Научная статья на тему 'Возможности проектной деятельности в формировании толерантности у младших подростков'

Возможности проектной деятельности в формировании толерантности у младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ / INTERPERSONAL / СОЦИАЛЬНАЯ / SOCIAL / РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / RELIGIOUS TOLERANCE / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / YOUNGER TEENAGERS / РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / DEVELOPMENT EFFORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаровская Елена Владимировна, Станякина Маргарита Владимировна, Садикова Марина Викторовна

Статья посвящена результатам исследования возможностей проектной деятельности в формировании толерантности у детей 11-12 лет. Теоретический анализ проблемы позволил дать определение понятия толерантность, описать структуру явления, механизмы его формирования у подростков, охарактеризовать место и возможности проектной деятельности в процессе развивающей работы. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточной сформированности толерантности у подростков, а также предпосылок ее становления. В ходе формирующего эксперимента с учащимися 5 классов апробирована модель проектной деятельности, направленной на формирование социального, межличностного, религиозного видов толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности проектной деятельности в формировании толерантности у младших подростков»

тивных и креативных способностей. Именно обучение русскому языку на современном этапе является одновременно важной и сложной задачей для педагогов начального звена обучения. Помимо языковых трудностей, которые испытывают эти дети, зачастую им необходима помощь не только учителя по русскому языку, но и помощь логопеда, психолога, де-фектолога, врача и других специалистов службы сопровождения. Именно эти специалисты и оказывают практическую помощь в школах, в которых отсутствуют дополнительные занятия по изучению русского языка как иностранного.

Выпускник на ступени начального общего образования должен получить первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомиться с разделами изучения языка -фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научиться находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. Проведенное нами исследование обнаружило значительные трудности в использовании и владении всеми языковыми единицами и уровнями.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, в результате изучения курса русского языка и родного языка должен быть сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

Выводы.

Таким образом, для языкового развития, для усвоения универсальных учебных действий, для созда-

ния условий получения без дискриминации качественного образования детьми с билингвизмом, значительная роль должна отводиться разработке приемов и методов обучения русскому языку в полиэтнических классах, а также логопедической службе, которая занимается не только коррекцией речевых нарушений, но и, в значительном большинстве случаев, обучением русскому языку учащихся с билингвизмом. Помимо этого более эффективной работа по овладению русским языком будет в том случае, если она будет начинаться в дошкольном возрасте.

Также для реализации права детей на получение полноценного образования, помимо адекватной методики преподавания, необходимо привлечение к учебному процессу родителей, использование русской речи в повседневной жизни, во всех видах деятельности и режимных моментах образовательного учреждения, создание социокультурной среды в районе проживания, что приведет к повышению эффективности логопедической коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья и уровня владения русским языком. Вовлечение в инклюзивное образование учащихся с билингвизмом, у которых имеются речевые нарушения различного генеза, будет важным фактором для их адаптации и социализации.

Литература

1. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева и др.]. - М.,

2009.

2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др.]. - М.,

2010.

3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. - М., 2010.

4. Протасова, Е. Ю. Методика развития речи двуязычных дошкольников: Учеб. пособие / Е. Ю. Протасова, М. Н. Родина. - М., 2010.

5. Чиршева, Г. Н. Введение в онтобилингвологию / Г. Н. Чиршева. - Череповец, 2000.

УДК 37.03

Е. В. Комаровская, М. В. Станякина

Северный арктический федеральный университет им. М. В. Ломоносова,

М. В. Садикова

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена результатам исследования возможностей проектной деятельности в формировании толерантности у детей 11-12 лет. Теоретический анализ проблемы позволил дать определение понятия толерантность, описать структуру явления, механизмы его формирования у подростков, охарактеризовать место и возможности проектной деятельности в процессе развивающей работы. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточной сформиро-ванности толерантности у подростков, а также предпосылок ее становления. В ходе формирующего эксперимента с учащимися 5 классов апробирована модель проектной деятельности, направленной на формирование социального, межличностного, религиозного видов толерантности.

Межличностная, социальная, религиозная толерантность, младшие подростки, развивающая работа, проектная деятельность.

