Научная статья на тему 'Взаимодействие семьи и школы как педагогическое условие формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков'

Взаимодействие семьи и школы как педагогическое условие формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ / CROSS-CULTURAL VALUES / CROSS-CULTURAL VALUE ORIENTATIONS / COOPERATION WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ольга Олеговна

Рассматривается проблема взаимодействия семьи и школы в межкультурном вопросе как одно из педагогических условий формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков. Дается обоснование необходимости тесного сотрудничества родителей подростков и педагогов в воспитании уважительного отношения к межкультурным ценностям, также приводятся результаты констатирующего этапа эксперимента, подтверждающего эту мысль, и предлагается программа, направленная на организацию сотрудничества педагогов с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AND SCHOOL COOPERATION AS A PEDAGOGICAL CONDITION OF CROSS-CULTURAL VALUE ORIENTATIONS FORMATION IN ADOLESCENCE

The article deals with the problem of family and school cooperation in the question of cross-cultural understanding as a pedagogical condition of cross-cultural value orientations in adolescence. Cross-cultural value orientations refer to the personal orientation at cross-cultural values which cannot but be crucial in the epoch of globalization. The necessity and the specific features of close cooperation between teenager's parents and school staff in cultivation of respect towards cross-cultural values is explained by the author. The results of the ascertaining experiment confirming the idea under consideration are given in the article as well. The author also suggests using the developed program which contains two directions as the item for implementation of this pedagogical condition.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие семьи и школы как педагогическое условие формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков»

Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2015. 7 (160)

УДК 373. 1

О. О. Захарова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

Рассматривается проблема взаимодействия семьи и школы в межкультурном вопросе как одно из педагогических условий формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков. Дается обоснование необходимости тесного сотрудничества родителей подростков и педагогов в воспитании уважительного отношения к межкультурным ценностям, также приводятся результаты констатирующего этапа эксперимента, подтверждающего эту мысль, и предлагается программа, направленная на организацию сотрудничества педагогов с родителями.

Ключевые слова: межкультурные ценности, межкультурные ценностные ориентации, взаимодействие с семьей.

В условиях бурного экономического роста, развития информационных технологий, расширения контактов между представителями разных национальностей в различных сферах общественной жизни, увеличения темпов миграции, непрекращающегося проникновения СМИ в жизнь отдельной личности все более очевидным становится формирование стойкой ориентации личности на межкультурные ценности. Следуя указанным тенденциям, современная школа призвана готовить к жизни личность, обладающую межкультурными ценностными ориентациями. Именно учителя, в соответствии с Советом Европы, рассматриваются той мощной силой, которая способна «внести существенный вклад в образовательный процесс поколений людей, свободных от социальных предубеждений, расизма, дискриминации, злобы, ксенофобии, ненависти» [1]. Мы считаем, что перечисленные свойства могут в полной мере определять ценности, которые трактуются в эпоху глобализации как межкультурные и которые должны занимать важное место в аксиосфере современной личности. Необходимо также обозначить, что направленность личности на межкультурные ценности понимается нами как межкультурные ценностные ориентации. Отсюда можно заключить, что современная школа должна опираться в своей деятельности на межкультурный подход как одно из ее концептуальных направлений.

В рамках межкультурного подхода преподаватель в процессе педагогической деятельности, как замечает Е. Б. Быстрай, должен: занимать такую позицию, согласно которой он будет воспитывать у студентов уважение к культуре другого народа; давать объективную оценку явлениям культуры другого народа; пробуждать у студентов желание узнать как можно больше узнать о стране изучаемого языка, учитывая при этом возможности взаимного обогащения культур [2, с. 79]. Данные основания деятельности учителя и школы способствуют формированию направленности личности

на межкультурные ценности. Отсюда вытекает вопрос: какие педагогические условия должны создаваться для того, чтобы обеспечить реализацию отмеченных направлений и, следовательно, поспособствовать формированию у школьника межкультурных ценностных ориентаций?

