Научная статья на тему 'Исследование проблемы жизненной успешности старших подростков'

Исследование проблемы жизненной успешности старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ / СТАРШИЙ ПОДРОСТОК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ / SUCCESS / VITAL SUCCESS / THE SENIOR TEENAGER / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUCCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кунашева Альбина Аликовна

В статье рассматриваются основные вопросы, касающиеся трактовки понятий "успех", "ситуация успеха", а также показатели жизненной успешности, основные потребности и ценностные ориентации подростков, исследуется проблема выявления и реализации педагогических условий, способствующих формированию жизненной успешности старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the Problem of Vital Success of the Senior Teenagers

This article is directed on studying of the basic questions, concepts concerning treatment success, a success situation, in it the indicators of vital success, basic needs and valuable orientations of teenagers are considered, the problem of revealing and realization of the pedagogical conditions promoting formation of vital success of the senior teenagers is investigated.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы жизненной успешности старших подростков»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

А.А. Кунашева

(Кабардино-Балкарский государственный университет; e-mail: albina.kunash@mail.ru)

В статье рассматриваются основные вопросы, касающиеся трактовки понятий "успех", "ситуация успеха", а также показатели жизненной успешности, основные потребности и ценностные ориентации подростков, исследуется проблема выявления и реализации педагогических условий, способствующих формированию жизненной успешности старших подростков.

Ключевые слова: успех, жизненная успешность, старший подросток, педагогические условия успешности.

Современная социально-экономическая ситуация в стране предполагает появление новых ориентиров в системе культурных ценностей и норм поведения, развитие новых потребностей, формирование новых жизненных целей. Повышение общей актуальности мотивов деятельности, достижений человека делает жизненную успешность в последние годы одной из наиболее изучаемых и актуальных тем в отечественной и зарубежной науке. Жизненная успешность является сложным, многомерным явлением. Потребность в успехе — одна из важнейших характеристик личности и общества в любую эпоху.

Исследования, проведенные психологами Дж. Аткинсоном, У. Джеймсом, Т. Дембо, А.Г. Асмоловым, Н.А. Батуриным, позволили получить более полные представления о психологических основаниях успеха — самооценке, личностных притязаниях, мотивационной сфере человека. Были раскрыты связи успешности с различными личностными образованиями — интеллектом (И.Ф. Баширов), смысложизненными ориентациями (Ю.Ю. Бузакина), коммуникативной компетентностью (А.И. Кипиани), личностными ценностями (П.Ш. Магомедов). В философской науке успешность рассматривалась как решение проблемы смысла жизни (Ф. Бэкон, Е.В. Грунт, Р. Декарт, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо). В педагогической науке проблематику успеха разрабатывали А.С. Белкин, Э.И. Кубышкина, Н.А. Переломова, М.А. Липчанская и др.

Понятие "успех" можно проанализировать с различных точек зрения. С социальной позиции "успех" — оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. С психологической позиции "успех" — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому

личность стремилась в своей деятельности, совпал с ее ожиданиями либо превзошел их. Для объяснения с педагогической точки зрения вводится понятие "ситуация успеха" как целенаправленного организованного сочетания условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Ситуация успеха — это результат продуманной, сложной, подготовленной стратегии семьи, школы, педагогов. В педагогике понятия "успех" и "ситуация успеха" разделены. Профессор А.С. Белкин подчеркивает: "Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, успех — результат подобной ситуации. Ситуация — то, что способен организовать учитель, переживание же успеха — нечто более субъективное". В данном случае основной задачей педагогов является создание необходимых педагогических условий формирования успеха, переживания радости достижения [1].

Формирование поведения, мотивов деятельности, становление базисных черт характера личности каждого подростка происходит непосредственно в социальных институтах и прежде всего в школе. Здесь подросток приобретает первый опыт переживаний успешности и неуспешности, получает возможность установить причинно-следственные связи между определенным поведением, качествами личности и жизненной успешностью. Здесь закладываются основы социального поведения и личностные качества, предопределяющие жизненную успешность. Для того чтобы этот процесс был более эффективным, он не должен происходить стихийно. Подросткам самостоятельно трудно выделить причины жизненной успешности. Они чаще видят лишь их внешнюю сторону. Для постижения и развития внутриличностных оснований жизненной успешности в школе должны быть созданы специальные условия, вестись целенаправленная работа, опирающаяся на научные представления о сущности жизненной успешности, ее составляющих и личностных качествах, развитие которых способствует достижению жизненной успешности [2].

Большое количество подростков — выпускников школ, вступающих в жизнь, — испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности. Какое же влияние оказывает школа как важнейший институт социализации на формирование жизненной успешности старшего подростка, на формирование представлений о том, что такое успешность, с помощью чего она может быть достигнута, на отношение к собственному и чужому успеху, какие условия необходимы для обеспечения жизненной успешности подростков?

