Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект
И. В. Серафимович1*, О. А. Беляева2
1ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», г. Ярославль, Россия,
* iserafimovich@yandex.ru 2 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», г. Ярославль, Россия
Введение. Актуальность исследования обусловлена высоким общественным запросом к сфере образования, особенно в области формирования личностных результатов школьников, представляющих собой систему ценностно-смысловых установок. Авторы статьи впервые сделали попытку интегрированной и комплексной оценки ценностного аспекта социокультурного пространства современной образовательной среды. Цель статьи - выявление особенностей системы ценностных ориентаций и определение степени близости и конгруэнтности информационно-ценностного поля различных участников образовательных отношений.
Материалы и методы. Для изучения ценностных ориентаций педагогов и выпускников педагогического вуза авторами использован опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин), для изучения ценностного отношения школьников к ряду значимых объектов - опросник личностного роста (Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов), а также математико-статистические методы обработки данных.
Результаты исследования. На основе выявленных общих и специфических особенностей ценностных ориентаций участников образовательных отношений можно сделать выводы о нарастании у подростков критичности в оценке большинства объектов действительности, напряженности в восприятии субъект-субъектных отношений и собственной личности. Авторы установили, что у педагогов с различным стажем работы имеются сходства в выборе высокозначимых и низкостатусных сфер. Обсуждение и заключение. Остается открытым вопрос о трансформации системы ценностей подростков на следующих возрастных этапах и характере изменений ориентиров молодых педагогов на протяжении их профессиональной деятельности, а также степени близости к изученным группам позиций родительской общественности. Полученные результаты могут быть использованы при выборе стратегии психолого-педагогического и тьюторского сопровождения подростков и педагогов, для профессионализации мышления педагогов и определения новых приоритетов в системе непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова: ценностная ориентация, студент, педагог, обучающийся, конгруэнтность, ценност-но-ориентационное пространство, социокультурная среда
Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-013-00102а).
Для цитирования: Серафимович И. В., Беляева О. А. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2. С. 232-246. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.232-246
ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
http://edumag.mrsu.ru
УДК 378:159.923
DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.232-246
© Серафимович И. В., Беляева О. А., 2019
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
Axiological Orientations of Participants of Educational Relationships: Social-Psychological Aspect
I. V Serafimovich"*, O. A. Belyaevab
a Education Development Institute of Yaroslavl Region, Yaroslavl, Russia, * iserafimovich@yandex.ru b Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky,
Yaroslavl, Russia
Introduction. The relevance of the research is determined by high public concern with the educational sphere, especially the area of developing secondary school learners' personal results that have the form of the system of value-oriented attitudes and settings. Further self-education, personal growth, self-identification and community commitment on the whole depend on them. The authors for the first time attempted to estimate systemically axiological aspects of the social and cultural context of the modern educational environment. Their objective was to reveal the specifics of axiological orientation systems and to determine the degree of uniformity and congruence of information axiological field of participants involved in various educational relations.
Materials and Methods. Senin's core values questionnaire was used to examine the value orientation of university teaching staff and graduates; the personal growth questionnaire by D. V. Grigorev, I. V. Kuleshova, P. V. Stepanov was used to study high school students' value-based attitude to several significant objects; mathematical and statistical methods of data processing were applied.
Results. On the basis of revealed general and specific qualities of the value system of educational relationship participants, one can conclude that teenagers develop criticism in estimation of most real-world objects and tension in perception of subject-subject relations and their own personalities. The authors found that teachers with different work experience select spheres with high and low status in a similar way. Discussion and Сonclusion. This range of problems is to be further investigated in longitudinal studies devoted, in particular, to the estimation of congruence of values of all participants engaged in educational relationship. The obtained results can be used to choose strategies of psychological, pedagogical and tutor support of teenagers and teachers and to define new priorities of continuous teacher training. Keywords: value orientation, student, teacher, pupil, congruence, value-orientation environment, social and cultural environment
Acknowledgements: The study was carried out with financial support of Russian Foundation for Basic Research (Project No. 19-013-00102a).
For citation: Serafimovich I.V., Belyaeva O.A. Axiological Orientations of Participants of Educational Relationships: Social-Psychological Aspect. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2019; 23(2):232-246. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.232-246
Введение
Процессы модернизации российского образования определяют новые требования к организации социально-психологического взаимодействия в современном образовательном учреждении, основанном на гуманистических ценностях и ориентированном на формировании личностных и метапредметных результатов обучающихся. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования
особо выделяется система личностных результатов, которые должны быть сформированы у учащихся за время их обучения в школе - совокупность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, готовность и способность к осознанию национальной идентичности в поликультурном социуме, к активному включению в систему значимых социальных и межличностных отношений, к самообразованию, саморазвитию
и личностному самоопределению, це-леполаганию и построению жизненных планов, сформированность мотивации обучения и мотивация целенаправленной познавательной деятельности. В настоящее время, несмотря на ряд имеющихся попыток [1; 2], эти аспекты остаются недостаточно разработанными и требуют дополнительного изучения.
Молодежь - это особая социальная группа, способная очень быстро и точно чувствовать происходящие перемены и реагировать на них, однако, как показывают анализ эмпирических исследований и опыт практической деятельности, нередко процесс интериоризации ценностей современных молодых людей подвержен случайным влияниям, характеризуется непредсказуемостью и стихийностью [3-6].
В работах отечественных авторов С. Г. Беляковой и Е. А. Столбовой образовательная среда расценивается как фактор, значимо влияющий на процесс формирования ценностей подрастающего поколения, который определяется особенностями организации учебного процесса, взаимоотношениями с учителями и сверстниками, личностью учителя [7; 8]. Особое влияние на формирование ценностных позиций школьников оказывают педагоги и их личная система ценностно-смысловых ориентиров. Профессиональные ценности учителя детерминируют его мировоззрение, стратегию поведенческих моделей, а также выступают регулятором совместной с обучающимися деятельности [9-12].
В целом стоит отметить, что образовательные учреждения не обладают в достаточной мере ни содержательной, ни процессуальной стороной приобщения молодежи к усвоению ценностей. На наш взгляд, одним из перспективно-прогностических вариантов решения обозначенной ситуации может стать подход, направленный на формирование единого ценностно-ориентацион-ного пространства как в педагогическом макросоциуеме, так и в микросоциуме образовательного учреждения. Подобный подход разделяют и другие авторы,
в частности М. В. Бывшева, Л. В. Воронина рассматривают такую деятельность как задачу будущего [13].