The article deals with the results of researching the possibilities of project activity when forming tolerance among 11-12 year old children. Theoretical analysis of the problem allowed to define tolerance as a concept, to describe the structure of the phenomenon, mechanisms that act when tolerance is formed with teenagers, to characterize the place and possibilities of project activities within the framework of development efforts. The results of the experiment indicate that teenagers do not demonstrate well-formed tolerance and preconditions for its formation. In the course of the formative experiment with the 5th grade students, a project activity model targeted at formation of social, interpersonal and religious tolerance has been tested.

Interpersonal, social, religious tolerance, younger teenagers, development efforts, project activity.

Введение.

В последние десятилетия проблема формирования толерантности стала актуальной и широко исследуемой во всем мире. В условиях глобализации толерантность приобретает особое значение, способствуя сохранению культур от насильственного навязывания иных ценностей. В более локальном аспекте - например, в условиях школы - проблема воспитания толерантности также актуальна, так как в образовательном учреждении складывается взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, обладающими разными способностями и возможностями.

Проблема формирования толерантности в образовательном процессе общеобразовательной школы исследовалась отечественной наукой в различных аспектах, но, несмотря на существенный интерес исследователей к проблеме толерантности и значимость полученных результатов, аспект формирования толерантности как интегрального качества личности у подростков малоизучен.

В нашем исследовании мы рассматриваем возможности проектной деятельности в формировании толерантности учащихся средней школы. Эмпирический опыт свидетельствует об использовании проектной деятельности с младшими подростками в основном для формирования предметной компетенции. Ее возможности в развитии личности учащихся не раскрыты достаточно полно, отсутствует системная работа с детьми по формированию качеств личности в процессе проектной деятельности. Таким образом, цель нашей работы - изучение возможностей проектной деятельности в формировании толерантности младших подростков.

Основная часть.

Толерантность как социальный и психологический феномен является предметом исследования таких наук, как философия, социология, психология, педагогика, правоведение и другие, но необходимо отметить отсутствие единого подхода к пониманию данного феномена. В философских работах, посвященных проблеме толерантности, предлагается разная трактовка этого явления. Толерантность рассматривается и как характеристика сложившихся взглядов на действительность (В. А. Лекторский [7]), и как характеристика взаимоотношений, одна из частей конструктивного общения (Р.Р. Валитова [2]), и как постоянная деятельность, направленная на осуществление личных и общественных ценностей и норм поведения (В. Тишков [9]).

В области права толерантности также уделяется внимание. Так, на наш взгляд, стоит обратиться к определению толерантности, данному в Декларации принципов толерантности, в которой указывается, что толерантность - это принятие, правильное понимание, уважение богатого многообразия культур этого мира, способов проявления индивидуальности и форм самовыражения [5]. Для нас особенно важно понимание толерантности не как пассивного, терпимого отношения к многообразию окружающего мира, а как активной позиции личности в отношении к «инаковости» на основе ее принятия, понимания и уважения.

Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности и рассматривается как личностное образование, включающее в себя следующие свойства: адекватную самооценку, знание себя, признание других, ответственность за свои поступки и др. [6]. По мнению Г. У. Солдатовой, толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром [8].

Ряд работ посвящен проблеме структурирования данного явления. Так С. Л. Братченко в своих исследованиях выделяет когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты толерантности [1]. В современной отечественной педагогике Б. З. Вульфо-вым дана трактовка феномена толерантности как «способности человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни» [3, с. 12].

Резюмируя вышеизложенное, мы можем говорить о том, что понятие толерантности является научной категорией, к которой обращаются представителя разных наук: философии, социологии, психологии, педагогики и др. Кроме того, проведенный анализ показывает неоднородность определений толерантности. Рассматривая формирование толерантности в контексте психолого-педагогического сопровождения, при формулировке рабочего определения мы опирались на сущностные характеристики данного понятия, представленные в психологии и педагогике, а также в области права.

В нашем понимании толерантность - это инте-гративное качество личности, обусловливающее формирование активной нравственной позиции во

взаимодействии с другими людьми, проявляющейся в способности к признанию, пониманию и принятию «иного» в различных вариантах его проявления: личностных, расовых, национальных и иных отличий индивидов в социуме. Предпосылками формирования толерантности как качества личности, по нашему мнению, являются личностные черты, а также знания о многообразии окружающего мира. Формируясь на основе данных предпосылок, проявляется толерантность в эмоциональном и поведенческом аспектах. Рассматривая межличностный вид толерантности в качестве основного, мы также выделяем социальный, этнический и религиозный ее виды.

