Научная статья на тему 'Формирование межличностной толерантности посредством арт-терапевтических методов'

Формирование межличностной толерантности посредством арт-терапевтических методов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
381
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / INTERPERSONAL TOLERANCE / ADOLESCENCE / TOLERANCE FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спицына Оксана Александровна

Статья посвящена проблеме формирования межличностной толерантности в подростковом возрасте посредством арт-терапевтических методов. Формулирование толерантности проводится целенаправленно и поэтапно. В статье подчеркнуто, что самый проблематичный возраст проявлений нетерпимости подростковый, так как подростки в силу своей психологической незрелости и социальной нестабильности могут подвергаться влиянию различных националистических, псевдопатриотических идей. Именно в этом возрасте формируются мотивационные ценности ребенка, его собственные взгляды и убеждения. На основе выявленных теоретических положений проведено исследование по классической триаде: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Спицына Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTERPERSONAL TOLERANCE IN ADOLESCENCE THROUGH ART-THERAPEUTIC METHODS

The article is devoted to the problem of the formation of interpersonal tolerance in adolescence through art-therapeutic methods. Formulate tolerance should be purposeful and in stages. The most problematic age in manifestations of intolerance is teenage. Outstanding psychologists said that this age is an important moment of social development. Teenagers, by virtue of their psychological immaturity and social instability, can be influenced by various nationalistic, pseudo patriotic ideas. At this age a person is no longer capable of accepting everything like a child, but is not yet ready to show tolerance as an adult. He begins to live according to the laws of an adult society, absorbs his norms and rules, the characteristics of relationships. It is at this age that the motivational value sphere of the child, own views and beliefs is formed. On the basis of the selected theoretical propositions, a study was carried out on the classical triad: ascertaining, forming and control experiment. The data from the control experiment showed the changes that had occurred.

Текст научной работы на тему «Формирование межличностной толерантности посредством арт-терапевтических методов»

УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

О.А. Спицына

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования межличностной толерантности в подростковом возрасте посредством арт-терапевтических методов. Формулирование толерантности проводится целенаправленно и поэтапно. В статье подчеркнуто, что самый проблематичный возраст проявлений нетерпимости - подростковый, так как подростки в силу своей психологической незрелости и социальной нестабильности могут подвергаться влиянию различных националистических, псевдопатриотических идей. Именно в этом возрасте формируются мотивационные ценности ребенка, его собственные взгляды и убеждения. На основе выявленных теоретических положений проведено исследование по классической триаде: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Ключевые слова: межличностная толерантность, подростковый возраст, формирование толерантности.

FORMATION OF INTERPERSONAL TOLERANCE IN ADOLESCENCE THROUGH ART-THERAPEUTIC METHODS

O. Spitsyna

Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of interpersonal tolerance in adolescence through art-therapeutic methods. Formulate tolerance should be purposeful and in stages. The most problematic age in manifestations of intolerance is teenage. Outstanding psychologists said that this age is an important moment of social development. Teenagers, by virtue of their psychological immaturity and social instability, can be influenced by various nationalistic, pseudo patriotic ideas. At this age a person is no longer capable of accepting everything like a child, but is not yet ready to show tolerance as an adult. He begins to live according to the laws of an adult society, absorbs his norms and rules, the characteristics of relationships. It is at this age that the motivational value sphere of the child, own views and beliefs is formed. On the basis of the selected theoretical propositions, a study was carried out on the classical triad: ascertaining, forming and control experiment. The data from the control experiment showed the changes that had occurred.

Keywords: interpersonal tolerance, adolescence, tolerance formation.

Проблема толерантности приобретает все большее значение на сегодняшний момент. В современном обществе возрастает уровень социальной напряженности: возникают конфликтные ситуации между различными странами и их народами. Особенно это видно в подростковой и молодежной сфере. Каждый день мы наблюдаем факты интолерантного поведения в СМИ. Это представляет опасность для общества.

Проблемы интолерантности затрагивают не только вопросы национальности, но и проявляются во всех сферах жизнедеятельности. Частое возникновение межпоколенных разногласий говорит о том, что проблема толерантности охватывает и семью: младшее поколение не уважает старшее, а старшее, в свою очередь, обесценивает молодежь.

Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личностные качества, нравственную зрелость и культуру, обусловливает его взаимоотношения с людьми (Кривцова, Е.В., Мартынова, Т. Н.). В таких обстоятельствах крайне важным является

формирование у молодого поколения толерантности.

