ФГОС второго поколения
21. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010.- № 5.
22. Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности.- Ташкент: Фан, 1987.-136 с.
23. Фрейд З. Психология бессознательного / Пер с нем.- М.: Просвещение, 1990.- 447 с.
24. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- М.: Педагогика, 1986.- Т. 1.- С. 33-48.
25. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение) / Пер. с англ.- С-Пб.: Питерком, 1999.- 608 с.
26. Микетич Андрея. Поведенческие и личностные особенности обучаемыйов основной школы. // Настава и васпи-танье. Београд.- 2011.- № 2.- С. 283-296.
27. Vanek M., Hosek V., Man F. Fermevanl vykeneve motivace.-Praha: Univerzita Karlova, 1982.- 218 s.
28. http://www.dp.ru/a/2011/03/09/VCIOM_izuchil_mnenija_rossi/
29. http://web-local.rudn.rU/web-local/uem/ido/ped_psix/6.html
30. http://www.voppsy.ru/joumals_all/issues/1996/963/963116. html
31. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html
32. http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht. html
33. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html
34. http:// www.psychology.net.ru/articles/d20020106230736.html
35. http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo. html
36. http://www.psy.msu.ru/about/kaf/razvit. html
37. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_ psychology/5.html
УДК 614.23:378(063)
E.B. Ткаченко, Н.Ф.Соболева, С.В. Никифорова, Н.А.Медведева, С.А. Белопашенцева
J
ЭВОЛЮЦИОННО-СО-ТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
в сотрудничестве как главное условие реализации образовательных задач ФГОС-2
S__________________________________________________г
Аннотация: В статье представлен опыт создания Центра психолого-педагогической и информационной поддержки инновационного развития «Синяя птица» в рамках социального партнёрства учреждений общего и профессионального образования. Описаны концептуальные основания деятельности и пути развития.
Ключевые слова: социальное партнерство, инновационное развитие образовательных учреждений.
Abstract. The article presents the experience of the Center of psychological, educational and informational support for innovation development “Blue Bird” in the framework of social partnership institutions of general and vocational education. We describe the conceptual basis of activity and development.
Keywords: social partnership, the innovative development of educational institutions
Сотрудничество МБОУ СОШ № 20 и №147 c НОУ СПО «Колледж предпринимательства и социального управления» началось в 2006 году в рамках социального партнёрства по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг по подготовке школьников к непрерывному профессиональному образованию в сфере экономики, финансов и права. С 2009 года, взаимодействие распространи-
лось на предпрофильную подготовку и на педагогическое сотрудничество. А с 2010 года взаимодействие школ и колледжа продолжилось в рамках академической инновационной площадки при Уральском отделении РАО, деятельность которой направлена на научно-консультационное сопровождение деятельности сети образовательных учреждений, ориентированных на инновационное развитие. Сетевое взаимо-
48
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/4
ФГОС второго поколения
действие инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, осуществляется в форме «....сообщества функциональных партнеров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [6, с.33].
В 2011 году проект МБОУ СОШ № 20 и №147 и НОУ Колледжа предпринимательства и социального управления вошел в состав Федеральной экспериментальной площадки сети инновационно-активных ОУ Уральского региона АПК и ППРО (г. Москва) [7, 8, 9, 10, 21], а в 2012 году к нам присоединился педагогический коллектив филиала Университета Российской академии образования г. Екатеринбурга и волонтёрский отряд УрГПУ.
Социальные партнёры активно включаются в разработку и практическую реализацию обновления содержания образования через освоение новых технологий, расширение контактов, а главное - создание отдельной структуры управления инновациям, что позволяет сохранить высокую продуктивность деятельности педагогов, развитие их творческого потенциала, оказать психологическую и методическую поддержку в процессе поэтапного освоения направлений развития. Проект создания Центра психолого-педагогической и информационной поддержки инновационного развития «Синяя птица» в рамках социального партнёрства школ №20, №147 и НОУ СПО «Колледж предпринимательства и социального управления» позволит школам поддерживать инновационный режим развития школ и обеспечить готовность педагогического сообщества к реализации ФГОС-2.
Развитие школы в процессе разрешения возникающих противоречий и проблем является основным механизмом устойчивого развития системы образования в целом. Отсюда, можно сказать, что результатом процесса управления преобразованиями в условиях школы явится устойчивое развитие образовательной системы школы, что является условием, обеспечивающим личностный рост и социальную адаптацию педагогов и обучающихся к стремительно изменяющимся социокультурным и экономическим условиям жизни общества.
