Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к национальной культуре у детей дошкольного возраста как основы поликультурной компетентности личности'

Формирование ценностного отношения к национальной культуре у детей дошкольного возраста как основы поликультурной компетентности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2493
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУРТУРНАЯ СРЕДА / VALUE / VALUE ORIENTATION / VALUE RELATIONS / NATIONAL CULTURE / MULTICULTURAL COMPETENCE / MULTICULTURAL BACKGROUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтеева Эльвира Инсафутдиновна

В статье обосновано ведущее значение сформированности культурно-ценностных ориентаций как основы поликультурной компетентности личности. Определяется, что на современном этапе развития общества в условиях расширения поликультурного пространства и нарастающей напряженности особенно актуально формирование толерантности, межкультурных взаимоотношений, которые должны базироваться на основе формирования ценностных ориентаций и поликультурной компетентности. На основе проведенного исследования раскрываются сущность понятия «ценностное отношение к национальной культуре», особенности и значение формирования ценностных отношений как условия социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлены возрастные характеристики и определены компоненты, этапы формирования ценностных отношений к национальной культуре у детей дошкольного возраста. Проанализирован период дошкольного возраста как наиболее благоприятный для формирования ценностного отношения к национальной культуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Valuable Relation to National Culture in Preschool Children as a Basis for Multicultural Competence of Personality

The article substantiates the leading role of formation of cultural value orientations as a basis for multicultural competence of the individual. Determined that at the present stage of development of society in terms of the expansion of multicultural environment and increasing tension is especially important development of tolerance, intercultural relations, which should be based on the basis of the formation of value orientations and multicultural competence. On the basis of the study reveals the essence of the concept of «value attitude to national culture», disclosed the features and value formation of valuable relations as a condition of social and personal development of preschool children. The age characteristics and identified components, stages of formation of valuable relationship to national culture in preschool children. Analyzed during the preschool age as the most favorable for the formation of the valuable relation to national culture.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к национальной культуре у детей дошкольного возраста как основы поликультурной компетентности личности»

ПЕДАГОГИКА

УДК 373.24

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Бахтеева Эльвира Инсафутдиновна -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет E-mail: [email protected]

В статье обосновано ведущее значение сформированности культурно-ценностных ори-ентаций как основы поликультурной компетентности личности. Определяется, что на современном этапе развития общества в условиях расширения поликультурного пространства и нарастающей напряженности особенно актуально формирование толерантности, межкультурных взаимоотношений, которые должны базироваться на основе формирования ценностных ориентаций и поликультурной компетентности. На основе проведенного исследования раскрываются сущность понятия «ценностное отношение к национальной культуре», особенности и значение формирования ценностных отношений как условия социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлены возрастные характеристики и определены компоненты, этапы формирования ценностных отношений к национальной культуре у детей дошкольного возраста. Проанализирован период дошкольного возраста как наиболее благоприятный для формирования ценностного отношения к национальной культуре.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, ценностные отношения, национальная культура, поликультурная компетентность, поликультурная среда.

Современное российское общество переживает период многогранных перемен. В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности ребенка. Во-первых, осознается значимость национальных и социальных ценностей в содержательном контексте воспитания и образования детей. Во-вторых, поворот всей системы воспитания и обучения к человеку как ценности выявил необходимость рассмотреть процесс воспитания как содействие духовному и ценностному обогащению личности. Данные изменения акцентируют значимость индивидуального, личностного начала в системе образования детей [1].

На современном этапе существует социальная потребность общества в упрочении духовно-нравственных основ развития и воспитания личности в условиях поликультурного пространства нашего государства. Проблема формирования ценностного отношения к национальной культуре в своей сложности и многоаспектности, определяющая острые проблемы современности, является сегодня объектом пристального внимания самых разных исследователей.

Ориентация на личностно ориентированную парадигму в системе образования и воспитания детей обусловлена потребностью современного общества в развитии у детей субъектности, коммуникабельности, поликультурной толерантности, социаль-

© Бахтеева Э. И, 2015

ного поведения. Готовность педагога работать в личностно ориентированной парадигме определяется не только его умениями выполнять те или другие научно-исследовательские операции. Гуманистическая сущность образования состоит, в первую очередь, в установлении неразрывной связи между двумя видами педагогической деятельности: мыслительной и практической. В условиях переориентации образования на общечеловеческие ценности, на интересы личности актуализируется смыслопоисковая, т.е. методологическая функция педагогической деятельности [2]. По мнению В.С. Библера, изменилась традиционная парадигма образования: от формирования «человека образованного» к «человеку культуры», владеющему социальными и культурными компетенциями [3].

