Научная статья на тему 'Терроризм как угроза экономической безопасности страны'

Терроризм как угроза экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2696
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / УГРОЗА / БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / TERRORISM / THREAT / SECURITY / THE NATIONAL SECURITY STRATEGY / NATIONAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY / COUNTER-TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косарев Максим Николаевич

В статье изучаются вопросы, связанные с терроризмом как угрозой экономической безопасности страны. Анализируются документы в области обеспечения безопасности и противодействия терроризму. Предлагается авторская позиция по формированию системы защиты экономики страны от террористических угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terrorism as a threat to economic security of the country

The article examines issues related to terrorism as a threat to the economic security of the country. Analyzes documents in the field of security and counter-terrorism. The author’s position on the formation of the protection system of the national economy from terrorist threats.

Текст научной работы на тему «Терроризм как угроза экономической безопасности страны»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 343.34

Терроризм как угроза экономической безопасности страны

Косарев Максим Николаевич, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент

e-mail: [email protected]

В статье изучаются вопросы, связанные с терроризмом как угрозой экономической безопасности страны. Анализируются документы в области обеспечения безопасности и противодействия терроризму. Предлагается авторская позиция по формированию системы защиты экономики страны от террористических угроз.

Ключевые слова: терроризм; угроза; безопасность; стратегия национальной безопасности; национальная безопасность; экономическая безопасность; противодействие терроризму.

Terrorism as a threat to economic security of the country

Kosarev Maksim Nikolaevich,

Assistant Professor of the Department of Criminal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences, Associate professor

The article examines issues related to terrorism as a threat to the economic security of the country. Analyzes documents in the field of security and counter-terrorism. The author's position on the formation of the protection system of the national economy from terrorist threats.

Key words: terrorism; threat; security; the national security strategy; national security; economic security; counter-terrorism.

В современном мире одной их экзистенциальных угроз для всех уровней безопасности выступает терроризм. Данное негативное явление стремительно самовоспроизводится, мимикрирует и усиливает степень своего воздействия. Практика терроризма открыто, нарочито и вызывающе демонстрирует всем членам общества уязвимость сфер жизнедеятельности и институциональных основ страны. Массово страдают права и свободы человека, включая право на жизнь, здоровье, личную свободу, вероисповедание, собственность многих людей, причиняется существенный материальный и организационный ущерб физическим и юридическим лицам, государствам, происходит уничтожение, повреждение, хищение культурных ценностей, также дестабилизируется деятельность органов власти государств и международных организаций, провоцируется возрастание страха, недоверия, агрессивности и конфликтности среди населения. Данное явление способно разрушать сложившуюся в государстве систему политических, экономических, правовых и социальных

отношений, имеются примеры (Ирак, Ливия, Сирия), когда террористические организации захватывают власть и создают на базе имеющейся государственной инфраструктуры и институтов квазигосударственные террористические образования, основанные на террористической идеологии1, что качественно повышает уровень террористической угрозы.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации2 называет нам основные тенденции современного терроризма:

• увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;

• расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций,

1 См.: Косарев М. Н. Тенденции современного терроризма: «Исламское государство» как новая угроза безопасности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. № 3. С. 22.

2 Далее - РФ.

использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;

• усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;

• повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

• усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в т. ч. транснациональной;

• повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;

• стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;

• попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;

• разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших1.

Следует отметить, что терроризм как одна из многовекторных угроз подрывает в т. ч. и экономическую безопасность определенных территорий (всего мира, региона, субрегиона, государства или его части).

Под экономической безопасностью стоит понимать состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается устойчивое социально-экономическое развитие страны, способствующее удовлетворению всех национальных интересов2. Для ее формирования используется полный спектр соответствующих мер (политических, экономических, правовых, информационных, культурно-образовательных, организационно-технических и др.).

Стратегия национальной безопасности РФ 2015 г. называет нам следующие главные стратегические угрозы в области экономики:

1) низкая конкурентоспособность;

2) сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

3) отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;

4) незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;

5) уязвимость ее информационной инфраструктуры;

1 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации от 5 октября 2009 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. 1^1.: http://www. pravo.gov.ru.

2 См.: Косарев М. Н. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2016. № 1. С. 32.

6) несбалансированность национальной бюджетной системы;

7) регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрис-дикциях;

8) ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;

9) прогрессирующая трудонедостаточность;

10) сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений;

11) незаконная миграция;

12) неравномерное развитие регионов;

13) снижение устойчивости национальной системы расселения3.