Учитывая, что толерантность во многом определяется усвоением социальных норм и правил поведения, можно сделать вывод о достаточно ранней возможности формирования этого качества у ребенка. Воспитание толерантности как целостного качества личности представляется нам более целесообразным в подростковом возрасте, поскольку ребенок на этом этапе, одной стороны, уже имеет определенные представления о разнообразии окружающего мира, его неоднозначности и противоречивости, а с другой стороны, начинает активно искать новые пути и способы самостоятельного взаимодействия с миром, определяет свое место в нем. Важной основой для формирования толерантности у подростков является их осознание себя как личности, способность к рефлексии, осмыслению абстрактных понятий. Эти и другие возрастные особенности детей 1115 лет позволяют нам предположить, что формирование толерантности именно в подростковом возрасте является важной задачей воспитания.

С целью описания и дальнейшего учета в работе условий формирования толерантности у детей младшего подросткового возраста нами была разработана методика констатирующего исследования, позволяющая последовательно изучить общий уровень сформированности толерантности как интегра-тивного качества личности, особенности сформиро-ванности предпосылок толерантности, а также особенности межличностных отношений и общего психологического климата в группе подростков. На констатирующем этапе эксперимента мы использовали следующие методики: адаптированный вариант вопросника для измерения толерантности В. С. Магун, М. С. Жамкочьян, М. М. Магура, анкета для учителей, направленная на изучение поведенческих проявлений толерантности, детский (12-факторный) вариант теста Р. Кеттелла в адаптации Э. М. Александровой; анкета для изучения осведомленности об окружающем мире, «Социометрия» (Дж. Морено).

В исследовании приняли участие 40 детей младшего подросткового возраста (11-12 лет) - учащиеся 5-х классов МОУ «СОШ №12» г. Северодвинска.

В результате анализа данных констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что у младших подростков преобладают низкий и средний уровни сформированности толерантности как качества личности. Также у детей преобладают низкий и средний уровни сформированности эмоционального аспекта толерантности, которые характеризуются недоста-

точно развитой эмпатией, отсутствием или ситуа-тивностью интереса к другому, страхом перед внешними отличиями, высокой раздражительностью, разной степенью склонности к негативным эмоциям. В качестве поведенческих проявлений толерантности младшим подростками свойственна низкая сформи-рованность способностей подобрать игру/занятие, учитывая возможности партнера, решать конфликтные ситуации дипломатичным путем, неагрессивно отстаивать свою точку зрения.

Изучив совокупность личностных черт детей, мы выявили тенденцию к высокой выраженности у них социальной смелости, общительности, возбудимости, нервного напряжения, склонности к самоутверждению и чувствительности, тенденции же к снижению выраженности наблюдаются по таким личностным чертам, как вербальный интеллект и уверенность в себе. Анализируя когнитивные предпосылки формирования толерантности, мы отметили фрагментарность и недифференцированность знаний и представлений младших подростков о многообразии окружающего мира.

По нашему мнению, именно отсутствие глубоких знаний об окружающем мире в совокупности с высоким уровнем выраженности таких черт личности, как возбудимость, нервное напряжение, склонность к самоутверждению, а также низкий уровень уверенности в себе объясняют недостаточную сформиро-ванность у младших подростков толерантности как интегративного качества личности. Полученные данные свидетельствуют о необходимости формирования толерантности у младших подростков. В своем исследовании мы рассматривали возможности проектной деятельности в этом процессе.

Рассматривая в своей работе формирование толерантности в рамках развивающего направления психолого-педагогического сопровождения младших подростков, мы относим ее сформированность к личностным образовательным результатам. В качестве же условия достижения данного результата ФГОС нового поколения предлагает рассматривать личностные универсальные учебные действия

(УУД).

Программа формирования УУД на этапе основного общего образования в соответствии с требованиями стандарта должна, в том числе, обеспечивать овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности [10].

