Научная статья на тему 'Формирование основ межкультурной компетентности у детей 6-8 лет'

Формирование основ межкультурной компетентности у детей 6-8 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АФФЕКТИВНЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / COMPETENCE / AFFECTIVE / COGNITIVE AND STRATEGIC COMPONENT OF INTERCULTURAL COMPETENCE / TOLERANCE / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гримовская Людмила Михайловна

В статье анализируются факторы, обусловливающие значимость формирования межкультурной компетентности личности в системе поликультурного образования: процессы глобализации в современном мире, возросшие масштабы миграции населения, кризис мультикультурализма, межэтнические и политические конфликты, происходящие в разных странах. Акцентируется внимание на отражении тематики поликультурализма и полиэтничности в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и начального общего образования. Раскрывается сущность межкультурной компетентности, характеризуются педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования основ межкультурной компетентности у детей в дошкольных образовательных организациях. На примере толерантности, как одной из составляющих межкультурной компетентности, дается описание содержания, форм и методов работы с дошкольниками. Исследование показало, что работу с детьми целесообразно проводить по таким основным блокам, как мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий. Формирование основ межкультурной компетентности является фундаментом для осознанного выбора ребенком системы ценностей с учетом сложившихся в обществе социокультурных традиций, норм и правил поведения на основе диалога культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гримовская Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Bases of Intercultural Competence Children 6-8 Years

In article analyzes the factors that determine the importance of the formation of intercultural competence of the person in the system of multicultural education. This process of globalization in the world today, an increase of migration, the crisis of multiculturalism, ethnic and political conflicts in different countries. The attention is focused on the reflection of multiculturalism to federal state educational standards of preschool and primary education. The article reveals the essence of intercultural competence. Also analyzes the pedagogical conditions that ensure the success of the formation of the foundations of intercultural competence in preschool educational institutions. The example of tolerance as one of the components of intercultural competence describes the content, forms and methods of work with preschool children. Research has shown that it is advisable to work with children to spend on such basic units as motivational and evaluative, cognitive, emotional and volitional behavior. Formation of bases of intercultural competence is the basis for informed choice baby value system taking into account the prevailing socio-cultural traditions in society, standards and rules of conduct on the basis of the dialogue of cultures.

Текст научной работы на тему «Формирование основ межкультурной компетентности у детей 6-8 лет»

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология

2016. Вып. 4 (43). С. 132-141

Гримовская Людмила Михайловна, канд. пед. наук, доцент, Смоленский государственный университет zayceva-ludmila@mail.ru

Формирование основ

МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ 6—8 ЛЕТ

Л. М. Гримовская

В статье анализируются факторы, обусловливающие значимость формирования межкультурной компетентности личности в системе поликультурного образования: процессы глобализации в современном мире, возросшие масштабы миграции населения, кризис мультикультурализма, межэтнические и политические конфликты, происходящие в разных странах. Акцентируется внимание на отражении тематики поликультура-лизма и полиэтничности в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и начального общего образования. Раскрывается сущность межкультурной компетентности, характеризуются педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования основ межкультурной компетентности у детей в дошкольных образовательных организациях. На примере толерантности, как одной из составляющих межкультурной компетентности, дается описание содержания, форм и методов работы с дошкольниками. Исследование показало, что работу с детьми целесообразно проводить по таким основным блокам, как мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий. Формирование основ межкультурной компетентности является фундаментом для осознанного выбора ребенком системы ценностей с учетом сложившихся в обществе социокультурных традиций, норм и правил поведения на основе диалога культур.

На современном этапе общественного развития приоритетным направлением образовательной деятельности становится поликультурное образование, которое является условием диалога представителей различных культурных групп. Поликультурное образование позволяет сформировать уже на первых этапах социализации личности основы межкультурной компетентности.

Актуальность и значимость формирования межкультурной компетентности личности обусловлена рядом факторов, среди которых особое место занимают процессы глобализации в современном мире, возросшие масштабы миграции населения, кризис мультикультурализма, межэтнические и политические конфликты, происходящие в разных странах и др.

Глобализация, которая носит системный характер, охватывает все сферы общественной жизни, делает мир более связанным, зависящим от всех его субъектов. Однако усилившиеся на фоне этого процессы миграции населения привели к проявлению такого негативного последствия, как кризис мультикульту-

рализма. Различные страны мира, включая Россию, столкнулись с явлениями неуважительного отношения мигрантов и переселенцев к народу и культурным ценностям принимающей страны, стремления к культурно-национальной изолированности.

