Научная статья на тему 'Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства'

Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СИТУАЦИОННО-РОЛЕВАЯ ИГРА / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / JOB PLACEMENT / COMPETITIVE ABILITY / OCCUPATIONAL ADAPTATION / ROLE-PLAYS / LABOUR-MARKET / COMPETENCE / QUALIFICATION / PROFESSIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогина Надежда Александровна

Одна из задач высшего образования способствовать формированию и развитию конкурентоспособности выпускников путем обеспечения их высоким уровнем компетентности. Одним из способов достижения этой цели является применение в процессе обучения в вузе ситуационно-ролевых игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of a graduate as a condition of successful job placement

The article looks at the problem of teaching final-year students to be professional specialists for the purpose of their successful job placement. As the problem of job placement of graduates continues to be a question of vital importance, one of the main aim of higher education is to form and develop the competitive ability of students and to provide them with competences. It can be supplied with the help of using role-plays.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства»

Научный дебют

151

ние иноязычной культуры студентов неязыковых специальностей вуза является весьма актуальной задачей. Ее решение направлено на реализацию практической, образовательной, развивающей и воспитательной целей обучения, что, несомненно, способствует фундаментальной подготовке будущего специалиста.

Литература

1. Воронова К.С. Гуманитаризация образовательного процесса вуза как условие успешной профессионализации будущих

специалистов// Актуальные проблемы современного научного знания. Пятигорск, 2010. С. 103-109.

2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию.

М.: Изд-во НАКиОЦ, 1993. 349 с.

3. Пассов Е.И. Иноязычная культура как со-

держание иноязычного образования. URL: http:/ / gramota.ru/ biblio/ magazines/ mrs/28_250

4. Морозова Е.М. К вопросу об обогащаю-

щих возможностях процесса освоения иноязычной культуры в условиях меняющегося образования // Вестник Томского государственного университета. Сер. «Психология и педагогика». 2008. № 308. С. 163-167.

PYATAKOVA O. SPECIFICITY OF FOREIGN-LANGUAGE CULTURE FORMATION ON NON-LINGUISTIC SPECIALTIES OF HIGHER SCHOOL

The author of the article examines the specificity of training foreign languages on non-linguistic specialties of higher school and allocates the factors limiting the efficiency of this process, describes training objectives and formulates the final objective which is formation of students’ foreign-language culture. Also there are criteria and indicators of foreign-language culture formation on non-linguistic specialties of higher school developed by the author.

Keywords: foreign languages training on non-linguistic specialties, training objectives, foreign-language culture, criteria and indicators of foreign-language culture formation.

Н.А. ГОГИНА, соискатель Кадкур^ТООТ^НО^Ь

Московская государственная выпускника как фактор

академия водного транспорта трудоустройства

Одна из задач высшего образования - способствовать формированию и развитию конкурентоспособности выпускников путем обеспечения их высоким уровнем компетентности. Одним из способов достижения этой цели является применение в процессе обучения в вузе ситуационно-ролевых игр.

Ключевые слова: трудоустройство, конкурентоспособность, профессиональная адаптация, ситуационно-ролевая игра, рынок труда, профессиональная компетентность, квалификация, профессиональная готовность.

В связи с ликвидацией системы государ- • утрачивается взаимосвязь между

ственного распределения выпускников уч- учреждениями профессиональной подго-

реждений профессионального образования товки и организациями, трудоустраиваю-

на рынке труда произошли следующие из- щими молодых специалистов.

менения: Поэтому выпускники вузов часто вы-

• снизился спрос на молодых специа- нуждены решать проблему трудоустрой-

листов; ства по специальности после завершения

• изменились требования к професси- обучения самостоятельно. При этом не-

ональной подготовке выпускников; предсказуемость рынка труда, переизбы-

152 Высшее образование в России • № 12, 2010

ток специалистов некоторых специальностей приводят к жесткой конкуренции среди выпускников.

