Научная статья на тему 'Субъектность студента педагогического факультета в межкультурной коммуникации'

Субъектность студента педагогического факультета в межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / MULTICULTURAL PROJECT / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMMUNITY / СОЦИАЛЬНАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / SOCIAL / AND INTELLECTUAL MATURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубь Инна Борисовна

Проблема межкультурной коммуникации ценностных ориентаций личности обусловлена формированием системы ценностных ориентаций у студенчества как особой социально-психологической общности людей. Данный вопрос важен не только с сугубо научной, но и с практической, т. е. организационно-методической точки зрении, так как становление и развитие личностного образа человека происходит именно в процессе его учебно-познавательной деятельности. В данной статье предпринята попытка осмыслить разработанные и апробированные курсы. Результаты данной исследования отражены в проекте «Образование души», реализуемом на педагогическом факультете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубь Инна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVITY OF THE STUDENT OF PEDAGOGICAL FACULTY IN INTERCULTURAL COMMUNICATION

The problem of intercultural communication of value orientations of a person is caused by the formation of value orientations among students as a special socio-psychological community. This question is important not only from a purely scientific, but also practical, i. e., organizational-methodical point of view for the formation and development of personal image of a man is in the process of learning and cognitive activity. In this article the author attempts to interpret developed and tested courses. The results of this research are reflected in the project «Education of the soul» realized at the pedagogical faculty.

Текст научной работы на тему «Субъектность студента педагогического факультета в межкультурной коммуникации»

УДК 37.013.43 И. Б. Голубь

СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Проблема межкультурной коммуникации ценностных ориентаций личности обусловлена формированием системы ценностных ориентаций у студенчества как особой социально-психологической общности людей. Данный вопрос важен не только с сугубо научной, но и с практической, т. е. организационно-методической точки зрении, так как становление и развитие личностного образа человека происходит именно в процессе его учебно-познавательной деятельности.

В данной статье предпринята попытка осмыслить разработанные и апробированные курсы. Результаты данной исследования отражены в проекте «Образование души», реализуемом на педагогическом факультете.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, национальная культура, мультикультурный проект, ценностные ориентации, социально-психологическая общность, социальная и интеллектуальная зрелость.

Современная педагогическая наука уже довольно прочно утвердилась в той основополагающей мысли, что человеческая личность представляет собой вполне определенную открытую динамическую систему. Систему, к тому же перманентно находящуюся в состоянии своего изменения и развития.

Именно в этом ключе и расположена система ценностных ориентации личности, которая выступает у многих ее исследователей не только в качестве регулятора и механизма такого развития, но и определяет саму форму реализации намеченных целей [1; 7].

Для нас весьма немаловажным является факт, что в случае утраты личностью побудительной силы именно ценностные ориентации могут выступать еще и неким стимулятором в постановке новых значимых целей.

Вот почему согласно заявленной выше тематике в этом вопросе нас, прежде всего, заинтересовала этапность формирования системы ценностных ориентаций у студенчества как особой социально-психологической общности людей. Это важно не только с сугубо научной, но и с практической, т. е. организационно-методической точки зрения. Так, если у В. Шпалинского студенчество определяется как весьма мобильная соци-

Голубь Инна Борисовна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: kaf_ped@prgusa.ru

© Голубь И. Б., 2015

38

альная группа, целью которой является подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве [5], то, с точки зрения психологов (А. Дмитриев, И. Кон, В. Лисовский и др.), студенчество следует рассматривать не только как второй период юности или первый период зрелости, но, прежде всего, как время дальнейшего развития познавательной мотивации, повышенной потребности в общественной коммуникации.

Видимо, поэтому в современной психолого-педагогической характеристике студенчества сегодня отмечается две ведущие тенденции: повышенный интерес к собственной личности, самопознанию и самовоспитанию и стремление к расширению социальных связей.

Социальная и интеллектуальная зрелость предполагают не только выработку системы взглядов на мир, но и на свое место в нем, осознание себя носителем определенных общественных ценностей, а, следовательно, и социально полезной личностью. Неслучайно отечественными и зарубежными исследователями, такими как И. Кон, Н. Рейнвальд, Р. Сережникова и др., студент рассматривается, прежде всего, как личность креативная, т. е. творчески активная [6], что доказывает его высокую степень творчества и сотворчества не только в учебной деятельности, но и в общественной практике и в быту.