Отметим, что в педагогике понятие «условия» трактуется по-разному: совокупность мер педагогического процесса, направленная на повышение его эффективности (Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева) [3, с. 158]; внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированное педагогом, предполагающее достижение определенного результата (Н. М. Бо-рытко) [4, с. 18] и т. д. Понятие «педагогические условия» отличает следующее: оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства [5]. В нашем исследовании педагогические условия выступают как неотъемлемые, целенаправленно отобранные элементы, затрагивающие все сферы учебно-воспитательного процесса школы, направленные на формирование межкультурных ценностных ориентаций подростков. Анализ педагогической литературы по данному вопросу, а также отмеченных ранее направлений в деятельности педагога позволил нам выявить и обосновать педагогические условия формирования межкультурных ценностных ориентаций подростков.

К ним мы относим: 1) взаимодействие семьи и школы в межкультурном вопросе; 2) разработку авторской программы «На перекрестке культур»; 3) стимулирование мотивации подростка к межкультурной коммуникации.

В статье мы рассмотрим взаимодействие семьи и школы в межкультурном вопросе как одно из выделенных нами межкультурных ценностных ори-ентаций подростков. Данное условие в полной мере соответствует такому важному педагогиче-

О. О. Захарова. Взаимодействие семьи и школы как педагогическое условие формирования.

скому принципу, как единство воспитательной деятельности школы и семьи. Отмеченный принцип, как мы считаем, в межкультурном контексте можно трактовать следующим образом:

1. Педагогу необходимо помнить, что личность подвергается влиянию разных общественных институтов, выступающих в лице семьи, учителей, сверстников, окружающих взрослых людей, общественных организаций, представители которых обладают своим набором межкультурных стереотипов и отношением к иным национальностям. Как отмечается в Дневнике межкультурного общения Совета Европы, «возникновение и развитие у человека отношения к другим культурам зависит в большей степени от факторов социализации» [1]. Неоценимой является роль семьи в формировании межкультурных ценностных ориентаций подростка. Именно семья дает ему важный опыт взаимодействия с разными людьми, в ней он учится слушать и уважать мнение других. Еще раз обратимся к мысли из Дневника межкультурного общения: «...отношение членов семьи к другим культурным группам, а также их поведение при общении с „чужими", равно как и использование в семье нескольких языков, тоже влияет на отношение ребенка» [1]. Это значит, что в освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, поэтому для педагога очевидна необходимость строить тесное взаимодействие с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия и в таком важном вопросе современности, как формирование направленности подростка на межкультурные ценности.

2. Для достижения подобного результата у педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать в себе те качества, которые они хотели бы прививать детям. Это значит, что повышение как своей педагогической культуры, так и педагогической культуры родителей в исследуемом нами вопросе должно выступать важным направлением во взаимодействии школы и семьи. Очевидно, что педагог навряд ли сможет перевоспитать родителей, но повлиять на характер их взаимоотношений с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы представляется возможным. Необходимо помнить, что образовательный потенциал семьи огромен. «Образовательный потенциал семьи - это совокупность условий, направленных на полноценное осуществление ее образовательной задачи» [6, с. 78].

3. Практическая реализация рассматриваемого принципа должна осуществляться посредством создания единой системы воспитания, применения активных форм взаимодействия между педагогом,

руководящим подобной работой, всем педагогическим коллективом, родителями и непосредственно самими подростками. Педагогу как организатору подобного взаимодействия предстоит проделать огромную работу.

Таким образом, взаимодействие с родителями подростков может осуществляться в соответствии с предлагаемой нами программой по двум направлениям: 1) повышение педагогической и общей культуры родителей в межкультурном вопросе и 2) организация практико-ориентированной деятельности. Подчеркнем, что нами было проведено входное анкетирование родителей и подростков перед началом реализации программы сотрудничества. Цель анкетирования: определить, насколько подростки и их родители готовы к принятию межкультурных ценностей как важных в их жизни. В качестве определяющей методики был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» [7], обычно применяющийся для диагностики общего уровня толерантности. Обоснование нами данного выбора строится на признании того, что толерантность выступает в качестве одной из основополагающих межкультурных ценностей, поэтому ее высокий, средний или низкий уровень является показательным для определения готовности подростков и их родителей к принятию межкультурных ценностей.