Понятие "успех" прочно входит в современную жизнь. Сегодня перспектива добиться жизненного успеха и благополучия является стержнем целевых установок большой части молодежи. Об этом сви-

детельствуют данные опроса подростков г. Нальчика в школах № 11, № 18, № 21, № 23, №25, №28 в количестве 342 человек. По полученным данным, 88% подростков стремятся к достижению успеха в жизни. Из них 57% считают себя успешной личностью в настоящий момент, но отмечают необходимость дальнейшего развития, соглашаются с тем, что наличие определенных условий будет способствовать становлению прочной жизненно успешной позиции.

Исследование проблемы жизненной успешности старших подростков невозможно без обоснования основных показателей данной категории. Профессор Л.И. Дементий считает, что среди приемлемых показателей жизненной успешности могут выступать: удовлетворенность жизнью, реализация значимых ценностей, самоэффективность и самоактуализация.

В целях толкования взглядов современных подростков относительно показателей жизненной успешности была разработана анкета, содержащая ряд открытых вопросов. В процессе анализа полученных данных нами была выявлена тенденция разграничения ответов респондентов с точки зрения характеристик внутриличностных особенностей подростков и наружных, формальных событий, фактов их жизнедеятельности. Исходя из этого нами были выделены две основные группы рассматриваемой категории: внутренние и внешние показатели исследуемого феномена (табл. 1).

Таблица 1

Показатели жизненной успешности

Показатели, %

внутренние внешние

Стремление ставить и достигать поставленных целей 20 хорошая успеваемость в школе 15

Отсутствие проблем 10 моральная поддержка близких людей 9

Наличие определенных способностей, качеств личности 9 семейное, материальное благополучие 9

Уверенность в себе 6 наличие верных друзей 6

наличие учебных, спортивных достижений 4

Следует отметить, что при обосновании своей успешности подростки нередко дают ответы, носящие глубоко индивидуальный характер: "наглость", "наличие завистников", "здоровье близких людей", "общение с интересными людьми", "хитрость", "заложено свыше". В связи с

этим перед педагогическим сообществом и системой образования встает задача разработки и внедрения программ и технологий формирования жизненно успешной личности подростков, учитывающих их представления о сущности успеха, потребности и показатели жизненного успеха.

Изучение потребностей и ценностей старших подростков в исследовании имеет особую важность. Потребности и ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение старшего подростка к социальной действительности и в этом своем качестве определяют мотивацию его поведения, оказывают существенное влияние на стремление подростка к достижению жизненного успеха и благополучия [3].

Для выявления потребностного "ядра" учащихся им было предложено открытое анкетирование, которое позволило выявить доминирующие потребности личности в данный период развития. Результаты анкетирования отражены в табл. 2.

Таблица 2

Потребностные ориентации старших подростков

Ведущие потребности, %

внутренние внешние

Крепкое здоровье 77 благополучные семейные отношения 71

Потребность в достижениях 48 наличие верных друзей 37

Потребности в саморазвитии, реализации собственных возможностей 12 получение хорошего образования 36

Внутреннее спокойствие, уравновешенность 6,5 наличие материального достатка 32

Свобода, самостоятельность, независимость 14 благополучие в личной жизни 28

Информационные потребности 0,8 мир, стабильность в обществе 8

общественно полезная деятельность 0,5

гражданская самореализация 0,5

Потребность в крепком здоровье — универсальная ценность человеческой жизни, первая и важнейшая потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности, занимает высшие показатели у подростков. "Самое главное — здоровье, если есть здоровье, то всего

в этой жизни можно добиться", — пишет одна из опрашиваемых учениц (Алина Х., 16 лет). Потребность в благополучных семейных отношениях также занимает ведущее место в числе основных потребностей современных подростков, что говорит об осознании важности и ценности положительных внутрисемейных отношений. Гармония внутрисемейных отношений является залогом становления успешной, всесторонне развитой личности. "Иметь крепкую семью, открыть свое дело и быть духовно крепким человеком" (Ислам Б., 16 лет).

Потребность в достижениях — стремление человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения или реализации, проявляется как тенденция к улучшению результатов, переживанию успеха в любой (значимой и незначимой) деятельности. Потребность в достижениях связана с поиском авторитета и смысла жизни подростка. Осознание собственного умения делать что-то лучше других — важное условие формирования жизненно успешной личности. "Стараться достигнуть чего-нибудь важного в этой жизни", — пишет один из опрашиваемых учеников (Андрей В., 16 лет).

Наличие верных друзей входит в состав личностных потребностей опрашиваемых подростков. Дружба в этом возрасте характеризуется эмоциональной привязанностью и основана прежде всего на совместной деятельности. Впоследствии формируется подлинная потребность в другом человеке как в личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя.

