Научная статья на тему 'Технологические аспекты формирования толерантности в подростковой среде'

Технологические аспекты формирования толерантности в подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздецкая Ирина Александровна

В статье охарактеризована современная социокультурная ситуация, требующая создание педагогических условий, поиск новых форм, технологий организации пространства, позволяющего сформировать гуманистические ценностные ориентации, толерантные установки и отношения среди подростков. Рассматривается понятие «толерантность», используемое в рамках исследования, анализируются и раскрываются наиболее значимые аспекты технологии формирования толерантности в подростковой среде, отражающие их целевые ориентации, принципы, ожидаемые результаты. Обоснована целесообразность реализации социально-педагогических технологий во внеучебной деятельности, обеспечивающих становление толерантности во всех ее измерениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты формирования толерантности в подростковой среде»

УДК 159.9+373

Дроздецкая Ирина Александровна

Старший преподаватель кафедры социальной педагогики Томского государственного педагогического университета, diatom09@mail.ru, Томск

технологические аспекты формирования

толерантности в подростковой среде

Аннотация: В статье охарактеризована современная социокультурная ситуация, требующая создание педагогических условий, поиск новых форм, технологий организации пространства, позволяющего сформировать гуманистические ценностные ориентации, толерантные установки и отношения среди подростков. Рассматривается понятие «толерантность», используемое в рамках исследования, анализируются и раскрываются наиболее значимые аспекты технологии формирования толерантности в подростковой среде, отражающие их целевые ориентации, принципы, ожидаемые результаты. Обоснована целесообразность реализации социально-педагогических технологий во внеучебной деятельности, обеспечивающих становление толерантности во всех ее измерениях.

Ключевые слова: толерантность, внеучебная деятельность, социально-педагогическая технология, социально-педагогическая поддержка, игровая технология, проектная деятельность, коллективная творческая деятельность.

Drozdetskaya Irina Alexandrovna

Senior teacher of the Department of Social pedagogics at the Tomsk State Pedagogical University, diatom09@mail.ru, Tomsk

technological aspects of tolerance formation in the adolescent environment

Abstract. The modern sociocultural situation, demanding creation of pedagogical conditions, search of new forms, technologies of the organization of the space, allowing to create humanistic valuable orientations, tolerant installations and the relations among teenagers is characterized. The concept "tolerance" used within research is considered, the most significant aspects of technology of formation of tolerance in the teenage environment, target orientations reflecting them, the principles expected results are analyzed and reveal. Expediency of realization of social and pedagogical technologies in the extracurricular activities, providing tolerance formation in all its measurements is proved.

Keywords: tolerance, extracurricular activities, social-pedagogical technology, social-pedagogical support, game technology, project activity, cooperative creative activity.

Современная социокультурная ситуация характеризуется демократическими преобразованиями, провоцирующими появление таких проблем, как: деформация ценностной системы, усложнение социальной структуры общества, разобщенность людей, усиление эгоистических тенденций, узость интересов и кругозора, замкнутость человека на бытовых проблемах и т. п. Это, естественно, отражается и на детской, особенно подростковой, среде, проявляясь в недоброжелательности, агрессивности, взаимной нетерпимости. Поэтому особо значимым является создание социально-психологических и пе-

дагогических условий, поиск новых форм, методов, технологий организации социокультурного пространства, отвечающего современным требованиям образования и позволяющего сформировать гуманистические ценностные ориентации, толерантные установки, отношения у подростков к себе и другим людям. Ведущая роль в решении этого вопроса принадлежит школе как основному институту социализации личности.

Сегодня понятие «толерантность» имеет множество значений и проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Мы рассматриваем толерантность как социо-

культурную характеристику личности, проявляющеюся в ценностных отношениях, ориентациях к миру, себе, другим людям, разнообразным культурам, самостоятельности, ответственности, уважительном отношении к Другим, сотрудничестве, конструктивном межличностном взаимодействии, эмпатийности, которую необходимо формировать в процессе педагогически организованной деятельности. Процесс формирования толерантности может осу-ществлятьсякаквучебной,такивовнеучебной деятельности.