К сожалению, в повседневной практике сравнительно низкий процент выпускников трудоустраиваются по своей специальности. Отчасти это объясняется требованиями, предъявляемыми работодателями к молодому специалисту. Среди них:

• наличие высокого уровня теоретических знаний и адекватное их применение на практике;

• знание будущим специалистом своих должностных обязанностей, целей и задач;

• качественное выполнение служебных обязанностей;

• способность принимать самостоятельные решения;

• соблюдение дисциплины;

• готовность повышать свою квалификацию;

• наличие профессионально необходимых личностных качеств;

• соблюдение интересов компании;

• адекватная оценка последствий своих действий.

Таким образом, одна из задач высшего образования - способствовать формированию и развитию конкурентоспособности выпускников, обеспечить их прочными профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы выдержать конкуренцию, соответствовать требованиям, предъявляемым работодателями, и устроиться на работу по специальности.

Высокий уровень компетентности специалиста обеспечивается наличием у него определенного набора умений и навыков, в том числе коммуникативных, для работы в конкретной профессиональной и деловой среде. Поэтому формирование готовности выпускников к успешному трудоустройству и работе по специальности связано с переходом от предметно-знаниевой к профессионально-деятельностной педагогической модели [1]. В качестве ее варианта

может выступать комплекс ситуационноролевых игр, опирающийся на межпредметные связи нескольких профилирующих дисциплин и направленный на формирование и развитие практических навыков, приобретение выпускниками профессиональной компетентности и ликвидацию возможных профессиональных трудностей.

При таком подходе практические навыки усваиваются как необходимое средство осуществления целостной профессиональной деятельности будущего специалиста. Основной единицей содержания профессионально-деятельностного обучения является ролевая игра. Для студентов она выступает в форме развернутой проблемной ситуации, в ходе разрешения которой происходит усвоение полученныхзнаний, умений и навыков на уровне личностных смыслов, составляющих общую профессиональную компетентность выпускников.

Следует отметить, что система ситуационно-ролевых игр позволяет сделать процесс приобретения выпускниками необходимой компетентности непрерывным через навыки самообразования, то есть через самостоятельное моделирование в предложенных учебных ситуациях вариантов решения профессионально-предметных задач [2].

Компетентность как совокупность профессиональных знаний, учений, навыков, мотивов и эмоционально-волевых качеств может быть сформирована только в результате их комплексного применения в ходе оперативного решения специалистом производственных задач. Оперативность является одной из характеристик компетентности, показателем уровня подготовленности студента к трудовой деятельности, а значит, и конкурентоспособности будущего молодого специалиста на рынке труда.

В ходе нашего исследования было зафиксировано, что результаты процесса формирования готовности выпускников к труду средствами ситуационно-ролевых игр находили свое отражение в различных

Научный дебют

153

аспектах профессиональной деятельности, а также в процессе трудоустройства молодых специалистов. Выявление степени влияния ситуационно-ролевых игр на формирование у студентов конкурентоспособности на рынке труда предполагало выделение зависимости результата трудоустройства выпускников от уровня их профессиональной готовности. Установлено, что чем выше уровень профессиональной готовности молодых специалистов, тем сильнее развита их конкурентоспособность на рынке труда и, как следствие, больше процент их трудоустройства по специальности.

Следует также отметить, что существует мало зависящая от выпускников сторона конкурентоспособности, связанная с проявлениями экономического закона соответствия рабочей силы характеру и уровню развития средств производства. Это означает, что значительная часть квалифицированных специалистов не может трудоустроиться из-за объективного отсутствия рабочих мест. В этой ситуации многие выпускники оказываются не у дел. Именно поэтому профессиональная готовность специалиста определяется не только совокупностью его качественных характеристик, т.е. уровнем его компетентности, но и способностью доказать свое превосходство над конкурентами.