Интенсивное освоение социального пространства происходит на этапе дошкольного детства. Ребенок начинает осознавать себя как социальное существо и учится осознанному управлению своим поведением. У него появляется возможность саморегуляции поступков на основе знания нравственных норм и правил, умения анализировать ситуации, заключающие в себе моральный смысл, а также возможность предвосхищать последствия своих поступков для себя и окружающих. Социализация ребенка определяется не только готовностью анализировать различные социальные явления и определять их значение, но и возможностью присвоить их, сделать ценностными лично для себя.

Проблема этических ценностей поднималась еще на заре развития психологических знаний, с развитием общества изменялись его нравственные критерии и идеалы. Стремление к стабильности и гармонии выдвинуло потребность разработки важнейших аспектов данной проблемы в конкретно-исторических условиях различных эпох. На современном этапе развития общества складывается две системы ценностей: с одной стороны, общечеловеческих, гуманистических; с другой - ценностей, ориентированных на рыночные отношения, накопление капитала, предприимчивость и т.д. Происходит нивелирование таких нравственных категорий, как добро, истина, красота, свобода, справедливость, равенство. Пересмотр основных ценностей и идеалов, которые раньше являлись гарантом стабильности и способствовали регуляции человеческих отношений, актуализировал необходимость изучения различных аспектов проблемы нравственных ценностей психологами, философами, социологами [1].

Проблема ценностей, ценностных ориента-ций и ценностных отношений является одной

из фундаментальных психологии и педагогики и привлекает к себе внимание многих исследователей как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Как отмечает Н. М. Ананьев, понятие ценностных ориентаций имеет междисциплинарный характер, и изучение ценностных ориентаций происходит сегодня на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики [4]. В современной философской литературе понятие «ценность» рассматривается двояко: 1) ценности определяются значимостью предметов и явлений действительности для человека, их способностью удовлетворять его материальные и духовные потребности, 2) ценности как высшие общественные идеалы.

В психологии принято говорить о трех формах существования ценности: первая представлена как идеал, выработанный общественным сознанием (общечеловеческие ценности

- истина, добро, справедливость - и ценности, сложившиеся в конкретно-историческом периоде

- равенство, свобода, демократия и др.); вторая форма реализуется либо в виде произведений материальной и духовной культуры, либо в форме человеческих поступков, являющихся воплощением общественных идеалов; третья форма - социально значимые ценности, которые входят в психологическую структуру личности, являясь одним из источников мотивации поведения. Психологи справедливо высказывают мысль, что современный человек для сознательного существования должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство [5].

Методологическое значение категории «ценность» велико для педагогики, поскольку является одним из ключевых понятий современной общественной мысли. Под ценностями понимаются обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, выражающий смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это - существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми он соотносит свои действия. На их основе складываются конкретные типы поведения. С одной стороны, ценности представляют собой поле возможных мотиваци-онных образований субъекта, с другой стороны, ценности являются теми внешним критериями оценки ситуации, на которые субъект опирается в процессе выбора мотива. Ценностные отношения - это устойчивые избирательные отношения с объектами окружающего мира, которые регламентируются предметными и субъектными ценностями социального значения [1].

Система ценностей - сложная и многоуровневая. Они существуют и функционируют в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку они существуют не хаотично, но определенным образом упорядочены. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой они располагаются по нарастающей. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости [6].

Формирование иерархии ценностей, культурно-ценностных ориентаций как основы духовно-нравственной личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе происходит на этапе дошкольного детства. В это время начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. Рассмотрение культуры как системы ценностей определяет вопрос о формах их существования и сферах распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте межкультурной коммуникации наибольшее значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу - возникновения и существования культурных ценностей [6].

