Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация первокурсников к обучению в вузе'

Социально-психологическая адаптация первокурсников к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2079
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ПЕРВОКУРСНИК / FIRST-YEAR STUDENT / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION FACTORS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / PSYCHOLOGICAL SERVICE / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дормидонтов Роман Александрович

В статье обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников в период адаптации к вузовской системе обучения. Раскрыты особенности социально-психологической адаптации студентов 1 курса к образовательному процессу в вузе, выявлены сложности данного процесса. Рассмотрены основные направления психологической службы, реализация которых будет способствовать эффективности процесса адаптации. Реализация указанных направлений приведет к уменьшению симптомов дезадаптации, своевременному предупреждению возможных нарушений психологического здоровья, развитию психологической готовности к профессиональному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the author proved need of psychology and pedagogical escort of first-year students during adaptation to high school system of training, revealed features of social and psychological adaptation of first-year students to educational process in higher education institution, revealed difficulties of this process and considered the main directions of psychological service which realization will promote efficiency of process of adaptation. Realization of the specified directions will lead to reduction of symptoms of disadaptation, the timely prevention of possible violations of psychological health, development of psychological readiness for vocational education.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация первокурсников к обучению в вузе»

УДК 378:159.923 doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-2-120-122

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Дормидонтов Роман Александрович

Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, Россия, г. Липецк e -mail: dormi@lipetsk.ru

В статье обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников в период адаптации к вузовской системе обучения. Раскрыты особенности социально-психологической адаптации студентов 1 курса к образовательному процессу в вузе, выявлены сложности данного процесса. Рассмотрены основные направления психологической службы, реализация которых будет способствовать эффективности процесса адаптации. Реализация указанных направлений приведет к уменьшению симптомов дезадаптации, своевременному предупреждению возможных нарушений психологического здоровья, развитию психологической готовности к профессиональному обучению.

Ключевые слова: первокурсник, социально-психологическая адаптация, факторы адаптации, психологическая служба, психолого-педагогическое сопровождение

Требования к модернизации высшего образования предполагают внедрение новых прогрессивных технологий, обеспечивающих оптимальное использование ресурсов вуза и раскрытие потенциалов субъектов образовательного пространства. К числу такого рода технологий следует отнести, в первую очередь, систему психологического сопровождения участников образовательного процесса на всех ее этапах.

Содержание деятельности психологической службы в вузе должно включать, на наш взгляд, несколько составляющих: обязательный компонент, определенный нормативными документами для психологической службы в системе высшего образования, и некоторые специальные компоненты, реализуемые с учетом региональных условий и специфики вуза.

Одним из важнейших направлений психологической работы в вузе является психологическое сопровождение студентов-первокурсников в период адаптации к вузовской системе обучения. Этап профессионализации, который приходится на годы обучения в вузе, является важнейшим этапом становления личности. Именно здесь происходит не только профессиональная, но главным образом личностная идентификация человека.

Начало обучения в вузе - очень значимый для вчерашних школьников этап, который влияет на их дальнейшее развитие, профессиональное самоопределение и личную самореа-

лизацию. В этот период происходит знакомство студента с выбранным им учебным заведением, а также с той психологической средой, которая в нем существует, и с которой ему предстоит взаимодействовать все годы обучения. В течение первого года обучения происходит вхождение студента-первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности [1].

Для определения основных стратегических ориентиров в психологическом сопровождении развития личности специалиста в условиях современного вуза необходимы программы социально-психологической поддержки студентов. Социально-психологическая адаптация студента - это вхождение молодого человека в систему внутригрупповых отношений в вузе и приспособление к этим отношениям, выработка образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данной группы, приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этой группе. Степень социально-психологической адаптации первокурсника в вузе определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные

ориентации, активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. [2]

В процессе социально-психологической адаптации студенты первого курса неизбежно сталкиваются с рядом трудностей. Это могут быть:

1) переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

2) недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

3) неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами);

4) поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

5) страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;

6) социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

В этих условиях особенно важно помочь студенту осознать имеющиеся ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля, помочь развить эти ресурсы и на их основе сформировать стратегии и навыки здорового поведения. Содержание работы психологической службы в вузе должно быть направлено на развитие наиважнейших качеств личности студента, способствующих повышению социальной компетентности и эффективному процессу преодоления жизненных стрессов, а также обучение его соответствующим навыкам и приемам, способствующим более успешной социально-психологической адаптации [3].