Потребность в получении хорошего образования отмечается подростками как переходный компонент в реализации потребности в достижениях и становлении успешности. В ответах подростков отмечается: "Для начала я обязательно должен поступить в академию, а там из меня будут делать успешного человека" (Аскер Х., 16 лет), "Мне необходимо образование и в будущем перспективная работа" (Марина С., 16 лет).

Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых и др.), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка. Материальное благосостояние рассматривается как способ признания, способ обретения друзей для общения, способ самоутверждения.

Потребность в саморазвитии, реализации собственных возможностей отмечается некоторыми учащимися как важнейшая. "Получать удовлетворение от собственной деятельности, заниматься любимым делом, самореализоваться" (Кира Г., 16 лет), "Реализовать себя как личность в обществе" (Ирина П., 16 лет).

Благополучие в личной жизни связывается подростками с созданием в будущем крепкой семьи, отмечается как составной компонент общего жизненно успешного становления своей личности.

Потребность в свободе, самостоятельности, независимости является характерной особенностью личности в данный возрастной период развития и отмечается учащимися как "стремление избежать излишней опеки" (Андрей Т., 16 лет), "желание без участия родителей решать свои проблемы" (Арсен Т., 16 лет).

Мир, стабильность в обществе, безусловно, базовая составляющая благополучного развития и становления личности. Уверенность в будущем, спокойствие в настоящем — так представляют себе стабильность современные подростки. Внутреннее спокойствие, уравновешенность в ряду перечисленных выше потребностей является менее востребованным, отмечается подростками сдержанными, уравновешенными, отличающимися спокойным характером (со слов учителей).

Общественно полезная деятельность, гражданская самореализация заняли последние места в числе отмеченных подростками потребностей, что говорит о массовой направленности современных подростков на индивидуальное личное благополучие и отстраненность от добровольного обслуживания культурных, политических, профессиональных нужд общества, коллектива.

Потребностное "ядро" рассматривается нами в качестве составляющего компонента формирования жизненной успешности старших подростков, что требует системы построения педагогической деятельности в русле его реализации. Основной из потребностей является потребность в достижениях, которая очень актуальна в подростковом возрасте. С целью определения, какое место занимают потребности в достижениях в жизнедеятельности современных подростков, была применена методика Ю.М. Орлова "Шкала оценки потребности в достижениях". Методика направлена на изучение индивидуальных особенностей мотивации достижений человека и состоит из 23 вопросов, требующих однозначного положительного/отрицательного ответа.

Анализ полученных данных позволил выявить, что у 9,8% опрошенных подростков потребность в достижениях стоит на высшем уровне. Это подростки, мотивированные на успех, способные правильно оценивать себя и свои способности, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Для 56,8% характерен средний уровень потребности в достижениях. Формирование личности подростков, находящихся на данном уровне, связано с периодом становления уровня притязаний, определением основных жизненных целей, устремлений, путей их достижения, их значимости. Низким уровнем потребности в достижениях характеризуется 33,4% опрошенных. Это подростки, неадекватно оценивающие себя, имеющие нереалистический уровень притязаний, с тенденцией избегать ситуаций соревновательности, некритичные в оценках достигнутого.

Современная школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. Развитие жизненной успешности подростка напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с подростком семья и школа, обладающая огромным формирующим потенциалом. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий, которые определяют эффективность всего процесса формирования успешности подростков. Таким образом, актуальность темы исследования определяется значимостью формирования жизненно успешной личности старшего подростка в жизни современного общества. От того, насколько эффективен этот процесс, зависят стабильность социальной системы, нормальное функционирование каждого человека в обществе.

Список литературы

1. БелкинА.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176 с.

2. Официальный сайт издательского дома "Инновации и эксперимент в образовании". Что такое социальная успешность и как ее достичь в школе? (URL: http://www.in-exp.ru/inexp-4-2008/23-exp-plosch/80-school-soc-luck.html 14.10.2009).

3. Официальный сайт информационного агентства "Дом Солнца". Исследование ценностных ориентаций (URL: http://www.sunhome.ru/psycho-logy/11736/p1 18.10.2009).

RESEARCH OF THE PROBLEM OF VITAL SUCCESS OF THE SENIOR TEENAGERS

A.A. Kunasheva

This article is directed on studying of the basic questions, concepts concerning treatment "success", "a success situation", in it the indicators of vital success, basic needs and valuable orientations of teenagers are considered, the problem of revealing and realization of the pedagogical conditions promoting formation of vital success of the senior teenagers is investigated.

Key words: success, vital success, the senior teenager, pedagogical conditions of success.

Сведения об авторе

Кунашева Альбина Аликовна — педагог дополнительного образования Республиканского центра научно-технического творчества учащихся, аспирант Кабардино-Балкарского государственного университета. Тел. 8 (8662) 96-71-06; е-mail: albina.kunash@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.