Сегодня существует достаточное количество публикаций, посвященных специфике ценностных ориентаций отдельных групп (учащихся, студентов, педагогов), но при этом отсутствуют работы, в которых дана комплексная оценка степени согласованности позиций различных участников образовательных отношений, находящихся в едином социокультурном пространстве и оказывающих друг на друга существенное влияние. Такой подход не позволяет дать целостную оценку специфике цен-ностно-ориентационного пространства современной школы и определить пути построения работы по формированию личностных результатов школьников. В связи с этим актуализируется проблема изучения особенностей системы ценностных ориентаций учащихся и педагогических работников разных возрастов и оценка степени их близости по ключевым позициям.
Представленное исследование имеет своей целью изучение специфики ценностных ориентаций различных групп участников образовательных отношений (обучающихся, учителей, и будущих педагогов, выпускников педагогического вуза) и выявление степени конгруэнтности, сопредельности их информационно-ценностного поля.
Уточнение и расширение данных о ценностных ориентирах различных субъектов образовательного процесса позволяет не только констатировать существующие проблемные зоны, но и определять возможности дальнейшей разработки содержательно-процессуальной стороны приобщения подрастающего поколения к усвоению значимых социальных ценностей как в школе, так и в профессиональном учебном заведении.
Обзор литературы
Понятие ценностных ориентаций возникло на стыке ряда дисциплин: философии, аксиологии, философской и культурной антропологии, социоло-
гии, социальной и общей психологии и многочисленных направлений, теорий, течений в этих областях. В соответствии с целями исследования были выделены ряд подходов к пониманию ценностей: философский, социологический, педагогический, психологический. Рассмотрим более подробно психологический подход.
В психологии ценностные ориентации определяются через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе)1, описываются как важнейший компонент структуры личности, в котором резюмируется весь опыт ее развития (А. А. Ручка, М. Рокич)2, понимаются как цели, стремления и жизненные идеалы, как система норм, принятых в групповом сознании (Д. Б. Ольшанский)3. В. С. Мерлин называет ценностные ориентации устойчивыми инвариантными образованиями, «единицами» морального сознания, смысловыми компонентами мировоззрения, а систему ценностных ориентаций -основанием для реализации определенной модели личности4.
Согласно позициям зарубежной гуманистической психологии, именно правильный выбор ценностей ведет к личностному развитию и самоактуализации. Так, К. Р. Роджерс полагает, что человек может принять заимствованные, «интроецируемые» из культуры ценности, но при этом крайне важно осознание собственных5. А. Х. Маслоу утверждает, что здоровые люди, достигшие самоак-
туализации, делают более правильный выбор6. Г. У. Олпорт в своем описании зрелой личности подчеркивает важность «объединяющей философии жизни», которая основывается на ценностях, убеждениях человека в том, что в жизни важно, а что - нет, именно ценностями, с его точки зрения, определяется порядок и смысл жизни7.
В работах М. Рокич было положено начало разделению всего многообразия ценностей на два класса: терминальные, являющиеся основаниями выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные, служащие критериями, стандартами оценки модели поведения личности8. И. Борг, А. Барди, Ш. Х. Шварц [14], Л. Кольберг9 предложили способ диагностики системы ценностных ориентаций личности, Дж. К. Гиббс - оценки социоморальной рефлексии [15]. Отметим, что в последних исследованиях зарубежные авторы делают акцент не столько на ценностях как таковых, сколько на их роли в социуме [16]. Ими выявлены сходства и различия в проявлении базовых ценностей людей, принадлежащих к разным социальным культурам (Дж. К. Гиббс, К. С. Бейсинджер, Р. Л. Грайн [17], И. Филлипс [18]), связь индивидуальных ценностей с личностными качествами (С. Роккас, Л. Сагив, Ш. Шварц, А. Кна-фо [19]), смыслами, которые человек вкладывает в работу (М. Рос, Ш. Шварц, Ш. Суркисс [20]). Дж. Барон, используя понятие открытого, непредвзятого
1 Лапин Н. И., Здравомыслов А. Г., Кузьминов В. Г. Социология. Хрестоматия: учеб. пособие: в 2 Т. Бакалавр. Академический курс. М.: Юрайт, 2016. Т. 2. Сер. 58. 301 с.; Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
2 Ручка A. A. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976. 152 с.; Rockeach M. Understanding Human Values // Text. New York: Free Press, 2000. 326 р. URL: https://clck.ru/Edk5o (дата обращения: 04.03.2018).
3 Ольшанский Д. Б. Психология масс. СПб.: Питер, 2002. 368 с. URL: https://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Psihol/olshansk (дата обращения: 20.03.2018).
4 Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избр. психол. труды. М.: МПСИ, 2009. 210 с.
5 Rogers C. R. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 119 p.
6Maslow A. H. Motivation and Personality (2nd ed.) N. Y.: Harper & Row, 1970. 369 p.
7 Allport G. W. Pattern and Growth in Personality. Harcourt College Pub. Holt, Rinehart and Winston, 1961. 593 p.
8 Rockeach M. Understanding Human Values.
9 Kohlberg L. Moral Stages and Moralization: The Cognitive-Developmental Approach // Moral Development and Behavior: Theory, Research, and Social Issues / ed. by T. Lickona. New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976. Pp. 31-53.
мышления (open-minded thinking - AOT), говорит о тесном взаимодействии мировоззрения, ценностей и мышления людей в современном мире, способствующего как развитию социума, так и проявлению активной жизненной позиции субъекта, а также формированию и развитию АОТ [21]. Дж. Кауфман рассматривает взаимосвязь ценностей человека по преобразованию окружающего мира, его улучшению и творчества [22].
