УДК 378
Н. В. Слюсаренко, Л. В. Липшиц
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СУДОВОДИТЕЛЯ
В статье освещены возможности формирования социокультурной личности будущего судоводителя международных рейсов на основе компетентностного подхода.
Авторы статьи исходят из того, что компетентностный подход признан базовой идеей реформирования образования в странах Европейского Союза и рассматривается как стержневая конструктивная идея непрерывного образования. Компетентно ориентированное образование предусматривает внесение существенных изменений в содержательную, управленческую, технологическую, учебную и воспитательную работу высших учебных заведений, в том числе и морских.
Внедрение компетентностного подхода предполагает направленность образовательного пространства на формирование и развитие определенных ключевых компетентностей личности, которые зависят от приоритетов общества, а также от особенностей национального образования. Рост требований к качеству подготовки морских специалистов с высшим образованием ставит перед педагогической наукой конкретную задачу по созданию эффективных систем, основанных на использовании современных подходов, технологий, форм и методов обучения, которые обеспечивают интенсивное привлечение студентов к процессу овладения знаниями, формирования умений и навыков. Именно на этой основе можно создать условия для более полного и эффективного развития личности будущего судоводителя международных рейсов, для приобретения ряда компетентностей, в частности, социокультурной.
Выявлено, что социокультурная компетентность — это совокупность соответствующих компетенций, сложная комплексная характеристика, отражающая интеграцию профессионально-теоретических знаний, ценностных ориентаций, личностных качеств и практических умений будущего судоводителя международных рейсов.
Ключевые слова: формирование, компетентность, компетентностный подход, социокультурная компетентность, будущие судоводители международных рейсов.
Реализация интеграционных процессов в науке, технике, производстве находит свое воплощение в попытке найти оптимальные пути построения профессионального образования, которые способствуют всестороннему развитию личности, обеспечивают широкую ориентацию в общественной жизни, возможность успешно работать в рамках конкретной профессиональной деятельности. Новые требования к конкретному рабоче-
Слюсаренко Нина Витальевна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента (Херсонский государственный ушверситет, Херсон, Украина); e-mail: [email protected]
Липшиц Лариса Владимировна — аспирант кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджента (Херсонский государственный ушверситет, Херсон, Украина); e-mail: [email protected]
© Слюсаренко Н. В., Липшиц Л. В.. 2015
100
му месту и профессиональной деятельности стали главными побуждениями к дальнейшему поиску новых стратегий профессионального образования [7, с. 4].
Исчерпывающий анализ научных исследований дает нам возможность утверждать, что в соответствии с современными требованиями одним из путей обновления содержания профессионального обучения и моделирования педагогических технологий высших учебных заведений является ориентация учебных программ на компетентностный подход и внедрение его эффективных механизмов [9]. То есть целесообразным является переход от модели получения знаний к компетентностной модели обучения.
В странах Европейского Союза компетентностный подход признан базовой идеей реформирования образования и рассматривается как стержневая конструктивная идея непрерывного образования. Компетентно-ориентированное образование предусматривает внесение существенных изменений в содержательную, управленческую, технологическую, учебную и воспитательную работу высших учебных заведений, в том числе и морских.
В научной литературе можно найти немало толкований понятия «компетентность». В частности, Е. Павлютенков отметил, что «компетентность — это способность, которая реализуется самостоятельно и базируется на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и склонностях, которые он развил как результат познавательной деятельности и образовательной практики» [6, с. 19].
С. Гончаренко в «Украинском педагогическом энциклопедическом словаре» привел такое определение: «Компетентность в обучении (лат. сompetentia — круг вопросов, в которых человек хорошо разбирается) приобретает молодой человек не только при изучении предмета, группы предметов, но и с помощью средств неформального образования, в результате воздействия среды и т. д.» [2, с. 231].
