Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы'

Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9749
660
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гельвановский М. И.

Для России проблема повышения конкурентоспособности экономики заключается в преодолении технического отставания, максимально полного использования конкурентных преимуществ, которые есть у российской экономики, создании новых конкурентных преимуществ экономики и в первую очередь ведущих промышленных компаний России. Государство и бизнес должны совместно проводить политику, стратегическим направлением которой будет переориентация развития хозяйства страны с преимущественной добычи и переработки сырья на увеличение доли высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе и в экспорте страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKING THE RUSSIAN ECONOMY MORE COMPETITIVE UNDER GLOBALIZATION: LEGAL AND CONCEPTUAL ISSUES

For Russia, to become more competitive means to bridge the technological gap, to use its competitive advantages to the full, to gain new advantages and to use the potential of the leading Russian companies. The state bodies and businesses should develop a policy where the strategic priority would be the shift of accents from production and processing of raw materials to mass production of hi-end hi-tech goods and services, including those meant for export.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы»

УДК 339.13

М. И. Гельвановский

д. э. н, директор Национального института развития Отделения общих наук РАН

ПОВЫШЕНИЕ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ1

Для России проблема повышения конкурентоспособности экономики заключается в преодолении технического отставания, максимально полного использования конкурентных преимуществ, которые есть у российской экономики, создании новых конкурентных преимуществ экономики, и в первую очередь ведущих промышленных компаний России. Государство и бизнес должны совместно проводить политику, стратегическим направлением которой будет переориентация развития хозяйства страны с преимущественной добычи и переработки сырья на увеличение доли высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе и в экспорте страны.

Конкурентоспособность: личных субъектов рынка к успешному со-

основные элементы структуры ревнованию со своими конкурентами, ко-понятийной конструкции торое не только более полно отражает

требования рынка, но, что особенно важ-

Конкурентоспособность — это комп- но, ориентирует субъекты конкурентной лексное понятие, требующее струк- борьбы на активные действия по завоева-туризации, без которой ее невоз- нию рыночных позиций, их удержанию, ук-можно осмыслить во всей полноте, а стало реплению и расширению. быть, и добиваться ее повышения. Поэто- Носителей конкурентных преимуществ

му, прежде чем рассматривать проблему можно условно разделить на три основ-связи конкурентоспособности и глобали- ные группы, каждая из которых характеризации, необходимо уточнить структуру са- зует иерархический уровень формирова-мого этого комплексного понятия. ния категории конкурентоспособности:

Под конкурентоспособностью в самом общем виде понимается способность раз- • микроуровень — товары (конкретные

виды продукции и услуг);

1 • мезоуровень — отдельные предпри-

1 Данная статья является результатом исследо- ,

ятия, фирмы, их корпоративные объедине-

вания, проводимого при поддержке РГНФ (Проект > '-г г > гг «

04-02-00175а). ния, отрасли, отраслевые комплексы;

• макроуровень — национальные хозяйства отдельных стран.

На каждом из указанных уровней формируется различное содержание самого процесса конкуренции и круг факторов, определяющих микро-, мезо- и макроконкурентоспособность. Каждое из перечисленных понятий конкурентоспособности описывается своим набором показателей и, соответственно, процесс повышения конкурентоспособности требует специфического для каждого уровня подхода.

В соответствии с предложенной структурой понятия конкурентоспособности на каждом из уровней формулируются следующим образом:

• под микроконкурентоспособностью следует понимать совокупность факторов, обеспечивающих товарам преимущества в их обмене на деньги на внутреннем и внешнем рынках;

• под мезоконкурентоспособностью следует понимать совокупность факторов, обеспечивающих устойчивое производство и сбыт конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках;

• под макроконкурентоспособностью следует понимать совокупность факторов, укрепления и развития национальной воспроизводственной базы, обеспечивающей долгосрочные преимущества страны в мировой экономике по сравнению с другими странами.

Существует еще и гипермакроконкурентоспособность, которая возникает в случае объединения конкурентных преимуществ отдельных стран, подчинения их общей стратегии.