Наша страна является поликультурной, в ней проживают представители многих этнических и конфессиональных групп, которые говорят на различных языках, придерживаются различных культурных ценностей, верований, традиций и образа жизни.

Тематика поликультурализма и полиэтничности, приоритет духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в качестве основного принципа дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам. Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются, в частности, следующие: установка положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, способность учитывать интересы и чувства других, стремление разрешать конфликты, начальные знания о мире1.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования предусматривает необходимость воспитания и развития качеств личности, «отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества»2.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, согласно Стандарту, должны отражать, в частности, «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов»3.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества»4.

1 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования С. 2. URL Ы1р://минобрнауки.рф.

3 Там же. С. 3.

4 Там же. С. 4.

Требования к дошкольному и начальному общему образованию, сформулированные в Стандартах, обусловливают необходимость создания в образовательном процессе таких условий, которые будут способствовать становлению у детей основ межкультурной компетентности — важной характеристики личности в современном многокультурном мире.

Следует отметить, что в рамках компетентностного подхода отечественные ученые (И. А. Зимняя, В. В. Краевский, А. В. Хуторской и др.) разграничивают понятия «компетентность» и «компетенция». Ученые отмечают, что компетенция — это заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке учащегося, выраженное совокупностью взаимосвязанных ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и практического опыта, необходимых для осуществления личностно и социально значимой деятельности5. Компетенция формулируется в нормативных образовательных документах как задача образования.

Научный интерес к проблеме межкультурной компетенции и компетентности проявляется в исследованиях зарубежных и отечественных ученых (И. В. Ва-сютенковой, Л. Ю. Даниловой, Т. И. Ковалевой, А. П. Садохина, Б. А. Тахохова, М. П. Пушкаревой, Р. П. Ханниган, Н. Нишида и др.).

В настоящее время не существует однозначного определения понятий «межкультурная компетентность» и «межкультурная компетенция». Особый научный интерес для нас представляет точка зрения А. П. Садохина, который считает, что «межкультурная компетенция в широком смысле — это особое адаптивное свойство субъектов межкультурной коммуникации, позволяющее им эффективно взаимодействовать друг с другом, с контекстами разных культур, а также с субкультурами и между отдельными индивидами внутри одной этнической или национальной группы или мультикультурной общности на цивилизационном, этнокультурном и межличностном уровнях общения»6. Межкультурная компетенция понимается также как способность к взаимодействию, умение ориентироваться и оценивать культурную ситуацию, нормы и ценности, отраженные в культурах, на основе наличия определенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, сформулированных в процессе приобретения практического опыта в ситуациях межкультурных контактов.

Рассматривая структуру межкультурной компетенции, исследователи выделяют в ней аффективный, когнитивный и стратегический компоненты7.

Основными составляющими аффективного компонента являются эмпатия и толерантность. В основе когнитивного компонента лежит синтез знаний о родной и мировой культуре, а также общие знания о культуре и коммуникации. Стратегический компонент включает в себя вербальные, учебные и исследовательские стратегии личности.

5 См.: Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: дидактика и методика. М., 2007. С. 135.

6 Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: Автореф. дис. ... д-р культурол. М., 2009. С. 11.

7 См.: Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2004. С. 74.

Становление межкультурной компетентности личности на всех уровнях образования является результатом освоения компетенции и необходимым условием успешной реализации человека в социальном и личностном общении, в его деятельности. Уже дошкольные образовательные организации имеют большие возможности для формирования у детей системы представлений о родной культуре, культурах других народов и для воспитания основ толерантности.

Рассмотрим, как можно организовать работу по формированию основ межкультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста на примере одной из составляющих — толерантности.

Разработке проблемы толерантности посвящены труды А. Г. Асмолова, В. П. Зинченко, Е. Ю. Клепцовой, В. Г. Маралова, Т. С. Масловской, В. А. Си-тарова и др. Сущность толерантности учеными рассматривается по-разному: как явление мультикультурной коммуникации, как категория отношения, как качество личности. Между тем всеми признается необходимость формирования толерантности у подрастающего поколения.

В педагогических исследованиях Н. С. Авраменко, Е. Л. Ремарчук рассматривается воспитание толерантности у дошкольников. Однако такие исследования немногочисленны, раскрывают только отдельные аспекты данной проблемы и не рассматривают толерантность как составляющую межкультурной компетентности.

