Научная статья на тему 'Экзистенциальные основы духовной безопасности российского общества'

Экзистенциальные основы духовной безопасности российского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
786
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЗНАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / КУЛЬТУРА / SPIRITUALITY / SPIRITUAL SAFETY / SPIRITUAL SPACE / SPIRITUAL AND PHYSICAL HEALTH / CONSCIOUSNESS / TRADITIONS / CUSTOMS / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Газгиреева Лариса Хасанбиевна, Бурняшева Людмила Александровна

На основе анализа современной социально-философской литературы исследуется проблема духовной безопасности российского общества. Раскрывается сущность духовной безопасности и определяется ее значение для жизнедеятельности современного российского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of spiritual safety of the Russian society is investigated on the basis of the analysis of the modern social-philosophic literature. The essence of spiritual safety reveals and its value for vital activity of modern Russian society is defined.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные основы духовной безопасности российского общества»

Лариса ГАЗГИРЕЕВА, Людмила БУРНЯШЕВА

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

На основе анализа современной социально-философской литературы исследуется проблема духовной безопасности российского общества. Раскрывается сущность духовной безопасности и определяется ее значение для жизнедеятельности современного российского социума.

The problem of spiritual safety of the Russian society is investigated on the basis of the analysis of the modern social-philosophical literature. The essence of spiritual safety is revealed and its value for vital activity of modern Russian society is defined.

Ключевые слова:

духовность, духовная безопасность, духовное пространство, духовное и физическое здоровье, сознание, традиции, обычаи, культура; spirituality, spiritual safety, spiritual space, spiritual and physical health, consciousness, traditions, customs, culture.

ГАЗГИРЕЕВА

Лариса

Хасанбиевна — к.пед.н., доцент кафедры испанского языка Пятигорского государственного лингвистического университета [email protected]

БУРНЯШЕВА

Людмила

Александровна —

к.филос.н., старший

преподаватель

кафедры

инноватики,

управления и права

Пятигорского

государственного

лингвистического

университета

[email protected]

В отечественных теоретических разработках и публицистике вплоть до настоящего времени понятие «безопасность» определялось термином «национальная безопасность», которая непосредственно связана с экономическим, социально-политическим и духовным развитием страны, ее местом и ролью в глобальных межгосударственных отношениях. На сегодняшний день существует множество подходов к определению данного понятия. Одни авторы связывают это понятие с возможностями, способностями общества противостоять деструктивным воздействиям, откуда бы они ни исходили, с уровнем защищенности страны от «сложного комплекса политических, военных, экономических, гуманитарных и иных факторов»1. Другие авторы концептуальный анализ национальной безопасности осуществляют через характеристику опасностей и угроз, способных необратимо дестабилизировать жизнедеятельность личности и государства.

В связи с этим представляется возможным привести типологиза-цию национальной безопасности, что позволит более четко определить ее сущностное содержание, очертить наиболее общие контуры данного феномена. Национальную безопасность представляется возможным классифицировать с различных позиций, например по субъекту защиты: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства. Исходя из особенностей различных сфер жизнедеятельности общества и возникающих в них угроз, в структуре национальной безопасности выделяются такие ее виды, как политическая, экономическая, социальная, информационная, экологическая, духовная безопасность. Однако, как считают современные ученые, сами определения «политическая безопасность», «национальная безопасность», «социальная безопасность» пока еще в науке не устоялись, нередко носят субъективный характер, отражают научный интерес того или другого исследователя. Данное обстоятельство в качестве приоритетных позволяет представить наиболее распространенные определения, в которых отражается суть обозначенных понятий.

Политическая безопасность выступает как способность государства реализовывать общенациональные интересы и осуществлять деятельность, направленную на достижение общественного благосостояния, поскольку все социальные слои так или иначе

1 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М., 1998, с. 293.

связаны с функционированием аппарата власти, поддерживают его или противодействуют ему.

Экономическая безопасность рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Социальная безопасность является одним из ведущих компонентов системы национальной безопасности. Несмотря на это, здесь также нет сколь-нибудь целостного понимания проблемы. Одни авторы, признавая существование социальной безопасности, пытаются растворить данное понятие в других элементах национальной безопасности или превратить ее в подсистему более высокого уровня, вбирающую в себя другие системообразующие элементы1. Другие, раскрывая содержание системы национальной безопасности и подчеркивая важную роль и значение социальной сферы, тем не менее, вообще не называют социальную безопасность в числе ее ведущих элементов, отказывают ей в праве на существование2.

Информационная безопасность характеризуется как состояние защищенности национальных интересов России в информационной сфере, которое определяется совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Экологическая безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека,

1 Проскурин С.А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. — М., 1991, с. 36.

2 Ващекин Н.П., Дезлиев М.И., Урсул А.Д.

Безопасность и устойчивое развитие России. — М., 2000, с. 117.

функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.

Важнейшей составной частью национальной безопасности является духовная безопасность. Она представляет собой такое состояние социокультурной среды, при котором объединяются общественное сознание, духовные ценности, культура и обеспечиваются условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа. Это понятие также еще находится в процессе формирования и концептуализации. Его введение в научный оборот обусловлено потребностью реформирования, стабилизации и самосохранения духовных основ российского общества, что позволит выявить не только различные проблемы, связанные с резким изменением ценностных ориентиров, но и поможет объяснить многие противоречивые процессы в современной социальной и духовной сфере жизни общества.