Итак, компетентность рассматривается как результативно-деятельностная характеристика обучения. Поэтому можно предположить, что внедрение в подготовку будущих судоводителей международных рейсов компетентностного подхода (который предусматривает переориентацию учебно-воспитательного процесса на определенный результат) будет способствовать подготовке квалифицированного, профессионально мобильного специалиста, способного работать на уровне современных требований. Кстати, на сегодня высказанное предположение уже подтверждается опытом работы морских высших учебных заведений Украины, например, Херсонской государственной морской академии.
Отметим, что украинскими учеными (Н. Бибик, И. Гудзик, М. Евтух, Е. Локшина, О. Овчарук, Е. Пометун, А. Савченко, М. Федоренко и др.) осуществлен общий анализ сущности компетентностей в образовательных системах. Кроме того, они пытаются использовать апробированный опыт внедрения компетентностного подхода к обучению и интерпрети-
101
ровать его в условиях отечественного образовательного пространства. Вместе с тем внедрение компетентностного подхода в морских вузах, к сожалению, осталось без внимания ученых.
Цель данной статьи — проанализировать возможности компетентностного подхода при формировании социокультурной личности будущего судоводителя международных рейсов.
Прежде всего следует отметить, что внедрение компетентностного подхода предполагает направленность образовательного пространства на формирование и развитие определенных ключевых компетентностей личности, которые зависят от приоритетов общества, а также от особенностей национального образования.
В «Белой книге национального образования Украины» сказано, что в современном обществе весомее в оценке качества образования и проведении его сравнения между разными университетами и странами становятся конечные результаты обучения. Это делает необходимым разработку требований к самим результатам, которые ранее формулировались через такие понятия, как знания, умения, навыки. Сейчас этот перечень считается недостаточным, ограниченным, его дополняют набором компетентностей, которые фактически характеризуют разнообразную, более широкую реализационную способность личности [1, с. 244].
Кроме того, отмечается, что наполнение перечня компетентностей, отвечающих особенностям системы образования и рынка труда Украины, — чрезвычайно важная и сложная задача, как и для большинства стран-участниц Болонского процесса. Причем этот набор, как показали результаты исследований в рамках европейской программы Тьюнинг «Настройка образовательных структур в Европе», может существенно отличаться в понимании студентов, преподавателей и работодателей, поскольку каждая из этих групп имеет свои целевые интересы [там же].
Среди путей и способов решения этих проблем очерчены такие:
- квалификационные требования должны быть дополнены характеристиками результатов обучения, сформулированными в терминах ком-петентостей. Необходимо также соответствующие требования согласовать с Международной стандартной классификацией образования (МСКО);
- за основу для построения системы компетентностей рекомендуется использовать так называемые Дублинские дескрипторы. Кроме того, по результатам программы Тьюнинг определены общие (ключевые) и специфические (предметные) компетентности. Общие компетентности (из 30) различают по трем типам: инструментальные (10), межличностные (8) и системные (12). Именно из них следует выбрать наиболее значимые и необходимые для отечественной системы образования, дополняя и уточняя их на основании эмпирических и теоретических исследований, экспериментальной проверки, практической апробации;
- определение перечней общих (ключевых) и специфических (предметных) компетентностей необходимо осуществить для каждого образо-
102
вательно-квалификационного уровня (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр) и др. [1, с. 244 — 245].
Мы можем констатировать, что сегодня традиционное обучение, как правило, не может обеспечить надлежащую подготовку будущих судоводителей международных рейсов. Вместе с тем развитие морского и речного транспорта, а также мирового коммерческого мореплавания вызывает необходимость и целесообразность подготовки высококвалифицированных специалистов морского транспорта.
Стремительное внедрение вектора европейского измерения в образовании обусловило концентрацию основного внимания в морских вузах на активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые стремятся иметь как можно больше возможностей для своего социального и профессионального роста. Ведь современного работодателя интересует такой морской специалист, который умеет критически мыслить и самостоятельно решать разнообразные задачи, обладает богатым словарным запасом, базирующимся на глубоком знании изученного материала с возможностью его использования, способен к самообразованию.
