Научная статья на тему 'Национальная безопасность как правовая категория'

Национальная безопасность как правовая категория Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2864
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / SECURITY / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL INTEREST / THREAT TO NATIONAL SECURITY / MILITARY SECURITY / INFORMATIONAL SECURITY / ECOLOGICAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Латыпов Тимур Саматович

в данной статье рассматриваются понятия «безопасность», «национальной безопасность», виды национальной безопасности, последние изменения в доктрине Национальной безопасности Российской Федерации. Как отмечает автор работы, доверие и партнерские отношения между отдельными государствами сменились санкциями и недопониманием, имеются экономический, миграционный, экологический, социальный и иные кризисы, учащение военных столкновений и ряд других проблем, которые непосредственно затрагивают национальную безопасность любой страны, в том числе и Российскую Федерацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article describes such notions as “security”, “national security”, types of national security, recent changes in the National security of Russian Federation doctrine. According to the author trust and partnership relations between governments changed to the sanctions and misunderstanding, there are also economical, migration, ecological, social and other types of crises, military collisions and other problems, which effect national security of any country, including Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность как правовая категория»

Legal studies

УДК 34

DOI 10.21661/r-115477 Т.С. Латыпов

Национальная безопасность как правовая категория

Аннотация

В данной статье рассматриваются понятия «безопасность», «национальной безопасность», виды национальной безопасности, последние изменения в доктрине Национальной безопасности Российской Федерации. Как отмечает автор работы, доверие и партнерские отношения между отдельными государствами сменились санкциями и недопониманием, имеются экономический, миграционный, экологический, социальный и иные кризисы, учащение военных столкновений и ряд других проблем, которые непосредственно затрагивают национальную безопасность любой страны, в том числе и Российскую Федерацию.

I Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, национальный интерес, угрозы национальной безопасности, военная безопасность, информационная безопасность, экологическая безопасность.

T.S. Latypov

National security as a legal category

Abstract

This article describes such notions as "security", "national security", types of national security, recent changes in the National security of Russian Federation doctrine. According to the author trust and partnership relations between governments changed to the sanctions and misunderstanding, there are also economical, migration, ecological, social and other types of crises, military collisions and other problems, which effect national security of any country, including Russian Federation.

I Keywords: security, national security, national interest, threat to national security, military security, informational security, ecological security.

За последние двадцать лет Российская Федерация, сделала свой стратегический выбор, несколько раз корректировала политический курс своего развития. Данные процессы ставили перед государством, политическими элитами и гражданами ряд проблем, связанных не только с формированием конституционного дизайна, гражданского общества, правового государства и рыночной экономики, но и обеспечением национальной безопасности [1].

Что же такое «национальная безопасность», сам термин был введен Теодором Рузвельтом еще в 1904 году [2]. Изначально данный термин имел узкое понятие и подразумевал под собой оборону или защиту государства от внешних угроз. В данный период времени в США ежегодно с 1986 года Президент обращается с посланием, которое называется «Стратегия национальной безопасности США» к конгрессу. Понятие национальной безопасности трактуется весьма

неединообразно, это зависит, в том числе и от похода к понятию «безопасность».

В.А. Спиридонова отмечает, что сам термин «безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор не выработано четкого определения данного понятия и, что более важно отсутствует целостная концепция его понимания [3].

Но обычно под безопасностью подразумевается, в первую очередь, именно физическое выживание и становление государства, сохранение и защита его территориальной целостности и суверенитета, способность уравновешенно реагировать на потенциальные и реальные внешние угрозы.

Сама национальная безопасность предстает перед нами в виде особой, сложной, многоаспектной и постоянно изменяющейся системы. Национальная безопасность - это своеобразный ориентир положения общества, среды его обитания, способность этого общества

Interactive science | 10 • 2016 205

Юриспруденция

выдерживать воздействия исходящее из различных разрушительных факторов, умение адоптироваться к изменяющимся условиям жизни и при этом охранять, и соблюдать высокий уровень жизни. В основе «национальной безопасности» находится триединство отношений, основных социальных субъектов, а именно государство, общество и личности. Работоспособность и дальнейшая модификация этой системы, детерминировано влиянием большего количество определенных обстоятельств, в том числе: географических, исторических, религиозных, психологических, политических, культурных, демографических, информационных, экономических, этнических и других.

Некоторые научные деятели и отдельные авторы предлагали разграничить внутреннюю и внешнюю национальную безопасность, но во время глобализации, в котором мы живем, это разграничение будет нецелесообразным. В наше время внутренние и внешние угрозы переплетены между собой причинами и следствиями. Поэтому вопросы информационной, экономической, экологической безопасности практически невозможно отнести только к одной сфере деятельности.