Существует мнение, что стратегия соперничества - стимул к развитию, хотя на самом деле при реализации стратегии соперничества главное победить, а не совершенствоваться, в то время как стратегия сотрудничества предполагает открытый обмен информации и бесконечные шаги саморазвития. Тогда, чем совершеннее и лучше другой, тем больше я имею возможности для индивидуального совершенствования. При соперничестве, чем другой лучше, тем хуже мне, так как повышается вероятность проигрыша. В педагогическом процессе учатся и совершенствуются и учитель и ученик. И если подходить к проблеме личностного роста и развития, необходимо анализировать условия, при которых
личность сможет преобразовать проблемы и испытания в задачи повышенной степени сложности, а затем и в возможности саморазвития. Именно тогда, когда человек будет воспринимать свои препятствия как возможности, то есть при изменении субъективного отношения к ним, он сместит акценты - с личностного смысла проблемы, на личностный смысл её решения.
В ситуации, когда положение на рынке лучше всего характеризуется словами «изменчивость в условиях острой конкуренции», когда от организации требуется невиданный ранее динамизм, главными словами по отношению к людям становятся: «вовлеченность», «соучастие», «преданность»[8, 10].
Принципы управления проектом:
• отказ от авторитарного стиля руководства и переход к лидерству;
• как можно более глубокое и полное делегирование полномочий на всех уровнях, сопровождаемое соответствующим наделением ответственностью;
• постоянное обучение всех, везде и всегда;
• работа по принципу «мы все вместе делаем одно дело»;
В процессе сетевого взаимодействия 2010-2015 планируется реализовать 3 проекта:
Проект 1
Психолого-педагогическое сопровождение субъектного развития участников воспитательного взаимодействия на основе антропологического подхода как условие обеспечения их готовности к личностно-профессиональному самоопределению в ходе решения задач инновационного развития школы в соответствии с ФГОС-2.
Проект 2
Развитие воспитательного потенциала детско -взрослой со-бытийной общности как субъекта саморазвития и развития содержания образования в ходе освоения моделей инновационной деятельности. Проект предполагает развитие социальных пространств для отработки практик и моделей жизненного самоопределения.
Проект 3
Социальное - партнёрство как ресурс содержательного обогащения образовательной среды школы для развития ключевых компетентностей обучающихся в период социально-профессионального самоопределения.
Проект направлен на создание условий для реализации компетентностного подхода как основы готовности обучающихся к непрерывному профессиональному самообразованию и личностному росту.
Задачи:
1. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения субъектного развития участников воспитательного взаимодействия на основе антропологического подхода.
2. Совершенствование организационно-содержательной модели - среднего (общего и полного) обра-
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/4
49
ФГОС второго поколения
зования через интеграцию воспитательной и учебной работы на основе событийного и мыследеятельного подходов к организации образовательного процесса [15, 21,24].
3. Развитие социального партнёрства как ресурса содержательного обогащения образовательной среды школы для развития ключевых компетентностей обучающихся в период социально-профессионального самоопределения.
Для решения задач необходимо:
1. Создать условия для формирования у участников образовательного сообщества инновационной потребности к изменению содержания образования через изменение ценностных приоритетов образовательной деятельности, на основе принятия и реализации философии и принципов антропологического подхода к воспитанию и развитию целостного Человека, а также через освоение и реализацию личностно-развивающих технологий (мыследеятельностного) и событийного подходов к организации образовательного процесса
2. Разработать программы междисциплинарные курсов, сценарии деловых игр и другие активные формы освоения образовательных программ, предполагающих рефлексивное обучение, активное формирование базовых компетенций в процессе групповой и самостоятельной деятельности обучающихся и педагогов по актуализации и решению значимых социальноэкономических, культурологических, экологических, духовно-нравственных и других проблем современности.
Доминантой содержания образовательных событий должна оставаться гуманитарная составляющая - включающая роль, место и ответственность человека за целостность Мира и человечество как его органичную часть. Неоспоримо, что при решении противоречивых сложных жизненных проблем нужно находить возможность рассматривать различные подходы, сравнивать разные точки зрения и альтернативные способы решения и, несомненно, прогнозировать вероятностные последствия этих решении.
