аналитического рассуждения с поиском новых, нетрадиционных («неевклидовых») форм понимания культурных явлений должно стать одной из основ учебного процесса.
В целом, осмысление путей дальнейшего совершенствования вузовского культурологического образования остается в кругу актуальных вопросов современной отечественной педагогики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астафьева О.Н. Интегративная сущность культурологии / О.Н. Астафьева // Синергетика и учебный процесс. - М.: РАГС, 1999. - С. 73-83.
2. Гуревич П.С. Культурология, учебник / П.С. Гуревич. - 5-е изд, перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 448с.
3. Дедюлина А.А., Панченко Е.В. Специфика преподавания культурологии в инновационном вузе / М.А. Дедюлина, Е.В. Панченко // Альманах современной науки и образования. -Тамбов: Грамота, 2007. - С. 129-131.
4. Племенюк М.Г. Преподавание культурологии в высшей школе: конструктивистский подход / М.Г. Племенюк // Высшее образование в России. - №7, 2012. - С. 103-107.
5. Пятилетова Л.В. Специфика преподавания «Культурологии» в современном техническом вузе в свете компетентностного подхода / Л.В. Пятилетова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - № 1-2, 2014. - С. 147-151.
6. Розин В.М. Современная культурология: проблемы формирования и методологический идеал культурологии / В.М. Розин // Личность, культура, общество. - М., 2005. - Вып.1. - С. 112-131.
7. Флиэр А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие / А.Я. Флиэр. - М.: Академ. Проект, 2000. - 496с.
8. Гоголь Н.В. Мертвые души. Поэма / Н.В. Гоголь. - Собр. соч. в 4-х тт. - Т.3. - М.: «Правда», 1968.
Курганская Алла Викторовна
кандидат филологических наук ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
(г. Чита, Российская Федерация)
Звездина Мария Николаевна
магистрант психолого-педагогического факультета ФГБО ВО «Забайкальский государственный университет»
(г. Чита, Российская Федерация)
УДК 37.01
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
INTERCULTURAL COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AS THE SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH
Цель данной статьи заключается в рассмотрении межкультурной компетентности младших школьников как предмет научного исследования, понятий межкультурная компетентность, межкультурная компетенция, межкультурная коммуникативная компетентность. Затронута роль поликультурного образования и компетентностного подхода. Особое внимание уделяется основе формирования межкультурной компетентности, именно в младшем школьном возрасте, также отмечены отечественные и зарубежные учёные, которые исследовали данную проблему.
Ключевые слова: межкультурная компетентность; межкультурная компетенция; межкультурная коммуникативная компетентность, младший школьный возраст; поликультурное образование; компетентностный подход.
The purpose of this article is to examine the intercultural competence of junior schoolchildren as a subject of scientific research, concepts of intercultural competence, intercultural communicative competence, intercultural competence. The role of multicultural education and competence approach is touched upon. Particular attention is paid to the basics of the formation of intercultural competence, it is at the junior school age that domestic and foreign scientists who have studied this problem are also noted.
Key words: intercultural competence; intercultural competency; cross-cultural communicative competence; junior school age; multicultural education; competence approach.
Одним из сугубо важных, остросоциальных вопросов современного поколения является накаляющаяся проблема взаимоотношений и взаимодействий между людьми разных национальностей и этносов, поэтому важную роль играет поликультурное образование. Оно способствует распространению межкультурной компетентности. Безусловно, это представляется особенно важным, именно в начальной школе, так как у младших школьников определяются ценностные ориентиры, накапливается опыт общения в новых отношениях со сверстниками и взрослыми.
Вместе с тем, в теории и практике обозначилось противоречие между ориентацией современного общества на формирование личности, готовой жить и конструктивно взаимодействовать в системе межкультурного взаимодействия, и недостаточной представленностью данного направления работы в образовательных программах начальной школы.