Отметим при этом, что развитое и защищенное социально-экономическое положение государства является основой для качественного обеспечения всей национальной безопасности, в т. ч. и в сфере противодействия терроризму, для которого требуются значительные ресурсы (людские, финансовые, информационные, технологические и т. д.). Так, в настоящее время высказываются экспертные мнения о необходимости расходования части валового внутреннего продукта каждой страны на борьбу с международным терроризмом и решение проблемы беженцев4.

Учитывая многоаспектность терроризма, нельзя не отметить тот факт, что террористические деяния могут совершаться в государствах, различных по своему уровню экономического развития и состоянию экономической безопасности. После террористических актов в Брюсселе в марте 2016 г. Министерство экономики Бельгии оценило экономический ущерб от совершенных преступлений в размере 1 млрд евро5. При этом терроризм действительно сказывается на экономических показателях, когда он наблюдается в странах, которые подвергаются большому количеству атак. Терроризм часто встречается в государствах с ограниченным институциональным потенциалом или низким уровнем экономического развития. В связи с этими обстоятельствами террористические события могут оказать существенное влияние на производство, инвестиции и экономический рост6. Так, например, экономика Ирака с 2005 по 2014 г. потеряла от террористических атак 159 млрд долларов,

3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru.

4 См.: Якунин: все страны должны финансировать борьбу с терроризмом за счет ВВП [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/rejigion/20160930/1478235655.htmi.

5 См.: Ущерб от терактов в Брюсселе оценили в миллиард евро [Электронный ресурс] // URL: http://www.interfax.ru/ business/520471.

6 См.: Global-Terrorism-Index-2015 [Электронный ресурс] // URL: http://economicsandpeace.org/wp-content/upioads/2015/ 11/Global-Terrorism-Index-2015.pdf.

что эквивалентно 32 % валового внутреннего продукта Ирака за 2014 г.1

Согласно толковому словарю С. И. Ожегова угроза представляет собой возможную опасность2.

С точки зрения угрозы для экономической безопасности страны терроризм следует определить как муль-тиугрозу. То есть практика терроризма одновременно может обладать многоуровневыми характеристиками, негативно воздействующими на различные элементы экономики государства.

Терроризм может представлять собой внешнюю угрозу, связанную с деятельностью международных террористических организаций на территории определенного государства, или создавать внешние условия негативного воздействия на экономику страны.

Также террористическая деятельность может выступить и внутренней угрозой, когда субъекты, находящиеся на территории определенного государства, вступившие в социальный конфликт, пытаются решить его, привлекая террористические методы для оказания влияния, например на политику в области миграции населения.

Говоря о терроризме как угрозе экономической безопасности, необходимо выделить следующее: преступления террористической направленности создают специфический экономический ущерб, который отличается от того, который наносят иные преступления, правонарушения или чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Главные последствия наступают в постсобытийном относительно террористического акта контексте, когда происходит, как правило, стремительное и массовое проникновение устрашающего информационного потока в сознание членов общества и наступает соответствующая ответная поведенческая реакция всех субъектов и социальных институтов на него. Терроризм, как и экономическая деятельность, в значительной степени оперирует психологическим инструментарием оказания влияния на людей. Стремительное развитие информационно-телекоммуникационных технологий также способствует возможности эффективно воздействовать на большое количество людей посредством совершенных преступлений террористической направленности.

Отраженный в сообщениях средств массовой информации, каждый теракт производит впечатление, будто подобные нападения будут регулярно продолжаться и в будущем. В результате и предприниматели, и туристы начинают считать город (регион, страну...), где свершился теракт, опасным для нормальной жизнедеятельности3.

Чем критичнее зависимость экономики страны или пострадавших сфер деятельности от внешнеэкономических связей или безальтернативных источников снабжения ресурсами, тем сильнее нарушается

1 Global-Terrorism-Index-2015 [Электронный ресурс] // URL: http://economicsandpeace.org/wp-content/uploads/2015/11/ Global-Terrorism-Index-2015.pdf.

2 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 825.

3 См.: Латов Ю. В. Экономический анализ современного тер-

роризма: учеб. пособие для вузов. М., 2007. С. 47.

