которая доминирует. Российский психолог Г.Л. Тульчинский выделяет четыре основные формы успеха. Во-первых, это результативный успех, приносящий личности некоторое социальное признание, «популярность». Данная форма ориентации на успех характерна для психологии личности конкурентного, рыночного общества, но ее гиперразвитие чревато психологическим неблагополучием.
Во-вторых, это успех, выражающийся для личности в признании со стороны «значимых других». Именно в нем проявляется избирательность личности, для которой важен не любой успех, не любое признание, а только значимое для нее самой. Лишь в этом случае признание выступает реальной силой, побуждающей к деятельности.
В-третьих, это успех как преодоление трудностей в форме самопреодоления. Он является важным фактором развития личности и выступает не просто как преодоление каких-то внешних преград, но как самоопределение, самостановление, самотворчество личности. Достижение успеха при разрешении, казалось бы, непреодолимых проблем и полученный при этом опыт преодоления трудностей составляют ценный багаж для самотворчества личности.
В-четвертых, это успех в качестве реализации призвания, когда значим не столько результат, сколько сама деятельность. Часто на пути к успеху человек получает удовлетворе-
ние не столько от конечного результата, хотя и это присутствует, сколько от самого процесса его достижения. Для «достигающей» личности с ярко выраженной потребностью в самоутверждении достижение успеха является полновесной ценностью и детерминан-той самотворчества [5, с. 120-150].
Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день успешность личности может рассматриваться как ее социально-психологическая характеристика, предполагающая направленность на успех, наличие социально признанных достижений, собственную удовлетворенность процессом и результатами собственной жизни. Таким образом, формирование у молодежи ориентации на успех, успешность, инициативу, самостоятельное жизнетворчество должно базироваться на более эффективном использовании всех социальных институтов, на выработке адекватных социальных стимулов поведения, ориентирующих личность на достижения с учетом различных путей ее развития.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Влияние культурно-исторических представлений на особенности самоопределения молодежи в центральных и провинциальных регионах России» (грант № 08-06-00273а).
Библиографический список
1. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журн. 1995. Т. 16, № 1. С. 3-18.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005.
3. Лабунская В.А. Социальная психология личности. М., 2000.
4. Фоломеева Т.В. Социальные представления о благополучии // Мир психологии. 2004. № 3. С. 122-132.
5. ТульчинскийГ.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990.
УДК 159.9:37.015.3
Л.Ю. ФОМИНА
Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: [email protected]
Технология педагогической поддержки ценностных ориентаций подростков
Статья посвящена технологическим аспектам педагогической поддержки ценностных ориентаций подростков в современной социокультурной ситуации. Автором представлены требования, предъявляемые к технологии педагогической поддержки в условиях личностно-ориентированного подхода. Охарактеризованы педагогические условия осуществления успешной педагогической поддержки ценностных ориентаций подростка. Представлены основные методы, приобщающие подростка к социокультурным ценностям. Подробно описана последовательность дейс-
© Л.Ю. Фомина, 2008
твий педагога для осуществления эффективной педагогической поддержки ценностных ориентаций подростков. Отмечается,что подобная педагогическая поддержка должна базироваться на нравственной позиции педагога и его профессиональной компетентности и определяться степенью готовности к взаимному сотрудничеству.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, ценностные ориентации подростков, педагогические условия, направления работы педагога, методы приобщения, последовательность действий педагога, специфика диагностического обследования, приёмы психолого-педагогического воздействия, программа реализации поддержки
L.Y FOMiNA Technology of Pedagogical Support of Valuable Orientations of Teenagers
Article is devoted technological aspects of pedagogical support of valuable orientations of teenagers in a modern cultural situation. The author presents the requirements shown to technology of pedagogical support in conditions of the personality focused approach. Pedagogical conditions of realisation of successful pedagogical support of valuable orientations of the teenager are characterised. The basic methods attaching the teenager to cultural values are presented. The sequence of actions of the teacher for realisation of effective pedagogical support of valuable orientations of teenagers is in detail described. It is noticed, that pedagogical support of valuable orientations of the teenager should be based on a moral position of the teacher and its professional competence, and be defined by degree of readiness for mutual cooperation.