В целом, несмотря на признание значимости изучения ценностных ори-ентаций отдельных субъектов деятельности, понимание взаимосвязи ценностных ориентаций с личностными особенностями и различными сторонами жизнедеятельности, за кадром остается исследование ценностей участников отношений, находящихся в единой социокультурной среде. Такой ракурс изучения, несомненно, может создать предпосылки для построения общего ценностно-ориентационного пространства образовательной среды, позволит более продуктивно использовать личностные ресурсы участников учебно-воспитательного процесса, окажет положительное влияние на достижения требований государственных стандартов общего и высшего профессионального образования.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить ценностные ориентации обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы, определить динамику изменения ценностного отношения подростков к ряду значимых жизненных сфер.
2. Рассмотреть специфику ценностных ориентаций выпускников педагогических специальностей и работающих педагогов, выявить имеющееся сходство и основные отличия.
3. Оценить степень близости цен-ностно-ориентационных приоритетов указанных участников образовательных отношений.
Объект исследования - ценностные ориентации. Предмет исследования -
содержание и структура ценностных ориентаций обучающихся школы на уровне основного общего образования, молодых специалистов, выбравших педагогическую профессию, и работающих педагогов.
Гипотезы.
1. Подростков характеризует в целом позитивное восприятие значимых социальных ценностей, однако, выраженность ценностного отношения является недостаточно устойчивой. Проживание подростками основных этапов психосоциального развития характеризуется рядом значимых изменений в структуре ценностного отношения.
2. Существует определенная конгруэнтность в ценностно-ориентационных приоритетах участников образовательных отношений. Сходство ценностей выпускников педагогического вуза и работающих педагогов наблюдается в дихотомичности ориентаций одновременно на материальные и духовные ценности.
Выборка. В исследовании приняли участие 700 респондентов, из них школьники - 632 чел., учащиеся 5-9 классов МОУ СШ № 59 г. Ярославля, выпускники Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского - 40 чел. (22 девушки и 18 юношей) и педагоги - 28 специалистов в возрасте от 30 до 45 лет. При формировании такого объема выборки для нас было принципиально важным создание некоторой виртуальной модели ценностно-ориентационного пространства «условной» образовательной организации, в которой может разворачиваться взаимодействие участников образовательных отношений. Количественно она ориентирована на данные статистики МО РФ, представленные в отчетах Минобрнауки России, Росстата и сайте «Статистика Российского образования». Число педагогов, участвовавших в исследовании, определено пропорцией, отраженной в критерии «численность обучающихся приходящихся на одного учителя в дневных общеобразовательных учреждениях», студентов - коли-
чеством выпускников педагогических специальностей, реально выбирающих профессиональную педагогическую деятельность по завершению профессионального обучения и общими тенденциями увеличения числа молодых специалистов в школах за последние годы. Мы постарались максимально учесть соотношение показателей.
Методы.
1. Для изучения ценностных ори-ентаций школьников нами применялся опросник личностного роста (Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов10), направленный на выявление ценностного отношения к ряду значимых объектов. Теоретическая основа опросника базируется на идеях восприятия личностного роста как развития позитивного устойчивого ценностного отношения личности к ряду объектов действительности (Т. Парсонс11), среди которых в современном обществе ценностями могут быть признаны человек, семья, Отечество, Земля, мир, знания, труд, культура (В. А. Караковский12). Именно на изучение отношения к этим объектам и направлена методика; ее 13 шкал выявляют ценностное отношение к миру (семья, отечество, Земля, мир, труд, культура, знания), к самому себе (я-телесное, я-душевное, я-духовное), к другим людям (отношение к человеку «как таковому» рассматривается с точки зрения выраженности позиции гуманизма в противовес жестокости, к человеку «как другому» - исходя из оценки готовности проявлять альтруизм и преодолевать собственную эгоистичность, а отношение к человеку «как иному» оценивает степень толерантности личности). На основании оценки подростками степени своего согласия с предложенными утверждениями (от «-4» - «нет, абсолютно неверно», до «+4» - «несомненно да») производится обработка и делаются
выводы о степени устойчивости отношения к перечисленным объектам. Выбор данного метода диагностики определен рядом оснований. Во-первых, данный опросник в отличие от других применим на всем протяжении подросткового и старшего школьного возраста. Во-вторых, он может быть использован не только для оценки текущего (статичного) состояния ценностных ориентиров подростков, но и для выявления динамики развития личности школьника (его личностного роста или регресса). В-третьих, шкалы данного опросника содержательно соотносятся с основными группами личностных результатов в областях познания, взаимодействия с другими людьми, социального поведения, здорового образа жизни и безопасности поведения, самоопределения, в духовно-нравственной сфере, отслеживание которых обязательно согласно требованиям ФГОС.
2. Для изучения ценностных ориен-таций выпускников педагогического вуза и педагогов использовался опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина, состоящий из 13 шкал, включающих в себя восемь терминальных ценностей (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности) и пять различных сфер жизни (профессиональная, семейная, общественная, обучения и образования, увлечений). Теоретическую основу опросника составляет положение М. Рокич о разделении ценностей на две группы: ценности-цели (терминальные), определяющие смысл жизни, самое значимое для субъекта, и ценности-средства (инструментальные) как предпочитаемые способы действия или особенности личности [14]. Методика включает в себя
10 Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / под ред. Н. Л. Селивановой, В. М. Лизинского. М.: АПК и ПРО, 2003. 83 с. URL: http:// www.ekosha.gvarono.ru/metod/mk/m9.pdf (дата обращения: 04.03.2015).
11 Parsons F. Choosing a Vocation. London: Houghton Mifflin, 1909. URL: https://archive.org/details/ choosingvocation00parsuoft (дата обращения: 04.08.2016).
12 Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.
80 утверждений. Для диагностики обоих конструктов (терминальных ценностей и приоритетных жизненных сфер) применяются одинаковые вопросы, что дает возможность для более глубокого анализа полученных данных. Каждое утверждение оценивается по пятибалльной шкале от «неимеющее никакого значения» до «очень значимое и важное».
3. Для анализа и интерпретации полученных данных применены математи-ко-статистические методы обработки данных (описательная статистика, T-критерий Стьюдента).
Результаты исследования
Общие и специфические особенности ценностных ориентаций обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы. Согласно данным, полученным в рамках мониторинга ценностного отношения обучающихся основной школы к ряду значимых объектов, можно сделать выводы об отсутствии у подростков устойчивой системы ценностных ориентиров (табл. 1). С одной стороны, подобная ситуация соответствует возрастным нормам, характеризующим подростковый возраст как критичный, связанный с переоценкой традиционных ценностей и поиском своего места в них, с другой - требует особого внимания педагогов и родителей как субъектов, способных оказать значимое влияние на школьников.