состояние защищенности экономических отношений. Подобные преступления отрицательно влияют на показатели притока инвестиций, количества туристов, снижают объем потребления населения, т. к. вызывают опасения, связанные с появлением в местах массового пребывания людей, к которым относятся объекты публичной власти, транспорта, культуры, спорта, развлечений, торговли, крупные промышленно-технологиче-ские объекты. Так, например, премьер-министр Египта Шериф Исмаил оценил сокращение доходов туристического сектора страны после катастрофы российского А321 на Синае в 1,2-1,3 млрд долларов4.

Также угрозой экономической безопасности выступает то, что значительный объем средств будет направлен не на производство и социальную поддержку населения, а на обеспечение безопасности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий от совершенного деяния, а также на реализацию мер, направленных на профилактику терроризма (содержание правоохранительных органов и специальных служб, их финансовое и материально-техническое обеспечение, внедрение средств контроля, идентификации, досмотра, наблюдения, выплаты пострадавшим, организационно-управленческие, правовые, социально-экономические, технологические, информационные и иные мероприятия).

Первоначальный вред от террористической деятельности включает в себя гибель людей, уничтожение материальных объектов и ценностей, дезорганизацию функционирования субъектов экономической деятельности, возможное загрязнение окружающей среды. И чем более масштабным, устрашающим, анормальным и невообразимым на первой стадии преступления будет способ его совершения и причиненный публично-воспринимаемый урон, тем более значимыми будут последствия, влияющие на состояние экономической безопасности страны в целом. При этом опосредованно террористическая деятельность подрывает основы организации экономики той или иной территории, а также вносит существенные коррективы в ее функционирование, что, в свою очередь, создает социально-экономическую базу для дальнейшего самовоспроизводства практики терроризма. Также запускается цепная реакция продуцирования последующих конфликтов (политических, социальных, экономических, национальных, религиозных и др.), роста психологической неустойчивости в обществе, а следовательно, и непредсказуемого экономического поведения. Среди мер по предупреждению терроризма в России следует назвать оздоровление экономики регионов и выравнивание уровня их развития, сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты населения5.

4 См.: Премьер-министр Египта оценил потери туристической отрасли от теракта с А321 в $1,3 млрд [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2016/ 03/01/631951-egipta-poteri-turisticheskoi-otrasli.

5 См.: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации от 5 октября 2009 г. [Электронный ресурс] // Офици-

Следует отметить, что социально негативное явление терроризма как мультиугрозы безопасности одновременно оказывает деструктивное воздействие на многие сферы жизнедеятельности страны (политическую, экономическую, социальную, образовательную, экологическую, информационную и др.).

В качестве ответных мер государства для защиты от угроз экономической безопасности выступает синергия организации и привлечения имеющихся ресурсов на противодействие максимально широкому спектру угроз национальной безопасности (терроризм, экстремизм, техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия, незаконный оборот наркотиков, оружия, коррупция) путем оптимизации затрат на ее обеспечение. Следует развивать экономические взаимоотношения, связанные со снижением критической уязвимости экономики России от внешних и внутренних угроз. При обеспечении безопасности экономики необходимо опираться на внутренние ресурсы, развивать человеческий капитал (качественное здравоохранение, образование, жилье, социально-культурное обеспечение, чистая окружающая среда), создавать национальные финансово-экономические инструменты (например такие, как национальная платежная система), работающие на взаимовыгодной основе с внешнеэкономическими субъектами.

Все указанные положения могли бы найти отражение в Стратегии экономической безопасности РФ, учитывающей возможность противодействия терроризму как одной из угроз экономической безопасности страны.

Список литературы

1. Косарев М. Н. Тенденции современного терроризма: «Исламское государство» как новая угроза безопасности / М. Н. Косарев // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2015. - № 3. - С. 20-22.

2. Косарев М. Н. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России / М. Н. Косарев // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2016. - № 1. - С. 29-32.

3. Латов Ю. В. Экономический анализ современного терроризма: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Латов. - М.: Академия управления МВД России, 2007. - 88 с.

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. -994 с.

5. Премьер-министр Египта оценил потери туристической отрасли от теракта с А321 в $1,3 млрд [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti. ru/business/news/2016/03/01/631951-egipta-poteri-turisticheskoi-otrasli.

6. Ущерб от терактов в Брюсселе оценили в миллиард евро [Электронный ресурс]. - URL: http://www. interfax.ru/business/520471.

7. Якунин: все страны должны финансировать борьбу с терроризмом за счет ВВП [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/religion/20160930/1478235655. html.

альный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.