Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентации патриотической направленности в процессе физкультурно-спортивной деятельности подростков'

Формирование ценностных ориентации патриотической направленности в процессе физкультурно-спортивной деятельности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / СПОРТИВНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / VALUABLE ORIENTATIONS / PATRIOTIC EDUCATION / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY / TEENAGERS / SPORTS PUBLIC ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паутов Виталий Геннадьевич

В работе представлены педагогические условия формирования ценностных ориентации подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Определены критерии сформированности ценностных ориентации подростков на патриотическую деятельность. Представлены результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паутов Виталий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of valuable orientations with patriotic direction in the course of physica culture and sports activity among teenagers

The work presents the pedagogical conditions of formation of valuable orientations among teenagers in the course of physical culture and sports activity. The criteria of matured valuable orientations of teenagers for patriotic activity have been defined. Results of research are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентации патриотической направленности в процессе физкультурно-спортивной деятельности подростков»

ской активности детей школьного возраста / М.Р. Битянова, А.Г. Комков // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 1. - С. 12-15.

3. Лубышева, Л.И. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников / Л.И. Лубышева, А.В. Малинин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 6. - С. 2-7.

4. Максимова, М.В. Половозрастные особенности некоторых показателей психомоторного развития школьников // Психологические проблемы физического воспитания школьников. - М., 1994. - С. 37-49.

Контактная информация: masha1224208@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Виталий Геннадьевич Паутов, преподаватель,

Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК)

г. Челябинск

Аннотация

В работе представлены педагогические условия формирования ценностных ориентации подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Определены критерии сформи-рованности ценностных ориентации подростков на патриотическую деятельность. Представлены результаты исследования.

Ключевые слова: ценностные ориентации, патриотическое воспитание, физкультурноспортивная деятельность, подростки, спортивные общественные объединения.

FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS WITH PATRIOTIC DIRECTION IN THE COURSE OF PHYSICA CULTURE AND SPORTS ACTIVITY AMONG

TEENAGERS Vitaly Gennadevich Pautov, the teacher,

The Ural state university of physical training,

Chelyabinsk

Annotation

The work presents the pedagogical conditions of formation of valuable orientations among teenagers in the course of physical culture and sports activity. The criteria of matured valuable orientations of teenagers for patriotic activity have been defined. Results of research are presented.

Keywords: valuable orientations, patriotic education, physical culture and sports activity, teenagers, sports public associations.

Одной из основных целей реформирования нашего государства является построение гражданского общества, которое предусматривает высокую степень развития как государственных, так и общественных институтов саморегуляции и саморазвития социума. Важнейшую роль в структуре последних занимают общественные объединения граждан (организации, фонды, учреждения). Сущность кризисных явлений в педагогике, наиболее остро проявившихся в конце XX века, заключалась, прежде всего, в отказе от прежних идеалов, ценностей, целей воспитания, в поиске новых образцов содержательной и структурной перестройки системы образования.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В исследовании на основании теоретического анализа литературы по теме патриотического воспитания, нормативных документов и собственных исследований, на-

ми предложен комплекс педагогических условий, который включает в себя:

- включение подростков в процессы создания, структурного оформления и организации деятельности спортивного общественного объединения патриотической направленности;

- создание в спортивном общественном объединении воспитывающей среды, способствующей формированию патриотических качеств и самовоспитанию подростков, формированию патриотических чувств к родному краю, региону, Отечеству;

- наличие программно-методического обеспечения патриотического воспитания подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности в условиях спортивного общественного объединения.

Исследования проводились в начале и в конце учебного года в течение трех лет. В педагогическом эксперименте принимали участие: контрольная и две экспериментальные группы. Контрольная группа (КГ) - подростки спортивного клуба «Парашютист» г. Златоуст (21 чел.); первая экспериментальная группа (ЭГ-1) - подростки военно-патриотического клуба «Афганец» г. Магнитогорск (20 чел.) и вторая экспериментальная группа (ЭГ-2) - подростки спортивного клуба патриотической направленности «Патриот» г. Челябинск (20 чел.).

Такой набор опытно-экспериментальных групп был обусловлен тем, что во всех этих учреждения велась работа по патриотическому воспитанию подростков. Возрастной состав испытуемых от 14 до 16 лет. Форма проведения эксперимента групповая.

Для получения результатов опытно-экспериментальной работы нами была осуществлена диагностика уровней сформированности ценностных ориентации на патриотическую деятельность подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности в условиях общественной спортивной организации в динамике.

Было проведено два комплексных среза. Экспертная комиссия состояла из руководителей спортивных общественных организаций, тренеров-преподавателей, психологов и преподавателей Уральского государственного университета физической культуры.

Для определения уровня сформированности ценностных ориентаций до эксперимента было проведено исследование по трем критериям. В таблице 1 представлены результаты сравнительных данных уровней сформированности ценностных ориентации подростков опытных групп по трем критериям: «Адекватность самооценки», «Умение выстраивать взаимоотношения с окружающими», «Направленность деятельности».

Таблица 1

Результаты сравнительных данных уровней сформированности ценностных ориентации подростков экспериментальных групп по трем критериям

(до эксперимента) (%)

Критерии сформированности КГ (п = 21) ЭГ-2 (п=20) ЭГ-1 (п=22)

Н С В Н С В Н С В

Адекватность самооценки 35,5 56,7 7,8 35,5 57,3 7,2 33,7 58,3 8,1

Умение выстраивать взаимоотношения с окружающими 35,8 55,7 8,5 36,6 56,1 6,8 34,9 58,4 6,7

Направленность деятельности 34,6 56,5 8,9 33,7 59,1 7,2 30,8 59,6 9,6

Примечание: Н - низкий уровень сформированности; С - средний уровень сформированности; В - высокий уровень сформированности.