Рост требований к качеству подготовки морских специалистов с высшим образованием ставит перед педагогической наукой конкретную задачу по созданию эффективных систем, основанных на использовании современных подходов, технологий, форм и методов обучения, которые обеспечивают интенсивное привлечение студентов к процессу овладения знаниями, формированию у них необходимых умений и навыков [9]. Именно на этой основе можно создать условия для более полного и эффективного развития личности будущего судоводителя международных рейсов, для приобретения им ряда компетентностей, в частности социокультурной.
Направление развития образования на углубление международного сотрудничества, интеграция украинской системы высшего образования в европейское и мировое образовательное и научное пространство акцентируют внимание на важности внедрения компетентностного подхода как фактора надлежащего уровня владения морскими специалистами профессиональными знаниями.
При организации учебно-воспитательного процесса высших морских учебных заведений на основе компетентностного подхода исключительно актуальной становится проблема формирования социокультурной личности будущего судоводителя международных рейсов, которая имеет глубокий социальный смысл.
Социокультурной считаем личность, которая способна к самоутверждению с целью самореализации, к саморазвитию, которая может свободно и успешно действовать в различных сферах жизнедеятельности, самостоятельно, творчески и нетрадиционно мыслить, смело разрабатывать собственные стратегии поведения, осуществлять нравственный выбор и нести ответственность за свои действия и собственное развитие, конструировать положительно собственную жизнь до уровня достиже-
103
ния гарантии успеха. Бесспорно, социокультурная личность — человек, у которого сформирована социокультурная компетентность.
Теоретические основы для формирования социокультурной компетентности личности заложены в трудах зарубежных (М. Бирама, Дж. Вальдеса, Ж. Зарат, М. де Карло, В. Сафонова, П. Сисоева и др.) и отечественных исследователей (С. Николаева, А. Першукова и др.).
В частности, Т. Колодько определяет социокультурную компетенцию как умение человека осознанно применять знания социального и культурного контекстов страны, язык которой изучается в процессе иноязычного общения [3].
Социокультурная компетентность состоит из страноведческой, лин-гвострановедческой и предметной субкомпетенций. Страноведческая субкомпетенция содержит знания о культуре страны изучаемого языка. Лин-гвострановедческая составляющая предполагает владение личностью особенностями языкового и неязыкового поведения носителей языка в различных ситуациях общения. Предметная, или отраслевая, субкомпетенция означает овладение определенными фоновыми знаниями в различных областях, а также освоение профессионального языка и терминологии в определенных отраслях [12, с. 10].
Высший уровень владения личностью социокультурными знаниями должна составлять социокультурная компетентность, а именно совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, стратегий, которые необходимы для обеспечения процесса формирования соответствующей компетентности будущих судоводителей.
По мнению Н. Микитенко, социокультурная компетентность формируется во взаимосвязи и на основе соответствующих компетенций, которыми являются предметные, отраслевые и ключевые [4, с. 45]. Ученая считает, что предметные и отраслевые (общепредметные) компетенции будущего специалиста формируются в процессе изучения им учебных дисциплин фундаментального и профессионально ориентированного циклов [там же].
По определению Е. Пометун, ключевые компетентности будущего специалиста — это способности:
- демонстрировать творческое мышление;
- применять различные виды общения в различных ситуациях;
- понимать смысл принадлежности к различным видам сообществ;
- приспосабливаться к различным видам ситуаций;
- способствовать созданию качественной жизни;
- понимать и использовать технологии;
- развивать способности исследования и приобретать собственный опыт;
- строить комплекс индивидуальных и социальных ценностей и ориентировать на них свое поведение и карьеру [8, с. 15 — 24].
По мнению Е. Пометун, каждая из таких компетентностей состоит из простых действий, операций — показателей ее развитости. Кроме то-
104
го, особенности реализации и составляющие компетентности зависят от сферы ее применения [там же].
