяйства могут столкнуться с серьезными потерями. В наибольшей степени негативные тенденции кос-

нутся животноводства в связи с ростом объемов импорта живых свиней и мяса свинины (импортная пошлина составит 0 % по сравнению с действующей до вступления в ВТО 40 %-ной пошлиной), таким образом несложно спрогнозировать, что рост импорта свинины может увеличиться минимум в 2 раза. Снижение цен на свинину может привести к увеличению потребления этого мяса и уменьшению спроса на куриное мясо. Как следствие, могут ухудшиться условия производства и в хозяйствах населения, связанных с сельскохозяйственными предприятиями и пользующихся их услугами. Сокращение производства приведет к снижению добавленной стоимости и уменьшению промежуточного потребления в аграрно-продовольственном секторе. Таким образом, существуют риски снижения занятости на сельскохозяйственных предприятиях на 13-14 %, а также уровня жизни на селе. Из несельскохозяйственных отраслей наибольшее падение спроса на рабочую силу прогнозируется в пищевой промышленности (2-3 % также пропорционально снижению защиты внутреннего рынка). Как следует из табл. 3, наиболее уязвимы с этой точки

зрения Республики Алтай и Тыва, где доля производства пищевых продуктов составляет более 50 %. В зоне риска оказываются Новосибирская область, Алтайский и Забайкальский края, где доля производства пищевых продуктов также значительна.

Вступление России в ВТО также негативно отразится на текстильной, кожевенно-обувной и швейной промышленности. В рамках ВТО на одежду предполагается снижение ставок до 10-15 % в течение 3-4 лет, а на детскую одежду должна остаться только пошлина, привязанная к весу товара - 1,5-1,75 евро за 1 кг. При снижении таможенных пошлин на обувь производить ее в России будет экономически невыгодно. Снижение экспортных тарифов на кожсырье приведет к необходимости закупки сырья по более высоким ценам и отразится на себестоимости продукции, что повлечет за собой сокращение числа занятых на производстве кожи, изделий из кожи, обуви. Но доля этих направлений деятельности в общем объеме отгруженной продукции низка - от 0,1 до 0,3 %.

Весьма значительное влияние вступление России в ВТО окажет на производство машин и оборудования и транспортных средств. Так, предприятиями этих направлений деятельности может быть потеряно до 20 % доли рынка за счет снижения импортных таможенных пошлин. К 2015 г. на отдельные приборы таможенные пошлины обнулятся, что отразится на финансово-экономическом положении и занятости предприятий. В связи с этим в зону риска попадают Томская область, Республики Бурятия, Хакасия, Забайкальский край. Поскольку в Республике Бурятия доля производства транспортных средств и оборудования составляет более 60 %, максимальные риски связаны с данным субъектом РФ.

Таким образом, вступление России в ВТО открывает внутренние рынки и приводит к усилению конкуренции со стороны импорта. Несколько смягчаются последствия при мягкой девальвации рубля. Так, в отчете Счетной палаты РФ отмечается, что в регионах, где концентрируются наиболее уязвимые предприятия, прогнозируется сокращение производства, а это может привести к росту безработицы, снижению доходов населения, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты и, соответственно, снижению региональных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения [2]. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Наиболее проблемными по социальным последствиям вступления в ВТО

могут считаться: Республики Бурятия, Тыва, Алтай и Алтайский край, где высока доля сельского хозяйства, пищевой промышленности и транспортного машиностроения. В зоне риска оказываются Забайкальский край, Новосибирская, Иркутская и Томская области, которые можно отнести к регионам с диверсификацион-ной экономикой. Наиболее стабильны позиции Омской и Кемеровской областей. В Омской области более 60 % в общем объеме обрабатывающей промышленности составляет производство кокса и нефтепродуктов. Кемеровская область специализируется на металлургии и добыче угля. Вступление России в ВТО негативно отразится на экономике всех сельских муниципальных образований в кратко- и среднесрочной перспективе. Развитие сельских муниципальных образований в долгосрочной перспективе зависит от программ поддержки развития сельского хозяйства.

Процесс международной интеграции России привел к необходимости координации работы федеральных органов власти и субъектов РФ. Ранжирование регионов по причине и степени проблемности последствий вступления России в ВТО позволит спланировать работу как органам власти регионов, так и Правительству РФ для минимизации последствий. Правила ВТО позволяют использовать три вида мер защиты внутреннего рынка: антидемпинговые, компенсационные и защитные. Но для применения этих мер защиты необходимо провести подготовительную работу, прежде всего с товаропроизводителями наиболее проблемных регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. - М. : ВАВТ, 2012.

2. Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ мер, принимаемых органами государственной власти по выполнению обязательств и реализации прав Российской Федерации, связанных с присоединением к ВТО, по оценке влияния норм и правил ВТО на бюджетную систему и отрасли экономики» Коллегии Счетной палаты Российской Федерации // Коллегия Счетной палаты. - № 0М-98/05-04.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. - М. : Росстат, 2012.

4. Рой О. М., Юдина М. А. Интеграция сибирских регионов в мировое экономическое пространство: опыт количественного измерения // Вестн. Ом. ун-та. Серия «Экономика». -2013. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.