Алексей ГУБЧЕНКО
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
Изменение расклада геополитических сил и субъектов влияния в мировом сообществе в глобальном контексте позволяет по-новому рассматривать место и роль России как геополитического центра мирового сообщества. Changing the alignment of geopolitical power and influence of actors in the international community in the global context allows examining a place and a role of Russia as a geopolitical center of the world community from the new viewpoint.
Ключевые слова:
глобализация, мировое сообщество, Россия, геополитический центр, национальные интересы, цивилизация, национальная безопасность; globalization, international community, Russia, geopolitical center, national interests, civilization, national security.
ГУБЧЕНКО Алексей Викторович — к.полит.н., доцент; профессор Академии военных наук [email protected]
В современной научной политической литературе одной из самых дискутируемых проблем является оценка места и роли России в глобализирующемся мире, ее влияния на мировую политику.
Президент России Д.А. Медведев высказал глубокую убежденность «в необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе». Настало время, считает он, «поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации»1.
Необходимо признать, что, несмотря на глубокий кризис, поразивший все сферы жизнедеятельности российского государства, изменения в современной России протекают очень динамично. Россия унаследовала от Советского Союза высокий статус в Организации Объединенных Наций (ООН) — статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. По объемам экономики страна занимает девятое место в мире, а по некоторым показателям обогнала даже страны «восьмерки». У России — огромные золотовалютные резервы, составляющие около полутриллиона долларов. Она — один из ведущих игроков в международной энергетической политике. По добыче газа, а с 2006 г. — и нефти Россия занимает первое место в мире. Роль и значение России в сфере энергетической безопасности на евразийском континенте возрастает и будет возрастать. Нельзя забывать, что Россия также является одной из самых крупных ядерных держав.
Проведение Россией в августе 2008 г. операции по принуждению к миру Грузии и последующее признание государственного суверенитета Абхазии и Южной Осетии — факты, которые просигнализировали мировому сообществу начало формирования качественно новой геополитической ситуации, характеризующейся изменением геополитического статуса России, с которым придется в перспективе считаться ведущим государствам мира, включая и США. Такое изменение геополитического статуса России обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, это уникальность геополитического положения России, масштабность геополитического пространства и ее транзитные возможности как на суше, так и в Мировом океане.
1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства». — М., 2009, с. 3.
Современная Россия расположена в северо-восточной части евразийского континента и занимает наибольшую территорию суши среди других государств мира. Ее площадь составляет 17 075 200 кв. км. С севера на юг страна протянулась более чем на 4 тыс. км, а с запада на восток — почти на 10 тыс. км. Общая протяженность государственной границы Российской Федерации — около 61 тыс. км, в т.ч. морской — 39 тыс. км (64%) и около 22 тыс. км (36%) — сухопутной1.
Геополитическое положение и пространство России, коммуникационная и транзитная востребованность ее территории позволяет ей быть активным и действенным игроком мировой политики.
В настоящее время основным принципом внешней политики России в использовании ее коммуникационных и транзитных возможностей является принцип диверсификации, т.е. разнообразия использования своей территории и сокращения зависимости от транзитных стран (Украина, Белоруссия, страны Балтии и др.) за счет создания новых маршрутов экспорта энергетических ресурсов (по дну Черного и Балтийского морей, через северные и дальневосточные порты), обеспечения транзита через свою территорию энергоресурсов стран Центральной Азии. В этих проектах учитываются геостратегические интересы России и потенциал стратегического партнерства с США, Европейским союзом, Китаем, сопредельными государствами и заинтересованными странами дальнего зарубежья.
Во-вторых, Россия обладает значительными природными ресурсами, определяющими ее стратегический потенциал, в т.ч. и энергетический, как современного государства на длительную перспективу. Россия обладает 16% всех природных минерально-сырьевых ресурсов мира, в т.ч. 32% газа (1-е место в мире), 12% нефти, 12% угля (28% — с учетом прогнозных ресурсов). По запасам золота Россия занимает 3-е место в мире. Доля России в мировых запасах железа и олова — более 27%; меди — 11%; свинца — 12%; цинка — 16%; никеля — 36%; кобальта — 20%; ме-
1 См.: Першин A.A., Шерстнев А.Д., Ярлы-ченко В.В. Теория государственной границы. — М. : Граница, 2001, с. 152.; Пограничная политика Российской Федерации. — М., 1998, с. 336; Головин Ю. Пограничные интересы России // Вестник границы России, 1998, № 4.