Межкультурная компетентность, согласно H. Spencer-Oatey, P. Franklin, представляет собой «способность признавать, уважать, ценить и продуктивно использовать как по отношению к себе, так и к другим людям - культурные условия, детерминанты восприятия, принятия решений, чувств и действий с целью создания условия для взаимной адаптации и развития синергетических форм кооперации, совместной жизни, толерантности к существующим различиям, эффективной ориентации, касающейся особенностей интерпретации
и формирования мира» [11, с. 124]. При этом межкультурная компетентность предполагает наличие (или развитие) способности «формирования разделяемых значений и переживаний на основе овладения знаниями о своеобразии языка, ценностей и норм, переживаний и поведенческих алгоритмов друг друга» [11, с. 45]. В.А. Янчук отмечает, что становление межкультурной компетентности создает условия для диалога, направленного на «...формирование и развитие согласованных и совместно пережитых значений и смыслов» [8, с. 76]. Необходимой предпосылкой и условием межкультурной компетентности, как указывают H. Spencer-Oatey, P. Franklin, является межкультурная коммуникативная компетентность, понимаемая этими авторами как способность «.осуществлять эффективную коммуникацию, учитывая множественные идентичности взаимодействующего в специфическом окружении».
Многие авторы, занимающиеся исследованием данной сферы, рассматривают не столько межкультурную компетентность, но и межкультурную компетенцию. Функция межкультурной коммуникации обеспечивает диалоговое взаимодействие, предполагающее ориентацию вербального и невербального общения коммуникантов на особенности иноязычной культуры и способствующее адекватному взаимопониманию и духовному взаимообогащению представителей различных этнокультурных общностей. В психологии установлено, что присутствие в сознании каждого участника общения своего «личного багажа» - своей собственной культуры (индивидуальной картины мира) и так или иначе противопоставленного ему «чужого мира» (чужого образа сознания) создает «диалогичность» личности (Т.Н. Ушакова, 1986). Именно диалогичность личности является важным фактором ее (личности) развития и делает ее, в результате, способной к участию в диалоге культур.
Большинство зарубежных авторов (Knapp K., Knapp-Potthoff A,G. Maletzke, H. Göhring, E.T. Hall; F.R. Kluckhohn, F.L. Strodtbeck, G. Hofstede, J. Rehbein, V. Hinnenkamp, J. Bolten) определяют межкультурную компетентность как осведомленность, знания и умения, необходимые для эффективного взаимодействия людей разных национальностей и этносов [9, с. 12; 10, с. 87].
Исследованием данной проблемы в отечественной педагогике, психологии, философии, культурологии занимались такие ученые, как Л.С. Выгодский, Н.М. Лебедева, Л.М. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова, В.Н. Павленко, Н.Н. Корж, Л.Г. Ионин, З.В. Сикевич, Т.А. Титова, И.А. Снежкова, В.Ю. Хотинец, И.В. Балицкая,
A.Ю. Белогурова, Г.А. Аванесова, С.Н. Артановский, Е.М. Верещагин,
B.Г. Костамаров, М.Н. Кузьмина и др.
По мнению российских исследователей, в частности А.П. Садохин и О.А. Леонтович под составляющими межкультурной компетентности понимают следующее:
- аффективные: эмпатия; толерантность;
- когнитивные: культурно-специфические знания, служащие основой для адекватного толкования коммуникативного поведения представителей иной культуры;
- процессуальные: стратегии коммуникативного поведения в ситуациях межкультурного общения; стратегии, направленные на пополнение знаний о культурном своеобразии партнера [4, с. 234].
Особое значение в основе формирования межкультурной компетентности лежит этническая идентичность, становление которой происходит, по мнению И.А. Снежковой, в три этапа. "Первый этап (6-10 лет). Этому периоду свойственна нечеткая осознанность общности с людьми, своей этнической принадлежности, слабые этнические знания, но складывается общее эмоциональное отношение к тем или иным этносам, которое зависит от семьи, ближайшего окружения. Следующий этап формирования самосознания (11-15 лет) характеризуется осознанием своей этнической принадлежности, проявлением интереса к истории и культуре своей и другой национальности. В этом возрасте происходит интенсивное развитие такого компонента самосознания как стереотипы различной оценочной модальности. На третьем этапе (16-17 лет) укрепляется осознание своей этнической принадлежности, формируется мотивация выбора национальности, становятся более прочными отношения к своей этнической группе" [5].
Мы согласны с мнением И.А. Снежковой о том, что эмоциональное отношение к другим этносам переходит в рациональное и это особенно проявляется в младшей школьном возрасте. А такие новообразования, как высокая чувствительность к окружающим социальным влияниям, максимализм, импульсивность, делают молодежь в ситуациях межэтнической напряженности агрессивными, неуправляемыми. На этом этапе развитие этнического самосознания не прекращается, оно продолжается на протяжении всей жизни, приобретая все новые краски [5].