Внедряя в процесс формирования социокультурной компетентности будущего судоводителя международных рейсов компетентностный подход, следует отметить, что социокультурная компетентность является системообразующим фактором профессиональной культуры морского специалиста, превращает последнюю в самодостаточную и открытую систему, которая развивается и саморегулируется. С другой стороны, социокультурная компетентность является подсистемой профессиональной культуры, потому что она имеет признаки системности, компоненты которой взаимодействуют между собой.
Вышеупомянутое позволяет нам утверждать, что социокультурная компетентность — это совокупность соответствующих компетенций, сложная комплексная характеристика, отражающая интеграцию профессионально-теоретических знаний, ценностных ориентаций, личностных качеств и практических умений будущего судоводителя международных рейсов.
Важным направлением социокультурной подготовки будущего судоводителя международных рейсов является формирование студента как культурного посредника в ситуациях межкультурного общения, как субъекта диалога культур.
Интенсивное развитие международных отношений в морской отрасли усилило потребность в специалистах, которые могли бы участвовать в межъязыковой и межкультурной коммуникации. Поэтому можно утверждать, что сегодня актуальной становится проблема межкультурного взаимодействия, которая тесно связана с проблемой формирования личности, способной к корректному межкультурному общению.
Следует четко понимать, что общение возможно только при наличии у личности коммуникативной компетентности, процесс формирования которой связан с социокультурными и социолингвистической компетенциями, то есть «вторичной социализацией». Но «вторичная социализация» возможна только при наличии «первичной». Итак, социокультурно компетентная личность в области чужой культуры должна быть компетентна в сфере родной культуры.
Необходимо отметить, что в педагогической науке такая черта личности называется «культурная идентичность» — это сознательное принятие индивидом культурных ценностей, языка, норм и правил поведения, характерных для его родной культуры, которые формируют его целостное отношение к нему самому, к другим людям, к обществу, к миру вообще, причем язык является отражением менталитета и поведения социума, в котором находят отпечатки социокультурные концепты данного общества [11, с. 15].
Мы разделяем мнение, что «вторичная социализация» начинается с усвоения основ чисто лингвистических знаний, а, следовательно, начиная с развития лингвистической компетенции, далее на ее основе и параллельно с ее развитием можно овладеть социокультурной компетент-
105
ностью, которая сводится к умениям использовать иноязычные социокультурные и социолингвистические реалии в общении и познании.
Ученые отмечают, что этот процесс частично сознательно, а отчасти и бессознательно, проходит в сопоставлении «своей» и «чужой» культуры, «своей» и «чужой» картин мира.
Заметим, что факты культуры и факты языка существуют и усваиваются в неразрывной связи с фактами социальных отношений и их языковых рефлексий. Все это является прерогативой социолингвистической компетенции, которая, по нашему мнению, очень тесно связана с социокультурной компетентностью. Поэтому формирование последней невозможно без формирования первой. Таким образом, постепенно концептосферы «родного» и «чужого» языка, «родной» и «чужой» культуры приходят в соответствие. Именно это и является свидетельством сложившейся социокультурной языковой личности.
Социокультурная языковая личность — это личность, которая способна к эффективному межкультурному взаимодействию. Эта способность базируется на ее культурной идентичности, на ее желании преодолеть социальные, этнические и культурные стереотипы, на лингвистической компетенции, сложившейся в полной мере, и на способности интерпретировать иноязычную и культурную картины мира и реагировать адекватно на все коммуникативные стимулы [5].
Итак, профессиональная деятельность морских специалистов в целом и судоводителей международных рейсов в частности должна быть направлена на обеспечение успешного делового сотрудничества при условии адекватного взаимопонимания между представителями различных культур.
Необходимо подчеркнуть, что профессионализм будущего судоводителя международных рейсов зависит не только от уровня овладения специальными знаниями, необходимыми для выполнения должностных обязанностей на борту судна, от уровня заинтересованности в эффективности деловых контактов в рамках профессиональной деятельности, а также от уровня сформированной социокультурной компетентности.