С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Ребенок, взрослея, выходит за пределы семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, это та часть объективной действительности, с которой он вступает в непосредственное взаимодействие, это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых. Взрослый здесь выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений [7]. Общение со взрослым является для ребенка, во-первых, источником не сравнимых ни с чем другим ярких, изменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых он может испытывать недостаток впечатлений. Человек познает себя теми же путями, что и объективный мир: его деятельность направлена на приобретение и обогащение знаний не только об окружающем, но и, прежде всего, о самом себе, своих возможностях, потребностях. Основы этих знаний наиболее продуктивно осваиваются личностью в онтогенезе, периоде, характеризующемся сензитивностью и открытостью миру. Самосознание в онтогенетическом плане можно рассматривать как постепенно развертывающийся во времени интегративный психический процесс, в основе которого лежит все более усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способность регулировать свое поведение. Именно в дошкольный период происходит зарождение и развитие способности к пониманию своей личности, формирование образа Я, которое включает не только умение оценивать свои личностные качества, но и предположить, что думают и как оценивают его окружающие [8].

В процессе становления «Я-образа» большую роль играет идентификация себя с лицом, являющимся носителем качеств, соответствующих реализации того или иного внешнего содержания. Тип ценностей, оформляющийся

в период дошкольного детства, от 5 до 7 лет, оказывается устойчивым индивидуальным образованием, которое на фоне возрастных особенностей, во-первых, сохранится в дальнейшем -и во взрослом состоянии, во-вторых, является универсальным и действует в разных сферах функционирования субъекта [1].

Детство является тем периодом, когда происходит тесное взаимодействие и взаимопроникновение пространства взрослого мира и мира ребенка. Ребенок дошкольного возраста специфичными для его возраста способами познает мир, начиная моделировать образцы собственного поведения по эталонам взрослого, мир, где возникают собственные тайны, смыслы и интерпретации, обнаруженные им в процессе взаимодействия с другими людьми. В процессе обогащения эмоционального и когнитивного опыта ребенок формирует свой индивидуальный и неповторимый образ мира [9]. Дошкольное детство является важным этапом в становлении морального облика ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, ценностные отношения, определяющие дальнейшее развитие социальных и культурных компетенций личности. Современное дошкольное образование в области социально-коммуникативного развития предусматривает включение детей в позитивные толерантные взаимоотношения, развитие способности к рефлексии, обогащение опыта поликультурных отношений. В условиях поликультурной среды образовательного процесса актуальным становится вопрос о формирования ценностного отношения к национальной культуре.

Ценностное отношение к национальной культуре рассматривается нами как активность личности в сфере гуманных взаимоотношений в поликультурном пространстве, направленное на практическую реализацию в поступках социальных норм и ценностей, воспринимаемых ребенком как личностно значимые. Формирование ценностного отношения к национальной культуре двусторонний процесс: с одной стороны, ребенок адаптируется в обществе благодаря усвоению социального опыта, национальных и культурных ценностей, норм и правил поведения, присущих этому обществу, а с другой стороны, сохраняется и развивается независимость и индивидуальность ребенка, что способствует формированию собственной позиции и выработке личностных ценностей. Ценностное отношение к национальной культуре отражается во внешних проявлениях - в условиях межкультурного взаимодействия - в общении и совместной

деятельности; во внутренних - в рефлексии, самосознании (самопонимании, самооценке) и саморегуляции, формировании поликультурного мышления.

Ценностное отношение к национальной культуре характеризуется осознанием своего места среди других, принятием личностью поликультурных норм и ценностей, определяющих ее способность осознанно, активно и самостоятельно участвовать в жизни общества. Его элементами являются: нравственные чувства, нравственные знания, ценностные представления о социальной и поликультурной действительности, которые проявляются в моральных суждениях ребенка; межличностные отношения, гуманная мотивация поведения, потребность в заботе о другом человеке и опыт реального поведения, ориентированного на социальную норму как ценность. Ценностное отношение к национальной культуре детей 5-7 лет основывается на сформированности нравственных чувств (сопереживания, эмпатии) и социокультурных знаниях. Мотивом ценностного отношения является не только стремление соответствовать моральным образцам, заданным взрослыми, но личностная значимость и ценность социальных и культурных норм, соблюдение которых несет непосредственное эмоциональное благополучие, в результате которого собственное поведение оценивается как моральное, толерантное, гуманное по отношению к другому.