Несмотря на это, в современной философской литературе до сих пор нет ни одной работы, которая бы непосредственно была посвящена изучению проблем духовной безопасности, как нет и однозначного подхода к осмыслению самого понятия «духовная безопасность». Так, по мнению В.И. Кушлина, этот термин «характеризует некую философию существования живого, его жизнедеятельности и развития и употребляется применительно к самым различным процессам, как природным, так и социальным. Он отражает не только специфические признаки феномена национальной безопасности в конкретной, специфической сфере деятельности, но и включает в себя то общее, типическое, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности человека и общества. Это общее состоит в том, что духовная безопасность как условие и стратегия защиты от опасности нацелена в конечном счете на выживание социальной системы, личности, общества и госу-дарства»3. В.Н. Кузнецов же определяет понятие духовной безопасности как «совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития России, жизнеспособности госу-

3 Кушлин В.И. Экономическая безопасность хозяйственных систем. — М., 2001, с. 19.

дарства и достижения национальной цели, социального идеала — благополучия всех граждан и семей; целесообразного развития и сохранения фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации; нормальных отношений личности и государства; способности эффективно преодолевать любые внешние угрозы; руководствоваться своими национальными интересами»1.

По мнению А.Ш. Викторова, «духовную безопасность любой цивилизации следует рассматривать в диалектической взаимосвязи основных структурообразующих элементов системы (социогенеза, нооге-неза и этногенеза), имеющих различное качественное содержание, но объединенных направленностью того или иного субъекта творчества на сохранение (трансляцию) и развитие традиционных ценностей (ядра культуры), которые неоднозначно находят проявление на трех по-разному взаимосвязанных между собой различных уровнях культуры: “высоком” (духовная сфера), “народном” (повседневная сфера) и “социальном” — “материальном” (сфера взаимоотношений, производства и управления)»2.

Д.В. Зеркалов в своей работе «Основы духовной безопасности» предлагает три основных подхода к определению понятия «духовная безопасность» — традиционный, социологический и политологичес-кий3. В рамках традиционного подхода он понимает духовную безопасность России как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в духовной сфере от внешних и внутренних угроз, что, собственно, является следствием представлений о национальной безопасности, характерных для последнего десятилетия XX в. В духе традиционного подхода определение духовной безопасности дается в Концепции национальной безопасности и Доктрине информационной безопасности4.

В отличие от традиционного, социоло-

1 Кузнецов В.Н. Социология безопасности. — М., 2003, с. 9.

2 Викторов А.Ш. Духовная безопасность российской цивилизации: теоретико-методологические аспекты : учебное пособие. — М. : КДУ, 2009, с. 45.

3 Зеркалов Д.В. Основа духовной безопасности. — М., 2008, с. 57.

4 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 2000, с. 3.

гическое определение духовной безопасности состоит в определении ее особого места в системе национальной безопасности и обществе в целом, а также в анализе вполне определенных специфических функций, выполняемых ею в общественной жизни. Так, если в традиционном подходе акцентируется внимание на защите от определенных рисков, вызовов и угроз, то в социологическом, — прежде всего, на определенном внутреннем состоянии системы духовной безопасности, определяемом взаимодействием ее элементов (субъектов), при котором обеспечивается нормальное функционирование этой системы, а также функционирование и развитие общества в целом вне зависимости от наличия тех или иных угроз. То есть, духовная безопасность — это специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. Она представляет собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. С другой стороны, — это процесс сохранения и позитивного видоизменения идей, идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость вектора, преемственность и динамику общественного развития.

Сегодня, как никогда ранее, очевиден кризис духовно-нравственного бытия нашего общества, который проявляется в снижении уровня духовности, в забвении социокультурных традиций. Мы становимся свидетелями реальной угрозы падения социальных нравов, роста коррумпированности, проявления националистических настроений, увеличения преступности и наркомании, особенно в молодежной среде, утраты человеческих идеалов и общечеловеческих ценностей в системе образования, дегероизации гуманных ценностей, экстремистских высказываний в публичных выступлениях и на телевидении, формирования агрессивности через игровые занятия, дефицита родительской любви, утраты семьей своей функциональной роли как воспитывающего института. Этим кризисом охвачен

не только каждый из индивидов, составляющих систему уже мировых общественных отношений, но и сам способ организации жизни на всех уровнях ее регуляции. «Сердцевину этого кризиса образует кризис способа духовной и интеллектуальной организации как государственных и общественных структур управления, так и каждой человеческой личности... Поэтому нам необходимо найти спасительные для разума пути преодоления духовного кризиса»1.

Одним из таких путей может стать многогранная и целенаправленная работа по обеспечению духовной безопасности. В основе ее лежит борьба с бездуховностью, постоянная работа по утверждению духовности в сознании и поведении человека, общества. Духовность на Руси во все времена была некой незримой движущей силой, неким абсолютом общественной жизни, который неотделим от веры и нравственности. В. Даль определяет содержание слова «духовный» как «все, относящееся к Богу, Церкви, вере, но и все, относящееся к душе человека, его умственным и нравственным силам»2.

