УДК 373.57
О. О. Захарова
Проектная деятельность в процессе формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков
В статье обосновывается актуальность и необходимость применения проектного обучения в процессе формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков. Автор отмечает значимость принятия межкультурных ценностей современным подростком и обозначает важность формирования межкультурных ценностных ориентаций школьников данной возрастной группы с помощью проектной работы. Далее кратко раскрываются вопросы понимания проектного обучения в качестве метода и педагогической технологии, его особенностей в педагогике сегодняшнего дня, обозначаются этапы осуществления проектной работы. Автором делается акцент на потенциал проектной деятельности в ходе апробации модели формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков. Раскрываются возможности проектной работы как многофункционального средства при реализации мотивационного, когнитивно-содержательного и процессуального компонентов модели. Подчеркивая роль проектной работы как средства экстериоризации межкультурных ценностей, автор отмечает положительную динамику в уровнях сформированности межкультурных ценностных ориентаций (на основе поведенческого критерия) у подростков, составляющих экспериментальные группы в ходе опытно--экспериментальной работы. В завершении статьи автором делаются выводы о необходимости применения проектного обучения как эффективного метода и технологии в процессе формирования изучаемого педагогического феномена.
Ключевые слова: межкультурные ценности, межкультурные ценностные ориентации, межкультурный диалог, межкультурный проект, метод проектов, проектное обучение, подростки, формирование.
O. O. Zakharova
The Use of Project Work in the Process of Adolescents' Intercultural Value Orientations Formation
The article is dedicated to the project work importance in the process of adolescents' intercultural value orientations formation. Mentioning the significance of the intercultural values acceptance by modern adolescents, the author affirms the role of the project work in the intercultural value orientations formation. Then some questions of the project work usage as a method and as a technology and its features are outlined. The author pays attention to the importance of the project method in solving the problems of the adolescent's learning activation, development attitude to the intercultural values and inclusion into the intercultural dialogue participation. The author also emphasizes high potential of project work in the process of implementation of the adolescents' intercultural value orientations formation model. From this point of view the project work is characterized as a multifunctional means to implement motivational, cognitive-informative and behavioural components of the model. Mentioning the role of the project work as a means of intercultural values exteriorization, the author outlines positive dynamics of the intercultural value orientations well-formedness degree of adolescents in the experimental groups in the process of the experiment. Finally the conclusions about the necessity of the project work usage as a method and as a technology in the process of formation of intercultural values orientations of adolescents are outlined by the author.
Keywords: intercultural values, intercultural value orientations, intercultural dialogue, intercultural project, project method, project learning, adolescents, formation.
Тенденции современного мира, а именно процессы глобализации, интеграции в разных сферах жизни, обширная миграция населения, значительная культурная диверсификация, указывают на необходимость понимания иных культур, их традиций, обычаев, ценностей и представителей на основе толерантности, солидарности и согласия. Актуальность данной мысли подтверждается и образовательными документами (Закон «Об образовании» РФ, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и др.), конвенциями, соглашениями и
прочими текстами международных организаций (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и
др.).
В соответствии с этими источниками, межкультурный диалог, эмпатия, толерантность, достоинство личности вне зависимости от ее культурной принадлежности рассматриваются как передовые ценности современной эпохи. В нашем понимании, эти ценности можно обозначить как межкультурные, а направленность на
© Захарова О. О., 2016
них - как межкультурные ценностные ориентации.
Опираясь на социальный заказ сегодняшнего дня, современной школе предстоит расширять знания учащихся о культурах глобального мира, их представителях, межкультурных ценностях, воспитывать положительное принятие многообразия мира и активизировать деятельность учащихся в этом отношении. Иначе говоря, формирование межкультурных ценностных ориентаций становится приоритетным направлением образовательного и воспитательного процесса в школе сегодня.
Перечисленные аспекты являются основой деятельности педагога, формирующего межкультурные ценностные ориентации. Многоплановость данного явления не оставляет сомнений в том, что именно комплексная работа, способствующая активному включению подростка в межкультурный диалог, послужит эффективному достижению данной задачи. Наша статья призвана обосновать необходимость и результативность применения проектной работы в процессе формирования межкультурных ценностных ориента-ций подростков.
