Научная статья на тему 'Основные критерии спортивной эстетики'

Основные критерии спортивной эстетики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1277
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ / КРИТЕРИИ / СПОРТИВНАЯ ЭСТЕТИКА / ГИМНАСТИКА / PERFORMANCE CRITERIA / AESTHETICS OF SPORT / GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плеханова Марина Эдуардовна, Кабаева Алина Маратовна

В статье рассмотрены и проанализированы критерии спортивной эстетики в гимнастических видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Плеханова Марина Эдуардовна, Кабаева Алина Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main criteria for sports aesthetics

In the article the criteria of aesthetics in gymnastic kinds of sport have been reviewed and analyzed.

Текст научной работы на тему «Основные критерии спортивной эстетики»

отношению к высокому уровню.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что если руководители, педагоги спортивных общественных объединений не ставят целью формирование ценностных ориентации подростков в процессе патриотического воспитания, то их сформированность происходит стихийно, а уровень оставляет желать лучшего.

Таким образом, деятельность спортивных общественных объединений необходимо выстраивать по параметрам, которые нацелены на то, чтобы подросток овладел системой ценностных ориентации, что позволяет ему лучше познать себя и лучше ориентироваться в окружающем мире ценностей, в том числе ценностей патриотизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский, М.В. Ценностные ориентации российского образования / М.В. Богуславский // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 72-75.

2. Бундзен, П.В. Оздоровительный психофизический тренинг: принципы построения и практическая результативность / П.В. Бундзен, Л. Л. Азупчик // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века : сб. науч. статей / Все-рос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1994. - С. 14-18.

3. Левашов, В.К. Патриотизм в контексте современных социальнополитический реалий / В.К. Левашов // Социс. - 2006. - № 8. - С. 68.

4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. 3-е изд. СПб. : Питер, 2003. - 351 с. (Мастера психологии).

5. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шкалинский. - М. : Просвещение, 1978. - 176 с.

6. Пиантковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Пиантковский. - Якутск, 2006. - 43 с.

7. Хекхаузен, М. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. - М. : Педагогика, 1986. - 392 с.

Контактная информация: orehov54@mail.ru

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СПОРТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ

Марина Эдуардовна Плеханова, кандидат педагогических наук,

Алина Маратовна Кабаева, заслуженный мастер спорта России, Олимпийский чемпион,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрены и проанализированы критерии спортивной эстетики в гимнастических видах спорта.

Ключевые слова: показатели, критерии, спортивная эстетика, гимнастика.

MAIN CRITERIA FOR SPORTS AESTHETICS

Marina Eduardovna Plehanova, the candidate of pedagogical sciences,

Alina Maratovna Kabaeva, the deserved master of sports of Russia,

The Olympic champion,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

In the article the criteria of aesthetics in gymnastic kinds of sport have been reviewed and analyzed.

Keywords: performance criteria, aesthetics of sport, gymnastics.

Определенные требования к эстетическим показателям соревновательных упражнений отражены в правилах соревнований многих гимнастических видах спорта [1].

Мы соединили требования соревновательных упражнений и обнаружили различные подходы к их выбору (таблица 1).

Таблица 1

Эстетические требования, регламентированные правилами состязаний

в гимнастических видах спорта

№ п/п Требования Виды спорта

1 легко с/г э/г х/г с/а

2 выразительно + + + +

3 в соответствии с музыкой + + + +

4 с хорошей осанкой + + + +

5 естественно + + + +

6 уверенно + + + +

7 с большой амплитудой движения + + +

8 грациозно + + +

9 с высоким полётом (в прыжках) + + +

10 безукоризненно + + + +

11 виртуозно + +

12 чисто + + +

13 на большой скорости + +

14 ритмично + +

15 точно + + + +

17 в соответствии с индивидуальными особенностями + +

18 слажено,синхронно + + +

19 изящно + +

21 артистично + + + +

22 с высокой степенью владения телом + +

23 непринуждённо + + + +

Примечание: с/г- спортивная гимнастика; х/г- художественная гимнастика; э/г-эстетическая гимнастика; с/а- спортивная аэробика

Причем различия в требованиях основных показателей сводится, как правило, к их различным группировкам. Поэтому эстетические показатели исполнительского мастерства мы выводили на основе анализа, где простые перечни требований регламентированы правилами состязаний в гимнастических видах спорта и сводились в отдельные группы. В группах учитывалась весомость ведущих признаков движения -системой объективных технико-эстетических критериев исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта, а также эталонные характеристики ведущих достижений спортсменов (рисунок 1).

На рисунке 1 отражена система объективных технико-эстетических критериев исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта:

1-ый уровень - техническое мастерство в целом, где сформированы общие качественные характеристики: красота, эффектность, зрелищность, гармоничность, художественность;

2-ой уровень - отдельные признаки техники движений: техничность, выразительность, хореографичность, виртуозность, музыкальность;

3-ий уровень - частные признаки техники движений, составляющие единичные характеристики исполнительского мастерства: динамичность, легкость, амплитуд-ность, ритмичность, точность, пластичность, четкость, целостность, согласованность, рациональность.