Исследование проводилось нами на базе МБОУ «СОШ № 108» г. Трехгорного. В эксперименте участвовали 57 подростков и 65 родителей. Мы подвели итоги в соответствии с использованной методикой без деления их на суб-шкалы, определив уровень толерантности в общем. Нами были получены следующие результаты: 34 % подростков и 27 % взрослых обладают низким уровнем толерантности, 55 % подростков и 71 % взрослых -средним и лишь 11 % подростков и 2 % взрослых -высоким. Проведенное анкетирование подчеркнуло необходимость целенаправленной работы педагога с подростками и непосредственно с их родителями в межкультурном вопросе, причем особый акцент в ней должен быть сделан на повышение культуры родителей в этом вопросе, так как их показатели чуть ниже. Отметим, что у взрослых выполнение анкеты, предложенной им во время родительского собрания, заняло намного меньше времени. Это может быть, по нашему мнению, объяснено сложившимися стереотипами взрослых людей, что составляет особую сложность при сотрудничестве со школой в данном вопросе.

На основании эксперимента была разработана программа взаимодействия с родителями по отмеченным ранее направлениям. Первое направление - повышение педагогической и общей культуры родителей в межкультурном вопросе - предполагает проведение следующих мероприятий:

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 7 (160)

1. Лекторий «Жизнь в глобальном мире».

2. Родительское собрание по теме «Как научить ребенка жить в глобальном мире».

3. Межкультурный тренинг.

4. Родительское собрание по теме «Что такое межкультурные ценности».

5. Беседа с родителями на тему «Проблемы взаимопонимания».

6. Школьная конференция на тему «Значение семейных традиций в формировании у ребенка межкультурных ценностей».

7. Межкультурный тренинг.

8. Совместное с детьми родительское собрание по теме «Межкультурные ценности в традициях нашей семьи».

К задачам, выполнение которых преследует программа в рамках этого направления, можно отнести: проинформировать родителей учащихся о тенденциях современной жизни и возможностях личности в глобальном мире; призвать к сотрудничеству в данном вопросе; познакомить родителей с основными понятиями по рассматриваемому вопросу (межкультурные ценности, толерантность, эмпатия, стереотипы); обратить внимание на сложность принятия межкультурных ценностей и их важность для достижения эффективной коммуникации.

В рамках второго направления - организация практико-ориентированной деятельности - предполагается проведение следующих мероприятий:

1. Практикум «На перекрестке культур».

2. Совместная с детьми работа над проектом «Поликультурный портрет школы, региона, страны и всего мира».

3. Конференция «Мир диалога культур».

4. Тренинг, школьная акция «Мы живем в глобальном мире».

5. Экскурсия с детьми на тематическую выставку.

6. Семейное чтение и обсуждение книги, отражающей межкультурный вопрос (книга выбирается на общем собрании и прочитывается родителями и подростками).

7. Защита проектов.

8. Межкультурный фестиваль.

Задачами практико-ориентированного направления являются следующие: поспособствовать осмыслению подростками и их родителями вопросов о многообразии культур, их культурной принадлежности; сплотить детей и их родителей в совместной деятельности; продемонстрировать подросткам на примере действий родителей важность принятия межкультурных ценностей.

Таким образом, систематическая и целенаправленная реализация данной программы в рамках взаимодействия семьи и школы как одного из условий формирования межкультурных ценностных ориентаций подростка может, на наш взгляд, поспособствовать принятию межкультурных ценностей подростком.

Список литературы

1. Дневник межкультурного общения . Европейский контекст, ключевые понятия и теоретические основания // Совет Европы . URL: http:// coe . int/t/dg4/autobiography/Source/.../AIE_autobiographyj"u . pdf (дата обращения: 05.06 .2014) .

2 . Быстрай Е . Б . Межкультурно-партисипативный подход как теоретико-методологическая стратегия формирования межкультурной педа-

гогической компетенции // Вестн . Оренбургского гос . ун-та . 2003. Вып . 6 . С . 78-83.

3 . Яковлев Е . В . , Яковлева Н . О . Педагогическая концепция: методологические аспекты построения . М . : Гуманитарный изд . центр ВЛА-

ДОС, 2006 . 239 с.