Продумывая содержание и методы работы с детьми, мы учитывали, что толерантность предполагает наличие определенных границ, нравственных пределов, препятствующих трансформации толерантных отношений в социальный конформизм, вседозволенность, безразличие к ценностям, определяющим культурную самоидентификацию.

Работу со старшими дошкольниками целесообразно проводить по таким основным блокам, как мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий.

В рамках мотивационно-ценностного блока решается задача формирования мотивационной готовности ребенка к проявлению толерантности. Реализация данной задачи возможна через анализ художественной литературы, т. к. художественное слово имеет очень большое влияние не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Чтение и дальнейший анализ таких литературных произведений, как сказки, рассказы и стихотворения способствуют тому, что дети учатся понимать и оценивать поступки окружающих людей.

Список художественных произведений, используемых в дошкольных образовательных организациях, очень широк и разнообразен. Необходимо остановиться на выборе тех произведений, которые имеют нравственную направленность и, что немаловажно, доступны для восприятия детей старшего дошкольного возраста. Особое предпочтение следует отдать произведениям, соответствующим следующим требованиям: богатство текстов диалогами, насыщенность действиями, представленность в произведениях различных отношений, в которых возможна реализация как толерантного, так и интолерантного поведения.

Для решения задачи формирования мотивационной готовности ребенка к проявлению толерантности целесообразно использовать, например, следующие

художественные произведения: сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», «Снежная королева», О. Уайльда «Мальчик-звезда», рассказы В. Осеевой «Печенье», «Просто старушка», «До первого дождя», «Подарок», «Девочка с куклой», произведение В. Катаева «Цветик-семицветик». Данные произведения показывают примеры совершения нравственных и безнравственных поступков, примеры оказания поддержки и помощи окружающим людям, проявления толерантного и интолерантного поведения и того, как оно влияет на состояние внутреннего мира другого человека.

Обсуждение качеств личности и поступков героев данных литературных произведений способствует формированию эмоциональной идентификации, помогает формированию рефлексии у ребенка, знакомит его с нравственными идеалами, показывает многомерность и многовариативность человеческих отношений. В ходе бесед после прочтения произведений важно обратить внимание детей на то, что делали персонажи, как они это делали, какие мотивы руководили их поступками и каковы были обстоятельства, им предшествующие.

В мотивационно-ценностном блоке наибольшее внимание следует направить на стимулирование потребности у ребенка к установлению толерантных отношений с окружающими людьми и на формирование способности оценивать поступки и характер взаимоотношений персонажей литературных произведений с нравственной точки зрения. Данные задачи можно решать через постановку проблемных вопросов, разъяснения и беседы о прочитанном.

Например, после чтения произведения В. Катаева «Цветик-семицветик» детям можно предложить ответить на ряд проблемных вопросов: Какая цель была у Жениных желаний, для кого она исполняла данные желания? Верным ли будет утверждение, что все лепестки она потратила впустую? Какое желание Жени было самым значимым и почему? Помогла ли Женя мальчику? А если бы она дала ему конфет или игрушку, порадовала бы она его так же сильно? Почему? Если бы вы сами оказались на месте Жени, что бы вы могли пожелать для какого-нибудь мальчика или девочки? Хотели бы вы порадовать их?

Также в работе с художественными произведениями помогут некоторые методические приемы. Например:

— «Сочини конец истории». Предложить дошкольникам завершить историю произведения, придумав собственное решение проблемы взаимоотношений героев произведения;

— «Любимые книги товарища». Детям предложить догадаться, какие сказки и рассказы любят их товарищи по группе;

— «Добрые слова». Попросить ребят вспомнить добрые слова, которые говорили герои прочитанных художественных произведений другим людям.

Помимо анализа художественной литературы целесообразно использовать беседу, так как она является очень эффективным средством воспитания, побуждает детей думать и говорить.

В ходе таких бесед дошкольники не только получают знания о содержании и сущности тех или иных нравственных норм, но и происходит обобщение детских наблюдений, уже имеющихся знаний, личных впечатлений детей и их пере-

живаний. Вследствие этого осуществляется формирование нравственных представлений, осознание пользы и необходимости толерантного поведения.

