Научная статья на тему 'Представление об успешности у подростков, имеющих разный опыт семейного воспитания'

Представление об успешности у подростков, имеющих разный опыт семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСПЕШНОСТИ / ПОДРОСТКИ / СИРОТЫ / SUCCESS / LIFE SUCCESS / CONCEPTION ABOUT SUCCESS / TEENAGERS / ORPHAN / TEENAGERS WHO LIVE IN FAMILIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабушкина О. Н.

Представлены результаты исследования особенностей представления об успешности у подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме, и подростков, воспитывающихся в семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article introduced the results of research by specialties conception about success at orphan teenagers, who nurtured in children's community and teenagers, who nurtured in families.

Текст научной работы на тему «Представление об успешности у подростков, имеющих разный опыт семейного воспитания»

УДК 159.9

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УСПЕШНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЙ ОПЫТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

О.Н. Бабушкина (Томск)

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования на 2006-2010 гг.» Г/К№ п 590.

Аннотация. Представлены результаты исследования особенностей представления об успешности у подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме, и подростков, воспитывающихся в семьях.

Ключевые слова: успешность; представления об успешности; подростки; сироты.

В настоящее время в обществе популярны такие понятия, как «успешный человек», «успешная жизнь» и т.д. В силу ориентации современного человека на успех данное понятие привлекательно для разных социальных кругов, оно популярно среди бизнесменов, политиков, молодежи. Существует огромное количество популярной литературы на тему успешности, существуют различные тренинги и семинары, помогающие человеку стать «успешным». В то же время становится понятным, что у разных социальных групп формируется разное представление как о самом феномене жизненной успешности, так и о способах ее достижения. До настоящего времени в психологии нет единого представления о том, что такое успех.

По словам А.С. Белкина, успех с психологической точки зрения - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её надеждами, ожиданиями, либо превзошел их [3].

В.В. Ястребов определяет успех как:

- фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости, обусловленной достижением желаемого результата;

- мотив, т.е. порождаемое особым эмоциональным состоянием внутреннее побуждение, вызывающее активность личности;

- стимул, рассматриваемый в психологическом контексте как внешнее побуждение, преобразующееся во внутреннюю побудительную причину деятельности и поведения [3].

Абсолютно понятным становится то, что понятие успешности очень индивидуально, его трудно определить, у разных людей слово «успешность» вызывает различные ассоциации, потому что связано с индивидуальной системой ценностей. Представления об успехе и успешности формируют личность, оказывают влияние на ее установки, самосознание, уровень притязаний [3].

В связи с этим представляется актуальным изучение преобладающих в молодежной среде представлений о том, что такое жизненный успех, каковы показатели достижения успешности в различных жизненных сфе-

рах, какие личностные качества преобладают у успешных людей.

Целью нашего исследования, проведенного в марте-мае 2009 г., было выявление представлений о том, что такое успех, с точки зрения современных подростков, и того, насколько представления об успешности различны у подростков, имеющих разный опыт семейного воспитания. Говоря о разном опыте семейного воспитания, мы имеем в виду две категории подростков: 1) подростки, воспитывающиеся в семьях; 2) подростки, воспитывающиеся в детском доме.

Как известно, подростковый возраст - последний период пребывания детей в учреждении интернатного типа. В этот момент они готовятся к самостоятельной жизни, к вступлению в новый, незнакомый, зачастую чуждый для них мир. Особая среда, в которой воспитываются подростки, не способствует формированию чувства временной перспективы [2], им сложно представлять будущую жизнь, возможность достичь в ней успехов, т.к. они привыкли жить «по указке» других людей и не готовы взять на себя ответственность за свою жизнь.

Для исследования представления об успешности мы использовали авторский опросник «Представление об успешности», составленный с использованием методического приема неоконченных предложений. Выборка исследования составила 49 подростков в возрасте от 12 до 16 лет (ученики 5-9-х классов). Из них 20 подростков, оставшихся без попечения родителей, 29 - подростки, воспитывающиеся в семьях.

Сравнительный анализ их ответов показал, что существуют значимые различия между воспитанниками детских домов и «семейными» подростками.

Различия между подростками с разным опытом семейного воспитания были видны уже при заполнении опросника.

Если «семейные» подростки задавали мало вопросов, заполняли опросники с энтузиазмом, быстро, то воспитанники детских домов испытывали большие трудности в заполнении: задавали много вопросов, долго думали над каждым предложением, часто говорили, что ничего не понимают и не знают.

81

№ 34

Сибирский психологический журнал

2009 г.

В связи с этим число ответов «не знаю» в группе подростков-сирот на каждое предложение было велико (до 40%), по сравнению с подростками, воспитывающимися в семьях (из всех предложений только в одном встретились ответы «не знаю»). Уже из этих данных можно сделать выводы о том, что воспитанники детских домов, по сравнению с «семейными» детьми, мало осведомлены о понятии успешности.

При анализе ответов становится видно, что дети, воспитывающиеся в семьях, более развёрнуто отвечают на вопросы, используют большое количество определений, не ограничиваются ответом в одно слово, по сравнению с ответами детей-сирот, которые отличаются «скупостью», простотой.

Понятие «успешность в жизни» подростки сравниваемых групп понимают по-разному. Для сирот это предложение, по-видимому, оказалось одним из самых сложных (не ответили на него 40% подростков). 20% сирот ответили, что успешная жизнь предполагает наличие счастья, причём следует отметить, что само понятие «счастье» достаточно абстрактное, и не ясно, что подросток под этим словом подразумевает. Конкретных ответов было мало. Работа, учёба, семья - написали обе группы. Интересно то, что если для детей, воспитывающихся в семьях, друзья играют роль в достижении успеха (10%), то среди ответов детей-сирот нет слова «друзья».