В этой связи насыщение образовательной среды школы деятельностью по со-вместной подготовке культурно-образовательных событий должно стать для обучающихся реальной практикой, составляющей контекст для духовно-нравственного становления подростков и старшеклассников [9, 15, 21] .
Концептуальные положения
Современное образование должно нести не только традиционную функцию передачи социального опыта, но в большой степени опережающую, превентивную функцию - подготовку человека к жизни в эпоху кризисов.
Наиболее значимой проблемой образования в этой связи становится изменение ментальности, формирование ноосферного (космического) сознания. Задача образования на этом этапе - открыть путь к экологиче-
скому измерению человека, восстановлению его гармоничных отношений с самим собой, с другими людьми, с миром в целом.
В этой связи кардинально расширяется понятие фундаментальности образования, дающего целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога, в котором должно сформироваться новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу как единственное условие выживания Человечества. С осознанием глобальных проблем человечества связана антропо-логизация гуманитарного знания.
Главным условием решения этих задач становится субъектность (осознанная активность) познания мира на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов, необходимых для осмысления кризиса культуры и раскрытия антропологических перспектив [25].
Субъект в этой связи понимается как событие его практического опыта, направленности и творческой самодеятельности личности (С.Л. Рубинштейн). Субъектность - это новое качество бытия, подразумевающее способность к самостоятельному жизнетворчеству, способность производить изменения в мире и в самом себе. Большинством исследователей (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, Д.Н. Узнадзе, В.П. Зинченко и др. К.А. Абульха-нова-Славская, В.И.Слободчиков, В.А Татенко и др.) субъектность понимается как центральное образование человеческой реальности, интегрирующее такие характеристики, как активность, рефлексивность, инициативность, творчество, этическая зрелость, самодетерминация, саморегуляция, осознанность, самостоятельность и т.п. [1,2, 4, 5, 11, 14, 17, 18, 19, 20].
Цели современного образования направлены на воспитание человека как субъекта собственной жизни, способного к саморазвитию, самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Субъектность предполагает позицию творца собственного жизненного пути, инициирует все виды человеческой активности и способствует её результативности. Важно понять, что субъектность не является врождённой характеристикой человека и не свойственна только выдающимся личностям. Субъектные качества могут развиться в каждом человеке. Становление субъектности связано с рефлексией, которая приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и позволяет человеку мысленно выйти за пределы, занять позицию вне её, то есть, по сути, выйти на философское осмысление жизни. Такое отношение к жизни позволяет выйти за пределы конкретных ситуаций и отнестись к жизни как к целому.
«Человекообразующий» потенциал познавательной деятельности предполагает перевод функционально-ролевой ориентации педагогического взаимодействия к личностной, антропоцентрированной.
50
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/4
ФГОС второго поколения
Если функционально-ролевая ориентация направлена, главным образом, на преобразование когнитивной сферы учащихся, в которой критерием успешной деятельности педагога служит соответствие достижений учеников заданным эталонам, а педагоги с ориентацией на этот тип взаимодействия подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты, то при личностной ориентации в педагогическом взаимодействии в большей степени затрагивается мотивационно-смысловая сфера учащегося, а знание, содержание образования в этом случае выступают средством преобразования такой сферы.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования являются важнейшим фактором успешности достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС-2 к трём составляющим: личностным, метапредметным и предметным [22, 23].
В этой связи становится актуальным вопрос о повышении уровня общей социально-психологической компетентности педагога, которая выражается в способности к самоуправлению саморазвитием профессионально важных личностных качеств - эмпатии, толерантности, педагогического такта, способности к диалогическому взаимодействию, педагогической рефлексии как профилактики проявления профессиональных деструкций (агрессивность, демонстративность, доминантность и др.)
Без повышения психологической компетентности педагогов, без привлечения профессиональных психологов изменения вновь будут «буксовать», так как переход к личностной образовательной парадигме предполагает не просто понимание значений психологической терминологии, но и глубокое осознание педагогическим сообществом их сущности, их глубинных философских и психологических оснований как результата эволюции научного интегрированного знания о человеке.
Очевидно, что психологизация образовательного процесса должна стать фундаментом педагогических преобразований, а психологические основания проектирования нового содержания образования должны лечь в основу разработки педагогических инноваций в школе.
Антропологический подход в этом смысле задаёт ориентиры к осуществлению целостного, интегрированного подхода к проектированию развивающего потенциала педагогической системы школы, предполагая, что современный учитель обладает достаточной психологической компетентностью и личностной зрелостью для того, чтобы учесть в организации образовательной деятельности все нюансы развития целостного человека и создать для самоосуществления личности всю полноту зависящих от него условий [25].