Только с учётом весомостей всех признаков, комплексный показатель качества

технико-эстетических движений становится наиболее объективным, общим критерием.

Рис. 1. Система объективных технико-эстетических критериев исполнительского мастерства

Информация об эталонных моделях (высшие достижения спортсменов) дает возможность сравнивать соответствие показателей каждого спортсмена по этим критериям и использовать полученные данные для разных видов отбора спортсменов для коррекции, направленности и содержания тренировочного процесса на разных этапах подготовки, а также для прогнозирования спортивной деятельности.

Одним из важных критериев исполнительского мастерства гимнастического вида спорта: сложность, артистичность и качество исполнения программы. Единицами измерения исполнительского мастерства спортсменов являются баллы, выставленные судьями. Спортивный результат в гимнастических видах спорта носит субъективный характер, поэтому для объективизации судейства создают внешнее и апелляционное жюри, контролирующие работу судейских бригад во время соревнований и применяющие к судьям санкции. В настоящее время постоянных, неизменяемых критериев для элементов «сложности» не существует.

Под сложностью упражнений, понимается координационная трудность элементов и соединений, отнесённых к группам ценности с учётом возрастания степени её проявления. Относительно точными единицами измерения сложности элементов является критерии их ценности: от 0,01 до 1 балла.

Правила соревнований и классификацию сложности элементов изложенную в них, можно рассмотреть как один из «рычагов» управления развитием гимнастики, а высшие достижения спортсменов мирового уровня как эталонные характеристики по критерию «сложность» соревновательных упражнений.

Критерий «артистичность» представляет собой большую сложность в оценке исполнительского мастерства, так как почти невозможно формализовать признаки артистичности в цифровом выражении. Оценки, выставленные судьями, могут какой-то степени характеризовать уровень подготовленности спортсменов. Наиболее характерные особенности, учитываемые судьями при оценке артистичности в гимнастических видах спорта:

- композиция (общее построение соревновательной программы с учётом специфических закономерностей связывание частей в единое целое и специальных требований);

- музыкальность (соответствие всех движений и музыки её темпу, ритму, структуре, фразам и музыкальному рисунку);

- оригинальность представления (сложность хореографии, перемещение в разных направлениях, использование нюансов и контрастов в музыке, сложной координацией); презентация (программы и единство действий партнёров в групповых упражнениях.).

Спортсмены должны демонстрировать уровень с приятными, естественными эмоциями[2].

Качество «исполнения» упражнения имеет решающее значение, так как низкое техническое мастерство сказывается на оценке, как сложности, так и артистичности. Отклонения от стиля, нарушение осанки, искажение техники (формы, ритма, темпа движений, падение предмета в художественной гимнастики) расцениваются как ошибки различной степени: «мелкие» 0,01-0,1; «средние» 0,1-0,3; «грубые» 0,3-0,5; «невыполнимые» до 1 балла.

По мнению судей в гимнастических видах спорта, спортсмены мирового класса показывают достаточно высокий уровень исполнительского мастерства. Гимнастка олимпийских игр в Пекине Е. Канаева представительница художественной гимнастики опередила своих соперников более чем на три балла, это говорит о высоком спортивном мастерстве, и в дальнейшем будет рассматриваться как эталонная модель (эталонная характеристика) спортсменки высокого класса. Таким образом, значительно обострившаяся конкуренция между спортсменами на международной арене, диктует необходимость уточнения эстетических критериев исполнительского мастерства, которые являются ориентирами для тренеров и гимнастов и относятся к сфере моделирования соревновательной деятельности спортсменов.

Анализ видеозаписей крупнейших соревнований по художественной спортивной и аэробной гимнастики за два года 2007-2008 г. показал, что сложность, музыкальность, оригинальность, композиционное оформление соревновательных программ, оцениваются судьями и влияют на конечный результат выступления спортсменов в гимнастических видах спорта. Однако, что бы добиться высокой эстетичности своих движений, необходимы общая и целевая координированность и определённый «двигательный вкус» (понимание красоты и изящества телодвижений поз, мимики и жестов) [3]. Только тогда, когда удаётся соединить техническое мастерство с эстетическим исполнением, возникает образ яркий, неповторимый, который способствует достижению спортивного результата, но и влияющий на судей и зрителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правила соревнований по художественной, спортивной, эстетической гимнастике 2004-2008 гг. // http://gimnastyka.narod.ru/index-3.html

2. Крючек, Е.С. Спортивная аэробика : содержание и модельные характеристики // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. - 2009. - № 11. - С. 16-19.

3. Коренберг, В.Б. О некоторых базовых понятиях в нашей сфере / В.Б. Корен-берг. - М. : Теория и практика физической культуры, 2008. - 9 с.

Контактная информация: shev37@mail.ru

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ В СТРУКТУРЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ)

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, профессор, Краснодарский колледж управления, техники и технологий

Аннотация

Цель исследования - создание методики кластерного анализа данных, адаптированной к технологиям физического воспитания. Автором обосновано, что кластеризация обучающихся - предпосылка для прогнозирования их учебно-тренировочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.