Key words: pedagogical support, valuable orientations of teenagers, pedagogical conditions, directions of work of the teacher, familiarising methods, sequence of actions of the teacher, specificity of diagnostic inspection, receptions of psihological and pedagogical influence, program of realisation of support.
Процесс формирования ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности, в связи с этим возрастает потребность в разработке технологий, которые создали бы благоприятные условия для формирования и развития ценностных ориентаций подростков. Поэтому в современной социокультурной ситуации особую значимость приобретает одно из приоритетных направлений повышения эффективности работы школы в учебно-воспитательном процессе - осуществление педагогической поддержки ценностных ориентаций подростков. Технология такой поддержки основана на гуманистическом мышлении педагога, которое позволяет видеть в подростке не ученика, а человека, который учится.
Отношение к подростку предполагает ценностный подход к личности, уважение самобытности, понимание того, что он имеет собственное «Я», свой внутренний мир, способен мыслить и творить. В связи с этим выделяются требования, предъявляемые к технологии педагогической поддержки в условиях личностно-ориентированного подхода:
диалогичность взаимоотношений подростка и педагога;
деятельностно-творческий характер взаимодействия;
направленность на поддержку индивидуального развития личности;
предоставление подростку необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения [1, с. 29-37].
Для того чтобы педагогическая поддержка ценностных ориентаций подростка осуществлялась успешно, необходимо соблюдать ряд педагогических условий [2]. Во-первых, поддержка должна осуществляться на основе:
наличия у педагога установки на необходимость оказания педагогической поддержки личности подростка;
определенного уровня психолого-педагогической подготовки педагога;
использования разнообразных видов, форм и методов педагогической поддержки;
соединения теории и практики педагогической поддержки ценностных ориентаций;
координации деятельности педагогов-воспитателей различных социально-педагогических учреждений в организации педагогической поддержки;
создания позитивной установки у подростка.
Во-вторых, чтобы педагогическая поддержка ценностных ориентаций была эффективной, необходимо признать подростка субъектом развития. В соответствии с этим поддержка должна осуществляться на основе следующих положений:
ориентации на эмоционально-личностный, интеллектуальный, физический потенциал подростка, опоры на социальную, творческую и учебную самостоятельность;
учета индивидуальности каждого субъекта деятельности;
создания условий для саморазвития, самообразования, самовоспитания личности подростка.
В-третьих, деятельность педагога по поддержке ценностных ориентаций подростка должна осуществляться по психологическому, социальному направлениям и представлять собой взаимосвязь и взаимодействие субъектов.
Педагогическая поддержка ценностных ориентаций должна осуществляться посредством разработанных в педагогической науке методов, приобщающих подростка к социокультурным ценностям, создавая духовное и предметное пространство, необходимое для его саморазвития и самореализации [3, с. 264-266].
Первый метод направлен на стимулирование интереса у подростков к участию в определённой деятельности. При помощи приёмов, которые присущи этому методу, педагог пробуждает у воспитанника интерес к деятельности, в результате чего тот предпринимает действия, которые приобщают его к этой деятельности и ставят в определённые отношения с другими её участниками. Заинтересованность вызывается педагогом при помощи таких приёмов, как рассказ, беседа, показ, чтение, ролевые игры. Педагог направляет внимание, эмоции, мысли воспитанников на цели и деятельность, которые будут способствовать формированию необходимых качеств.
Второй метод репродуцирования обеспечивает практическое осуществление воспитывающей деятельности, организованной педагогом на том же уровне. Нацеливание подростка на выполнение действия определённым способом и на установление межличностных отношений частично достигается приёмами, присущими и первому методу. Но направленность деятельности в этом случае осуществляется, прежде всего, такими специфическими приёмами воспитателя, как упражнения, поручения, поощрения, требования. Главным результатом этого метода является то, что у подростков начинают складываться проектируемые качества личности. Посредством этого метода педагог помогает подростку приобретать минимум знаний и умений, накапливать личный опыт для самостоятельной деятельности, в которой он сможет решать свои проблемы.