В ходе данных бесед дети постепенно учатся понимать и справедливо оценивать поступки своих сверстников, а иногда и взрослых людей, понимать, что можно, а что нельзя, что толерантно, а что интолерантно. Этому способствуют беседы на следующие темы: «Общение и толерантность», «Учимся понимать чувства других людей», «Учусь себя оценивать», «Учимся доброжелательности», «Что делать, если ты злишься?» и др. Данные беседы можно проводить в групповой комнате и на прогулках. Можно задействовать наглядный материал, например, картинки, которые необходимо классифицировать по предложенному педагогом основанию (например, хороший поступок — плохой поступок, толерантное поведение — интолерантное).

Важно стимулировать толерантное поведение детей, чтобы сформировать устойчивую мотивацию толерантного отношения к людям, блокирующую агрессивное поведение. Осуществляется данная задача прежде всего с помощью одобрения толерантных поступков и суждений (одобрительный взгляд, одобрительная фраза, похвала) и столь же четкого негативного отношения к проявлениям интолерантности у детей (замечание, предупреждение, способствующие формированию у ребенка чувства неудовольствия и тем самым удерживающие от повторения поступка).

Методы стимулирования будут способствовать формированию у детей умения правильно оценивать свое отношение к другим людям, пониманию смысла своего поведения и выбору соответствующих форм поведения.

Второй, когнитивный блок направлен на формирование первоначальных представлений о толерантности как ценности, на помощь в приобретении знаний, необходимых для воспитания основ толерантности.

В свободной, дружеской обстановке при встречах с интересными людьми довольно эффективно происходит воспитание толерантных отношений к сверстникам, пожилым людям, людям труда, людям иной культуры. Встречи целесообразно организовывать в обстановке, располагающей к доверительному общению детей с гостем. В роли приглашенных могут выступать родители дошкольников. Дети, непосредственно общаясь, испытывают неподдельную заинтересованность, уважение, благодарность.

Не менее важное место в когнитивном блоке может занимать непосредственно образовательная деятельность на темы «Наш дружный хоровод», «Я, ты, он, она — вместе дружная страна», «Наша группа», «Дружба крепкая» и др. Такая деятельность будет способствовать формированию у детей дошкольного возраста гуманных чувств и элементарных представлений о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии.

Важным методом, способствующим формированию нравственных представлений, является метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, дети усваивают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. При этом дети, анализируя полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах и позициях или кор-

ректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, дети формируют свою систему взглядов на отношения между людьми. Метод убеждения реализуется через различные формы. В работе со старшими дошкольниками целесообразно остановиться на использовании отрывков из различных литературных произведений. В качестве примера можно привести беседу с детьми по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». В ходе беседы дети логически подходят к выводу, что на свете могут быть люди, которых ошибочно можно принять за врагов и недоброжелателей, потому что они выглядят по-другому, ведут себя не так, как большинство окружающих людей. Так у детей формируется представление о необходимости толерантного отношения к окружающим.

Третий, эмоционально-волевой блок направлен на формирование способности к самоанализу, самооценке и самоконтролю, умения самоорганизации, осознанного выполнения общественных правил. Важно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Очень существенным является не только то, что ребенок ставит перед собой цели, но и то, что он делает для их реализации. Проявление инициативности, активности, требовательности к себе — очень важные качества личности, возникающие на волевой основе.

Для формирования толерантности у детей целесообразно использовать методы-требования (требование-совет, требование-игру, требование-просьбу, требование-одобрение) и упражнения, которые имеют доминирующее влияние на становление волевой сферы.

С целью воспитания основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста можно использовать упражнения-игры «Клавиши настроения», «Попугай», «Портреты», «Волшебные зонты», «Пойми меня», «Наши чувства», которые способствуют тому, что дети учатся понимать и распознавать внутренние ощущения, чувства, эмоциональные переживания сверстников, определять источники этих состояний, видеть в другом человеке равную и независимую личность.

Так, упражнение «Наши чувства» направлено на формирование у детей умения определять чувства собеседника, давать им названия. Педагог озвучивает ребятам несколько ситуаций, знакомых им по жизненному опыту, с предложением отгадать, какие чувства испытывают герои. Героями ситуаций должны являться не только сверстники детей, но и взрослые люди. Например: «Когда ребенок падает и разбивает коленку, он чувствует. его мама чувствует... ты чувствуешь.», «Когда ребята не принимают в игру малыша, он чувствует. ты чувствуешь.» и др.

