Научная статья на тему 'Противодействие Информационным угрозам как важное направление политики национальной безопасности Российской Федерации'

Противодействие Информационным угрозам как важное направление политики национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2000
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ УГРОЗА / ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / NATIONAL SECURITY / THREAT TO NATIONAL SECURITY / INFORMATION THREAT / POLICY OF NATIONAL SECURITY / PUBLIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Есаулов Владимир Тихонович

В статье рассматриваются подходы к исследованию угроз национальной безопасности в информационной сфере, проблемы формирования и совершенствования политики национальной безопасности Российской Федерации в области противодействия информационным угрозам с учетом положений Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the methods of studying the threats to national security in the information sphere are examined. The author raises the problems of formation and improvement of the policy of the national security of the Russian Federation on the opposition to information threats taking into account the positions of Strategy of the national security of the RF until 2020.

Текст научной работы на тему «Противодействие Информационным угрозам как важное направление политики национальной безопасности Российской Федерации»

Безопасность и общество

Владимир ЕСАУЛОВ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются подходы к исследованию угроз национальной безопасности в информационной сфере, проблемы формирования и совершенствования политики национальной безопасности Российской Федерации в области противодействия информационным угрозам с учетом положений Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.

In the article the methods of studying the threats to national security in the information sphere are examined. The author raises the problems of formation and improvement of the policy of the national security of the Russian Federation on the opposition to information threats taking into account the positions of Strategy of the national security of the RF until 2020.

Ключевые слова:

национальная безопасность, угроза национальной безопасности, информационная угроза, политика национальной безопасности, общественное сознание; national security, threat to national security, information threat, policy of national security, public consciousness.

Общественные отношения, складывающиеся в процессе сбора, обработки, хранения, передачи и распространения информации, превратились во влиятельные факторы экономического, политического, социального и духовного характера. При этом информация и использование информационных ресурсов зачастую выступают в роли эффективного инструмента достижения общественно значимых целей. Однако информационно-технологическая революция, происходящая в настоящее время, способствует не только позитивным общественным преобразованиям. Плодами общественного прогресса пользуются различные силы, в том числе и деструктивные, что ведет к возникновению принципиально новых угроз жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, функционированию государств и мирового сообщества в целом. Наиболее опасная форма этого явления — это терроризм, активно эксплуатирующий широкие возможности информационных технологий.

Информация, информационная инфраструктура, информационные ресурсы становятся средством и ареной межгосударственной борьбы за мировое лидерство, где достижение противоборствующими сторонами определенных стратегических и тактических целей осуществляется в ходе интенсивной и жесткой схватки за господство в информационном и культурном пространстве. В этих условиях индивидуальное, групповое и массовое сознание людей все в большей степени зависит от деятельности средств массовой информации и массовой коммуникации. К сожалению, уже вошли в обиход, в том числе и в международных отношениях, такие понятия, как «информационная война», «информационная операция» и т.п.

В этой связи имеющиеся в отечественной науке представления об информационных угрозах как о потенциальной возможности определенным образом нарушить информационную безопасность1 ЕСАУЛОВ не отражают всю палитру современных угроз национальной безо-

Владимир пасности в информационной сфере. На практике это зачастую при-

Тихонович - водит к отождествлению информационных угроз и угроз инфор-

соискатель кафедры мационной безопасности. К сожалению, такое смешение понятий

политологии допускается еще и потому, что угрозы в информационной сфере не

Военного ________

университета 1 Расторгуев С.П. Информационная война, информационные угрозы //

v.t.esaulov@gmail.com http://polbu.ru/rastorguev_infowar/ch27_all.html

были четко структурированы в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

Между тем, реалии современного информационного общества показывают, что информационные угрозы и угрозы информационной безопасности не являются однопорядковыми, поскольку различны по своей природе, характеру, целям, объектам воздействия.