Национальное право любой страны призвано защищать национальные интересы. Необходимым звеном, связывающим интересы и право является воля. Воля формируется с учетом реальных возможностей реализации интереса. Однако степень адаптации интересов к реальным возможностям их осуществления может быть различна [4].

Национальные интересы России - это множество устойчивых интересов государства, общества и личности во всех затрагиваемых сферах. Данные интересы в основном обусловлены долговременным характером и в идеале основываясь именно на них, настраивается и развивается стратегия совершенствования политики Российской Федерации, как внутренней, так и внешней.

Для современного этапа ключевое значение приобретают проблемы, связанные с реализацией идеи национального единства, блокированием сепаратистских тенденций на местах, развитием интеграционных процессов внутри страны. Этнополитические угрозы актуальны для современной России и ведут к нестабильности внутри страны. Они могут быть различными по характеру и ведут к различным по масштабам отрицательным последствиям для начала процессов модернизации регионов России. Интересным с научной точки зрения является тот факт, что современные модели и типы этнополитических угроз характеризуется двумя взаимосвязанными процессами - глобализацией и взрывом этничности [5].

В виде самых важных и необходимых интересов государства можно рассматривать: обеспечение условий сохранения и развития здорового общества; поддержание стабильности на территории страны; готовность реагировать на природные и техногенные катастрофы; преодоление внутреннего экономического и социаль-

ного кризиса; преодоления внешнего дипломатического кризиса с западными странами; совершенствование сильной государственности на демократической основе; надежная защита от любой внешней угрозы за счет необходимого оборонного потенциала; обеспечение устойчивого развития экономики страны; эффективная борьба с терроризмом; эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией; дальнейшее налаживание отношений с международными организациями.

Учитывая современные тенденции развития государства, общества и появление новых видов, угроз, можно выделить следующие виды национальной безопасности: космическая безопасность, безопасность операций во всемирной сети, безопасность научно-технического прогресса, инновационная безопасность, интеллектуальная безопасность, биологическая безопасность, психологическая безопасность, моральная безопасность, демографическая безопасность, безопасность вероисповеданий, безопасность объектов национальной экономики, безопасность малых народностей, безопасность стратегических природных ресурсов, безопасность развития науки и образования, безопасность развития муниципальных округов и населенных пунктов, безопасность границ, безопасность от террористических организаций, безопасность новых межгосударственных экономических формаций, безопасность освоения нейтрального природного шлейфа. Рассмотрим наиболее важные виды национальной безопасности.

Военная безопасность - это один из наиболее значимых видов национальной безопасности. В определенный момент истории, многие авторы считали смежными эти два понятия, однако с развитием понятия «национальная безопасность», «военная безопасность» стало более узким понятием, которой теперь входит в систему национальной безопасности как отдельный вид.

Военная безопасность понимается как состояние защищенности основных интересов государства, которая обеспечивается военной защитой со стороны вооруженных организаций государства от всевозможных внешних и внутренних угроз. В.И. Останков в работе «Военная безопасность России в начале 21 столетия» отмечает, что сущность военной безопасности состоит в том, что страна и ее интересы должны быть защищены от всех возможных на данном историческом этапе военных угроз [6]. Вероятно, самой главной стороной обеспечения военной безопасности является поддержание, совершенствование и сохранение военной мощи государства, дальнейшая возможность противопоставить ее потенциальным и реальным военным угрозам. Задачи военной безопасности реализуют различные военные структуры: Вооруженные Силы, полиция, органы безопасности, национальная гвардия РФ и т. д.

Г

206

Интерактивная наука | 10 • 2016

Legal studies

В настоящее время военной безопасностью решаются следующие задачи:

- совершенствование и обеспечение военной защиты: 1) суверенитета государства; 2) территориальной целостности РФ; 3) национальной независимости;

- создание и сохранение военных гарантий стабильности развития и существования общественного и государственного строя;

- защита от террористических действий политических и криминальных групп [7].

В условиях динамично развивающегося мира, скоростной возможности передачи информации, совершенствования способов налаживания общения, увеличения количества международных организаций и тенденции к усилению глобализации, на первый план мирового сообщества становится обеспечение международной безопасности, создание и совершенствование условий, исключающих возможное нарушение всеобщего мира или возникновения угроз.

Некоторые авторы понимают международную безопасность как совместную работу международных организаций и государств, которые видят своей целью не позволение нарушения мира и угроз возникновения подобных нарушений. В основном это относится к применению силы и угроз их применения, которое противоречит основным принципам международного права.

«В области международной безопасности Россия сохраняет приверженность использованию прежде всего политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. Применение военной силы для защиты национальных интересов возможно только в том случае, если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективными» [8].

