.....
п
212 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^
10. Культурное разнообразие во имя диалога и развития : [Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, единодушно принятая 185 странами-участницами на Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 2001 г., содержит основу новой этики взаимодействия культур] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.unrussia.ru/institutions/unesko.html
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.educom.ru/ га/ nasha_novaya_shkola/ school.php
СТРУКТУРА
МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Т. А. Меркулова
Московский государственный университет культуры и искусств
Данная статья посвящена рассмотрению компонентов структуры межкультурной компетентности иностранных студентов.
Ключевые слова: компетентность, межкультурная компетентность, профессиональная подготовка иностранных студентов.
Given article represents disclosing of the components of structure of intercultural competence of foreign students.
Key words: the competence, intercultural competence, vocational training of foreign students.
Иностранные студенты являются носителями различных культур, что проявляется в поведении, стандартах общения, мировосприятия, усвоенных ими в процессе первичной социализации на родине. Все это способствует возникновению культурных барьеров между иностранными учащимися и гражданами нашей страны.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
4 (42) июль-август 2011 212-216
Необходимо учитывать и то, что иностранные учащиеся прибывают из стран с разными политическими системами, разными уровнями развития экономики и степенью интеграции в мировое сообщество, а также то, что в каждой стране существуют собственные национальные образовательные системы.
.....
ш
Образование в сфере культуры 213
Исследователи системы межкультурного взаимодействия (Р. Льюис, Д. Мацумото, Г. Триандис и др.) подтверждают, что эффективность поддержания разнообразных контактов и форм общения между представителями различных культур базируется не только на знаниях соответствующего языка, но и знании норм, правил, традиций, обычаев и т.д. другой культуры. Для иностранных студентов во многом обуславливает успешность обучения не только одно владение соответствующим иностранным языком, но и знание целого комплекса форм поведения, их механизмов, истории, психологии, культуры своих партнеров по общению. Иными словами, разнообразные формы взаимодействия и общения представителей разных культур предполагают наличие у них необходимых теоретических знаний, психологических качеств и практических навыков для эффективного взаимодействия, совокупность которых можно определить термином «компетентность».
Анализ источников, посвященных ком-петентностному подходу и его категориальному аппарату, позволяет сделать вывод о том, что в научной литературе нет четкого разграничения понятий «компетентность» и «компетенции», в связи с чем возникают трудности в интерпретации и использовании этих категорий. Использование в качестве основы в образовательном процессе компе-тентностного подхода позволяет рассматривать компетентность как владение, обладание личностью компетенциями на соответствующем уровне, отвечающем требованиям современной действительности.
Межкультурная компетентность как сложный теоретический конструкт, чрезвычайно востребованный в практике, привлек внимание многих ученых и практиков (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.П. Садохин и др.).
Исходя из постановки проблемы, ориентированной на понимание механизмов, опре-
деляющих поведение индивидов, принадлежащих различным социокультурным группам, представляет интерес понимание «культуры», данное А. Крёбером и К. Клакхоном, где культуру понимают как абстракцию конкретного человеческого поведения, но не само поведение (3). Мы культуру рассматриваем в контексте теории диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.), и понимаем как форму общения людей, как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью, как форму обретения и восприятия мира, основанную на идентичности (1, с. 1-4). Таким образом, подчеркивается многогранность культуры.
Многочисленные теории по тематике формирования межкультурной компетентности можно распределить на следующие основные группы, направленные на адаптацию в новых социокультурных условиях и концепции «культурного шока» (М. Беннет, Дж. Берри, С. Бочнер, К. Оберг, Л.Г. Поче-бут, Т.Г. Стефаненко, Г. Триандис и др.), осуществление коммуникационного процесса (О.А. Леонтович, С.Г. Тер-Минасова, А. Томас и др.), исследование международных отношений и делового взаимодействия различных культур (П. Карт, Р. Льюис, С.А. Скоса-рев, А. Томас, К. Фокс и др.).
Анализ работ, посвященных межкультурной компетентности, позволил выявить две тенденции определения исследуемого явления как способности или готовности (О.Е. Богданова, Л.А. Новикова, Н.С. Смирнова, Э.Р. Хакимов и др.) и как интегративно-го качества или свойства (Н.И. Алмазова, Р.Р. Бикитеева, Ю.В. Бжинская, Г.А. Дегтярева, А.П. Садохин, Н.В. Янкина и др.). Как видим, исследуемое понятие имеет сложную структуру.
Основываясь на различных концепциях и теориях, структурно-функциональную модель межкультурной компетентности иностранных студентов можно представить в виде следующей таблицы:
06_ТабадТаа1ёа.р65 213 1 05.10.2011, 13:02
^нтггш + i i i ■ м i i i
214 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^
Компетентность Компетенции (отдельные качества, свойства, способности) Характеристика уровней сформированности межкультурной компетентности
Знать Уметь Владеть
Межкультурная Мотивационно-когнитивные: - универсальные культурные ценности; - культурные различия; - психологию межкультурного взаимодействия, - собственное культурное наследие как предпосылку для дискуссии с людьми других культур. - осознавать себя в качестве поликультурных субъектов; - осознавать и преодолевать предрассудки; - устанавливать новые межкультурные взаимоотношения (социальная ориентация); - охотно учиться новому. - способностью решать задачи межкультурного взаимодействия; - широкой категоризацией; - интеллектуальной гибкостью; - критическим отношением к стереотипам.