Кроме того, стоит отметить ряд выявленных особенностей. Во-первых, обращают на себя внимание три области ценностей, которые находятся на границе ситуативно-позитивного и устойчиво-позитивного уровней: отношение к семье, Земле, труду. Подчеркнем своеобразную переоценку отношения школьников к семье: для подростков она представляет определенную ценность; сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается ими как естественный, но они полагают, что их будущая семья будет не похожа на ту, в которой они живут сейчас. Критичность по отношению к данному феномену нарастает с возрастом: от 6 до 9 класса значимость оценок снижается (t Стьюдента = 3,33, р < 0,01 - между 5
и 9 классом и I = 4,5, р < 0,01 - между 6 и 9 классом). Относительно отношения подростков к труду отмечается, что только престижная работа вызывает их уважение; хотя «за компанию» они готовы участвовать и в не очень привлекательной работе. Достоверные отличия обнаружены между младшими и старшими подростками (^ = 3,9, р < 0,01 - между 5 и 9 классом и t = 4,6,р < 0,01 - между 6 и 9 классом).
Во-вторых, понимая объективную ценность культурных форм поведения, учащиеся не готовы прикладывать ежедневные усилия к тому, чтобы выглядеть «культурным человеком» и находят оправдание эпизодическим проявлениям хамства, неряшливости, нецензурной брани (по шкале «отношение к культуре» t = 3,4, р < 0,01 - между 7 и 9 классом).
Полученные нами данные согласуются с результатами масштабного социально-психологического исследования 1995-2010 гг., представленными в работе А. С. Буреломовой [23]. Автор обнаруживает серьезную трансформацию жизненных ценностей подростков: снижение значимости ценностей, предполагающих построение долгосрочных перспектив (семейной жизни, материального благополучия и профессиональной деятельности), и отмечает, что ценности, активно декларируемые в качестве приоритетов образовательной политики (возможность творческой деятельности, повышение уровня своего образования и расширение кругозора), оказались наименее значимыми для подростков. Наше исследование лишь частично подтверждает подобные выводы: мы склонны говорить не о ма-лозначимости этих аспектов, а о неустойчивости отношения к данным жизненным сферам.
В-третьих, можно обозначить некоторую трансформацию субъект-субъектных отношений; отношение к человеку «как другому» изменяется с возрастом: шестиклассники демонстрируют более устойчивое стремление помочь другим людям, а к 9 классу тенденции критичности и категоричности нарастают, проявляется все больше негативных оценок ^ = 5,5,р < 0,01).
Т а б л и ц а 1. Сравнительный анализ ценностного отношения значимых жизненных сфер
T a b l e 1. Comparative study of value-based attitude of students to spheres
обучающихся к ряду several significant life
Характер отношений школьника / Type of value-oriented attitudes of a high school student 5 класс/ 5 grade 6 класс/ 6 grade 7 класс / 7 grade 8 класс/ 8 grade 9 класс/ 9 grade
к семье / to family 16,27 17,67 16,93 15,23 12,57
к Отечеству / to homeland 12,21 13,04 12,47 11,43 7,039
к Земле (природе) / to Earth (nature) 13,22 17,1 16,84 13,47 10,24
к миру / to the world 7,53 9,12 7,74 5,89 6,49
к труду / to work 12,96 16,68 17,26 15,21 14,92
к культуре / to culture 10,02 12,95 13,17 10,01 9,45
к знаниям / to knowledge 8,69 11,51 8,58 7,72 8,92
к человеку как таковому / to man 6,62 8,19 7,92 5,583 4,94
perse
к человеку как другому / to person as 12,17 15,33 13,02 11,59 9,942
another person
к человеку как иному / to person as 3,73 6,43 6,79 4,69 4,291
a stranger
к своему телесному «я» / to one's own 14,29 14,85 14,81 12,61 10,75
body ego
к своему внутреннему миру / to one's -2,06 -1,52 -1,85 -0,58 -0,09
own inner world
к своему духовному «я» / to one's own 4,29 6,64 7,84 8,21 7,43
spiritual self
В-четвертых, среди особенностей идентичности и Я-концепции обучающихся явно проявляется, что самая напряженная ситуация складывается с оценкой собственной личности, наиболее активно формирующейся именно в подростковый период. В отношении к своему «духовному Я» опрошенные школьники признают объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в повседневности предпочитают руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами (t = 4,4, р < 0,01 - между 5 и 8 классом). Объективно ими понимается важность здорового образа жизни, но субъективная ценность его не слишком высока и уменьшается с возрастом (по шкале «отношение к Я-телесному» t = 6,9, р < 0,01 - между 6 и 9 классом). Полученные данные об общем позитивном восприятии ценности здоровья подростками соотносятся с результатами исследований других авторов, относящих данную категорию
к первой тройке рейтинга ценностей [23]. Однако нами доказана ситуатив-ность оценки данной позиции.
Подчеркнем, что выявленная неустойчивость системы ценностных отношений современных подростков отражает ситуацию серьезных социальных изменений, в которых она формируется. Это, в свою очередь, ведет к трансформации тех ценностных оснований, на которых базируется самоопределение школьников относительно самих себя и собственных жизненных перспектив. В связи с этим возникает вопрос о стоящих перед педагогами задачах создания в образовательном учреждении условий для формирования и стабилизации у подростков системы значимых жизненных ценностей. На наш взгляд, решение подобных задач необходимо начинать с прояснения системы ценностных ориентиров самих педагогических работников. Так, А. С. Буреломова выявила снижение значимости идеальных ценностей, свя-
занных с саморазвитием, повышением общего культурного уровня, и доминирование таких инструментальных ценностей, как исполнительность, добросовестность и дисциплинированность как у подростков, так и у их учителей [23]. У нас возник вопрос о специфике современной педагогической позиции, что и обусловило второе направление исследования.
