УДК 159
Грушин Александр Сергеевич
аспирант кафедры педагогического образования Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова [email protected]
Теоретические аспекты
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Alexander S. Grushin
graduate student of teacher education Department, Kostroma State University named after Nekrasov [email protected]
Theoretical aspects of
THE FORMATION OF SOCIAL SUCCESS AMONG RURAL STUDENTS
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема успешности в различных сферах жизнедеятельности человека, в социально-философском представлении и в то же время опирающаяся на социальную реальность повседневности. Основными компонентами социальной успешности подростков следует считать компоненты, характеризующие объективную сторону социальной успешности: социальная активность, социальная адаптированность, социальная успешность, уверенность в себе, мотивированность к достижению успеха, в тоже время признается наличие и субъективной составляющей в социальной успешности, ее важная роль в социальном становлении личности, процессов обеспечивающих нравственную устойчивость личности на возрастном этапе. В статье рассмотрены три ведущих компонента социальной успешности: стремление к признанию, известности, престижу; стремление к достижениям в значимой деятельности; стремление к соперничеству. Значительное внимание в данной статье уделяется таким понятиям как «успех» и «успешность», «ситуация успеха» и «ситуация успешности».
Ключевые слова: успех, успешность, ситуация успеха, ситуация успешности, социальный успех, состояние успешности, достижение успеха, виды успешности.
Annotation. This article deals with the problem of success in various spheres of human activity, in the socio-philosophical ideas and at the same time is based on the social reality of everyday life. The main components of social success for teenagers should be considered as components of material elements of social success: social activity, social adaptation, self-confidence, motivation to succeed and at the same time recognizing and subjective component in the social success and its important role in the social the formation of personality, moral process ensures the stability of the person on the age level. The article deals with three of the leading components of social success: the desire for recognition, fame, prestige; the desire to achieve a significant activity; the desire to compete. Considerable attention is given in this article to such notions as «success» and «the situation of success».
Keywords: success, success of the situation, situation of success, social success, the success of the state, successful types.
Проблема успешности человека в различных сферах жизнедеятельности во все времена привлекала внимание философов, писателей, общественных и государственных деятелей, каждый из которых предлагает свое видение данного феномена.
В социально-философском представлении и авторской концепции (О.И. Якутина) социальный успех включает жизненный, опирающийся на социальную реальность уровня ее повседневности.
В контексте инженерно-психологического подхода (С.А. Дружилов, А.В. Либин) социальный успех может рассматриваться как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, достижениями личности и их удовлетворенно-
стью результатами деятельности и общения. Такой успех бывает предвосхищающим, констатирующим, обобщающим.
В педагогике впервые о роли, сущности, структуре успеха наиболее полно писал А.С. Белкин, соединяя теоретические основы успеха с ситуацией успеха. Благодаря этому, подчеркивалось:
1) успех - не абстрактная категория. Для него характерен пол, возраст, социальная принадлежность, может быть кратковременным, частным, длительным, сиюминутным, устойчивым, свя занным со всей жизнью и деятельность конкретного ребенка;
2) успех - результат сочетания условий, которые его обеспечивают, то есть - производное
241
определенной ситуации; в силу чего эти два понятия необходимо разделить;
3) любой успех имеет две взаимосвязанные стороны: а) личностное, субъективное, сугубо индивидуальное переживание; б) коллективная оценка достижений личности;
4) ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [1, с. 45].
В психологии (М.Л. Кубышкина, Р.С. Немов, А.Б. Орлов и др.) успешность рассматривается как особое эмоциональное состояние личности, как показатель качества выполняемой деятельности, как умелое использование ресурсов (способностей), продуктивное продвижение в сторону достижения поставленной цели, развитость мотивации достижения.
В зарубежной социальной психологии интенсивное изучение успешности активизировалось во второй половине двадцатого века (Дж. Аткисон, Д. Мак-^еланд и др.), в результате чего данное понятие стало определяться как итог кооперации, совместимости, продуктивного решения проблемы.
Отечественные исследователи Г.А. Андреева, АЛ. Журавлев, В. А. Куницына, АЛ. Петровский, К.К. Платонов и др.) связывают успешность с результатом деятельности, с ее эффективностью, производительностью, поэтому в последние годы акценты сместились в сторону достижения профессиональной успешности.
Социологический и философский анализ категории «успешность» строится на основе признания ее связи с социальной природой человеческого начала и наполняется разными смыслами в зависимости от исторической ситуации, теоретического подхода, социального заказа, уровня гражданского развития общества, степени демократизации социальных отношений и личностной активностью.
По результатам дальнейшего междисциплинарного анализа можно увидеть, что одни авторы отождествляют успех и успешность, а другие рассматривают успешность в контексте успеха или ситуации успеха.
Итак, успешность - это баланс (гармония) между удовлетворенностью и желанием улучшить что-либо, как лично-значимое, или социально оцениваемое достижение (С.Ю. Ключников); это действие без ошибок, интегральное качество личности, обеспечивающее человеку устойчивость в динамично меняющихся условиях, его индивидуальное развитие (В.В. Левченко); как одна из составляющих психологического здоровья школьников (Т.Ю. Курапова).
Следовательно, социальная успешность включает три ведущих компонента: стремление к признанию, известности, престижу; стремление к достижениям в значимой деятельности; стремление к соперничеству.
