Научная статья на тему 'Возможности психологической адаптации студентов к ситуации трудоустройства в процессе обучения'

Возможности психологической адаптации студентов к ситуации трудоустройства в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / СИТУАЦИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ADAPTATION OF STUDENTS / JOB PLACEMENT OF SENIORS / PSYCHOLOGICAL CONSULTING / SPECIAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кленина Алла Николаевна

Характеризуются особенности современной ситуации трудоустройства выпускников вузов, делается акцент на задачах высшей школы, подчеркивается необходимость психологического сопровождения в процессе обучения, отражена важность исследования особенностей процесса адаптации личности на начальных этапах трудоустройства и механизмах ее формирования, описывается пример специального обучения как одной из возможных форм психологической адаптации студентов к ситуации трудоустройства в процессе обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologic adaptation possibilities of students within the period of learning process to job placement

There is a description of present situation of job placement among seniors, higher school goals are emphasized, necessity of psychological consulting during learning process is stressed in this article. The article shows an importance of personal adaptation process study in first stages of job placement and mechanisms of its forming, also there is an example of special training as one of available forms of students' psychological adaptation to job placement within the period of learning process

Текст научной работы на тему «Возможности психологической адаптации студентов к ситуации трудоустройства в процессе обучения»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 15

Кленина Алла Николаевна

Klyonina Alla Nikolayevna

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К СИТУАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

PSYCHOLOGIC ADAPTATION POSSIBILITIES OF STUDENTS WITHIN THE PERIOD OF LEARNING PROCESS TO JOB PLACEMENT

Характеризуются особенности современной ситуации трудоустройства выпускников вузов, делается акцент на задачах высшей школы, подчеркивается необходимость психологического сопровождения в процессе обучения, отражена важность исследования особенностей процесса адаптации личности на начальных этапах трудоустройства и механизмах ее формирования, описывается пример специального обучения как одной из возможных форм психологической адаптации студентов к ситуации трудоустройства в процессе обучения

There is a description of present situation of job placement among seniors, higher school goals are emphasized, necessity of psychological consulting during learning process is stressed in this article. The article shows an importance of personal adaptation process study in first stages of job placement and mechanisms of its forming, also there is an example of special training as one of available forms of students' psychological adaptation to job placement within the period of learning process

Ключевые слова: психологическая адаптация, адап- Key words: psychological adaptation, adaptation of stu-тация студентов, ситуация трудоустройства выпу- dents, job placement of seniors, psychological consulting, скников вузов, психологическое сопровождение, специ- special training альное обучение

В современных условиях одним из важнейших направлений деятельности высшей школы является формирование личностной зрелости, готовности молодежи к самореализации в профессиональной деятельности, а также способности молодых специалистов эффективно действовать на рынке труда.

Для успешной профессиональной деятельности и эффективного трудоустройства

молодому специалисту необходимо иметь не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и набор востребованных личностных качеств.

Данные опросов студентов и преподавателей (выборка составила 220 чел.) свидетельствуют о важности и значимости личностного фактора как одного из ведущих в профессиональной успешности. Отмечено, что психологической составляющей в процессе обучения

отведено неоправданно мало места. Очевидна необходимость создания системы психологического сопровождения учащихся [1; С. 48].

Получение образования вместе с поэтапным психологическим сопровождением -есть процесс постепенной адаптации студентов еще в период обучения в вузе к будущей профессиональной деятельности и вхождению в социально-профессиональную среду. Результатом комплексной работы должны стать:

1) готовность к профессиональной деятельности, овладение ее содержанием и формой на уровне, достаточном для самостоятельной работы;

2) психологическая готовность к роли специалиста как организатора и руководителя, то есть «человека действующего»;

3) психологическая готовность к вхождению в новый трудовой коллектив и навыки успешной коммуникации;

4) психологическая готовность к активному, мобильному реагированию на изменения в социально-профессиональной среде;

5) осознание собственной определяющей роли в достижении жизненных целей;

6) готовность к реализации личностного и профессионального потенциала [1; С. 49].

В учебных планах вузов образовательным стандартом не предусмотрено специальное обучение студентов навыкам построения карьеры, технологиям трудоустройства, хотя требованием к уровню подготовки специалистов в современном мире является не только высокий профессионализм, но и умение молодого специалиста реализовать личностный потенциал [2; С. 78].

Своеобразной поворотной точкой стал вышедший в Минобразования РФ и Минтруда РФ приказ за № 2285/187 от 24 июля 2000 г. "О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования".

Для реализации данного приказа была намечена Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку

труда выпускников учреждений профессионального образования.