Подводя итоги, отметим, что возможности компетентностного подхода при формировании социокультурной личности будущего судоводителя значительные, и они могут быть успешно реализованы в условиях морских высших учебных заведений.
Список литературы
1. Бша книга национально' освгги Украши / Т. Ф. Алексеенко, В. М. Атщенко, Г. О. Балл [та ш.]; за заг. ред. акад. В. Г. Кременя. К.: 1нформ. системи, 2010. 342 с.
2. Гончаренко С. у. Украшський педагопчний енциклопедичний словник. Ви-дання друге, доповнене й виправлене. Р1вне: Волинсью обереги, 2011. 552 с.
3. Колодько Т. М. Формування сощокультурно' компетенци майбуттх учител1в шоземних мов у вищих педагог1чних навчальних закладах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. К., 2005. 20 с.
106
4. Микитенко Н. О. Технолопя формування шшомовно' комуткацшно' KOMneTeHTHOCTi майбутнiх фахiвцiв природничого проф1лю: монографiя / за ред. д. п. н., проф., члена-кор. НАПН Укра'ни Г. В. Терещука. Тeрнопiль: ТНПУ, 2011. 411 с.
5. Нжолаева С. Ю. Загальноевропейсью рекомендаци з мовно'' освии: вивчення, викладання, оцiнювання. К.: Ленви, 2003. 273 с.
6. Павлютенков £. М. Тeхнологiя навчання школярiв рiзного рiвня навчальних досягнень: у 2 ч. Ч. 1. Х.: Вид. група «Основа», 2009. 176 с. (Сeрiя «Управлiння школою». Вип. 7 (79)).
7. Петрук В. А. Теоретико-методичт засади формування професшно' компетентносп майбутнiх фахiвцiв тeхнiчних специальностей у процeсi вивчення фундаментальних дисциплш: моногр. Вiнниця: УН[ВЕСУМ-Вiнниця, 2006. 292 с.
8. Пометун О. I. Тeорiя та практика послщовно' рeалiзацii' компeтeнтнiсного пiдхоцу в досвда зарубiжних кра'н / / Компeтeнтнiсний пщхщ у сучаснiй освiтi: свiтовий досвщ та украшсью перспективи. К., 2004. 15 — 25 с.
9. Сережникова Р. К. Ценностно-синергетический подход к организации педагогического процесса в высшей школе / / Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 77—80.
10. Сережникова Р. К. Синергетический подход к сущности личности студента как субъекту саморазвития // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 83 — 89.
11. Томахин Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения. М.: Просвещение, 1991. 324 с.
12. Щукин А. Н. Методика обучения иностранным языкам: курс лекций. М.: Изд-во УРАО, 2002. 288 с.
•Je -Je -Je
Slyusarenko Nina V., Lipshyts Larisa V.
COMPETENCE — BASED APPROACH WHEN FORMING OF SOCIOCULTURAL PERSONALITY OF THE FUTURE NAVIGATOR
(Kherson State University, Kherson, Ukraine)
The article presents the possibilities of formation of sociocultural personality of the future navigator of the international voyages through the competence — based approach.
The authors suppose that competence approach is recognized as fundamental idea of education reforming in the countries of European Union and considered as a key structural idea of continuing education. Competence oriented education provides implementing essential changes in content, management, technology, studying and education of higher institutions including maritime ones.
Implementing of competence approach stipulates directing of educational sphere on forming and developing some definite and key competences of personality which depend on the priorities of the society as well as peculiarities of national education. Growth of requirements to quality for training of maritime specialists with higher education training defines a specific task for pedagogical science — to create effective systems which are based on the use of modern approaches, technologies, forms and methods of studying which attract the students' attention to the process of knowledge mastering, skills forming. On such basis it is possible to create the conditions for complete and effective development of personality of future navigator of international voyages for gaining some competences, in particular, sociocultural competence.