В рамках нашей статьи представляет интерес младший школьный возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека когда, согласно Э. Эриксону, происходит идентификация личности, результатом которой выступает «этническое самосознание - наиболее устойчивая сторона
самосознания личности, которая формируется в процессе социального общения личности через отталкивание от этнического другого и представляет собой осознание личностью своих связей с данным этносом, утверждение своего "Я" в этих связях» [6, с 186].
Абсолютно очевидно, что не вмешиваться в формирование детской личности в этот период - означает позволить «осесть» негативным национальным стереотипам в детское сознание, когда способность к критическому их осмыслению еще не сформирована. Это несет большую опасность для становления детской личности. Для детей иной этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе. По мнению Г. Люсиера и С. Чайклина, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах [3, с. 326], [5, с. 93].
Нам представляется важным формировать межкультурную компетентность, что предполагает введение младшего школьника сначала в родную для него культуру, а затем в иные культуры. При этом, вначале у ребёнка должна быть сформирована готовность признавать межкультурные различия как что-то позитивное, затем эта готовность должна развиться в способность к межэтническому взаимопониманию и диалогу. Вместе с тем, должно иметь место формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей других культур.
При этом концепция модернизации российского образования на период до 2020 года выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного [2]. Подход направлен на регулирование национальных отношений, направленных на создание оптимальных условий для социально-культурного развития народов и на предотвращение очагов межнациональной напряженности, на сохранение общности всех этносов России, укрепление единства и территориальной целостности государства.
По мнению Лебедева О.Е., «компетентностный подход» - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Подробное описание сущности данного подхода и его роли в исследовании проблемы компетентности осуществили в своих работах В.А. Болотов, В.В. Воронин, Э.Ф. Зеер, В.А. Исаев, А.М., В.В. Сериков, Г.М. Соломина, А.И. Субетто, Э.Э. Сыманюк, Ю.Г. Татур.
Авторская позиция в формировании межкультурной компетентности состоит в обосновании данного новообразования как возрастной
характеристики младшего школьника, включающей формирование личности современного общества, готовой жить и конструктивно взаимодействовать в системе межкультурного общения.
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели межкультурную компетентность младших школьников как предмет научного исследования. Мы пришли к выводу, что поликультурное образование и воспитание в современном мире являются значимыми составляющими этнических цивилизационно-культурных сообществ. А также роль компетентностного подхода в организации образовательного процесса, направленного на регулирование межкультурных конфликтов и создание оптимальных условий развития социально - культурного народа. При этом, формирование культуры межнационального общения идёт на основе взаимного уважения, терпимости, понимания, диалога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/761727/ (дата обращения 18.04.2018 г.).
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/data/d 02/393.html (дата обращения 25.04.2018 г.).
3. Люсиер Г.К. К позитивным результатам через культурное разнообразие класса / К.Г. Люсиер // Новые ценности образования. - № 4: Культурная и мультикультурная среда школ. - М., 1996. - С. 20-24.
4. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования / А.П. Садохин. - М.: МГУКИ, 2009.
5. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. [Студопедия]. [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/10_31425_osobennosti-formirovaniya-mezhkulturnoy-kompetentnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html (дата обращения 20.04.2018 г.).
6. Чайклин С. Значение культурной идентичности в обучении учащихся, принадлежащих к культурному меньшинству / С. Чайклин // Новые ценности образования. - Вып. 4: Культурная и мультикультурная среда школ. - М., 1996. - С. 25-31.
7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
8. Янчук В.А. Социокультурно-интердетерминисткая диалогическая перспектива формирования межкультурной компетентности / В.А. Янчук // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3, № 3. - С. 241-253.
9. Hofstede G. Vivre dans un monde multiculturel. Les Editions d'Organisation, P., 1994.
10. Knapp K., Knapp-Pot--thoff A. Interkulturelle Kommunikation // Zeitschrift fur Fremdsprachenforschung. - 1990. - № 1. - Р. 83.
11. Spencer-Oatey H. Intercultural interaction: a multidisciplinary approach to intercultural communication / H. Spencer-Oatey, P. Franklin. - New York, 2009. - 367 р.