^нтггш + i ■ i i ■
240 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь ^
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Т. А. Меркулова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье обосновывается использование проектных технологий в качестве эффективного способа формирования межкультурной компетентности иностранных студентов.
Ключевые слова: проектные технологии, межкультурная компетентность, профессиональная подготовка иностранных студентов
Article is a substantiation of a choice of design technologies as an effective way of formation of intercultural competence of foreign students of high school of culture and arts.
Keywords: design technologies, intercultural competence, vocational training of foreign students.
Профессиональная подготовка в вузе культуры и искусств для иностранных студентов сопровождается вхождением в новую для них образовательную среду, что, как правило, вызывает различного рода сложности и проблемы, продиктованные тем, что представители разных стран и культур очень мало знают друг о друге. Все это не может не сказаться на длительности и сложности адаптации к условиям обучения. В результате появляется необходимость формирования у иностранных студентов механизмов межкультурного общения, а именно - межкультурной компетентности в процессе обучения.
Выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование межкультурной компетентности у иностранных студентов, позволило определить целесообразность применения проектных технологий.
Наибольшие трудности иностранные сту-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 240-242
денты в процессе подготовки в вузе культуры и искусств испытывают не на занятиях по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а на занятиях гуманитарного и социально-экономического профиля, поскольку именно здесь для успешного обучения необходимо владение языком на достаточно высоком уровне, позволяющем вести разговоры на абстрактные темы.
В числе исследователей, изучающих проблему формирования межкультурной компетентности, можно выделить Н.М. Лебедеву, А.П. Садохина, Г.У. Солдатову, Т.Г. Стефанен-ко и др. Проблеме использования проектных технологий в образовательном процессе посвящены работы Д. Жака, В.В. Гузеева, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и др. Роль проектных технологий в формировании межкультурной компетентности раскрыта в работах М.Ю. Бухаркиной, А.Ю. Уварова, Т.В. Чабалы и др.
11_Tá6ágTaáíéá.p65 240 1 21.06.2011, 13:29
.....
I I I ■ М I I I
Образование в сфере культуры 241
Вызывает интерес позиция А.П. Садохина, который утверждает, что наиболее эффективными методами формирования межкультурной компетентности являются те, которые направлены на анализ фактов социокультурной ситуации межкультурного взаимодействия в виде генерирования всех имеющихся знаний и навыков. В связи с этим, отмечает исследователь, в практике межкультурного обучения широкое распространение получили активные методы
(5).
В качестве трудностей в профессиональной подготовке иностранных студентов в вузе культуры и искусств в первую очередь мы бы назвали выявление проблемы отбора содержания обучения, а также методическое обеспечение самого образовательного процесса. Иностранный студент, сталкиваясь с непониманием учебного материала, вынужден искать дополнительные источники информации для освоения заданного, а это позволяет высветить еще одну проблему - организации самостоятельной работы студентов.
Характер учебно-профессиональной деятельности иностранных студентов в вузе культуры и искусств способствовал выделению следующих дидактических условий, учет которых позволит повысить уровень профессиональной компетентности иностранных студентов: лич-ностно-деятельностный, социокультурный, проблемно-проектный подходы.
Выбор проектных технологий в качестве эффективного способа формирования межкультурной компетентности в профессиональной подготовке иностранных студентов вузов культуры и искусств обусловлен их спецификой, лежащей в основе всех активных методов, которые предполагают практическое взаимодействие в условиях специально организованной социокультурной среды, которая дает больше возможностей для освоения адаптивных моделей поведения, понимания других, научению эмпатии и рефлексии.
Проектные технологии, ориентированные на формирование межкультурной компетентности, строятся на основе использования следующих принципов: проблемности (направлен-
ность на решение актуальных для студентов и имеющих социальную значимость задач, основанных на научном и творческом поиске); целостности, выраженной в системе от разработки проекта до анализа полученного результата; взаимосвязи образования и культуры; связи с будущей профессией; использования форм как индивидуальной, так и коллективной работы; субъект-субъектной направленности (участие студентов в качестве активных участников образовательного процесса); междисциплинар-ности (использование в проектах знаний из различных научных областей); полифункциональности (студент выступает активным субъектом проектной деятельности, выполняющим различные роли и обязанности); результативности (ориентирование и прогнозирование конечного результата); срочности (ограниченности во времени); утилитарности (ориентация на решение актуальных проблем); алгоритмичности, выраженной в определенной последовательности этапов деятельности для достижения результатов; рефлексивности (анализ полученных результатов и проделанной работы); презентативности (демонстрация конечного продукта).