Таким образом, толерантность,

сформированная именно в подростковом возрасте, является важнейшим условием снижения напряженности в общественной жизни.

Нами было проведено исследование по формированию межличностной толерантности в подростковом возрасте посредством арт-терапии. В исследовании принимали участие учащиеся 7 классов МКОУ «Школа №2 г. Шадринска», Курганской области.

Для оценки исходного уровня толерантности нами были использованы следующие методики: Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В., методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова, методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна, методика «Индекс толерантности», методика «Шкала базисных убеждений, Р. Янов-Бульман».

На основе проведенных методик мы получили следующие результаты:

1. Полученные данные по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко»: 75% испытуемых имеют заниженный уровень эмпатии. Для них характерно неумение принимать точки зрения других людей; их поступки он и считает бессмысленными; у таких детей возможно появление затруднений при общении со своими сверсниками.

2. Полученные данные по методике «Диагностика уровня эмпатии И.М. Юсупова» свидетельствуют о том, что часть испытуемых имеют средний (24%) и низкий уровень (29%) развития эмпатии. Лица со средним уровнем эмпатии испытывают незначительные затруднения при общении с окружающими. Они склонны скрывать свои чувства и мысли, не всегда понимают окружающих. Подростки с низким уровнем развития эмпатии испытывают затруднения в установлении контактов, неуютно чувствует себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенному занятию конкретным делом, а не работе с людьми.

3. Данные по методике «Шкала эмоционального отклика» позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых (47 %) нормальный уровень развития эмпатии. Такие подростки в межличностных отношениях более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Как правило, они хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми.

4. Согласно данным по методике «Индекс толерантности», значительная часть подростков имеет низкий уровень развития толерантности (46%). Для них характерно непризнание, непринятие и непонимание особенностей других культур. Эти подростки не желают признавать, что у представителей разных культур есть равные права. Они проявляют ярко выраженное отрицательное отношение к людям, имеющим отличные от их ценности, демонстрируют к ним враждебность и презрение.

5. На основе анализа результатов методики «Шкала базисных убеждений Р. Янова-Бульмана» нами было выявлено, что по шкале благосклонности окружающего мира низкие результаты получили большое количество опрошенных (41%); по шкалам общго отношения к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий и убеждения относительно собственной ценности, способности

управления событиями и везения преобладает высокий уровень (63%).

Обобщив результаты проведенных методик, мы выделили 24 испытуемых с низкими уровнями толерантности и эмпатии. Они были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. На основе этого разделения среди испытуемых экспериментальной группы проводилась программа формирования межличностной толерантности в подростковом возрасте посредством арт-терапевтических методов. Она опирается на выявленные особенности толерантности и эмпатии детей.

На этапе формирующего эксперимента с февраля по апрель 2017 года в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2, г. Шадринска» внедрялась разработанная нами коррекционно-развивающая программа формирования межличностной толерантности в подростковом возрасте посредством арт-терапевтических методов.

Коррекционно-развивающая работа с детьми подросткового возраста включала в себя четыре блока: диагностический, установочный, коррекционно-развивающий и блок оценки результатов.

В качестве основного условия формирования толерантности выступила эмпатия. В нашем исследовании она представлена как механизм и компонент толерантности. Эмпатия играет важную роль в становлении личности, формирует круг общения, нравственные качества, помогает во взаимодействии; способствует пониманию и принятию не только свох ценностей, но и ценностей других людей, что так важно в формировании толерантного человека.

На этапе контрольного эксперимента выяснялась эффективность проведенной психокоррекционной работы с детьми. Для диагностики и фиксации произошедших изменений в уровнях ведущих показателей после формирующих воздействий использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Обработка полученных в ходе контрольного эксперимента результатов, их систематизация и обобщение позволили определить изменения, произошедшие в уровнях толерантности и эмпатии подростков.

После формирующего эксперимента в экспериментальной группе, где велась коррекционно-развивающая работа, произошли следующие изменения: если до формирующего эксперимента испытуемые находились в большей степени на низком (92%) уровне развития эмпатии, то после формирующего эксперимента удалось значительно повысить уровень эмпатии

подростков. Это произошло за счет того, что снизился процент испытуемых, находящихся на низком уровне эмпатии, такие подростки составили всего 8%, остальная часть данной группы (75%) перешла на высокий уровень эмпатии. В свою очередь, изменения произошли и с высоким уровнем эмпатии. Он поднялся до 75%. Показатели уровня эмпатии в контрольной группе, где не велась экспериментальная работа, остались почти без изменений.