Всю совокупность конкурентных преимуществ условно можно разделить на три группы:

• ресурсные — обладание ресурсами особого качества или количества (природными или приобретенными);

• операционные — характеристика степени или эффективности использования имеющихся ресурсов;

• программно-стратегические — наличие определенной стратегии развития субъекта — носителя конкурентных преимуществ и качество этой стратегии.

Виды преимуществ усложняются от ресурсных к стратегическим, и последние (стратегические) становятся все более важными.

Сегодня конкурентная борьба фактически превращается в борьбу стратегий практически на всех уровнях, а стратегическая компонента, по сути, является ведущей характеристикой конкурентоспособности.

Помимо общего положения о важности стратегической компоненты перед другими видами конкурентных преимуществ, надо учитывать закономерность возрастания этой компоненты от микро- к макроуровню, трудности ее квантификации (количественного определения).

Несмотря на принципиальное различие формирования конкурентных преимуществ на разных уровнях организации национальной экономики, на каждом из этих уровней можно условно выделить три группы конкурентных преимуществ и соответствующую стратегическую компоненту:

• на микроуровне — это качество, цена и стратегия более тесного взаимодействия с потребителями производимых товаров (продукции и услуг);

• на мезуровне — это совокупность традиционных ресурсных, операционных и стратегических преимуществ с выделением последних в качестве все более важных по мере укрупнения и усложнения органи зационно-технических и финансовых факторов формирования и развития фирм и их различных объединений;

• на макроуровне — все факторы, формирующие конкурентоспособность на пер-

вых двух уровнях, но с включением в стратегический блок геополитической и социальной компонент, а также и приданием особого значения экономической безопасности.

Решение главной проблемы — получения интегрального эффекта, который должен быть достигнут путем выработки национальной политики и стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики, отдельных ее предприятий и производимых ими товаров (продукции и услуг), — лежит в выработке тонкого баланса между:

• частными и государственными (общественными) интересами (государственная и частная монополия), а также проблемой баланса конкуренции и взаимодополняющим согласованием интересов;

• монополией и конкуренцией (монополия и монополизм,границы использования конкурентной борьбы и структурная оптимизация рынков);

• экономическими, социальными и геополитическими целями развития страны (социальные границы и социальные приоритеты конкурентоспособности, роль геополитических факторов, конкурентоспособность богатых и бедных стран).

Конкурентоспособность и глобализация

Новые конкурентные условия в мировой экономике обусловлены процессом глобализации. Процесс глобализации имеет ряд аспектов, каждый из них имеет свое значение для формирования конкурентных преимуществ, среди которых основные следующие:

• экономический (либерализация рынков товаров и капиталов со стороны правительств национальных государств, кон-

центрация, централизация международного капитала в крупных транснациональных компаниях и финансовых группах);

• политико-правовой (размывание государственных границ, принятие международных правовых актов и соглашений, ослабляющих роль и влияние государств на внутри- и внешнеэкономические процессы);

• научно-технический, выражающийся в феномене техноглобализма, слиянии появляющихся в отдельных странах нововведений и новых технологий в единый комплекс технических знаний, возникновения «технологических макросистем» в области связи, транспорта, производства как результат революции в сфере телекоммуникаций;

• социокультурный (ослабление роли национальных традиций, обычаев, духовноэтическая конвергенция, выражающаяся в сближении социокультурных стереотипов, шкалы жизненных ценностей, политических и социальных представлений людей, возрастание роли индивида и снижение роли социума);

• этнодемографический (стремительный рост народонаселения планеты в основном за счет развивающихся стран и его этническая диффузия, метисация, усиление миграционных процессов, старение населения в промышленно развитых странах);

• экологический (глобальное обострение экологических проблем, имеющих принципиальное значение для жизнеобеспечения населения планеты).

При этом в собственно экономическом поле происходят процессы, в результате которых формируются явления, создающие принципиально новые качество и структуру мировой экономики по сравнению с той, которая была характерна для нее еще 10-15 лет назад.