Вот почему одним из важных факторов, детерминирующих высокий творческий потенциал личности студента, как отмечает Б. Хилько, является социокультурная среда. Студенческий микросоциум рассматривается им как целостная система со своей структурой и связями, являющаяся частью более широкой социальной общности (макросреды). В каждом из студенческих микросоциумов (научно-исследовательском учреждении, общежитии или клубе) существует своя система ценностей, свои поведенческие нормы. Между тем при рассмотрении учебно-воспитательного процесса в вузе ценностные ориентации студенческого микросоциума нами либо вообще не учитываются, либо признаются однородными (одинаковыми для всех микросоциумов). А это не совсем верно, так как, по мнению Е. Бондаревской, если абитуриент входит в образовательное пространство вуза как человек социальный, то покидает это пространства уже как человек культурный [4].

Это еще раз подтверждает ту истину, что становление и развитие личностного образа человека происходит именно в процессе его учебно-познавательной деятельности. Мы хорошо видим, что если основная деятельность для студентов первого и второго курсов — это общение, то уже к третьему курсу наблюдается переориентация личности студента на познание профессии, а на четвертых и пятых курсах идет ориентация на труд. Для наших студентов это особо важно, так как в профессии учителя именно общение и труд играют особую роль: «... как и в профессии врача, оно из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в категорию профессионально значимую. педагог должен об-

39

ладать коммуникативными способностями и высокой коммуникативной культурой» [3, с. 82 — 83].

Все вышеобозначенное послужило нам серьезным теоретическим основанием для решения таких учебно-методических задач, как создание оптимальных условий для осознанного изучения студентами нашего факультета учебных дисциплин «Этнопедагогика и этнопсихология», «Культура и традиции русского и еврейского народа», «Педагогика межэтнического взаимодействия, а также практической реализации в реальных условиях нашего вуза мультикультурного проекта «Образование души», позволяющего его участникам реально погрузиться в культуру конкретных этносов, проживающих на территории Еврейской автономной области. Пример реализации данного проекта, представленной схематически, позволяет проанализировать знакомство студентов с исходной информацией (см. рисунок).

Рис. Этапы работы с исходной информацией

На наш взгляд, именно такой подход позволяет лучше сформировать у наших студентов (будущих педагогов) социокультурную компетентность, что подтверждается проведенными нами в рамках данного проекта социологическими опросами.

Среди вопросов анкеты, на которые предлагалось ответить студентам, был и такой вопрос: «К чему стоит стремиться в жизни?», а затем представить себе, как ответили бы на этот же вопрос их сверстники — как сокурсники, так и друзья.

Результаты такого опроса показывают расхождение (порой весьма значительное) между целями, которые выбрали реальные и вероятностные партнеры коммуникации. Так, в представлениях российских студентов их соотечественники, прежде всего, стремятся к выполнению своего долга. Они ответственны, честны и надежны, экономны и желают достичь высокого уровня благосостояния, активно участвуют в общественно-политической жизни, стремятся к созданию семьи и озабочены вопросами правопорядка и экологии, но при этом недостаточно коммуникабельны, не религиозны и недостаточно скромны.

40

Ответы иностранных студентов (студенты КНР, обучающиеся русскому языку в нашем вузе) свидетельствуют о том, что вопросами создания семьи, экономии, карьеры и тем более участия в общественно-политической жизни они менее всего озабочены. Ведущие позиции в их ценностном рейтинге занимают, прежде всего, вопросы экологии, терпимости к инакомыслящим людям, оказания помощи находящимся в беде, внешнего вида и вопросы взаимоотношения с другим полом.

Для нас, преподавателей, работающих с таким сложным контингентом слушателей, это далеко не праздные вопросы. Нам необходимо в своей деятельности уже изначально ориентироваться на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации. Это помогает разрушить складывающиеся стереотипы уже на начальном этапе коммуникации (прогностическом). Восприятие партнера-коммуниканта не как другого, чужого, а прежде всего как человека с присущими ему общечеловеческими качествами позволяет нам включиться в субъект-объектные отношения межкультурной коммуникации, избежав при этом ненужных помех. Это то, что в педагогической литературе получило название этической компетентности и позволяет нам рассматривать уровень межкультурной компетенции (сформированности понятия «общечеловеческие этические ценности») как степень осознания личностью общественных ценностей, то есть уровень социальной или объектной ориентации.

С целью более точного вычленения уровней межкультурной компетенции мы в своей преподавательской деятельности широко используем так называемую таблицу уровней межкультурной компетенции.

Как видно из приведенной таблицы, каждому из четырех уровней соответствует свои этапы информированности.