It is determined that sociocultural competence is an aggregate of the corresponding competences, complicated and complex characteristic which shows the integration of professional and theoretical knowledge, valuable orientations, personal qualities and practical skills of the future navigator of the international voyages.
107
Keywords: formation, competence, competence — based approach, sociocultural competence,
the future navigators of the international voyages.
References
1. Aleksejenko T. F., Anischenko V. M., Ball H. O. [etc.] Bila knyga nacional'noi' osvity Ukrai'ny (White Book of national education of Ukraine), Editorial Board acad. V. G. Kremen', Kyiv, Inform. systems, 2010. 342 p.
2. Goncharenko S. U. Ukrai'ns'kyj pedagogichnyj encyklopedychnyj slovnyk (Ukrainian pedagogical encyclopedic dictionary), Edition 2, completed and corrected, Rivne, Volynski oberegi, 2011. 552 p.
3. Kolod'ko T. M. Formuvannja sociokul'turnoi' kompetencii' majbutnih uchyteliv inozemnyh mov u vyshhyh pedagogichnyh navchal'nyh zakladah (Formation of sociocul-tural competence of future teachers of foreign languages in higher pedagogical institutions), thesis abstract, Kyiv, 2005. 20 p.
4. Mykytenko N. O. Tehnologija formuvannja inshomovnoi' komunikacijnoi' kompetentnosti majbutnih fahivciv pryrodnychogo profilju (Forming technology of foreign communicative competence of future specialists of natural profile), Ed. Board G. V. Tereschuk, Ternopil', TNPU, 2011. 411 p.
5. Nickolayeva S. U. Zagal'nojevropejs'ki rekomendacii' z movnoi' osvity: vyvchennja, vykladannja, ocinjuvannja (European recommendations on language education: studying, teaching, evaluating), Kyiv, Lenvit, 2003. 273 p.
6. Pavlyutenkov E. M. Tehnologija navchannja shkoljariv riznogo rivnja navchal'nyh dosjagnen' (Studying technology of the pupils of different level of educational achievements), in 2 parts, p. 1, Kharkiv, Publish. Group «Osnova», 2009. 176 p.
7. Petruk V. A. Teoretyko-metodychni zasady formuvannja profesijnoi' kompetentnosti majbutnih fahivciv tehnichnyh special'nostej u procesi vyv-chennja fundamental'nyh dyscyplin (Theoretical and methodical aspects of professional competence forming of future specialists of technical specialties when studying fundamental disciplines,) Vinnytsa, UNIVERSUM-Vinnutsa, 2006. 292 p.
8. Pometun O.I. Theory and practice of successive realization of competence approach in foreign countries experience [Teorija ta praktyka poslidovnoi' realizacii' kompetentnisnogo pidhodu v dosvidi zarubizhnyh krai'n] Kompetentnisnyj pidhid u suchasnij osviti: svitovyj dosvid ta ukrai'ns'ki perspektyvy (Competence approach in modern education: world experience and Ukrainian perspectives), Kyiv, 2004. 15 —25 p.
9. Serezhnikova R. K. Value-a synergistic approach to organization of educational process in higher school [Tsennostno-sinergeticheskiy podkhod k organizatsii pedagogiches-kogo protsessa v vysshey shkole], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 3, pp. 77—81.
10. Serjozhnikova R. K. A synergistic approach to the essence of the personality of the student as the subject of self-development [Sinergeticheskiy podkhod k sushchnosti lichnosti studenta kak sub"ektu samorazvitiya], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2013, no. 3, pp. 83—89.
11. Tomakhin G. D. Teoreticheskie osnovy lingvostranovedeniya (Theoretical fundamentals of linguistic and regional studies), Moscow, Prosveschenie, 1991. 324 p.
12. Schukin A. N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam (Methods of teaching foreign languages), course of lectures, Moscow, Publ. URAO, 2002. 288 p.
* * *
108