К основным можно отнести такие явления, как:

• финансовая глобализация и становление глобальных транснациональных корпораций;

• рост господства капитала над производством и небывалый ранее размах финансовых спекуляций;

• интенсификация мировой торговли;

• регионализация мировой экономики;

• тенденции к глобальной конвергенции хозяйственных укладов;

• многократное увеличение информационных потоков и рост их разнообразия, открытость информации;

• расширение влияния глобальных олигополий;

• рост слоя транснациональных предпринимателей;

• перестройка центров политической, экономической и военной мощи, создание транснациональной экономической дипломатии;

• глобализация наднациональной государственной власти.

Разнообразие и масштабность этих процессов требуют их систематизации и структурирования, с тем чтобы получить достаточно внятное представление о современной картине мирового хозяйства, в недрах которого происходят эти глобализационные процессы.

Сегодня с позиций конкурентной борьбы и повышения конкурентоспособности национальной экономики глобализацию можно и нужно рассматривать как некий конкурентный мегапроект, при реализации которого происходит укрепление имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ развитых стран мира, основанный на новых формах транснационализации экономической деятельности, путем подавления национальных социокультурных стереотипов поведения конкурентов, с использованием новейших информационных и финансовых технологий, а также новых форм международной производственной, политико-правовой и

организационно-экономической деятельности.

Этот проект реализуется через организацию различных процессов, которые условно можно разделить на три основных блока:

• организационно-технологический;

• валютно-финансовый;

• социокультурный.

Организационный процесс, обусловивший рост международной операционной мобильности фирм, связан с политико-правовой активностью правительств стран, наиболее заинтересованных в развитии и сопровождении первого процесса. Он имеет два уровня: общемировой и региональный.

На общемировом уровне правительства промышленно развитых стран с начала 90-х годов начали активно продвигать через систему международных организаций (ООН, ВТО и другие международные организации) стратегию нового глобального политического и экономического устройства, в котором центральное место занимает изменение роли государства в регулировании экономики.

Эта стратегия выражается в создании условий и правил для активной либерализации внешнеэкономических связей, которая состоит, главным образом, в упразднении или, по крайней мере, постепенном выравнивании различий в существующих нормах регулирования внешнеэкономической деятельности, а также в снижении или устранении ограничений международного экономического обмена, которые устанавливаются правительствами отдельных государств.

На региональном уровне происходит формирование и укрепление региональной интеграции стран, где процессы интернационализации проходят более интенсивно, чем в мире в целом. Это такие регионы, как Европейский Союз (ЕС), Се-

вероамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) и Южно-Американский торговый союз (МЕРКОСУР).

В этих условиях степень открытости и конкурентоспособности экономики отдельных стран стала определяться различиями в степени их участия в глобальных экономических процессах или степенью регионализации их экономической деятельности.

Следует отметить, что процесс региональной интеграции можно рассматривать двояко: с одной стороны, как ступень к глобализации, а с другой — как комплексный ответ на вызов глобализации, своего рода защиту от слишком активного проникновения глобальных процессов в регионы, которые по каким-либо причинам не желают такого проникновения. Такой процесс локальных и региональных интеграционных процессов получил название глокали-зации.

Естественно, что в таких условиях формирование политики повышения конкурентоспособности национальной экономики требует тщательного учета всех нюансов процесса глобализации и выработки четкого позиционирования в этой новой системе прежде всего с политико-правовых и организационно-технологических позиций. Законодательство должно непременно учитывать эти новые условия, их динамику и возникающие в связи с ними угрозы для национальной экономики.

Основные элементы стратегии конкурентного стратегического позиционирования России в условиях глобализации

Рассмотрение глобализации как международного мегапроекта требует выработки для России основных направлений ее собственного глобального позиционирования. Основными элементами этого позиционирования могут быть:

• выработка стратегии конкурентоспособности и связанной с ней стратегии экономической безопасности в условиях глобализации (государственная стратегия экономической безопасности России должна рассматриваться как фундамент реализации ее конкурентных преимуществ);

• определение путей обеспечения инвестиционной независимости и финансовой самостоятельности страны как одной из основных форм реализации экономического суверенитета;

• формирование Россией своей собственной концепции гипермакроконкуренто-способного экономического пространства — соединение конкурентных преимуществ отдельных стран в новую совокупность региональных международных преимуществ (т. е. то, чего добиваются прежде всего европейские страны, объединяясь сначала в экономический, а затем и в политический союз).