таллов платиновой группы — 40%2. К этому необходимо добавить 22% мировых лесных ресурсов, 20% мировых ресурсов пресной воды и 30% площадей мирового континентального шельфа3. По данным Министерства природных ресурсов Российской Федерации, общая потенциальная стоимость запасов России оценивается в 28 трлн руб.4
Мощный стратегический потенциал России составляют ее энергетические ресурсы. Сегодня в Европейский союз поступает более 50% экспорта нефти из России и более 60% российского экспорта газа5. Следует признать, что энергетическое партнерство России и Европейского союза развивается достаточно противоречиво. Мы находимся на стадии постепенного выстраивания единого регулятивного механизма в области взаимодействия России и Европейского союза в энергетическом секторе, настаивая на диалоге, соблюдении рыночных отношений и интересов партнеров, выработке международно-правовых гарантий в энергетическом сотрудничестве.
В-третьих, это степень вовлеченности России в мировую политику и ее активное участие в решении международных проблем и конфликтов. Статус России в ООН и других международных организациях позволяет ей воздействовать на все политические события глобального, общемирового характера, участвовать в разрешении международных конфликтов и региональных проблем, особенно в вопросах безопасности. Дипломатические позиции России по мирному разрешению международных конфликтов и силовому миротворчеству таковы, что требуют от международных акторов — США и некоторых государств Европейского союза — считаться с ее мнением и взвешенной политической позицией.
2 См.: Орлов В.П. Минеральные ресурсы и геологическая служба России в годы экономических реформ (1991-1999). - М., 1999; Питерский В.М. Стратегический потенциал России. Природные ресурсы. - М., 1999.
3 См.: Кокошин A.A. Феномен глобализации и интересы национальной безопасности России. Выступление на Горчаковских чтениях в МГИМО МИД России. - М., 2000.
4 Подробнее см.: Путин В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики // Записки Горного института, СПб., т. 144 (1), 1999, с. 3-9.
5 См.: Романова Т.А. Россия и ЕС: диалог на разных языках // Россия в глобальной политике, 2006, № 6, ноябрь-декабрь.
2011 '03
ВЛАСТЬ
117
Россия в принятии международных решений по сложным конфликтным ситуациям настроена не на конфронтацию, а на диалог, но диалог равноправный, с учетом интересов друг друга. В частности, по вопросам принятия решений по использованию военной силы она строго руководствуется нормами Устава ООН. Соблюдение норм международного права, открытость и предсказуемость в политике применения военной силы — безальтернативны. Само применение военной силы на международной арене должно быть исключительной мерой.
Россия выступает на международной арене с предложениями об энергетической безопасности, борьбе с бедностью, солидарном противодействии международному терроризму, политическом экстремизме и ксенофобии в любых формах.
В-четвертых, Россия обладает потенциалом военной мощи, прагматичной политической стратегией государства в сфере обеспечения национальной безопасности, разумной постановкой задач и выработкой мер в этой области. Ее стратегия национальной безопасности учитывает особенности глобализации и пути преодоления глобальных угроз, вызовов и рисков, с которыми сталкиваются сегодня все государства мирового сообщества. Она способна обеспечить собственную национальную безопасность, опираясь на стратегические ядерные и военно-космические силы. Ее взвешенная прагматическая позиция сегодня гарантирует международную ядерную безопасность.
Для России важно сохранить свою военную мощь на новом качественном уровне, проводя модернизацию армии и флота с учетом фактора глобализации и динамичных процессов военно-политической ситуации в мире. При этом упор делается, как считают российские ученые в сфере национальной безопасности, на развитие межгосударственных связей в военной сфере, в т.ч. на военное сотрудничество с ведущим военно-политическим блоком мирового сообщества — НАТО.
В XXI в. мир столкнулся с новым явлением в глобальной политике — войнами за мировые природные ресурсы (ресурсными войнами) и их трансграничным информационным обеспечением1. О.Н. Яницкий
1 См.: Яницкий О.Н. Ресурсные войны XXI века // Социс, 2007, № 6, с. 139-144.
считает, что сегодня природные ресурсы — стратегически важный инструмент влияния на мировые дела. В условиях глобализации место России в системе обеспечения стратегической стабильности мирового сообщества во многом зависит и будет дальше зависеть от поддержания мощного военно-стратегического потенциала, чтобы у возможных противников не было соблазна безнаказанно применять военную силу.
В-пятых, Россия обладает перспективными макроэкономическими возможностями и научно-техническим потенциалом. Россия интегрирована во многие глобальные (Всемирный банк, Международный валютный фонд) и региональные (Содружество Независимых Государств, Парламентская ассамблея Совета Европы, Шанхайская организация сотрудничества) структуры, участвует в экономической «восьмерке» ведущих государств мира, в Европейском банке реконструкции и развития, Организации Черноморского экономического сотрудничества, ЕвроАзиатском экономическом сотрудничестве и других международных альянсах.