В рамках целостного подхода к развитию личности подчёркивается важность субъект-субъектных
отношений, значение детско- взрослой со-бытийной общности, и в этой связи особенного понимания требует категория «субъект» и «субъектность», «бытие» (аутентичное-неаутентичное), «событие», «пространство бытия») «бытийный подход», понятие жизненного пространства личности, понимание личности как субъекта различных бытийных пространств, личности как субъекта со-бытия. (А.В. Петровский, К.А. Абульханова - Славская, В.И.Слободчиков, В.С. Мухина и др.)
Важно осознать, что важнейшим условием становления субъектности является доверие к себе и к миру в совместном бытии. Факторы динамики самосознания личности и формирования «Я» - концепции обеспечиваются в сложном взаимодействии с бытием. Понять субъект - субъектное педагогическое взаимодействие как «глубинное диалогическое общение» (Батищев) - значит осмыслить ценностно-смысловую направленность личности, учесть когнитивные стили, когнитивную сложность и их влияние на межличностное общение, особенности мотивации межличностного общения и особенности социально-перцептивных оценок личности. Значение эмпатии и понимание условий феномена «сворачивания» эмпатии в ситуациях затруднённого общения.
Множество перечисленных, а также не и не обозначенных психологических феноменов, призванных содействовать становлению личности в её человеческом духовном измерении, остаются в педпрактике «для красного словца» если участниками воспитательного взаимодействия в полной мере не будет осознана проблема психологической безопасности личности.
Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья её участников, создание безопасных условий в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации может выступать альтернативой агрессивной образовательной среде, психосоциальному и ценностному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний.
Личностный подход рассматривает различные компоненты психологической безопасности, с точки зрения взаимодействия. Анализ научных исследований в этой сфере (И.В.Абакумова, А.Г. Асмолов, И.А. Баева, П.Н. Ермаков, Н.А. Лызь, Н.Н. Моисеев, А.А. Реан и др.) показал, что понимание сущности безопасности производно от представлений о человеке. Нам близок подход к проблемам безопасности человека, ориентированный на личностный уровень человека, где состояние безопасности характеризуется удовлетворённостью настоящим, уверенностью в будущем (С.К.Рощин), неснижением вероятности достижения жизненных целей, (А.В.Непомнящий), защищённостью интересов, позиций, идеалов, ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь.
В современных условиях актуальны личностно-развивающий и созидательный подходы к обе-
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/4
51
ФГОС второго поколения
спечению безопасности личности. Личностно-развивающий подход предполагает формирование личностных новообразований, позволяющих человеку быть устойчивым, в первую очередь, к информационно - психологическим воздействиям. С этих позиций обеспечение безопасности человека включает поддержку формирования его личной целостности (наличие собственного центра, интегрирующего все подструктуры «Я» и позволяющего выполнить управляющие функции) и субъектности (способности личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчинённое её целям и ценностям. То есть при личностном подходе человек рассматривается не только как субъект безопасности, но и как субъект жизни.
В созидательном подходе авторы теории «глубокой экологии» (Арне Наэсс, Гайя - теория Джемс Лавлок, Линн Маргулис) [12, с. 27] исходят из того, что основной причиной создаваемых опасностей является сам человек. Авторы рассматривают человека как субъекта собственного развития, фактор развития прогресса, человечества и эволюции мира и предполагает воспитание человека нравственного, реализующего себя в контексте единства с природой, социумом и вселенной. Выделенные подходы не противоречат друг другу. Каждый следующий в определённой степени предполагает предыдущий, опирается на него. Так, субъект собственного развития не может быть без формирования субъекта жизнедеятельности, который, в свою очередь, есть интегральный субъект множества деятельностей: учебной, трудовой, коммуникативной, - необходимым аспектом которых является деятельность по самообеспечению безопасности.