Базой проектного обучения служит система активизации самостоятельной познавательной деятельности учащегося, его критического мышления, ориентирование учащегося на создание конкретного образовательного продукта. «Являясь дидактической категорией, метод проектов включает совокупность приемов, операций овладения конкретной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью» [3, с. 38]. Выступая в качестве педагогической технологии, проектное обучение предполагает сочетание исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [4, с. 58].
Не углубляясь в историю становления метода проектов, отметим лишь то, что его применение значимо в практике современной школы. В соответствии с ФГОС, «портрет выпускника школы» включает способность осуществлять проектную деятельность.
Обращение к проектному обучению в процессе формирования межкультурных ценностных ориентаций вполне закономерно, поскольку
— интериоризация и экстериоризация межкультурных ценностных ориентаций происходит непосредственно в деятельности, а проектное обучение ориентировано на активизацию потенциала личности;
— философией проектного обучения является признание самобытности личности учащегося, что явным образом соответствует содержанию межкультурных ценностей;
— проектная деятельность нацелена на развитие качеств, которые необходимы для успешного участия в межкультурном диалоге: доброжелательности, умения сотрудничать, толерантности, гибкости, коммуникабельности;
— использование проектного обучения позволяет решить сразу несколько задач в процессе формирования межкультурных ценностных ори-ентаций: мотивировать ученика к получению новых межкультурных знаний, ко взаимодействию и сотрудничеству в рамках проекта, расширить знания ученика, поспособствовать положительному принятию межкультурных ценностей и включить в непосредственную деятельность на их основе.
Как отмечает Е. Б. Быстрай, важным направлением актуализации личности в обучении служит не увеличение объема передаваемой информации и контрольных мероприятий, а создание условий осмысленности учения, включение в него не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности [1, с. 138]. Всему этому способствует проектное обучение, выполняющее в процессе формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков информационно-познавательную, воспитательную, координационную и диагностическую функции.
Использование проектного обучения в процессе формирования межкультурных ценностных ориентаций у учащихся предполагает создание проекта, который по своей специфике можно назвать межкультурным. Межкультурные проекты нацелены на включение учащихся в межкультурный диалог, на их соприкосновение с межкультурными ценностями и их проживанием. При организации работы над межкультурным проектом следует придерживаться этапов классической структуры проектов. В соответствии с Н. Ю. Пахомовой, этапами работы над проектом являются 1) погружение в проблему; 2) организация деятельности; 3) осуществление деятельности; 4) презентация проекта [2]. Дополним эту цепочку еще и финальным этапом, рефлексией, который позволит учащимся оценить свою работу, поразмышлять о месте межкультурных ценностей в их аксиосфере и определиться с планами дальнейшей работы.
Рассматривая многофункциональность проектной работы, ее возможности для раскрытия твор-
ческого потенциала подростков, стимулирования их мотивов, развития толерантности, гибкости, уважения к представителям иных культур, опишем опыт ее использования в ходе формирующего этапа эксперимента по внедрению модели формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков. Отметим, что проектная деятельность широко применялась при реализации мотиваци-онного, когнитивно-содержательного и процессуального компонентов модели.
Для стимулирования интереса к особенностям иных культур, стремления ко взаимодействию с их представителями на основе взаимоуважения и конструктивного сотрудничества нами использовались мини-проекты, телекоммуникационные проекты. В процессе актуализации указанных интересов и закрепления мотивов подростков мини-проекты «Межкультурный календарь», «Среда, в которой хочется жить», «Символы стран мира», «Межкультурный алфавит» и другие применялись при организации уроков, классных часов. Например, работа над мини-проектом «Межкультурный календарь» предполагала погружение учеников в проблему выбора дней, важных с позиции принятия межкультурных ценностей. Учащимся в ходе групповой работы предлагалось изучить материал о памятных датах, международных праздниках, способствующих распространению идей мира и толерантности (Международный День прав человека, День защиты детей, День толерантности и т. д.), составить свой межкультурный календарь и творчески представить его остальным участникам группы. В конце занятия проводилась рефлексия, которую мы считаем обязательным этапом проектной работы. Результатом рефлексии должно стать осознание важности отмечаемых событий и выбор лучшего, по мнению группы, межкультурного календаря, который затем становится планом дальнейшей работы подростков в данном направлении. Подобные мини-проекты стимулировали учащихся к выполнению более крупных проектов по межкультурной тематике.