Анализ существующих исследований по близкой проблематике позволил обоснованно выделить следующие компоненты в структуре ценностного отношения к национальной культуре: эмоциональный, включающий такие позитивные качества социального развития, как расположение к другим людям (взрослым и детям), которое в непосредственном общении и поведении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся способности к сопереживанию; когнитивный, который связан с познанием другого человека, способностью к накоплению и осмыслению нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, интерес к содержанию поликультурных норм и ценностей; поведенческий, проявляющийся в реальном сотрудничестве с окружающими в поликультурном пространстве, наличии личного опыта социального поведения.

Процесс формирования ценностного отношения к национальной культуре реализуется поэтапно, включая: эмоционально-побудительный, когнитивно-ориентировочный, ценностно -рефлексивный этапы. Эмоционально-побудительный

этап реализует следующую цель - развитие у детей эмоциональной регуляции собственного поведения в процессе взаимодействия со сверстниками, представителями другой культуры с учетом их интересов и переживаний, расширение эмоциональных и оценочных суждений. Когнитивно-ориентировочный этап направлен на освоение детьми содержательной стороны культурных ценностей, норм, правил поведения, формирование системы ценностных представлений. Цель ценностно-рефлексивного этапа заключается в развитии способности выстраивать стратегию поведения в условиях поликультурной среды в ситуации морального выбора, реализо-вывать в опыте поведения ценностное отношение к социальной норме. Целостность и последовательность этапов построения педагогического процесса направлена на формирование компонентов в структуре ценностного отношения к национальной культуре. Педагогический процесс предполагает включение детей в специально организованную совместную деятельность, направленную на успех общего дела, требующую согласованности действий, что формирует чувство общности, развивает личностный потенциал ребенка, его эмпатийные способности и поликультурную компетентность. Организация игровых ситуаций, предполагающих моральный выбор той или иной стратегии поведения, создает вариативность выбора ребенком форм межличностного поликультурного взаимодействия, опосредованного внутренней эмоциональной регуляцией поведения.

Таким образом, педагогический процесс формирования ценностного отношения к национальной культуре основан на принципах гуманистической направленности воспитания и ориентирован на включенность детей в поликультурные ценностные отношения, которые предполагают признание личности другого человека как ценности, познание ребенком мира культуры.

Список литературы

1. Шарапова Э. И. Формирование социально-ценностного поведения детей 5-7 лет : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008. 208 с.

2. Корепанова М. В. Методологическая культура как основа профессиональной деятельности будущего педагога // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2012. Т. 75, № 11. С. 23-26.

3. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). М., 1990. 62 с.

4. Ананьев Н. М. О проблемах современного человеко-знания. СПб., 2001. 263с.

5. Гелло Т. А. Ценностное сознание как основа гуманных взаимоотношений младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 3. С. 20-24.

6. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2003. 352 с.

7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. 479 с.

8. Корепанова М. В. Особенности становления образа «Я» ребенка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 74-79.

9. РусевичВ. В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 5-7 лет : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 210 с.

Formation of the Valuable Relation to National Culture

in Preschool Children as a Basis

for Multicultural Competence of Personality

Е. I. Bakhteeva

Volgograd State Social-Pedagogical University 27, V. I. Lenina ave., Volgograd, 400066, Russia E-mail: [email protected]

The article substantiates the leading role of formation of cultural value orientations as a basis for multicultural competence of the individual. Determined that at the present stage of development of society in terms of the expansion of multicultural environment and increasing tension is especially important development of tolerance, intercultural relations, which should be based on the basis of the formation of value orientations and multicultural competence. On the basis of the study reveals the essence of the concept of «value attitude to national culture», disclosed the features and value formation of valuable relations as a condition of social and personal development of preschool children. The age characteristics and identified components, stages of formation of valuable relationship to national culture in preschool children. Analyzed during the preschool age as the most favorable for the formation of the valuable relation to national culture. Key words: value, value orientation, value relations, national culture, multicultural competence, multicultural background.

References

1. Sharapova E. I. Formirovanie sotsialno-tsennostnogo povedeniya detey 5-7 let: dis. ... hand. ped. nauk (Formation of socially-valuable behaviour of children of 5-7 years: dis. ... Ph.D. of pedagogical sciences).Volgograd, 2008. 208 p.

2. Korepanova M. V. Metodologicheskaya kultura kak osnova professionalnoy deyatelnosti buduschego pedagoga (Methodological culture as the basis of future teacher professional activity) Izv. Volgogradskogo pedagogicheskogo universiteta (Bulletin of Volgograd Pedagogical University), 2012, vol.75, no.11, pp. 23-26.