Если на I уровне у наших студентов происходит только накопление информации об этических понятиях, без учета их связей, а результатом работы становится элементарное обобщение понятий, то уже на II уровне происходит довольно четкая систематизация накопленной информации. На этом уровне понятия сводятся в элементы одной системы-комплекса, а результатом становится формирование четкого и осознанного понятия.

III уровень является переходным от социальной (объектной) ориентации к ориентации психологической (ситуационной). Достижение личностью этого уровня сформированности представлений об общечеловеческих этических ценностях еще не гарантирует того, что в определенной ситуации личность будет руководствоваться именно этими представлениями. Накопленная и систематизированная информация должна быть использована в деятельности как репродуктивной, так и продуктивной. В результате формируется умение применять понятие в знакомой ситуации, а результатом этого уровня следует считать умение применять понятие не только в знакомой, но и в сходной ситуации (по аналогу модели).

41

Таблица

Уровни межкультурной компетенции (сформированность понятия «общечеловеческие этические ценности»)

I уровень накопления информации II уровень накопления информации

Элементарный этап Суммативный этап Комплексный этап Системный этап

Начальное обладание информацией об этических понятиях, без учёта их связей Количественное накопление понятий, расширение понятия «общечеловеческое» Качественное изменение связей между понятиями через попытку их сравнительно сопоставительного анализа (сведение понятий в элементы одной системы — комплексы) Построение системы общечеловеческих этических ценностей

Элементарное обобщение понятий Сложившиеся в общих чертах понятия Четкое осознание понятий Полное овладение содержанием понятий

III уровень использования информации в репродуктивной деятельности IV уровень использования информации в продуктивной деятельности

Этап узнавания Этап воспроизведения Эвристический этап Творческий этап

Репродуктивная несамостоятельная деятельность: деятельность выполняется под наблюдением и руководством педагога на основе инструктирования Репродуктивная самостоятельная деятельность: деятельность выполняется самостоятельно на основе модели Продуктивная самостоятельная деятельность: деятельность выполняется на основе самостоятельно созданной модели Самостоятельная творческая деятельность: в процессе деятельности творчески используются усвоенные знания и умения

Умение применять понятия в знакомой ситуации Умение применять понятия в сходной ситуации Умение применять понятия в незнакомой ситуации Умение применять понятия в любых условиях жизни и деятельности

IV уровень достигается при использовании информации в продуктивной деятельности. Продуктивная самостоятельная деятельность на основе самостоятельно созданной модели (решения в нетиповых ситуациях) на эвристическом этапе приводит к умению применять понятие в незнакомой ситуации. Но эта ситуация все еще проходит фазу моделирования, хотя модель и выстраивается «без подсказки» со стороны педагога.

Реализация в 2013—2014 учебном году на базе педагогического факультета педагогики и психологии — центра педагогического образования Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема мультикультурного проекта «Образование души» еще и еще раз подтвердило справедливость такого этапного подхода в формировании межкультурной коммуникации. Если в самом начале данного проекта наши студенты (россияне, а тем более студенты из КНР) с большим трудом могли осво-

42

ить теоретическую часть курса — историю возникновения, содержания и правила проведения национальных праздников, то уже через 2—3 месяца они довольно уверенно ориентировались в так называемом календаре праздничных дат русского и еврейского народов.

Очень важной частью данного проекта следует считать его практическую часть. Участники данного проекта в течение учебного семестра несколько раз выходят на проведение открытых занятий для всех желающих их посетить. Очень важно, что на эти открытые занятия (мероприятия) мы приглашаем не только студентов и преподавателей, но и детей с родителями из подшефных детских садов и школ, а также детей с так называемыми ограниченными возможностями. Именно при работе в такой многогранной и сложной среде нам важно сохранить высокий эмоциональный и эмпатийный настрой. Вот почему наши открытые занятия органически включают в себя не только учебную (сугубо содержательную часть обязательного материала), но и стихи, музыку, танцы, а также широкое общение с нашими гостями за праздничным столом, на котором широко представлена национальная кухня, или, если это необходимо, «гуляние на улице». Именно так были организованы открытые занятия по темам «Рош-ха-Шана» и «Ханука», а также «Масленица» и «Рождество» в истекшем году. Проведение таких встреч еще раз убеждает нас в справедливости утверждения Ю. К. Бабанского о том, что если признаками полноты усвоения являются перечисление всех ведущих элементов понятия:

а. определение каждого из них,

б. характеристика их основных признаков,

то признаками осознанности усвоения материала прежде всего следует считать

а. умение показать связь между изучаемым понятием и фактами,

б. умение осуществлять сопоставление, определять общее и отличное,

в. умение сделать вывод,

а признаками действенного усвоения —

а. выполнение упражнений по «теме»,

б. применение изученного для анализа жизненных явлений.