В отличие от психологии, в педагогике проблема социальной успешности изучается не столь интенсивно. В начале двухтысячных годов исследование в этом направлении было проведено Е.Ю. Варламовой, которая на основе анализа научной литературы определяет такую успешность как особенности личности, позволяющие ей полноценно включаться в систему социальных связей и отношений, способствуя приобретению социально необходимого статуса для строительства взаимоотношений с другими людьми [2].
В основе социальной успешности, по мнению авто ра , может лежать «Я-концепция», выражающая позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности. Она определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к именному виду деятельности и чувствам собственной значимости. Исходя из этого, в исследовании социальная успешность представляет состояние личности, в котором отражается вся совокупность обстоятельств жизнедеятельности школьника в образовательном учреждении и за его пределами. Ее влияние оказывается ведущим в возникновении и закреплении состояний успешности или неуспешное™ детей не только в учебной деятельности, но и во всем спектре отношений с социальным окружением. Поэтому социальная успешность будет определяться воспитательной системой школы в целом, наличием в ней оптимальных для этого организационнопедагогических условий [2, с.13].
Анализ трудов психологов и педагогов позволил исследователю заключить, что основными компонентами социальной успешности подростков следует считать компоненты, характеризующие объективную сторону социальной успешности (социальная активность (стремление к общению, установление контактов с незнакомыми людьми) (Е.А. Александрова, О.А. Селиванова, Р.М. Ша-мионов и др.), социальная адаптированное™ (признание обществом: взрослыми, сверстниками) (Р.В. Овчарова, AM. Прихожан, и др.)), и компоненты, свидетельствующие о субъективности социальной успешности (адекватная самооценка (М.Р. Битянова, С. Куперсмит и др.), высокая степень самоуважения (И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др.),уверенность в себе (Л.П. Гримак и др.), мотивированность к достижению успеха) (Н.В. Немова и др.)).
На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что социальная успешностью - это интегральное качество личности, отражающее особое эмоциональное состояние ребенка, выражающее его отношение к собственным достижениям, результатам деятельности, жизненным обстоятельствам и позитивную оценку со стороны окружающих его действий, осуществляемого выбора. Следовательно, мы признаем наличие объективной и субъективной составляющих в социальной успешности, ее важную роль в социальном становлении личности, процессов обеспечивающих нравственную устойчивость личности на возрастном этапе.
242
Таким образом, выполненный междисциплинарный анализ интересующей нас проблемы позволяет сделать ряд выводов:
1) изучению вопроса формирования успешности личности на разных этапах социального взросления в отечественной и зарубежной литературе, начиная со второй половины двадцатого века, уделяется значительное внимание. При этом отмечается этимологическая близость понятий «успех» и «успешность», «ситуация успеха» и «ситуация успешности»;
2) в научных публикациях рассматриваются различные виды успешности: учебная, жизненная, профессиональная, социальная. Первым трем посвящено много работ, а последний вид, особенно в психолого-педагогических исследованиях, недостаточно изучен;
3) в концепциях отечественных авторов встречаются, как минимум, две тенденции, когда успех и успешность рассматриваются как синонимы, и когда они разделяются. Мы будем придерживаться последней точки зрения и под успехом понимать позитивный результат в какой-либо
Литература:
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М. : ИЦ «Академия», 2000. 192 с.
2. Варламова ЕЮ. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успешности школьников : автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Варламова Елена Юрьевна. Кострома, 2004. 23 с.
3. Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход. Харьков : Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011. 296 с.
4. Кубышкина МЛ. Психологические особенности мотивации социального успеха : дис ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Кубышкина Марина Леонидовна. СПб. : 1997. 207 с.
5. Якутина О.И. Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие : автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Якутина Ольга Ивановна. Краснодар, 2011. 47 с.
деятельности. Успешность в этом случае будет представлять баланс достижений личности и ее индивидуальных возможностей, реализуемых в этом виде деятельности;
4) некоторая неопределенность в трактовке успешности ведет к многоликости и разнообразию понимания социальной успешности, которая одними учеными отождествляется с социальной компетентностью, другими - с социальной реализованностью, третьими - с достигнутым благополучием, жизненной устроенностью, поэтому портрет успешного человека выкладывают при помощи таких мозаичных элементов, как: уважаемый специалист, имеющий хороший материальный достаток, публичное признание, физическую ухоженность, личностную уверенность, са-морализовавшийся в тех или иных формах (В. Савченко);
5) структуру социальной успешности составляют знания, умения и навыки, готовности к их реализации повседневности. Социальная успешность предполагает гармонию адаптации и авто-номизации, социальной активности и ответственности, продуктивности и незавершенности.
Literature:
1. Belkin AS. Basics of age pedagogy. M. : Academy, 2000. 192 p.
2. Varlamov E.Yu. Organizational and pedagogical conditions for social success of students : author's abstract diss. ... cand. of ped. Sciences: 13.00.02 / E. Varlamova. Kostroma, 2004. 23 p.
3. Druzhilov S.A. Psychology of professionalism: Engineering-psychological approach. Kharkov : Publishing House «Humanitarian Center», 2011. 296 p.
4. Kubyshkina M.L. Psychological particularities of motivation of social success: author's abstract. diss. ... cand. of phsichol. Sciences: 09.00.05. SPb. :1997. 207 p.
5. Yakutina O.I. Social practices of success: the discourse of everyday life and socio-philosophical concept : author's abstract dis. ... cand. of philosoph. Sciences: 09.00.11 / O. Yakutina. Krasnodar, 2011. 47 p.
243