Общие и специфические особенности ценностных ориентаций выпускников педагогического вуза и педагогов. Анализ результатов этапа оценки ценностных ориентаций выпускников педагогического университета, мотивированных на работу по специальности, позволяет зафиксировать, что достоверных отличий между оценками девушек и юношей в данном отношении не выявлено. На первом месте у обеих групп -ценность «развитие себя»; второе место распределено между ценностями «достижения», «духовное удовлетворение», «активные социальные контакты», далее следуют ценностные ориентиры на сохранение собственной индивидуальности, высокое материальное положение, креативность, собственный престиж. При этом есть достоверные отличия по представленности ценностей в различных сферах жизни человека (по сфере «обучение и образование» значение у девушек выше (табл. 2)). На этом основании мы можем предположить, что потребность в непрерывном образовании и постоянном совершенствовании в области будущей профессиональной
деятельности у девушек представлена целостней, чем у юношей. Следовательно, необходимо обозначить важность дополнительного комплекса мер по мотивации молодых людей на постоянное образование и самообразование при профессиональной подготовке.
Есть основания считать, что совпадение ценностных ориентаций создает условия для сплоченности профессиональной группы. С целью проверки степени соответствия ценностных ориентиров двух групп профессионального педагогического сообщества, практикующих педагогов и будущих молодых специалистов нами произведено сравнение данных их диагностики. Кроме того, принимая во внимание данные исследований В. А. Янчука, Е. И. Сапего о том, что одним из универсальных способов профилактики профессиональной деформации у педагогов являются проявления жизненной активности в разных областях и сферах жизнедеятельности [24], для нас встал вопрос, а существуют ли эти проявления в современной системе ценностей у педагогов и студентов и имеются ли отличия?
Последующий анализ полученных результатов позволяет зафиксировать, что достоверные отличия имеются по терминальным ценностям между работающими педагогами и студентами выпускного курса педагогических специальностей (табл. 3) и по представленности ценностей в различных сферах жизни человека (в сфере «увлечения» значение у студентов выше - t = 2,9,р < 0,05).
Т а б л и ц а 2. Сравнительный анализ представленности ценностей в различных сферах жизни у девушек и юношей, выпускников педагогических специальностей
T a b l e 2. Comparative analysis of representativity of values in different life spheres among young people, graduates of teachers' training institutions
Различные сферы жизни субъекта / Various life spheres of a subject Профессиональная жизнь / Sphere of professional life Обучение и образование / Sphere of training and education Семейная жизнь / Sphere of family life Общественная жизнь / Sphere of public life Увлечения / Sphere of hobbies
Юноши / Young men 58,0 55,0 52,28 54,33 55,56
Девушки / Young women 58,68 61,32 54,73 55,64 53,95
Т-критерий / T-criterion -0,676 -2,813 -0,847 -1,025 -0,065
240 ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Т а б л и ц а 3. Сравнительный анализ преобладающих терминальных ценностей у работающих педагогов и выпускников педагогических специальностей
T a b l e 3. Comparative analysis of predominant core values among teaching staff and graduates of teachers' training institutions
Терминальные ценности / Core values
Собственный престиж / Own prestige
Высокое
матери-
альное Креа-
положе- тив-
ние / ность /
High Creativ-
material ity
afflu-
ence
35,7 33,28
32,82 30,75
Актив-
ные социальные контакты / Active social inter- Развитие себя / Self develop-ment Достижения / Achievements Духовное удовлетворение / Spiritual gratification
course
35,4 36,93 36,63 36,5
32,21 32,82 31,64 34,04
Сохранение собственной индивидуальности / Preservation of one's own personality
Студенты / Students Педагоги / Teaching staff Т-крите-рий / T-criterion
32,68
29,18
1,6
1,248
1,446
1,877
2,655 2,94
1,955
34,13
29,29
2,668
Полученные нами результаты сопоставимы с данными современных исследований, выявившими, что ведущими ценностями для будущих учителей являются здоровье, любовь, уверенность в себе, наличие друзей, свобода и материально обеспеченная жизнь, а наименьшими по значимости признаются креативность, творческая деятельность, счастье других людей, общества, развлечения, красота природы и искусства [25; 26].
Изученная нами выборка педагогического сообщества, с одной стороны, расценивает материальный достаток как одно из условий жизненного благополучия, детерминирующее в данном случае повышение уровня самооценки и чувства собственной значимости. Возможно, именно это обстоятельство обусловливает трудности с получением морального удовлетворения от своей работы, недооценкой перспектив будущего, связанных с собственным престижем, стремлением завоевать признание в обществе. С другой, приоритет духовного удовлетворения предполагает стремление повышать уровень образования и квалификации, познавать
больше, получая от этого моральное удовлетворение. При этом не представлена в полной мере такая ценность, как креативность, подразумевающая реализацию творческих возможностей, стремление к разнообразным изменениям во всех сферах жизнедеятельности. Таким образом, можно говорить о некоторой противоречивости и несогласованности ценностных ориентаций, которая имеется не только у выпускников, но и у работающих педагогов.
Достоверные отличия в двух выборках получены по ценностям «развитие себя, достижения, сохранение собственной индивидуальности», по которым среднее значение у студентов выше. Это позволяет предполагать, что при наличии сходных ценностей молодые специалисты с большим удовольствием готовы заниматься самообразованием, развивать способности и возможности, стремиться к достижениям как собственным, так и своих учеников. Сохранение собственной индивидуальности, уникальности и неповторимости, некоторый антагонизм с общепринятыми мнениями и убеждениями является в целом соответствующим критерием адаптации на
начальных этапах профессиональной деятельности. Однако высокая значимость вышеуказанной ценности может делать молодых учителей чрезмерно восприимчивыми и чувствительными к критике коллег и руководства, провоцировать сложности с принятием советов и помощи.
Таким образом, установленная авторами специфика ценностно-ориен-тационных выборов обучающихся 5-9 классов определяет динамику изменения их отношения к ряду значимых жизненных сфер и может служить ориентиром в построении программы воспитания и социализации подростков на протяжении их обучения на уровне основного общего образования, а также способом оценки результативности работы педагогического коллектива в отношении формирования условий для развития совокупности личностных результатов выпускников на данной образовательной ступени.
Выявленная выраженная потребность в самообразовании и саморазвитии у молодых специалистов позволяет по-новому оценить ресурсы внутренних детерминант непрерывного образования и дальнейшей профессионализации мышления специалистов системы образования.