Казалось бы, в условиях детского дома, в ситуации определенного эмоционального дефицита, нет более близких людей подростку, чем друзья, которые способны скомпенсировать недостаток эмоционального тепла. Тем более в подростковый период ведущей деятельностью является общение со сверстниками [1]. Но, видимо, специфика взаимодействия со сверстниками в условиях детского дома не способствует развитию чувства осознания ценности дружбы.

Говоря об успешном человеке, дети-сироты, в отличие от «семейных», мало или совсем не пишут о карьере, только об образовании, что может свидетельствовать о неразвитости чувства временной перспективы, имеющего большое значение для подросткового возраста и дальнейшего развития личности. Подростки же, воспитывающиеся в семьях, часто пишут о карьере, работе. Причём о карьере, работе успешной, хорошей, прибыльной. Это говорит о развитости чувства временной перспективы, способности к планированию, целе-полаганию.

Говоря об успешности, дети, воспитанники детского дома, не упоминают о материальной обеспеченности, тогда как «семейные» подростки, имея опыт обращения с деньгами, не забывают про этот аспект жизни.

В предложениях об успешной жизни 37,9% из них упоминают о материальных благах. Игнорирование сиротами материальной стороны жизни может свидетельствовать о неумении обращаться с деньгами, что мо-

жет вызвать трудности при вступлении в самостоятельную жизнь.

Перечисляя качества успешного человека, подростки, воспитывающиеся в семьях, в отличие от воспитанников детских домов, называют много разнообразных качеств, причём они называют качества, характеризующие социальные компетенции человека. Воспитанники детских домов таких качеств выделяют мало. Это опять же может свидетельствовать о неразвитости способности к общению, установлению социальных связей.

Продолжая предложение «Чтобы достичь успеха в жизни, мне необходимо...» 35% воспитанников детских домов и 45 «семейных детей» отвечают: «учиться». Отличие в том, что подростки, воспитывающиеся в семьях, не ограничиваются только обучением в школе, они прописывают несколько ступеней своего образования, причём для них важно не только «окончить школу, университет», а окончить «хорошо, отлично, с красным дипломом» и потом найти работу, сделать карьеру. Сироты же не видят своих образовательных возможностей за рамками школы.

Рассуждая о том, что влияет на успешность, 69% подростков, воспитывающихся в семьях, пишут о чертах характера (самооценка, целеустремлённость, терпение, уверенность в себе, сила воли, ум, волевые качества, авторитет), а 40% сирот затрудняются с ответом на этот вопрос. Это ещё раз подтверждает несостоявшиеся представления об успешности детей-сирот. Тем не менее дети-сироты в большинстве своём считают, что у них есть основания стать успешными, в то время как представление об успешности у них не сформировано.

Официальные категоричные нормативы в детском доме, с одной стороны, положительны: дисциплина, организация жизнедеятельности, с другой - отрицательны: ограничивается возможность личностного выбора в поведении, отсюда - сниженный уровень инициативности воспитанников детского дома, их безразличное, пассивное отношение ко всему окружающему [2].

Таким образом, трудности в понимании феномена успешности, а вследствие этого проблемы в достижении успеха, характерные для воспитанников детских домов, по сравнению с «семейными» подростками, могут быть связаны с такими факторами, как социальный статус «ничейности», - никто ими не интересуется, по существу, они никому не нужны, что порождает состояние незащищённости, неуверенности в себе, в своём будущем.

Неуверенность в будущем, отсутствие представлений о том, как его можно сделать успешным, порождает трудности при вступлении в самостоятельную жизнь. И в этот период подросток как никогда нуждается в понимании, поддержке со стороны близких людей, которых у сирот зачастую нет.

82

Генетическая психология (психология развития)

В этой связи чрезвычайно актуальным представ- разовательного сопровождения этой категории под-ляется организация специальных форм психолого-об- ростков.

Литература

1. Ефремова О.И. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999.

С. 321-325.

2. Прихожан А.М. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. 159 с.

3. ЯстребовВ.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.

237 с.

CONCEPTION ABOUT SUCCESS AT TEENAGEERS WHO HAVE DIFFERENT EXPERIENCE OF FAMILY NURTURE Babushkina O.N. (Tomsk)

Summary. In this article introduced the results of research by specialties conception about success at orphan teenagers, who nurtured in children’s community and teenagers, who nurtured in families.

Key words: success; life success; conception about success; teenagers; orphan; teenagers who live in families.

Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевс-кий. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 344 с. (Интеграция академической и университетской психологии)

Коллективный труд посвящен методологическому, теоретическому и эмпирическому анализу ценностей, ценностных ориентаций личности, а также ценностных оснований психологической науки.

В работе осуществлен методологический анализ тенденций развития социогуманитарного познания, отчетливо проявляющихся в психологии. Развито положение о неизбежности включения вненаучных и общечеловеческих ценностей в основания психологической науки. Выявлены шесть уровней ценностных оснований психологии, играющих существенную роль в построении системы психологического знания. Обсуждены концептуальные вопросы формирования и развития психологического познания, ценностно-смысловых оснований творческого способа существования человека в профессии, сущности и механизмов ценности человеческого Я, ценностно-смысловых контекстов самореализации человека, роли ценностей и ценностных ориентаций в субъектно-деятельностном подходе. Авторы на теоретическом и эмпирическом уровне исследуют ценностную обусловленность типологических особенностей профессионального мышления психологов, ценностные ориентации руководителей с разными личностными характеристиками, различия в структуре ценностей, смыслов и личных особенностей жителей Сибири, взаимосвязи ценностей как составляющих ментальности россиян с установками на патернализм по отношению к политической власти.

Книга адресована психологам, социологам, философам, культурологам и ученым других специальностей.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.