Подростковый возраст характеризуется тем, что в качестве ведущей деятельности выступает стремление к общению со сверстниками, происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в том, чтобы понять и принять себя, свои возможности и особенности, сходство и отличие с другими людьми. При этом предпринимаются попытки самоактуализации, самоутверждения в глазах сверстников, микрогруппы, класса, формируются способы поведения, которые позволят справиться с жизненными трудностями, осваиваются различные социальные роли. Но, несмотря на положительную динамику психофизиологических, поведенческих, личностных изменений, могут возникать и деструктивные проявления, порождая у подростков различные формы девиаций, проблемы в социализации, усвоении ценностей и социально-значимых качеств, связанные с отсутствием навыков конструктивного поведения, отношений в ситуациях риска (трудная жизненная ситуация или неблагоприятные условия). Следовательно, необходим анализ содержания существующих технологий в теории и практики педагогических наук, позволяющий выделить из них совокупность наиболее подходящих для закрепления положительных изменений и снижения негативных факторов влияния социума.

Внеучебная (внеурочная) деятельность в данном случае будет выступать тем пространством, сочетающим и предоставляющим большие возможности для организации целенаправленного процесса формирования готовности и способности к толерантному межличностному взаимодействию, толерантному поведению и признание ее как ценности личности. Она обеспечивает соз-

дание условий для свободного выбора каждым подростком направления и/или вида социальной и личностно-значимой деятельности; удовлетворение самых разных интересов, склонностей, потребностей ребенка; использование различных подходов (лич-ностно-ориентированный, деятельностный, социально-педагогический, аксиологический, культурологический и др.), способствующих развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации, созданию ситуаций успеха для каждого, воспитанию самостоятельности и ответственности, формированию социального опыта и системы ценностей [1]. Следовательно, внеурочная деятельность, являясь социокультурной средой, способна обеспечить в полной мере реализацию обозначенных социально-педагогических условий, необходимых для формирования толерантного сознания, поведения и отношений.

Многообразие социального мира и социальной жизни свидетельствует о существовании разнообразных технологий, обеспечивающих в совокупности формирование толерантности как ценностной социокультурной характеристики личности.

Детальный анализ социально-воспитательных технологий, обозначенный А. Г Се-левко, позволяет заключить, что технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо социальной проблемы [2].

Многие исследователи (И. А. Липский, Л. В. Мардахаев и др.) считают, что социально-педагогическая технология может быть представлена как целенаправленная, наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности по реализации специалистами совокупности методов, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком, группой в определенных условиях среды.

Опыт практического использования педагогических технологий является важным и плодотворно сказывается на результативности поставленных задач по формированию толерантности в подростковой среде. Исходя из определения социально-педагогической технологии, предложенного Л. В. Мардахаевым, следует отметить, что

последовательная социально-педагогическая деятельность обеспечивает формирование у подростков потребности и готовности к осознанному проявлению толерантности в межличностном взаимодействии, признание толерантности как важной жизненной ценности и позиции. Достижение прогнозируемой цели осуществляется за счет использования специалистами педагогического профиля совокупности методов, средств и приемов, определяющих компонентный состав технологии.

Наиболее актуальными для работы с детьми подросткового возраста являются следующие технологии: социально-педагогическая поддержка, игровые приемы, проектная, коллективная творческая деятельность, рассматриваемые с точки зрения целевых ориентаций, принципов организации и ожидаемых результатов, обеспечивающих становление толерантности во всех ее измерениях.

Педагогическая поддержка, являясь разновидностью педагогической поддержки, направлена на содействие ребенку в развитии его потребностей и формировании способностей к активной, самостоятельной, ответственной деятельности по решению своих проблем, связанных с обучением, взаимодействием с социальным окружением, поведением, освоением социального опыта, социализацией и адаптацией в социокультурном пространстве [4]. Ее осуществление невозможно без постоянного взаимодействия с другим человеком - педагогом, родителем в форме субъектно-субъектных, доверительных отношений.

В данном случае позиция педагога принимает деятельностный характер и включает в себя сопровождение, содействие, поддержку, осознание и понимание, что необходимо создавать условия для того, чтобы подросток смог сам решить личные и социальные проблемы своим индивидуальным, конструктивным способом, не вступающим в противоречие с социокультурными и нравственными ценностями общества.