Обсуждение и заключение
Проведенная нами работа позволила выделить следующие социально-психологические аспекты соотношения ценностных ориентаций школьников, выпускников педагогических специальностей и педагогов:
1. Существует определенная конгруэнтность ценностно-ориентационного пространства участников образовательных отношений в современной школе:
- сходство между педагогическим сообществом и школьниками наблюдается в приоритете ценностей, связанных с самопознанием и познанием окружающего мира, саморазвитием;
- между студентами, будущими педагогами, и обучающимися сходство выражено в недостаточной нацеленности их на образование и самообразование, а также в определенном диссонансе
внутри ценностного отношения к собственной личности;
- отличия между педагогическим сообществом и обучающимися наблюдаются в приоритете у школьников ценностей, связанных с семьей, экологическим сознанием, культурой, Отечеством, у педагогов и выпускников вуза - в высоком значении ценностей духовного удовлетворения, материального положения, низком - собственного престижа, креативности.
2. Изучение ценностно-смысловых ориентиров центральных участников образовательных отношений может стать залогом построения единой целенаправленной системы работы по формированию ценностных предпочтений детей и юношества в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в ориентире на актуальный общественный запрос.
3. Выявление конгруэнтности в цен-ностно-ориентационных приоритетах участников образовательных отношений может стать социально-психологическим основанием для построения работы, направленной на создание условий по формированию системы личностных результатов обучающихся в соответствии с актуальной социальной ситуацией и требованиями образовательных стандартов. Соответственно, постановка вопроса о необходимости мониторинга степени согласованности ценностно-ориентацион-ного пространства образовательной среды должна быть признана значимой.
Используемый в работе подход может стать основой и для организации эмпирических исследований, в том числе в аспекте определения специфики цен-ностно-ориентационного поля обучающихся с особыми образовательными потребностями, оценки степени стабильности ценностных выборов педагогов на различных этапах профессионализации, а также в направлении соотнесения выявленных предпочтений с позицией родительского коллектива как совокупного субъекта учебно-воспитательного процесса, значимо влияющего на формирование системы ценностей школь-
ников. Это, в свою очередь, позволит заложить основу для разработки модели целенаправленного влияния на процесс формирования ценностно-ориентацион-ного пространства различных участников образовательных отношений в контексте единого социокультурного пространства.
Представленные в публикации результаты имеют практическую значимость, связанную с повышением качества и устранением дефицитов в современной системе образования в направлении достижения совокупности
образовательных результатов школьников согласно объективным требованиям ФГОС. Затронутая проблематика может получить свое развитие как в построении психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в частности при определении целевых ориентиров «Программы развития» образовательного учреждения, так и в организации учебного процесса студентов психолого-педагогических специальностей при планировании программ их учебной и производственной практики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Серафимович И. В., Беляева О. А., Баранова Ю. Г. Социально-психологическое взаимодействие участников образовательного процесса в обеспечении условий для формирования и развития личностных результатов школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 1. С. 312-316. URL: http://napravo.ru/zhurnal-ani-pedagogika-i-psihologiya-journal-asr-pedagogy-and-psychology (дата обращения: 23.04.2018).
2. Серафимович И. В., Баранова Ю. Г., Куликова С. Ю. К вопросу об особенностях социально-психологического сопровождения процессов формирования и развития личностных результатов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 262-268. URL: http://napravo.ru/ zhurnal-ani-pedagogika-i-psihologiya-journal-asr-pedagogy-and-psychology (дата обращения: 23.04.2018).
3. АлексееваЕ. Д. Современные технологии предвидения профессионального будущего человека // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 78-81. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/ article/1298/11.pdf (дата обращения: 23.04.2018).
4. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в условиях улучшения экономической ситуации в российском обществе в 2003-2006 гг. // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 4. C. 9-17. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv-2017-%E2%84%964-Zhuravleva.pdf (дата обращения: 23.04.2018).
5. Карбанович О. В. Профессионально-образовательный кластер как детерминанта развития профессиональных ценностей будущего учителя // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 2. С. 49-50. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=877 (дата обращения: 23.04.2018).
6. Nguyen T. T., Deci E. L. Can it be Good to Set the Bar High? The Role of Motivational Regulation in Moderating the Link from High Standards to Academic Well-Being // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 45. Pp. 245-251. DOI: 10.1016/j.lindif.2015.12.020
7. Белякова С. Г. Ценностные ориентации учащихся в современных социокультурных условиях общеобразовательной школы // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. C. 40-44. URL: http:// www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2013_03.pdf (дата обращения: 23.04.2018).
8. Столбова Е. А. Профориентация старших подростков на педагогические специальности в условиях дополнительного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 10. С. 80-84. URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2016/2016_10.pdf (дата обращения: 23.04.2018).
9. Асташова Н. А., Макарова Е. А. Концептуальная модель развития профессиональных ценностей будущих учителей // Дискуссия. 2015. № 1 (53). С. 87-95. URL: https://www.journal-discussion.ru/ vypuski-zhurnala/vypusk-nomer-53-yanvar-2015/statya-1516 (дата обращения: 23.04.2018).
10. BozkurtE., TelM. Opinions and Perceptions of Physical Education Students about Value Education // Educational Research and Reviews. 2016. Vol. 11, Issue 20. Pp. 1918-1924. DOI: 10.5897/ERR2016.2870
11. An Evaluation of Class-Teachers' Roles in Transferring Values / M. A. Ozdilekler [et al.] // Quality & Quantity. 2018. Vol. 52. Pp. 1043-1058. DOI: 10.1007/s11135-017-0556-x
12. Motivation, Learning Strategies, and Performance in Physical Education at Secondary School / S. O. Ulstad [et al.] // Advances in Physical Education. 2016. Vol. 6, No. 1. Pp. 27-41. DOI: 10.4236/ ape.2016.61004
13. Воронина Л. В., Бывшева М. В. Опыт организации школьно-университетского партнерства при подготовке педагогов (бакалавриат с направленностью (профилем) «Педагог начального общего образования» в ФГБОУ ВО УрГПУ) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 1. С. 94-103. DOI: 10.17759/psyedu.2018100109
14. BorgI., BardiA., SchwartzS. H. Does the Value Circle Exist Within Persons or Only Across Persons? // Journal of Personality. 2017. Vol. 85, Issue 2. Pp. 151-162. DOI: 10.1111/jopy.12228
15. Gibbs J. C. Moral Development and Reality: Beyond the Theories of Kohlberg, Hoffman, and Haidt. New York: Oxford University Press, 2014. 384 p. DOI: 10.4135/9781452233604
16. Ramos V. Transitions to Adulthood and Generational Change in Portugal // Societies. 2018. Vol. 8, Issue 2. P. 21. DOI: 10.3390/soc8020021
17. Moral Judgment Development Across Cultures Evisiting Kohlbergs Universality Clairns / J. C. Gibbs [et al.] // Developmental Review. 2007. Vol. 27, No. 4. Pp. 443-500. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ778927 (дата обращения: 23.04.2018).