Для человека «духовность является фактором и формой самосознания, самоидентификации, основой конституиро-вания человека как субъекта отношений и деятельности, как констатация качественной определенности человека, его индивидуального отличия от всего другого, а также от всего того, что есть суть “не Я”»3. То есть, помимо несомненного религиозного компонента, духовность — это квинтэссенция человеческого в человеке. Поэтому, говоря о духовной безопасности, мы, прежде всего, имеем в виду цель: сохранить это глубинное основание культуры и человеческой природы — духовность.

Особая ответственность за формирование духовности лежит на средствах массовой информации. Сегодня им принадлежит лидерство в осмыслении проблем духовно-нравственного бытия. Они стали трансляторами культурных достижений и,

1 Бобров В.А. О состоянии духовной революции в России. - М., 2002, с. 38.

2 Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М. : ЭКСМО, 2002, с. 112.

3 Бокачев И.А. Духовность как смысложизненная ценность. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Духовность как онтологическое основание бытия человека». — Ставрополь: СевКав ГТУ, 2009, с. 18.

бесспорно, активно влияют на принятие либо отрицание обществом тех или иных ценностей культуры. Однако еще нередки случаи, когда СМИ не только транслируют существующую систему ценностей, но и оказывают на нее деструктивное влияние. Особенно это проявляется в пропаганде насилия, трансляции большого количества фильмов и передач низкого нравственного содержания, в значительной степени оказывающих негативное влияние на формирование ценностных ориентаций личности и современного российского общества.

В результате на место накопленной в течение многих веков культуры ставится псевдокультура, основу которой составляет культ материального потребления и насилия. Теряют свою привлекательность такие ценности, как патриотизм, личная ответственность перед обществом, мораль, культура общения, самообразование, самовоспитание, духовность. В современном обществе наблюдается низкий уровень морали и нравственности, налицо своеобразный образовательный коллапс.

Большую угрозу духовной безопасности в ее социальном измерении несет эклектизация общественного мировоззрения под воздействием глобализации, секуляризации, вестернизации и оккультного влияния. У глобализации и унификации есть свой стандарт, этот стандарт — американский образ жизни, все остальные считаются недемократическими. Основная тяжесть критики со стороны проводников такого образа жизни ложится на ислам и православие как наиболее реальные системы, оппозиционные «мировому правительству» и творимому им новому мировому порядку. Идеологи глобализации религию стараются сделать публичным явлением. Мировоззренческий аспект все заметнее уступает место имиджевому, что отнюдь не способствует реальному усвоению обществом традиционных духовных контекстов. Религия из сферы сакральной, морально-этической дает крен в сторону «рынка духовных услуг».

Особую угрозу духовно-нравственной безопасности общества несет масс-культура, которая преследует цели внедрения в сознание людей ложных ценностей и идеалов, насаждает пренебрежительное отношение к собственной стране и ее истори-

ко-культурному наследию, воспитывает в неокрепших душах молодежи инфантильность, апатию и иждивенчество. В результате происходит своеобразная атомизация общества, которая ведет к ослаблению культурного взаимопонимания и сотрудничества различных национально-этнических образований, а в конечном счете — и к культурному оскудению.

В сфере масс-культуры сегодня активно развиваются манипуляции с использованием пси-технологий, которые непосредственно воздействуют на подсознание человека. Как правило, внушаемая информация внешне не заметна и постепенно вкрапляется в подтекст речи, литературного произведения, той и или другой теле- и радиопередачи и таким образом неявно, но прочно становится неотъемлемой частью подсознания человека или аудитории в целом.

В связи с этим встает ряд неотложных задач, от решения которых во многом зависит духовная безопасность российского общества. В первую очередь следует осознать всю полноту ответственности за происходящее в духовно-нравственной сфере жизни общества на всех уровнях властных структур, более целеустремленно проводить работу по формированию единого культурного и информационного пространства с активным участием в ней государственных патриотически ориентированных средств массовой информа-

ции1. Каждый должен понять, что путь возрождения России — это путь возрождения души человеческой, что граница духовно-нравственной безопасности общества проходит не только, а может быть, и не столько через наше сознание, сколько через нашу душу и сердце. Надо более активно использовать опыт, накопленный православной церковью. Ее авторитет может погасить амбиции противоборствующих сторон, напомнить о слабых и незащищенных, поддержать традиционные духовно-нравственные законы и правила.

В этих условиях наиболее остро встает задача поиска новых методов и форм трансляции духовности, морали и культуры. Их развитие не может и не должно зависеть от экономики — наоборот, они должны определять стабильный экономический прогресс. Именно это имел в виду Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда на XIII Всемирном русском народном соборе «Экология души и молодежь» сказал: «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей».

1 Душина Т.В., Бокачев И.А., Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Духовно-нравственная сфера современного общества: актуальные проблемы // Духовная безопасность в условиях нового миропорядка. — Ставрополь: СевКав ГТУ, 2010, с. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.