Третий метод - закрепления и обогащения - воздействует на дальнейшее формирование необходимых качеств личности. При помощи этого метода активизируются
самостоятельные усилия подростков, стимулируется их самоорганизация. Используются такие приёмы, как пример, критика, самокритика, дискуссия, постановка целей, обсуждение общественного мнения и др.
Следующий, четвёртый метод содействия и творчества доводит усвоение норм и ценностей до самого высокого уровня осознанности и осуществления их реализации. Педагог содействует развитию самостоятельности подростка через организацию его деятельности и формирование межличностных отношений. При этом его главная задача - помочь подростку закрепить усвоенные нормы и ценности, самореализоваться.
Для того чтобы педагогическая поддержка ценностных ориентаций была более эффективной, педагогу необходимо придерживаться определённой последовательности действий [6]. На первом этапе происходит предварительное знакомство с личностью подростка, накопление первичного материала, дающего возможность иметь более или менее достоверное представление о нем. В ходе знакомства с личностью воспитанника используются такие методы, как наблюдение, изучение документов, беседа, опрос, анкетирование, тестирование.
Наблюдение ведётся в целенаправленно выбранных ситуациях по специально разработанной программе. Она ориентирована на выявление особенностей поведения воспитанника в процессе взаимоотношений со сверстниками и педагогами, во время осуществления как учебной, так и других видов деятельности. Особое внимание уделяется тому, какое участие подростки принимают в жизни коллектива, во внеурочных мероприятиях, внешкольных делах. Изучение документов даёт возможность получить материал о личности подростка. Для этого необходимо ознакомиться с личными делами детей, медицинскими картами, классными журналами и отчётными материалами. Чтобы выяснить взаимоотношения подростка с родителями, педагогами, сверстниками в школе и вне ее, используется метод беседы. Она помогает выявить нравственную атмосферу в семье, выяснить характер отношений, поведения родителей, подростка в семье и в школе, во дворе и в кругу друзей.
Опрос как важный метод исследования личности позволяет получить информацию
Психология
не только о внутренних побуждениях детей, но и о результатах их деятельности и поведения. Опрос может проводиться как в устной (интервью), так и в письменной (анкетирование) форме.
Одним из методов целенаправленного обследования испытуемых является тестирование, которое позволяет объективно исследовать диагностируемые качества. Наиболее информативными диагностическими методиками в данном случае служат: тест животных Р. Заззо, который позволяет определить основные тенденции развития и ценности подростка; тест юмористических фраз, разработанный А.Г. Шмелевым и В.С. Бабиной, позволяющий диагностировать мотивацион-ную сферу личности; тест «Шкала тревожности», разработанный на основе «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша, который позволяет оценить объекты, вызывающие у подростка чувство психологического дискомфорта [4].
Второй этап характеризуется проведением общей диагностики личности с целью выявления социального портрета. Общая диагностика позволяет вскрыть подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие то или иное состояние или действие подростка, установить последовательность и возможные направления его дальнейшего развития.
На третьем этапе механизма педагогической поддержки ценностных ориентаций проводится анализ результатов проведенного диагностического обследования. Такой анализ, применяемый при работе с детьми, базируется на следующих положениях [5]:
качественный анализ данных, полученных в ходе исследования;
постановка динамического «функционального диагноза»;
выявление сильных сторон личности;
система субъективных оценок и представлений подростка о своих возможностях, о путях выхода из сложившейся жизненной ситуации, в том числе и в сравнении с возможностями своих сверстников.