В рамках когнитивно-содержательного компонента модели проектная работа также оставалась ключевой. Опираясь на такие особенности познавательной сферы подростков, как восприимчивость к информации, приближенной к реальной жизни, стремление к самостоятельности, способность рассуждать гипотетико-дедуктивно, для расширения знаний школьников данного возраста о межкультурных ценностях и особенностях разных культур и их представителей привлекались информационные и телекоммуникационные дол-
госрочные проекты. С опорой на склонности и интересы подростков им было предложено участие в индивидуальных информационных проектах («Сказочные персонажи народов мира», «Послы доброй воли ЮНИСЕФ», «Традиции празднования Дня рождения в разных странах мира», «Деловой этикет (на примере какой-либо страны)», «Хобби подростков со всего мира» и т. д.). Межкультурные телекоммуникационные проекты оказались в работе с подростками наиболее предпочтительными. В ходе выполнения проектов данного вида учащимся предлагалось изучение какого-либо аспекта жизни с межкультурных позиций на основе анализа информационных ресурсов и общения с представителями иных культур с помощью информационных технологий. Представление результатов проектов осуществлялось путем публикаций на сайте школы, выступлений на школьных и городских конференциях.
Первостепенную важность проектная работа представляла в рамках процессуального компонента модели формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков. Проектная работа здесь видится как средство экстериоризации и интериоризации межкультурных ценностей, поэтому предпочтительно использование творческих проектов, требующих проявления качеств, необходимых для принятия межкультурных ценностей, знаний о межкультурных ценностях, особенностях разных культур, готовности к вступлению в активный межкультурных диалог. Выполнение творческих проектов требует также умения работать в команде и конструктивно сотрудничать с ее участниками, что актуально для воспитания личности, позитивно принимающей межкультурные ценности.
Возможности для реализации творческих проектов представляет внеурочная и внешкольная деятельность. Например, творческий ролевой проект «Межкультурная ярмарка в школе» оказался эффективным в процессе экстериоризации межкультурных ценностей подростков. Ценность данного проекта заключается в предоставлении возможности практиковаться в решении конфликтов, преодолении барьеров межкультурной коммуникации, аргументации своего мнения. В ходе реализации проекта учащимся предлагалось разделиться на группы, выбрать страну для представления на ярмарке; изучить информацию о приветствиях, национальных костюмах, национальных характерах, образе жизни, правилах поведения представителей выбранной культуры; подготовить соответствующие материалы для
презентации; принять участие в ярмарке. Финальное мероприятие предполагало не только проведение фестиваля культур с представлением различных аспектов их жизни, но и организацию взаимодействия представителей культур при посещении павильонов ярмарки.
Итак, мы определили, что проектная работа выполняет побудительную функцию в рамках реализации мотивационного компонента модели, информационно-познавательную - в рамках когнитивно-содержательного компонента, координационную и воспитательную - в рамках процессуального компонента. Диагностическая функция проектной работы в реализации модели сводится к тому, что проект используется в качестве метода диагностики в рамках поведенческого критерия межкультурных ценностных ориентаций подростков. По степени участия подростка в проектной деятельности можно судить о его включенности в межкультурный диалог.
Успешность участия подростков в проектной деятельности определялась нами в соответствии со следующими параметрами:
— соответствие содержания представляемого материала поставленным задачам;
— новизна и творческий подход в решении вопросов межкультурного характера;
— учет личного опыта межкультурного общения;
— выражение личной позиции автора (авторов) проекта к межкультурным ценностям;
— использование наглядных материалов в презентации.