Результатом выполнения данного приказа стали качественные изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования. Учебные заведения адаптируют свои программы к потребностям рынка труда. В учебные планы вузов вводятся специальные программы, направленные на получение будущими молодыми специалистами знаний, умений и навыков, необходимых при решении вопросов трудоустройства и построения карьеры.

Крайне важным представляются исследования проблем и особенностей адаптации студентов к ситуации трудоустройства в процессе обучения.

Решение задач адаптации затрагивает практически все компоненты личности. И изменения, происходящие в личности, можно отследить, по крайней мере, на трёх уровнях:

1) эмоциональном;

2) когнитивном;

3) поведенческом (динамика общего эмоционального состояния, степени информированности о ситуации и характера активности, направленной на её преобразование) [3; С. 26].

Между тем, механизмы адаптации личности выпускников вузов к ситуации трудоустройства начинают формироваться в процессе обучения. Это происходит посредством получения на учебных занятиях информации о характере основных функций специалиста (теоретическая компонента), привития определенных навыков работы путем проведения деловых игр, организации практики (практическая компонента), а также благодаря фактору частичной трудовой занятости, которая имеет место на старших курсах обучения (предварительное трудоустройство и адаптация).

Т.С. Федорова говорит о том, что механизмы адаптации в большей степени могут быть активизированы через развитие следующих четырех компонентов:

1) аксиологический компонент - введение студентов в мир ценностей и оказание им

помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;

2) когнитивный компонент - обеспечение студентов научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития;

3) деятельно-творческий компонент - формирование и развитие у студентов разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в труде, научной, художественной и других видах деятельности;

4) личностный компонент - самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирование жизненной позиции -системообразующий [5].

Подготовка студентов к эффективному трудоустройству в процессе обучения возможна при определенных условиях. Для этого необходимо:

1) сформировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению дисциплины и потребность в систематизированных знаниях в данной области;

2) на основе теоретических знаний сформировать практические навыки и умения построения карьеры;

3) сформировать целостные представления о ситуации на рынке труда;

4) сформировать умения определять наиболее эффективные пути, средства и методы достижения успеха в профессиональном росте.

Большинству перечисленных условий соответствует «Технология карьеры», разработанная и апробированная коллективом Владивостокского государственного университета экономики и сервиса [4; С. 4].

Эта специальная программа включает три вида работы:

1) лекционный цикл;

2) практические занятия;

3) самостоятельную работу.

Лекционный курс посвящен рассмотрению основных понятий и типов карьеры, моделированию и построению этапов развития карьеры, формированию целей и мотивации, освещает правовую основу трудоустройства выпускников учебных заведений, ряд вопросов технологии трудоустройства и анализ рынка труда в Приморском крае и в целом по Российской Федерации.

Практические занятия направлены на выработку и закрепление практических умений в создании и эффективном выполнении планов профессиональной реализации, технологии информационного поиска в области профессиональной карьеры.

Самостоятельная работа студентов направлена на более глубокое изучение учебного материала, а также предусматривает самостоятельное освоение методов, необходимых для будущего места работы или продолжения образования [4; С. 7].

Результатом обучения является формирование таких качеств, как психологическая зрелость; умение строить общение (коммуникативная компетентность); навыки самоопределения; мотивация к достижению; навыки саморегуляции, умение получать, систематизировать, интерпретировать информацию о состоянии рынка труда, требованиях работодателей и т.д. Такая форма специального обучения может служить практической базой в деятельности вузов, позволяющей ориентировать студентов на стратегию карьерного развития, активность и самостоятельность в продвижении себя на рынке труда, а также играть заметную роль в процессе психологической адаптации студентов к ситуации трудоустройства.

_______________________________Литература

1. Кленина А.Н. К вопросу о необходимости Сборник докладов и материалов Второй Всерос-

психологического сопровождения учащихся на сийской научно-практической Интернет-конфе-

этапе вузовского образования / А.Н. Кленина // ренции. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2005.

2. Кленина А.Н. Формы управления трудоустройством студентов и выпускников вузов / А.Н. Кленина //Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург: УГГУ, 2006.

3. Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: дис... канд. психол. наук /Н.Н. Мельникова. - СПб.,

Коротко об авторе__________________________________

Кленина А.Н., ст. преподаватель кафедры психологии, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) [email protected]

Научные интересы: психология адаптации, психологическое сопровождение студентов

1999. -194 с.

4. Технология карьеры: учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Богдан, Е.А. Могилёвкина. - Владивосток: ВГУЭС, 2003. - 156 с.

5. Федорова Т.С. Творческое самострои-тельство личности или технология ее формирования в техническом вузе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.informika.ru

________________________________Briefly about author

Klyonina A.N., Lecturer of Psychology Department, Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES)

Scientific interests: psychology of adaptation, psychological consulting of students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.