Четвертый этап действия педагога - это разработка и реализация комплексной программы педагогической поддержки личности подростка, направленной на приобщение растущей личности к социокультурным, нравственным ценностям, на создание духовного и предметного пространства, необходимого для саморазвития и самореализации. Эта программа должна содержать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на целостное систематическое воздействие на личность подростка. В ходе анализа результатов диагностического обследования педагог должен выбрать оптимальные приемы психолого-педагогического воздействия, которые могут включать в себя беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, тренинги, дискуссии, диспуты (на которых ученики узнают нормы, ценности, правила поведения, а также познают самих себя). Необходимо также отметить, что неотъемлемой частью реализации этой программы является создание педагогом атмосферы доверия и доброжелательности, обеспечение психологической безопасности и комфорта учащихся.
В заключение отметим, что педагогическая поддержка ценностных ориентаций подростка должна иметь для него характер сложившегося общения со взрослым без использования каких-либо форм принуждения, базироваться на нравственной позиции педагога и его компетентности и определяться степенью готовности к взаимному сотрудничеству.
Библиографический список
1. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. 2000. № 4. С. 29-37.
2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХi века // Новые ценности образования. 1996. Вып. 6.
3. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995. С. 264-266.
4. ШевандринН.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.
5. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. № 2.
6. Кон Н.С., ФельдштейнД.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996.
УДК 316.6
Р.М. ШАМИОНОВ
Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: [email protected]
П.Д. НИКИТЕНКО
Саратовский военный институт ВВ МВД РФ, кафедра педагогики и психологии
E-mail: [email protected]
Соотношение идентичности и представлений о мире в процессе профессиональной социализации курсантов военного вуза
В статье анализируются результаты эмпирического исследования структуры и характера формирования идентичности в процессе профессиональной социализации личности курсантов. Соотносятся категории идентичности и характеристики представлений о мире, устанавливаются взаимосвязи, свидетельствующие о сложном процессе становления личности военного специалиста - будущего офицера.
Ключевые слова: идентичность, идентификационная матрица, социальные представления, военно-профессиональная социализация, личность, представления о мире.
R.M. SHAMiONOV, P.D. NiKiTENKO Parity of Identity and Representations About the World in the Course of Professional Socialisation of Cadets of Military High School
In article results of empirical research of structure and character of formation of identity in the course of professional socialisation of the person of cadets are analyzed. Categories of identity and the characteristic of representations about the world correspond, the interrelations testifying to difficult process of formation of the person of the military expert - the future officer are established.
Key words: identity, identification matrix, social representations, military professional socialisation, person, representations about the world.
Осознание человеком собственной идентичности осуществляется посредством процессов социальной категоризации и социальной идентификации. Они связаны сложными отношениями, в результате которых выстраивается определенная схема, относящаяся к собственному Я, включенному в разные категории в зависимости от членства в группах. Однако сам процесс этого включения опирается на когнитивную картину мира, приобретаемую и конструируемую одновременно в процессе социальной перцепции. Картина мира - это и есть тот образ мира, о котором говорил А.Н. Леонтьев, его характеристики «выражают объективность, раскрытую совокупной общественной практикой, идеализированной в системе значений, которые каждый отдельный индивид находит как ''вне-его-существующее'' - воспринимаемое, усваиваемое» [1].
Изучение вопроса о социальных представлениях и идентичности как детерминан-
тах социально-психологических отношений позволило И.С. Клециной сделать вывод о том, что они обладают возможностью влиять на систему социальных связей субъектов, способны конструировать эти связи [2].
Совершенно понятно, что и социальные представления, и идентичность, будучи представленными в структуре самосознания, выполняют определенную регулятивную и поведенческую функции, реализация которых и обусловливает специфику социальных связей. Между тем, на наш взгляд, не надо абсолютизировать эту роль, поскольку, как известно, в различных группах личность может реализовать различные ценности и акты в соответствии с так называемым социальным консенсусом. В этом смысле конгруэнтность этих параметров некоторым ситуациям (тем более если они не согласуются с поведением в других ситуациях) еще не означает постоянства соответствующих проявлений. Качественное своеобразие этих проявлений
© Р.М. Шамионов, П.Д. Никитенко, 2008