Научная статья на тему 'Структура межкультурной компетентности иностранных студентов вузов культуры и искусств'

Структура межкультурной компетентности иностранных студентов вузов культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERCULTURAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / VOCATIONAL TRAINING OF FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Татьяна Алексеевна

Данная статья посвящена рассмотрению компонентов структуры межкультурной компетентности иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given article represents disclosing of the components of structure of intercultural competence of foreign students.

Текст научной работы на тему «Структура межкультурной компетентности иностранных студентов вузов культуры и искусств»

.....

п

212 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^

10. Культурное разнообразие во имя диалога и развития : [Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, единодушно принятая 185 странами-участницами на Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 2001 г., содержит основу новой этики взаимодействия культур] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.unrussia.ru/institutions/unesko.html

11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.educom.ru/ га/ nasha_novaya_shkola/ school.php

СТРУКТУРА

МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Т. А. Меркулова

Московский государственный университет культуры и искусств

Данная статья посвящена рассмотрению компонентов структуры межкультурной компетентности иностранных студентов.

Ключевые слова: компетентность, межкультурная компетентность, профессиональная подготовка иностранных студентов.

Given article represents disclosing of the components of structure of intercultural competence of foreign students.

Key words: the competence, intercultural competence, vocational training of foreign students.

Иностранные студенты являются носителями различных культур, что проявляется в поведении, стандартах общения, мировосприятия, усвоенных ими в процессе первичной социализации на родине. Все это способствует возникновению культурных барьеров между иностранными учащимися и гражданами нашей страны.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

4 (42) июль-август 2011 212-216

Необходимо учитывать и то, что иностранные учащиеся прибывают из стран с разными политическими системами, разными уровнями развития экономики и степенью интеграции в мировое сообщество, а также то, что в каждой стране существуют собственные национальные образовательные системы.

.....

ш

Образование в сфере культуры 213

Исследователи системы межкультурного взаимодействия (Р. Льюис, Д. Мацумото, Г. Триандис и др.) подтверждают, что эффективность поддержания разнообразных контактов и форм общения между представителями различных культур базируется не только на знаниях соответствующего языка, но и знании норм, правил, традиций, обычаев и т.д. другой культуры. Для иностранных студентов во многом обуславливает успешность обучения не только одно владение соответствующим иностранным языком, но и знание целого комплекса форм поведения, их механизмов, истории, психологии, культуры своих партнеров по общению. Иными словами, разнообразные формы взаимодействия и общения представителей разных культур предполагают наличие у них необходимых теоретических знаний, психологических качеств и практических навыков для эффективного взаимодействия, совокупность которых можно определить термином «компетентность».

Анализ источников, посвященных ком-петентностному подходу и его категориальному аппарату, позволяет сделать вывод о том, что в научной литературе нет четкого разграничения понятий «компетентность» и «компетенции», в связи с чем возникают трудности в интерпретации и использовании этих категорий. Использование в качестве основы в образовательном процессе компе-тентностного подхода позволяет рассматривать компетентность как владение, обладание личностью компетенциями на соответствующем уровне, отвечающем требованиям современной действительности.

Межкультурная компетентность как сложный теоретический конструкт, чрезвычайно востребованный в практике, привлек внимание многих ученых и практиков (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.П. Садохин и др.).

Исходя из постановки проблемы, ориентированной на понимание механизмов, опре-

деляющих поведение индивидов, принадлежащих различным социокультурным группам, представляет интерес понимание «культуры», данное А. Крёбером и К. Клакхоном, где культуру понимают как абстракцию конкретного человеческого поведения, но не само поведение (3). Мы культуру рассматриваем в контексте теории диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.), и понимаем как форму общения людей, как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью, как форму обретения и восприятия мира, основанную на идентичности (1, с. 1-4). Таким образом, подчеркивается многогранность культуры.

Многочисленные теории по тематике формирования межкультурной компетентности можно распределить на следующие основные группы, направленные на адаптацию в новых социокультурных условиях и концепции «культурного шока» (М. Беннет, Дж. Берри, С. Бочнер, К. Оберг, Л.Г. Поче-бут, Т.Г. Стефаненко, Г. Триандис и др.), осуществление коммуникационного процесса (О.А. Леонтович, С.Г. Тер-Минасова, А. Томас и др.), исследование международных отношений и делового взаимодействия различных культур (П. Карт, Р. Льюис, С.А. Скоса-рев, А. Томас, К. Фокс и др.).

Анализ работ, посвященных межкультурной компетентности, позволил выявить две тенденции определения исследуемого явления как способности или готовности (О.Е. Богданова, Л.А. Новикова, Н.С. Смирнова, Э.Р. Хакимов и др.) и как интегративно-го качества или свойства (Н.И. Алмазова, Р.Р. Бикитеева, Ю.В. Бжинская, Г.А. Дегтярева, А.П. Садохин, Н.В. Янкина и др.). Как видим, исследуемое понятие имеет сложную структуру.

Основываясь на различных концепциях и теориях, структурно-функциональную модель межкультурной компетентности иностранных студентов можно представить в виде следующей таблицы:

06_ТабадТаа1ёа.р65 213 1 05.10.2011, 13:02

^нтггш + i i i ■ м i i i

214 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^

Компетентность Компетенции (отдельные качества, свойства, способности) Характеристика уровней сформированности межкультурной компетентности

Знать Уметь Владеть

Межкультурная Мотивационно-когнитивные: - универсальные культурные ценности; - культурные различия; - психологию межкультурного взаимодействия, - собственное культурное наследие как предпосылку для дискуссии с людьми других культур. - осознавать себя в качестве поликультурных субъектов; - осознавать и преодолевать предрассудки; - устанавливать новые межкультурные взаимоотношения (социальная ориентация); - охотно учиться новому. - способностью решать задачи межкультурного взаимодействия; - широкой категоризацией; - интеллектуальной гибкостью; - критическим отношением к стереотипам.