Эффективность использования проектной работы подтверждена нами в ходе опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования межкультурных ценностных ори-ентаций учащихся подросткового возраста, в которой принимали участие 197 человек (учащиеся 8-9 классов общеобразовательных школ). Участники эксперимента были разделены на три экспериментальные группы - ЭГ1, ЭГ2, ЭГ3 (обучались в ходе реализации предложенной модели) и одну контрольную группу - КГ (обучались в обычных условиях образовательного процесса).
В таблице 1 сравнивается состояние уровней сформированности межкультурных ценностных ориентаций подростков в ЭГ и КГ на основе поведенческого критерия по результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента.
Отметим, что уровень сформированности межкультурных ценностных ориентаций подростков оценивался нами по 5-балльной шкале в соответ-
ствии со следующей схемой: 1-2 балла - низкий уровень; 3-4 балла - средний; 5 баллов - высокий.
Таблица 1
Динамика уровней сформированности межкультурных ценностных ориентаций подростков (поведенческий критерий) на констатирующем и формирующем этапах опытно-
Анализ данных, приведенных в таблице 1, указывает на значительную положительную динамику в уровнях сформированности межкультурных ценностных ориентаций на основе поведенческого критерия в экспериментальных группах, в отличие от контрольной. В основе роста уровня сформированности изучаемого явления лежит активное использование проектной работы при реализации разных компонентов предложенной модели. Полученные данные свидетельствуют о том, что проектная работа способствует экс-териоризации и интериоризации межкультурных ценностей подростками.
Таким образом, проектная работа, используемая в качестве педагогической технологии и дидактического метода, служит незаменимым инструментом в процессе формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков. Поэтапная организация проектной деятельности в коллективе подростков в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к ней, позволяет достичь положительных результатов, включить подростка в активное участие в межкультурном диалоге, что явно соответствует тенденциям современной жизни.
Библиографический список
1. Быстрай, Е. Б. Межкультурно-ориентированная среда обучения и условия формирования межкультурной педагогической компетентности [Текст] / Е. Б. Быстрай // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 26(317). - С. 138-143.
2. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - М. : АРТКИ, 2005. - 112 с.
3. Петрова, И. И. Метод проектов как средство подготовки будущих учителей к экологическому вос-
экспериментальной работы
Средний балл по группе
Группа Констатирующий этап эксперимента Формирующий этап эксперимента Д приращения
ЭГ1 2,8 3,9 1,1
ЭГ2 2,6 4,1 1,5
ЭГ3 2,9 3,8 1,1
КГ 2,5 2,6 0,1
питанию младшего школьника [Текст] / И. И. Петрова // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 3. - С. 37-38.
4. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под общ. ред. Е. С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок
1. Вуз^ь Е. В. Ме7ЬкиПигпо-опеп11гоуаппа]а sreda оЬисИепуа 1 ш1оууа йгтгоуапуа ше7Ьки1'1игпо] pedagogicheskoj кошре1ейпозй [Текз1] / Е. В. Вуз1га] // \^тк Che1jabinskogo gosudarstvennogo итуеге^а. -2013. - № 26(317). - 8. 138-143.
2. Ра^шоуа, N. 1и. Metod uchebnogo proekta V obrazovate1'noш uchrezhdenii [Tekst] : posobie d1ja uchite1ej ! studentov pedagogicheskih vuzov / N. 1и. Pahoшova. - М. : ЛЯТЫ, 2005. - 112 s.
3. Petrova, I. I. Metod proektov как sredstvo podgotovki budushhih uchite1ej к jeko1ogicheskoшu vospitaniju m1adshego shko1'nika [Tekst] / I. I. Petrova // Srednee professiona1'noe obrazovanie. - 2007. - № 3. -8. 37-38.
4. РоМ, Е. 8. Novye pedagogicheskie ! inforшacionnye tehno1ogii [Tekst] : uchebnoe posobie d1ja studentov pedagogicheskih vuzov i sisteшy povyshenija kva1ifikacii pedagogicheskih kadrov / Е. 8. РоМ, М. 1и. Buharkina, М. V Moiseeva, Л. Е. Petrov ; pod obshh. red. Е. 8. Ро1а! - М. : date1'skij centr «Лkadeшija», 1999. - 224 s.