18. Philipps J. A Global Generation? Youth Studies in a Postcolonial World // Societies. 2018. Vol. 8, Issue 1. P. 14. DOI: 10.3390/soc8010014
19. The Big Five Personality Factors and Personal Values / S. Roccas [et al.] // Personality and Social Psychology Bulletin. 2002. Vol. 28, No. 6. Pp. 789-801. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/downl oad?doi=10.1.1.868.1460&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 23.04.2018).
20. RosM., Schwartz S. H., Surkiss S. Basic Individual Values, Work Values, and the Meaning of Work // Applied Psychology: An International Review. 1999. Vol. 48, Issue 1. Pp. 49-71. DOI: 10.1111/j.1464-0597.1999.tb00048.x
21. Baron J. Individual Mental Abilities vs. the World's Problems // Journal of Intelligence. 2018. Vol. 6, Issue 2. P. 23. DOI: 10.3390/jintelligence6020023
22. Kaufman J. Creativity as a Stepping Stone Toward a Brighter Future [Электронный ресурс] // Journal of Intelligence. 2018. Vol. 6. URL: https://www.scilit.net/article/315a6e39c5654d90a331ad6a073 384d3 (дата обращения: 23.04.2018).
23. Собкин В. С., Буреломова А. С. Кросскультурный анализ ценностных ориентаций современных подростков // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 100-112. URL: http://psyjournals.ru/ social_psy/2012/n1/50081.shtml (дата обращения: 23.04.2018).
24. Янчук В. А., Сапего Е. И. Диалогическая интердетерминация в психологической феноменологии: пример профессиональной деформации педагогов // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 459-476. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.459-476
25. МилаковаВ. В. Конкурентоспособность и альтруизм в личности специалиста социономической профессии помогающей практики // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Cер.: Психологические науки «Акмеология образования». 2007. № 1. С. 22-25.
26. Тихонина С. А., Винникова Е. В. Социокультурная среда образовательной организации как основа формирования позитивных ценностных ориентаций молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 11. С. 66-70. URL: http://online-science.ru/userfiles/ file/k19hrkg43ruleyceta2rdwsajgynvdpk.pdf (дата обращения: 23.04.2018).
Поступила 03.11.2018; принята к публикации 03.12.2018; опубликована онлайн 28.06.2019.
Об авторах:
Серафимович Ирина Владимировна, проректор по организационно-методической деятельности ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0740-5145, Researcher ID: I-5263-2015, iserafimovich@yandex.ru
Беляева Ольга Алексеевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушин-ского» (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1524-0803, Researcher ID: T-8091-2018, olga-alekseevna@mail.ru
Заявленный вклад авторов:
Серафимович Ирина Владимировна - формирование общего замысла и концепции исследования; сбор и систематизация данных; обобщение результатов исследования и формулирование выводов по выборке студентов педагогических вузов и педагогов.
Беляева Ольга Алексеевна - соучастие в формировании общего замысла и концепции исследования; теоретический анализ литературы; сбор и систематизация данных; обобщение результатов исследования и формулирование выводов по выборке обучающихся.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Serafimovich I.V., Belyaeva O.A., Baranova Yu.G. Social and Psychological Interaction of School Community Enabling Appropriate Conditions for Schoolchildren's Personal Results Development. Azimut nauchnykh issledovaniy: Pedagogika i psikhologiya = Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018; 7(1):312-316. Available at: http://napravo.ru/zhurnal-ani-pedagogika-i-psihologiya-journal-asr-pedagogy-and-psychology (accessed 23.04.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
2. Serafimovich I.V., Baranova Yu.G., Kulikova S.Yu. Special Aspects of Psychosocial Support of Personal Goals Setting and Development. Azimut nauchnykh issledovaniy: Pedagogika i psikhologiya = Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2016; 5(2):262-268. Available at: http://nap-ravo.ru/zhurnal-ani-pedagogika-i-psihologiya-journal-asr-pedagogy-and-psychology (accessed 23.04.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
3. Alekseeva E.D. Modern Foresight Technologies of the Professional Future of the Person. Pedagog-icheskoye obrazovaniye v Rossii = Pedagogical Education in Russia. 2016; (8):78-81. Available at: http:// journals.uspu.ru/attachments/article/1298/11.pdf (accessed 23.04.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
4. Zhuravleva N.A. Value Orientations of Personality in Terms of Increasing of Economic Situation in Russian Society AT 2003-2006. Gumanitarnyy nauchnyy vestnik = Humanitarian Scientific Bulletin. 2017; (4):9-17. Available at: http://naukavestnik.ru/doc/gv-2017-%E2%84%964-Zhuravleva.pdf (accessed 23.04.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
5. Karbanovich O.V. Professional-Educational Cluster as a Determinant of the Development of Professional Values of Future Teacher. Nauchnoye obozreniye. Pedagogicheskiye nauki = Scientific Review. Pedagogical Sciences. 2015; (2):49-50 Available at: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=877 (accessed 23.04.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
6. Nguyen T.T., Deci E.L. Can it be Good to Set the Bar High? The Role of Motivational Regulation in Moderating the Link from High Standards to Academic Well-Being. Learning and Individual Differences. 2016; 45:245-251. (In Eng.) DOI: 10.1016/j.lindif.2015.12.020
7. Belyakova S.G. Students' System of Values in Modern Cultural and Social Conditions of General High School. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka = Scientific Review. Pedagogical Sciences. 2013; (3):40-44. Available at: http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2013_03.pdf (accessed 23.04.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
8. Stolbova E.A. Professional Orientation in the Teaching Profession in Conditions of Further Education. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta = Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2016; (10):80-84. Available at: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2016/2016_10.pdf (accessed 23.04.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