Лызь Н.А. определяет гипотетический портрет безопасной личности как «человека, строящего свою жизнь в контексте единства с обществом, природой, Вселенной, регулирующего свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающего готовностью к обеспечению безопасности и способного поддержать своё здоровье за счёт преобразования опасностей и факторов собственного развития [16, с. 23]
«Потребность в безопасности - важнейшее для человека необходимое условие нормального существования и развития человека. Она реализуется в обществе через создание определённых форм социального взаимодействия, взаимосвязей, личных и групповых интересов и способов их достижения. Поэтому мы нуждаемся в ощущении связи с миром, другими людьми, в принадлежности к определённым социальным группам, поэтому так остро воспринимаем изменения, разрушения привычных связей, тяжело переживаем условия изоляции и одиночества». [20, с.139]
В век глобальных системных кризисов необходимо воспитывать и стрессоустойчивость, жизнестойкость личности. С. Мадди, определяет термин «жизнестой-
кость» как интегральную черту личности, ответственную за успешность преодоления личностью жизненных трудностей, которая включает:
• Вовлечённость в процесс жизни;
• Уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать;
• Принятие вызова жизни...
Личностные ресурсы преодоления также подчинены логике смысла деятельности. Часть из них как модель будущего или жизненные планы, сами могут выступать смыслом и мотивом деятельности преодоления.
Понимание факторов и критериев психологической безопасности личности, психологического и личностного здоровья приведёт педагогов к осознанию того, что основой безопасности личности является смыслообразующее обучение и интимно-личностное доверительное общение (особенно в подростковом возрасте).
ФГОС-2 ориентирован на развитие, прежде всего, смысловой, ценностной сферы учащихся, на то «содержательное обобщение» (В.В.Давыдов), которое позволяет выстроить модель смыслообразующего обучения, формирующего смысловую ориентацию, направляющую личность к поиску определённых смыслов, к формированию смысложизненной ориентации, к достижению психологической безопасности.
Психологическая поддержка с целью обеспечения психологической безопасности может быть реализована лишь при условии аппеляции к смысловым структурам личности, что предполагает понимание самого процесса педагогической фасилитации (поддержки) как процесса смыслообразования и смыслораскрытия.
Привести к такому пониманию педагогов, родителей, обучающихся - важная управленческая задача, которая требует теоретического погружения в проблему и целого ряда организационно-содержательных преобразований, касающихся уклада школы и содержания образования.
В связи с этим воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как глубинное межчеловеческое взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия [13]. Для педагога это означает отказ от стремления задать в качестве должного набор определенных характеристик, т.е. некий «стандарт воспитанности».
Психологическое просвещение должно быть направлено на пробуждение «самости» личности, её мотивации к саморазвитию, на формирование позитивной «Мы-концепции» устремлённой к самосовершенствованию. Г.С. Батищев подчеркивает, что сознательное саморазвитие индивида происходит как «сопричастное бытие вместе с другими» и сопровождается потребностью в значимых других, в тех, «без кого он и сам не может стать и быть самим собой» [3]. «Чем глубже человек уходит вовнутрь, тем более
52
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/4
ФГОС второго поколения
он расширяется и обретает естественную и необходимую связь со всеми остальными людьми». Таким образом, по мере «развертывания» саморазвития увеличивается потребность индивида во взаимодействии с другими. Чем интенсивнее осуществляется личностное самостроительство, тем более значимой для человека становится нужда в контактах с окружающими, тем сильнее у него ощущение влияния этих контактов.
Помочь растущему человеку «обрести себя», сделать свое собственное бытие значимым для другого, и тем самым для самого себя одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение - это система деятельности педагогов-психологов и педагогов, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем учителя и администрации, возникающих в процессе взаимодействий по освоению инноваций. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения.
Острая необходимость профессиональной психологической поддержки школы возникла в связи с требованиями ФГОС к результатам образования, объективными трудностями перехода на новые стандарты и возникшими в этой связи противоречиями и проблемами в управлении процессом инновационного развития:
• необходимости практического воплощения идей системно-деятельностного подхода и концепции духовно-нравственного воспитания, требующих окончательного отказа от знаниево-центрированной ориентации образовательного процесса и переходу к личностноориентированной, и неготовностью большей части педагогов и обучающихся к субъект-субъектным отношениям.
• необходимостью проектирования индивидуального образовательного маршрута личности с учетом ее интересов, способностей, склонностей и отсутствием навыка индивидуальной работы (диагностика,интерпретация) такого уровня у большинства педагогов.
• необходимостью повышения психологической компетентности педагогов по актуальным проблемам развития личности и коллектива, особенностям командообразования, групповой динамики и отсутствием кадровых и финансовых ресурсов для содержания психологической службы в школе.