3. Bibler V. S. Nravstvennost. Kultura. Sovremennost (Filosofskie razmyshleniya o zhiznennykh problemakh) (Morality. Culture. Modernity {Philosophical reflections on the problems of life}). Moscow, 1990. 62 p.

4. Ananev N. M. Oproblemakh sovremennogo chelovekoz-naniya (On the problems of modern knowledge about man). St.-Petersburg, 2001. 263p.

5. Gello T. A. Tsennostnoe soznanie kak osnova guman-nykh vzaimootnosheniy mladshikh shkolnikov (Value consciousness as the basis of humane mutual relations of younger schoolboys). Nachalnaya shkola plyus do i posle (Primary School plus before and after), 2006, no. 3, pp. 20-24.

6. Grushevitskaya T. G., Popkov V. D., Sadokhin A. P. Osnovy mezhkulturnoy kommunikatsii (Basics of intercultural communication). Moscow, 2003. 352 p.

УДК 378.14

Вьюшкина Елена Григорьевна -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики, Саратовская государственная юридическая академия E-mail: [email protected]

Появление интернета второго поколения дало толчок развитию нового направления в дистанционном образовании - массовым открытым онлайн-курсам. Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам развития массовых открытых онлайн-курсов в контексте высшего и непрерывного образования. Рассмотрены этапы возникновения данного направления дистанционного обучения, проанализированы характеристики двух типов таких курсов, выделены их преимущества и недостатки. В статье намечены возможные пути использования уже существующих массовых открытых онлайн-курсов в российской системе высшего образования, а также предложено использовать предметно-языковой интегрированный подход к обучению при создании массовых открытых онлайн-курсов по гуманитарным дисциплинам для расширения сферы их применения. Ключевые слова: массовый открытый онлайн-курс, предметно-языковое интегрированное обучение, иностранный язык, непрерывное образование.

Появившееся во второй половине ХХ в. движение за открытое образование, целями которого является предоставление широкого доступа к учебным материалам и создание условий для обучения практически любого потребителя образовательных услуг, получило новое воплощение в XXI в. в виде массовых открытых он-лайн-курсов (МООК) (англ. massive open online course - МООС). Прообразом МООК можно считать интернет-сервис OCW (OpenCourseWare), созданный в Массачусетском технологическом институте, где с 2002 г. выложены в открытый доступ материалы разнообразных учебных курсов.

7. Vygotsky L. S. Pedagogicheskayapsikhologiya (Educational psychology). Moscow, 1991. 479 p.

8. Korepanova M. V. Osobennosti stanovleniya obraza «Ya» rebenka (Features of formation of the image of the «I» of the child). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2009. Vol. 9, iss. 4, pp. 74-79.

9. Rusevich V. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya obraza mira u detey 5-7 let: dis. ... kand. ped. nauk (Pedagogical conditions of formation of an image of the world at children of 5-7 years: dis. ... Ph. D. of pedagogical sciences). Volgograd, 2009. 210 p.

Англоязычный термин МООС был впервые использован Д. Комьером в 2008 г. при обсуждении со своими коллегами С. Даунсом и Д. Сименсом созданного ими онлайн-курса «Кон-нективизм как теория обучения» (Connectivism and Connective Knowledge - ССК08), который, по сути, стал первым МООКом. Идеи открытых онлайн-курсов и возможности регистрации на курс людей, не являющихся студентами данного университета, высказывались и до появления этого курса, но отличительной чертой данного проекта стала техническая реализация, допускающая одновременное обучение тысяч студентов [1]. На курс, посвященный малопонятной теории коннективизма, зарегистрировались 2300 студентов, что превысило ожидание авторов почти в десять раз и позволило назвать ССК08 первым массовым открытым онлайн-курсом.

Следующим значительным событием в развитии МООК стал предложенный осенью 2011 г. онлайн-курс Стэнфордского университета «Введение в искусственный интеллект», авторами которого были С. Трун и П. Норвиг. На курс зарегистрировались 160000 студентов из 190 стран, а из 200 студентов, записавшихся на очный курс, через несколько недель только около 30 человек посещали занятия в университете, отдав предпочтение онлайн-варианту. Обучение на курсе завершили 23000 студентов, которые получили электронные сертификаты. В

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

© Вьюшкина Е. Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.