9. Astashova N.A., Makarova E.A. Concept Model of Future Teachers' Professional Values Development. Diskussiya = Discussion. 2015; (1):87-95. Available at: https://www.journal-discussion.ru/vypuski-zhurnala/ vypusk-nomer-53-yanvar-2015/statya-1516 (accessed 23.04.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
10. Bozkurt E., Tel M. Opinions and Perceptions of Physical Education Students about Value Education. Educational Research and Reviews. 2016; 11(20):1918-1924. (In Eng.) DOI: 10.5897/ERR2016.2870
11. Özdilekler M.A., Altinay F., Altinay Z., Dagli G. An Evaluation of Class-Teachers' Roles in Transferring Values. Quality & Quantity. 2018; 52:1043-1058. (In Eng.) DOI: 10.1007/s11135-017-0556-x
12. Ulstad S.O., Halvari H., S0reb0 0., Deci E.L. Motivation, Learning Strategies, and Performance in Physical Education at Secondary School. Advances in Physical Education. 2016; 6(1):27-41. (In Eng.) DOI: 10.4236/ape.2016.61004
13. Voronina L.V., Byvsheva M.V. Experience of "USPU" in Organization of School and University Partnerships in Training Teachers (Basic Professional Educational Program "Teacher of Primary General Education") [Elektronic recourse]. Psihologo-pedagogicheskiye issledovaniya = Psychological-Educational Studies. 2018; 10(1):94-103. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.17759/psyedu.2018100109
14. Borg I., Bardi A., Schwartz S.H. Does the Value Circle Exist Within Persons or Only Across Persons? Journal of Personality. 2017; 85(2):151-162. (In Eng.) DOI: 10.1111/jopy.12228
15. Gibbs J.C. Moral Development and Reality: Beyond the Theories of Kohlberg, Hoffman, and Haidt. New York: Oxford University Press; 2014. 384 p. (In Eng.) DOI: 10.4135/9781452233604
16. Ramos V. Transitions to Adulthood and Generational Change in Portugal. Societies. 2018; 8(2):21. (In Eng.) DOI: 10.3390/soc8020021
17. Gibbs J.C., Basinger K.S., Grine R.L., Snarey J.R. Moral Judgment Development Across Cultures Evisiting Kohlbergs Universality Clairns. Developmental Review. 2007; 27(4):443-500. Available at: https:// eric.ed.gov/?id=EJ778927 (accessed 23.04.2018). (In Eng.)
18. Philipps J. A Global Generation? Youth Studies in a Postcolonial World. Societies. 2018; 8(1):14. (In Eng.) DOI: 10.3390/soc8010014
19. Roccas S., Sagiv L., Schwartz S.H., Knafo A. The Big Five Personality Factors and Personal Values. Personality and Social Psychology Bulletin. 2002; 28(6):789-801. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/ viewdoc/download?doi=10.1.1.868.1460&rep=rep1&type=pdf (accessed 23.04.2018). (In Eng.)
20. Ros M., Schwartz S.H., Surkiss S. Basic Individual Values, Work Values, and the Meaning of Work. Applied Psychology: An International Review. 1999; 48(1):49-71. DOI: 10.1111/j.1464-0597.1999.tb00048.x
21. Baron J. Individual Mental Abilities vs. the World's Problems. Journal of Intelligence. 2018; 6(2):23. (In Eng.) DOI: 10.3390/jintelligence6020023
22. Kaufman J. Creativity as a Stepping Stone Toward a Brighter Future. Journal of Intelligence. 2018; 6. Available at: https://www.scilit.net/article/315a6e39c5654d90a331ad6a073384d3 (accessed 23.04.2018). (In Eng.)
23. Sobkin V.S., Burelomova A.S. Cross-Cultural Analysis of Value Orientations in Contemporary Adolescents. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo = Social Psychology and Society. 2012; (1):100-112. Available at: http://psyjournals.ru/social_psy/2012/n1/50081.shtml (accessed 23.04.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
24. Yanchuk V.A., Sapego E.I. Dialogical Interdetermination in Psychological Phenomenology of Education: an Example of Teachers' Professional Deformation. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 21(3):459-476. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.459-476
25. Milakova V. V. [Competitiveness and Altruism in the Personality of the Specialist of the Socionomic Profession of Helping Practice]. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Ser.: Psikhologicheskiye nauki «Akmeologiya obrazovaniya» = Nekrasov Kostroma State University Bulletin. Series: Psychological Sciences "Acmeology of Education". 2007; (1):22-25. (In Russ.)
26. Tikhonina S.A., Vinnikova E.V. Socio-Cultural Environment of the Educational Organization as the basis of a Positive Value Orientations of Young People. Gumanitarnyye, sotsialno-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki = Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. 2017; (11):66-70. Available at: http://online-science.ru/userfiles/file/k19hrkg43ruleyceta2rdwsajgynvdpk.pdf (accessed 23.04.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
Submitted 03.11.2018; revised 03.12.2018; published online 28.06.2019.
About the authors:
Irina V. Serafimovich, Vice-Rector for Organizational and Methodological Work of Education Development Institute of Yaroslavl Region (16 Bogdanovich St., Yaroslavl 150014, Russia), Ph.D. (Psychology), Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0740-5145, Researcher ID: I-5263-2015, iserafimovich@yandex.ru
Olga A. Belyaeva, Senior Lecturer of Chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (108/1 Respublikanskaya St., Yaroslavl 150000, Russia), Ph.D. (Psychology), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1524-0803, Researcher ID: T-8091-2018, olga-alekseevna@mail.ru
Contribution of the authors:
Irina V. Serafimovich - participation in formation of the general concept and research conception; data collection and systematization; generalization of research results and drawing conclusions on sample of students of education and teachers.
Olga A. Belyaeva - participation in formation of the general concept and research conception; theoretical analysis of literature; data collection and systematization; generalization of research results and drawing conclusions on sample of students.
All authors have read and approved the final manuscript.