Однако интеграция России в международные и региональные структуры отстает от ее возможностей. Особенный дискомфорт Россия испытывает в области торговых отношений. Всемирная торговая организация, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Общий рынок Юга, Североамериканское соглашение о свободной торговле и другие международные и региональные объединения создают дополнительные возможности вступления стран в глобальный рынок и защиты на нем их интересов, в т.ч. и для России.
Примечательно, что на уровне двусторонних отношений с США, Китаем, Индией, государствами — ечастниками СНГ и другими странами у России имеются позитивные шаги в решении целого ряда взаимных проблем. До сих пор существуют трудности выхода на общий рынок Европейского союза, хотя тенденции к улучшению отношений имеются.
С одной стороны, участие в международных экономических структурах создает зависимость государства, его национальная экономика подпадает под контроль других государств и даже транснациональных корпораций, инвестирующих в нее. Но, с другой стороны, внешний экономический контроль создает дополнительные барьеры для коррупции и казнокрадства в самой России.
Россия, синтезировавшая многие мировые научные достижения, настойчиво и динамично обучается вхождению в глобальный рынок, включению в процессы глобальной экономики. Выдержав удары спекулятивного капитала, дефолта, экономического кризиса и негативные последствия «шоковой терапии», Россия нацелена на технологический прорыв в различных областях экономики, что позволит ей в будущем на равных участвовать в глобальной конкуренции.
У России наметились определенные успехи в совершенствовании высоких технологий. В частности, в атомной отрасли, где планируется реализация отечественных и зарубежных (Индия, Иран, Китай, Вьетнам и др.) проектов строительства современных атомных электростанций.
Россия идет на сотрудничество с развивающимися государствами, на собственном опыте «переходных реформ» наиболее остро ощущая их трудности, списывая часть задолженности бывшему СССР и делая инвестиции в развитие жизненно важных отраслей и строительство современной промышленной базы и инфраструктуры. В-шестых, современная Россия обладает спецификой цивилизационного развития, особенностями культуры и традиций. Тысячелетний опыт существования Российского государства, его вклад в историю развития народов Европы, Азии и других континентов, мировой цивили-зационный уровень российской культуры и ее достижений позволяет ей в условиях глобализации быть специфической цивилизацией мирового уровня, с национально-культурными особенностями, с которыми вынуждены считаться другие мировые цивилизации. Трудно не согласиться с убеждением А.С. Кончаловского о том, что русские «национальные особенности» таят в себе огромные скрытые силы, как конструктивные, так и разрушительные, которые могут оказать более глубокое влияние на течение событий в России, чем действия каких-то стран, будь то США, Китай или глобализация в целом1.
Следует также учитывать раздвоение современного сознания россиян. С одной стороны, это мировое признание достиже-
1 См.: Кончаловский А.С. Русское мышление и мировой цивилизационный процесс // Полис. Политические исследования, 2010, № 5, с. 44.
ний России в области литературы, искусства, архитектуры, народного творчества, а также выдающихся научных открытий, а с другой — продолжающееся истребление исторической памяти и искажение политической истории — фактор, который негативно воздействует на общественное сознание и консолидацию российских граждан, а также на воспитание чувства национальной гордости за великую страну у каждого народа, проживающего на ее территории.
Тенденция установления полиэтнической и многоконфессиональной идентичности, которая на протяжении веков составляла основу политики России, сегодня катастрофически пробуксовывает. На рубеже XX и XXI вв. Россию сотрясает череда межнациональных конфликтов, террористических актов, разгул преступности и крайняя идеологическая враждебность, противостоять которым может только мудрость поколений, которые пришли к выводу о единстве общей судьбы народов России, и адаптация к ней политического обустройства.
У новых поколений, столкнувшихся с глобальной информатизацией планетарной жизни, формируются совершенно новые приоритеты в образе мышления и видении перспектив развития страны. Их позитивный духовный потенциал, накла-дываясь на особенности культурных и политических традиций, призван на качественно новом уровне воссоздать самобытную цивилизационную культуру России, сделать ее устойчивой и привлекательной. Как считал Н.Я. Данилевский, какую культуру народы создают, такую роль в истории они и играют2.
Таким образом, Россия в глобализирующемся мире продолжает искать свое геополитическое место и вполне обоснованно делает заявку на активное участие в мировой политике. «Мы видим себя участником формирующегося сегодня коллективного лидерства в мире, — считает С.В. Лавров, — которое призвано обеспечить движение к справедливому демократическому миропорядку»3.
2 См.: Современный российский консерватизм: идея, история, перспектива. — М., 2002, с. 153.
3 Цит. по: РИА «Новости», 2007, 13 июня.