Кроме этого, согласование таких составляющих, как интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные особенности личности молодого человека будет являться залогом противостояния деструктивным наклонностям и привычкам, асоциальному поведению, быстрой адаптации к вузу и укреплению психического здоровья студента.

Успешное решение возможных проблем первокурсников связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:

- образовательном - адаптация к учебной деятельности;

- психологическом - развитие мотивации к обучению, уверенности в себе;

- межличностном - обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия.

В этой связи можно предложить ряд мероприятий, способствующих более успешной социально-психологической адаптации первокурсников.

1. Проведение психологических тренин-говых занятий с целью формирования сплоченности и развития чувства доверия в студенческих группах на начальных этапах ее формирования.

2. Диагностика степени адаптированно-сти к вузовской системе обучения студентов первых курсов, выявление основных трудностей в процессе адаптации.

3. Психологическая диагностика на предмет выявления личностных характеристик.

4. Обучение студентов приемам снятия психологического напряжения в период экзаменационной сессии, методам саморегуляции.

5. Выявление конфликтных ситуаций в учебных группах. Проведение профилактических мероприятий с потенциальными участниками конфликтов.

Реализация данных мероприятий психо-коррекционного воздействия по адаптации первокурсников способствует:

- созданию единой адаптационной среды;

- оптимизации учебной деятельности студентов;

- развитию личности студента, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала, поддержке его психического здоровья;

- повышению организационной культуры вуза;

- обеспечению помощи кураторам и организации внеаудиторной работы со студентами-первокурсниками;

- включению всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс социально-психологической адаптации;

- осознанию первокурсниками трудностей, связанных с первыми месяцами обучения, формированию умений справляться с эмоциональными кризисами;

- осознанию правильности сделанного профессионального выбора, умению «вжиться» и полюбить выбранную профессию;

- обеспечению сохранности контингента;

- снижению количества обучающихся «группы риска».

Эффективность реализации данных мероприятий оценивается уровнем адаптации

первокурсников к обучению в вузе, повышением их мотивации и сохранностью контингента. Предполагается, что реализация указанных мероприятий приведет к уменьшению симптомов дезадаптации, своевременному предупреждению возможных нарушений психологического здоровья, развитию психологической готовности к профессиональному обучению.

Главным в социально-психологической адаптации остается процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в вузе. Кроме этого, важно не только дать студенту профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные условия современной жизни. Решению данной задачи способствует совместное взаимодействие всех специалистов вуза.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность студентов, их успеваемость и качество знаний.

Литература

1. Шолохова Г. П., Чикова И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее

психолого-педагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3(164). С. 103-107.

2. Кусакина С. Н. Психологическая готовность к обучению в вузе // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 8. С. 24-37.

3. Агаева А. Э. Особенности адаптации студентов I курса к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1221-1225. URL: http://e-koncept.ru/2016/86264.htm

References

1. Sholokhova G. P., Chikova I. V. Adaptatsiya pervokursnikov k usloviyam obucheniya v vuze i ee psikhologo-pedagogicheskiye osobennosti [Adaptation of first-year students to training conditions in higher education institution and its psychology and pedagogical features] // Vestnik Orenburgskogo gosudarst-vennogo universiteta. 2014. № 3(164). S. 103-107.

2. Kusakina S. N. Psikhologicheskaya gotovnost' k obucheniyu v vuze [Psychological readiness for training in higher education institution] // Upravleniye doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniyem. 2011. № 8. S. 24-37.

3. Agaeva A. E. Osobennosti adaptatsii studentov I kursa k obucheniyu v vuze [Features of adaptation of first-year students to training in higher education institution] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kontsept». 2016. T. 11. S. 12211225. URL: http://e-koncept.ru/2016/86264.htm

* * *

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Dormidontov Roman Aleksandrovich

Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky, Russia, Lipetsk,

e-mail: dormi@lipetsk.ru

In article the author proved need of psychology and pedagogical escort of first-year students during adaptation to high school system of training, revealed features of social and psychological adaptation of first-year students to educational process in higher education institution, revealed difficulties of this process and considered the main directions of psychological service which realization will promote efficiency of process of adaptation. Realization of the specified directions will lead to reduction of symptoms of disadaptation, the timely prevention of possible violations of psychological health, development of psychological readiness for vocational education.

Key words: first-year student, social and psychological adaptation, adaptation factors, psychological service, psychology and pedagogical maintenance

Об авторе:

Дормидонтов Роман Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского

About the author:

Dormidontov Roman Aleksandrovich, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Psychology, Pedagogics and Vocational Education Department, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.