4 . Борытко Н . М . Целостный подход как система регулятивов научно-педагогического исследования // Изв . Волгоградского гос . пед . ун-та .

2010 .Вып .9 (53) .С .16-20 .

5 . Штейнмарк О . В . Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий в педагогическом процессе // Зна-

ние . Понимание . Умение . 2008. Вып . 1. С . 211-215 .

6 . Грибоедова Т . П . Образовательный потенциал современной семьи // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2006 . Вып . 10 (61) .

С 77-79

7 . Солдатова Г. У., Шайгерова Л . А. Психодиагностика толерантности личности . М . : Смысл, 2008. 172 с.

Захарова О. О., аспирант, учитель.

Челябинский государственный педагогический университет.

Пр. Ленина, 69, Челябинск, Россия, 454080. МБОУ «СОШ № 108».

Ул. Космонавтов, 20а, Трехгорный, Челябинская область, Россия, 456080. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.07.2014.

О. О. Захарова. Взаимодействие семьи и школы как педагогическое условие формирования...

O. O. Zakharova

FAMILY AND SCHOOL COOPERATION AS A PEDAGOGICAL CONDITION OF CROSS-CULTURAL VALUE ORIENTATIONS

FORMATION IN ADOLESCENCE

The article deals with the problem of family and school cooperation in the question of cross-cultural understanding as a pedagogical condition of cross-cultural value orientations in adolescence. Cross-cultural value orientations refer to the personal orientation at cross-cultural values which cannot but be crucial in the epoch of globalization. The necessity and the specific features of close cooperation between teenager's parents and school staff in cultivation of respect towards cross-cultural values is explained by the author. The results of the ascertaining experiment confirming the idea under consideration are given in the article as well. The author also suggests using the developed program which contains two directions as the item for implementation of this pedagogical condition.

Key words: cross-cultural values, cross-cultural value orientations, cooperation with parents.

References

1. Dnevnik mezhkul'turnogo obshcheniya . Evropeyskiy kontekst, klyuchevye ponyatiya i teoreticheskiye osnovaniya [Diary of intercultural communication . European context, main notions and theoretical bases] . Sovet Evropy- Council of Europe. URL: http://coe . int/t/dg4/autobiography/ Source/.../AIE_autobiography_m . pdf (accessed 5 June 2014) (in Russian) .

2 . Bystray E . B . Mezhkul'turno-partisipativnyy podkhod kak teoretiko-metodologicheskaya strategiya formirovaniya mezhkul'turnoy pedagogicheskoy

kompetentsii [Intercultural participative approach as theoretical and methodological strategy for intercultural pedagogical competence formation] . Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Orenburg State University Bulletin, 2003, no . 6, pp . 78-83 (in Russian) .

3 . Yakovlev E . V., Yakovleva N . O . Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskiye aspekty postroeniya [Pedagogical conception:

methodological aspects for foundation] . Moscow, VLADOS Publ . , 2006 . 239 p . (in Russian) .

4 . Borytko N . M . Tselostnyy podkhod kak sistema regulyativov nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya [Holystic approach as a system of

regulations of a scientific and pedagogical research] . Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Volgograd State Pedagogical University Bulletin, 2010, no, 9 (53), pp . 16-20 (in Russian) .

5 . Shteynmark O . V. Pedagogicheskiye usloviya effektivnogo ispol'zovaniya komp'yuternykh tekhnologiy v pedagogicheskom protsesse

[Pedagogical conditions of effective use of computer technologies in pedagogical process] . Znaniye. Ponimaniye. Umeniye - Knowledge. Understanding. Skill, 2008, no . 1, pp . 211-215 (in Russian) .

6 . Griboyedova T. P. Obrazovatel'nyy potentsial sovremennoy sem'i [Educational potential of a modern family] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo

pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, no . 10 (61), pp . 77-79 (in Russian) .

7 . Soldatova G . U ., Shaygerova L . A . Psikhodiagnostika tolerantnostilichnosti [Psychodiagnostics of tolerance] . Moscow, Smysl Publ ., 2008. 172 p .

(in Russian)

MBEI "Secondary School no. 108".

Ul. Kosmonavtov, 20a, Tryohgorny, Tselyabinsk region, Russia, 465080. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.