Проектная технология является интегра-тивным дидактическим средством развития личности обучаемого, позволяющим вырабатывать следующие качества (1): мотивацион-ную основу и повышение инициативности в области профессиональной деятельности; логику, навыки научного поиска, освоение исследовательских методов; творческие способности; ориентацию в информационном пространстве и отбор необходимого материала из различных областей знаний; расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков в изменяющихся ситуациях; самостоятельной познавательной деятельности, навыки самоуправления и самоорганизации; навыки работы в коллективе, коммуникативные; рефлексию; знание моделей поведения в контексте межкультурного взаимодействия.
Обобщенно организацию проектной технологии можно представить следующими этапами: 1) проблемно-ориентированный этап,
11_ТабадТаа1ёа.р65 241 1 21.06.2011, 13:29
.....
I I I ■ M I I I
242 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь
включающий обоснование актуальности конкретной проблемы, определение целей и задач; 2) организационный этап, направленный на разработку основного инструментария проекта; 3) содержательный этап, подразумевающий осуществление конкретных действий для достижения поставленной цели; 4) рефлексивный, предполагающий презентацию результатов, самооценку и самоанализ (2; 3, с. 14-15).
В основу экспериментальной методики по формированию межкультурной компетентности была положена классификация проектов согласно доминирующей деятельности. Для экспериментальной методики по формированию межкультурной компетентности в профессиональной подготовке иностранных студентов были выбраны следующие виды проектов: исследовательский, творческий и практико-ориентированный (4).
Нами был сделан вывод о том, что с проектными технологиями студентов необходимо подробно знакомить еще при обучении в вузе. Важным условием является организация проектной деятельности студентов таким образом, чтобы они в дальнейшем смогли бы грамотно использовать эту технологию в своей будущей профессии.
На основе проведенного исследования раскрыто направление образования в сфере культуры и искусств: показано, что целью формирования межкультурной компетентности в профессиональной подготовке иностранных студентов вузов культуры и искусств является развитие их творческой индивидуальности.
Подготовка специалистов, имеющих не только широкий кругозор, но и умеющих реализовать на практике полученные знания, способствует их успешному включению в национальный и мировой культурный процесс. Важную роль в процессе формирования межкультурной компетентности в ходе реализации проектной технологии сыграли задания, в которых отображается изучаемая культура, а сама формулировка задания стимулирует к сравнению культуры, приводит к выводу об их уникальности и многообразии. Познание культуры происходит при изучении культурных артефактов, что в данном проекте было представлено результатом творческой деятельности.
Критериями и показателями оценки сфор-мированности межкультурной компетентности можно счиать: информированность (в качестве показателя выступает степень осведомленности о собственной культуре и культурном многообразии); эмпатичность (степень чуткости личности к другим); адаптивность (умение приспосабливаться к меняющимся социально-культурным условиям).
Таким образом, эффективное формирование межкультурной компетентности может быть достигнуто при использовании экспериментальной методики формирования межкультурной компетентности в профессиональной подготовке иностранных студентов вузов культуры и искусств, которая основана на проектном подходе с использованием современных педагогических технологий: творческих, исследовательских и практико-ориентированных проектных.
Примечания
1. Гулиянц, С. Б. Метод проектов в работе со студентами / С. Б. Гулиянц // Социальная политика и социология. - 2009. - № 1. - С. 304-310.
Киркина, Е. Э. Развитие проектной культуры школьников / Е. Э. Киркина // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 89-91.
3. Новиков, А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Эгвес, 2004. - 120 с.
4. Полат, Е. С. Метод проектов: типология и структура / Е.С . Полат // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - № 9. - С. 9-17.
5. Садохин, А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования : автореф. дис. ... доктора культурологии : 24.00.01 / Александр Петрович Садохин; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - М., 2009. - 42 с.
11_Tä6ägTääieä.p65 242 1 21.06.2011, 13:29