Проблема законодательного обеспечения политики повышения конкурентоспособности национальной экономики

Ясно, что такая масштабная и сложная задача, какой является повышение конкурентоспособности национальной экономики, требует мощного законодательного обеспечения. Исходя из поставленной задачи, не умаляя значения всех остальных уровней и факторов конкурентоспособности, целесообразно главное внимание законотворческого процесса сосредоточить на стратегических факторах, формирующих макроконкурентоспособность. Именно эти факторы в первую очередь должны быть предметом мониторинга, анализа и управленческого воздействия на основе законодательного установления.

Здесь же следует подчеркнуть важность положения: в качестве необходи-

мых предпосылок создания условий для повышения конкурентоспособности российской экономики рассматривается безусловное отстаивание соответствующими государственными институтами национальных интересов, прежде всего в области геополитики (внешней безопасности) и обеспечения социальной стабильности в части бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения.

Концепция политики и поддерживающий ее закон, по нашим представлениям, должны содержать следующие основные разделы:

• принципы и процедуры разработки политики повышения конкурентоспособности экономики России и законодательное закрепление ее реализации;

• вертикальная интеграция решения задачи повышения конкурентоспособности экономики России;

• конкурентоспособная экономика и социальное партнерство;

• ответственность за причиненный ущерб конкурентоспособности экономики.

В законе также должны быть предусмотрены разделы, регламентирующие его место и роль в системе российского законодательства, и механизмы его реализации.

Кроме этого, в законе должны быть прописаны вопросы его согласования с сопутствующими ему законами в целях формирования общей системы законодательной поддержки национальной политики развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации, а также план развития подзаконных актов, развивающих и конкретизирующих действие данного федерального закона.

Основным практическим итогом реализации данного закона должны стать разработка и реализация долгосрочной федеральной программы повышения конкурентоспособности российской эконо-

мики, развернутой по регионам страны, в которой должны быть предусмотрены направления участия России в международной кооперации и специализации с учетом соблюдения национальных интересов страны, ее населения на длительную перспективу.

Конкурентоспособность региона (субъекта Федерации), исходя из содержательной части политического документа и поддерживающей его законодательной базы, должна строиться на ряде исходных методологических положений.

1. На макроуровне регион должен быть встроен в территориальную систему разделения труда (систему специализации и кооперирования) страны в целом. Эта система разделения труда должна базироваться на макроэкономических расчетах эффективности решения задач внутреннего развития страны, которое должно в первую очередь решать задачу восстановления и укрепления ее национальной воспроизводственной базы.

Субъект Федерации должен вносить свой вклад в повышение национальной конкурентоспособности страны на системной основе. Одновременно он должен получать от возникающих эффектов этого разделения труда свою долю. Это главная, генеральная линия повышения эффективности производства региона и получения соответствующей выгоды от этой эффективности. Это блок крупных экономических решений, формирующих лицо экономики страны в мировой, стремительно глобализирующейся экономике. Здесь должно преобладать решение проблем специализации и кооперирования в масштабах страны и ее международной специализации.

2. На мезоуровне предприятия и компании должны формулировать свои отраслевые задачи, согласовывать свои интересы с условиями, складывающимися на макроуровне. Однако здесь должно преобладать

решение проблем повышения эффективности работы отдельных предприятий и их технологических комплексов, повышение технического и технологического уровня производства, организации труда, логистических решений на региональном уровне.

3. На микроуровне должны решаться проблемы удовлетворения потребительского рынка товарами высокого качества и по конкурентным ценам, а также проблемы доставки товаров потребителям, решаться проблемы, связанные с сезонностью производства и потреблением товаров и услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом следует подчеркнуть, что только общенациональное и программное решение такой масштабной задачи, как повышение конкурентоспособности российской экономики может дать ожидаемый эффект — превратить Россию в передовую страну мира, способную успешно конкурировать на глобальных рынках с самыми развитыми странами и мощными транснациональными корпорациями мира.