Как показал контрольный срез по методике «Диагностика уровня эмпатии И.М. Юсупова», после коррекционной работы в экспериментальной группе произошли значительные сдвиги в уровне развития эмпатии у испытуемых: количество подростков с низким уровнем эмпатии значимо уменьшилось на 8 человек Сравнительный анализ представленности уровней эмпатии у контрольной группы обнаружил незначительную динамику изменений до и после коррекционных воздействий: значимо не изменилось количество испытуемых, проявляющих средний уровень эмпатии: при первом замере оно составляло 3 (25 %) человек, при втором замере 2 (17 %) человека, высокий уровень эмпатии при обоих замерах выявлен не был.

Согласно результатам повторного анализа данных методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна, мы видим, что в экспериментальной группе возросло число испытуемых с высоким уровнем развития эмпатии (с 0 % до 83%). При этом снизилось количество подростков с низким (8%) и средним (1%) уровнем развития эмпатии. В то же время в группе, не подвергавшейся нашему воздействию, значимые изменения не произошли.

В экспериментальной группе в ходе констатирующего эксперимента были выявлены низкий (92%) и средний (8%) уровни толерантности. После проведенного

формирующего эксперимента в

экспериментальной группе возросло число подростков с высоким (83%) уровнем толерантности, и снизилось число испытуемых с низким уровнем толерантности (8%). В контрольной группе также были выявлены средний (17%) и низкий (83%) уровни толерантности. При вторичной проверке данных никаких значимых изменений не произошло; уровень толерантности не повысился.

Согласно результатам последней проведенной методики «Шкала базисных убеждений, Р. Янов-

Бульман», нами были проанализированы результаты констатирующего и контрольного экспериментов по трем шкалам: общее отношение к благосклонности окружающего мира; общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий; убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения. По первому показателю произошел существенный сдвиг: уменьшилось число подростков с низким уровнем (с 58 до 8%), и увеличилось число испытуемых с высоким уровнем (с 25 до 50%). По этой же шкале в контрольной группе значительных изменений обнаружено не было. По шкале общего отношения к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий мы также получили более высокие результаты: число лиц с высоким уровнем изменилось с 50% до 83%, а подростков с низким уровнем стало меньше - с 33% до 8%. По шкале убеждения относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения мы получили в высоком уровне изменения с 33% до 50%, и уменьшение числа детей с низким уровнем с 50% до 8%. По этим двум шкалам также нет существенных изменений.

Эффективность разработанной программы проверялась с помощью критерия Фишера ф. Для этого мы сравнивали результаты, полученные по каждой методике отдельно. Данную обработку мы проводили с помощью электронного калькулятора.

Полученные по проведенным методикам данные свидетельствуют об эффективности разработанной программы.

Таким образом, экспериментальные данные доказали возможность и эффективность формирования межличностной толерантности у детей подросткового возраста посредством арт-терапевтических методов. Получила

подтверждение гипотеза о том, что в результате применения разработанной нами программы формирования межличностной толерантности в подростковом возрасте посредством арт-терапевтических методов нам удалось повысить уровень сформированности толерантности. Это подтверждают результаты контрольного эксперимента. Подтвердилось положение о том, что формирование межличностной толерантности в подростковом возрасте будет проходить эффективнее, если использовать арт-терапевтические методы.

Литература:

1. Ионина, О. С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Казань, 2005. -185 с.

2. Кривцова Е. В., Мартынова Т. Н. Проблемы толерантности в контексте ценностного самоопределения студентов вуза / Е. В. Кривцова, Т. Н. Мартынова // Сибирский психологический журнал, 2007, № 25. - С. 108-113.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное

пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. - С.486-490.

4. Солдатова Г. У., Кравцова О. А., Хулаев О. Е. и др. Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: инф. - аналит бюллетень. - М., 2002. - № 4. - С. 59-65.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - С153-156.

Сведения об авторе:

Спицына Оксана Александровна (г. Шадринск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Шадринский государственный педагогический университет, e-mail: wadik-010472@yandex.ru

Data about the author:

O. Spitsyna (Shadrinsk, Russia), candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Shadrinsky State Pedagogical University, e-mail: wadik-010472@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.