Обретение опыта проектной деятельности в процесс психолого-педагогического сопровождения является одним из требований ФГОС, так как она способствует овладению учениками навыков планирования своих действий, сотрудничества со сверстниками и старшими, формированию у них качеств личности и нравственных установок, отвечающих современным потребностям общества. Выполняя проектную работу, школьники становятся более инициативными и ответственными, повышают эффективность учебной деятельности, приобретают дополнительную мотивацию [4].

Исходя из анализа ФГОС и психолого-педагогической литературы, а также на основе результатов констатирующего исследования, нами была сформулирована гипотеза формирующего эксперимента. Мы полагаем, что использование проектной деятельности будет эффективным в формировании толерантности у детей младшего подросткового возраста при следующих условиях: включение в содержание проектной деятельности заданий, направленных на формирование у детей знаний и представлений о многообразии окружающего мира, понимания и принятия «другого» в различных его проявлениях; организация прямого взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, особенностям развития, людьми; учет при организации проектной деятельности индивидуальных сочетаний показателей толерантности у младших подростков, выявленных в ходе констатирующего эксперимента.

Нами было определено, что проектная деятельность будет включать в себя два блока, каждый из которых завершится созданием отдельного продукта. Выделение двух блоков объясняется тем, что среди основных условий организации проектной деятельности детей подросткового возраста исследователи выделяют постепенное формирование субъектной позиции подростков. Поэтому в процессе реализации первого блока проектной деятельности в ее организации большую роль играл взрослый, а во втором блоке роль педагога уменьшалась, поскольку дети уже были знакомы с процессом планирования и реализации проектной деятельности.

Выделение двух блоков проектной деятельности также объясняется тем, что в первом из них основное внимание было уделено нами формированию межличностной толерантности, так как именно этот вид мы считаем основным для становления других видов данного личностного качества. Делая акцент на межличностной толерантности, мы организовывали содержание первого блока так, чтобы способствовать также формированию этнического и религиозного видов толерантности. Во втором же блоке проектной деятельности мы включили подростков в более сложный коллектив (организовав их сотрудничество с детьми, имеющими отклонения в развитии), и основное внимание уделяли становлению у них социального вида толерантности.

Первый блок включал в себя совместную деятельность подростков и взрослых по изучению традиций, обычаев, вероисповедания, фольклора, языка тех стран, которые дети самостоятельно выбирали, с целью организации новогоднего праздника. На этапе презентации конечного продукта детьми с помощью взрослых был организован новогодний праздник, подготовленный по традициям и обычаям изученных стран.

При реализации второго блока в деятельность наравне с младшими подростками экспериментальной группы были включены их сверстники с интеллектуальной недостаточностью. Реализация данного проекта предполагала совместную деятельность младших подростков и их сверстников с интеллектуальной недостаточностью по подготовке к выставке,

организованной в рамках концерта «Мы сами», ежегодно проводимой Гуманитарным институтом социальной акции, направленной на интеграцию детей с ОВЗ в общество.

В ходе контрольного эксперимента установлено, что у младших подростков, включенных в деятельность, наблюдается положительная динамика в формировании толерантности. Так, в экспериментальной группе вырос уровень сформированности толерантности (у большинства испытуемых - средний и высокий), а также отмечена положительная динамика в формировании эмоционального и поведенческого аспектов ее проявления.

Говоря о предпосылках формирования толерантности, на становление которых в том числе был направлен формирующий эксперимент, мы обратили внимание на повышение у младших подростков, включенных в проектную деятельность, уровня выраженности таких личностных черт, как общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, ответственность, социальная смелость, самоконтроль. Снижение значений было выявлено по таким личностным факторам, как тревожность, возбудимость и нервное напряжение. Положительная динамика отмечена также и в формировании когнитивных предпосылок толерантности: знания младших подростков о многообразии окружающего мира стали более глубокими и дифференцированными, что особенно проявилось в понимании детьми проблемы инвалидности среди людей. По нашему мнению, именно обогащение знаний об окружающем мире, а также начало процесса переструктурирования личностных черт объясняет повышение общего уровня сформированности толерантности и ее проявлений.

Полученные результаты контрольного эксперимента доказывают, что включение детей младшего подросткового возраста в проектную деятельность способствует формированию у них толерантности.