Востребованным методом формирования толерантности в подростковой среде выступает коллективная творческая деятельность, история возникновения и развития которой связана с именем педагога А. С. Макаренко. Ее цель - выявить, учесть, развить творче-

ские способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т. п.). Единицей коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело (КТД), которое организуется взрослыми и детьми совместно.

Коллективная творческая деятельность рассматривается с традиционной и личност-но-ориентированной точек зрения. Традиционная коллективная творческая деятельность предполагает сотрудничество детей и взрослых, при котором активность воспитанников и педагогов представлена как единое целое [3]. Личностно-ориентированная деятельность основана на взаимодействии детей и взрослых, акцент в которой делается на личной заинтересованности каждого участника в планировании и проведении какого-либо дела.

В нашем исследовании особым образом выделена личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность, направленная, в первую очередь, на развитие подростка как индивидуальности и на создание условий для формирования толерантной личности.

При анализе результатов совместной деятельности особое внимание обращается на оценку взаимоотношений детей и подростков, комфортность каждого при выполнении коллективного задания, значимость действий каждого в достижении общих результатов.

Следует отметить, что принципы технологии коллективной творческой деятельности имеют много пересечений с принципами толерантности, такими как активность участников взаимодействия, диалогичность, способность к плодотворному общению, свобода выбора, удовлетворенность деятельностью и общением участников взаимодействия.

Следовательно, использование данной технологии помогает увлечь воспитанников общим делом, снять межличностную напряженность в отношениях, раскрывает их лучшие стороны, учит подростков договариваться при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оцен-

ки, высказывать мнения о действиях других людей, ребята приобретают опыт гуманного взаимодействия с педагогом и другими субъектами взаимодействия. Коллективная творческая деятельность помогает учить детей жить в мире других людей, а, значит, учит быть добрыми, отзывчивыми, ответственными, самостоятельными и терпимыми.

Игра, выступающая как особая возрастная специфическая форма самоопределения ребенка, является важным механизмом социализации, обеспечивая вхождение в социальный мир - мир социальных и межличностных человеческих отношений и его освоение (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.).

Использование игровых методов в работе с подростками позволяет им испытать себя в новой ситуации, расширить понимание своего «Я», способствует раскрытию творческих способностей. Многие авторы подчеркивают потенциал игры в развитии самоуправления личности. Так, по определению Г. К. Селевко: «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [5, с. 50]. Это позволяет сформировать у подростков внутренний мотив к толерантному поведению и отношениям.

Таким образом, применение игрового метода в формировании толерантности имеет свои преимущества, связанные с тем, что он, выполняя различные функции (развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации, коррекции, социализации), способствует усвоению социокультурного опыта, формированию ценностных ориентаций, творческих способностей, эмпатии.

Проектная деятельность помогает развитию самостоятельности, самоопределения, активности, коммуникативных, организаторских, интеллектуальных, рефлексивных способностей. В рамках исследования проективная деятельность предполагала развитие интеллектуальных способностей через методы «мозгового штурма», познавательные игры, направленные на развитие

социального опыта, переосмысление собственной позиции, изменение установок на толерантное взаимодействие, толерантные отношения.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить особую значимость используемых методов, приемов, средств, являющихся компонентами социально-педагогической технологии, в процессе организации пространства, обеспечивающего формирование толерантности в подростковой среде. Они влияют не только на становлении индивидуальности и социальности ребенка, но и на совершенствование всего социокультурного пространства, в котором каждый ребенок и педагог активно включаются во взаимодействия с целью реализации своих интересов, потребностей, способностей. Эта совокупность отношений обеспечивает эффективность познания и освоения опыта толерантного взаимодействия, творческой деятельности, актуализирует мотивацион-но-потребностную сферу, создает условия для инициативы, самостоятельности, самоутверждения, ценностной, социальной и творческой ориентации.

Библиографический список

1. Абдуразанова Д. М., Абдуразанова А. Н. Социокультурные условия развития толерантного сознания современной учащейся молодежи: проблемы и приоритетные направления // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №8. -С. 202-210.

2. Липский И. А. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности // Педагогика. - 2004. - №9. - С. 34-42.

3. Методика воспитательной работы: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. -М.: Издательский центр Академия, 2010. - 368 с.

4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.: под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой; науч. ред. Н. Б. Крылова. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 288 с.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 226 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.