Конкурентоспособность и экономическая безопасность

Процессы глобализации особенно обострили проблему экономической безопасности. Осмысление связи этих категорий вытекает из того, что конкурентоспособность может достигаться не только путем улучшения своих собственных характеристик, но и путем использования различного рода мер по блокированию развития конкурентов, срыва планов и программ повышения их конкурентоспособности, что нередко оказывается дешевле и эффективнее, чем разработка и реализация дорогостоящих собственных программ совершенствования технологии, обучения персонала, поиска новых путей удовлетворения покупательского спроса и пр.

Кроме того, деструктивные меры нередко могут оказаться и более эффективными с позиций «очистки» конкурентного поля и на какой-то срок обеспечить устойчивые лидирующие позиции практикующей такие меры фирме или стране. Однако такая деструктивная политика признается как недобросовестная конкуренция и чревата наказанием в законодательном порядке. Тем не менее соблазн использования, наряду с конструктивными методами конкурентной борьбы, и методов деструктивного характера нередко побеждает. И как отдельные компании, так и отдельные страны вынуждены считаться с этим обстоятельством в своей практике конкурентной борьбы. Степень выстраиваемой ими защиты от подобных мер также в значительной мере определяет уровень их конкурентоспособности, которая в такой постановке проблемы становится деятельностью по обеспечению экономической безопасности (фирмы или страны).

Особенно важно учитывать этот фактор при оценке конкурентоспособности на макроуровне, поскольку между странами практически пока еще не создано единого правового поля (оно только формируется и притом весьма своеобразно: на основе правовых систем ведущих промышленно развитых стран). При этом уже в рамках этой новой системы идет выстраивание таких стратегических концептуальных позиций, которые нередко могут блокировать попытки потенциальных стран-конку-рентов создать и укрепить свой собственный конкурентный плацдарм.

Методически обеспечение экономической безопасности должно осуществляться через учет связанных с этой безопасностью факторов уже на стадии формирования стратегии повышения конкурентоспособности, с тем чтобы при реализации этой стратегии конкретно складывающиеся условия конкурентной борьбы служили основанием лишь для корректировки выбранной стратегии.

Ясно, что укрепление и повышение макроконкурентоспособности в условиях глобализации подразумевает формирование оптимальной внутренней и внешней специализации экономики, выстраивания соответствующей ее структуры экономики, отражающей особенности ее национальной стратегии и тактики в международной конкурентной борьбе. Поэтому конкурентоспособность страны базируется прежде всего на ее жизнеспособности, т. е. на прочности ее национальной воспроизводственной базы, служащей фундаментом удержания, укрепления и расширения ее экономических позиций в мире.

Главная задача государства здесь состоит в том, чтобы с помощью выработки национальной экономической политики, закрепленной в соответствующей системе законов, обеспечить условия для стабильного и гармоничного развития страны на основе накопления и эффективного использования конкурентных преимуществ на всех уровнях, используя все факторы и привлекая все имеющиеся социальные ресурсы, а именно:

• государственный аппарат всех уровней;

• частно-предпринимательский корпус различных масштабов (крупный, средний и мелкий);

• общественные организации (политические партии, различные профессиональные союзы и ассоциации, экологические организации и другие общественные институты).

Именно на такой методологической и организационной базе следует формировать систему комплексного управления повышением конкурентоспособности российской экономики.

В основе политики и стратегии развития конкурентоспособной экономики при этом должна лежать государственная стратегия экономической безопасности России как фундамента реализации ее конкурентных преимуществ. Это положение должно быть четко закреплено в законодательстве страны.

Статья поступила в редакцию 02.10.2006

M. Gelvanovsky

MAKING THE RUSSIAN ECONOMY MORE COMPETITIVE UNDER GLOBALIZATION: LEGAL AND CONCEPTUAL ISSUES

For Russia, to become more competitive means to bridge the technological gap, to use its competitive advantages to the full, to gain new advantages and to use the potential of the leading Russian companies. The state bodies and businesses should develop a policy where the strategic priority would be the shift of accents from production and processing of raw materials to mass production of hi-end hi-tech goods and services, including those meant for export.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.