Эмоциональные (ценностно- рефлексивные): основы развития «эмоциональной культуры». - ставить себя на место другого, смотреть на себя со стороны; - чутко воспринимать ценностные ориентиры других; - анализировать межкультурную ситуацию; - пересматривать свой опыт межкультурного контакта. - толерантным отношением; - выявлять актуальные проблемы межкультурного взаимодействия в своей профессиональной деятельности.
Поведенческие (операциональ-но-исполнитель-ские): универсальные поведенческие образцы поведения межкультурного взаимодействия. - практически решать проблемы в межкультурном конфликте, приспосабливаться к отличным социокультурным условиям. - опытом межкультурного взаимодействия в своей профессиональной деятельности; - способностью замещать действия другой культуры действиями, значимыми для собственной культуры (культурная гибкость); - опытом разрешения конфликта.
.....
ш
Образование в сфере культуры 215
Разнообразие подходов к пониманию сущности и структуры исследуемой категории позволило выделить следующие элементы межкультурной компетентности иностранных студентов:
- мотивационно-когнитивные компетенции, направленные на познание многообразия современного мира, выраженные в различных типах культурного проявления миропонимания, предполагающие адекватное восприятие и осмысление полученной информации в определенной системе знаний (характеризуется такими качествами, как гибкость, динамичность, преемственность, целостность);
- эмоциональные (ценностно-рефлексивные) компетенции, обращенные на самого себя и других, обуславливающие интенсивность формирования сенсорного фонда личности, выраженные в чувственности к изменениям в общении и взаимоотношениях людей, в психике, а также в умении анализировать достоинства и недостатки собственной деятельности и деятельности других;
- поведенческие (операционально-исполнительские) компетенции, ориентированные на формирование потребностей в саморазвитии, самоутверждении, в личностном и профессиональном становлении, основанные на чувственности к способам влияния на людей и к предметам и явлениям.
Мотивационно-когнитивные компетенции выражаются в мотивации и интересе к контакту с людьми из чужой культуры. Формирование мотивационно-когнитивных компетенций способствует пониманию другой культуры и выработке соответствующих моделей поведения. Процесс познания в данном случае ориентирован на то, чтобы студент получил представления об определенных знаниях, в частности, общекультурное понимание и культурно-специфическое понимание. Общекультурное понимание подразумевает культурное сознание, то есть знания культурной зависимости от собственного и чужого мышления, действия и поведения. Культурно-специфическим пониманием называют знания об определенной чужой культуре, ее ценнос-
тях, нормах и отношениях, а также ее правилах коммуникации и взаимодействия. В когнитивном плане вновь прибывшие нуждаются в информировании о политических, социальных и административных предписаниях страны пребывания, особенно о тех, которые непосредственно влияют и регулируют их жизнь. Они должны осознать, что эти правила могут иметь как формальные, так и неформальные проявления.
Процесс активного вхождения иностранного студента в другую культуру реализуется через взаимопроникновение культур, в основе которого лежит сопоставительный анализ. В ходе рефлексивной оценки и освоения элементов другой культуры иностранный студент постоянно проводит параллель с родной культурой и ее традициями. Важная роль в этом процессе отводится активной творческой позиции студента, которая реализуется на основе ценностно-рефлексивного взаимодействия. Ценностно-рефлексивное взаимодействие в процессе межкультурного общения рассматривается, как особая психологическая реальность, являющаяся важнейшим механизмом образовательной практики познания другого языка и культуры. Именно оно определяет уровень личностной включенности иностранного студента в образовательный процесс, его готовность к переосмыслению прошлого опыта, своего ценностного отношения к новой культуре и языку. Эмоционально они должны научиться справляться с отсутствием привычных мест, социальных связей и практик, с тревогой, которая определяется этими потерями, и стараться находить приятное и удовлетворяющее в своих новых обстоятельствах.
Данный компонент позволяет соотнести воспринятую информацию с взглядами, представлениями, убеждениями, идеалами личности и др. нормами, регламентирующими социокультурную действительность.
Поведенческие (операционально-исполнительские) компетенции проявляются в выборе соответствующих действий в различных ситуациях. В поведенческом аспекте предполагается освоение новых моделей поведения
06_ТабадТаа[ёа.р65 215 1 05.10.2011, 13:02
.....
I I I ■ M I I I
216 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^
в межличностных и социальных отношениях, чтобы эффективно взаимодействовать с представителями из принимающей культуры.
Таким образом, механизм формирования межкультурной компетентности представляет собой, с одной стороны, неосознанный про-
цесс усвоения норм с помощью имитации, некритического восприятия господствующих стереотипов, с другой стороны, этот процесс происходит в результате активного взаимодействия человека с институтами общества, специально созданными для его социализации.
Примечания
1. Викторова, Л. Г. Диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина - В.С. Библера / Л.Г. Викторова. - Саранск, 1992. - С.1-4.
2. Садохин, А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 / Александр Петрович Садохин; [место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - М., 2009. - 42 с.
3. Kroeber, A. L. Culture. A Critical Concepts and Definitions / A.L. Kroeber, С. Kluckhohn // Papers of Prabody Museum of American Archeology and Ethnology. - 1952.
06_Ta8agTaaiea.p65 216 1 05.10.2011, 13:02