Применение ситуационно-ролевых игр в процессе профессиональной подготовки способствует решению и этой проблемы. Учитывая потребности рынка труда и требования, предъявляемые работодателями, разработан цикл ситуационно-ролевых игр, имитирующих процедуру приема специалиста на работу. В ходе игры студенты учатся составлять резюме, сопроводительные и благодарственные письма, заполнять анкеты и другие документы (как на родном, так и на иностранном языке). На занятиях анализируются и разыгрываются ситуации прохождения собеседования при устройстве на работу. Выпускники пробуют себя в роли работодателя и соискателя, задают

предполагаемые вопросы и ищут на них максимально конкретные ответы, тем самым приобретая первый опыт общения с работодателем, на который в дальнейшем можно опираться в реальных ситуациях. Таким образом, с помощью ситуационноролевых игр формируется готовность выпускников не только к успешной профессиональной деятельности, но и к трудоустройству по специальности.

Итак, современный вуз становится не только организатором накопления учащимися интеллектуального капитала, но и активным участником поддержки трудовой деятельности своих выпускников, создавая нормативно-методическое обеспечение управления карьерой. Ведь успехи его выпускников являются характеристикой качества образовательного продукта. Отсюда вытекает необходимость деятельности вуза по следующим направлениям:

• сбор, систематизация и анализ информации о потребности отраслей в выпускаемых специалистах, о наличии вакансий по специальностям профессионального образования;

• формирование базы данных молодых специалистов;

• организация и проведение консультаций для студентов по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда;

• сотрудничество с руководителями организаций и учреждений с целью выявления требований, предъявляемых к молодому специалисту;

• взаимодействие с центрами, занимающимися вопросами трудоустройства выпускников и временной занятости студентов;

• заключение с предприятиями договоров на целевую контрактную подготовку студентов;

• развитие системы дополнительного образования и переподготовки специалистов;

• проведение семинаров и тренингов, нацеленных на снятие у выпускников психологических и организационных преград,

154 Высшее образование в России • № 12, 2010

разработка специальных программ адаптации для молодых специалистов.

К сожалению, на сегодняшний день взаимодействие учреждений образования и институтов занятости и найма, от которых зависит трудоустройство выпускников, осуществляется с низкой эффективностью либо отсутствует вообще. Проблема трудоустройства по специальности становится одной из наиболее актуальных забот студенчества.

На наш взгляд, нельзя не согласиться с утверждением, что «неспособность выпускников вузов в полной мере реализовать себя в рыночных условиях способствует разочарованию в выбранной ими профессии, смене профессии, что ведет к девальвации государственных расходов на высшее образование, ослаблению интеллектуального потенциала страны, росту социальной напряженности в среде будущей интеллигенции. Одной из причин несогласованности профессиональных планов и жизненных целей молодежи является противоречивость и внепро-

фессиональная направленность ценностных ориентаций » [3].

Таким образом, новые аспекты в занятости выпускников требуют, с одной стороны, улучшения планирования и координации действий учреждений, связанных с подготовкой и использованием трудовых ресурсов; а с другой стороны - тщательной подготовки выпускников к профессиональной деятельности.

Литература

1. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентно-

стный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

2. Куприянов Б.В. Психолого-педагогичес-

кие потенциалы ситуационно-ролевой имитации // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии: Материалы Всероссийского симпозиума. Кострома, 2000.

3. Карпец В.А. Трудоустройство выпускни-

ков как социальный процесс: Дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2005.

GOGINA N. COMPETITIVENESS OF A GRADUATE AS A CONDITION OF SUCCESSFUL JOB PLACEMENT

The article looks at the problem of teaching final-year students to be professional specialists for the purpose of their successful job placement. As the problem of job placement of graduates continues to be a question of vital importance, one of the main aim of higher education is to form and develop the competitive ability of students and to provide them with competences. It can be supplied with the help of using role-plays.

Keywords: job placement, competitive ability, occupational adaptation, role-plays, labour-market, competence, qualification, professional readiness.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.