• необходимостью встраивания в образовательный процесс специальных «человекообразующих» курсов, тренингов и отсутствием подготовленных кадров для их разработки и реализации.
Создание мобильного Центра психологической поддержки при содействии социальных партнёров (психологов и преподавателей НОУ СПО «Колледж предпринимательства и социального управления» и НОУ ВПО
филиал Университета Российской Академии Образования к организации системы психолого-педагогического сопровождения в школах позволит осуществить планируемые преобразования в школе.
Центр психолого-педагогической поддержки «Синяя птица» задумывается как мобильная структура, не является подразделением школы и создаётся для реализации программ психологической поддержки и развития педагогов, родителей и обучающихся. Осуществляет свою деятельность согласно запросу и совместному плану с администрацией школ.
Кадровый состав: педагоги-психологи колледжа, социальные педагоги, преподаватели, бизнес - тренеры, работающие «под конкретные образовательные задачи», которые планируются совместно в рамках сетевого взаимодействия инновационных школ (№20 и №147), при УрО РАО.
Опыт колледжа по реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию, был в 2003 году представлен на областном форуме учреждений СПО, где получил высокую оценку. Системообразующим началом воспитательной системы колледжа всегда была психологическая служба, которая накопила большой практический опыт по организации деятельности направленной на личностно-профессиональное развитие педагогов и студентов. В арсенале наших психологов арттехнологии, коммуникативные тренинги, организационно-деятельностные игры, сессии - погружения, ролевые игры на основе мыследеятельностной педагогики и пр. В команде волонтёров «Синей птицы» также и бывшие выпускники колледжа, студенты, часть из которых выбрала профессию психолога.
Финансирование центра осуществляется из средств от предоставления дополнительных образовательных услуг колледжем школам и из премиального фонда школ.
В перспективе психолого-педагогическое сопровождение предусматривает реализацию таких направлений как:
Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса - система мер, позволяющих повысить адаптационные возможности обучающихся, обеспечить психологически грамотный подход к воспитанию, обучению, развитию со стороны педагогов и родителей.
Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием - система мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности ребенка; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности дополнительных образовательных программ, уровня развития и социально-психологической компетентности обучающихся.
Психологическое проектирование - система мероприятий, связанных с реализацией психологической составляющей в образовательном проектировании, которая призвана сохранить и укрепить психическое и
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/4
53
ФГОС второго поколения
социальное здоровье участников образовательного процесса, обеспечить обучение, воспитание и развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям и др.
Психологическая экспертиза - система мероприятий, предусматривающих оценку соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности специалистов.
Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса - система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем участников образовательного процесса, оказание психологической помощи, включающей такие виды деятельности, как психологическое просвещение и консультирование, психологическая профилактика, диагностика, коррекция и развитие, профессиональная ориентация.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская.- М.: Наука, 1980.- 125 с.
2. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.- 288 с.- (Серия «Мастера психологии»)
3. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.
4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский.- М.: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1996.- 392 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005.- 671 с.
6. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2010. № 8. С. 32-41.
7. Давыдова Н.Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения //Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2010, № 11. С. 23-32.
8. Давыдова Н.Н., Пермякова И.Г Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях саморазвивающегося образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010, № 1. С. 55-57.
9. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.
10. Давыдова Н.Н., Журавлева А.В. Разработка интегративной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011, № 3. С. 51-55.
11. Зеер Э.Ф., Конюхова Е.Т. Психологические факторы влияния установки педагогов на инновационную деятельность //Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2010, № 4, С. 41
12. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем (пер. с анг. Под ред. В.Г. Трилиса К.М.: ИД София, 2003.- С. 27
13. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999.- 144 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл; Изд. центр Академия, 2004.352 с.
15. Лобок А.М., Никонова Л.М., Ярославцева Е.А. Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012, № 1, с.25-32
16. Лызь Н.А. Модельные представления безопасности личности, Изд-во: ТРТУ «Гуманитарные проблемы современной психологии» № 7 (51) 2005.)
17. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии.- № 1., с.5-20,1996.
18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2003.- 512 с.
19. Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников / А.А. Плигин.- М.: Профит Стайл, 2007.
20. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф В.А. Лабунской.- М.: Эксмо, 2007. С.581.
21. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - № 1.
22. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 2
23. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения// Образование и наука. Изв. УрО РАО, № 1 (90) 2012. С.3-17
24. Сиденко А.С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.
25. Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 3.
54
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/4