Именно поэтому мы считаем, что основным показателем готовности

наших студентов к межкультурной коммуникации является сформиро-ванность у них такого ведущего понятия, как «общечеловеческое», и, как следствие, — отсутствие у них расовых и религиозных предрассудков. Вот почему мы должны прикладывать максимум усилий для того, чтобы, прежде всего, способствовать активному формированию у наших студентов социальной зрелости, ценностных ориентаций на выполнение ролей гражданина, работника, семьянина. А для этого нам необходимо общение, т. е. погружение в иные культуры, позволяющее включить нашего студента в процесс межкультурной коммуникации уже на этапе сопоставления этих культур, а также ориентация нашего студенчества на общечеловеческие этические ценности.

43

Список литературы

1. Голубь И. Б. Некоторые подходы к построению модели интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы / / Диалог культур — культура диалога: материалы 9-ой Международной научно-практической конференции / под ред. Л. Н. Ваулина. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. С. 114 — 121.

2. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика. 1990. 144 с.

3. Новичков В. Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика. 1997. № 4. С. 83 — 87.

4. Образование в поисках человеческих смыслов / под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. 216 с.

5. Петровский А. В. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: Изд-во Московского университета, 1986. 303 с.

6. Сережникова Р. К. Становление субъектности студента в процессе профессиональной подготовки как актуализация его творческого потенциала / / Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 70 — 74.

7. Сережникова Р. К. Ценностно-синергетический подход к организации педагогического процесса в высшей школе / / Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 77—81.

8. Kohlberg L. Essays on Mora! Development. II. The Psyhology of Moral Development. San Francisco, Harper&Row, 1984. 464 p.

* * *

Golub Inna B.

SUBJECTIVITY OF THE STUDENT OF PEDAGOGICAL FACULTY IN INTERCULTURAL COMMUNICATION

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)

The problem of intercultural communication of value orientations of a person is caused by the formation of value orientations among students as a special socio-psychological community. This question is important not only from a purely scientific, but also practical, i. e., organizational-methodical point of view for the formation and development of personal image of a man is in the process of learning and cognitive activity.

In this article the author attempts to interpret developed and tested courses. The results of this research are reflected in the project «Education of the soul» realized at the pedagogical faculty.

Keywords: intercultural communication, national culture, multicultural project, value orientation, socio-psychological community, social, and intellectual maturity

References

1. Golub' I. B. Some approaches for the integration of national cultural values in the educational process of higher school [Nekotorye podkhody k postroeniyu modeli integratsii natsio-nal'nykh kul'turnykh tsennostey v uchebno-vospitatel'nyy protsess professional'noy shkoly], Dialog kul'tur — kul'tura dialoga: materialy 9 Mezhdunarodnoy na-uchno-prakticheskoy konferentsii (Dialogue of cultures — the culture of dialogue: Materials 9th International Scientific and Practical Conference), Kostroma, 2010, pp. 114—121.

2. Kan-Kalik V. A., Nikandrov N. D. Pedagogicheskoe tvorchestvo (Pedagogical creativity), Moscow, 1990. 144 p.

44

3. Novichkov V. B. The capital metropolis as a multiethnic and multicultural environment [Stolichnyy megapolis kak polietnicheskaya i po-likul'turnaya sreda], Pedagogika, 1997, no. 4, pp. 83 - 87.

4. Obrazovanie v poiskakh chelovecheskikh smyslov (Education in search of human senses), edited by E. V. Bondarevskoy, Rostov-na-Donu, RGPU, 1995. 216 p.

5. Petrovskiy A. V. Osnovy pedagogiki i psikhologii vysshey shkoly (Basics of pedagogy and psychology of higher school), Moscow, MGU, 1986. 303 p.

6. Serezhnikova R. K. The formation of the subjectivity of the student in the process of professional preparation as the actualization of his creative potential [Stanovlenie sub"ektnosti studenta v protsesse profes-sional'noy podgotovki kak aktualizatsiya ego tvorcheskogo potentsiala], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2012, no. 3, pp. 70 - 74.

7. Serezhnikova R. K. Value-a synergistic approach to organization of educational process in higher school [Tsennostno-sinergeticheskiy podkhod k organizatsii pedagogicheskogo protsessa v vysshey shkole], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 3, pp. 77 — 81.

8. Kohlberg L. Essays on Moral Development. II. The Psyhology of Moral Development, San Francisco, Harper&Row, 1984. 464 p.

* * *

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.