Видом национальной безопасности, которая с каждым годом набирает свою значимость, является информационная безопасность. Мы можем пронаблюдать, как при помощи дезинформации можно манипулировать общественностью, тем самым стравливая его против своего государства. Примером может служить: Грузия с «Революцией роз»; Египетская революция, ознакомится с ролью, которая сыграла пропаганда и высокая скорость получения информации населением в данной революции, можно по книге Ваэля Гонима «Революция 2.0», а также Украинская революция достоинств. Информационная безопасность не играет роль забора или занавеса от иной точки зрения как это было при СССР, скорее она направлена против воздействия: информационно-технического (в том числе проникновение в компьютерные сети); осуществления информационно-психологического воздействия на граждан; всех видов разведывательной деятельности зарубежных государств; деятельности иностранных экономических, общественных, политических и военных структур [9]. Если учитывать все происходящее в

виде информационной войны, то мы являемся аутсайдерами в настоящей перспективе.

Аспект экологической безопасности также является одним из основных для Российской Федерации. Одним из важнейших факторов стабильного совершенствования на международном, а также национальном уровне является природно-ресурсный потенциал России. Его также принято считать своего рода резервом определенной стабильности мировой экономики и общества. Незаконный вывоз природных ресурсов и богатств, а также браконьерство, незаконная вырубка леса или загрязнение окружающей среды, риски наводнение, лесных пожаров, развитие эпидемиологических заболеваний у животного и растительного мира, природных и техногенных катастроф - это все подразумевается под экологическими угрозами национальным интересам России. В совершенствовании экологической безопасности Российской Федерации хорошее воздействие может оказать увеличение международных договоров, по защите окружающей среды и борьбы с браконьерами, а также иными вышеуказанными угрозами экологическим интересам России.

Национальная безопасность - это такое понятие, которое являет собой сложную систему взаимосвязанных элементов. Которая включает в себя определенную взаимосвязь концептуальных положений и установок, правовых и социально-политических институтов, определенных средств, методов и форм, которые позволяют не допустить или адекватно отреагировать на возможные возникающие угрозы [10].

31 декабря 2015 года был принят Указ Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» вследствие чего предыдущий Указ от 12 мая 2009 года был признан как утративший силу. В правовую основу данной стратегии вошли также, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации. В Указе от 31 декабря 2015 года, понятие национальной безопасности претерпело изменение, в частности, во фрагменте об устойчивом развитии Российской Федерации, появилось сужение «социально-экономическое». Далее указано, что национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности [8].

Не вдаваясь в подробности можно заметить, что в данном Указе США и Американские союзники предстают перед нами не в самом лучшем свете. В Указе уже четко определяется, что вышеуказанные государства противодействуют самостоятельности России,

Interactive science | 10 • 2016 207

щ

Юриспруденция

они работают по так называемой политике сдерживания. Оказывают в том числе: экономические, политические, военные и информационные типы давлений.

Необходимо подчеркнуть, что угрозы национальной безопасности постоянно меняются, они динамичны и в зависимости от того возрастает их количество или уменьшается, от видов угроз и их сущности, следует модернизировать и саму модель национальной без-

опасности Российской Федерации. Именно вследствие динамичности угроз, можно отследить частоту изменений в доктрине национальной безопасности России на нынешнее время. Если это учитывать, то можно прийти к выводу, что доктрина национальной безопасности в Российской Федерации достаточно своевременно реагирует на своеобразные угрозы, меняясь и подстраиваясь под определенный вектор событий.

Литература

1. Аминов И.Р. О фундаменте национальной безопасности России // Вестник БИСТ Башкирского института социальных технологий. - 2015. - №2 (27). - C. 56-62.

2. Петровский В. Доктрина национальной безопасности в глобальной стратегии США. - М.: Международные отношения. - 1980. - С. 15.

3. Спиридонова В.А. Некоторые аспекты обеспечения безопасности. - М., 2009. - С. 209.

4. Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: Проблемы правового регулирования. -СПб., 2000. - С. 31.

5. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: Теория и практика. - 2016. - Т. 1. - №43. - С. 57-60.

6. Военная безопасность России в начале XXI столетия / Под ред. В.И. Останкова. - М., 2007. - С. 23.

7. Коновалов A.A. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Московский Общественный научный Фонд. Научные доклады. - М., 1998. - С. 93.

8. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

9. Нижник Н.С. Национальная безопасность: Концептуальные основания и феноменологическая характеристика. - СПб., 1991. - С. 112.

10. Цисар Л.А. Проблемы определения понятия «национальная безопасности» в России и ее виды. - С. 199.

208 Интерактивная наука | 10 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.