По первому критерию «Адекватность самооценки» данные показатели характеризуют распределение подростков по уровням примерно одинаково. На различных уровнях проявляются незначительные отличия друг от друга, как и по всей совокупности. Во всех трех группах подростки распределены по уровням сформированности ценностных отношений.

Второй критерий «Умение выстраивать взаимоотношения с окружающими име-

ет примерно такой же результат.

Приведенные данные указывают на то, что и по третьему критерию большинство подростков относятся к среднему уровню сформированности ценностного отношения.

По совокупности всех трех критерием наибольшая часть подростков экспериментальных групп находятся на среднем уровне (таблица 2).

Это еще раз доказывает то, что сформированность ценностных ориентации подростков в деятельности спортивных общественных объединений находится на недостаточном уровне.

Таблица 2

Итоговые сравнительные данные распределения подростков экспериментальных групп по уровням сформированности ценностных ориентации

до эксперимента) %

Группы Количество Уровни сформированности

подростков Низкий Средний Высокий

Контрольная группы 22 35,3 56,3 8,4

Экспериментальная группы № 2 20 35,2 57,6 7,2

Экспериментальная группы №1 21 32,4 59,5 80

По окончании педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование (таблица 3). Результаты показывают изменения процентного соотношения уровней сформированности по первому критерию, но эти изменения не однозначны.

Таблица 3

Результаты сравнительных данных уровней сформированности ценностных ори-

ентации подростков опытных групп по трем критериям ______________(после эксперимента) (%)___________

Критерии сформированности КГ (п = 21) ЭГ-2 (п=20) ЭГ-1 (п=22)

Н С В Н С В Н С В

Адекватность самооценки 32,2 57,6 10,2 21,3 56,5 22,1 6,4 44,5 46,4

Умение выстраивать взаимоотношения с окружающими 23,7 64,5 11,8 14,2 44,6 41,2 6.6 34,8 55,6

Направленность деятельности 23,7 51,4 24,9 10,8 46,8 43,3 3,7 47,0 49,3

По совокупности всех трех критериев процентное соотношение сформирован-ности ценностного отношения подростков по трем критериям изменилась, но изменилась неоднозначно.

Итоговые сравнительные данные распределения подростков экспериментальных групп по уровням сформированности ценностных ориентации представлены в таблице 4. Наибольшая часть подростков КГ перешла на средний уровень сформиро-ванности ценностных ориентации, увеличилось количество подростков со средним уровнем и уменьшилось количество подростков с низким уровнем сформированности ценностного отношения.

Таблица 4

Итоговые сравнительные данные распределения подростков экспериментальных

групп по уровням сформированности ценностных ориентации __________________(после эксперимента) %________________

Группы Количество подростков Уровни сформированности

Низкий Средний Высокий

Контрольная группы 22 26,5 57,8 15,7

Экспериментальная группы № 2 20 10,7 52,7 36,6

Экспериментальная группы №1 21 5,3 43,3 51,4

Подростки ЭГ-2 перешли на средний и высокий уровни сформированности ценностных ориентации, причем процентное соотношение среднего уровня выше по

отношению к высокому уровню.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что если руководители, педагоги спортивных общественных объединений не ставят целью формирование ценностных ориентации подростков в процессе патриотического воспитания, то их сформированность происходит стихийно, а уровень оставляет желать лучшего.

Таким образом, деятельность спортивных общественных объединений необходимо выстраивать по параметрам, которые нацелены на то, чтобы подросток овладел системой ценностных ориентации, что позволяет ему лучше познать себя и лучше ориентироваться в окружающем мире ценностей, в том числе ценностей патриотизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский, М.В. Ценностные ориентации российского образования / М.В. Богуславский // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 72-75.

2. Бундзен, П.В. Оздоровительный психофизический тренинг: принципы построения и практическая результативность / П.В. Бундзен, Л. Л. Азупчик // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века : сб. науч. статей / Все-рос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1994. - С. 14-18.

3. Левашов, В.К. Патриотизм в контексте современных социальнополитический реалий / В.К. Левашов // Социс. - 2006. - № 8. - С. 68.

4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. 3-е изд. СПб. : Питер, 2003. - 351 с. (Мастера психологии).

5. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шкалинский. - М. : Просвещение, 1978. - 176 с.

6. Пиантковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Пиантковский. - Якутск, 2006. - 43 с.

7. Хекхаузен, М. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. - М. : Педагогика, 1986. - 392 с.

Контактная информация: orehov54@mail.ru

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СПОРТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ

Марина Эдуардовна Плеханова, кандидат педагогических наук,

Алина Маратовна Кабаева, заслуженный мастер спорта России, Олимпийский чемпион,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрены и проанализированы критерии спортивной эстетики в гимнастических видах спорта.

Ключевые слова: показатели, критерии, спортивная эстетика, гимнастика.

MAIN CRITERIA FOR SPORTS AESTHETICS

Marina Eduardovna Plehanova, the candidate of pedagogical sciences,

Alina Maratovna Kabaeva, the deserved master of sports of Russia,

The Olympic champion,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

In the article the criteria of aesthetics in gymnastic kinds of sport have been reviewed and analyzed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: performance criteria, aesthetics of sport, gymnastics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.