Эмоциональные (ценностно- рефлексивные): основы развития «эмоциональной культуры». - ставить себя на место другого, смотреть на себя со стороны; - чутко воспринимать ценностные ориентиры других; - анализировать межкультурную ситуацию; - пересматривать свой опыт межкультурного контакта. - толерантным отношением; - выявлять актуальные проблемы межкультурного взаимодействия в своей профессиональной деятельности.

Поведенческие (операциональ-но-исполнитель-ские): универсальные поведенческие образцы поведения межкультурного взаимодействия. - практически решать проблемы в межкультурном конфликте, приспосабливаться к отличным социокультурным условиям. - опытом межкультурного взаимодействия в своей профессиональной деятельности; - способностью замещать действия другой культуры действиями, значимыми для собственной культуры (культурная гибкость); - опытом разрешения конфликта.

.....

ш

Образование в сфере культуры 215

Разнообразие подходов к пониманию сущности и структуры исследуемой категории позволило выделить следующие элементы межкультурной компетентности иностранных студентов:

- мотивационно-когнитивные компетенции, направленные на познание многообразия современного мира, выраженные в различных типах культурного проявления миропонимания, предполагающие адекватное восприятие и осмысление полученной информации в определенной системе знаний (характеризуется такими качествами, как гибкость, динамичность, преемственность, целостность);

- эмоциональные (ценностно-рефлексивные) компетенции, обращенные на самого себя и других, обуславливающие интенсивность формирования сенсорного фонда личности, выраженные в чувственности к изменениям в общении и взаимоотношениях людей, в психике, а также в умении анализировать достоинства и недостатки собственной деятельности и деятельности других;

- поведенческие (операционально-исполнительские) компетенции, ориентированные на формирование потребностей в саморазвитии, самоутверждении, в личностном и профессиональном становлении, основанные на чувственности к способам влияния на людей и к предметам и явлениям.

Мотивационно-когнитивные компетенции выражаются в мотивации и интересе к контакту с людьми из чужой культуры. Формирование мотивационно-когнитивных компетенций способствует пониманию другой культуры и выработке соответствующих моделей поведения. Процесс познания в данном случае ориентирован на то, чтобы студент получил представления об определенных знаниях, в частности, общекультурное понимание и культурно-специфическое понимание. Общекультурное понимание подразумевает культурное сознание, то есть знания культурной зависимости от собственного и чужого мышления, действия и поведения. Культурно-специфическим пониманием называют знания об определенной чужой культуре, ее ценнос-

тях, нормах и отношениях, а также ее правилах коммуникации и взаимодействия. В когнитивном плане вновь прибывшие нуждаются в информировании о политических, социальных и административных предписаниях страны пребывания, особенно о тех, которые непосредственно влияют и регулируют их жизнь. Они должны осознать, что эти правила могут иметь как формальные, так и неформальные проявления.

Процесс активного вхождения иностранного студента в другую культуру реализуется через взаимопроникновение культур, в основе которого лежит сопоставительный анализ. В ходе рефлексивной оценки и освоения элементов другой культуры иностранный студент постоянно проводит параллель с родной культурой и ее традициями. Важная роль в этом процессе отводится активной творческой позиции студента, которая реализуется на основе ценностно-рефлексивного взаимодействия. Ценностно-рефлексивное взаимодействие в процессе межкультурного общения рассматривается, как особая психологическая реальность, являющаяся важнейшим механизмом образовательной практики познания другого языка и культуры. Именно оно определяет уровень личностной включенности иностранного студента в образовательный процесс, его готовность к переосмыслению прошлого опыта, своего ценностного отношения к новой культуре и языку. Эмоционально они должны научиться справляться с отсутствием привычных мест, социальных связей и практик, с тревогой, которая определяется этими потерями, и стараться находить приятное и удовлетворяющее в своих новых обстоятельствах.

Данный компонент позволяет соотнести воспринятую информацию с взглядами, представлениями, убеждениями, идеалами личности и др. нормами, регламентирующими социокультурную действительность.

Поведенческие (операционально-исполнительские) компетенции проявляются в выборе соответствующих действий в различных ситуациях. В поведенческом аспекте предполагается освоение новых моделей поведения

06_ТабадТаа[ёа.р65 215 1 05.10.2011, 13:02

.....

I I I ■ M I I I

216 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^

в межличностных и социальных отношениях, чтобы эффективно взаимодействовать с представителями из принимающей культуры.

Таким образом, механизм формирования межкультурной компетентности представляет собой, с одной стороны, неосознанный про-

цесс усвоения норм с помощью имитации, некритического восприятия господствующих стереотипов, с другой стороны, этот процесс происходит в результате активного взаимодействия человека с институтами общества, специально созданными для его социализации.

Примечания

1. Викторова, Л. Г. Диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина - В.С. Библера / Л.Г. Викторова. - Саранск, 1992. - С.1-4.

2. Садохин, А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 / Александр Петрович Садохин; [место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - М., 2009. - 42 с.

3. Kroeber, A. L. Culture. A Critical Concepts and Definitions / A.L. Kroeber, С. Kluckhohn // Papers of Prabody Museum of American Archeology and Ethnology. - 1952.

06_Ta8agTaaiea.p65 216 1 05.10.2011, 13:02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.