Выводы.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о мульти-модальности понятия «толерантность» и неоднородности существующих определений. В результате анализа мы вывели свое рабочее определение толерантности, а также определили механизм ее формирования, ее структуру и виды.

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные свидетельствовали о необходимости формирования толерантности у детей младшего подросткового возраста. В своей работе рассматривали возможности проектной деятельности в этом процессе.

Исследование показало, что участие младших подростков в проектной деятельности положительно влияет на формирование толерантности как личностного качества. Можно сделать вывод, что при более длительном воздействии динамика формирования этого качества будет возрастать, а это, в свою очередь, положительно скажется на личностном развитии младших подростков.

Литература

1. Братченко, С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании / С. Л. Братченко. - URL: http://hpsy.ru/public/x831.htm

2. Валитова, Р. Р. Толерантность: порок или добродетель / Р. Р. Валитова // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. - 1996. - № 1. - С. 33-37.

3. Вульфов, В. З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12-16.

4. Григоренко, Т. Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания / Т. Ф. Григоренко. - URL: http://pish.ru/ blog/articles/articles2013/2585

5. Декларация принципов толерантности. - URL: http://www. tolerance.ru/toler-deklaraciya. php

6. Ищенко, Ю. А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема / Ю. А. Ищенко // Философская и социологическая мысль. - 1990. - №4. - С. 4860.

7. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. -1997. - №11. - С. 45-54.

8. Солдатова, Г. У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия / Г. У. Солдатова // Век толерантности. - М., 2001. - URL: http://www. tolerance.ru/VT-1-2-toler-intoler.php?PrPage=VT

9. Тишков, В. О толерантности / В. Тишков // Этнопо-литический вестник (Этнополис). - 1995. - №5. - С. 23.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

УДК 378.126

Т. А. Лавина, Е. Г. Косолапое

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье дается краткий обзор проблематики в области подготовки будущего учителя музыки к применению ИКТ в профессиональной педагогической деятельности; анализируется профессиональный стандарт педагога, компоненты деятельности учителя, принципы отбора содержания подготовки, основные направления информатизации образования, содержание предметной подготовки учителя музыки в области ИКТ; авторами выявляются проблемы, присущие подготовке будущего учителя музыки с учетом особенностей обучения в педагогическом колледже и введение в современное образование профессионального стандарта педагога.

Информационные и коммуникационные технологии, информатизация образования, компетентность в области информационных и коммуникационных технологий, подготовка в области информационных и коммуникационных технологий, музыкальная информатика.

This article contains a brief overview of issues in the field of training of the future teacher of music to use information and communication technologies in professional activity. The teacher's professional standard, the components of the teachers' activities, the selection principles of the content of training, the main directions of informatization of education, the content of the subject prepar-tion of a music teacher in the field of ICT are analyzed. The authors underline the problems of preparation of future music teachers taking into account the features of learning in the pedagogical college and the introduction of the teacher's professional standard into modern education.

Information and communication technologies, informatization of education, competence in the field of information and communication technologies, training in information and communication technology, music informatics.

Введение.

Информатизация образования в целом и информатизация музыкального образования как часть этого процесса порождает новые проблемы, связанные с отбором содержания подготовки будущего учителя музыки к работе в школе в условиях применения возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Ученые-педагоги в своих теоретических исследованиях и практических рекомендациях, касающихся вопроса подготовки будущего учителя на разных ступенях образования (исследования Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др. - в аспекте разработки общедидактических принципов обучения, А. М. Новикова, Н. Н. Нечаева и др. - в аспекте разработки теории непрерывного образования), а также ученые-методисты в

области подготовки педагогов различных профилей в области информационных и коммуникационных технологий (И. В. Роберт, О. А. Козлов, Л. Л. Босова и др.) активно изучают проблему непрерывной подготовки педагогических кадров к применению ИКТ в образовательных учреждениях. Однако еще недостаточно изучены проблемы подготовки учителей музыки, возникающие в связи с необходимостью отбора содержания обучения таких специалистов в связи с непрерывным технико-технологическим развитием ИКТ (в частности программного и аппаратного обеспечения музыкальной деятельности), введением новых нормативных документов, регламентирующих работу учителя музыки в условиях информатизации образования, его подготовку при введении в практику работы вузов новых образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.