Очень важно придерживаться ряда правил при проведении упражнений-игр: равное право каждого ребенка на участие в игре; равное право каждого ребенка на творческое развертывание замысла, внесение предложений по развертыванию сюжета; справедливость распределения ролей с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В ходе данных игр нужно по возможности избегать инструкций, нравоучений, замечаний. Важно давать детям понять, что они не противники и конкуренты, а равноправные партнеры, проявляющие внимание друг к другу.

Использование данных упражнений-игр помогает сблизить детей, объединить их общей и интересной для них деятельностью. Регулярное проведение таких игр будет способствовать развитию умений саморегуляции, осознанного выполнения общественных правил, умения контролировать свои слова, действия и поступки; эффективно формировать толерантные отношения, и, как следствие, способствовать воспитанию основ толерантности у детей.

В рамках эмоционально-волевого блока целесообразно также использовать следующие приемы:

— «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи, оказываемой ими друг другу, зависел конечный результат совместно реализуемого дела;

— «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого ребенка, опираясь при этом на конкретные факты;

— «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети осознали, что мнение большинства не всегда бывает верным;

— «Общее мнение». Дети по очереди высказываются на тему отношений к различным группам людей. От простых суждений постепенно осуществляется переход к аналитическим;

— «Обмен ролями». Педагог предлагает детям обмениваться ролями или функциями, которые они получили при выполнении заданий.

Четвертый, поведенческий блок направлен на формирование умения и навыков толерантного общения с различными людьми, умение применять знания о толерантности на практике.

Одним из ведущих методов, используемых в данном блоке, является метод примера. Пример — это своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Используя метод примера, нужно помнить, что пример для ребенка тесно связан с подражанием, вначале бессознательным, затем преднамеренным.

Важным, на наш взгляд, является использование в работе метода рефлексии, представляющего собой процесс размышлений индивида о происходящем в его собственном сознании.

Организация деятельности по реализации рефлексии как метода воспитания основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста на данном этапе включает в себя сопоставление конечного результата деятельности с намеченной целью, а также самооценку и взаимную оценку. На этом этапе дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. Оценивая свою работу, ребенок учится видеть мир глазами другого человека.

Для воспитания основ толерантности в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком целесообразно применять следующие приемы:

— «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить не от своего лица, а от его;

— «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы с детьми педагог предлагает им высказать предложение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом ведется поиск выхода из этого конфликта;

— «Встречные вопросы». Дети, разбитые на подгруппы, задают друг другу некоторое количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них далее подвергаются обсуждению в группе.

Наряду с воспитанием толерантности важной является организация работы по становлению других составляющих межкультурной компетентности у старших дошкольников. Формирование основ межкультурной компетентности создает предпосылки для осознанного выбора подрастающим человеком системы ценностей с учетом сложившихся в обществе социокультурных традиций, норм и правил поведения на основе диалога культур. Это имеет особое значение в современных условиях глобализации, возросшей миграции населения, кризиса мультикультурализма, межэтнических и политических конфликтов, происходящих в разных странах.

Ключевые слова: поликультурное образование, компетенция, компетентность, межкультурная компетенция, аффективный, когнитивный и стратегический компоненты межкультурной компетенции, толерантность, дошкольное образование.

Formation of Bases of Intercultural Competence Children 6—8 Years

L. Grimovskaya

In article analyzes the factors that determine the importance of the formation of intercultural competence of the person in the system of multicultural education. This process of globalization in the world today, an increase of migration, the crisis of multiculturalism, ethnic and political conflicts in different countries. The attention is focused on the reflection of multiculturalism to federal state educational standards of preschool and primary education. The article reveals the essence of intercultural competence. Also analyzes the pedagogical conditions that ensure the success of the formation of the foundations of intercultural competence in preschool educational institutions. The example of tolerance as one of the components of intercultural competence describes the content, forms and methods of work with preschool children. Research has shown that it is advisable to work with children to spend on such basic units as motivational and evaluative, cognitive, emotional and volitional behavior. Formation of bases of intercultural competence is the basis for informed choice baby value system taking into account the prevailing socio-cultural traditions in society, standards and rules of conduct on the basis of the dialogue of cultures.

Keywords: multicultural education, competence, affective, cognitive and strategic component of intercultural competence, tolerance, preschool education.

Список литературы

1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2004.

2. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. М., 2007.

3. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: Автореф. дис. ... д-р культурол. М., 2009.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: Ыйр://минобрнауки.рф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.