11 О ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2015
УДК 377.5
О.Н. ЛИСИНА
проблема изучения психологии студентами колледжа
Раскрываются особенности обучения студентов колледжа и деятельность педагога в процессе преподавания психологической науки. Автор делает акцент не только на формирование профессиональных знаний у студентов, но и на организацию процесса их адаптации и психолого-педагогической поддержки.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, компетентность выпускников, самореализация, психолого-педагогическое сопровождение, адаптация к обучению.
The article expands the education specifics of students in college and pedagogical performance in teaching psychological sciences. The author focuses on the processes of developing professional knowledge and also on adaptation process and pedagogical-psychological support.
Key words: graduates competence, self-realization, specifications, psychological and pedagogical guidance, adaptation processes, theoretical education, life values, stress relief.
Современному обществу нужны работники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Это во многом зависит от компетентности выпускников, проявляющейся в их способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самоопределение и самореализацию.
В то же время, как показывает практика, выпускники колледжа сталкиваются с серьезными проблемами, препятствующими их успешной самореализации на рынке труда. Снижение значимости профессии порождает у выпускника колледжа неуверенность перед будущим, тревожность по поводу дальнейшего трудоустройства.
Работа педагога по дисциплине «Психология» в колледже имеет свои
© Лисина О.Н., 2015
специфические особенности. Это работа с подростками в возрасте 15-16 лет, которые, закончив 9 классов, должны быстро адаптироваться к обучению в новом учебном заведении.
Ниже приведены этапы психолого-педагогического сопровождения студентов колледжа.
Первый этап - адаптационный, выполняющий функцию создания условий для реализации задач, облегчающих адаптационные процессы студента-первокурсника.
Второй этап - закрепляющий, период напряженной учебной деятельности, студенты заканчивают общетеоретическую подготовку, формируются широкие потребности во взаимоконтактах, статусные и культурные запросы. В этот период процесс адаптации к новой социокультурной среде в основном завершен, но профессиональное самоопределение продолжается. Стержневой педагогической задачей является помощь студенту в дальнейшем закреплении его профессио-
ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 111
нального, социального и личностного самоопределения.
Третий этап - идентифицирующий. В этот период, происходит переоценка многих жизненных, в том числе профессиональных, ценностей. Главной функцией сопровождения становится помощь в определении жизненных ориентиров и профессиональных перспектив, помощь в профессиональном и личностном самопознании и самосознании и выборе специализации.
Четвертый этап - прогностический, когда студент начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.
На всех этапах в ходе занятий и тренингов проводится работа над следующими проблемами: формирование эффективных форм общения со сверстниками и взрослыми, снижение тревожности, создание адекватного «образа Я», оптимизация межличностного общения. Студенты колледжа получают знания о способах повышения самооценки и уверенности в своих силах, навыки по саморегуляции эмоциональных состояний. Отсюда вытекает цель работы педагога в колледже: создание психологического комфорта для студентов в адаптационный период.
Соответственно цели решаются и следующие задачи:
• создание условий для успешной адаптации первокурсников. Первокурсники чем-то похожи на первоклассников. Придя в колледж, вчерашние школьники приобретают новый статус - «студент». Ведущим видом деятельности теперь становится не общение со сверстниками, а освоение будущей профессии. Для них все необычно и ново: не уроки, а пары, не учителя, а преподаватели, не классный руководи-
тель, а куратор и т.д. На этом этапе обучения главная задача педагога - грамотное психологическое сопровождение студентов: наблюдение за прохождением периода адаптации и в случае необходимости оказание психологической помощи;
• проведение тренингов для студентов первого курса на сплочение коллектива, проявления личностных качеств. В целом успешность обучения зависит не только от успешного прохождения периода адаптации, стремления получать знания, но и от коллектива, в котором приходится учиться. Придя в новое учебное заведение, подростки попадают и в новый коллектив сверстников. Задача педагога - отследить процесс создания дружного коллектива, в случае необходимости на первых этапах разрешить все конфликтные ситуации. Кроме того, группе нужен лидер, который бы направлял и координировал ее работу. Педагог должен провести ряд мероприятий, которые бы помогли выявить такого человека в группе, если таких людей несколько, важно не допустить столкновения двух или более лидеров. Помимо этого, проведение различных тренингов поможет подросткам раскрыться, занять свое место в группе;
• психологическое консультирование по организации образовательного процесса. В ходе обучения необходимо выявить психологические особенности (мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, общения и т.д.) личности студента;
• повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса в колледже;
• содействие личностному и профессиональному становлению студентов в процессе обучения;
112 ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2015
• обеспечение психологической помощи в экстремальных и критических ситуациях;
• создание условий для обеспечения творческого развития личности студентов колледжа, являющегося основой формирования способности к саморазвитию и самореализации, их собственной профессиональной карьеры;
• содействие в обеспечении деятельности преподавателей вуза научно-методическими материалами и разработками в области психологии;
• выявление основных проблем участников образовательного процесса, причин их возникновения, путей и средств их решения.
Для реализации целей и задач педагог работает в следующих направлениях: коррекционно-развивающее, культурно-просветительское, диагностическое и консультативное.
Культурно-просветительская деятельность (или психологическое просвещение) направлена на приобщение студентов к психологическим знаниям. В рамках этого направления педагог передает студентам колледжа психологические знания, которые помогут в будущей профессиональной деятельности.
Диагностическая деятельность педагога заключается в проведении исследования уровня развития умений, знаний, навыков, личностных особенностей. На основе полученных данных
составляется план коррекции (изменение, исправление) и развития (процесс закономерного изменения к лучшему) студентов.
Для успешной работы в данных направлениях педагог должен обладать следующими профессиональными качествами:
• социальная активность (готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессиональной деятельности);
• целеустремленность (умение направить все силы на достижение профессиональных задач);
• желание работать со студентами колледжа, получение морального удовлетворения от общения с ними;
• педагогический оптимизм (вера в ребенка, в его способности);
• психологическая компетентность (владение психологическими знаниями и умение применить их на практике);
• нормативно-правовая компетентность (знание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога).
Все эти качества позволяют эффективно организовать образовательный процесс в колледже с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, помочь им адаптироваться к новому коллективу и новым условиям обучения; обеспечить психолого-педагогическое сопровождение и поддержку студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л.И. К психологии личности и разработки. Социально-гуманитарные ис-как развивающейся системы // Психология следования и технологии. 2013. Т. 2. № 1 (2). формирования и развития личности. М, 1981. С. 38-41.
2. Махотин Д.А., Зорина Г.И. Подготов- 3. Чирков В.И. Межличностные отношения, ка специалиста среднего звена в свете совре- внутренняя мотивация и саморегуляция // менных требований//Научные исследования Вопросы психологии. 1997. № 3.