По мнению автора, к информационным угрозам национальной безопасности следует относить угрозы, распространяющиеся в информационно-культурной среде и направленные:

— на изменение сознания и мировоззрения, духовных и ценностных ориентиров человека, его восприятия окружающей действительности;

— создание, тиражирование и распространение информации по формированию негативных образов государства, моделей деструктивного индивидуального и коллективного поведения.

К угрозам информационной безопасности целесообразно отнести те, которые направлены на деструкцию и создание помех техническим средствам, приемопередатчикам, базам данных, системам управления и оповещения, а также комплексам программного обеспечения и т.д.

Такой подход вполне закономерен, поскольку в сложной системе национальной безопасности можно выделить, как минимум, две качественные стороны угроз, имеющих информационную природу: физическую, которая в большей степени связана с техническими средствами распространения, хранения, обработки информации, и психологическую, отражающую предметно-целевой (содержательный) характер и направленность угроз.

Постановка проблемы соотношения информационных угроз национальной безопасности и угроз информационной безопасности обусловлена еще и тем, что ключевые сферы государства, в первую очередь политика, социально-экономическая жизнь и обороноспособность, все в большей мере становятся интеллектуально емкими, информационно зависимыми и потенциально уязвимыми от содержания, временных и иных параметров информации. Это делает важнейшим компонентом в структуре национальной безопасности России не только системы информационной защиты, но и системы другого свойс-

тва, обеспечивающие противодействие информационным угрозам национальной безопасности.

По мнению автора, выстраивание деятельности институтов государства и общества по противодействию такого рода сложным и комплексным явлениям, как информационные угрозы, без учета более строгого подхода к их содержанию и особенностям привело к тому, что система национальной безопасности России оказалась во многом не готовой к реагированию на информационные атаки в ходе целого ряда информационных войн, в частности той, которая развернулась в период «пятидневной войны» августа 2008 г

К сожалению, методологическая неточность в оценке самого явления информационной угрозы национальной безопасности привела к тому, что подходы к противодействию угрозам такого порядка сохранились и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. В тексте документа, представляющего собой совокупность основных взглядов на современное содержание системы мер и мероприятий по обеспечению национальной безопасности России на стратегическую перспективу, прямо указывается лишь на угрозы информационной безопасности. Данные угрозы, как указано в тексте документа, предотвращаются за счет совершенствования безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Российской Федерации, повышения уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создания единой системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности. Таким образом, в Стратегии спектр угроз национальной безопасности в информационной сфере неизмеримо сужен до угроз преимущественно технико-технологического порядка.

Следует подчеркнуть, что в противоречивых условиях развития мирового информационного рынка, острой конкуренции в медиа-пространстве, борьбы за лидерство в создании, передаче и распространении информации различного характера все большее значение для государств приобретают задачи сохранения национальной идентичности, обеспечения защиты

национальных интересов и ценностей личности, общества и государства, а также деятельность субъектов обеспечения безопасности, направленная на предотвращение либо минимизацию негативного информационного воздействия на сознание граждан. Такая деятельность, по мнению автора, может быть осуществлена путем разработки и реализации комплекса специальных мероприятий, проводимых субъектами обеспечения национальной безопасности с участием различных институтов государства и общества. По сути, практическое решение такого рода задачи и представляет собой противодействие информационным угрозам национальной безопасности.

Противодействие информационным угрозам национальной безопасности России в целом предполагает реализацию мер как наступательного, так и защитного характера. Активное противодействие информационным угрозам должно быть направлено на заблаговременное выявление и предупреждение информационных угроз. Это может достигаться путем проведения мероприятий по выявлению планов, целей, сил и средств, например, террористических организаций и преднамеренного осуществления контрмероприятий в информационном пространстве, используемом деструктивными (в первую очередь, террористическими) структурами.

По нашему мнению, противодействие информационным угрозам национальной безопасности должно включать взаимосвязанные по целям, месту и времени меры и мероприятия, направленные на:

— создание и функционирование системы постоянного мониторинга сторон информационно-культурной среды, наиболее важных для системы обеспечения национальной безопасности;

— выработку и принятие решений по предупреждению негативных воздействий на объекты безопасности;

— формирование моделей устойчивого социального развития в различных условиях обстановки.

При этом должны осуществляться мероприятия, предполагающие надежную защиту и эффективное использование собственных информационных ресурсов в целях сохранения качественных характеристик национальной информационнокультурной среды.

Противодействие информационным

угрозам национальной безопасности России непосредственно связано с реализацией потребностей общества и государства в закреплении устойчивого политического и социально-экономического развития, в совершенствовании системы отечественного законодательства, в сохранении национальных традиций и ценностей многонационального народа нашей страны, в укреплении демократических устоев. Указанная деятельность, по нашему мнению, должна носить институциональный, системный и сетевой характер.

Институциональность такого рода деятельности, прежде всего, обусловлена сущностью, содержанием и особенностями угроз, противодействие которым необходимо осуществлять. Под информационной угрозой может оказаться как неопределенное количество объектов, так и конкретные объекты (граждане, отдельные социальные группы, органы власти, сферы государственной деятельности, конкретные общественные отношения и т.д.). В этих условиях сохранение качественных характеристик объектов безопасности необходимо обеспечивать путем объединения деятельности и возможностей широкого круга субъектов обеспечения безопасности, включающего как государственные органы, так и негосударствен-ные (общественные) структуры. При этом ведущую роль в разработке стратегий противодействия информационным угрозам национальной безопасности, безусловно, призвано играть государство как основной институт политической системы.

Системность противодействия информационным угрозам состоит, с одной стороны, в единстве функционирования структурно определенных компонентов системы (субъектов противодействия), обусловленном взаимными связями между ними, отражающими предназначение и качественные характеристики (свойства) такого рода системы, а с другой стороны

— во взаимообусловленности конкретного содержания и направлений деятельности данных субъектов, предполагающих достижение общей цели деятельности при разнообразии форм, методов, способов реализации того или иного мероприятия.

Сетевой характер противодействия информационным угрозам предполагает наличие распределенной сети разнообразных субъектов противодействия (компонентов, элементов системы). Как

показывает анализ зарубежных и отечественных публикаций, в мировой практике существуют различные варианты создания такого рода сетевых систем. По нашему мнению, в Российской Федерации такая сетевая структура должна включать в себя как государственные, так и негосударственные субъекты противодействия информационным угрозам, объединенные в общественно-государственную систему интеграции информационных ресурсов, предназначенную для выполнения функций информационного противодействия в различных условиях.

Реализация государством и обществом комплекса соответствующих мероприятий по противодействию информационным угрозам целесообразна и возможна путем формирования описанной выше системы как относительно самостоятельного института, объединяющего усилия разрозненных субъектов, которые направлены на защиту интересов и ценностей государства и общества от потенциальных и реальных информационных угроз, действий и влияния со стороны оппонентов. В задачи государства при этом должно входить:

— формирование и обеспечение политических, экономических, правовых, функционально-деятельностных, организационно-технических и технологических

основ системы противодействия указанным угрозам;

— определение приоритетных направлений противодействия;

— постановка стратегических целей, перспективных и текущих задач деятельности компонентов системы;

— координация деятельности компонентов системы.

Все это выступает фундаментом политики противодействия информационным угрозам национальной безопасности Российской Федерации как внешнего, так и внутреннего свойства.

В последнее время наблюдается усиление влияния информационных технологий практически на все сферы жизнедеятельности человечества, особенно на те, которые непосредственно связаны с реализацией жизненно важных интересов личности, общества и государства, обеспечением их безопасности, а также защитой национальной идентичности и традиционных общенациональных ценностей. Все это выдвигает задачу перевода противодействия информационным угрозам национальной безопасности в разряд важных направлений новой политики национальной безопасности, необходимость формирования которой декларируется в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.